Психологическое консультирование педагогов ДОУ по проблеме агрессивного поведения старших дошкольников

Психологическое консультирование педагогов ДОУ по проблеме агрессивного поведения старших дошкольников.

Статьи по теме
Искать по теме

Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения в агрессивного поведения старших дошкольников

На современном этапе реформирования системы общего, профессионального и дошкольного образования проблема профессиональной, прежде всего психологической компетентности по проблеме агрессивного поведения воспитателей дошкольных образовательных учреждений приобретает особую актуальность в связи гуманизацией педагогического процесса, его перестройкой на психологической основе.

Некоторые проблемы профессиональной деятельности воспитателя и формирования его личности рассматриваются в работах Р.С. Буре, Е.А. Гребенщиковой, М.М. Скудиной, Е.А. Панько, В.И. Логиновой, Д.Ф. Николенко, Л.Ф. Островской, Н.Д. Трефиловой, Т.В. Кротовой, И.Б. Бичевой, И.В. Гервальд, П.Г. Саморуковой, Л.Г. Семушиной и др. Деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения имеет немало общего с учительским трудом, но вместе с тем отличается от него. Педагог ДОУ воспитывает и обучает детей дошкольного возраста, имеющих свои особенности психического развития. Большое место в деятельности воспитателя занимает руководство игровой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует элементарный труд и учебную деятельность воспитанников, которые имеют свою специфику в дошкольный период, поэтому руководство ими требует особых умений. Важное значение в деятельности воспитателя имеет материнская функция. Все это в значительной степени определяет особенности требований к психологической компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить в структуре психологической компетентности воспитателя три основных компонента по проблеме агрессивного поведения: психологические знания, психолого-педагогические умения, профессионально важные психологические качества.

Психологическое образование, предполагающее усвоение определенной системы теоретических знаний и умение применять их в педагогической деятельности занимает важное место в общей системе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Одним из ведущих звеньев в психологическом образовании воспитателя является изучение основ детской психологии. Усвоение закономерностей психического развития ребенка позволяет педагогу дифференцированно подходить к каждому акту педагогической деятельности, целесообразно направлять ее и предвидеть результаты своей работы. Психологические знания дают возможность понять суть основных положений педагогики об индивидуальном подходе к ребенку, значение единства требований к его воспитанию в детском саду и в семье, помогают находить правильные приемы организации детского коллектива [4, 5, 6].

Обучающая функция воспитателя по проблеме агрессивного поведения дошкольников выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются определенные знания, умения и навыки, в создании условия для такой активности. Немало знаний, умений ребенок усваивает в игровой, бытовой, трудовой, художественной деятельности. Целенаправленно, систематически, последовательно обучающую функцию воспитатель реализует в процессе руководства учебной деятельностью детей. От выполнения ее воспитателем в значительной степени зависит психологическая подготовленность воспитанников к обучению в школе. Реализация обучающей функции требует серьезного внимания педагога к вопросам развития дифференцированного восприятия, творческого воображения, образного мышления, памяти, формирования познавательных потребностей и т.д. Важным условием успешного обучения является владение воспитателем развивающими методами обучения [9].

Познать своих воспитанников педагогу помогает владение методами детской психологии. Немало информации о внутреннем мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни. Возможности использования различных режимных моментов для изучения дошкольников рассматривают Р.С. Буре и Л.Ф. Островская.

Можно выделить компоненты гностических умений воспитателя, направленных на познание особенностей коррекции агрессивности личности дошкольника:

1). Познание особенностей развития самосознания дошкольника (умения видеть и понимать отношение дошкольника к оценке взрослого и сверстника; понимать особенности оценивания сверстника дошкольником; видеть и понимать особенности осознания дошкольником своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний, некоторых психических процессов; видеть и понимать особенности самооценки дошкольника, его самокритичности; оценить особенности развития у дошкольника способности мотивировать самооценку; понимать особенности осознания дошкольником себя во времени; понимать возникновение личного сознания у дошкольника; видеть и понимать особенности протекания процессов половой социализации и половой дифференциации у дошкольника).

2). Познание особенности развития волевого действия дошкольника (видеть и понимать особенности овладения дошкольником целеполаганием, планированием, самоконтролем в деятельности и поведении; понимать особенности развития мотивационной сферы дошкольника; видеть и понимать развитие способности к волевому усилию у дошкольника; видеть и понимать особенности развития произвольности у дошкольника).

3). Познание особенностей эмоционального развития дошкольника (видеть и понимать особенности освоения дошкольником социальных форм выражения чувств; понимать роль эмоций в деятельности дошкольника, видеть проявления эмоционального предвосхищения; видеть проявления возрастающей осознанности, обобщенности, разумности, произвольности, внеситуативности чувств ребенка; видеть особенности развития высших чувств дошкольника (нравственных, интеллектуальных, эстетических)).

