Применение опыта зарубежных стран при развитии футбола в России

Применение опыта зарубежных стран при развитии футбола в России (на примере ФРГ).

Статьи по теме
Искать по теме

Основы развития спорта в России и за рубежом

Система органов управления спортивными объединениями в спортивном движении предусматривает взаимодействие государственных и общественных структур. Так, например, в специальной литературе, ряд ученых справедливо выделяют два уровня познания структуры системных объектов: первый – выявление конкретного состава системы (ее строения), "набора" составляющих ее элементов и их классификация; второй – раскрытие структуры системы как "закона связи" между составляющими ее элементами [1].

В связи с этим, мы предполагаем рассмотреть структуру спортивных объединений на уровне составляющих ее элементов, что позволит выявить внутрисистемные связи между отдельными видами спортивных объединений и связи последних с внешней средой. Это позволит нам проследить изменения элементного состава системы на различных этапах развития общества. Такой подход предполагает, прежде всего, выявление и анализ основных видов как отечественных, так и международных спортивных объединений, сложившихся на базе исторического развития государства и общества, в первую очередь, в процессе их демократизации. В основе выделения видов спортивных объединений лежит, главным образом, критерий цели как решающего классификационного признака. В то же время, необходимо учитывать и другие моменты, в частности, место и роль, структуру, организационные начала тех или иных видов межправительственных спортивных объединений в политической системе общества, их правовое положение. Как отмечается в специальной литературе, спортивные объединения и организации представляют собой, прежде всего, совокупность лиц, осуществляющих организационные функции на общественных началах.

Применение опыта зарубежных стран при развитии футбола в России (на примере ФРГ

Рис. 1. Схема управления физической культурой и спортом в РФ

Основанием признания спортивных объединений субъектами российского и международного спортивного движения является присутствие у них особого статуса. Им характерны черты, общие для всех субъектов права: самостоятельность целей и задач, организационное единство и внутренняя структурная обособленность, правоспособность и дееспособность органов, право принимать управленческие решения, реализовать свои права в повседневной социально-культурной деятельности по руководству спортивным движением и др.

Ряд авторов подразделяют субъекты управления спортивными объединениями, вырабатывающие решения, на три категории: пленарные органы (конгрессы, ассамблеи, конференции и пр.); исполнительные/ад-министративные; технические [2]. Рассматривая такого рода аспект, можно прийти к выводу, что если первая группа не вызывает сомнения, то вторая и третья группы заслуживают критики и требуют пояснений. Так, в первую очередь, непонятно, какой смысл вкладывается в понятие "административные и технические органы".

В юридической литературе, к примеру, "административные органы" как таковые, не выделяются [3]. В данном случае, как представляется, речь идет об объединениях как общественных организациях, т. е. о субъектах права как социальных организациях (объединениях).

Обращаясь к понятию социальной организации (объединения) в широком смысле, нужно сказать, что оно характеризует методы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп, к каковым также относится российское и международное спортивное движение. Разнообразные механизмы социальной организации (объединения) охватывают все уровни и области взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями со стороны социальной системы.

В наиболее узком значении социальная организация (объединение) – это относительно самостоятельная группа людей, в данном случае спортсменов, тренеров, представителей команд и т. п., ориентированная на достижение заранее предусмотренной, определенной цели, достижение которой требует совместных и согласованных действий.

Спортивные общественные объединения в российском и международном спортивном движении представляют собой группу предприятий, учреждений, организаций, ассоциаций, фондов, союзов и т. п., основанных на общности интересов, принципов, задач и целей. Общественные спортивные организации (объединения) являются по своей социальной природе неправительственными организациями. Соглашаясь, в целом, с мнением И. М. Чемакина, который полагает, что "специфика указанных субъектов выражается в осуществлении ими административной правосубъектности" [5], полагаем, что административная правоспособность общественных организаций не регулируется общепризнанными нормами административного права. По данному поводу большинство ученых приходят к выводу, что не все организации могут выступать в административно-правовых отношениях в указанных качествах. [6]. Поддерживая это мнение, Таким образом, национальные и международные спортивные объединения вырабатывают, к примеру, нормы, единообразно регулирующие правила отдельных видов спорта, закрепляемые в соответствующих уставах.[7].

Право граждан на объединения в Российской Федерации закреплено в статье 30 Конституции РФ, которая определяет, что свобода деятельности объединений гарантируется. Конституции и Уставы большинства субъектов РФ, СНГ и других зарубежных стран конституции и Уставы большинства субъектов РФ, СНГ и других зарубежных стран включают в себя подобные нормы.

Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.[8].

Существенное положение в деятельности общественных спортивных объединений занимает издание нормативных актов, регулирующих деятельность общественных объединений. Статья 5 Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", классифицирует субъекты физической культуры и спорта в РФ, к которым относит: физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также спортивно-общественные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта [1].

Применение опыта зарубежных стран при развитии футбола в России (на примере ФРГ


Рис. 2. Взаимодействие государственных органов управления с общественными организациями в спорте.

К субъектам физической культуры и спорта в РФ закон также относит образовательные учреждения, научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; федеральные органы и спортивной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; различные олимпийские комитеты: Национальный олимпийский комитет России, Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России и др.

Необходимо заметить, что Паралимпийское движение России, Сурдлимпийское движение России, Специальная олимпиада России – части международного паралимпийского движения, международного сурдлимпийского движения, международной Специальной олимпиады, целями которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных Специальных Олимпийский играх.

С. В. Алексеев к субъектам международного спортивного права причисляет участников международно-правовых отношений, возникающих в связи с их спортивной деятельностью.

Неоднородный характер международных спортивных отношений, являющихся предметом регулирования со стороны международного спортивного права, предопределяет этот вид субъектов, к числу которых можно отнести международные организации (объединения) государства, внутригосударственные юридические и физические лица (национальные спортивные организации, спортсмены и др.). При этом отношения, в которые вступают разные согласно своей природе субъекты, принимают межгосударственную или национальную форму [2].

Равноценным способом, в рассматриваемой области, исследуются подобные по юридической силе и пределам влияния на данную систему акты. К их числу в международном спортивном движении относятся: Олимпийская хартия, постановления исполкомов НОКов, декларации, контракты (договоры) и др. Эти правовые акты включают в себя специфические и принципиальные положения юридического, социально-культурного, педагогического, исторического и общественно-политического характера.

