Профилактика алкоголизма среди подростков

Профилактика алкоголизма среди подростков.

Статьи по теме
Искать по теме

На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения в России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подростков. Привыкание к алкогольным напиткам у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых, что в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше восьми литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации.

В настоящее время резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблемы профилактики алкоголизма среди подростков. Решить проблему их алкоголизации только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании "внутренних" ограничителей, воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма в условиях общеобразовательной школы, что подчеркивает актуальность данной темы исследования.

Однако вопросы профилактики алкоголизма в работе социального педагога с подростками в условиях общеобразовательной школы все еще не являются предметом специального исследования, хотя данная проблема весьма актуальна и в теоретическом и в практическом отношениях.

Причины и последствия подросткового алкоголизма

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.

Изучение употребления алкоголя среди подростков в России во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые проводились в конце XIX – начале XX в.в. и велись в следующих направлениях:

- изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;

- определялось наличие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя;

- исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм;

- разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.

В России были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения "низшего сословия" было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма", "улучшения" аппетита и сна.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И.В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.

Таким образом, экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об "успокаивающем", "питательном" воздействии спиртсодержащих продуктов.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М.А. Галагузова и другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются:

- неблагополучие семьи;

- позитивная реклама в средствах массовой информации;

- незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

- уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение [23].

С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). Важным звеном в развитии алкоголизации подростков является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.

Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков [18]:

1. Нулевой характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, поведение.

2. Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Стадия длится 1-2 месяца.

3. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Мотивы: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Длительность периода 3-4 месяца.

4. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы: повысить свой тонус, весело провести время в компании. Период 4-12 месяцев.

5. Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Формируется в течение 1, 5 лет.

6. Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления алкоголя.

7. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, психическая зависимость от алкоголя, которая перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние [18].

В исследованиях Б.С. Братусь, П.И. Сидорова отмечены следующие виды мотивации в развитии алкогольного поведения подростков [32]:

Атарактическая мотивация – стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;

Субмиссивная мотивация – нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;

Гедонистическая мотивация – стремление повысить настроение, получить удовольствие.

Псевдокультурная мотивация – стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать "изысканный вкус" [2].

Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами – таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков. Проявления алкогольной зависимости у подростков отличаются ускоренным развитием и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью данного проявления существует пропорциональная зависимость – чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкогольная зависимость у подростков формируется быстрее, чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует у подростков психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Молодые люди становятся апатичными. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления – некоторые пристрастившиеся к алкоголю подростки выглядят, как маленькие старички. В целом прогноз алкогольной зависимости у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению. Чаще, чем взрослые, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства. Вредное воздействие алкоголя сказывается на всех системах молодого организма человека [22].

Рассмотрим физиологический характер влияния алкоголя на организм человека, который давно и подробно изучен физиологами и медиками. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.

По данным В. Ф. Матвеева с соавторами (1979), при первых употреблениях алкоголя 53% подростков испытывали отвращение. Со временем, с увеличением "стажа" употребления алкоголя, объективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% опрошенных подростков с двухгодичным и большим "стажем" считали мотивами употребления алкоголя является: ощущение прилива сил, чувство довольства, комфорта, повышение настроения, появляются те атрибуты психического состояния, которые обыденное сознание часто приписывает действию.

В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. И. Л. Злотников и другие авторы отмечают рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями. М. А. Чалисов и В. В. Веселовский находят у юношей, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых – агрессивности. Подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в "своем кругу". Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны – бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью [4].

Подведем итог анализу нарушений деятельности и смысловой сферы подростков при алкоголизме: установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий; установка на избежание ответственности за совершаемые поступки; установка на пассивные способы защиты при встречах с трудностями; установка довольствоваться временным, не вполне адекватным потребности результатом деятельности.

Алкоголь отрицательно влияет не только на здоровье подростка, но и разрушает его отношение с близкими людьми, приводит к различным несчастным случаям и происшествиям, толкает на правонарушения, разрушает личность, его индивидуальность и в целом отрицательно действует на общество и на окружающих людей.

Итак, в ходе употребления алкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков.

Особенности работы социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма

Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ; выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя; проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

Профилактика включает:

- диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;

- выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;

- проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

В общеобразовательных школах применяются следующие модели профилактики [6]:

1. Образовательная модель профилактики – основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.

2. Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании – заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.

3. Психосоциальная модель профилактики – основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ [15].

