Прогнозирование объемов экспорта товаров

Прогнозирование объемов экспорта товаров.

Статьи по теме
Искать по теме

Выбор и оценка перспектив развития рынка для экспорта

Потребительский рынок Китая является одним из крупнейших и быстрорастущих в мире. В настоящее время поставки продуктов питания составляют не самую существенную долю российского экспорта в КНР, однако, для них открыты серьезные перспективы, к тому же их объемы в течение нескольких лет стабильно растут, что не наблюдалось ранее. Экспорт же остальных товаров, в частности нефтепродуктов, древесины, металлов и ранее возрастал, но за последние несколько лет эти темпы существенно увеличились.

Одной из причин этого стала девальвация рубля. А так же существенное влияние на сложившуюся ситуацию оказал усилившийся прирост населения страны, урбанизация, рост покупательской способности и проблемы с экологией. Совокупность этих и других факторов указывает на то, что потребность в продуктах из России в КНР будет только расти. На сегодняшний день Россия экспортирует в КНР алкогольные напитки, кондитерские изделия, муку и крупы, мясо, сухое молоко, подсолнечное масло и другие продукты питания. Лидером прироста экспорта в Китай из России является мед. К тому же большой удельный вес приходится на не продовольственные товары, среди которых лидером экспорта является древесина и изделия из нее.

Россия является ближайшим соседом для Китая, причем особое значение в соседстве приобретает Дальневосточный Федеральный округ. Он является одним из самых больших округов по площади, объединяя в себе следующие субъекты РФ: Амурскую область; Еврейскую автономную область; Камчатский край; Магаданскую область; Приморский край; Сахалинскую область; Хабаровский край; Чукотский автономный округ; Республику Саха-Якутию. В частности рассмотрим Хабаровский край, товарооборот которого с Китаем за последние два года увеличился примерно на 100 млн. долл США.

Несмотря на повышенный интерес к продовольствию, сельскохозяйственному сырью и не продовольственным поварам из Хабаровского края, конкуренция на китайском рынке достаточно высока и выход на него затруднен. В связи с этим, особое значение приобретает вопрос выделения факторов влияющих на объемы экспорта российских товаров Хабаровского края в КНР и прогнозирование спроса на них в будущем.

Процесс разработки прогнозных моделей состоит из следующих этапов:

Первый этап – поставка цели и задачи. Данный этап предполагает уточнение подлежащих прогнозированию показателей и соответствующей переменной, поставка стратегической (основной) цели моделирования.

Факторы, влияющие на экспорт

В нашем исследовании – это построение модели прогноза объема экспортируемых российских товаров Хабаровского края в Китай. Предполагается, что существует зависимость между изменением значений показателей объемов данного экспорта и основных факторов, описывающих экономическую ситуацию в Хабаровском крае, а так же в КНР. Период исследования включает в себя 10 лет, с 2006 по 2015 гг.

Для определения показателей мы опирались на метод фактического анализа, который применяется в статистических и социологических исследованиях для выявления наиболее значимых факторов, влияющих на критериальную функцию с одной стороны, и с другой – исключить факторы, не связанные с ней. Так же был применен метод главных компонентов, позволяющих путем уточнения линий регрессии выделить наиболее значимые факторы на основе коррелированности выбранных показателей.

При использовании факторного анализа мы опирались на данные официальной статистики. В данном исследовании при выборе наиболее значимых факторов использовалась информация в открытом доступе, отражающая результаты экономической деятельности Хабаровского края России и КНР.

Основным результирующим показателем является "объем экспортируемого товара Хабаровским краем в Китай". В качестве факторов, влияющие на объем данного экспорта проверялись следующие показатели:

1) объем внутреннего регионального продукта Хабаровского края;

2) курс доллара и юаня по отношению к рублю.

А так же определили некоторые показатели, связанные с экономической ситуацией Китая и влияющие на объем его импорта (рисунок 1.4):

3) численность жителей страны;

4) объем валового внутреннего продукта;

5) доходы населения;

6) объем потребления российских товаров.

