Развитие быстроты у учащихся начальной школы

В начальной школе игровая деятельность по-прежнему остается одной из ключевых. Она позволяет развивать не только моторику и стимулировать умственное развитие, но и развивать скорость реакции. Именно быстрота считается одним из показателей высокой физической активности. Однако, с развитием информационных технологий, дети уже в начальной школе заметно снижают уровень физической активности, заменяя прогулки и игры на планшеты и ноутбуки. В этой связи остро встает проблема физического развития в целом и быстроты в частности.

Статьи по теме
Искать по теме

Быстрота, как физическое качество

Развитие быстроты у учащихся начальной школы

Физическое воспитание играет не только важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и предает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоническому развитию личности ребенка. Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.

Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС. Сенситивные периоды развития физических способностей у детей (по В.П. Филину В, А.А. Гужаловскому, В.И. Волкову, В.И. Ляху В.) приведены в таблице ниже.

Сенситивные периоды развития физических способностей у детей (по В.П. Филину В, А.А. Гужаловскому, В.И. Волкову, В.И. Ляху В.)

Физические качества

Возрастные периоды

Мальчики

Девочки

Быстрота движений

с 7 до 9 лет

7-9, 10-11

Быстрота реагирования

с 7 до 14 лет

с 7 до 13 лет

Максимальная частота движений

с 4 до 6, с 7 до 9 лет

4-6, 7-9 лет

Сила

13-14, 17-18 лет

10-11, 16-17 лет

Скоростно-силовые качества

14-15 лет

с 9 до 12 лет

Выносливость аэробная (общая)

8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет

9-10, 11-12 лет

Выносливость силовая (динамическая)

11-13, 15-16 лет

с 9 до 12 лет

Выносливость скоростная*

после 12 лет

после 12 лет

Гибкость

с рождения до 13-14 лет

с рождения до 13-14 лет

Координационные способности

с 7 до 11-12 лет

с 7 до 11-12 лет

Способность к ориентированию в пространстве

с 7 до 10, 13-15 лет

7-10, 13-15 лет

Способность к динамическому равновесию

в 15 лет

в 17 лет

Способность к перестроению двигательных действий

7-11, 13-14, 15-16 лет

с 7 до 11-12 лет

Способность к ритму

7-13 лет

с 7 до 11 лет

Способность к расслаблению

10-11, 14-15 лет

10-12, 14-15 лет

Точность

10-11, 14-15 лет

10-11, 14-15 лет

Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девочки обгоняют мальчиков на 1-2 года.

Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам. В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость. В ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени, с давних пор особо выделяют быстроту.

Быстрота проявляется в следующих формах:

  1. скрытый период двигательной реакции,
  2. темп движений и их точность во времени,
  3. скорость перемещения отдельных звеньев тела в пространстве.

К ней относят, во-первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Первую способность условно принято называть "быстротой двигательных реакций", вторую – "быстротой движений".

Исследования, особенно проведенные в последние 10-летия, дает все больше оснований считать, что, по крайней мере, некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга (например, время простой двигательной реакции и темп воспроизведения движения).

Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение практически для любой профессиональной деятельности, связанной с выполнением каких-либо двигательных действий.

В современной науке о физической культуре различают быстроту движений и быстроту двигательной реакции. Быстрота движений измеряется скоростью отдельного движения и частотой движений в единицу времени. Быстрота двигательной реакции оценивается во времени, проходящем с момента появления сигнала (раздражителя) до начала ответных действий.

где V – скорость перемещения, S – пройденный путь, t – время, затраченное на его преодоление.

Сила и выносливость относятся к важнейшим физическим качествам, определяющим быстроту. Очень значимый физиологический фактор, обусловливающий проявление быстроты, – это подвижность нервных процессов в центральной нервной системе, скорость смены в корковых центрах возбуждения и торможения, определяющая темп чередования процессов сокращения и расслабления в мышцах. Существенную роль в быстроте движений играют также определенные функциональные свойства мышц, зависящие, в свою очередь, от их биохимического состава и возможностей быстротечных превращений химической энергии в механическую в анаэробных условиях. При относительно продолжительной работе быстрота обусловлена также степенью врабатываемости вегетативных систем и степенью их функционирования.

В отличие от собственно двигательных действий, "двигательной реакцией", принято называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию, и заканчивается с началом ответных движений, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому. В соответствии с этим временные параметры таких реакций определяют обычно по так называемому латентному (скрытому) времени реакции, которое измеряют с помощью специальных хронометрических устройств от момента появления сигнала до момента начала двигательного действия; в тех случаях, когда реагирование происходит по ходу двигательной деятельности на изменение ее ситуации, аналогичным показателем является время от момента возникновения новой ситуации до начала ответного действия.

