Пути развития выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения при реализации новых ФГОС НОО

Пути развития выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения при реализации новых ФГОС НОО.

Статьи по теме
Искать по теме

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения, должен не просто научиться высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном, оценивать содержание, языковые особенности и структуру высказывания, но и определять на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем требования стандарта определяют умения, которые должны получить учащиеся в процессе обучения литературному чтению: сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, в работе с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Данные УУД возможно сформировать только на основе навыка развитой, правильной, выразительной речи обучающихся.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий – собственно лингвистических и экстралингвистических. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Это составляет один из ведущих принципов работы над выразительностью речи. Т.о., выразительность немыслима без сознательности.

Проблема развития и формирования выразительной речи школьников, имеющая высокую степень актуальности особенно сегодня, имеет историю своего развития. О значимости выразительного чтения для учащихся начальной школы говорил К.Д.Ушинский– педагог и организатор народных школ. Он высоко оценивал выразительное чтение в аспекте народного образования. Выразительное чтение этого педагога интересовало как средство и результат уровня понимания учениками народных школ чужой письменной речи. Общие положения, выдвинутые К.Д.Ушинским, по отношению к начальному обучению еще в 19 веке, сохраняют свою значимость и в наши дни.

Выразительная, правильная речь школьника позволит ему свободно общаться с окружающими людьми, быстро ориентироваться в потоке информации, что, безусловно, будет способствовать успешности во взрослой жизни. Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях коммуникации,выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и т.п. Основой всякой умственной деятельности является прежде всего речевая деятельность.

Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения речью. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика является показателем его интеллектуального развития.

В настоящее время школы России по новым федеральным стандартам (введены с 2008 года) в которых выступают требования предъявления к личности выпускников как средней,так и начальной школы он должен обладать хорошей речью правильность, точность, ясность, логичность,богатство,разнообразие,уместность,выразительность) от ФГОС. При помощи речи устанавливается добрые партнерские отношения, найти участников группового решения проблем, работу в команде. Одним из важных качеств речи является выразительность (эмоциональность, благозвучность, привлечение к себе внимания окружающих).

Процесс обучения выразительному чтению

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительность чтения взаимосвязана с другими качествами чтения. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознание идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности.

Как видно из определения, выразительность связана с сознательностью. Только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно. Поэтому среди учителей бытует мнение, что выразительность – показатель сознательности. В большинстве случаев такое утверждение справедливо.

Вспомним, что главным признаком перехода учащихся на этап синтетического чтения является правильное интонирование читаемого, которое возникает при условии соотнесения отдельных единиц чтения с общим смыслом текста. Однако учителю не следует забывать, что ученикам начальных классов свойственна так называемая "подражательная выразительность", когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз. Имеет место и другая крайность: ребенок, хорошо понявший текст, читает его монотонно, тихо, не пользуясь интонацией как средством выразительности. Это происходит или по причине излишней робости, застенчивости ребенка, или просто по причине его необученности.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Выразительность речи зависит от многих причин и условий – собственно лингвистических и экстралингвистических. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Это составляет один из ведущих принципов работы над выразительностью речи. Т.о., выразительность немыслима без сознательности

Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь – выразительной. В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

Проблема развития и формирования выразительной речи школьников, имеющая высокую степень актуальности особенно сегодня, имеет историю своего развития. О значимости выразительного чтения для учащихся начальной школы говорил Н.А. Корф – педагог и организатор народных школ. Он высоко оценивал выразительное чтение в аспекте народного образования. Выразительное чтение этого педагога интересовало как средство и результат уровня понимания учениками народных школ чужой письменной речи. Общие положения, выдвинутые Н.А. Корфом, по отношению к начальному обучению еще в 19 веке, сохраняют свою значимость и в наши дни.

