Разработка нормативно-методической базы архивного хранения

Разработка нормативно-методической базы архивного хранения.

Статьи по теме
Искать по теме

Нормативно-правовая база архивного дела в РФ

Архив – это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Для обеспечения сохранности и возможности последующего использования документов как в своей текущей деятельности, так и для удовлетворения социально-правовых запросов граждан в каждой организации должен существовать свой архив.

Для архивов Российской Федерации существует специальное законодательство. Архивное законодательство РФ опирается как на законы Советской эпохи, так и на законы Российской Федерации, разработанные после распада СССР.

За период 1999–2010 гг. в Российской Федерации правовая основа организации и развития архивного дела продолжала активно расширяться и углубляться. Были приняты основополагающие законодательные акты, регулирующие организацию и развитие архивного дела в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, среди которых важнейшее значение имел федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации".

Кроме того, были разработаны и приняты нормативные и методические документы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование и развитие архивного дела в стране и устанавливающие единый порядок работы государственных архивных учреждений.

Можно констатировать, что в период 1999 по 2015 гг. в России сформировалась достаточная для эффективного развития архивного дела правовая и нормативная база, хотя отдельные направления деятельности архивных учреждений еще нуждаются в законодательном оформлении.

При этом за период 1999–2015 гг. по сравнению с периодом 1991–1998 гг. законодательная база существенно расширилась.

Специалисты отмечают следующие направления дальнейшей разработки архивного законодательства Российской Федерации:

– правовой статус электронных документов при их передаче на государственное хранение;

– менеджмент в архивах;

– стандарты представления архивной информации в Интернете.

Федеральное архивное агентство как уполномоченный орган исполнительной власти в области архивного дела существенно потеряло в статусе, когда в 2004 г. было из службы преобразовано в агентство, а из ведения Правительства РФ передано в ведение Минкультуры. При этом агентство утратило и часть своих полномочий.

Росархив в качестве органа управления архивным делом России в период 1991-1998 гг. имел более высокий и устойчивый статус и достаточный объем полномочий для обеспечения эффективного управления архивным делом страны.

В настоящее время в стране действует не менее 50 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы архивной сферы, к которым относятся законодательные акты о культуре; информатизации и защите информации; государственной тайне; службе внешней разведки; оперативно-розыскной деятельности; авторском праве; о правовой охране программ ЭВМ и многие другие.

Специалисты разделяют их на три группы:

1) акты фундаментального характера, регламентирующие весь комплекс вопросов отнесенных к компетенции архивной сферы;

2) акты, регламентирующие процессы комплектования, хранения, учета архивных документов;

3) акты, регламентирующие доступ к архивным документам и их использование.

Основной закон Российской Федерации защищающие права граждан – Конституция Российской Федерации. Закон гарантирует защиту права собственности и на архивные документы независимо от их форм собственности.

В статье 24 Конституции РФ изложено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Статья 29 регламентирует права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Гражданский кодекс РФ регулирует правовое положение юридических и физических в процессах предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе РФ на архивы представлена целая статья закона "Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов", подробно объясняющая, как поступать с архивными документами в случае реорганизации или ликвидации юридических лиц разных форм собственности.

Современной является статья об особенностях гражданского оборота документов Архивного фонда РФ, которые находятся в частной собственности.

Закон сохраняет сформировавшиеся после распада СССР демократичные нормы доступа к открытой архивной информации, а также учитывает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Уголовный кодекс РФ установил ответственность за похищение или повреждение документов, а также за утрату документов содержащих государственную тайну. В принятом 13 июня 1996 года (ред. от 08.03.2015) Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ появились статьи, где впервые содержится прямое упоминание о документах и правонарушениях, связанных с ними (ст.140,164,243,284,325). В статье 164 предусматривается ответственность за хищение документов или предметов имеющих особую ценность,

Административный кодекс РФ содержит ряд статьей, где предусматривает ответственность за те или иные правонарушения связанные с архивным хранением. В принятом новом Кодексе об административных нарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.появились статьи об ответственности за хранение и использование документов (ст. 13.20). Статья 13.11. устанавливает ответственность за несоблюдение правил сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах; статья 13.12. предусматривает ответственность за нарушение правил защиты информации; статья 13.13. устанавливает ответственность за незаконную деятельность в области защиты информации; статья 13.14. предусматривает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом; статья 13.20. устанавливает ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязательность применения организацией любой организационно-правовой формы основных локальных правовых актов. К числу этих локальных актов относят коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и др.

Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" №125-ФЗ это основной закон, действующий в сфере архивного дела РФ. Он был принят 22 октября 2004 года, как законодательный акт прямого действия. Предметом регулирования данного закона являются отношения в сфере организации, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Законом определены основные категории документов, передаваемых на государственное хранение и включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также определен договорной порядок включения в состав АФ РФ документов, находящихся в частной собственности. Предусмотрено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области архивного дела, определены источники комплектования государственных и муниципальных архивов, отражены особенности гражданского оборота документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов и другие положения.

Законодательно установлены сроки передачи документов в государственные или муниципальные архивы, что в первую очередь касается государственных и муниципальных организаций, а во вторую очередь – негосударственных организаций, заключивших договор о передаче своих документов на постоянное хранение.

В первой главе закона рассматривается предмет регулирования настоящего Федерального закона, законодательство об архивном деле в Российской Федерации, основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе и Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела.

Состав Архивного фонда Российской Федерации, какие архивных документы включены в состав Архивного фонда Российской Федерации, Архивные документы, относящиеся к государственной собственности, Архивные документы, относящиеся к муниципальной собственности, Архивные документы, относящиеся к частной собственности, особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, способы защиты права собственности на архивные документы изложены во второй главе закона.

Созданию архивов, организации управления архивным делом в Российской Федерации, финансовому и материально-техническому обеспечению архивного дела, а также контролю за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации посвящена третья глава закона.

Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по обеспечению сохранности архивных документов, способы и виды хранений документов Архивного фонда Российской Федерации, а так же государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации представлены в четвертой главе закона.

В главе Комплектование архивов архивными документами представлены источники комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение, обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами, так же регламентирована как происходит передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение. В остальных главах регламентированы способы доступа к архивным документам и их использование, ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются:

– его более широкая сфера применения;

– отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации;

– внимание к муниципальному архивному звену;

– разработка понятийного аппарата современной архивной сферы;

– четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела;

– четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации;

– обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации;

– указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности;

– провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации;

– полная регламентация всего управления архивным делом.

В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ играет важную роль в архивном деле при поиске, получении, передаче, распространении информации и при применении информационных технологий. Данный Федеральный закон, дает определение таким понятиям, используемым в сфере хранения документов как: информация, конфиденциальность информации, доступ к информации, электронный документ.

Закон содержит положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице – распространителе в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю возможность отказа от такой информации.

В статье 4.3. "Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации" напоминается, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

В статье 8.4. определено, что не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне" регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ. В архивах закон применяется при отношении сведений к государственной тайне, засекречивании и рассекречивании информации.

В разделе 2 статье 5 регламентирован перечень сведений, составляющих государственную тайну, в разделе 3 статье 6 прописаны принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание. Порядок рассекречивания сведений представлен в разделе 4 статье 13.

Закон должен обязательно исполняться как на территории РФ, так и за ее пределами организациями независимо от их организационно-правовой и формы собственности, а также должностными лицами и гражданами РФ.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г № 63-ФЗ (от 12.03.2014) "Об электронной подписи" регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.

Действия закона распространяются на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок. Данный закон в первую очередь имеет отношение к коммерческим организациям, где часто совершают сделки по купле-продаже, а также различные операции по предоставлению услуг, требующих оперативности.

Данный закон в архивной сфере может примениться, если в архиве хранятся электронные документы с электронно-цифровой подписью или если архив предоставляет услуги, требующие электронной подписи.

Федеральный закон РФ от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 04.06.2014)

"О персональных данных" создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Данный закон играет большую роль в архивной сфере. Сотрудникам архива каждый раз при обращении граждан приходится сталкиваться с персональными данными.

Закон регламентирует обработку документов, содержащих персональные данные, необходимые работодателю в связи со служебными отношениями, и касающиеся конкретного служащего.

В законе определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется. Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных. Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность, а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Так же в главе 1. статье 1.2. закона четко регламентировано, что действия настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" регламентирует порядок создания, реорганизации, ликвидации общества, также порядок документирования их деятельности, правила составления и оформления ряда документов.

Архивное хранение документов регламентируют, также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Основной закон, регламентирующий архивное хранение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – Закон от 07.06.2005 №42-оз "Об архивном деле в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".

Закон определяет органы, уполномоченные на государственное управление архивным делом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Кроме того содержится положение, что уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа в области архивного дела осуществляет контроль за экспертизой ценности документов, находящихся в собственности автономного округа.

Так же Закон обязывает проводить экспертизу ценности документов, выполненных на носителях любого вида. Порядок проведения экспертизы ценности, Закон отсылает к федеральному закону.

Таким образом, архивное законодательство РФ позволяет решить проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование документов архивов Российской Федерации.