Прогнозирование объемов экспорта товаров

Рисунок 1.4 – Факторы, влияющие на объем экспорта Хабаровского края в КНР

Второй этап предполагает выявление взаимосвязи между экзогенными и эндогенной переменными с помощью корреляционного анализа. В выдвинутой нами гипотезе предполагается наличие положительной связи между результирующим показателем (экспорт товаров Хабаровского края в КНР) и регрессорами как одной стороны, так и другой. Данные для расчета взяты в сопоставимом виде. Первичный корреляционный анализ показал наличие взаимосвязи между объемом экспортируемых товаров Хабаровского края в Китай и выбранными показателями (таблица 1.5).

Таблица 1.5 – Корреляционная матрица абсолютных показателей влияющих на объем экспорта Хабаровского края в КНР за период 2006 – 2015 гг.

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Экспорт Хабаровского края в КНР

1

2

ВРП Хабаровского края

0,952

1

3

Курс доллара

0,777

0,771

1

4

Курс юаня

0,833

0,875

0,965

1

5

Численность населения Китая

0,951

0,842

0,849

0,897

1

6

ВВП Китая,

0,947

0,692

0,747

0,866

0,929

1

7

Доходы на душу населения

0,917

0,784

0,745

0,877

0,913

0,895

1

8

Уровень потребления российских товаров в Китае

0,897

0,919

0,715

0,806

0,855

0,938

0,918

1

Наиболее положительная связь была выявлена с параметрами: внутренний региональный продукт Хабаровского края (0,952); численность населения КНР (0,951); валовый внутренний продукт Китая (0,947), его доходы на душу населения (0,917). К тому же связь с прочими факторами тоже достаточно высокая, что говорит о взаимосвязи параметров.

Таким образом, в результате проведения корреляционного анализа были выявлены основные факторы, определяющие объем экспорта Хабаровского края в КНР:

- внутренний региональный продукт Хабаровского края;

- валовый внутренний продукт Китая;

- доходы на душу населения Китая.

Третий этап предусматривает определение и обоснование выбранной экономико-математической модели прогнозирования. В качестве моделей использовались следующие функции:

- линейная (1.1)

(1.1)

- нелинейные по оцениваемым параметрам:

а) степенная (1.2)

(1.2)

б) экспоненциальная (1.3)

(1.3)

- нелинейные по объясняющим переменным:

а) модель равносторонней гиперболы (1.4)

Прогнозирование объемов экспорта товаров (1.4)

где, у – эндогенная переменна

Х – экзогенные переменные

а – постоянный коэффициент

b – коэффициент экзогенной переменной

В качестве эндогенной переменной выступает совокупный объем экспортной продукции Хабаровского края в Китай – продукты питания и напитки, текстиль, машины и оборудование, металлы, топливо, древесина.

Экзогенными переменными являются:

Х1 – внутренний региональный продукт Хабаровского края;

Х2 – валовый внутренний продукт Китая;

Х3 – доходы на душу населения Китая.

В результате регрессионного анализа были получены следующие результаты. Зависимость у = ʄ (X1, X2, X3) определяется следующими моделями:

(1.5)

Прогнозирование объемов экспорта товаров (1.6)

(1.7)

Прогнозирование объемов экспорта товаров (1.8)

Полученные данные сгруппированы в таблице 1.6, которая содержит коэффициенты множественной корреляции, коэффициент детерминации, нормированный (уточненный) коэффициент детерминации, коэффициент Фишера, уровень его значимости стандартную ошибку свободного члена уравнения, значение t – критерия для свободного члена и уровень его значимости.

