Работа с голосом детей с нарушенным слухом

Работа с голосом детей с нарушенным слухом.

Статьи по теме
Искать по теме

Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха

Воспитание – это целенаправленный процесс, предполагающий создание условий для гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.

В ходе реализации принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время разработана и принята Программа воспитания в системе образования России, ориентированная на повышение общественного статуса социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций и современного опыта, на обеспечение единства и разнообразия воспитательного пространства, взаимосвязи государственного, общественного и семейного воспитания, укрепления механизмов воспитания во всех типах и видах образовательных учреждений.

Цель образования детей и молодежи с нарушениями слуха – не только овладение знаниями, но и уточнение диагностики, коррекция развития, становление базовых способностей личности, ценностных ориентации, социально-психологических особенностей общения и поведения в человеческом сообществе.

Реформы образования последних лет актуализировали позитивный потенциал воспитания в процессе становления личностных качеств ребенка, полноценного разностороннего развития его индивидуальности с учетом следующих положений:

- семейное воспитание и общение может оказаться негативным при низкой педагогической культуре родителей, в случаях эгоистического проявления любви к своему ребенку или, наоборот, его отвержения вследствие дефекта;

- для развития способности анализировать собственные состояния и действия ребенок нуждается в общении со сверстниками, а для освоения культурных и социальных норм – в игровой, элементарной трудовой и других видах внеучебной деятельности.

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного

образования, что особенно важно иметь в виду по отношению к детям с нарушениями слуха. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования – реальный путь утверждения вариативности в образовательной системе. Цель дополнительного образования – развитие мотивации глухих и слабослышащих детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

В системе профессионального образования действует и развивается сеть учреждений, различающихся по статусу, характеру включения неслышащих в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализа-ции, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, в формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности.

Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных и стихийно решаемых на практике проблем.

Одна из них – проблема воспитания, его качественного и институционального определения и развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях всех уровней профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи с нарушениями слуха в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

Вместе с тем желание молодежи осваивать культуру, самосовершенствоваться, самореализовываться показывать его личностный интерес к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании.

Эти проблемы могут быть реализованы следующим образом:

- путем утверждения партнерских отношений в управлении учреждением профессионального образования, в работе научных советов и других объединений;

- с помощью развития студенческого самоуправления, институтов коллективной, студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);

- использование возможности дополнительного образования, создание факультетов общественных профессий для преодоления противоречий между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности, для полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышения его ответственности за свою судьбу, реализацию личностного потенциала;

- создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов с нарушениями слуха;

- развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры лиц с нарушениями слуха;

- изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона.

Воспитание неслышащей молодежи начального, среднего специального и высшего профессионального образования должно быть направлено на достижение следующих целей:

- дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

- повышение уровня ответственности в принятии решений, в последовательном и четком осуществлении поставленных задач;

- умение определять свои взаимоотношения с политическими и общественными организациями.

Реализация этих целей возможна за счет следующих факторов:

- оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования;

- разработки содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям различных типов и видов учреждений профессионального образования и модели специа листа, которого они готовят;

- созданием необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, разработка ее содержания и информационно-методического обеспечения.

Методы и средства обучения слабослышащих детей

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Используемый метод обучения определяет виды деятельности учителя и учащихся, характер их взаимодействия. С понятием метод связаны понятия прием и средство. Прием – это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. Например, это постановка вопросов, логических задач, подводящих учащихся к необходимости узнать новое, анализ жизненных ситуаций, близкие к теме урока и др.-

К средствам обучения относятся слово учителя, учебники, учебные пособия, книги; учебное и лабораторное оборудование, наглядные пособия, дидактические материалы; технические средства обучения (телевизоры, кодоскопы, видеомагнитофоны, DVDплееры); звукоусиливающая аппаратура, специальные средства программированного обучения (программированные учебные пособия типа "Видимая речь", "Мир за твоим окном"), специальные средства трудового обучения.

Выбор метода предполагает учет уровня развития, особенностей характера, темперамента детей, их склонностей и интересов.

Учитель должен знать способности своих учеников, представлять степень их умения делать обобщения, выводы, находить аналогию, устанавливать различие в сказанном, анализировать, критически оценивать факты, сведения. Его задача – предвосхищать ответную эмоциональную реакцию учащихся.

Метод в самой широкой трактовке – это способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.

Целостный подход к методам обучения состоит в том, что они должны отражать основные структурные компоненты деятельности.