4) Познание особенностей нравственного развития дошкольника (видеть особенности понимания нравственной нормы ребенком; видеть и понимать развитие моральных суждений и оценок у дошкольника; видеть проявления возрастающей действенности нравственных представлений у дошкольника; видеть и понимать проявления сознательной нравственности у дошкольника, т.е. опосредования его поведения нравственной нормой).

Конструктивно-динамические умения обеспечивают воспитателю возможность видеть "завтрашний день" воспитанников, чтобы проектировать личность каждого ребенка и группы в целом. Они выражаются в умении дать детям "ориентирующую и стимулирующую оценку" (Б.Г. Ананьев, 1980) с учетом их "ближайшей зоны развития". Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в работе и создать условия для их предотвращения. Они помогают воспитателю проектировать развитие игровой и других видов деятельности дошкольника. Конструктивные умения включают умения планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длинный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные умения – это и умение переработать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, умение целесообразно комбинировать части занятий, планировать индивидуальную работу с детьми и т.д.

С помощью организаторских умений педагог организует деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), а также собственную деятельность. Воспитателю необходимы умения увлекать, активизировать людей (взрослых и детей), быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие умения.

Коммуникативные умения воспитателя обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Данные умения проявляются в установлении быстрого контакта, правильного отношения с разными людьми в различных обстоятельствах. Многие коммуникативные умения могут быть отнесены к технике педагогического общения. Профессия воспитателя предъявляет высокие требования к умению использовать слово как средство воздействия на детей. Эффективность словесных методов в значительной степени определяют грамотность речи, ее доступность детскому пониманию, эмоциональная выразительность. Важной и пока еще малоизученной стороной коммуникативной деятельности воспитателя является общение с родителями. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям [7, 9].

Как указывает Е.А. Панько, в непосредственной практической деятельности воспитателю нужны не только психолого-педагогические навыки и умения, но и специальные. Воспитатель должен уметь рисовать, конструировать, петь, танцевать, выразительно читать, выполнять физические упражнения, пользоваться техническими средствами обучения и др.

Важную роль в коррекции агрессивного поведения играет способность воспитателя управлять собой и другими людьми, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей и т.п. Работа воспитателя требует проявления эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки.

Рассматривая личностные качества воспитателя, авторы называют в числе значимых черты, характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Деятельность воспитателя взаимосвязана с работой других членов трудового коллектива детского сада, родителей детей. Успех их совместной деятельности, направленной на всестороннее развитие детей, в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, согласовать свои действия, распределить между собой отдельные участки работы, готовности оказать помощь, поддержку в работе, прислушаться к предложению коллег и т.д. Непременным условием педагогического мастерства, авторитета среди детей, их родителей и коллег по работе является тактичность воспитателя. Такт означает "чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия" [7, с. 315]. Тактичный воспитатель не допустит оскорбительных замечаний по отношению к ребенку, его родителям, к коллегам. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему доброжелательность, окажет доверие силам и возможностям ребенка. Тактичному педагогу удастся добиться единства в подходе к ребенку со стороны семьи и детского сада, а также позитивно воздействовать на взаимоотношения родителей, не ущемляя при этом их самолюбия, чувства собственного достоинства [7, 9].

Как отмечает Е.А. Аркин, успех работы воспитателя "связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенности в своих силах. Педагог должен осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспитательной работы и культивировать его в себе" [1, с. 270 – 271].

И.А. Зимняя относит к необходимым личностным качествам воспитателя дошкольного образовательного учреждения силу, уравновешенность, лабильность нервной системы, умеренную экстравертированность, эмоциональную устойчивость, низкий уровень невротизма, определенный оптимум тревожности, целенаправленность, эмпатичность. Ведущим качеством она выделяет коммуникативные качества, подчеркивая важность наличия у воспитателя общительности, которая должна быть внутренне мотивирована искренним интересом к миру ребенка.

Е.Ю. Барабаш выявлены качественные психологические составляющие профессионализма воспитателя дошкольного образовательного учреждения, в состав которых входит высокий уровень развития общительности, эмотивности, мотивации надежности, мотивации принадлежности, согласия с нравственными нормами общества, а также низкий уровень стремления к неподчинению. Выявлено, что в результате роста профессионального мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения, овладения им современными педагогическими технологиями изменяется уровень выраженности профессионально важных качеств личности: повышается уровень общительности, гипертимности, мотивации надежности, мотивации принадлежности, стиля дифференцированного общения, стиля активного взаимодействия, снижается тревожность, робость, психическая неуравновешенность [2].

Огранизационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Дошкольники нуждаются в понимании и поддержки взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребенку – это главная условие профилактики агрессивности.