Исследования правовых и неправовых актов в спортивном движении выявили, что они имеют различный характер. Изучение соответствующего нормативно-правового материала иностранных государств, в частности – Болгарии, Венгрии, Италии, Японии и иных показало, что в связи с субъектами нормотворчества и области воздействия акты классифицируются на внутригосударственные и международные, что касается России, то в этом случае имеется необходимость в принятии правового акта, который бы конкретно отражал и предусматривал определенные наказания за несоблюдение и игнорирование правил Олимпийской Хартии, то есть целесообразно индивидуализировать ответственность и зону ответственности каждого отдельного звена российского спортивного движения, и юридически зафиксировать его полномочия.

Анализируя проблему международных и, иных спортивных организаций и объединений, и, их организационную структуру и правовой статус, подошли к заключению, что учеными – юристами эти теоретические нюансы исследованы мало и не получили соответствующего освещения в специальной литературе.

В Российской Федерации законодательство об общественных объединениях принималось и дополнялось в течение 90-х годов XX столетия многократно. В этой связи следует отметить, что на всем протяжении развития спортивного движения главным направлением в его работе было формирование культуры демократии, справедливости, мира, солидарности, уважения фундаментальных и универсальных принципов.

Общетеоретические и правовые значения данной проблемы, связанной с деятельностью спортивных движений в нынешних условиях, заключаются в выработке актуальных идей, понятий различных институтов. Примером может служить конституционное законодательство многих стран, где фиксируется право на объединение только за гражданскими (физическими) лицами, а не за юридическими. В следствии этого получается, что общественные (неправительственные) спортивные организации и объединения имеют все шансы быть как преобразованы, так и реорганизованы в другую организационно-правовую форму по решению, например, общего собрания членов спортивной федерации, поскольку не влекут никаких гражданско-правовых последствий. В то же время невозможно не отметить, что в теории права общественное отношение как вид правового направления отображает специфику юридического регулирования той или иной сферы с помощью различных юридических средств. К ним допускается причислить совмещение средств императивного регулирования, которые учреждают для субъектов правоотношений юридически определенные позиции. Так спортивные федерации устанавливают определенные правила соревнований, характерные тому или иному виду спорта, спортивно-технические комиссии – возможные ограничения, спортивные, арбитражные суды и инспекции – определенные санкции и т.п.

Описывая типы правового регулирования в рассматриваемом аспекте можно отметить, что имеет место применение различных областей права, где объектом изучения служат, в данном случае, комплексные правовые институты. Так, например, в гражданском праве широко применяются договоры и соглашения, попадающие под ст.420-453 ГК РФ, а также трудового права (ст. 36-51; 56-84 Трудового кодекса РФ) и др.

Современный этап характеризует спортивное движение тем, что оно не может развиваться без активных общественных (неправительственных) организаций, без альтернативных структур, без анализа суждений и оценок общественности и государственных органов. Образцом такого рода действительности может служить Указ Президента Российской Федерации "О целевой спортивно-оздоровительной программе Президентские состязания" [3]. Эта программа создана в целях массового привлечения детей занятиями физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни и повышения социальной активности подрастающего поколения.

Систему законодательства и общие основы правовой базы общественных объединений, в т. ч. спортивных, образуют и реализуют ряд федеральных законов и нормативных актов. В Российской Федерации это закон "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями) [4], действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, кроме религиозных и коммерческих организаций.

Необходимо заметить, что кроме названного, действуют и другие законы об общественных объединениях. "Закон об общественных организациях" включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит принципиальные положения относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но, в общем, это не специальный закон о таких объединениях [5].

Система общественных спортивных объединений (ОСО) в международном спортивном движении строится на регулировании межгосударственных отношений – как главная юридическая функция международного права, под которыми понимаются отношения с участием государств и межгосударственных организаций, являющихся субъектами рассматриваемой темы. В связи с этим, нельзя не заметить характерные черты объекта регулирования, его особенности, выражающие особый вид общественных отношений международного спортивного движения, несомненно можно отнести как содержание норм, так и весь механизм действия права. И в этой связи мы полностью поддерживаем мнение И.И. Лукашука, который говорит о том, что "воздействовать на поведение физических и юридических лиц современное международное право пока может только через государство, которое обладает соответствующим механизмом" [7]. Однако В.Е. Чиркин, говоря о невмешательстве законодательства во внутренние дела общественных объединений, в то же время заостряет свое внимание в своем труде на следующие аргументы: "Поскольку они имеют публичный характер, закон регулирует некоторые принципиальные моменты их структуры и деятельности" [8].

Повышение роли общественных спортивных объединений (организаций) в российском и международном спортивном движении, как одна из закономерностей развития сегодняшнего дня сопровождается ростом их влияния в международном сообществе. Оно проявляется в следующих взаимосвязанных реальных процессах: расширяется и усложняется круг конкретных задач, стоящих перед общественными спортивными объединениями российского и международного спортивного движения; развивается и совершенствуется система общественных спортивных объединений российского и международного спортивного движения; увеличивается число общественных спортивных объединений российского и международного спортивного движения.

Современное российское и международное спортивное движение представляет собой сложный процесс. В нем сталкиваются различные теории, взгляды и концепции на сущность российского и международного спортивного движения, на Олимпийские игры, на настоящее и будущее.

Представляется, что в улучшении нуждается координация деятельности МОКа, НОКов, российского и международного спортивного движения. От их согласованных действий, во многом зависит будущее Олимпийских игр, а также российского и международного спортивного движения в целом. В то же время представляется, что более действенным может быть сотрудничество НОКов с правительственными организациями.

Современные тенденции развития спорта в России и зарубежных странах

Коммерциализация в международном спорте является в настоящее время основной тенденцией развития. Финансовая сторона подготовки к крупным соревнованиям, особенно к Олимпийским играм, всегда была одной из главных. Имеются различные пути финансирования команд. Это: бюджет национальных олимпийских комитетов; помощь спонсоров, различных ассоциаций и корпораций; реклама с получением НОКами отдельных процентов от суммы, которую телекомпании платят за право трансляции и спортивной рекламы, олимпийской символики; отчисления на спорт из государственного бюджета НОКам и т.п.

Спорт не является обычным товаром, а представляет собой социальное явление и культурное достояние, о сохранности которого должны заботиться все участвующие в нем лица – спортивные руководители, спортсмены, тренеры, врачи, любители спорта. И в этой связи X. Коль на открытии Международного легкоатлетического конгресса в Штутгарте, в 1986 году, говорил: "Не может не вызвать серьезную озабоченность тенденция превращения спорта в рынок, где царит дух купли и продажи. Каждый шаг по предотвращению чрезмерной коммерциализации спорта помогает укрепить приверженность участников соревнований идеалам спорта".