В соответствии с этим можно выделить три группы методов:

- методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учения;

- методы контроля и самоконтроля эффективности

обучения.

Выделение такой группы методов обучения превращает стимулирование и мотивацию (понимаемую как внутренний аспект, а не внешний) в органическую часть структуры учебного процесса. При этом просматривается и воспитывающее влияние методов, так как речь идет о формировании общественно ценных мотивов.

Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности отражают следующие основные аспекты структуры познания:

- перцептивный (чувственное восприятие), что соответствует полисенсорному подходу к процессу обучения детей с нарушениями слуха;

- индуктивные и дедуктивные методы, отражающие логику изложения учебного материала учителем и восприятия его учеником;

- гностический характер познавательной деятельности – объяснительно-репродуктивные и информационно-поисковые (частично-поисковые, исследовательские) методы и др.

Комплексный подход к характеристике методов обеспечивает единство рационального и чувственного, конкретного и абстрактного, исторического и логического в познавательной Деятельности учащихся с нарушениями слуха. Между выделенными методами организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности существуют взаимосвязи как между компонентами целого. Сурдопедагог должен иметь в виду эти подходы при выборе конкретного метода обучения, так как при изучении определенного элемента содержания темы он избирает индуктивную или дедуктивную логику его раскрытия, а также тип деятель-- ности – репродуктивную или поисковую, необходимые виды перцепции и меры управления учением. Таким образом, выделенные подходы, применяемые в разной последовательности, взаимодополняют друг друга. Понимание этого обстоятельства все чаще проявляется в стремлении применить бинарные и многосторонние подходы к классификации методов.

В группе методов стимулирования и мотивации учения можно выделить формирование (самоформирование) познавательных интересов и формирование (самоформирование) долга и ответственности в учении.

К методам контроля и самоконтроля эффективности обучения можно отнести: устный, письменный и лабораторный, программированный и непрограммированный, машинный и безмашинный контроль и самоконтроль.

Все методы обучения состоят, в свою очередь, из разнообразных приемов. Например, метод беседы состоит из приемов постановки вопросов,.анализа ответов учеников, комментирования и корректировки их, подведения учащихся к выводам и др.

Для оптимального построения учебного процесса необходимо применить такую процедуру выбора методов, в которой взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся представала бы в полноте и многосторонности, отражая все богатство накопленных дидактикой методов и приемов обучения, открывая простор для внедрения новых вариантов их, а не сводилась бы к использованию одних методов в ущерб другим, без которых невозможно обеспечить всестороннее и гармоническое развитие личности, о чем писал в свое время С.А. Зыков (1968), анализируя процесс обучения глухих школьников.

Опыт работы показывает, что глухие дети в состоянии усвоить абстрактные понятия только при постепенном отвлечении от свойств и признаков конкретных предметов, их особенностей, конкретных фактов и явлений, изучаемых на уроке. Большое значение при этом имеет специальная система наглядности, обеспечивающая постепенный переход от наглядно-чувственного восприятия к обобщенному, абстрактному мышлению. Поэтому понятны особые требования к наглядным пособиям, которые должны направлять мысль учеников от конкретного к общему, от явления к его сущности, от многообразия явлений к закономерностям. Очень важно, чтобы в наглядных пособиях, отображающих явления или предметы одного и того же класса, четко выделялись их основные существенные стороны и признаки, на которых сурдопедагог и должен концентрировать внимание учащихся в процессе работы. Поэтому не следует использовать наглядные пособия, содержащие обилие деталей, отвлекающих внимание учеников от основных свойств и признаков изучаемых объектов, или не имеющие прямого отношения к рассматриваемому на уроке вопросу. Весьма эффективна демонстрация пособий, где сочетаются реалистическое и схематическое изображения изучаемых объектов. Такие пособия облегчают переход от конкретного к абстрактному, от явления к сущности и в конечном счете способствуют развитию абстрактного мышления глухих и слабослышащих школьников. Это могут быть, например, кинофрагменты, сочетающие натурные кадры и схематические мультипликации. Изобразительные средства наглядности полезно дополнять схематическими чертежами, моделями, что расширяет сенсорную основу для обобщений, развивает наглядно-схематическое мышление глухих и слабослышащих детей. Не следует злоупотреблять обилием средств наглядности на уроке. Это рассеивает внимание учащихся, не позволяет уяснить главное, без чего нельзя прийти к правильному пониманию закономерностей, к обобщениям и выводам.

