Психологические особенности девиантного подростка

Психологические особенности девиантного подростка

Статьи по теме
Искать по теме

Подростковый возраст -это промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время. Поскольку в детстве человек не до конца отдает отчет своим действиям из-за недостатка знаний, а во взрослом состоянии человек приобретает самостоятельность, подростковый возраст, смешивая две эти черты, является самым сложным возрастом. В подростковом возрасте человек всем своим существом стремится к самостоятельности, риску. Также в этом возрасте сильно развиваются такие волевые черты, как настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия, но при недостаточности осознанности и нравственности подростка эта мощная энергетическая лавина бывает направлена в негативное русло. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, тревожностью, агрессивностью,раздражительностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам. Бурно развиваются чувства подростков, в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость. Он начинает заявлять о себе, как о личности с большой буквы. Потому то подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [20, с.142].

Еще Аристотель писал, что подростковый возраст – это ряд "пубертатных трансформаций". Половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения.

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: "Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования". Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними[14, с.312].

М. Мид (1928), изучавшая влияние социальных условий на психологические особенности подростков, убедительно доказала, что юность, подростничество, кризис подросткового возраста – факт нашей цивилизации. Характер протекания подросткового периода жизни зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ Маргарет Мид переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.

Ж. Пиаже определил, что центральным событием, "запускающим" череду качественных изменений в поведении подростков, является когнитивная перестройка. Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Однако регрессия поведения может быть вызвана переходом индивида на предшествующие уровни его психического развития, если поражаются отдельные регуляционные компоненты психики: смысловые, целевые, операциональные, потребностно-мотивационные. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения.

Многие исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления своего "я", стремления к социальному и личностному самоопределению. Стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться подростку, как к ребенку. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается, так как общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода. Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. В то же время у подростка наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое "я", не быть "заурядным". Он может верховодить сверстниками или играть роль шута, лишь бы занять заметное место [27, с.217]., ведь подростковый возраст- это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я". Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения.

Э. Эриксон говорит о важности для подростка складывающейся "системы отношений" со сверстниками. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта[50].

Подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. У современных подростков из неформальных групп можно заметить потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как "пустота", "скука", "тоска", "проскальзывание жизни". Причем, неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой "уличной" субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, карнавально-демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой. У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация.

В силу несформированности собственных взглядов на жизнь подросток запросто может попасть под влияние негативных факторов окружающей его среды, ведь так хочется поскорее стать взрослым, и попробовать все заветные "нельзя", показать родителям свою независимость от них, и от запретов. Дай бог, если в этот непростой период родитель будут внимательны к своему подрастающему чаду, и будет служить для него хорошим примером, в противном случае риск возникновения негативной девиации возрастает в космическом масштабе. Чаще всего девиантные подростки- это дети из неблагополучных семей. Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование девиантного поведения семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении ребенка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений. Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин "девиация" употребляется в социологии в широком и узком значении. В широком смысле этот термин подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют неписанным или писаным нормам. Этим термином в социологии чаще всего обозначают сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норма морали и права.

К основным формам девиантного поведения можно отнести: пьянство и алкоголизм, наркотизм, преступность, самоубийство,проституцию и гомосексуализм. В наши дни особенно остро встала проблема девиантного поведения в подростковой среде, потому как подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, и в этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается[4, с.18].. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются другие подростки, общаются, курят, выпивают…Не всегда подростки выберут правильный жизненный путь. Тех, кто отклоняется от социальных норм и правил называют трудновоспитуемыми, или же подростками с отклоняющимся, девиантным поведением.

С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке [36, с.478]. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Подростки остро реагируют на критику со стороны взрослых (сверстников) – понижается самооценка даже у тех, кто ее завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы поведения. В целом подростковый период – период распада психических связей [41, с.60]. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру[31, с.176].

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический сдвиг выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса – кризиса идентичности; к девиантному поведению прибегает и отклоненная социумом личность; слабые связи семья-ребенок, школа-ребенок способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, что также являются источником девиантного поведения, которое сопровождается неуверенностью в себе, неадекватной самооценкой, повышением уровня тревожности и т.д.

Девиация никогда не возникает в социальном вакууме. Как мы уже говорили, одной из основных психологических причин девиантного поведения подростков является то, что данный возраст весьма подвержен внушаемости. В контексте рассматриваемой проблемы под внушаемостью следует понимать склонность ребенка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников, особенно пользующихся авторитетом у подростков). А эти требования часто не согласуются с законностью и правопорядком. Так, в последние годы героями молодых людей становятся все больше представители преступного мира.