Тенденция коммерциализации стоит на одной ступени с проблемой профессионализации спорта. Одно вытекает из другого. Это не новая идея, но, обобщая их, с точки зрения влияния на олимпийское движение, можно судить о том, что процесс коммерциализации все же управляем. Однако, с точки зрения теории права, необходимо отметить, что они отрицают правоприменительный характер административной деятельности, поскольку он теснейшим образом связан с политикой и допуск профессионалов к Играм разрушит идеалы олимпизма.

Эвери Брэндедж, будучи президентом МОК, заявлял: "Олимпийские игры с участием профессионалов и любителей никогда не будут возможны. Профессионального спорта не существует. Это не спорт, а торговая сделка". Его приемник лорд Килланин в своей деятельности следовал этому же принципу: "Развитие Олимпийских игр под влиянием профессионалов – вещь невозможная". Бывший президент МОК Хуан Антонио Самаранч на вопрос о преимуществах и недостатках коммерциализации изложил свое мнение предельно четко: "Причем здесь преимущества?". Такова была и есть позиция руководства МОК.

По информации "Спорт интерн", компаниям, владельцами которых являются организаторы Игр, не разрешается участвовать в строительстве олимпийских объектов или в других коммерческих олимпийских сделках. Те же самые правила предъявляются к компаниям, совладельцами которых (не менее 5% акций) являются организаторы Игр. Иначе они должны отказаться от своей доли акций в этих компаниях.

Однако не существует правил, запрещающих компаниям, на службе у которых находятся организаторы Игр, заключать олимпийские контракты, при условии, если эти лица не извлекают из них финансовой прибыли.

Олимпийская хартия призывает не допускать коммерческую эксплуатацию Олимпийских игр, не разрешает осуществлять рекламу на стадионах, спортивных площадках и прочих местах проведения олимпийских соревнований. В то же время встает вопрос, как соотнести все это с принципами олимпийского движения? Нам представляется, что МОК должен принять определяющие решения в защиту принципов, давших, фактически, жизнь этому движению. Именно благодаря им оно пользуется необычайной популярностью.

Показательны санкции, примененные руководством знаменитого марсельского клуба "Олимпик", обвиненного в подкупе игроков "Валансьена". Президент Французской федерации футбола (Federation Francaise de Football) Клод Симоне объявил, что "Олимпик" (фр. Olympique de Marseille), обладатель Кубка европейских чемпионов 1993 года, в следующем сезоне переводится во второй дивизион. Владелец клуба Беррар Тапи и бывший генеральный секретарь Жан-Пьер Бернес пожизненно лишены права занимать должности, связанные с футболом. Наказаны и трое футболистов, замешанных в махинациях, которые в течение двух лет не вправе выступать за французские клубы, но могут продолжить карьеру в других странах. "Запоздалые, но очень суровые санкции Французской федерации футбола ее президент назвал "расплатой за коррупцию".

На основании приведенных примеров можно судить о том, что международное спортивное движение существует вне современных правовых и экономических норм. В данный момент, в международном спортивном движении актуален вопрос, связанный с обеспечением экономической независимости судей. Речь идет о введении профессионального судейства.

В международном спортивном движении активно входят и развиваются такие понятия, как спонсорство, маркетинг, рекламный бизнес и спортивный менеджмент. Необходимо заметить, что современное управление подразумевает как понимание интересов потребителей, так и способность рационально использовать ресурсы. Финансирование Олимпийских игр было с самого начала. Уже в 1896г. одним из партнеров был "KODAK", который, по сей день, является официальным партнером МОК. "Ovomaltina" был официальным поставщиком зимних Олимпийских Игр в Санкт-Морице(Швейцария). В Лос-Анджелесе в 1932г. на всех соревнованиях, проходивших на открытом воздухе, рекламировалась продукция нескольких фирм. В их числе моторное масло "TEXACO".

В 1983 г. компания "АВС" купила права на трансляцию Олимпийских Игр за огромную, по тем временам, сумму 225 млн. долларов. Через четыре года в Сеуле эта сумма составила 300 млн. долларов плюс 555 млн. долларов отчислений от спонсоров. С каждой последующей Олимпиадой прибыльность этого ведущего спортивного форума неуклонно возрастала. В 2000г. компания "NBC" установила рекорд, купив права на трансляцию всех Олимпиад по 2008г. за 4 млрд. долларов.

В 1983г. была создана специальная комиссия МОК по поиску новых источников финансирования, помощь которой оказывало швейцарское агентство "International Sports and Leisure Marketing" (ISL), которое впоследствии стало официальным агентством МОК. С самого начала своего сотрудничества компания ISL и комиссия по новым источникам финансирования решили отдавать предпочтение контрактам, рассчитанным на долгосрочную перспективу, что давало МОК определенные гарантии и возможность планировать свою деятельность. Основная задача ISL – поиск новых спонсоров и заключение с ними контрактов. Агентство предложило принципиально новую концепцию маркетинговой стратегии для спонсоров, которая заключалась в увязывании интересов бизнеса и спорта и позволяющей крупным компаниям через олимпийский спорт внедрить в сознание потребителей образ определенных товаров и услуг. Новая концепция легла в основу новой программы – "The Olympic program" (ТОР). Эта программа утвердила для 11 "топ–спонсоров" (Coca-Cola, IBM, JOHN HANCOCK, Kodak, McDonalds, Panasonic, Samsung, Sport Illustrated Time, UPS, VISA, Xerox) несколько приоритетных прав:

1. Продукт – эксклюзив (только одному спонсору позволяется спонсировать какую – либо категорию продукта, т.е. если Kodak, Coca – Cola и Visa являются топ–спонсорами, то таким компаниям как Konica, Pepsi и Master-card нет места в олимпийском движении ни на каком уровне).

2. Пользование брэндом олимпийских игр (использование логотипа, названия, торговой марки Игр для продвижения своих продуктов).

3. Билеты на престижные места.

4. Доступ к олимпийскому архиву.

5. Участие на объекте ("топ – спонсоры имеют право выставлять свою продукцию на Играх).

6. Преимущественное право перезаключения договоров на следующие Игры.

В частности, в средствах массовой информации 1984 – 85 годов отмечалось, что права на использование олимпийской символики продавались МОКом на весь мир, но в некоторых странах их можно было использовать только с соответствующего разрешения Национального олимпийского комитета, за которое приходилось доплачивать отдельно. Это оттолкнуло некоторых спонсоров. "LEVIS" вернул свои уже купленные права. Также нарушился принцип уникальности, приведший, например, к спору между фирмами "KODAK" и "FUJI".