Второй важной фигурой в разработке вопросов обучения младших школьников выразительному чтению является Д.И. Тихомиров. Его называют "учитель учителей", т.к. он дал учителю начальной школы не общие (педагогические), а частные (методические) рекомендации. Каждую рекомендацию он расписал в деталях. Именно Тихомиров Д.И. впервые обратил внимание учителя народной школы на то, где нужно повышать и понижать голос при чтении, как правильно ставить логическое ударение. "Чтобы дать ученику почувствовать, какое значение имеет логическое ударение, необходимо в первое время упражнять для этой цели ученика на отдельных фразах, перенося ударение поочередно на каждое слово, и обращая внимание на изменение оттенка в смысле фразы, вследствие перемены места ударения" В качестве материала для упражнений в выразительном чтении, Д.И. Тихомиров предлагает использовать пословицы. По его мнению "…именно учитель показывает детям образец правильного произношения пословиц". Чтобы отрабатывать с детьми нужный тон, интонацию, постепенное повышение и понижение голоса, замедление и ускорение произносимых слов и фраз. Д.И. Тихомиров впервые выбрал басню. Главным упражнением, вырабатывающим выразительность передачи ребенком "чужих мыслей" и чувств, служит чтение по ролям. "Эти упражнения приводят к осознанию ребенком того, что изображено в книге с помощью искусства слова".

Самыми активными пропагандистами выразительного чтения были В. П. Острогорский и В. П. Шереметевский. Острогорский В.П. отмечал большое воспитательное значение выразительного чтения. Оно, приучая владеть голосом и дыханием, не только развивает голос, но и укрепляет легкие; оно исправляет недостатки произношения; заставляя обращать внимание на каждое выражение и слово в предложении, оно является лучшим средством изучения литературного произведения. Выразительное чтение помогает изгнанию из школы "долбни и бессмысленного зубрения уроков…накопляет, развивая в то же время вкус, чувство и воображение". [26]

Методологичекую базу обучения выразительному чтению в XX веке создали М.А.Рыбникова, Л.Оболенский, Л.А.Горбушина.

По мнению Рыжковой Т.В., выразительное (художественное) чтение – это вид художественной деятельности. Как у любой деятельности, у выразительного чтения есть свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой результат. Результат деятельности – восприятие произведения слушателями и их эстетические реакции на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей [ с. 115]. Л.А. Горбушина рассматривает выразительное чтение как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах [17, с. 45].

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений), делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно. Особо следует обратить внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином – выразительность чтения.

Выразительность как компонент навыка чтения – это одно. Несколько другое – выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях. Выразительности чтения в первом случае мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности: то ли это условие математической задачи в учебнике "Математика", то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике "Русского языка", то ли пункт в учебнике "Естествознание" и т.п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности – горомкость голоса, четкость и благозвучность дикции, оптимальный темп, необходимый ритм, интонацию (мелодику тона), паузы, логические и фразовые ударения – для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде, начиная с конца 1 класса, – это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и, заканчивая обучение в 4 классе, настроиться на интонацию, подсказываемую каждым знаком, и на звукоподражание героям.

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. Стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения. Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях, как правило, применимо, во-первых, преимущественно к художественным произведениям, во-вторых, более всего имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассмотрен и понят учениками.

Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Ф. Завадской, Л.А. Горбушиной, З.А. Агейкиной, М.И. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большее количество ошибок падает на определение логических [17; 20]

Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения, если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст, и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.

Некоторые ученики эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа (например, "Тема и Жучка" Н. Гарина-Михайловского, "Акула" Л. Толстого) и т.д. Случается, что там, где надо плакать, дети смеются или остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он испытывает чувство, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у него воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определенной задаче своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.

Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, необходимо убедиться в том, что он понял тему, основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил сам эти события, поставил себя на место героев, представил ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей.

Выводы: выразительное чтение – воплощение произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать – значит найти такие средства: силу голоса, дикцию, тембр, дыхание, интонацию, паузы, логические и фразовые ударения, мимику, жесты, чтобы передать замысел автора и вызвать эмоциональный отклик у слушателя.

