Разработка инновационного проекта

Разработка инвестиционного проекта в организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Проектная деятельность

В настоящее время управление проектами является общепризнанной наукой, использование которой можно встретить в организациях, работающих в самых разных отраслях, – от здравоохранения до производства и от разработки программного обеспечения до добычи природных ресурсов. [18]

Следует отличать управление проектами от управления текущими операциями фирмы. Проектом называется любая работа, которая выполняется одноразово. Производство и другие повторяющиеся процессы определяются как текущие операции. [4]

Каждый проект характеризуется наличием дат начала и завершения. Дата начала проекта может быть несколько неопределенной. Это объясняется тем, что исходная идея должна выкристаллизовываться и сформироваться в виде более или менее четкого представления и будущем проекте. Дата же завершения проекта должна быть конкретной, чтобы все участники проекта имели единое представление о том, что именно следует подразумевать под завершением данного проекта. Результатом каждого проекта является уникальный продукт. Результат завершения проекта может носить либо вполне осязаемый, материальный характер(например, здание или новая компьютерная программа), либо неосязаемый, "нематериальный" (например, правила приема на работу новых сотрудников). Сегодняшний повышенный интерес к управлению проектами частично объясняется осознанием того, что компании, оказывающие услуги, по сути, реализуют большое количество проектов и могут управлять этими проектами с помощью тех же инструментов, которые успешно используются компаниями, производящими материальные продукты.

Для компаний, из всех сил пытающихся не отстать от своих конкурентов, умение быстро адаптироваться к переменам, возникающим в их окружении, становится жизненно важным фактором успеха. Этот акцент на переменах свидетельствует об огромной важности управления проектами, поскольку нарастающий темп перемен в нашей жизни обусловливает рост потребности в проектном менеджменте. В ответ на быстро меняющуюся ситуацию на рынках компания может проводить внутреннюю реорганизацию, разрабатывать новые продукты или формировать альянсы с другими организациями. Каждое из этих нововведений реализуется с помощью одного или нескольких проектов. [2]

Таким образом, в настоящее время, управление проектами представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленную на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. [14]

Сегодня существует большое количество определений понятия "проект". Все они базируются на трех основных характеристиках проекта: наличии уникальной цели, ограниченности во времени, наличии ограничений по ресурсам, но имеют два недостатка: отсутствие связи между проектом как предварительно разработанным планом и проектом как процессом реализации этого плана; отсутствие связи между проектом и проектным управлением.

Учитывая вышесказанное, предлагаются следующие определения.

Проект – системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и прочих) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели.

То есть сам проект не следует понимать как особый вид деятельности по управлению чем-либо.

Проект – это всесторонний план, полноценная модель действий. Проект необходимо разработать и реализовать, что и составляет укрупненное содержание управления проектом. [15]

Инновационные проекты

Инновационный проект представляет собой систему стратегических и тактических задач и ориентиров, а также программ по их достижению, оформленных документально, которые включают взаимоувязанные по финансам, срокам и исполнителям, однако в достаточной степени независимые, мероприятия по организации, финансированию, исследованию, строительству, производству, маркетингу, направленные на разработку и коммерциализацию конкретной инновации.

Инновационный проект, направленный на достижение конкретной задачи – это одноразовая неповторяющаяся деятельность или совокупность взаимосвязанных и взаимозависящих действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели, имеющий начало и завершение.

Целью создания инновационного проекта является создание материального или творческого продукта. Ответственность за управление инновационного проекта возлагается на менеджера проекта.

Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов. Рассмотрим классификацию инновационных проектов. [4]

Инновационные проекты различаются по уровню научно – технической значимости:

Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);

Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

Опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии). [2]

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды инновационных проектов по основным типам:

По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на: исследовательские; научно-технические; связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата; проекты системного обновления предприятия.

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: международные; республиканские; региональные; отраслевые; отдельного предприятия.

По характеру целей проекта подразделяются на: конечные – отражают цели, решение проблемы в целом; промежуточные.

По периоду реализации подразделяются на: долгосрочные (более 5 лет);

Среднесрочные (до 5 лет); краткосрочные (менее 1 года).

По типу инноваций подразделяются на: новый продукт; новый метод производства; новый рынок; новый источник сырья; новая структура управления.

По виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

По типу инноваций, могут быть: введение нового или усовершенствованного продукта; создание нового рынка; освоение нового источника сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий. [2]

Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных признаков. [16]

Разработка инновационного проекта – длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс.

Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционные). Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала. Каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои цели и задачи.

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки[7].

Финансирование инновационных проектов

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:

Бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Внебюджетные средства, включая: собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средства инвесторов.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

- Государственных инновационных фондов (РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);

- федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;

Программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает следующие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе):

- централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе;

- закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

- государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектам инновационной деятельности. [11]

При внебюджетном финансировании, субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.

Рассмотрим методы внебюджетного финансирования инновационных проектов подробно.

Под методами финансирования инновационных проектов понимают такие способы финансирования инноваций, которые отражают использование специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией фирмы, планами ее текущей деятельности и развития.

Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные. Наиболее распространенным источником прямого финансирования инновационных проектов являются:

- банковский кредит;

- средства от эмиссии ценных бумаг;

- сторонние инвестиции под создание отдельного предприятия для реализации проекта;

- средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов;

- инновационный кредит;

- доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных);

- собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд);

- средства, полученные под заклад имущества;

- доходы от продажи патентов, лицензий;

- факторинг;

- форфейтинг.