Активную спонсорскую деятельность в Санкт-Петербурге ведет известная компания "Reebok International Ltd" – одна из мировых лидеров по производству спортивных товаров. Компания являлась официальным спонсором Российского Олимпийского комитета и Игр доброй воли-94 и к Олимпийским Играм в Атланте-96.

По мнению Девида Миллера, спонсорство – ключ к выживанию не только олимпийского движения, но и почти всего международного спорта и играет все большую роль, не смотря на критику в отношении коммерциализации спорта.

Идея создания международного спортивного арбитражного суда (САС) принадлежит президенту МОК Хуану Антонио Самаранчу. Решение о создании международного САС было принято МОК в 1983 году и знаменовало собой учреждение органа урегулирования споров, возникающих в олимпийской семье, руководство которой осуществляет МОК.

До настоящего времени, ни в России, ни в государствах СНГ в спортивном и олимпийском движении нет органа, которому можно было бы апеллировать по вопросам международного спортивного движения. В России можно создать Спортивный арбитражный суд по примеру САС Франции и Швейцарии, который был бы независимым от кого бы то ни было. Кроме того, в России можно было бы принять Медицинский спортивный кодекс, который бы четко определял границу между допустимыми и противозаконными фармацевтическими препаратами для спортсменов. Принятие предлагаемого кодекса способствовало бы устранению всевозможных сомнений спортсменов, по поводу выдаваемых врачами консультаций.

В связи с тем, что спорт не является обычным товаром, а представляет собой социальное явление, большое беспокойство вызывает профессиональный спорт, участники которого все активнее "внедряются" в любительские виды спорта и Олимпийские игры при поддержке МОК, что ведет к деформации олимпийских идеалов и самих Игр.

Х.А. Самаранч многократно высказывал мнение о том, каких профессионалов не следует допускать на Игры. И здесь ответ ясен – всех спортсменов, имеющих коммерческие контракты. В п. 28 Олимпийской хартии "средства МОК" записано: МОК может принимать подарки и наследства, а также выискивать все другие средства, позволяющие ему выполнять свои задачи. Он получает свои доходы от использования прав, включая телевизионные права, а также от проведения Олимпийских игр, где МОК может выделять часть доходов от телевизионных прав в пользу МСФ, НОК, включая олимпийскую солидарность и оргкомитеты. Из этого можно сделать вывод, что главными источниками финансирования МОК являются:

1) отчисления от продажи прав на телетрансляции Игр;

2) отчисления от международной олимпийской рекламно-спонсорской программы, в том числе и от программы ТОП;

3) доходы от другой коммерческой деятельности (реализация билетов, монет, марок, кино и видеофильмов, лицензионная, издательская деятельность и т.д.).

Необходимо заметить, что программа олимпийского маркетинга ТОП для НОКов является "добровольной". Такая же ситуация и в правовых вопросах маркетинга различных стран. Это относится к спонсорским контрактам, их заключению, контролю, выполнению, а также к штрафным санкциям. В России, как и в большинстве других стран, не существует особого права, занимающегося вопросами спортивного маркетинга.

В ГК РФ введен специальный подраздел о договоре. С учетом того, что договор является юр. фактом, из которого возникают обязательственные правоотношения, также он регулирует товарно-денежные связи, отражает содержание правоотношений, прав и обязанностей сторон договора.

В данном случае спортсменов-профессионалов, с одной стороны, и федераций, клубов и спортивных организаций – с другой.

Выступая против коммерциализации в спорте, многие функционеры в то же время не против той поддержки, которая оказывается спонсорами. Отсюда можно сделать вывод, что коммерциализация означает подчинение интересов спорта интересам коммерции. Спонсоры хотят связать свое имя с популярными соревнованиями, но не должно быть вмешательства в их организацию и установления правил. Только на этих условиях спонсоры и спорт могут сосуществовать на благо многих видов спорта в мире. На сегодняшний день МОК проводит целый ряд социальных проектов, направленных на создание лучшего будущего для следующих поколений. Одна из самых могущественных спортивных организаций призывает к борьбе против различного рода дискриминаций путем провозглашения толерантности, солидарности и дружбы между народами. МОК ратует за повышение осведомленности общественности о региональных и глобальных экологических катаклизмах и направляет средства на улучшение экологической ситуации в мире. Олимпийское движение ставит своей целью улучшение положения женщин на всех уровнях и во всех странах, оказание финансовой поддержки развивающимся странам, противодействие коммерческой эксплуатации духа спорта и тел спортсменов и многое другое.

Социальная политика МОК не дает обществу забыть об организации в периоды между проведением международных олимпийских соревнований, являясь прекрасным информационным поводом. Кроме того, символика Международного Олимпийского Комитета, а именно пять переплетенных колец, присутствует на продукции и в каждом рекламном обращении официальных спонсоров Олимпиады, что в очередной раз напоминает об организации.

Однако перейдем к футбольной организации, чья социально-коммуникативная деятельность ничем не уступает Международному Олимпийскому Комитету.

Идея об образовании единой организации для управления всем мировым футболом стала приобретать четкие очертания в Европе в начале 20 века. Изначально, процесс создания футбольной федерации проходил под руководством старейшей футбольной организации английской Футбольной Ассоциации. Но, в итоге, англичане сочли эту идею несерьезной, и основывать Международную Федерацию Футбольных Ассоциаций выпало на долю семи других европейских стран – Франции, Бельгии, Дании, Нидерландов, Испании, Швеции и Швейцарии. ФИФА была образована 21 мая 1904 года в Париже и именно место основания стало причиной того, что в общепринятых полном и сокращённом названиях организации используется французский язык – Federation internationale de football association (FIFA).

В настоящее время Международная Федерация Футбольных Ассоциаций – главный орган управления и регламентации профессиональной игры в футбол, базируется в Цюрихе, где находится ее штаб-квартира, и функционирует по швейцарским законам.

Согласно последнему уставу ФИФА, вступившему в силу в прошлом году цели организации определены как:

- постоянное совершенствование игры в футбол и ее пропаганда во всемирном масштабе в свете ее объединяющих, воспитательных, культурных и гуманных ценностей, в частности, с помощью детско-юношеских программ и программ развития;

- организация собственных международных соревнований;

- составление регламентов и положений, а также обеспечение их выполнения;

- контроль над всеми видами футбола за счет принятия надлежащих мер по предотвращению нарушений Устава, регламентов или решений ФИФА, или Правил игры;

- недопущение любых приемов или действий, которые могли бы поставить под угрозу чистоту матчей или соревнований, либо привести к злоупотреблению Ассоциированным футболом.