Работа над выразительным чтением

Чтение и начальное литературное образование открывает большие возможности для работы над выразительностью. Программа по литературному чтению является отправным документом.Например, в комплекте программ непрерывных Образовательной программы "Школа 2010", авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, предусмотрено развитие выразительности на научно-жанровой основе.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить ее к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование техники чтения и приемов понимания текста;

- приобщение детей к литературе как к искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями (на основе интереса к чтению);

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей, критической оценки;

- знакомство через литературу с миром человеческих отношений;

- формирование личности, развитие эмоциональной сферы [Приложение 1].

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере его совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания смысла прочитанного.

Предлагаемая в данной программе система чтения реализуется по серии книг "Свободный ум": 1 класс – "Капельки солнца"; 2 класс – "Маленькая дверь в большой мир" в 2 ч.; 3 класс – "В одном счастливом детстве", в 2 ч.; 4 класс – "В океане света", в 2 ч.

За основу группировки учебного материала взят традиционный тематический принцип, однако, в реализации этого принципа есть свои особенности. Все книги для чтения серии "Свободный ум" объединены внутренней логикой. Первоклассник познает себя и мир вокруг, природу и нормы поведения людей через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. Дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях, природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научиться вглядываться в окружающий мир.

Во 2 классе дети читают произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки, авторские сказки). Второклассники как бы выходят в "единое духовное пространство" и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувства и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трудность и зло.

В 3 классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и "взрослой" литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения из литературы "взрослой". Произведения, включенные в книгу для чтения "В одном счастливом детстве", позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, и произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения, и современная детская литература.

В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Книга "В океане света" – это курс русской литературы VIII-XX веков. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того, чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С. Я. Маршака для малышей, во 2 классе – его переводы народных песен и сказки Ивана Франко, в 3 классе – пьесу, в 4 – статью – очерк о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Р.Киплинг, Р.Бернс). Иными словами, одним из ведущих принципов отбора и расположение материала, помимо названных выше, является монографический принцип.

За четыре года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, С. Черного, А. Чехова, А.Н. Толстого и др. Они читают произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Основные требования к уровню сформированности навыка чтения:

1 класс. Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

Требования к выразительности: соблюдение знаков препинания.

2 класс. 1 полугодие. Переход к осмысленному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. 2 полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа, ритма и громкости речи.

3 класс. 1 полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами. Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. 2 полугодие. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4 класс. 1 полугодие. Чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. 2 полугодие.

Выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи, звукоподражаний, тембра голоса. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

Обобщенный вариант нарастания требований к выразительному чтению представлен в табл.1:

I класс

II класс

III класс

IV класс

Соблюдение знаков препинания

      +

Соблюдение темпа, ритма чтения, логических ударений, пауз, динамикой голоса (силой, звучностью)

        +

       

      

       +

Чтение с интонацией, мелодикой речи

        +

     

        +

      

     

    

        +

Чтение с изменением тембра голоса, подражанием героям

Литературное чтение для 2-4 классов (Авторы: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова) обеспечивается учебниками "Родная речь" (кн. 1, 2, 3) авторов В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой и призван ввести ребенка в мир художественной литературы, помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип противопоставляется лингвистическому анализу текста, имевшему место в начальном обучении, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, "выпадавшие" из образной ткани произведения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение), на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя, на третьем – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела "Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности". Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Таким образом, проанализировав программы по чтению, можно сказать, что формирование у детей навыков выразительной речи является одной из главных задач обучения чтению в начальной школе. Учебники Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой (УМК "Школа 2100"), В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой (УМК "Школа России") содержат разнообразные текстовые материалы, упражнения и задания, помогающие учителю работать над выразительностью речи и чтения младших школьников.