Важно, чтобы весь учебный материал, используемый на уроке для формирования понятий, полно и доказательно раскрывал наиболее типичные стороны изучаемых предметов и явлений, наиболее существенные объективные связи и отношения. Это, несомненно, облегчит аналитическую работу учащихся с нарушениями слуха, будет способствовать развитию у них абстрактного мышления. Кроме того, необходимо в ходе всего урока умело переводить мысли учеников от конкретного к абстрактному и наоборот.

Последовательно реализуя принцип развивающего обучения, нужно продумывать соотношение на уроке вербальной (устной) и практической деятельности. Многие сурдопедагоги ошибочно полагают, что развитие мышления глухих и слабослышащих учащихся осуществляется главным образом во время различного вида бесед. Такое увлечение нанесло вред в начальных классах при обучении чтению, развитии речи и формировании вычислительных навыков, о чем писал в свое время С.А. Зыков. В старших классах оно мешает глубокому проникновению мысли учеников в существо рассматриваемых вопросов, так как учителя обычно любое суждение и вывод собирают "по крохам" складывают из лаконичных, малозначимых в отдельности ответов глухих школьников на измельченные вопросы. При таком подходе не развиваются логически целостные высказывания, которые характеризуют уровень мышления учащихся с нарушениями слуха. Во многих случаях целенаправленный рассказ или проблемно построенная лекция учителя развивает мышление учащихся в большей мере, чем беседа.

Однако в школе для детей с нарушениями слуха нельзя вовсе отрицать большую роль метода беседы в процессе обучения: при умелой постановке любая из устных форм может развивать коммуникативные умения и навыки, мышление школьников, стать надежным способом овладения знаниями. Для этого учитель должен целенаправленно отбирать материал, акцентируя внимание учеников на существенных сторонах изучаемых предметов, явлений, фактов. Необходимо также, чтобы каждый учитель выполнял программный минимум лабораторных работ. Последние не могут сводиться лишь к закреплению знаний или к иллюстрации уже полученной информации. Лабораторные работы должны использоваться в качестве одного из методов усвоения новых знаний.

Особенно целесообразно проводить фронтальные кратковременные опыты, чтобы получить исходный материал для формирования новых представлений или понятий у учащихся. Лабораторный эксперимент должен стать основой познавательного поиска учеников на уроках в старших классах. Главное здесь – соотносить характер заданий, отбор материала, уровень требования к ученикам с их возрастными особенностями и с познавательными психофизическими возможностями. Степень самостоятельности учащихся при выполнении лабораторных работ последовательно растет: сначала работы выполняются по готовым инструкционным картам, затем – по самостоятельно разработанным планам, вытекающим из проблемной задачи, поставленной учителем. Наибольшая самостоятельность старшеклассников достигается в условиях лабораторного практикума.

Источником новых знаний могут быть наблюдения глухих и слабослышащих учащихся за явлениями природы и общественной жизни. Этот метод успешно развивает самостоятельность суждений учащихся с нарушениями слуха, умения делать выводы, приучает к активной учебной деятельности. Но все это справедливо при условии, если наблюдения проводятся по тщательно разработанному плану и помогают выявить наиболее важные, с точки зрения изучаемого вопроса, стороны явлений. Результаты наблюдений затем должным образом обобщаются под руководством учителя, включаются в общую систему научных знаний по предмету.

Формы обучения. Индивидуальные занятия как одна из форм обучения слабослышащих детей в школьном возрасте

Понятие формы обучения в дидактике рассматривается как особая конструкция, имеющая внутреннюю организацию содержания, реализуемого в процессе взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

При этом необходимо иметь в виду распорядок этого взаимодействия, место и время занятий, характер общения учителя и учащихся.Последнее обстоятельство чрезвычайно важно учитывать при организации обучения глухих учащихся, где характер Общения учителя и учащихся во многом зависит от уровня общего и речевого развития детей, имеющих специфический путь развития и специфический характер овладения знаниями.

Указанные факторы обычно учитываются при классификации форм обучения.

По месту работы различаются школьные занятия (в классе, лаборатории, мастерской) и внешкольные (домашняя учебная работа, экскурсии и др.).

С учетом временных рамок проведения формы организации делятся на классные и внеклассные. Как классные, так и внеклассные формы организации обучения направлены на достижение высокого уровня учебной работы в условиях той или иной формы организации взаимодействия учителя и учащихся. Взаимодействие учителя и учащихся реализуется в обучении через коммуникативную деятельность, особенности которой зависят от количества учащихся, в ней участвующих.