Суть данных методов финансирования очевидна и сводится к тому, что обеспечение инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами – минуя стадию привлечения денег и расходования их на приобретение этих ресурсов. [10]

Особое внимание в вопросе финансирования инновационных проектов, хотелось бы уделить венчурным фондам и бизнес-ангелам (неформальный рынок венчурного капитала).

Бизнес-ангел – частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю капитала.

Большинство бизнес-ангелов это успешные предприниматели, имеющие значительный опыт развития собственного бизнеса. Меньшая часть – высокооплачиваемые специалисты в крупных компаниях, такие как топ-менеджеры, консультанты, адвокаты и т.д.

Они получили свое название потому, что мало кто кроме них решается вкладывать деньги в рисковые проекты, которые не имеют достаточного обеспечения. Иногда решение о финансировании бизнес-ангел принимает на основании положительного впечатления о предпринимателе и уверенности в реализации проекта.

В основном бизнес-ангелы приобретают миноритарный пакет акций (долей) компаний, так как они заинтересованы в том, чтобы предприниматель был достаточно мотивирован, чтобы реализовать свой проект. Чтобы обеспечить контроль над своими инвестициями они редко покупают меньше, чем блокирующий пакет. Размер инвестиций бизнес-ангелов находится в пределах от 20 тыс. до нескольких миллионов долларов и обычно составляет 5-20 % имеющихся у них средств. Бизнес-ангелы совершают несколько инвестиций, тем самым, распределяя свои вложения и снижая риск. Примерно треть инвестиций осуществляется путем вовлечения двух или более бизнес-ангелов. Таким образом, могут быть профинансированы более крупные проекты и снижен риск для инвесторов. [11]

Отбор и оценка инновационных проектов бизнес-ангелами осуществляется, преимущественно, на основе бизнес-плана.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты реализации инновационного проекта, анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться участник инновационной деятельности, а также определяет способы решения этих проблем.

Планирование должно осуществляться настоящими или будущими лидерами компании, т.е. теми, кто возьмёт на себя ответственность за реализацию бизнес-плана. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть своё дело.

Объём бизнес-плана не должен быть очень большим (не более 55 – 60 страниц). Бизнес- план должен быть очень хорошо подготовлен, чтобы пройти отбор, победить в конкурентной борьбе с другими бизнес-планами и получить запрашиваемые инвестиции.

Бизнес-план должен иметь чёткое резюме, титульный лист и оглавление. На титульном листе указывается название компании (или имя и фамилия потенциального предпринимателя, если компании ещё нет), адрес, номер телефона (факса).

Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам.

Для внешнего представления. Чтобы представить проект или предприятие для внешних инвесторов и кредиторов или заинтересованных лиц.

Для внутреннего применения. В этом случае проект представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления внутри компании-инициатора.

Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает предпринимателям.

Изучить ёмкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.

Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, определить потенциальную прибыльность дела.

Обнаружить всевозможные подводные камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.

Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел. Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составлять его следует примерно на 3-5 лет вперед. При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями.

Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение ключевых моментов проекта, убеждающих партнера или инвестора в его выгодности и необходимости участия в нём.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это:

- обоснование возможности, необходимости и объёма выпуска продукции (услуг или реконструкции);

- выявление потенциальных потребителей;

- определение конкурентоспособности продукта на рынке;

- достижение показателей различных видов эффективности;

- обоснование достаточности капитала у инициатора проекта и выявление возможных источников финансирования.

Бизнес-план имеет сложную структуру. Содержание его разделов может меняться в зависимости от вида бизнеса, но принятая структура бизнес-плана должна в общих чертах отражать тот проект или процесс, под который инвесторы дают деньги. Иными словами, вся жизнь фирмы от момента создания до момента стабильности и устойчивости должна быть прописана в бизнес-плане деловым языком, понятным любому предпринимателю. На стилистику и язык представления информации в бизнес-плане следует обратить особое внимание.

Любой бизнес-план всегда имеет двойственный характер. С одной стороны, это серьёзный исследовательский и аналитический документ, а с другой – это средство рекламы. В соответствии с этими функциями и нужно выбирать язык бизнес-плана. Необходимо ограничить при составлении бизнес-плана использование в тексте сленга своей профессиональной среды, который понятен только специалистам определенной отрасли, но малопонятен для инвестора, который является специалистом в области финансов и не разбирается в производственных тонкостях. Таким образом, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным.

Бизнес-план инновационного проекта должен отвечать, как минимум, на восемь основных вопросов:

Какова инвестиционная эффективность проекта по сравнению с обычной рыночной ставкой ссудного процента, характеризующей простейшую альтернативу вложения средств, например, на банковский депозит? Насколько емким (по выявленной потребности и платежеспособному спросу), выгодным по конъюнктуре, перспективным (растущим) и нетрудным для освоения является рынок сбыта продукта или услуги, выпуск которых собираются наладить? Если рынок сбыта является достаточно конкурентным либо (тем более) уже монополизированным, то насколько значимы и в чем заключаются конкурентные преимущества начинаемого предприятия и его продукта, позволяющие рассчитывать на вытеснение с рынка имеющихся там конкурентов? Насколько удовлетворительным по уровню цен и объему предложения, надежным в смысле не ухудшения этих параметров и доступа к поставкам и услугам является выбранный в бизнес-плане рынок ресурсов?

Каковы технические и коммерческие риски предприятия (проекта) и как и с какими издержками планируется их минимизировать?

Сколько средств, когда, в какой форме (деньги, оборудование, ноу-хау и т.п.) и почему именно столько и в этой форме требуется от венчурного инвестора для начала и последующего развития предприятия?

Каковы ближайшие перспективы финансового состояния намечаемого предприятия и возможности извлечь из него прибыль, с каким объективным стартовым периодом временно убыточной деятельности предприятия надо считаться? Не нужно ли будет, спасая проект и вложенный капитал, какое-то время даже предотвращать неплатежеспособность начинаемого предприятия дополнительными "вливаниями" в него ликвидных фондов?