Высшим органом организации является Конгресс ФИФА, в который входит каждая футбольная федерация ассоциации. Конгресс собирается один раз в год, также существует прецедент внеочередной сессии. Решение съездов тесно связанны, с уставом, их применение и руководящими должностями ФИФА. Только конгресс может проводить изменения в устав ФИФА, и другие регламентационные документы. На конгрессе проходят выборы президента ФИФА, её генерального секретаря и других представителей исполнительного комитета организации, на следующее несколько лет. Также выбираются места проведения будущих чемпионатов мира по футболу. Каждая национальная футбольная ассоциация имеет только один голос в независимости от своих размеров или футбольного влияния.

Президент и генеральный секретарь являются главными чиновниками ФИФА, отвечающие ежегодно за работу организации, которая осуществляется совместно генеральным секретарем со своими 280 участниками союза. Исполнительный комитет ФИФА, под представительством президента организации, является основным органом принятия решении, между конгрессами. По всему миру организационную структуру ФИФА также составляют из нескольких других органов союза, введенные исполнительном комитетом или созданные Конгрессом в качестве постоянных комитетов. Среди этих органов являются финансовый комитет, дисциплинарный комитет, Судейский комитет и т. д.

Кроме того, по всему миру учреждены (президенты, исполнительный комитет, конгрессы и т. д.) в шести конфедерациях ФИФА, призванные следить за игрой в разных континентах и регионах мира. Континентальные конфедерации, предусмотренных в уставах ФИФА и членов конфедерации является необходимым условием для членства ФИФА.

Применение опыта зарубежных стран при развитии футбола в России (на примере ФРГ

Рис.3. Структура Международной Федерации Футбольных Ассоциаций.

Одна из таких конфедераций – Союз европейских футбольных ассоциаций (UEFA – Union of European Football Associations) занимается вопросами управления футбола в европейском регионе. Однако членами ФИФА являются именно национальные ассоциации и союзы (например, Российский Футбольный Союз – РФС), а не континентальные конфедерации, которые непосредственно призваны поддерживать статус ФИФА и обеспечивать соблюдения его законодательства в различных регионах мира.

В общей сложности Международная Федерация Футбольных Ассоциаций признает 208 национальных ассоциаций и связанных с ними мужских национальных сборных. Об огромном авторитете и значимости ФИФА говорит хотя бы тот факт, что организация включает в себя на 16 государств-членов больше, чем Организация Объединенных Наций и на 3 государства больше чем Международный Олимпийский Комитет.

Под руководством Федерации ежегодно проводится множество футбольных турниров. Самое непосредственное участие ФИФА принимает в организации и управление Чемпионата мира по футболу (FIFA World Cup) – главного футбольного соревнования.

Помимо Чемпионата мира, ФИФА занимается подготовкой и организацией футбольного турнира Олимпийских игр, осуществляет проведение женских и молодежных соревнований. Кроме того, международная федерация футбола руководит проведением соревнований по нескольким игровым видам спорта, созданным на основе футбола – в частности, по пляжному футболу и футзалу.

Безусловно, деятельность Международной Федерации Футбольных Ассоциаций не ограничивается различного рода соревнованиями. Организация занимается разработкой и реализацией проектов, связанных с различными секторами общественной жизни, будь то политика, культура или социальная сфера.

На данный момент ФИФА уделяет огромное внимание социальным проектам. Один из таких проектов – The Goal Programme – направлен на развитие футбола во всем мире. Программа является детищем нынешнего президента Федерации Йозефа Блаттера и была запущена на период в 1999-2002 года с бюджетом в 100 миллионов швейцарских франков. Успешность проекта обусловила его переход в новые стадии реализации и в настоящее время проходит третий этап осуществление Программы (2007-2010 года).

Основной целью проекта "The Goal Programme" является оказание финансового содействия бедным футбольным национальным ассоциациям, входящим в состав ФИФА. В рамках программы осуществляется помощь в учреждении штаб-квартир национальных организаций, строительстве учебных и тренировочных центров, создании природных и искусственных полей для занятия футболом, подготовке профессиональных кадров. Стратегическими же задачами проекта являются:

- продвижение игры в футбол вместе с его основополагающими принципами и социальными, образовательными и культурными ценностями по всему миру;

- стремление к единообразию в стандартах и инфраструктуре футбола в отдельных странах;

- создание современной, функциональной и прозрачной системы администрирования футбола;

- содействие долгосрочному устойчивому развитию стран-членов ФИФА и укрепление солидарности между ними.

Одновременно с программой развития футбола Международная федерация футбола реализует мероприятия в рамках корпоративной социальной ответственности. Движение "Футбол ради надежды" ("Football for Hope") – проект, направленный на поддержку социального развития и раскрытия человеческого потенциала посредством футбола.

"Футбол + ответственность + жизнеспособность (реалистичность) программы + приверженность = Футбол для надежды

Если все элементы в этой формуле присутствуют в правильных пропорциях, то можно оптимистично оценивать шансы футбольной семьи внести реальный вклад в достижение целей в области развития человечества, сформулированных Организацией Объединенных Наций.

Выводы по главе 1

Повышение роли общественных спортивных объединений в российском и международном спортивном движении, как одна из закономерностей развития сегодняшнего дня сопровождается ростом их влияния в международном сообществе. Оно проявляется в следующих взаимосвязанных реальных процессах: расширяется и усложняется круг конкретных задач, стоящих перед общественными спортивными объединениями российского и международного спортивного движения; развивается и совершенствуется система общественных спортивных объединений российского и международного спортивного движения; увеличивается число общественных спортивных объединений российского и международного спортивного движения.

Коммерциализация в международном спортивном движении является в настоящее время основной тенденцией развития. Тенденция коммерциализации тесно связана и переплетена с проблемой профессионализации спорта.

Благодаря ценности, популярности и универсальному характеру, футбол является идеальным инструментом для достижения социального и человеческого развития и решения многих важных проблем, стоящих перед современным обществом.

Футбол оказывает положительное воздействие на тех, кто играет в него, как с точки зрения здоровья (физическая активность), так и приобретения жизненных навыков (значения командных видов спорта). Однако и вне поля игра служит эффективным инструментом при реализации общественных программ социального развития".

Организационно-управленческая структура РФС

"Российский футбольный союз" является общероссийским общественным объединением, членами которого являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, содействующие развитию и популяризации футбола в России. РФС представляет собой самостоятельное, добровольное, неправительственное, самоуправляемое, некоммерческое объединение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, признанное ФИФА, УЕФА и Олимпийским комитетом России.