В зависимости от характера коммуникативной деятельности в современной дидактике выделяют фронтальную, индивидуальную и групповую формы обучения.

Фронтальная форма организации обучения предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса.

Групповая форма организации обучения широко используется в школе глухих и представляет собой объединение учащихся в группу, которая решает единую задачу и выполняет общее для всех задание.

К индивидуальной относят такую форму организации обучения, когда ученик выполняет учебные задания самостоятельно, на уровне своих учебных возможностей, без взаимодействия с другими школьниками при непосредственной или опосредованной помощи преподавателя. Опосредованная помощь может оказываться через отбор материала, методическую оснащенность вспомогательными средствами обучения – опорными схемами и таблицами, инструктивными карточками и т. д.

Индивидуальная форма организации обучения глухих имеет целый ряд достоинств. Она позволяет осуществлять учебную деятельность ученика с учетом его интересов, потребностей, стиля и темпа, работы, познавательных возможностей. Положительная функция индивидуальной формы организации обучения состоит в том, что она дает возможность учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику, формируя его как личность. Высоко оценивая эффективность индивидуального обучения, следует отметить и некоторые его недостатки, и прежде всего неэкономичность. Кроме того, ученик в этих условиях не имеет возможности общаться со сверстниками, в результате чего у глухого учащегося может оказаться недостаточно сформированным умение работать в коллективе. В современной школе глухих индивидуальная форма организации обучения стала неотъемлемой частью работы при программированном обучении, при работе с компьютером, в слуховом кабинете, а также на уроке при выполнении индивидуальных заданий. Сложность применения индивидуальной учебной работы сопряжена с трудностями, которые испытывают учитель это объясняется недостаточной оснащенностью школ компьютерами, отсутствием компьютерных программ, специфического учебного материала, заданий с печатной основой, дидактического материала с дифференцированными заданиями для специальных школ и; т. д. Все эти материалы сурдопедагог вынужден готовить самостоятельно.

Индивидуальная учебная работа на уроке часто сочетается с фронтальной и групповой.

Основные характеристики голоса

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Тембр, или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. Выделяют два резонатора – основной и грудной. Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

2) момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков;

3) сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой

В понятие человеческого голоса, как отмечает Правдина О. В., входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого певца или оратора.

Самые элементарные проявления голоса обнаруживаются в таких ре-акциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех, звучный кашель. Наибольшее же свое развитие голос приобретает в речи и в пении. Человеческий голос, благодаря своим разнообразным модуляциям, может отражать различные эмоциональные переживания, которые свойственны в тот или иной период его обладателю.

Е. В. Лаврова дает свое определение голоса. Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.

Как указывает Телеляева Л. М., звук голоса – это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения. Источником возникновения этих волн являются голосовые складки человека. И все бесконечное разнообразие звуков человеческого голоса является следствием изменения во времени только трех важнейших акустических параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра – соответственно высоты, силы и тембра звука.

Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве основных большинством исследователей: Л. В. Нейманом, О. В. Правдиной, С. Л. Таптаповой, Е. В. Лавровой.

Однако, большинство авторов помимо силы, высоты и тембра выделяют и другие характеристики голоса. Так, например, Правдина О.В., Ивановская Ф.А. выделяют такое свойство звука, как длительность звучания, понимая под этим умение вести речь в различных темпах.

Г. Ф. Назарова включает в характеристики звука диапазон, то есть количество тонов, которое дает голос.

Е. В. Лаврова, Д. Вильсон рассматривают наряду с основными характеристиками явление резонанса. Причем, Е. В. Лаврова акцентирует внимание на головном и грудном резонансе, а Д. Вильсон указывает на соотношение носового и ротового резонанса.

Основываясь на данных названных выше исследователей, подробнее остановимся на рассмотрении таких характеристик звука, как сила, высота, тембр, резонанс, поскольку они являются определяющими для качества звучания голоса.

Высота звука – это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова и будет частота рожденного звука, то есть высота тона. Частота основного тона измеряется в Герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у муж-чин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин – от 160 до 340 Гц. Высота тона (ее изменения) определяет выразительность речи, является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей.

Силой звука голоса называют субъективное ощущение размаха колебательных движений, его амплитуды. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила звука голоса, также как и его высота, задается гортанью и растет с увеличением подскладочного давления.

Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции воздуха, тем больше энергия, которую они несут, тем выше амплитуда колебаний частиц воздуха и, следовательно, сильнее их давление на барабанную перепонку уха. Только небольшая часть давления подскладочного пространства переходит в звук. Мышцы гортани вместе с мышцами, участвующими в выдохе, способствуют повышению подкладочного давления, то есть энергия звука, возникающего в гортани, есть результат работы дыхательных и гортанных мышц.