Отдельно следует выделить трактовку понятия "простая двигательная реакция". Под ней подразумевается реакция, характеризующаяся заранее известным ответом на заранее обусловленный сигнал. В качестве примера можно привести следующее: начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве.

К сложным двигательным реакциям относятся, в частности, реакции выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации) и реакции на движущийся объект (РДО) – реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например мяч, шайбу. В играх, подготовительных к ним и многих других упражнениях требуется реагировать одновременно как с выбором, так и на движущий объект. Время таких реакций, естественно, превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа.

В рамках данного исследования нужно отметить, что быстрота рассматривается и как способность, определяющая скоростные характеристики движений. О ее внешних проявлениях чаще всего судят по скорости отдельных движений и темпу движений, циклически воспроизводимых в пределах заданного времени. Эти показатели, однако, отражают не только быстроту, но также силовые и другие двигательные способности, поэтому оценивать ее по данным показателям можно лишь условно.

Специфика быстроты как способности, определяющей скоростные характеристики движений, заключается в особенностях личностнопсихологических, центрально-нервных и нервно-мышечных факторов, обеспечивающих скоротечность двигательных действий.

Быстроту подразделяют на:

  • Общую – способность выполнять любое движение и действие с достаточной быстротой.
  • Специальную – способность выполнять с очень большой скоростью соревновательного упражнения, его элементы и части.

Основными факторами для развития быстроты являются:

  • развитие мышечной силы;
  • овладение правильной рациональной техникой движений;
  • совершенствование в требуемом направлении деятельности центральной нервной системы.

Г.А. Годик и В.М. Зациорский, осуществив факторный анализ структурной основы быстроты в лабораторном эксперименте, установили, что быстрота не является целостным качеством. Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой. Исходя из этого, авторы рассматривают термин "быстрота движений" как недостаточно конкретный и предлагают новое определение – "скоростные качества".

В.И. Лях и Ю.Д. Железняк, под быстротой понимают возможности человека, обеспечивающих ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Н.В. Зимкин, под понятием быстроты определяется способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат.

Н.Г. Озолин говорил, что быстрота зависит от волевых усилий, от соответствующих функции нервной системы и ее состояния, от сократительных свойств мышц, их силы и эластичности, от подвижности в суставах, от совершенствования спортивной техники.

По мнению В.И Ляха, для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д. Однако надо иметь в виду, что скорость в сложно координированных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения двигательным действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять. Задачи развития скоростных способностей решают в тесной взаимосвязи с задачами развития координационных и скоростных способностей (особенно в младшем и среднем школьном возрасте), а также с задачами развития силовых способностей, скоростной, силовой и координационной выносливости.

Быстрота является объектом различных научных исследований. Отдельно следует выделить физиологические, биохимические и морфологические основы быстроты. Итак, латентное время реакции слагается из пяти составляющих:

  1. появление возбуждения в рецепторе,
  2. передача возбуждения в центральную нервную систему,
  3. переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала,
  4. проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце,
  5. возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз.

Н. А. Бернштейн указывал на то, что движения, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных. Наиболее существенное различие заключается в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные коррекции по ходу выполнения: рефлекторное кольцо не успевает сработать С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях.

В очень быстрых и выполненных с высокой частотой движениях, например в спринтерском беге, мышцы работают лишь в крайних точках полной амплитуды движения. Какому-либо сегменту тела сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов и сегменту придается ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц настолько кратковременна, что мышца не успевает за этот период заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме, и чем больше скорость, тем ближе к изометрическому режим работы. Эффекторная импульсация центральной нервной системы в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных "залпов" разрядов мотонейронов. Особую значимость приобретает распределение этих "залпов" во времени таким образом, чтобы произошло полное использование внутреннего напряжения мышц при по существу изометрических условиях.

Принято считать, что быстрота, в особенности если она выражается в максимальной частоте движений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т. е. от подвижности нервных процессов [14].

С биохимической точки зрения качество быстроты зависит от содержания аденозина трифосфата (АТФ) в мышцах и скорости ее расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае почти исключительно за счет анаэробных механизмов: фосфокреатинового и гликолитического [12].

Общая задача в многолетнем воспитании быстроты состоит:

  • в реализации возможностей направленного развития их соответственно требованиям жизненной практики и закономерностям всестороннего совершенствования двигательных качеств;
  • в обеспечении при этом минимизации времени экстренных двигательных реакций и движений, совершаемых с максимальной скоростью.