Профилактическая работа может включать в себя три компонента [3]:

1. Образовательный компонент.

Специфический – дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

Неспецифический – помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности [10].

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста специалисты относят [14]:

1. Просвещение родителей в форме лекций, бесед;

2. Формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

3. Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

4. Ознакомление подростков со специальной литературой о вреде алкоголя. Все эти способы могут быть использованы педагогами для профилактики подросткового алкоголизма [10].

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. Для этого, прежде всего, необходимо индивидуальное изучение подростков [17]:

1. Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей.

2. Выявление недостатков его личности и организма.

3. Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На первом этапе работы (первое полугодие) социальный педагог должен составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с личным делом подростка, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения – определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, так же комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [9].

Первое условие комплексного подхода – оценка его развития в условиях общения, познания и труда.

Второе условие – сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.

Третье условие – сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.

Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе – схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была активно воздействующей на него. Пять главных условий определяют успех беседы [17]:

1. Четкая постановка цели.

2. Правильный выбор места и времени беседы.

3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

4. Умение не только говорить, но и слушать.

5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося [29]:

1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких – то отдельных сторон личности.

2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.

3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [1].

В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества – рисунков, картин, стихов и др.

Основными задачами профилактики в данном возрасте являются:

1. Овладение достоверной информацией о влиянии вредных привычек (алкоголя) на организм человека;

2. Умение противостоять давлению сверстников;

3. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек [23].

Основной акцент работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков осуществляется по следующим направлениям [5]:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.

2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя. Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка. Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане – взаимоотношении ребенка с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.

5. Посредническая деятельность социального педагога – подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.

6. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.

В своей профилактической работе с подростками социальный педагог использует различные методы исследования:

Анкетирование – широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные [12].

Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.

Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся – беседа. Если ее цель – лишь получение каких – то сведений – это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия. Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, подразумевается специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между социальным педагогом и подростком [19].

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия – один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы, лишь выявляют какую – то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.

Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.

В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, – это лекции, семинары, конференции, тренинги и т.д.

Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков – тоже важный момент профилактики.

Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и "прикольными". Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни.

Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности по вопросам: причины и признаки алкоголизма; места обращения за помощью, как вести себя с родителями, если ребенок-алкоголик и как не стать алкоголиком [25].

Важными здесь являются два момента: не запугать подростка и его родителей и не пробудить интерес к алкоголю [4].

Итак, убедить – нельзя. Заставить – нельзя. Запугать – нельзя. Можно лишь делать так, чтобы подросток понял, что быть не алкоголиком для него лучше, чем быть наркоманом. Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать. Дети, принимающие алкоголь, нередко демонстрируют самостоятельность суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности договориться с подростком, забывая, однако, о том, что сферой конфликта является не мышление, а чувства [8].

Во-первых, подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой – то степени зависят от социальной обстановки, в которой они живут. Взрослым достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения подростка, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.

Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с ними становится для них жизненно важным [5].

Итак, для проведения антиалкогольной профилактики стоит помнить следующее:

Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков – это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе – это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т.д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу эффективней.

Программа антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения

Название программы: "Скажем алкоголю НЕТ"

Обоснование актуальности программы:

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Большое значение имеет организация воспитательного процесса среди учащихся по профилактике алкоголизма. В центре внимания воспитательного процесса в этом направлении – главные этические ценности, как основа положительных черт характера. Критериями оценки воспитательной работы должны служить нравственная атмосфера в учреждении, эффективность работы преподавательского состава и способность учащихся проявлять положительные черты характера в реальной жизни [26].

Цель программы:

1. Обучающая – дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.

2. Воспитательная – через различные формы воспитательной работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что жизнь без алкоголя содержательна.

Задачи программы:

1. Создание условий для гармоничного развития подростков в школьной среде.

2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение.

Возраст: старший подростковый возраст 14-15 лет (8-9 классы).

Участники реализации: социальный педагог, директор школы, классный руководитель, сами подростки.