Нормативно-методическая база деятельности архивов

Основными нормативно-методическими документами, которые следует отнести непосредственно к работе архивов являются ГОСТы.

Любой ГОСТ носит рекомендательный характер и используется как методическое пособие, поэтому все основные термины закрепляются законодательно.

ГОСТ Р 7.0.8-2013. "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" устанавливает термины и определения основных понятий, используемые в области делопроизводства и архивного дела.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по делопроизводству и архивному делу, входящих в сферу действия работ по стандартизации и использующих результаты этих работ.

Любое государственное учреждение или частная организация в делопроизводстве и в архивной сфере опираются на ГОСТ Р 6.30-2003. "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма, а также документы, включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации". Настоящий стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

При реставрации документов в архиве можно пользоваться ГОСТом 7.50-2002 "Консервация документов. Общие требования" (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 5 июня 2002 г. № 232-ст). Настоящий стандарт устанавливает общие требования к консервации документов, в том числе к режиму хранения, технологическим процессам стабилизации, реставрации, изготовлению копий и используемым при этом материалам.

Стандарт распространяется на документы, выполненные на бумаге, коже, пергаменте и в основном предназначен для библиотек всех типов и органов научно-технической информации, но можно использовать также и в архивной сфере.

В ГОСТе 17914-72. "Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования" прописаны сроки для обложек длительного хранения, а также типы, размеры и технические требования к ним.

"Основные правила работы архивов организаций" от 06.02.2002 разработаны Росархивом в целях лучшей и эффективной организации архивного дела, а также строгого соблюдения соответствующих нормативно-методических документов. Основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.

Организации применяют "Основные правила работы архивов организаций" для юридического закрепления единообразия в отношении организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Правила рассматриваются на архивы государственных организаций, а также обязательны для всех негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности.

Значительное внимание в правилах отведено делопроизводственному блоку, а именно разработке номенклатуры дел, формированию дел в делопроизводстве; организации и проведению экспертизы ценности документов, порядку выделения их к уничтожению; подготовке дел к передаче в архив и другим вопросам.

В первом разделе определяются задачи и функции, права и ответственность архива.

Во втором разделе рассматриваются понятие комплектования, источники комплектования архива, состав документов, подлежащих передаче в архив, понятие номенклатуры дел, порядок формирования дел в организации, требования к оформлению дел, принимаемых в архив, составление и оформление описей дел.

Систему мерообеспечения сохранности документов, требования к зданиям и помещениям архива, режимы хранения документов, световой, температурно-влажностный, санитарно-гигиенический, охранный режим, размещение документов в хранилище, средства хранения, порядок выдачи дел из хранилищ, обеспечение физико-химической сохранности документов, проверка наличия и состояния документов, особо ценные и уникальные документы архива, страховой фонд и фонд пользования изложены в третьем разделе Правил.

Общим требованиям к учету документов, единицам учета, системам учетных документов архива, порядку ведения основных учетных документов, списку фондов, книге учета поступления и выбытия документов, листу фонда, описи дел, реестру описей, делу фонда, учету дел и документов, находящихся на депозитарном хранении и ведению учетных баз данных посвящен четвертый раздел Правил.

В пятом разделе Правил рассматриваются понятие использования документов архива, использование запросов граждан и организаций социально-правового характера, работу читального зала архива, выдачу дел во временное пользование, использование документов архива при подготовке информационных мероприятий, в средствах массовой информации и публикационной деятельности, учет использования дел и документов архива.

Создание архива организации, контроль за состоянием хранения документов и их организацией в делопроизводстве структурных подразделений, выполнение платных работ и услуг, порядок приема – передачи при реорганизации организации изложены в шестом разделе.

Порядок передачи документов из архива организации на постоянное хранение рассматриваются в седьмом разделе Правил.

Приказ Минкультуры от 18.01.2007 №19 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организациях РАН" нормативный документ определяющий организацию хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, прошедших экспертизу ценности документов, поставленных на учет и подлежащих постоянному хранению, а также документов по личному составу и документов, сроки временного хранения которых не истекли.

Действие Правил распространяется на государственные и муниципальные архивы, музеи и библиотеки, организации РАН, которые осуществляют постоянное хранение документов Архивного фонда РФ, а также временное хранение других архивных документов, принятых от ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

В Правилах установлены виды архивных фондов, правила классификации архивных документов.

Регламентирован порядок фондирования архивных документов и систематизации документов в пределах архивного фонда, обеспечения сохранности архивных документов, а также порядок их размещения, осуществления контроля за наличием, движением и физическим состоянием документов, восстановления свойств и внешних признаков документов, подвергшихся повреждению либо разрушению.