Р. Юссон отмечал, что "только 1/10 – 1/50 звуковой энергии, образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия, остальная же часть вызывает вибрацию головы, шеи и груди". То есть коэффициент полезного действия голосового аппарата очень мал и в работе над голосом не-обходимо учитывать механизмы, которые могут его повысить; вырабатывать такие способы постановки голоса, когда при наименьшей затрате мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта.

Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. В сложном звуке различают основной тон, который обуславливает высоту его звучания, и частичные звуки, или обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая определяет тембр; кроме того, тембр может изменяться от состояния надставной трубы. Тембр каждого речевого звука зависит от физиологического уклада, свойственного тому или иному звуку. Окраска же голоса каждого человека зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата. Таким образом, индивидуальную окраску голосу придают обертоны, возникающие в результате колебаний отдельных частей голосовых складок. Усиление раз-личных обертонов происходит вследствие явления резонанса, то есть можно говорить о том, что резонанс оказывает существенное влияние на тембр голоса.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. Под резонатором в акустике подразумевают какой-либо объем воздуха, заключенный в упругие стенки с выходным отверстием (9, с. 30). В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиться явления резонанса: трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и околоносовых пазух. Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева отмечают, что одни из этих полостей (например, полость носа и околоносовые пазухи) не изменяются по форме и размерам, следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки, они не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обертонов. Другие легко меняют свою форму и размеры (глотка, ротовая полость) и могут быть использованы для изменения исходного тембра, усиливая определенные группы тонов. Е. В. Лаврова акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и груд-ном. Под головным понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонанса голос приобретает яркий полетный характер, возникает ощущение вибрации лицевой части головы. При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонаторами здесь являются трахея и крупные бронхи. Голос при грудном резонировании насыщенный, тембр "мягкий". Хороший, полно-ценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы.

От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса – головной, грудной и смешанный (микст).

Головной регистр включает в себя высокие звуки. Он отличается бедностью обертонов. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос.

Грудной регистр богат обертонами. К нему относятся низкие тоны голоса.

К миксту относятся средние тоны голоса. для смешанного регистра характерно и головное и грудное резонирование; и такой голос принято считать наиболее приемлемым в речи.

Система взаимосвязанных резонаторов (гортань, глотка, ротовая полость) не только резонирует, накапливая звуковую энергию, но и, колеблясь, создает работающим голосовым складкам определенное сопротивление сверху. Это сопротивление называется импендансом. Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева, С. П. Таптапова, Е. В. Лаврова отмечают, что оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки, так как при этом голосовые мышцы совершают колебательные движения с умеренной затратой энергии, извлекая звук большой силы. Таким образом, постановку голоса следует рассматривать как процесс нахождения правильной взаимосвязи между резонирующей надставной трубой, напряжением мышц голосовых складок и величиной подкладочного давления.

Таким образом, понятие голоса включает в себя его основные свойства: силу, высоту, тембр, резонанс. Только координированная и сложная изменчивость всех указанных свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает богатство интонаций и выразительность устной речи.

Особенности развития голоса у детей с нарушенным слухом

Голос глухих и слабослышащих изучали Вильсон Д., Митринович-Моджеевска А., Рау Ф. Ф. Краткие замечания по этому вопросу можно найти в работах Е. С. Алмазовой, Л. В. Неймана, О. В. Правдиной.

Прежде чем рассматривать нарушение, определим, что такое нормальный голос человека. Д. Вильсон отмечает, что нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, высота основного тона голоса должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость.

Таким образом, все части голосового аппарата должны нормально функционировать и четко взаимодействовать между собой. Нормальный голос немыслим без полноценного речевого дыхания и правильной артикуляции. Огромную роль играет регуляция со стороны головного мозга и слуховой контроль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только в процессе полноценного речевого общения.

Становится очевидным, что наличие нормального голоса практически невозможно при снижении слуха (так как нет устойчивых навыков полноценного использования голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата, нет контроля со стороны слухового анализатора и невозможно полно-ценное речевое общение).

Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что все исследователи голоса детей с нарушенным слухом рассматривают различные расстройства и нарушения, которые, по нашему мнению, следовало бы назвать особенностями голоса глухих и слабослышащих.

Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения:

1) причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения;

2) симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос.