РФС создан и действует на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", иного законодательства Российской Федерации, настоящего Устава, Уставов ФИФА и УЕФА, а также принципов, целей и задач Олимпийского движения. РФС осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Олимпийским комитетом России, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, сотрудничает с иными лицами, готовыми оказать поддержку развитию российского футбола, признающими статус РФС и соответствующие нормы и правила ФИФА, УЕФА, РФС. В рамках, установленных законодательством Российской Федерации, РФС свободен в определении своей внутренней структуры и методов своей деятельности.

РФС является единственной признанной ФИФА и УЕФА организацией, обеспечивающей контроль за развитием футбола (всех его разновидностей) в Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с требованиями российского законодательства, а также на всей территории Российской федерации в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА.

РФС является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для общественных объединений, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном или третейском судах, в интересах достижения уставных целей может совершать сделки, соответствующие уставным целям РФС и законодательству Российской Федерации, как на территории Российской Федерации и за рубежом. РФС имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, рублевые и валютные счета в банковских учреждениях, печать, штампы и бланки со своим наименованием. РФС может иметь с учетом требований законодательства Российской Федерации свои флаг, эмблемы (логотипы), вымпелы, памятные медали, жетоны, наградную атрибутику, значки и иную символику, а также товарные знаки, грамоты.

Членство в РФС является добровольным. Членами РФС могут являться физические лица и юридические лица – общественные объединения (региональные и межрегиональные федерации футбола, футбольные ассоциации и иные общественные объединения), а также юридические лица – профессиональные футбольные клубы любой организационно-правовой формы и их объединения (лиги), разделяющие цели РФС, своевременно уплачивающие вступительный и членские взносы, способствующие развитию футбола на территории Российской Федерации, признающие и соблюдающие уставы, регламенты, директивы и решения ФИФА, УЕФА и РФС.

Анализ эффективности хозяйственной деятельности спортивной организации РФС позволяет выявить следующие проблемы в российском футболе на текущий момент:

- нарастание негативных тенденций в российском футболе (проявления экстремизма и расизма на стадионах, предсказуемость отдельных матчей, падение зрительского интереса к матчам внутреннего календаря, утрата РФС ведущей роли как организации, отвечающей за развитие футбола в стране, излишнее влияние агентов на политику клубов);

- утрата достижений советской школы подготовки тренеров и судей высокой квалификации, организации подготовки резервов;

- неустойчивость финансового положения региональных федераций, подавляющего большинства футбольных клубов и других субъектов футбола;

- недостаточная и несовершенная нормативно-правовая база, не обеспечивающая интересы инвесторов и спонсоров, безопасность проведения соревнований и порядок на стадионах, коммерциализацию футбольных активов;

- медленный рост и стагнация, в отдельных регионах, числа занимающихся футболом, неэффективное распределение функций и противоречия между отдельными субъектами РФС, отчуждение экспертного сообщества и широких масс любителей футбола от принятия стратегических решений по развитию.

РФС имеет следующие руководящие и контрольные органы:

1) Конференция – высший орган управления РФС;

2) Исполком – высший коллегиальный руководящий орган РФС. Исполком состоит из 33 членов: Президента, Первого Вице-президента, 5 Вице-президентов и 26 иных членов, соответствующим образом избираемых Конференцией;

Применение опыта зарубежных стран при развитии футбола в России (на примере ФРГ

Рис. 4. Вице-президенты Исполнительного комитета РФС.

3) Бюро Исполкома – Бюро Исполнительного комитета РФС, формируемое для осуществления части полномочий Исполкома в период между его заседаниями. Бюро Исполкома вправе принимать решения по вопросам, требующим немедленного решения между заседаниями Исполкома. В состав Бюро Исполкома (9 человек) входят Президент, Первый Вице-президент, Вице-президенты и два иных члена Исполкома, соответственным образом назначенные Исполкомом. Срок полномочий членов Бюро Исполкома, его начало и конец совпадает со сроком полномочий Исполкома и составляет 4 года;

Применение опыта зарубежных стран при развитии футбола в России (на примере ФРГ

Рис. 5. Принцип формирования состава Исполкома.

4) Президент является высшим должностным лицом РФС обеспечивающим выполнение настоящего Устава и представляющим интересы РФС как в России, так и за рубежом, в том числе в ФИФА и УЕФА;

5) Генеральный директор – Генеральный секретарь – орган, управляющий административным аппаратом РФС;

6) Контрольно-ревизионная комиссия – контрольно-ревизионный орган РФС;

7) Постоянные и временные комитеты, комиссии и советы – консультативные органы РФС. Постоянные и временные комитеты, комиссии и советы РФС консультируют и оказывают поддержку Исполкому и Бюро Исполкома в выполнении их задач, осуществляют разработку для Исполкома и Бюро Исполкома необходимых регламентов в области футбола, разрабатывают предложения по наиболее эффективной реализации уставных целей и задач РФС, осуществляют иные полномочия в соответствии со своими регламентирующими документами;

8) Юрисдикционные органы – особые инстанции РФС, рассматривающие споры и/или решающие вопросы привлечения субъектов футбола, признающих нормы РФС, к ответственности;

9) Органы добровольного спортивного лицензирования клубов и добровольной сертификации стадионов – органы, занимающиеся проверкой соответствия установленным критериям кандидатов на участие в национальных спортивных соревнованиях по футболу, а также объектов спорта (спортивных сооружений) для целей их возможной заявки в национальных спортивных соревнованиях по футболу;

10) Избирательный комитет и Апелляционный избирательный комитет – органы, наблюдающие за соблюдением Избирательного регламента РФС.

Рассмотрим подробнее структуру и функции комитетов и комиссий РФС.

К постоянным комитетам РФС относятся:

- Финансовый комитет. Финансовый комитет анализирует годовую смету РФС, отчет об ее исполнении, а также годовую бухгалтерскую отчетность РФС, и предоставляет их в Исполком (Бюро Исполкома) для утверждения. Председателем является С. В. Липатов;

- Комитет по безопасности и работе с болельщиками. Комитет по безопасности и работе с болельщиками курирует вопросы безопасности проведения спортивных мероприятий и работы с болельщиками, консультирует Исполком (Бюро Исполкома) по указанным вопросам, а также представляет в Исполком (Бюро Исполкома) предложения по усовершенствованию мер безопасности при проведении спортивных мероприятий. Председателем комитета является Кожевин Алексей;

- Комитет массового футбола. Комитет массового футбола курирует вопросы развития и пропаганды массового футбола, в том числе детско-юношеского, студенческого, любительского (непрофессионального) футбола, футбола среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, а так же разновидностей футбола и его спортивных дисциплин; проведения массовых соревнований, в том числе соревнований по футболу среди детско-юношеских, студенческих, любительских (непрофессиональных) команд, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, соревнований по разновидностям футбола и его спортивным дисциплинам; консультирует Исполком (Бюро Исполкома) по указанным вопросам, разрабатывает и представляет в Исполком на утверждение структуру массовых соревнований, а так же положения (регламенты) о таких соревнованиях и их календари. Председателем комитета является Озеров Виктор Алексеевич;

- Комитет программ развития футбола. Председатель комитета – Гришин Виктор Иванович.