Значительную роль играет и расслоение общества. Подростку гораздо труднее, чем взрослому, психологически пережить то, что кто-то одет несравненно лучше, кого-то привозят в школу на роскошной машине и т.д. Отсюда – как преступления корыстной направленности, так и насильственные преступления против более благополучных детей. Отсутствует у подростка и своеобразный иммунитет, вырабатываемый с годами у любого нравственно устойчивого человека, против роскоши, которой нынче можно полюбоваться в каждом магазине.

Одну из причин девиантного поведения подростков в современной России в том, что молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности. Но основное, что мы не должны упускать из вида, это существование различных форм социального неравенства.

Подростки, склонные к девиантному поведению, а особенно – совершившие преступление, обладают всеми нравственно-психологическими качествами, которые присущи лицам данной возрастной группы, а также специфическими негативными свойствами, приобретенными в результате сложившихся условий воспитания. Эти свойства личности в значительной мере определяют их взгляды, убеждения и поступки. Однако условия воспитания огромного числа молодых людей в современном обществе далеки от нормальных.

Играет свою роль и тот факт, что в подавляющем большинстве закрыты ныне секции при школах, кружки по интересам, подростковые клубы, а те, что остались, часто не по карману родителям. Образовавшуюся пустоту нужно чем-то заполнить, и нередко это заполнение происходит именно за счет проявлений отклоняющегося поведения.

Как с точки зрения физиологии, так и психологии рассматриваемая категория (несовершеннолетние) – самая неустойчивая в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, наконец, в самоконтроле. Им присуще преувеличенное представление о своих возможностях, а порой чрезвычайно сложно и почти невозможно установить какие бы то ни было пределы в их поведении. В этом случае процесс воспитания в отношении этой категории лиц, с одной стороны, облегчается – несовершеннолетние более, если так можно сказать, податливы убеждению, с другой стороны, затрудняется – несовершеннолетние менее прогнозируемы в своем поведении. Они очень часто сами для себя не смогут пояснить свой поступок (проступок).

Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и ранними детскими переживаниями, могут предопределить последующее девиантное поведение человека? Доминирующие интересы и идеалы, составляющие направленность личности, складываются преимущественно под влиянием отрицательных в социальном плане воздействий микросреды (неблагополучная семья с конфликтными отношениями или антисоциальным поведением родителей, влияние асоциальной группы детей) и потому приходят в противоречие с этическими и правовыми требованиями общества.

Дети черпают знания о моделях отклоняющегося поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели девиантного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность девиантного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями девиации у себя дома. Дети с отклоняющимся поведением, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы, и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Нервозность родителей, конфликтные отношения между ними, повышенный тон, раздражительность, грубость, крики – все это только губит ребенка, никогда не проходит для него бесследно. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять девиантное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Причем и вседозволенность (в смысле отсутствия контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня девиантности ребенка.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии [4, с.40],

Литература

1. Альберти Р. Самоутверждающее поведение / Р. Альберти, М. Эммонс; пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1998.- 190 с.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии./С.А. Беличева – 2-е изд. – М.: Норма, 2003. – 160с.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/А.С.Белкин – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 192 с.

5. Берн. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы Текст. / Э.Берн / пер. с англ. М., 2000. – С. 194.

6. Бишоп С. Тренинг ассертивности./С. Бишоп – СПб.: Питер, 2001. – 11с.

7. Бишоп, С. Как делать все по-своему Текст. / С. Бишоп- СПб.: Питер принт ООО, 2003.- 155 с.

8. Бэрон Р. Агрессия./Р.Бэрон, Д. Ричардсон – СПб.: Питер, 1997. С. 93.

Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия Текст. / Бэрон Р., Ричардсон Д. -СПб.: Питер, 2001. 352с.

9. Бэрон Р. Указ. соч./ Бэрон Р., Ричардсон Д С. 124..

10. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории /Ф.Е.Василюк- М.: Московский психотер. журнал. 1992. № 1-240с.

11. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога Текст.: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. М.: Ось-89, 2002. – 224 с.

12. Возрастная и педагогическая психология Текст. / под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1973. -288 с.

