Принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Методология подготовки и принятия управленческих решений.

Содержание процесса управления

Процесс управления – деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления.

Решение – центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.

По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован.

Риск принятия управленских решений вызывает опасность принятия ошибочного решения. Поскольку риск –это, также, опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.

Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).

Можно различать риск:

-общий (угрожает предприятию как целому);

-специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);

-специальный при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении);

-специальный при оценке продукции (при сбыте, в цехах, в гарантиях, в оплате).

Риск можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.

Таблица 1.1

Причины и способы борьбы с риском

Эластичность

-многофункциональность средств производства и персонала.

Стимулирование сотрудников

-связь их интересов с риском.

Системы обеспечения

-охрана труда, пожарная безопасность, безопасность от провала, растрат, надежность продукции.

Сокращение систем

-дублирование ненадежных элементов.

Указатели ошибок

-тревожная сигнализация перед отказом.

Быстрое отключение

-нулевые схемы при критической ситуации.

Ограничение риска

-выбор правовой формы, рассредоточение, встречные сделки, оговорки о собственности, незначительная наличность в кассе, рассредоточение складов, производств, патентная защита.

Перекладывание риска

-на третьих лиц (поставщиков, кредиторов, наемных работников, покупателей, государство).

Обеспечение

-договор о страховании.

Модели и методы принятия решений

Процесс управления – эта деятельность направлена на достижение целей фирмы, путем реализации определенных функций с использованием методов управления. Руководитель любой организации тратит значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя осуществляется на основе количества и значения принятых им решений.

Обоснование необходимости принятия решений вытекает вследствие учета происходящих в жизни изменений. В организации необходимо отслеживать состояние организации, связанной с цепочкой событий: установление цели – текущая ситуация – возникающая проблема (проблемы) – управленческое решение (решения).

При управлении организацией особое значение имеют и последствия принимаемых решений. На выполнение решения тратятся определенные экономические ресурсы и невосполнимый ресурс экономики – время. Следовательно, руководитель (менеджер) должен оценить (спрогнозировать) последствия принимаемых решений. Руководитель должен понимать, что решения могут объединять, а могут разобщать людей. Непринятие решений или их несвоевременное принятие усиливает компонент децентрализации в организации, приносит ущерб ее целям.

Итак, решение – центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов – решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

Управленческое решение обладает многоаспектным содержанием: (10)

-это деятельность, в системе управления, связанная с нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий в управляемой системе, то есть решение является этапом в процессе менеджмента"

-это формула воздействия управляющей системы на управляемую. В этом аспекте решение представляет собой описание предполагаемых действий управляющей системы в управляемой;

-это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе по осуществлению принятого управляющей системой решения;

-решение является переходом от интеллектуальной деятельности в управляющей системе к организационно-практической деятельности в управляемой системе, то есть результатом работы управляющей системы.

Критерии решения – это показатели, которые определяют эффективность, то есть степень преодоления возникших барьеров на пути достижения к цели.

Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих определенных условиях:

-существует разрыв между желаемым и имеющимся уровнем достижения целей;

-разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно, заслуживает внимания;

-лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв;

-лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва.

Таким образом, качество процесса менеджмента зависит от большого количества факторов, оказывающих влияние на организацию среди которых, одно из основных мест, занимает процесс принятия управленческих решений.

На практике, проблема процесса решения специфична: давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение.

Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам: (10)

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные );

- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- производственному охвату (для всей фирмы, узко-специализированные);

- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

- по лицам, принимающим решения (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

- учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- сложности (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом: (14)

-ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

-решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

- инновационные и определяющие решения.

Методы принятия управленческих решений:

1.Научный метод – базируется на прохождении определенных этапов рациональных процедур и определяется значительной четкостью.

Подходы при реализации научного метода принятия решений:

-на основе интуиции;

-на основе логических суждений;

-на основе рационального анализа, который включает в себя логические суждения и прошлый опыт, это объединение методов дает достаточно объективный анализ и проявление проблем в ситуации, которую надо разрешить.