Насколько продуманной в смысле максимизации прибыли является планируемая политика предприятия в части наилучшего сочетания намечаемых цен сбыта, объемов выпуска продукта на рынок, структуры текущих издержек и размера привлекаемых стартовых инвестиций?

Самыми важными из этих вопросов являются четыре – первые два, шестой и седьмой. Ясность по ним уже дает инвестору достаточно полное представление, в каком проекте ему предлагают участвовать, насколько реалистичны запрашиваемые суммы и перспективы получения с них отдачи в обозримом будущем. Стало быть, бизнес-план должен, как минимум, дать ответ именно на указанные четыре вопроса. [11]

Основным отличием венчурного финансирования инновационных проектов от финансирования бизнес-ангелами является то, что бизнес-ангелы сосредотачивают свою деловую активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития и, как следствие, более рискованных инвестициях, тогда как венчурные фонды предпочитают, как правило, сложения в проекты со средней степенью риска.

Методы оценки эффективности инновационных проектов

Все методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных (динамические методы) и учетных (статические методы) оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами.

Рассмотрим подробно методы оценки проектов, основанные на учетных оценках.

Срок окупаемости инвестиций

Срок окупаемости (англ. Pay-Back Period) – период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции.

Существует два способа расчёта периода окупаемости:

1 способ. Если денежные поступления по годам одинаковы, то формула расчёта срока окупаемости имеет вид:

РР = Io / CFcг,

где РР – срок окупаемости инвестиций (лет);

Iо – первоначальные инвестиции;

CFcг – среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

2 способ. Если денежные поступления по годам неодинаковы, то расчёт выполняется в несколько этапов:

- находят целое число периодов, за которые накопленная сумма денежных поступлений становится наиболее близкой к сумме инвестиций, но не превосходит ее;

- находят непокрытый остаток, как разницу между суммой инвестиций и суммой накопленных денежных поступлений;

- непокрытый остаток делится на величину денежных поступлений следующего периода.

Простой срок окупаемости является широко используемым показателем для оценки того, возместятся ли первоначальные инвестиции в течение срока экономического жизненного цикла инвестиционного проекта.

Данный метод широко распространен, в том числе и в России, но имеет серьезные недостатки, так как игнорирует два важных обстоятельства: различие ценности денег во времени; существование денежных поступлений и после окончания срока окупаемости.

Именно поэтому расчёт срока окупаемости не рекомендуется использовать как основной метод оценки приемлемости инвестиций. К нему целесообразно обращаться только ради получения дополнительной информации, расширяющей представление о различных аспектах оцениваемого инвестиционного проекта.

Чистый доход.

Чистый доход (чистые денежные поступления) является одним из основных показателей, используемых для расчётов эффективности инвестиционного проекта (ИП). Чистыми денежными поступлениями (ЧД, Net Value, NV)называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчётный период:

ЧДП = ∑ (Пm – Оm),

где ЧДП – чистые денежные поступления;

Пm – приток денежных на m-м шаге;

Оm – отток денежных средств на m-м шаге.

В мировой практике наиболее часто для оценки эффективности проектов применяют методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, поскольку они значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д.

К этим показателям относят метод индекса рентабельности, метод чистой текущей стоимости, метод внутренней нормы доходности и метод текущей окупаемости.

Рассмотрим подробно методы оценки, основанные на дисконтированных оценках.

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость – Net Present Value, NPV)

В современных опубликованных работах используются следующие термины для названия критерия данного метода:

- чистый дисконтированный доход;

- чистый приведенный доход;

- чистая текущая стоимость;

- чистая дисконтированная стоимость;

- общий финансовый итог от реализации проекта;

- текущая стоимость.

В методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов предложено официальное название данного критерия – чистый дисконтированный доход (ЧДД).

Величина чистого дисконтированного дохода (ЧДД) рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков доходов и расходов, производимых в процессе реализации инвестиции за прогнозный период.

Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми дли его реализации.

Применение метода предусматривает последовательное прохождение следующих стадий:

Расчет денежного потока инвестиционного проекта.

Выбор ставки дисконтирования, учитывающей Доходность альтернативных вложений и риск проекта.

Определение чистого дисконтированного дохода.

ЧДД или NPV для постоянной нормы дисконта и разовыми первоначальными инвестициями определяют по следующей формуле:

NPV = – l0 + ∑Cr (1 + i) – t,

где I0 – величина первоначальных инвестиций;

Сt – денежный ноток от реализации инвестиций в момент времени t;

t – шаг расчета (год, квартал, месяц и т.д.);

i – ставка дисконтирования.

Денежные потоки должны рассчитываться в текущих или дефлированных ценах. При прогнозировании доходов по годам необходимо, по возможности, учитывать все виды Поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.

В основе расчетов по данному методу лежит посылка о различной стоимости денег во времени. Процесс пересчета будущей стоимости денежного потока в текущую называется дисконтированием (от англ. discont – уменьшать).

Ставка, по которой происходит дисконтирование, называется ставкой дисконтирования (дисконта), а множитель

F=1/ (1 + i)t – фактором дисконтирования.

Отрицательное значение чистой текущей стоимости свидетельствует о нецелесообразности принятия решений о финансировании и реализации проекта, поскольку если NPV < 0, то в случае принятия проекта ценность компании уменьшится, т.е. владельцы компании понесут убыток и основная целевая установка не выполняется.