Таблица 1.6 – Оценочные показатели зависимости совокупного объема экспорта от ВРП Хабаровского края, ВВП Китая, доходов на душу населения КНР за год

Показатель

1.5

1.6

1.7

1.8

R2

0,97

0,948

0,929

0,978

R

0,985

0,974

0,964

0,989

Нормированный

0,951

0,917

0,886

0,965

F-критерий

53

30

22

74

p (значимость F)

0,00032

0,00124

0,00267

0,78

t-статистика Х1

1,481

0,847

1,178

-1,090

t-статистика Х1

0,791

-0,099

0,618

3,222

t-статистика Х1

-0,662

0,244

-0,609

-2,956

Стандартная ошибка

4431

0,14

0,17

17

Первым оценочным показателем является коэффициент детерминации (R2). Данный показатель характеризует качество полученной регрессии. Это качество выражается степенью соответствия между исходными данными и регрессионной моделью. Мера определенности всегда находится в пределах интервала [0;1]. Если значение R2 близко к единице, это означает, что построенная модель объясняет почти всю изменчивость соответствующих переменных. И наоборот, значение R2 – близко к нулю, означает плохое качество построенной модели.

Среди рассматриваемых регрессионных моделей наибольшее значение коэффициента детерминации (0,98) наблюдается в четвертом случае (уравнение 1.8). Это означает, что величина эндогенной переменной на 98 % зависит от рассматриваемых нами факторов: ВРП Хабаровского края, ВВП Китая и его доходов на душу населения, а остальные 2 % переменной – от других факторов, не включенных в модель.

В первом и во втором вариантах R2 имеет среднее значение (0,97 и 0,94), что свидетельствует о меньшем качестве моделей. В третьей функции коэффициент детерминации имеет минимальное значение – 0,92, что говорит о наихудшем качестве модели из приведенных. Необходимо отметить, что для рассматриваемых типов регрессионных моделей разрыв между коэффициентами детерминации нормированной детерминацией не большой, что говорит об адекватном подборе экзогенных факторов для данных топов моделей.

Коэффициент множественной регрессии составляет 0,985; 0,974; 0,964; 0,989 соответственно. Как и при коэффициенте детерминации, наибольшее значение наблюдается в модели равносторонней гиперболы (уравнение 1.8).

Критерий Фишера представляет собой показатель достоверности влияния изучаемых факторов на полученный результат. Наибольшее значение по этому коэффициенту наблюдается в четвертом случае – 74, при уровне значимости p = 0,78, что говорит о достоверности модели.

Стандартная ошибка оценки регрессии является показателем качества аппроксимации результатов наблюдений. Ее квадрат интерпретируется, как дисперсия остатков, представляющая ошибку измерения. Стандартная ошибка для уравнения 1.5 составляет 4431, что является недопустимо большим значением для прогнозной модели. Для уравнений 1.6; 1.7 и 1.8 значение стандартной ошибки приемлемо для прогнозной модели ( 0,14; 0,17; 17 соответственно), что свидетельствует о более высоком качестве моделей.

Положительный знак критерия Стьюдента говорит о том, что показатель прямо пропорционально влияет на эндогенную переменную, если же знак отрицательный, то влияние обратно пропорциональное. Причем высокий показатель t-статистики показывает значимость фактора для анализа. Во всех моделях, значимость по критерию Стьюдента переменных Х имеют относительно небольшие значения, за исключением уравнения 1.8, в этом случае коэффициенты 1,1; 3,2 и -1,9 дают понять о значимости и влиянии факторов на эндогенную переменную.

Таким образом, для прогнозирования совокупного объема экспортируемых товаров Хабаровского края в Китай рекомендуется использовать функцию гиперболы (1.8).

На следующем этапе была проведена проверка качества модели с помощью экономико-математических методов.

Для апробации полученной модели необходимо сравнить расчетные и фактические результаты объемов экспортируемых грузов Хабаровского края в Китай за период 2014 – 2015 гг., полученные данные представлены в таблице 1.7.