1 Прагматические методы принятия решений:

-баланс интересов – руководитель оценивает аргументы обсуждаемого варианта решения в виде доводов "за" и "против";

-мини-макс подход – ведется анализ последствий принимаемых решений в терминах максимизации выигрыша и минимизации потерь. По этом же принципу проводится анализ "стоимости" непринятия решения;

-функционально-стоимостный анализ (ФСА) – сопоставляется выигрыш для различных альтернатив действий;

-комбинированный – при этом методе в зависимости от конкретной ситуации применяется любая комбинация рассмотренных и иных подходов.

В практической деятельности руководителя важно достижение конечных результатов. Поэтому следует учитывать не только процесс принятия, но и процесс реализации решений.

Выделяются следующие методы принятия решений:

-азиатский метод – не торопятся принимать решения, варианты решений обсуждаются с исполнителями, не принимаются решения, если неясны способы выполнения решения;

-европейский метод – к принятию решений исполнители держатся в неведении, решение принимается быстро, никто не заботится о ресурсах, требуемых для выполнения решения.

Таблица 1.2

Содержание основных фаз принятия и реализации решения

Фаза

Содержание   фазы

1. Сбор информации о возможных проблемах

1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы
1.2. Наблюдение за внешней средой

2. Выявление и определение причин возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной ситуации
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема
2.3. Формулировка проблемы
2.4. Оценка ее важности
2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей решения проблемы

3.1. Определение целей фирмы
3.2. Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование стратегии решения проблемы

4.1. Детальное описание объекта
4.2. Определение области изменения переменных факторов
4.3. Определение требований к решению
4.4. Определение критериев эффективности решения
4.5. Определение ограничений

5.Разработка вариантов решения

5.1. Расчленение задачи на подзадачи
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче
5.3. Построение моделей и проведение расчетов
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме  менеджмента
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

6.1. Анализ эффективности вариантов решения
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

7.Корректировка  и согласование решения

7.1. Проработка решения с исполнителями
7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами
7.3. Утверждение решения

8. Реализация решения

8.1. Подготовка рабочего плана реализации
8.2. Его реализация
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации
8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 1.2).

Рациональная модель принятия решений в общей форме можно представить следующим образом. (см. рис. 1.5)

Рис. 1.5. Рациональная модель принятия управленческих решений.

Принятие управленческих решений

Для того, чтобы рационально принимать решения, субъект решения должен:

-знать свои цели и ранжировать их по степени важности;

-знать все возможные альтернативные варианты решения проблемы;

-знать относительные "за" и "против" каждой альтернативы;

-всегда выбирать альтернативу, которая максимизирует достижение цели.

Общая модель принятия решений приводится на схеме (рис 1..6).

Рис. 1.6. Общая модель принятия решений.

Принятие управленческих решений

К сожалению, на практике, процесс принятия управленческих решений проходит не гладко:

-подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут отрываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;

- процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;

-ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;

-предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;

-нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;

-участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов;

-менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

Выводы

Процесс управления, представляет собой деятельность, объединенных в определенную систему субъектов управления.

Эта деятельность направлена на достижение целей фирмы, путем реализации определенных функций с использованием методов управления. Руководитель любой организации тратит значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя осуществляется на основе количества и значения принятых им решений.

Обоснование необходимости принятия решений вытекает вследствие учета происходящих в жизни изменений. В организации необходимо отслеживать состояние организации, связанной с цепочкой событий: установление цели – текущая ситуация – возникающая проблема (проблемы) – управленческое решение (решения).

При управлении организацией особое значение имеют и последствия принимаемых решений. На выполнение решения тратятся определенные экономические ресурсы и невосполнимый ресурс экономики – время. Следовательно, руководитель (менеджер) должен оценить (спрогнозировать) последствия принимаемых решений.

Руководитель должен понимать, что решения могут объединять, а могут разобщать людей. Непринятие решений или их несвоевременное принятие усиливает компонент децентрализации в организации, приносит ущерб ее целям. Итак, решение – центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.