Направления:

- диагностика отношения учащихся к употреблению алкоголя;

- информационное обеспечение учащихся по данной проблеме;

- формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;

- совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;

- проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

- индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению алкоголя;

Ожидаемые результаты:

- формирование самосознания, умения подростка сделать правильный выбор за здоровый образ жизни;

- формирование отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков;

- снижение возможности пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых подростков от пристрастия к алкоголю;

- повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

Начальной ступенью работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении является приобретение научных трезвенных знании о составе и свойствах алкоголя: о производстве, реализации и потреблении людьми алкогольных изделий: о причинах и условиях возникновения и развития алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольной зависимости и трезвого образа жизни; о влиянии алкогольной зависимости и трезвого образа жизни на политику, экономику, здоровье, образование и поведение людей: о мерах борьбы против алкогольных предрассудков, алкогольной зависимости, за утверждение трезвого образа жизни: об истории алкогольной и трезвенной политики государств мира и нашей страны. Следующей ступенью является обработка научных трезвенных знаний в трезвенные убеждения, в активную трезвенную позицию, проявляющуюся в принципиальной непримиримости не только по отношению к алкоголю как яду, но и к людям, употребляющим его, к стереотипам алкогольного поведения, а в позитивном отношении – в отстаивании трезвого образа жизни.

Конечной ступенью является активная трезвенная деятельность, ставшая потребностью. Для подростков она проявляется в осознанной трезвости, в самостоятельном овладении научными трезвенными знаниями; в пропаганде идей трезвого образа жизни; в проведении исследовательской работы по данной проблеме; в выявлении учащихся, склонных к употреблению алкогольных напитков, и в проведении с ними индивидуальной профилактической работы; в обсуждении проблем формирования трезвого образа жизни в коллективе учащихся.

На наш взгляд, необходимо проводить следующие мероприятия по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении:

1. Неделя пропаганды знаний о трезвом образе жизни .

2. Беседа по профилактике злоупотребления алкоголем среди школьников. Беседа, сопровождаемая демонстрацией опыта о разрушительном действии алкоголя на клетки.

3. Коллективный просмотр видеофильма из цикла катарсис, о последствиях алкогольной зависимости.

4. Участие в организации выступления на общешкольном родительском собрании инспектора по делам несовершеннолетних по вопросам ответственности родителей за употребление детьми алкоголя.

5. Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкогольной зависимости.

6. Организация конкурса рисунков и плакатов во время недели здоровья и спорта.

7. Индивидуальная работа с родителями и отдельными учащимися. Сюда входят: посещение семей и беседа с родителями по вопросу употребления алкоголя их детьми и индивидуальные занятия с учащимися, замеченными в употреблении алкоголя.

Организация каждого антиалкогольного мероприятия включает следующие стадии:

а) предварительная работа (изучение сформированности антиалкогольной устойчивости у школьников, знание целей и задач, поставленных обществом и сформулированных в решениях правительства о необходимости соблюдать и утверждать трезвость, владение педагогом комплексом разнообразных элементов содержания, методов, приемов и организационных форм антиалкогольного воспитания и др.);

б) планирование, подготовка и проведение мероприятия;

в) подведение итогов;

г) ближайшие последствия.

Выводы

В результате проделанной работы: дан анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе; рассмотрены причины и последствия подросткового алкоголизма; выявлены особенности профилактической деятельности социального педагога с подростками группы риска алкоголизации; разработана программа антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения; выявлены условия эффективной организации работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков.

Анализ теоретических и методических аспектов деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении позволил сделать следующие выводы:

Проблема алкогольной зависимости имеет глубокие исторические корни. Борьбу с алкогольной зависимостью начали вести почти с момента его появления, но пока безуспешно. На современном этапе проблема алкогольной зависимости стоит очень остро, особенно среди подростков.

Алкоголь негативно влияет на все органы молодого человека. Он нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, функцию дыхания, деятельность пищеварительной системы, деятельность почек, деятельность иммунной системы, деятельность нервной системы.

Выделяют ряд особенностей алкогольной зависимости среди подростков: быстрое привыкание к алкоголю; быстрое развитие алкогольной зависимости; злокачественное течение алкогольной зависимости; низкая эффективность лечения.

Целью социально-педагогической деятельности по формированию антиалкогольной устойчивости среди подростков является устранение негативных факторов, способствующих алкогольной зависимости: индивидуально-психологического, социально-внешкольного, социально-школьного.

Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении реализуется в следующих направлениях:

- деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростков, склонных к употреблению спиртных напитков;

- деятельность по профилактике алкогольной зависимости, включающая противоалкогольное обучение и воспитание молодых людей с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

- деятельность по просвещению родителей;

- деятельность по реабилитации подростков, имеющих психическую или физическую зависимость.

- посредническая деятельность между подростком и окружающим его социумом.

Можно отметить эффективность разработанной программы антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения и условий эффективной организации работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков.