Таблица 1.7 – Оценка достоверности прогноза объемов экспорта груза Хабаровского края в Китай 2014 – 2015 гг. (тыс. долл США)

Модель

2014

2015

расчетное значение

фактическое значение

отклонение

расчетное значение

фактическое значение

отклонение

1.8

680296,7

657909,4

22387,3

741844,2

719482,4

22361,8

Так же для оценки может быть использован аппроксимационный критерий вида:

(1.9)

где Q – объем экспортируемых товаров фактический или расчетный.

На практике полагают, что значение средней ошибки аппроксимации не должно превышать 12 % – 15 %. Результаты расчета критерия средней ошибки аппроксимации приведены в таблице 1.8.

Таблица 1.8 – Оценка достоверности прогноза объемов экспорта Хабаровского края в КНР за 2006 – 2015 гг. по критерию средней ошибки аппроксимации

Год

Экспорт Хабаровского края в Китай, тыс. долл США

Расчетное значение по модели 1.8, тыс. долл США

Отклонение тыс. долл США

Ошибка

2006

222095,61

94921,39

127174,22

5,72

2007

211221,30

194726

16495,25

7,81

2008

198983,58

207594,4

-8610,85

4,33

2009

287342,98

298336,6

-10993,67

3,83

2010

430752,19

448455,2

-17703,00

4,11

2011

428191,73

455306,3

-27114,57

6,33

2012

573425,43

539126,9

34298,55

5,98

2013

665932,57

607555,1

58377,50

8,77

2014

657909,36

680296,7

-22387,38

3,4

2015

719482,41

741844,2

-22361,83

3,11

Средняя ошибка

5,338

Прогнозные значения экзогенной переменной Х1, Х2 и Х3 были взяты из стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока и развития Китая на период до 2025 г. (таблица 1.9).

Таблица 1.9 – Прогнозные значения объема экспорта, ВРП Хабаровского края, ВВП и доходы на душу населения Китая

Год

Экспорт ХК в Китай, тыс. долл США

ВРП Хабаровского края, тыс долл США

ВВП Китая, млрд. долл США

Доходы на душу населения, долл США

2016

754709,92

525,484

12120,56

11471,9

2017

798436,23

559,346

13272,01

12791,2

2018

764047,41

578,170

14532,85

14262,1

2019

785752,89

593,626

15913,47

15902,3

2020

845622,55

605,227

17425,25

17731,1

2021

982041,59

622,779

19080,65

18770,2

2022

968238,21

640,839

20893,31

20043,7

2023

1121113,34

659,424

22878,17

21578,8

2024

1236139,57

678,547

24051,6

22405,4

2025

1376550,19

698,224

26431,5

23556,9

Отметим, что прогнозные значения показателя поставки товара Хабаровского края в Поднебесную были рассчитаны с помощью метода регрессионного анализа, так как данные на срок до 2025 г. по конкретному показателю в стратегии Дальнего Востока отсутствуют.

Пятый этап предполагает расчет и анализ численных результатов, полученных с помощью прогнозной модели. В результате подстановки расчетных прогнозных значений переменных Х1, Х2, Х3 из таблицы 1.9 в уравнение гиперболы модели (1.8) были получены прогнозные значения искомой эндогенной переменной – объема экспорта груза Хабаровского края в Китай на период 2016 – 2025 гг. (рисунок 1.5).

Прогнозирование объемов экспорта товаров

Рисунок 1.5 – Прогнозные значения объема экспорта Хабаровского края в Китай, тыс. долл США

Таким образом, к 2025 г. прогнозное значение объемов экспорта Хабаровского края в Китай составит 1399144 тыс. долл США, что превышает значения показателя 2015 г. почти в два раза.

В связи с этим возникает потребность в крупных международных перевозках. Зачастую самостоятельно начать экспортировать товары бывает проблематично. К тому же считается, что продуманная логистика и ответственный перевозчик помогают снизить расходы на доставку практически вполовину. Поэтому транспортировку груза в международном сообщении порой выгоднее отдавать на аутсорсинг трансортно-экспедиторской компании.