В рамках базового физического воспитания быстрота конкретизируется в ряде частных задач, связанных с программными требованиями по выполнению основных общедоступных нормативов в скоростных и скоростно-силовых упражнениях, таких как бег на короткие дистанции, прыжки, метания. А также по освоению комплексных форм двигательной деятельности, характеризующихся динамичной и внезапной сменой ситуации (элементарные подвижные и спортивные игры, единоборства).

Таким образом, по многочисленным исследованиям, осуществленным отечественными и зарубежными специалистами, быстрота-это физическое качество, которое весьма трудно поддается развитию. Из всех ее форм проявления наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных актов, хотя она только косвенно характеризует быстроту человека.

Развитие быстроты у учащихся начальных классов

С физиологической точки зрения быстрота зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

  • возникновения возбуждения в рецепторе, участвующем в восприятии сигнала;
  • передачи возбуждения в центральную нервную систему;
  • перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирование эфферентного сигнала;
  • проведения последнего от центральной нервной системы к мышце;
  • возбуждения мышцы и появления в ней механической активности.

Несомненно, что на скоростные способности свой отпечаток наложили личностно-психологические факторы: мотивация, проявление воли, эмоции. На разные виды скоростных способностей эти факторы влияют не одинаково – в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, уровня скоростной подготовленности.

Генетические исследования свидетельствуют, что рассматриваемые нами двигательные способности существенно зависят от генотипа. По данным исследований простой реакции примерно на 60-80% определяется наследственностью. Средне сильное генетическое влияние испытывают на себе скорость одиночного движения, частота движений, а скорость проявления в целостных двигательных актах (беге) зависит в равной степени от генотипа и среды (40-60%). Результаты научных исследований нашли свое практическое подтверждение. Отдельно следует подчеркнуть, что ученые считают, что различные показатели скоростных способностей в значительной мере предсказывают моторную одаренность детей уже на первых этапах отбора для занятия спортом.

Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах На протяжении младшего школьного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Основное ускорение развития быстроты начинается с 10-летнего возраста.

П.Н. Казаков считает, что возрастная динамика развития быстроты у младших школьников имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений.

В. П. Филин подчеркивает, что в занятиях с детьми быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. Одним из основных средств является использование простейших скоростных упражнений бегового характера. Так же эффективными средствами воспитания быстроты у младших школьников являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения.

Так же В.П. Филин считает, что эффективность подготовки младших школьников во многом зависит от умелого использования должных норм, характеризующих уровень требований, выполнение которых обязательно для успешного достижения планируемого спортивного результата.

В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся.

На занятиях следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Уже в начальных классах с помощью доходчивых образных объяснений нужно органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д.

Большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

Приобретаемые качества должны быть "гибкими", "вариативными", поддающимися изменениям. Особое место отводится методам, позволяющим варьировать двигательные действия и условия их выполнения. Специальные формы речевого воздействия учителя: звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи – сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками.

Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма являются всесторонность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

В младшем школьном возрасте при интенсивном росте тела применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективно и поэтому нецелесообразно, так как показатели силовых способностей невелики.

Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Стандартное многократное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Разнообразные варианты "скоростных" игр наиболее эффективны.

Таким образом, по мнению П.Н. Казаков, который отмечает, что задачи физической подготовки состоят, прежде всего, в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Необходимо значительное внимание уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества.

В процессе формирования двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются. Интенсивно развиваются и совершенствуются двигательный анализатор в коре головного мозга.

Общеразвивающие упражнения в движении – ходьба, бег, прыжки, развивают жизненно необходимые навыки человека, вовлекают почти весь мышечный аппарат занимающихся. Все упражнения, которые дает учитель детям на уроке – имеют большое образовательное значение, большую психофизиологическую нагрузку. Развивают выносливость, силу, координацию, ловкость, гибкость.

Средства и методы развития быстроты у учащихся начальной школы

Все упражнения, которые дает учитель детям на уроке – имеют большое образовательное значение, большую психофизиологическую нагрузку. Развивают выносливость, силу, координацию, ловкость, гибкость и, конечно, быстроту. Важной задачей физического воспитания, которая решается в процессе физической подготовки, является обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышц и предупреждение нарушения осанки.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. Ниже представлены ключевые подходы к формированию быстроты у детей в начальной школе.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью, т.е. скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы:

  • Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей;
  • Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей;
  • Упражнения сопряженного воздействия.

По мнению Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова для развития частоты движений применяются:

  • циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений;
  • бег под уклон;
  • быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения;
  • упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений:

  • упражнения, которые используются для развития быстроты реакции;
  • упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100м);
  • упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

Методику воспитания скоростных способностей у младших школьников Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов условно делят на две части:

  • воспитание быстроты двигательной реакции;
  • воспитание быстроты движений.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов полагают, что сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации.