Требования к выразительности речи в условиях ФГОС НОО

Формирование культуры речи современного человека невозможно без компонента выразительности. Выразительность как эмоциональность – одна из важнейших задач современной школы. От того, насколько точно, грамотно, четко и интонационно целесообразно в соответствии с речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность его общения с окружающими. Рассмотрим подробнее умения, которыми должен овладеть младший школьник на основе личностных результатов при изучении курса "Литературное чтение":

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально "проживать" текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов должны стать методические приемы, используемые учителем на уроке, самостоятельная читательская деятельность школьника, тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, т.е. все то, что обеспечивает четвертую линию развития- эмоционально- оценочное отношение к прочитанному.[ 5 с. 58]

Не менее важными являются и метапредметные результаты, которыми должны овладеть младшие школьники в ходе изучения курса "Литературное чтение". Например, регулятивные УУД:

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные УУД предполагают:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.[10 с.43 ]

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие первую линию развития – формирование информационной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД определяют назначение и функцию языка- быть средством общения. Именно они дают возможность вырабатывать следующие речевые умения:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является сформированность следующих умений.

Ученик научится:

- осознанно, правильно читать плавным слоговым чтением отдельные слова, предложения, маленькие тексты; постепенно переходить к чтению целыми словами (техника чтения);

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- различать рассказ и стихотворение.

Кроме того, ученик сможет научиться:

- разъяснять заглавия текста;

- прогнозировать содержание теста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;

- понимать значение каждого отдельного слова, словосочетания;

- быть внимательным к оттенкам лексического значения слова;

- озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок.[10 с.44]

Рассмотрим виды речевой деятельности, применяемые на уроках литературного чтения:

Слушание. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала): происходит на каждом этапе урока чтения: дети слушают учителя, его орфоэпически правильную речь и слушают, оценивают друг друга (конкурсы чтецов);

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью:

ознакомительное, изучающее, выборочное. При этом используется такой способ чтения, как чтение целыми словами. Правильность чтения предполагает чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения, верной интонационной оформленностью. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ребенку осознать текст. Это требование определяется контрольными показателями программы каждого класса:

1 кл 20-45 слов в мин;

2 кл – 55-65 слов в мин;

3 кл – 75-90 слов в мин;

4 кл – 100-120 слов в мин.

Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение – это чтение вслух, включающее динамику голоса, подъем дыхания, четкость произношения – дикцию, использование интонаций, мелодии голоса, темпа и ритма чтения, соответствующих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста предполагает построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Ниже приводим требования примерных программ, разработанных в условиях ФГОС НОО, к уровню подготовки младших школьников:

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

- читать осознанно текст художественного произведения "про себя" (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст( объем не более 1,5 с.);

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).[10 с.44]

Таким образом, мы считаем, что требования к выразительности речи в условиях ФГОС НОО должны рассматриваться в контексте формирования

УУД как качество речевой деятельности младших школьников, необходимое для решения насущных проблем действительности, а его формирование должно опираться на метапредметные результаты.

Если рассмотреть урок литературного чтения в целом, то можно выделить в нем специальные упражнения, развивающие выразительность:

Тема: Семья и я. Л.Н.Толстой "Лучше всех",

Колыбельная: русская народная песня,

М.Ю.Лермонтов "Спи, младенец мой прекрасный".

Цель: Формирование универсальных учебных действий на литературном материале.

Развитие творческих, исследовательских способностей обучающихся.

Воспитание дружеских, партнерских отношений в семье и школе через пропаганду семейных традиций.

Тип урока: изучение нового литературного материала

Вид занятия: урок-творческое исследование с презентацией результатов

Оборудование: Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 2 кл,, в 2 ч.ч.: Ч. II. М: Вентана-Граф, 2014. – С. 64-67;

Презентация ppt;

Индивидуальные мини-проекты обучающихся ppt;

Физминутка ppt

Интернет-ресурсы: ЦОР: Анимационное задание по тексту" Колыбельная песня"

Иллюстрации

ХОД УРОКА

1. Организация класса. Разминка:

1) дыхательная гимнастика

2) Отработка дикции: чтение слоговых таьлиц со стечением согласных: --ра- тра – стра- встра – му – сму- стму…

Чтение скороговорок из копилок учеников.