13. Вольпе Дж. Анализ индивидуальной динамики при лечении депрессии. / Дж.Вольпе // Эволюция психотерапии в 4 т., вып.43.: изд-во Независимая фирма "Класс". 1998. Т. 2.– 416 с.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Запорожец. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

15. Выготский, JI.C. Педология подростка: проблемы возраста Текст. / JI.C. Выготский / Собрание сочинений: в 6 т.: т. 4. М.: Педагогика, 1983.-С. 5-220.

16. Горностай П.Психология личности: словарь-справочник/П. Горностай, Т. Титаренко. К.: "Рута", 2001. – 320 с.- Библиогр.: – 293 с.

17. Дубровина, И.В.Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. – 464 с.

18. Зимбардо, Ф. Застенчивость Текст. / Ф. Зимбардо; пер. с англ. Е. Долинской. М.: Педагогика, 1991. – 208 с.

19. Каппони В. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь/ В.Каппони, Т.Новак – СПб.: Питер, 1995. – 186с.

20. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостат-ков характера у детей и подростков. Книга для учителя../В.П. Кащенко – М.: Просвещение,1994 -223с.

21. Ковалева Т.В. Подростки смутного времени" (к проблеме социализации старшеклассников) /Т.В. Ковалева,О.К. Степанова -М.: Социс. 1998. № 8. -325С.

22. Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками/С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина – М.: Генезис, 1997. – 192с.

23. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия. – М.: Академический проект/ Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000- 406 стр.

24. Маргарет Мид "Культура и мир детства"/М. Мид; М; 1988- 429с

25. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

26. Никитин, Е.П., Харламенкова, Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. СПб.: Алетейя, 2000. – 224 с.

27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие/Л.Ф. Обухова – М.: Педагогическое общество России. -1999 -442 с.

28. Панкратов Р.И. Дети, лишенные свободы./Р.И. Панкратов, Е.Г. Тарло, В.Д. Ермаков – М.: Норма, 2003. – С. 56.

29. Петрунек В.П. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков./ В.П.Петрунек,Л.Н. Таран – М.: Педагогика, 2001. -160 с.

30. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. /Ю.П.Платонов– СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.

31. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. /А М. Прихожан, 1984. – 489 с.

32. Психологический словарь / ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ:Транзиткнига, 2006. -479с.

33. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие./ Михайлова В. А., – СПб.: 1999. – 288 с.

34. Роджерс, K.P. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение / K.P. Роджерс; пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с.

35. Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологиb. /В.Г. Ромек Т. 6. № 2. 2000. С-84.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./Л.С. Рубенштейн – СПб.: Питер, 2005. – 713с.

37. Рудестам К. Групповая психотерапия Текст. / К.Рудестам. Питер, 1999-С. 117.

38. Сидоров Н.Р. Девиации поведения у школьников – определение и предупреждение /Н.Р. Сидоров/ Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. – С. 23.

39. Смит М.развития уверенности /М. Смит; пер. с англ. В. Путяты. 2002. –224с.

40. Смит, М.Д. Тренинг уверенности в себе. / М.Д. Смит. СПб.: Речь, 2001.-254 с.

41. Солдатова Е. Л. Возрастная психология. Учебное пособие./Е.Л Солдатова- Челябинск Изд. ЮУрГУ.1998. -486 с.

42. Стишенок, И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / И.В. Стишенок. СПб.: Речь, 2006. – 240 с.

43. Уильям Джеймс и психология сознания/Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен – Москва, Прайм-Еврознак, 2007 г.- 128 с.

44. Ульрих P.P. Уверенность в себе / Рита и Роджер Ульрих Электронный ресурс.; М.: РГБ, 1999

45. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ./Р.Уолтерс- М.: БЕК, 1999. С. 354.

46. Фопель К. Технология ведения тренинга./К. Фопель – М.: Генезис, 2004. -267 с

47. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность/ В.М. Астапов. СПб.: Питер, 2001.

48. Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. – Нижний Новгород, 2008.

49. Шостром Э. "Анти – Карнеги"/Э.Шостром- г. Минск, 1999г.-49 с.

50. Эриксон М, Мой голос останется с вами./М.Эриксон- СПб., 1995. –256 с

51. Sabini, J. Emotion, Character and Responbiliti/ J. Sabini, M. Silver. -Oxford University Press, 1998. –512p.

52. Solter, A. Conditioned reflex therapy/ A. Solter. New-York: Capricorn, 1949/ -543p.

53. Wolpe, J. The practice of behavior therapy/ J. Wolpe.- New-York, 1969.-512p.