Литература

1. Андреева Л. В. Подростки группы риска [Текст] / Л. В. Андреева // Воспитание школьников. – 2000. – № 4. – С.45-53.

2. Березин С. В. Психология раннего алкоголизма [Текст] / С. В. Березин. – Самара, 2010. – 68 с.

3. Блинов А. С. Совершенствование содержания форм и методов антиалкогольного воспитания школьников различных возрастных групп в комплексе с профилактикой курения, наркомании [Текст] / А. С. Блинов. – Благовещенск, 2011. – 47. с.

4. Борисов Е. В. Алкоголь и дети [Текст] / Е. В. Борисов. – М., 2011. – 243 с.

5. Бородкин Ю. С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика [Текст] / Ю. С. Бородкин. – СПб., 2012. – 73 с.

6. Брокан Э. Д. Рекомендации по противоалкогольной пропаганде [Текст] / Э. Д. Брокан. – Рига, 2010. – 34 с.

7. Васильков Ю. В. Социальная педагогика [Текст] / Ю. В. Васильков. – М., 2012. – 342 с.

8. Галагузова М. А. Антология социальной работы [Текст] / М. А. Галагузова. – М.: Сварогъ – НВФ, 2012. – 111 с.

9. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст] /

М. А. Галагузова. – М., 2013. – 352 с.

10. Дерюгин В. И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей [Текст] / В. И. Дерюгин. – Челябинск,

2015. – 316 с.

11. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – М., 2011. – 134 с.

12. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы [Текст] / И. Г. Зайнышев. – М, 2014. – 56 с.

13. Калинин М. А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников [Текст] / М. А. Калинин. – Архангельск: АГПИ, 2010. – 18 с.

14. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. – М., 2012. – 97 с.

15. Колесов, Д. В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности [Текст] / Д. В. Колесов. – М.: Знание, 2013. – 64 с.

16. Копыт, Н. Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н. Я. Копыт. – М., 2014. – 145 с.

17. Лесняк, Л. И. Преодоление алкоголизма у подростков и юношей: психолого-физиологический аспект [Текст] / Л. И. Лесняк. – М.: Педагогика, 2010. – 112 с.

18. Маюров, А. Н. Антиалкогольное воспитание [Текст] / А. Н. Маюров. – М.: Просвещение, 2011. – 189 с.

19. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2011. – 67 с.

20. Павленка, П. Д. Основы социальной работы [Текст] / П. Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2014 – 143 с.

21. Перишов, Д. А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации [Текст] / Д. А. Перишов. – М, 2013. – 145 с.

22. Попов В. Т. Социальная политика и социальная работа [Текст] / В. Т. Попов. – М.: Социально – технологический институт, 2012. – 17 с.

23. Преображенский И. Д. Методика социально-психологической диагностики и группы [Текст] / И. Д. Преображенский. – М, 2010. – 125 с.

24. Сидоров, П. И. Подходы к антиалкогольному воспитанию в школе [Текст] / П. И. Сидоров. – Казань: МНАТ, 2014. – 43 с.

25. Соловьев, А. А. Антиалкогольное воспитание школьников [Текст] / А. А. Соловьев. – Кострома, 2011. – 24 с.

26. Стриж, Э. А. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся [Текст] / Э. А. Стриж. – Таллинн: PC ДОБТ. 2013. – 54 с.

27. Суслова, В. С. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления [Текст] / В. С. Суслова. – М, 2013. – 87 с.

28. Фицула, М. И. Антиалкогольная воспитательная работа в школе [Текст] / М. И. Фицула. – К.: Рад. школа, 2014. – 104 с.

29. Чуянов, А. Ф. Вопросы социальной работы [Текст] / А. Ф. Чуянов. – М., 2011. – 265 с.

30. Шарыгина, И. А. Трудности взросления и алкоголь [Текст] / И. А. Шарыгина // Народное образование. – 2010. – № 9. – С.17-25.

31. Шичко, Г. А. Основная трезвенная терминология [Текст] / Г. А. Шичко. – Л.: Оптималист, 2010. – 97 с.

32. Шпаков, А. О. Иллюзия рая [Текст] / А. О. Шпаков. – СПб., 2011. – 62 с.

33. Щуркова, Н. Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма [Текст] / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. – 2010. – № 1. – С.27-33.

34. Энтин, Г. М. Трезвость – норма жизни советского человека [Текст] / Г. М. Энтин. – М., 2009. – 15 с.