- Судейско-инспекторский комитет. Председателем комитета является Левников Николай Владиславович;

- Комитет женского футбола. Председателем является Дмитрий Вадимович Саблин;

- Комитет пляжного футбола. Председателем комитета является Сергей Вячеславович Анохин;

- Технический комитет. Председателем комитета является Никита Павлович Симонян;

- Юридический комитет. Председателем комитета является Кантемир Николаевич Гусов;

- Медицинский комитет. Председатель комитета является Игорь Борисович Медведев;

- Комитет ветеранов футбола. Председателем комитета является Алексей Александрович Парамонов;

- Комитет по развитию региональных центров подготовки. Председателем комитета является Никита Павлович Симонян;

- Комитет по персональным стипендиям. Председателем комитета является Никита Павлович Симонян.

- Комитет по тренерским квалификациям. Председателем комитета является Андрей Владимирович Лексаков.

- Контрольно-ревизионная комиссия. Председатель – Александр Анатольевич Барунин.

К юрисдикционным комитетам РФС относятся: Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК); Комитет по этике; Комитет по статусу игроков; Палата по разрешению споров; Комиссия по деятельности агентов; Апелляционный комитет по деятельности агентов; Апелляционный комитет.

К комитетам лицензирования и сертификации РФС относятся: Комиссия по лицензированию футбольных клубов; Апелляционный комитет по вопросам лицензирования футбольных клубов; Комиссия по сертификации стадионов; Апелляционный комитет по сертификации стадионов; Аттестационная комиссия по проведению аттестации футбольных клубов; Апелляционная комиссия по аттестации футбольных клубов.

Контрольно-ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом, осуществляющим внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью РФС.

Основными задачами РФС являются:

1) стратегическое и текущее управление футболом (всех его разновидностей) в Российской Федерации;

2) постоянное совершенствование игры в футбол, регламентация на всей территории Российской Федерации в свете честной игры и её образовательных, культурных, гуманистических ценностей, контроль за деятельность субъектов футбола, признающих нормы РФС;

3) организация соревнований по футболу во всех его разновидностях на национальном уровне;

4) разработка и утверждение спортивных регламентов и положений, иных норм поведения субъектов футбола, их внедрение и обеспечение их соблюдения;

5) защита законных интересов членов РФС и иных субъектов футбола, в том числе в международных организациях;

6) соблюдение и избежание любых нарушений уставов, регламентов, директив и решений ФИФА, УЕФА и РФС, а также Правил игры в футбол, обеспечение их соблюдения членами РФС и иными субъектами футбола;

7) недопущение действий и методов, подвергающих опасности целостность матчей или соревнований, или умаляющих престиж футбола в Российской Федерации;

8) контроль и надзор за футбольными матчами всех видов, в том числе товарищескими, которые играются под эгидой РФС на территории Российской Федерации;

9) укрепление позиций и повышение авторитета российского футбола на международной арене, осуществление международных спортивных связей в области футбола, в том числе с ФИФА, УЕФА, иными международными футбольными организациями;

10) проведение с учетом норм и правил ФИФА и УЕФА международных соревнований;

11) совершенствование системы подготовки квалифицированных спортсменов, обеспечение успешного выступления сборных и клубных команд Российской Федерации в международных соревнованиях;

12) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации социальной защиты прав и интересов спортсменов, тренеров и других специалистов в области футбола, забота о ветеранах футбола;

13) развитие инфраструктуры и материально-технической базы футбола;

14) создание и развитие центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области футбола;

15) содействие уполномоченным государственным органам власти и органам местного самоуправления, общественным объединениям в совершенствовании законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, влияющих на футбол;

16) представление интересов российского футбола в международном спортивном и олимпийском движении, в том числе на всех мероприятиях, проводимых ФИФА и УЕФА или под их патронажем;

17) борьба за обеспечение честности и медицинской чистоты футбола, в том числе путем неуклонного соблюдения и выполнения антидопинговых требований;

18) повышение уровня безопасности спортивных мероприятий в области футбола;

19) борьба против любых форм дискриминации и насилия в футболе;

20) формирование эффективной системы информационного обеспечения в области футбола.

Внутриорганизационная деятельность РФС регулируется в основном не законодательством, а организационными нормами, содержащимися в их уставах, положениях. Они имеют выборные органы управления и осуществляют свою деятельность, характеризуемую как общественное управление. У них нет членства, они формируются путем выборов на определенный срок.

Оценка эффективности деятельности РФС и стратегия развития футбола в России

Футбол, как самый популярный вид спорта, находится вне конкуренции по воздействию на настроение масс, самосознание населения. Несмотря на внимание государства и общества к его развитию, принятию ряда программ, в российском футболе накопилось много нерешенных проблем, требующих своего разрешения в новой стратегии.

Неудовлетворительное состояние материально-технической базы у большинства субъектов футбола, недостатки в системе подготовки и повышении квалификации специалистов, низкая заработная плата тренеров, работающих во многих СДЮШОР, переизбыток иностранных футболистов и тренеров не всегда высокого класса, работающих в клубах премьер-лиги, несовершенная система соревнований в массовом футболе – далеко не полный перечень основных проблем футбольной отрасли.

Ввиду недостаточной координации принимаемых стратегических и программных документов, отсутствия необходимого сопровождения и контроля за принимаемыми решениями не удалось существенно повысить массовость занимающихся футболом. Хотя уже завершаются два этапа предыдущей стратегии и первый этап Подпрограммы развития футбола в рамках Федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта, по количеству занимающихся футболом от числа населения (менее 2%) мы существенно отстаем от ведущих европейских футбольных держав, где цифры колеблются от 5 до 10%.

Другая, не менее важная причина отставания в организации управления футбольным хозяйством, заключается в утрате РФС ведущей роли и авторитета в системе управления. Инициатива перехвачена коммерческими структурами, стоящими за ведущими клубами, футбольными агентами и другими лицами, имеющими достаточно косвенное отношение к футболу.

Серьезной проблемой стала эскалация проявлений экстремизма и вандализма на стадионах, что, в конечном счете, привело к снижению зрительского интереса к внутрироссийским соревнованиям.