Мы рассмотрим особенности голоса детей с нарушенным слухом с этих же позиций. В работах Е. С. Алмазовой, Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска нарушение слуха выделено как одна из причин, вызывающих нарушения голоса.

А. Митринович-Моджеевска расстройства голоса у глухих относит к функциональным нарушениям голоса и описывая их природу замечает, что анатомическое строение и функциональные возможности голосового аппарата глухого ребенка в течение первых 2-3 лет являются совершенно нормальными. Позднее начинают развиваться функциональные расстройства, которые с течением времени могут приобрести стойкий характер.

Д. Вильсон рассматривает расстройства голоса у детей с нарушенным слухом, как органические. И связывает их с несовершенным, искаженным восприятием речи окружающих и своей собственной. Автор акцентирует внимание на зависимости нарушений голоса и степени потери слуха (чем меньше степень потери слуха, тем легче нарушения голоса).

Е. С. Алмазова также относит особенности голоса глухих к органическим нарушениям, однако, как и Митринович-Моджеевска указывает на некоторые функциональные изменения голосового аппарата.

Можно сделать вывод о том, что причиной расстройств голоса при нарушенном слухе является несовершенное восприятие ребенком речи окружающих и своей собственной; и неспособность голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата глухого ребенка точно и активно функционировать.

Признаком правильного функционирования двигательного аппарата гортани является мягкая голосоподача. У глухих все исследователи отмечают часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это обусловлено рядом причин: неправильное дыхание; отсутствие координации между выдохом и моментом закрытия голосовой щели; поступление в легкие слишком большого количества воздуха во время вдоха; слишком сильное смыкание голосовых складок (при твердой атаке) или слишком слабое (при придыхательной атаке).

Часть выдыхаемого голоса у глухих может проходить между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, портящий голос. Попеременно то одна то другая складки перестают колебаться, что также сказывается на качестве голоса. Д. Вильсон и А. Митринович-Моджеевска указывают, что как следствие функциональной неполноценности голосового аппарата могут появляться узелки певцов.

Резонаторная функция, как правило, бывает нарушенной, что объясняется отсутствием эластичности и упругости резонаторных полостей. Направление голоса в резонаторные полости является сложной задачей для детей с нарушенным слухом. Мышцы, участвующие в образовании замыкающего глоточного кольца слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости. Этим можно объяснить часто встречающуюся у глухих носовую окраску голоса.

А. Митринович-Моджеевска указывает, что возникающие нервные импульсы тоже отклоняются от нормы, вследствие чего нарушаются функции нервных центров. Причиной этого также является функциональная неполноценность голосового аппарата.

К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:

1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утеч-кой воздуха; такой голос определяют еще как "глухой". Д. Вильсон на-зывает такой тембр "придыхательным". Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание (когда шумовой компонент невелик и фонация не пропадает полностью), по мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих.

2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани.

3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. Ф. Ф. Рау отмечает, что такой голос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха.

4. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Ф. Ф. Рау видит его причину в опущении мягкого неба. Нам же это нарушение представляется еще и следствием нарушения резонанса. Д. Вильсон не относит это изменение к нарушениям тембра.

К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:

1. Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют пользоваться своим голосом.

2. Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со значительными остатками слуха.

Кроме того, громкость голоса зависит еще и от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента.

С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса:

1. Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка. По данным Ф. Ф. Рау этот дефект встречается нечасто. Д. Вильсон, напротив, отмечает распространенность этого нарушения, причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими сверстниками) тон голоса. У маленьких детей, по его данным, высота основного тона обычно находится в пределах нормы.

2. Фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Ф. Ф. Рау относит этот дефект к очень грубым, отрицательно влияющим на разборчивость речи.

3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.

По данным Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом могут встречаться следующие нарушения резонанса:

1. Гиперназальность. При которой в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из-за небно-глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.

2. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: м и н. Они звучат как б и д.

3. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта.

4. Тупиковый резонанс. Представляет собой глухой звук "как из бочки", появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых проходов свободна, а передние отделы непроходимы).

По данным исследований Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса.

Необходимо отметить, что выделенные нами качественные изменения голоса детей с нарушенным слухом значительно варьируются в зависимости от степени снижения слуха.

Д. Вильсон отмечает, что у ребенка с небольшой потерей слуха может иметь место лишь незначительное изменение тембра и резонанса; тогда как у ребенка со значительной потерей слуха могут быть нарушения тембра, силы, высоты, резонанса, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи (6, с. 343).