Направление пролфилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:

. обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;

. обучение дошкольников приемлемо способам выражение гнева;

. обработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

. формирование таких качеств как эмпатия и доверие;

. работа с родителями агрессивных детей.

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребенком (например, тренинг детско – родительскх отношений); Групповую в виду родительских собраний и просвещения, то есть информирование об агрессивности в детском возрасте.

Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимо для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в "Уголке психолога". Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком.

Представляется необходимым на ранних стадиях развитие личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, и развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, предумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказка –терапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

Остановимся подробней на двух последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 3.5 лет. Аутогенная тренировка (А.Т.) – метод психотерапии, основанный на самовнушении. Аутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются 2 раза. А.Т. имеет четыре фазы:

1). Расслабление мышц и расширение сосудов;

2). Сюжетное воображение;

3).Самопрограмирование;

4). Закрепление.

Эффективней проводить А.Т. перед сном.(17 Колосова С.Л. Детская агрессия)

Представляемые образы (лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картину, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.

Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:

Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.

И шея вялая совсем и мягкая, как вата, все напряжение из нее умчалось прочь куда –то…

И руки брошены лежат, трепичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.

Все тепло, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко,мы ветерку послушны.

Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.

Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.

Мы отдохнули, силы к нам, энергия- вернулась. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись. (18 Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми)

Упражнения направленные на развитие устойчивости к стрессу могут так же применяться в целях профилактики агрессивного поведения. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традициооных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнения, на устойчивость к стрессу. Очень важно убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения (приложение 11).

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребенком используются упражнения по формированию чувтсва эмпатии.

Эсследователем Холтом полученные данные сведетельствуют о том, что человек постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосамотических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мегрень и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а в след за этим услышавших о себе что –то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение "Мешочек для криков" или игра "Обзывалки", "Листок гнева" (16).

Сказкатерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка – это образ, пренадлежащий взрослому миру и миру ребенка. В каждой сказке заложен филосовский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идет обсуждение по сказки, задаются вопросы.

Песочная терапия помогает ребенку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребенок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищещенно, где у него есть собственное пространство, где он – Творец. Для снятия физического напряжения ребенка использовать игры с песком, водой и глиной.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое колличество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача (18).

В качестве примера тренингов по профилактики агрессивности и умению общаться представим мультитренинг "Дружба" и тренинг "Пойми меня" для детей старшего дошкольного возраста.

Мультитренинг "Дружба" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи: развивать навыки общения,дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведения; поддерживать у детей интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим, сотрудничать; формировать благоприятный психологический климат группы.

Условия проведения: обеспечить возможность сидеть и стоять в кругу, смотреть мультфильм, рисовать.

Материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши; телевизор и видеопроигрыватель; видеозапись мультфильма "Он попался!" (режиссер В.Котеночкин, "Союзмультфильм", 1981).

Ведущий. Здравствуйте ребята! Садитесь. Я хочу спеть вам песенку, подпевайте мне:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга прснется…

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки!

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу. Передайте свою улыбку друзьям!

Скажите, а что такое дружба? Кого называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он? (Обсуждение вопросов, обобщение).

Как вы думаете, легко ли найти себе друзей? Придумайте способы, как можно познакомиться, подружиться с человеком, который тебе нравится.

(Проиграть каждый предложенный вариант).

А что может помешать дружбе? (Обсудить варианты ответов детей).

Да, ребята, друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь! Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о дружбе лесных жителей.

Рассаживайтесь поудобнее, и наш киносеанс начинается… Мультфильм называется "Он попался!" (Просмотр мультфильма длится примерно 10 минут).

Беседа по мультфильму. Вопросы:

- Легко ли было смотреть мультфильм?

– О чем он?

- Вспомните персонажей, какие они по характеру?

- Какие поступки они совершают?

- Хотелось ли вам иметь таких друзей?

- Чем закончился мультфильм?

Да, медведь устроил чаепитие для всех друзей зайчика и подружился с ними сам. Наверное, в лесу теперь никто никогда никого не обижает, все дружно, помогают друг другу.

Ребята, вы сказали, что у всех вас есть друзья. Я предлагаю сделать подарок своему другу – нарисовать дружбу. (Дети самостоятельно выбирают изоматериалы, после окончания рисования работы оставляем для прослушивания).

Ведущий приглашает детей в круг.

В начале нашей встречи мы передали улыбки друг другу. Они очень много значат, когда хочешь подружиться. А теперь я предлагаю вам обняться – положите руки на пояс соседу. Посмотрите, какое у нас получилось крепкое объятие. Ведь мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба! (36

Тренинг "Пойми меня!"

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: личностное развитие ребенка.

Задачи: формировать позитивное отношение своему "Я"; развивать чувство принадлежности к группе, толерантное поведение; развивать умение открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их.