Ж.К. Холодов и В.С, Кузнецов выделяют, что внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями.

Наряду с комплексным используются и другие методы воспитания скоростных способностей, выявленные Ж.К. Холодовым:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • соревновательный метод;
  • игровой метод.

Основные предпосылки совершенствования сложных двигательных реакций создаются в результате приобретения достаточно широкого фонда отлаженных двигательных умений и навыков.

В.П. Байков приводит пример своей структуры урока, уделяя большое внимание беговым упражнениям:

  • физические упражнения с предметами и спортивным инвентарем;
  • медленный бег;
  • физические упражнения с предметами, настольный теннис, шахматы, шашки (пожеланию);
  • "трусца";
  • физические упражнения с предметами, лазание по канату, подтягивания на перекладине;
  • ходьба и бег;
  • отдых, итоги.

Так же В.П. Байков выделяет особенность проведения урока по методу "круговой тренировки": Использование мест занятий каждым учеником с продвижением по кругу через каждую минуту после упражнения.

В.И. Горшков предлагает своё занятие на развитие физических качеств. Для этого согласно карточке-заданию учащиеся по распоряжению учителя раскладывают соответствующее оборудование и инвентарь. В карточке-задании приведены упражнения на развитие физических качеств и обозначены разными цветами. Выполнив упражнение правильно, учащийся берет из ящика кубик соответствующего цвета и складывает их один за другим на линии построения.

Г.Ю. Фокин приводит в пример подвижную игру "Салки", направленную на развитие быстроты. Так же Г.Ю. Фокин предлагает игру "Вызов номеров". Игроки строятся колоннами перед стойками, расположенными в 15-20 м, и рассчитывается по порядку. Учитель громко называет какой-либо номер, и эти номера команд бегут к стойке, обегают ее и возвращаются на свои места. Команда, чей игрок первым пересечет финишную линию, проведенную в четырех шагах перед колоннами, получает выигрышное очко.

П.Н. Казаков считает, что выполнение игровых упражнений заставляет младших школьников проявлять максимум усилий для достижения победы.

Игровой материал должен занимать до 50% общего времени занятий. Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию "скоростного барьера". Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку детям различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Если опираться на работы Н.Г.Озолина, то основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения, т.е. упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью.

Очень эффективным методом развития быстроты является пробегание коротких отрезков с максимальной околопредельной скоростью.

Часто используемым методом развития быстроты являются многократные движения с предельной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений.

В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Последнее достигается включением упражнений с малыми отягощениями, чтобы учащиеся на уроках сознательно развивали и увеличивали свою силу.

Основной метод воспитания быстроты – метод выполнения скоростного упражнения при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную скорость. Если под влиянием утомления скорость начинает снижаться, работа над развитием быстроты прекращается, так как дальнейшее повторение при пониженных скоростях воспитывает выносливость, а не быстроту [6]. Многократное повторение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа. В этом случае стабилизируются не только пространственные, но и временные характеристики движения – скорость и частота движений спортсмена. В результате образуется своего рода "скоростной барьер".

Использование широкого спектра комплексных и узконаправленных методик, направленных на развитие быстроты у младших школьников способствует стимулированию физического и умственного развития. Эффективными средствами развития быстроты являются: подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; комплексы упражнений на быстроту; бег на короткие дистанции; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения

Отдельно нужно подчеркнуть тот факт, что большинство методик применяемых на уроках физкультуры в начальной школе берут соё начало в профессиональном спорте. Это базируется на необходимости развивать быстроту не только спортсменам, но и всем, кто хочет быть физически развитыми.

Литература

  1. Байков В.П. А бегать ты умеешь? // Физкультура в школе. – 2006. – №6. – С. 39.
  2. Горшков М.И. О развитии физических качеств // Физкультура в школе. – 2002. – №1. – С. 19.
  3. Казакова П.Н. Футбол. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 256с.
  4. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.М. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 7. – С. 24–32.
  5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
  6. Коц Я.М. Спортивная физиология / Под общ. ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 239с.
  7. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000. – №4. – С.6-13
  8. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288с.
  9. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232с.
  10. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 225 с.
  11. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физическая культура и спорт, 1972 – 176 с.
  12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта – М.: Академия, 2001. – 480с.
  13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 200 с.
  14. Зимкин Н.В. Физиология человека / Под общ. ред. проф. Н.В.Зимкина. – 5-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1975 – 496 с.
  15. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей школьного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ – М.: ТЦ – Сфера, 2005 – 85с.
  16. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
  17. Фокин Г.Ю. Уроки легкой атлетики в начальной школе // Физкультура в школе. – 2000. – №4. – с 14-16.