Положительное значение чистой текущей стоимости свидетельствует о целесообразности принятия решений о финансировании и реализации проекта, а при сравнении вариантов вложений предпочтительным считается вариант с наибольшей величиной NPV, поскольку если NPV > 0, то в случае принятия проекта ценность компании, а следовательно, и благосостояние ее владельцев увеличатся. Если NPV = 0, то проект следует принять при условии, что его реализация усилит поток доходов от ранее осуществленных проектов вложения капитала. Например, расширение земельного участка для автостоянки у гостиницы усилит поток доходов от недвижимости.

Реализация данного метода предполагает ряд допущений, которые необходимо проверять на степень их соответствия реальной действительности и на то, к каким результатам ведут возможные отклонения:

- существование только одной целевой функции – стоимости капитала;

- заданный срок реализации проекта;

- надежность данных;

- принадлежность платежей определенным моментам времени;

- существование совершенного рынка капитала.

При принятии решений в инвестиционной сфере часто приходится иметь дело не с одной целью, а с несколькими целевыми установками. В случае использования метода определения стоимости капитала, эти цели следует учитывать при нахождении решения вне процесса расчета стоимости капитала. При этом могут быть также проанализированы методы принятия многоцелевых решений.

Срок эксплуатации необходимо установить при анализе эффективности до начала применения метода определения стоимости капитала. С этой целью могут быть проанализированы методы определения оптимального срока эксплуатации, если только он не установлен заранее по причинам технического или правового характера.

В действительности при принятии инвестиционных решений не существует надежных данных. Поэтому наряду с предлагаемым методом расчета величин стоимости капитала на основе спрогнозированных данных необходимо провести анализ степени неопределенности, по крайней мере – для наиболее важных объектов инвестирования. Этой цели служат методы инвестирования в условиях неопределенности.

При формировании и анализе метода исходят из того, что все платежи могут быть отнесены к определенным моментам времени. Временной промежуток между платежами обычно равен одному году. В действительности платежи могут производиться и с меньшими интервалами. В этом случае следует обратить внимание на соответствие шага расчетного периода (шага расчета) условию предоставления кредита. Для корректного применения данного метода необходимо, чтобы шаг расчета был равен или кратен сроку начисления процентов за кредит.

Проблематично также допущение о совершенном рынке капитала, на котором финансовые средства могут быть в любой момент времени и в неограниченном количестве привлечены или вложены по единой расчетной процентной ставке. В реальности такого рынка не существует, и процентные ставки при инвестировании и заимствовании финансовых средств, как правило, отличаются друг от друга. Вследствие этого возникает проблема определения подходящей процентной ставки. Это особенно важно, так как она оказывает значительное влияние на величину стоимости капитала.

При расчете NPV могут использоваться различные по годам ставки дисконтирования. В данном случае необходимо к каждому денежному потоку применять индивидуальные коэффициенты дисконтирования, которые будут соответствовать данному шагу расчета. Кроме того, возможна ситуация, что проект, приемлемый при постоянной дисконтной ставке, может стать неприемлемым при переменной. [2]

Показатель чистого дисконтированного дохода учитывает стоимость денег во времени, имеет четкие критерии принятия решения и позволяет выбирать проекты для целей максимизации стоимости компании.

Кроме того, данный показатель является абсолютным показателем и обладает свойством аддитивности, что позволяет складывать значения показателя по различным проектам и использовать суммарный показатель по проектам в целях оптимизации инвестиционного портфеля.

При всех его достоинствах метод имеет и существенные недостатки. В связи с трудностью и неоднозначностью прогнозирования и формирования денежного потока от инвестиций, а также с проблемой выбора ставки дисконта может возникнуть опасность недооценки риска проекта. [15]

Индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI)

Индекс рентабельности (прибыльности, доходности) рассчитывается как отношение чистой текущей стоимости денежного притока к чистой текущей стоимости денежного оттока (включая первоначальные инвестиции):

Pl = ∑k Pk / (1+r)k: I0,

где I0 – инвестиции предприятия в момент времени 0;

Сt – денежный поток предприятия в момент времени t;

i – ставка дисконтирования.

Pk – сальдо накопленного потока.

Условия принятия проекта по данному инвестиционному критерию следующие:

если PI > 1, то проект следует принять;

если PI < 1, то проект следует отвергнуть;

если PI = 1, проект ни прибыльный, ни убыточный.

Несложно заметить, что при оценке проектов, предусматривающих одинаковый объем первоначальных инвестиций, критерий PI полностью согласован с критерием NPV.

Таким образом, критерий РI имеет преимущество при выборе одного проекта из ряда имеющих примерно одинаковые значения MPV, но разные объемы требуемых инвестиций. В данном случае выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений.

В связи с этим данный показатель позволяет ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах.

К недостаткам метода можно отнести его неоднозначность при дисконтировании отдельно денежных притоков и оттоков.

Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, IRR)

Под внутренней нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиций (JRR) понимают значение ставки дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю:

IRR = i, при котором NPV = f(i) = 0.

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

На практике любое предприятие финансирует свою деятельность из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих доходов, можно назвать ценой авансированного капитала (capital cost – СС). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.

Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС (цены источника средств для данного проекта).

Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова:

если IRR > СС, то проект следует принять;

если IRR < СС, то проект следует отвергнуть;

если IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Еще один вариант интерпретации состоит в трактовке внутренней нормы прибыли как возможной нормы дисконта, при которой проект еще выгоден по критерию NPV. Решение принимается на основе сравнения IRR с нормативной рентабельностью; при этом, чем выше значения внутренней нормы рентабельности и больше разница между ее значением и выбранной ставкой дисконта, тем больший запас прочности имеет проект. Данный критерий является основным ориентиром при принятии инвестиционного решения инвестором, что вовсе не умаляет роли других критериев.

