Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Статьи по теме
Искать по теме

.Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи (наряду с психотерапией, психологическими тренингами ид.), выделившийся из психотерапии.

Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не и имея клинических нарушений все же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают,прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т.д.

Психологическое консультирование появлялось, содержательно наполняясь различными теориями – как психологическими и психотерапевтическими, так и филосовскими, социально – психологическими, так и собственнно – консультативными.

Появление теории психологического консультирования находится под влиянием социально – исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живет создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теории нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей.

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторые из них:

Бихевиорально –ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.

Для экзистенциального направления, как отмечает Эмми ван Дорцен, цель психологического консультирования "состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь". Оказываемая консультантом клиенту помощь нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.

Обобщено говоря, цель психологического консультирования – помочь клиенту в решении его проблеммы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно четко.

В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придается повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и в конечном счете, – возможности жить без помощи консультанта.

Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, ее понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.

Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алешиной – это оказание психологической помощи. Вместе с тем, дальнейшая конкретизация этой цели – достаточно сложное занятие. Например, как отмечает отечественный исследователь в области методологии психологии А.С. Шаров, вопрос о том, что означает "помочь человеку?" не является таким уж простым. Ответ на него будет зависеть от теоретической позиции, которую занимет консультант, а точнее от ее ценностной основы, которой определяется, что же является ценным, важным, существенным и значимым, а что таким не является. С другой стороны, различные сообщества, как и их члены, имеют различные базовые ценностные ориентации, и соответственно этим ценностным ориентациям должны определяться цели психологического консультирования.

В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, преводвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его.

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:

1. Удовлетворенность клиента.В частности, удовлетворенность не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворенность клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться легким или приятным переживанием.

2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя четкую границу между ними не проводят.

В частности, как отмечает Р. Нельсон – Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологоческого консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли консультативные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи.

В психотерапии делается акцент на изменении в личности, в то время как психологическом консультировании на использовании имеющихся у клиентов ресурсов. В психологическом консультировании, как правило, большее чем в психотерапии значение придается информированию и объяснению. Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжелыми расстройствами, более глубинными проблемами, а "психотерапия" является более медицинским термином, чем "консультирование". Ю.Е. Алешина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании "часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи" со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб. Клиентов, нуждающихся в психологическом консультировании отличает обычно подчеркивание ими негативной роли других людей в возникновении их собственных жизненных сложностей, в то время как клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи отличают, как правило, жалобы на "неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания", а также некоторые формы поведения. Кроме того, клиенты, нуждающиеся в психологическом консультировании уже проделали часть работы по анализу собственных проблем и неудач, решили, что им нужна помощь – это уже "шаг, требующий определенного мужества", в то время как клиенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи нередко проявляют себя менее осмысленными и активными по отношению к своим проблемам клиентами, что в некоторых направлениях рассматривается как их переход больше к качеству "пациента", чем "клиента".

Некоторые авторы, например Ю.Е. Алешина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи – психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встречь консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях.

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

- Индивидуальное психологическое консультирование;

- Семейное психологическое консультирование;

- Групповое психологическое консультирование;

- Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование.

Индивидуальное психологическое консультирование и психотерапия – это оказание действенной психологической помощи практически во всех сферах жизни опытными психологами- консультантами. Цель психотерапии – помочь человеку объективно оценить себя самого и окружающий мир, найти решения возникших проблем, и на их основе строить свою дальнейшую жизнь.

Семейное консультирование как разновидность семейной психотерапии имеет свои отличительные признаки, границы и объем вмешательства. Оно развивалось параллельно с семейной психотерапией, и эти два вида психотерапии взаимно обогащали друг друга.

Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста.

Заботиться друг о друге, помогать, как помогли сегодня Пете. До свидания!

Представим далее практические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивного поведения:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказание не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

12. Родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Эти рекомендации адресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.

2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путем. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других детей.

3. Профилактическая работа с семьей агрессивного ребенка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребенка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребенка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведет к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребенок испытывает на всех последующих этапах своего развития.