Закреплены требования к учетным документам архива, правила учета поступления и выбытия архивных документов, учета отдельных видов архивных документов.

Доступ пользователей к архивным документам в Правилах обеспечивается посредством предоставления архивных документов, справочно-поисковых средств к ним и изданий справочно-информационного фонда.

Также установлены формы учетных и иных документов, применяемых архивами в процессе работы.

Следующий нормативно-методический документ это "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37) (ред. от 12.02.2014).

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничений функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно – правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров. В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. Все квалификационные характеристики пересмотрены с учетом новейших законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

В новом Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих прописаны должностные обязанности архивиста, требования к квалификации и что должен знать.

"Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения", утвержденный руководителем Федеральной архивной службы России от 06.10.2000 применяется данный вид перечней государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в связи с обязанностью всех вышеперечисленных обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу.

Разработчиками перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения выступают заинтересованные министерства и ведомства. Росархив в лице Минкультуры РФ согласовывает эти перечни. Указанные нормативные документы содержат сроки хранения архивных документов, образующихся при осуществлении конкретных видов деятельности.

Приказ Росархива от 18 августа 1992 г. № 176 "О Примерном положении об архиве государственного учреждения, организации, предприятия" создан в целях совершенствования организации хранения документов и архивных служб государственных учреждений, организаций и предприятий.

Приказ Росархива от 18 августа 1992 г. № 176 "О Примерном положении об архиве государственного учреждения, организации, предприятия" представлен пятью пунктами.

Значительное внимание в правилах отведено делопроизводственному блоку, а именно разработке номенклатуры дел, формированию дел в делопроизводстве; организации и проведению экспертизы ценности документов, порядку выделения их к уничтожению; подготовке дел к передаче в архив и другим вопросам.

В первом пункте прописаны общие положения связанные с подготовкой, транспортировкой и передачей архивных документов, с учетом, отбором, сохранностью, упорядочением документов Архивного Фонда Российской Федерации, так же представлены законы и нормативные акты, в котором руководствуется архив.

Состав документов поступающих в архив представлены во втором пункте.

В третьем пункте определяются задачи и функции архива.

Права архива изложены в четвертом пункте.

Ответственность заведующего архивом, который несет за выполнение возложенных на архив задач и функций, изложена в пятом пункте.

19 января 1995 г. Росархивом был издан Приказ № 2 "Об утверждении примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия". Данное примерное положение может распространяться на работу экспертных комиссий учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, общественно-политических организаций, если по решению руководства последних ЭК будут созданы.

В настоящее время действует большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих отрасли права или правоотношения, тесно связанные с архивным делом.

Общий уровень развития российского архивного дела, включая научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом превосходит уровень большинства государств ближнего зарубежья.

Таким образом, законодательство в области архивного дела включает в себя различные виды нормативных правовых актов и методических рекомендаций, которые в совокупности представляют собой сложный регулирующий механизм.

Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

Нормативно-методическая база архивного хранения РФ хотя и носит прогрессивный характер, но все-таки содержит определенные недостатки.

Должны быть установлены на общегосударственном уровне единые принципы организации, унификации и стандартизации документации, архивных и делопроизводственных служб и единой системы документооборота, сформирована полноценная нормативная база по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве и архивах.

Перспектива развития архивного законодательства должна быть направлена в первую очередь на нормативное закрепление единства делопроизводственной и архивной сфер.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №94-ФЗ (ред. от 06.04.2015)

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.11.2014)

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.12.2014)

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125 – ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"

7. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2006 г. № 149-ФЗ

" О информации, информационных технологиях и о защите информации"

8. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах"

9. Федеральный закон Российской Федерации от 06. 04. 2011 №63–ФЗ (с изм. от 12.03.2014) "Об электронной подписи"

10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ

"О коммерческой тайне"

11. Федеральный Закон РФ от 21.07. 1993 № 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне" Российская газета, № 182, 21.09.1993

12. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных"

13. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.06.2005 №42 "Об архивном деле в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"

14. Положение о постоянной действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия от 19.01.1995 г. № 2

Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002)

15. Приказ Минкультуры от 18.01.2007 №19 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организациях РАН "

Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.09.2010 №18380)

16. Приказ Росархива от 18 августа 1992 г. № 176 "О Примерном положении об архиве государственного учреждения, организации, предприятия"

Приказ Росархива от 19 января 1995 г. № 2 "Об утверждении примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия"

17. ГОСТ З 7.0.8. – 2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения."

18. ГОСТ Р 6.30-2003. "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов

19. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37) (ред. от 12.02.2014)