Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия

В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшения ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.

Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность пред риятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного периода времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.

Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который, в конечном счете, решает, выгодно ли для него в данных конкретных условиях заниматься производством именно такой продукции.

Данная категория выражает способность предприятия противостоять на рынке конкурентам как по степени удовлетворения своей продукцией конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности, то есть это относительная характеристика.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его успешности в конкретных условиях рыночной конкуренции и определяется его умением приспосабливаться к их изменениям. В рыночной системе хозяйствования эта, экономическая категория – одна из ключевых, так как в ней выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие и иные преимущества не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом.

Никто не заставляет предприятие повышать его конкурентоспособность, кроме угрозы банкротства. В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия.

Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию экономического управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят только в том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. При этом они уверены в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы внешне нейтральными, т.е. полностью соответствующими стандартам, установленным их основными конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия отрасли.

На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система управления активно воздействует на производственные системы, т.е. производство поддерживается изнутри всеми другими подразделениями предприятия. Успех в конкурентной борьбе в данном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления, более высокой оперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников и т.п.

Предприятия, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система поддерживается извне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия

Уровень конкурентоспособности предприятия оценивается с помощью следующих важнейших характеристик.

1) Способность развития, определяемая инновационной активностью предприятия. Она является стержневым звеном товарной политики в системе маркетинга и включает процессы поиска идеи создания новой продукции с учетом конкретных потребностей, выхода ее на предпринимательский рынок и наблюдения за ее поведением на рынке. Необходимое условие успеха инновационной политики – перманентность инновации, т.е. ее преемственность, непрерывность и последовательность. Это означает, что один вид нового товара запущен в производство и массово продается на рынке, а в это же время ему на смену разрабатывается другой, уже новый или усовершенствованный товар.

2) Производственные мощности предприятия, т.е. оценка его потенциальных возможностей.

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме произ водственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства.

Она производится с целью обеспечения баланса рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, а также обоснования программы его производственного развития и конкурентного поведения на рынке.

Производственная мощность измеряется в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражениях. Ее величина непрерывно меняется с совершенствованием техники, технологии и организации производства.

3) Динамика финансовых результатов и технико-экономических показателей деятельности предприятия. Здесь особенно важны такие показатели, как рентабельность производства, рентабельность продаж, рентабельность капитала. Чем рентабельнее предпринимательская деятельность, тем выше конкурентоспособность предприятия, и наоборот.

Также рассчитывается динамика объема произведенной валовой и товарной продукции.

Валовая продукция – стоимость всей продукции, включая незавершенное производство в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – стоимость всей продукции без стоимости незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.

4) Оценка конкурентных преимуществ предприятия. Она проводится в процессе изучения позиций и возможностей основных предприятий-конкурентов и поиска ответов на вопросы, согласно которым строится технология слежения за конкурентоспособностью предприятия. В их числе следующие, которые детализируются с учетом специфики осуществляемой деятельности.

- Каковы основные цели конкурентов предприятия?

- Чем характеризуются текущие стратегии достижения этих целей?

- Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

- Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответы на первые три группы вопросов обеспечивают исходные данные для предвидения будущих стратегий конкурентов предприятия. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

Кроме того, определяются относительные показатели, позволяющие сравнивать издержки предприятия с издержками конкурентов на выпуск аналогичной продукции.

Затем по результатам исследований, проведенных по всем рассмотренным направлениям, проводится сравнительный анализ уровня конкурентоспособности предприятия по наиболее характерным его атрибутам и соответствующего уровня, достигнутого предприятиями-конкурентами.

Оценка конкурентоспособности предприятия может дополняться анализом его слабых и сильных сторон. При этом руководство предприятия заинтересовано получить ответы на следующие вопросы:

1. Какие каналы товародвижения используют конкуренты для увеличения объема продаж, их доли рынка и рентабельности производства?

2. Какой стратегии конкурентного поведения придерживаются предприятия-соперники?

3. Каковы их сильные и слабые стороны?

4. Какие действия можно ожидать в будущем от существующих и предполагаемых конкурентов?