3) Отработка лигических ударений:

–Прочитать текст "Матрешка" про себя и приготовиться к хоровой декламации.

-Читаем.

-Читаем, выделяя существительные…

2.Мобилизация внимания:

-Рассмотрите две иллюстрации. Кто сумеет найти общее и подобрать заголовок, тот может присаживаться на свое место.

- На обеих картинках изображена семья.

1. Актуализация знаний обучающихся., выдвижение проблемы

-Что вы вкладываете в понятие "семья"?

-Кто составляет вашу семью?

- Насколько вам дорога ваша вся ваша семья, что бы вы могли для семьи?

2. Сообщение темы. Вступительное слово учителя

- Семья – это маленький, замкнутый мир, маленькое сообщество родных по крови и по крову людей, включающее в себя представителей нескольких поколений. По-другому, семья – это ячейка в обществе

- Прочитайте текст статьи (С. 64) и скажите, почему семье посвящено много произведений – сказок, рассказов, стихотворений, картин, песен и др?

3. Работа с текстом Л.Н.Толстого "Лучше всех"

- Чтение учителя.

1) Целевая установка: подумать, почему автор назвал свое произведение "быль"

2) Найти в учебнике толкование понятия жанра "быль"

3) Чтение учеников. Анализ содержания и языка произведения: задания: С. 64:

-Как автор передал тревогу девочки? Найти нужные слова в тексте для доказательства.

-Попробуйте прочитать их так, чтобы все почувствовали тревогу.

4) Решение жизненных ситуаций: работа со Словарем эмоциональных терминов

-Как девочка ответила людям – убежденно? Удивленно? Растерянно?

5)Чтение по ролям: упр в передаче темром голоса особенности героя

-Прочитать быль по ролям, передав голосом чувства девочки

6) Рассказать подобную ситуацию, случившуюся с вами (1-2 человека)

7) Обобщение учителя: презентация ppt:

-Л.Н.Толстой особенно теплые чувства выражает по отношению к маме. Сам он был в жизни обделенным человеком: свою мать он не помнит, она умерла, когда ему было всего 2,5 годика. У него было несколько братьев и сестра, их всех воспитала дальняя родственница Т.А.Ергольская, и в детстве Лев Толстой даже придумал со старшим братом Николенькой игру "В палочку счастья", которую надо закопать, "В муравейных братьев", которые живут не только в одной семье, а и вовсем мире братья, они прижимаются друг к другу и чувствуют тепло друг друга.

4. Представление мини-проектов детей "Моя семья", "Моя мама лучше всех"

-Всем ребятам подобрать пословицы к представляемым презентациям в виде девиза

-Задать вопросы, чтобы узнать новые интересные детали жизни семьи и дома рассказать о них.

6. Физминутка с презентацией

1)"Цып-цып, мои цыплятки"

2) Упр на выработку дикции: чтение подобранных поговорок, скороговорок

7. Работа с текстом Упр в чтении с логическими ударениями:

Колыбельная песня

-Чтение учеников про себя, ответ на вопросы

1) Назвать характерные слова, которыми называют родители своих детей. Прочитать с акцентами на этих словах

2) Какое настроение придают Колыбельной слова "березонька", "Доченька", "садок".

-Найти продолжение этого ряда ласкательных слов.

3)Как надо читать Колыбельную песню?

4) Упражнения в выразительном чтении: Конкурс чтецов

5) Обобщение учителя: с. 67

-Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первыми словами матери. Они передают материнскую ласку и любовь.

6) Выполнение Интерактивного задания:

7) Самостоятельное исследование текста обучающимися:

-Чтение про себя с подготовкой речевой партитуры:

Спи / младенец мой прекрасный /

Баюшки-баю//

-Чтение Колыбельной М.Ю. Лермонтова "Спи, младенец мой прекрасный"

-Выполнение заданий: с.66

-Похоже ли это стихотворение на народную Колыбельную песню?