Условия проведения: участвуют все дети одной группы; есть возможность стоять, сидеть в кругу, свободно рисовать.

Материалы: изоматериалы (бумага, карандаши, фломастеры, краски); ножницы, клей, кисти, разные крупные бусины по колличеству детей, шнурок для бусин, шляпа, стул, красивая накидка на стул; аудиозапись красивой спокойной мелодии.

Ведущий: (Дети стоят в кругу). Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга. Какие мы? Чем мы похожи, чем отличаемся? (Ответы детей).

Да, мы все разные! У нас разные имена, и нам нравятся разные игрушки. Назовите, пожалуйста, каждый свое имя и любимую игрушку по кругу. (Ответы детей). Хорошо. А ведь есть и то, чем мы похожи.

- Поднимите руки те, кто любит конфеты.

– А теперь встаньте те, кто любит мультфильмы.

– Возьмитесь за руки те, кто умеет читать.

- Подойдите к столу те, кто любит рисовать.

Здорово! Я предлагаю порисовать. Обведите свою ладошку, как я, и раскасьте ее вашими любимыми цветами. Вот все необходимые материалы, выберите то,что вам нужно, и начинайте работать, не спешите, вы все успеете сделать. (Дети рисуют фоном звучит красивая, спокойная мелодия. Когда работа будет закончена, раскладываем все на столе для того, чтобы краска подсохла. Рассматриваем ладошки друг друга. Отмечаем, что они разноцветные, так как у каждого свои любимые цвета).

Ребята, посмотрите, что у меня в руках! Это волшебный мешочек, а там бусинки, которые подскажут нам, какие мы необычные. Каждый возьмет одну бусинку и положит ее себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! А теперь каждый по кругу расскажите, чем вы хороши! Кто уже придумал, нанижите бусинку на шнурок. (Дети, по очереди, говорят о себе, что –то хорошее и нанизывают бусины на шнурок. Когда все выскажутся, шнурок завязать и рассмотреть бусины, отметить их красоту, необычность, напомнить детям их хорошие высказывания о себе).

Молодцы! Вы умеете говорить себе комплименты! А теперь давайте попробуем похвалить друг друга! (Достает шляпу). На ком окажется шляпа, тот говорит комплимент соседу справа, а потом соседу слева. (Шляпа передается по кругу, а ведущий прислушивается, все ли дети получили комплимент, или были высказаны и негативные суждения).

Трудно было говорить комплименты другим? Что легче, говорить о себе или о других (Обсуждение вопроса).

Ведущий ставит в середине круга стул.

Ребята, это не просто стул. (Накрывает красивой тканью). Это трон. Мне очень нравится, что на троне сегодня оказался Петя. (Ребенок, о котором говорили плохо). А мы все вместе подумаем, чем хорош Петя. (Если возникают трудности, то можно сказать, что каждый человек в жизни совершает некрасивые поступки, даже взрослые могут ошибаться. Главное, чтобы человек понял свою ошибку и смог исправить ее. Как правило, после этого дети легче находят хорошие слова для сидящего на троне).

Спасибо! Я очень рада, что все вместе мы нашли добрые слова о Пете.

Молодцы! Думаю, что он тоже вас хочет поблагодарить.

Теперь давайте вернемся к нашим ладошкам. Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свою ладошку. Не спешите. Кто справился с работой, подойдите к доске. (Здесь подготовлен большой лист бумаги с окружностью посередине, вокруг которой дети приклеивают свои ладошки).

Посмотрите, что получилось? (Солнышко, цветочек…) А ведь это наши ладошки. В таком виде они будут согревать вашу группу, напоминать вам, какие вы все разные, а еще вы дружные, у вас доброе сердце. По отдельности вы все лучики, лепестки, а вместе – теплое доброе солнышко, которое дарит всем свое тепло. Спасибо вам за работу! Встаньте, пожалуйста в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек – лучиков. Думаю, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера; формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д).; формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение; развивать эмпатию.

Анкета для выявления знаний об агрессивном поведении у педагогов

1. Дайте определение понятию агрессия.

2. Какие виды агрессии Вы знаете?

3. Сколько агрессивных детей в Вашем классе?

4. Перечислите не менее 10 качеств, которые, по Вашему мнению, характеризуют агрессивного ребенка.

5. Приведите пример агрессивного поведения.

6. Как Вы считаете, в чем заключаются причины агрессивного поведения?

7. Предложите несколько методов коррекции агрессивного поведения, которые Вы используете в своей практике?

8. Проявляли ли Вы когда-нибудь агрессию по отношению к (если да, то проранжируйте тех, к кому вы проявляли агрессию):

а) ученикам; б) родственникам; в) друзьям; г) посторонним; д) вашему руководству; е) к себе.

9. В какой форме Вы проявляете агрессию?

10. Какие методы Вы используете для подавления собственного раздражения, агрессии?