Для расчета IRR с помощью таблиц дисконтирования выбираются два значения коэффициента дисконтирования i1 < i2 таким образом, чтобы в интервале (i1,i2) функция NPV = f(i) меняла свое значение с "+" на "-" или с "-" на "+".

Далее применяют формулу:

IRR = (r1 + f (r1) / (f(r1))×(r2 – r1), где

i1 – значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i1) > О f(i1) <0,

r2 – значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i2) < 0 < f(i2) > 0.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP)

Дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP) устраняет недостаток статического метода срока окупаемости инвестиций и учитывает стоимость денег во времени, а соответствующая формула для расчета дисконтированного срока окупаемости, DPP, имеет вид:

DPP = min n, при котором ∑ Рk1(1+r)r ≥I0

Очевидно, что в случае дисконтирования срок окупаемости увеличивается, т.е. всегда DPP > PP.

Простейшие расчеты показывают, что такой прием в условиях низкой ставки дисконтирования, характерной для стабильной западной экономики, улучшает результат на неощутимую величину, по для значительно большей ставки дисконтирования, характерной для российской экономики, это дает значительное изменение расчетной величины срока окупаемости. Иными словами, проект, приемлемый по критерию РР, может оказаться неприемлемым по критерию DPP.

При использовании критериев РР и DPP в оценке инвестиционных проектов решения могут приниматься исходя из следующих условий:

а) проект принимается, если окупаемость имеет место;

б) проект принимается только в том случае, если срок окупаемости не превышает установленного для конкретной компании предельного срока.

В общем случае определение периода окупаемости носит вспомогательный характер относительно чистой текущей стоимости проекта или внутренней нормы рентабельности. Кроме того, недостаток такого показателя, как срок окупаемости, заключается в том, что он не учитывает последующие притоки денежных средств, а потому может служить неверным критерием привлекательности проекта. [16]

2 Совершенствование методики оценки эффективности инновационных проектов

К преимуществам методики оценки проектов дисконтированием денежных потоков можно отнести ее широкое применение. Она стала стандартом оценки проектов, предполагающих какое-либо вложение средств.

При соблюдении определенных допущений она применятся в любой отрасли. Так же данная методика позволяет учесть риски, связанные с реализацией проекта, показывает важность фактора времени и связь ценности ожидаемых доходов со временем; их полезность, выражающуюся в снижении этой самой ценности по мере удаления в будущее.

Однако на оценку эффективности инноваций данным методом оказывают значимое влияние ограничения, свойственные самому методу дисконтирования денежных потоков: ограниченность информации для полной и достоверной оценки, нестабильность денежных потоков в будущем; точность оценки риска для репрезентативного определения ставки дисконтирования. При прочих равных условиях, чем существеннее влияние этих ограничений, тем менее точной будет оценка.

Кроме того, существующие методики предназначены для оценки, прежде всего, внешних показателей эффективности инновационного проекта с позиции их привлекательности главным образом для инвесторов и бюджета. Они не учитывают внутренние особенности исполнения проектов на предприятии. Речь идет о таких внутренних особенностях, как инфраструктурные, кадровые, производственные, сбытовые, которые могут существенно повлиять на конечные сроки и результаты реализации проекта. Практике известно огромное количество случаев, когда высокоэффективные разработки не принесли ожидаемых результатов именно по причине недостаточности инновационного потенциала предприятий.

Исследователи (Маркова О.В.; Николаев А.В.; Тышкевич К.В.; Силкина Г.Ю.; Фролова Н.Л.) отмечают ряд недостатков методики. К ним следует отнести то, что риски оцениваются одинаково как для затрат, так и для доходов, приходящихся на один и тот же промежуток времени, хотя логично предположить, что риск для затрат всегда ниже (т.е. вероятность их выше), чем доходов. Невозможно оценить проекты с отсроченным эффектом.

Методика плохо применима для инновационных проектов, эффект от которых выражается не столько в улучшении экономических характеристик, сколько в улучшении управления организации, имиджа, конкурентоспособности. Простое включение в расчеты денежного выражения подобных улучшений не совсем корректно, поскольку динамика, связанных с ними процессов не однозначна, а влияние инноваций нелинейное.

Усовершенствовать существующую методику оценки эффективности инноваций можно, используя отдельные положения теории систем, заимствованные из термодинамики. Для этого субъект инновационной деятельности (организацию-инноватора) нужно представить в виде открытой самоорганизующейся системы, которая постоянно взаимодействует с окружающей ее внешней средой. Инноватор находится в состоянии неустойчивого равновесия, обмениваясь информацией и энергией с внешней средой. При этом, согласно второму закону термодинамики любая система производит энтропию. В закрытой системе энтропия со временем достигает максимума, и развитие системы прекращается. Для самоорганизующихся систем это подобно смерти, поэтому они отводят энтропию во внешнюю среду, понижая ее уровень внутри себя и повышая во внешней среде. Для субъекта инновационной деятельности внутренней средой является его организационная структура, внешней средой является экономика, а регулирование уровня энтропии происходит за счет движения денежных средств. Такое представление об инноваторе позволяет связать процессы производства и отвода энтропии с процессами поступления и расходования денежных средств и, соответственно, с методом дисконтирования денежных потоков.

Процесс отвода энтропии в системе "инноватор – внешняя среда" происходит следующим образом: сначала инноватор, отдавая собственные или привлеченные денежные средства, получает из внешней среды энергию в виде сырья, материалов, оборудования (материализованная энергия), труда работников, услуг сторонних организаций и информацию в виде ноу-хау, патентов, изобретений, баз данных, знаний и опыта работников.

Полученные энергии и информация используются для преобразования структуры организации таким образом, чтобы энтрапия оказалась ниже (а упорядоченность выше), чем во внешней среде. Благодаря этому она становится способна производить высокоупорядоченную продукцию, которая привлекательна для субъектов внешней среды, т.к. ее потребление позволяет им упорядочить свою структуру и отводить энтропию. Продавая эту продукцию, инноватор не только возвращает вложенные денежные средства, но и получает сверх того (прибыль), потому что экономика является средой, в которой возможны обоюдовыгодные игры. Норма прибыли зависит от степени преимущества продукции над аналогами. Со временем за счет научно-технического прогресса и диффузии инновации преимущество утрачивается, и инновационные цикл начинается снова (хотя на практике циклы должны накладываться друг на друга, иначе накопится отставание).

Таким образом, денежные средства являются мерилом потенциала, запаса отрицательной энтропии, который может быть использован инноватором для отвода энтропии во внешнюю среду. Однако сами по себе будущие денежные потоки не показывают всей эффективности инноваций. Очень важно, в течение, какого периода времени будут производиться расходы, и с какого момента появятся компенсирующие их доходы.

Кроме того, неопределённость (риск) увеличивает энтропию, а значит, степень вероятности расходов и доходов также должна учитываться. Важность фактора времени обусловлена необратимостью протекающих в экономике процессов во времени, причем упущенные возможности иногда обходятся очень дорого. Кроме того, нужно всегда помнить, что производств энтропии не останавливается. Затягивание инновационных преобразований увеличивает денежные затраты для отвода энтропии.

Неопределенность, мера информации и системе, также прямо связана с пониманием энтропии. Чем выше энтропия, тем больше беспорядок, и наоборот, чем меньше можно получить достоверной информации о системе, тем больше энтропия.

Энтропию можно также назвать величиной обратной мере порядка в системе. Поэтому извлечение отрицательной энтропии есть "извлечение порядка", повышение упорядоченности системы. Этот аспект инноваций – наличие неопределенности – отмечал еще Й. Шумпетер в "Теории экономического развития" (1934) и в труде "Капитализм, социализм и демократия" (1950). Понятие неопределенности у Шумпетера трактуется как отсутствие необходимого и достаточного опыта у субъектов, чтобы надежно оценить имеющиеся возможности и предвидеть все возможные последствия. Сущность реализации нового, инновации, как раз в том, что нет определенности в положительном результате, и никогда нет уверенности в успехе. В такой ситуации значительный прогресс может быть достигнут лишь экономикой в целом, в процессе "креативной деструкции", вовлекающей множество экономических агентов, каждый из которых с равной вероятностью может оказаться как среди выигравших, так и среди проигравших. Таким образом, связь между производством энтропии и необходимостью инноваций, хоть и в не явном виде, обосновывалась еще основоположниками теории инноваций.

Согласно И. Пригожину, в открытых системах производство энтропии имеет 2 источника – внутренний и внешний.

DS = DSin + DSex.

Производство внутренней энтропии называют естественными хаотическими процессами, протекающими внутри любой системы и приводит к снижению степени её упорядоченности. Для организации-инноватора это могут быть процессы физического износа основных средств, выраженный в снижении производительности оборудования; увеличение частоты аварий, несчастных случаев, процессы нарушения адекватности передачи информации из одного подразделения в другое; нарастающее неэффективное расходование сырья, материалов, вследствие халатности, появление подразделений-паразитов; неэффективное расходование фонда оплаты труда. Исходя из этого, правомерно выделять внутренние инновации, направленные на повышение упорядоченности именно во внутренней среде.

Источником внешней энтропии для экономических агентов является научно-технический прогресс. Выражается он в моральном износе основных средств, нематериальных активов и производство продукции (работ, услуг) конкурентами. Т.е. собственно у организации уровень энтропии не возрастает, возрастает уровень упорядоченности экономических агентов (конкурентов) в окружающей среде, на фоне которой организация становится менее упорядоченной. Производство внешней энтропии постоянно ускоряется вследствие научно-технического прогресса. Исходя из этого, можно выделить внешне направленные инновации, к которым следует относить технологические и маркетинговые. При этом, если технологические инновации действительно меняют структуру (технологию) организации, повышая ее упорядоченность, то маркетинговые, не столько упорядочивают саму организацию, сколько меняют представление представителей внешней среды об организации и ее продукции.

Сущность инноваций в том, что они позволяют отвести энтропию во внешнюю среду прежде, чем энтропия достигнет критического уровня. Однако действие инноваций ограничено во времени. Производство энтропии имеет экономические следствия, которые можно выразить в виде разного рода убытков (неполучение доходов) и потерь (вынужденных затрат). Производство внутренней энтропии может быть выражено через необходимость отчислений на амортизацию, затрат на текущий и капитальный ремонт, рост потерь сырья, материалов, готовой продукции (брак), неэффективное расходование фонда оплаты труда. Производство внешней энтропии может быть выражено через потери от залеживания товаров на складах, через недополученные прибыли из-за более низкой цены по сравнению с товаром-аналогом, через вынужденное увеличение затрат на рекламу. Функция этих потерь и затрат копирует функцию производства энтропии, а с ростом энтропии растут потери и затраты, а инновации позволяют их снизить.

Функция экономических последствий производства внутренней энтропии может быть следующей:

F (DSin) = Пin × t,

где Пin – потери за единицу времени, вызванные необратимостью естественных процессов во времени, несовершенства организации и управления, руб.;

t – время.

Функция экономических последствий производства может быть выражена следующим образом:

F (DSex) = Пex (1 + i)t,где

Пex – потери за единицу времени, вызванные несовершенством технологии и маркетинга, на момент начала осуществления работы, руб.;

i – степень ускорения НТП (норма морального износа) в отрасли.

Соответственно, при оценке эффективности инновационного проекта путем расчета дисконтированного денежного потока нужно делать поправку на общее производство энтропии за время реализации проекта и влияние самого проекта на динамику производства энтропии.

Формула расчета ЧДД принимает следующий вид:

Разработка инвестиционного проекта в организации

где ЧДДs – поправка на экономические последствия производства энтропии за время реализации проекта, руб.

Для организационных инноваций необходимости в такой поправке нет, т.к. все их составляющие могут быть учтены в процессе расчета ЧДД включением соответствующих потерь и экономии в денежные потоки, тем более часть из них уже учитывается, например, затраты на ремонт.

Для технологических и маркетинговых инноваций, такая поправка может быть выражена следующим образом:

Разработка инвестиционного проекта в организации

где i1 – степень ускорения морального износа в отрасли;

i2 – степень обновления технологической базы (улучшения имиджа) организации под влиянием инноваций.

Таким образом, использование в экономических исследованиях понятийного аппарата и методологии теории систем и термодинамики дает новые возможности для исследования процессов, происходящих в экономических системах при осуществлении инновационных проектов, в частности динамики потерь от морального износа, вызванного научно-техническим прогрессом и влиянием инновационных преобразований на уровень этих потерь. В результате общепринятая методика оценки инновационных проектов с помощью дисконтированного чистого дохода может быть усовершенствована. [14]

Модели оценки риска внедрения инновационных проектов

Метод корректировки нормы дисконта.

Достоинства этого метода – в простоте расчетов, а также в понятности и доступности. Вместе с тем метод имеет существенные недостатки.

Метод корректировки нормы дисконта означает обыкновенное дисконтирование по более высокой норме, но не дает никакой информации о степени риска. При этом полученные результаты существенно зависят только от величины надбавки за риск. Он также предполагает увеличение риска во времени с постоянным коэффициентом, что вряд ли может считаться корректным, так как для многих проектов характерно наличие рисков в начальные периоды с постепенным снижением их к концу реализации. Таким образом, прибыльные проекты, не предполагающие со временем существенного увеличения риска, могут быть оценены неверно и отклонены. Данный метод не несет никакой информации о вероятностных распределениях будущих потоков платежей и не позволяет получить их оценку. Обратная сторона простоты метода состоит в существенных ограничениях возможностей моделирования различных вариантов, которое сводится к анализу зависимости критериев NPV(IRR, PI и др.) от изменений только одного показателя – нормы дисконта. Несмотря на отмеченные недостатки, метод корректировки нормы дисконта широко применяется на практике.

Метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности).

В отличие от предыдущего метода в этом случае осуществляют корректировку не нормы дисконта, а ожидаемых значений потока платежей CF путем введения специальных понижающих коэффициентов (аt) для каждого периода реализации проекта.

аt= CCFt / RCFt,

где CCFt – величина чистых поступлений от без рисковой операции в период RCFt – ожидаемая (запланированная) величина чистых поступлений от реализации проекта в период t;

t – номер периода.

Тогда достоверный эквивалент ожидаемого платежа может быть определен как: CCFt = аtRCFt, где аt<=1

Таким образом, осуществляется приведение ожидаемых поступлений к величинам платежей, получение которых практически не вызывает сомнений и значения которых могут быть определены более или менее достоверно либо точно.

Однако на практике для определения значений коэффициентов чаще используется метод экспертных оценок. В этом случае коэффициенты отражают степень уверенности специалистов-экспертов в том, что поступление ожидаемого платежа осуществится.

После того, как значения коэффициентов определены, осуществляется расчет критерия NPV:

NPV = S (at * CFt) / (1 + r)t – I0,

где: CFt – суммарный поток платежей в период t;

r – используемая ставка процента;

at – корректирующий множитель;

I0 – начальные инвестиции;

n – срок проекта.

Предпочтение отдается тому проекту, по которому величина NPV больше.

Анализ чувствительности.

Анализ чувствительности показателей широко используется в практике финансового менеджмента. В общем случае он сводится к исследованию зависимости некоторого результирующего показателя от вариации значений показателей, участвующих в его определении. Другими словами, этот метод позволяет получить ответы на вопросы вида: что будет с результирующей величиной, если изменится значение некоторой исходной величины? Отсюда его второе название – анализ "что будет, если" ("what if" analysis).

Как правило, проведение подобного анализа предполагает выполнение следующих шагов.

1. Выбираются факторы (исходные показатели), относительно которых разработчик инновационного проекта не имеет однозначного суждения (т.е. находится в состоянии неопределенности).

Типичными являются следующие факторы:

- капитальные затраты и вложения в оборотные средства,

- рыночные факторы – цена товара и объем продажи,

- компоненты себестоимости продукции,

- время строительства и ввода в действие основных средств.

В качестве результирующего показателя эффективности инвестиций может служить внутренняя норма прибыльности (IRR) или чистое современное значение (NPV).

Задается взаимосвязь между исходными и результирующим показателями в виде математического уравнения или неравенства.

2. Определяются наиболее вероятные значения для исходных показателей и возможные диапазоны их изменений (например 5% и 10% от номинального значения).

3. Путем изменения значений исходных показателей исследуется их влияние на конечный результат.

Проект с меньшей чувствительностью NPV считается менее рисковым.

Обычная процедура анализа чувствительности предполагает изменение одного исходного показателя, в то время как значения остальных считаются постоянными величинами.

Данный метод является хорошей иллюстрацией влияния отдельных исходных факторов на конечный результат проекта.

Главным недостатком данного метода является предпосылка о том, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны.

Метод сценариев.

Метод сценариев позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений. В общем случае процедура использования данного метода в процессе анализа инвестиционных рисков включает выполнение следующих шагов.

1. Определяют несколько вариантов изменений ключевых исходных показателей (например, пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический).

2. Каждому варианту изменений приписывают его вероятностную оценку.

3. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия NPV (либо IRR, РI), а также оценки его отклонений от среднего значения.

4. Проводится анализ вероятностных распределений полученных результатов.

Проект с наименьшими стандартным отклонением (s) и коэффициентом вариации (СV) считается менее рисковым.

В целом метод позволяет получать достаточно наглядную картину для различных вариантов реализации проектов, а также предоставляет информацию о чувствительности и возможных отклонениях, а применение программных средств типа Excel позволяет значительно повысить эффективность подобного анализа путем практически неограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительных переменных. [7]

Деревья решений.

Деревья решений (decision tree) обычно используются для анализа рисков проектов, имеющих обозримое или разумное число вариантов развития. Они особо полезны в ситуациях, когда решения, принимаемые в момент времени t = n, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.

Дерево решений имеет вид нагруженного графа, вершины его представляют ключевые состояния, в которых возникает необходимость выбора, а дуги (ветви дерева) – различные события (решения, последствия, операции), которые могут иметь место в ситуации, определяемой вершиной. Каждой дуге (ветви) дерева могут быть приписаны числовые характеристики (нагрузки), например, величина платежа и вероятность его осуществления.

В общем случае использование данного метода предполагает выполнение следующих шагов.

1. Для каждого момента времени t определяют проблему и все возможные варианты дальнейших событий.

2. Откладывают на дереве соответствующую проблеме вершину и исходящие из нее дуги.

3. Каждой исходящей дуге приписывают ее денежную и вероятностную оценки.

4. Исходя из значений всех вершин и дуг рассчитывают вероятное значение критерия NPV (либо IRR, РI).

5. Проводят анализ вероятностных распределений полученных результатов.

Ограничением практического использования данного метода является исходная предпосылка о том, что проект должен иметь обозримое или разумное число вариантов развития. Метод особенно полезен в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый момент времени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий. [7]

Имитационное моделирование инвестиционных рисков.

Имитационное моделирование (Simulation) является одним из мощнейших методов анализа экономической системы.

В общем случае под имитацией понимают процесс проведения на ЭВМ экспериментов с математическими моделями сложных систем реального мира.

При анализе рисков инвестиционных проектов обычно используют в качестве базы для экспериментов прогнозные данные об объемах продаж, затратах, ценах и т.п.

При проведении финансового анализа часто используются модели, содержащие случайные величины, поведение которых не детерминировано управлением или принимающими решения. Стохастическая имитация известна под названием "метод Монте-Карло".

Имитационное моделирование представляет собой серию численных экспериментов, призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных факторов (исходных величин) на некоторые зависящие от них результаты (показатели).

В общем случае проведение имитационного эксперимента можно разбить на следующие этапы.

1. Установить взаимосвязи между исходными и выходными показателями в виде математического уравнения или неравенства.

2. Задать законы распределения вероятностей для ключевых параметров модели.

3. Провести компьютерную имитацию значений ключевых параметров модели.

4. Рассчитать основные характеристики распределений исходных и выходных показателей.

5. Провести анализ полученных результатов и принять решение. Результаты имитационного эксперимента могут быть дополнены статистическим анализом, а также использоваться для построения прогнозных моделей сценариев.

Практическое применение данного метода продемонстрировало широкие возможности его использования инвестиционном проектировании, особенно в условиях неопределённости и риска.

Данный метод особенно удобен для практического применения тем, что удачно сочетается с другими экономико-статистическими методами, а также с теорией игр и другими методами исследования операций. [7]

Список используемых источников и литературы

1. Арманшина Г.Р. Совершенствование методов оценки эффективности инвестирования инновационных проектов: Автореф., дисс. к.э.н., Орел, 2006.

2. Балдин К.В. и др. Инновационный менеджмент: учеб. Пособие для вузов. М.: Издат. центр "Академия", 2008. – 368 с.

3. Буймов А.С. Управление рисками инновационного проекта промышленного предприятия: Автореф.

4. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе МВА.: Пер. с англ. – М: ООО "И. Д. Вильямс", 2010. – 480 с.

5. Гареев Т.Ф. Формирование комплексной оценки инноваций на основе нечетко-интервальных описаний: Автореф., дисс. к.э.н., Казань, 2009

6. Диденко Н.О. Учет риска при оценке эффективности инновационных проектов: Автореф, дисс. к.э.н., Сумы, 2009.

7. Ильенковская С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 335 с.

8. Исламутдинов В.Ф. Совершенствование методики оценки эффективности инновационных проектов. Периодическое издание "Менеджмент в России и за рубежом", 2009, №3, 26-31.

9. Кузнецов Б. Т., Кузнецов А. Б. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 376 с.

10. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: учеб. пособие -6-е изд., стер. – М.: 2010. – 960 с.

11. Матвеев Н. В. Методы комплексной оценки инвестиционных проектов: Автореф. дисс. к.э.н. Санкт-Петербург, 2007.

12. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие – 2 изд. – М.: Инфра-М, 2009 – 176 с.

13. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. – 238 с.

14. Попов В.Л. Управление инновационными проектами: учебник. М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.

15. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник. М.: КНОРУС, 2007. – 768 с.

16. Татарина О.В. Развитие методики оценки и анализа эффективности инновационно – инвестиционных проектов: Автореф., дисс.. к.э.н. Саратов, 2008.

17. Хожаев И.С. Совершенствование методов оценки эффективности инновационных проектов предприятий: Автореф., дисс. к.э.н. Белгород, 2010.