-Попробуй прочитать плавно, нежно, выделяя повторяющиеся слова.

8) Сообщение дополнительного материала учителем: презентация ppt

Эту песню написал М.Ю. Лермонтов. Его судьба тоже сложилась трагически, он не знал семьи. Родители жили в разладе, бабушка грубо вмешивалась в отношения дочери с мужем, который был виноват только в том, что был бедным помещиком. От слез молодая женщина – мать Лермонтова – рано заболела, зачахла и умерла в возрасте 20 лет, когда Михаилу Лермонтову было 4 годика. Но он запомнил ее вот так:

"Когда я был трех лет, то была песня, от которой я всегда плакал. Ее не могу сейчас вспомнить, но уверен, что если бы вспомнил, то она произвела бы прежнее действие. Ее пела мне покойная мать"

8. Обобщение.

-С какой темой мы сегодня соприкоснулись?

-Что вам особенно дорого в этой теме?

-Что вы особенно цените в своей семье: традиции, праздники, отношения между членами семьи?

-Какие пословицы о семье вы узнали? А хотели бы узнать?

9 Домашнее задание

- Выразительное чтение в семье и вместе с родителями по ролям были Л.Толстого " Лучше всех",

- Подбор пословиц о семье

-- Выразительное чтение Колыбельных песен, одну – наизусть

- По желанию:

Презентация-исследование "Семейная фотография, где есть я":

Ваш возраст, ваш детский мир, любовь к вам…

10. Оценка работы класса

Поурочный балл

Техника чтения

Выразительность

Исследовательская

составляющая

Качества  речи при ответе на вопросы

Результат

УУД

Общий уровень культуры

Балл за индивидуальное проектное исследование

Соответствие теме, содержательность

Яркость оформления

Культура выступления

 Защита

Умение выстроить партнерские отношения

Литература

1. Астафьева О., Денисова А. Детская литература. Выразительное чтение М.: Академия, 2013. – 272 с.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М. ВЛАДОС. -2011. – 99с.

3. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? – М.: Педагогика. – 2011. – №9. – С.34.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М. Педагогика. – 2010. – 365с.

5. Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. – Издание №4. -2012. – 188с.

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. ФГОС: внедрение в практику. – // Справочник учителя начальных классов. – Издательство "Учитель" г. Волгограда. – 116с.

7. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2011. – 22 с.

8. Ким Н.А. Методы стимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности. – Москва. – 2014. – 148с.

9. Ковалев А.Г. Психология личности. – М. Просвещение. – 2010. – 391с.

10. Кузнецова И.В, Самойлова Е.А. Образовательная система "Школа 2100" Рабочие программы 4 кл.-2013.с.-40-45

11. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Тарту. – 2012. – 266с.

12. Лихачев Б. Педагогика – М. Юрайт. – 2011. – 198с.

13. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2013. – 368 с.

14. Маерова К.В. Выразительное чтение. М: РУДН, 2010.-145 с.

15. Майман Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению. М.: Дело, 2012. – 135 с.

16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М. Сфера. – 2010. – 198с.

17.Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. – 76 с.

18. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". – // Вестник образования. – № 4. – 2010. – С.67.

19. Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС второго поколения: сборник материалов / составитель А.П. Мишина / под общ.ред. Н.В. Калининой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО. – 2011. – 119с.

20. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М.: Академия, 2001. – 312 с.

21. Онышкин З.М. Стимулирование учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа. – № 4. – 2006. – С.27.

22. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2006. – 190 с.

23. Соловьева Н. М., Майман Р. Р. Выразительное чтение на уроках литературы. СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

24. Черноморов А. И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов. М.: Дана, 2000. – 388 с.

25. Шигина С.Ю. Говорим и читаем выразительно. Владикавказ 2002. – 112 с.