Лучшее качество голоса ребенка с легкой степенью тугоухости по сравнению с глухим, с нашей точки зрения, можно объяснить следующими обстоятельствами:

во-первых, его голос развивается в естественных условиях (в речевом общении), путем подражания речи взрослых;

во-вторых, слабослышащий значительно чаще пользуется своим голосом, используя в качестве средства общения устную речь;

в-третьих, он может контролировать голос с помощью слуха.

Поэтому голос детей с хорошими остатками слуха имеет более естественную окраску, по сравнению с изначально "искусственным" голосом глухого ребенка. Слабослышащим значительно легче, чем глухим модулировать свой голос по силе, высоте, длительности, что благотворно влияет на качество речи в целом.

Однако, по нашему мнению, даже голос ребенка с легкой степенью снижения слуха может быть лишь приближен к норме; но никогда не будет восприниматься окружающими как нормальный, приятный на слух голос. И даже при отсутствии указанных выше изменений тембра, силы, высоты, резонанса голос детей с нарушенным слухом в той или иной степени отличается от голоса слышащих, что часто отражается на качестве устной речи.

Авторы Е. С. Алмазова, Д. Вильсон, О. В. Правдина, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау единодушны во мнении, что характерные для детей со сниженным слухом особенности голоса определяют следующие изменения их устной речи: нарушения артикуляции звуков речи, монотонность интонаций, сложности с выделением словесного и логического ударения, нарушения темпа и ритма речи. Выраженность этих изменений у каждого конкретного ребенка зависит не только от состояния слуха детей, но и от качества специально организованной работы над голосом и устной речью.

.

Методы работы над голосом детей школьного возраста с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся.

Произносительные навыки формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при общении с учите лем (воспитателем) на уроках и во внеурочное время, так и на специальных занятиях: индивидуальных, музыкально обучения произношению реализуется аналитико-син-тетический полисенсорный концентрический метод обучения. Особенно важно в работе над произношением широко использовать звукоусиливающую аппаратуру как на индивидуальных занятиях, так и на всех уроках по общеобразовательным предметам и на внеурочных занятиях. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и свою собственную (Н.И. Шелгунова, 1995).

Речь учителя (воспитателя) должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм произношения. Содержание обучения произношению как в 1-м, так и во 2-м отделениях состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза, так же включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом обучения. В связи с особенностями речевого развития учащихся 1-го и,2-го отделений обучение произношению каждого из категорий слабослышащих проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять ритмическую структуру слова, фразы, затем – с воспроизведения повествовательной и вопросительной интонации.

Значительная часть звуков и их сочетаний усваивается учащимися на основе слухозрительного и слухового подражания речи учителя. Как правило, хорошо усваиваются звуки а, о, у, и, э, ja, jo, ja, jy, м, н, п. Звуки ы, в, ф, к, х, л, з, ж, г,ч требуют более длительной тренировки.

Усвоение звуков с, ш, р, б, д, ц требует проведения специальных индивидуальных занятий. До начала специальной работы над этими звуками допускаются замены: ш–с (лабиализованный звук с), д–т, р – фрикативный звук/", л – полумягкий звук л, ц–с.

Во втором полугодии уточняется артикуляция звуков ч, ш, р, б, д, т, производится дифференциация звуков с–ш, с–з, ш–ж, ц–с, ч–щ, б–п, д–т и коррекция усвоенных звуков.

Во 2–3 классах основное внимание уделяется дифференциации сходных звуков, а также работе над стечением согласных в словах и фразах.

При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы). Коррекция недостатков воспроизведения звуков проводится на индивидуальных занятиях и составляет их основное содержание.

При обучении произношению следует учитывать индивидуальные возможности восприятия учащимиф фонетических элементов речи без аппарата. Формирование умения произносить слова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным ударением, с повествовательной и вопросительной интонацией служит предпосылкой к выработке выразительности устной речи.

На индивидуальных занятиях учащиеся сначала учатся произносить ряды слогов с разным ритмическим контуром (например, гш-па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па), затем слова, словосочетания и фразы, состоящие из 4–6 слогов; во втором полугодии видов работы.

Обучение произношению учащихся с глубоким речевым недоразвитием происходит на речевом материале, который знаком им по значению.

Работа над словом в 1 классе предусматривает не только воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, но и изображение ритмов с помощью рисунков, схем, а также подбор слов к соответствующим ритмам и т. д. Эти упражнения подготавливают детей к восприятию во 2 классе понятий слог, ударный, безударный.