Не торопятся инвестировать во все сегменты футбольной индустрии и крупные компании, ибо существующая нормативно-правовая база не предусматривает льгот и преференций для спонсоров и инвесторов, строительства новых спортивных объектов. Все это ведет к неустойчивому финансовому положению как самого РФС, так и его субъектов.

Непрозрачность бюджетов футбольных клубов и их зависимость от спонсоров дополняет неприглядную картину, когда под угрозой находится непрерывность участия ряда клубов в первенстве России, а детский и массовый футбол финансируются по остаточному принципу. Отчуждение широкого экспертного сообщества и прежде всего болельщиков от принимаемых решений по развитию футбола приводит к бесконтрольности расходования ограниченных ресурсов и неэффективности работы органов управления в ряде субъектов футбола.

Следствием такой ситуации являются невысокие спортивные результаты как сборных команд страны (Россия с 1988 года не участвует в финальной стадии Олимпийских игр, а национальная команда регулярно пропускает финальные стадии чемпионатов мира), так и раннее расставание ведущих российских клубов с Лигой Чемпионов. В определенной степени это связано с тем, что если раньше тренеры сборных команд могли, просматривая матчи очередного тура чемпионата России, выбирать кандидатов из более чем 200 играющих, то теперь они выбирают из 80 – 100. Остальные места на футбольном поле занимают легионеры. Клубы и их СДЮШОР пока не могут составить серьезную конкуренцию уже готовым привозным футболистам из-за недостаточного количества высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров, низкой обеспеченности футбольными полями требуемого качества и другими инфраструктурными объектами.

Масштабность проблем, с которыми на нынешнем этапе сталкивается РФС, такова, что только совместными усилиями государства и всей футбольной общественности можно добиться их решения. Ни РФС, ни МРО, ни региональным федерациям, ни лигам и клубам в одиночку не под силу существенно изменить общий ландшафт российского футбола.

Главной причиной такого вывода является то обстоятельство, что при масштабном изменении политической и социально – экономической системы в Российской Федерации система управления футболом далеко не в полной мере успела перестроиться как в части экономики, так и в области нормативно-правового обеспечения. В то время как в стране наводился порядок и выстраивалась вертикаль власти, в российском футболе она размывалась, а управленческие рычаги оказались сосредоточены отнюдь не в главном органе футбольного руководства. Сегодня стало очевидным, что дальнейшее развитие футбола в стране и интеграция в международное спортивное движение невозможно без системного программно-целевого подхода к его управлению. Первым шагом в этом направлении и является разработка стратегии "Футбол 2020", миссия и основные цели которой базируются на анализе проблем, мешающих достижению ожидаемых футбольной общественностью и лидерами государства спортивных результатов.

Российский футбольный союз, являясь единственным признанным Международной федерацией футбола (ФИФА) и Европейским футбольным союзом (УЕФА) общероссийским общественным объединением, призван способствовать развитию и популяризации футбола в стране. Исходя из его уставных целей, места и роли в иерархии футбольных организаций, формулируется Миссия стратегического развития российского футбола: повышение значимости футбола в развитии личности, укреплении здоровья граждан, формировании здорового образа жизни. Продолжение интеграции РФС в международное спортивное движение возможно на основе разработки и реализации стратегии "Футбол 2020".

Главными Приоритетами стратегии развития футбола до 2020 года должны стать:

1. Качественный прорыв в области подготовки тренеров, менеджеров, судей, всех специалистов для футбольной индустрии.

Обеспечение практической реализации данного приоритета будет достигаться за счет построения стройной пирамиды центров подготовки тренеров и арбитров, скаутинга и мониторинга выступлений кандидатов в национальные сборные, организации постоянного воспроизводства талантливых футболистов в СДЮШОР и других образовательных учреждениях.

2. Выход на передовые позиции в мире по научно-методическому и медико-биологическому обеспечению футбольных процессов.

Необходимо возродить отечественную систему подготовки резервов большого футбола, основанную на уникальных разработках в области физиологии и психологии, внедрении лучших поурочных практик подготовки юных футболистов.

3. Опережающее развитие детско-юношеского и массового футбола.

Планируется коренным образом пересмотреть подходы к оценке результативности работы детских тренеров, когда поощряться будут прежде всего специалисты, подготовившие футболистов для сборных команд страны и ведущих профессиональных клубов. Существенно вырастет заработная плата специалистов, работающих в массовом футболе, изменятся мотивационные механизмы. Претерпят изменения и подходы к организации соревнований среди любителей, студенческие и школьные соревнования.

4. Сохранение и наращивание темпов развития материально-технической базы субъектов футбола.

В рамках подготовки к Чемпионату Мира 2018 года в России предполагается существенно модернизировать объекты футбольной инфраструктуры, сделать их привлекательными и доступными для широких слоев населения. Это касается как регионов, принимающих участников данного турнира, так и тех, где не будет проходить чемпионат. Нужно передать межрегиональным объединениям, региональным федерациям и иным субъектам футбола на условиях доверительного управления, концессионных соглашений, других законодательных норм спортивные сооружения, необходимые для развития массового футбола в субъектах федерации.

5. Повышение зрительского интереса к матчам российского первенства по футболу.

Разработка и реализация стратегии "Футбол 2020" основывается на ряде принципов, обеспечивающих ее сопряжение и взаимодействие с другими программными документами по развитию футбола. Соблюден принцип преемственности стратегии "Футбол 2020" действующим документам: Стратегии развития футбола в Российской Федерации на 2006 – 2016 годы, Подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы", программе "Результат 2018", программам ФИФА и УЕФА по содействию развития футбола в стране. Анализ хода выполнения этих документов и учет новых реалий футбольной и социально-политической жизни страны обусловили включение в настоящий документ новых программ и проектов, которые станут "материальными скрепами" стратегии "Футбол 2020".

Предусматривается поэтапное сопровождение проектов и программ, вошедших в стратегию "Футбол 2020", количественная оценка степени достижимости ее основных целей. Предполагается, что в процессе реализации стратегии, так же, как на стадии ее формирования, широкие круги футбольной общественности смогут принимать активное участие в возможной корректировке и дополнении стратегии "Футбол 2020" новыми инициативами.

На современном этапе с учетом выявленных проблем в развитии футбола, анализа хода реализации действующей стратегии и выполняемых программ, сформулированной миссии стратегического развития футбола в стране наиболее эффективной представляется следующая структуризация главных направлений и основных целей стратегии "Футбол 2020".

1. "Совершенствование системы управления футболом в стране".

Основные цели:

- Восстановление роли и авторитета Российского футбольного союза как органа, отвечающего за все аспекты развития футбола в Российской Федерации;

- