Прокурорский надзор

Прокурорский надзор.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие прокурорского надзора

Прокурорский надзор – это деятельность государства, осуществляемая специально созданными им прокурорскими органами. Принимая законы, государство заинтересовано в их строгом и точном исполнении всеми гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями. В реальности нормативных актов отражается реальность самой власти. В связи с этим государство вынуждено выполнять специфическую надзорную функцию.

Прокурорский надзор играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка и способствует становлению и развитию правового государства.

Объект прокурорского надзора – это учреждения, предприятия, организации и другие юридические лица, в которых должны проводиться прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора – это участники надзорной деятельности, осуществляемой прокурорами.

2. Сущность прокурорского надзора

Сущность прокурорского надзора заключается в том, что он:

- представляет собой самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры;

- осуществляется от имени государства;

- заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации;

- обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений.

Прокурорский надзор обеспечивает привлечение виновных лиц к ответственности.

Прокурорский надзор можно рассматривать как:

- основную и главную функцию прокуратуры – надзор за соблюдением и исполнением законов. Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные: а) на обеспечение единства законности и укрепление правопорядка; б) на устранение нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности; в) на восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций;

- отрасль юридической науки, т.е. как сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о средствах и методах осуществления прокурорского надзора и т. д. Наука прокурорского надзора развивается в тесной связи с общей теорией права, другими отраслевыми науками. Но рассмотрение совокупности правовых норм, регулирующих прокурорский надзор, прокурорско-надзорные отношения в качестве единого целого, не только позволяет выявить общие закономерности прокурорского надзора, но в ряде случаев приводит к необходимости пересмотра некоторых традиционных взглядов, сложившихся в отдельных отраслевых науках;

- учебную дисциплину – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений.

Предмет прокурорского надзора – это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Иными словами, это надзор за соблюдением законности и правопорядка в обществе и государстве; это правоотношения, на регулирование которых направлена деятельность прокурора.

Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре, и наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. В соответствии с процессуальным законодательством РФ прокурор участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Под понятием "прокурор" подразумеваются руководители прокуратур – Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры – и их заместители и помощники.

Прокурорские работники – прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми наделен прокурор для осуществления надзорных функций. Основные полномочия прокуроров закреплены в Законе о прокуратуре.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Для осуществления надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов в соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре определены полномочия прокурора.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов (указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре), иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами (указанными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре) прокурор или его заместитель:

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов (указанных в п. 1 ст. 21 Законао прокуратуре) обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

3. Цели и задачи прокурорского надзора

Действуя в пределах своей компетенции, прокуратура выполняет возложенные на нее задачи в строгом соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами РФ независимо от органов государственной власти и управления, политических партий и других общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Вмешательство в законную деятельность органов прокуратуры влечет за собой установленную законом ответственность.

Органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и укрепление правопорядка, на устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций. Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства.

Цель прокурорского надзора – это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом.

Главная цель прокуратуры – борьба с любыми нарушениями законности.

Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой, к ним можно отнести:

1) надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечение верховенства закона;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства;

5) обеспечение единства и укрепления законности;

6) участие в правотворческой деятельности;

7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

8) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

9) участие в рассмотрении дел судами.

Задачи прокурорского надзора различаются между собой по содержанию, средствам решения, компетенции органов прокуратуры. Все задачи прокурорского надзора условно могут быть разделены на три вида: общие, специальные и конкретные.

Общие задачи прокурорского надзора определены Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и рядом иных нормативных актов. Эти задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции прокуратуры.

Специальные задачи прокурорского надзора определены конкретным направлением (отраслью) прокурорского надзора, а также компетенцией прокурора в каждом конкретном случае.

Конкретные задачи прокурорского надзора различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.

Литература

Конституция РФ, М.:1993

ФЗ РФ "О прокуратуре". Издательство: Омега-Л, 2005 г.

Закон о прокурорском надзоре

Акты прокурорского надзора [Авт. кол.: Казарина А.Х., Чувилёв А.А., Чурилов А.В. и др.] / Под общ. ред. Скуратова Ю.И. М.: Юрист. 2003г.

Ефимов К.Л.Прокурорский надзор. Курс лекций М.: Юристъ 2006

Назаров С.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., Юристъ1998.