Знакомство с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку увеличивается количество слогов до 7–8, произносимых учеником на одном выдохе. От учащихся, помимо сопряженного и отраженного проговаривания, требуется и самостоятельное проговаривание.

Сопряженное проговаривание способствует формированию речевого дыхания и слитного произношения слов и фраз учащимися в соответствующем темпе. При отраженном проговаривании слова, фразы воспроизводятся после прослушивания речи учителя.

Во 2 классе дети определяют количество слогов в слове, находят ударный и безударный слоги. В словах и фразах, состоящих из большого количества слогов, они должны уметь делать паузы, выделяя синтагмы сопряженно с учителем, затем – по подражанию и на основе графического знака в тексте. На материале слогов, слов, фраз формируется умение изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника

Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения (сначала сопряженно с учителем и по подражанию), соблюдать повествовательную и вопросительную интонации при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации, уметь самостоятельно пользоваться правилами орфоэпии в речи.

Дефекты голоса, требующие специальной работы, исправляются на индивидуальных занятиях.

У учащихся 4–5 классов вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении (как в произношении своих товарищей, так и в своем собственном) и исправлять их.

В дальнейшем произносительные навыки у учащихся закрепляются. Они упражняются в правильном, выразительном и естественном воспроизведении всего речевого материала в ходе учебной и внеурочной деятельности.

Составной частью учебно-воспитательного процесса в специальной школе для слабослышащих детей являются музыкально-ритмические занятия. В процессе этих занятий совершенствуются слуховое восприятие музыки и речи, навыки внятной, эмоциональной, интонированной устной речи, ритма и выразительности движений. Музыкально-ритмические занятия направлены на формирование гармоничной личности слабослышащего школьника, способствуют его эстетическому, физическому, нравственному развитию.

Содержанием музыкально-ритмических занятий является обучение слабослышащих школьников следующим навыкам: музыкально-ритмическим движениям; восприятию и исполнению песен и игре на инструментах; слушанию музыки; восприятию на слух и воспроизведению устной речи.

Обучение музыкально-ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку: ее характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику звучания, тембр, звуковысотные отношения) – и выражать ее эмоциональное содержание в движениях. Упражнения имеют общеразвивающий характер и направлены на укрепление, развитие и коррекцию всего двигательного аппарата слабослышащего. Включаются танцевальные упражнения по ритмической гимнастике. Важное значение имеет обучение слушанию музыки, исполнению песен и игре на разных инструментах: у детей формируются воображение, музыкальная память, навыки восприятия на слух музыки различных жанров. Продолжается работа по формированию представлений о месте музыки в жизни человека. Формирующаяся в ходе музыкально-ритмических занятий (наряду с занятиями в слуховом кабинете, во внеклассное время) способность слабослышащего исполнять разные вокальные упражнения и пение (сначала приближенно, а затем все более точно интонируя исполняемую мелодию), играть на шумовых или других музыкальных инструментах вызывает у учащихся высокий эмоциональный подъем, благотворно влияет на формирование личности ребенка. Обучение интонированию мелодии, воспроизведению разных нот при вокальных упражнениях способствует выработке напевного звучного голоса, умения модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону устной речи слабослышащего ребенка.

Выводы

Понятие формы обучения в дидактике рассматривается как особая конструкция, имеющая внутреннюю организацию содержания, реализуемого в процессе взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

Говоря об обучении детей с нарушениями слуха необходимо помнить, что источником новых знаний могут быть наблюдения глухих и слабослышащих учащихся за явлениями природы и общественной жизни. Этот метод успешно развивает самостоятельность суждений учащихся с нарушениями слуха, умения делать выводы, приучает к активной учебной деятельности. Но все это справедливо при условии, если наблюдения проводятся по тщательно разработанному плану и помогают выявить наиболее важные, с точки зрения изучаемого вопроса, стороны явлений. Результаты наблюдений затем должным образом обобщаются под руководством учителя, включаются в общую систему научных знаний по предмету.

Очень важны индивидуальные занятия для развития голоса у школьников с нарушениями слуха. Для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом, и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.

Литература

1. 5. Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Проблемы дефектологии. – М.: 1995

2. Ермакова И. И. Фониат-рия и фонопедия. – М., "Медицина", 1990

3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.

4. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 1985.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2001.

6. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. – М., "Просвещение", 1989.

7. Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.

8. Нейман Л. В., Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969

9. Правдина О. В. Логопедия. – М., "Просвещения", 1969.

10. Речицская Е.Г. Сурдопедагогика М.: Владос 2006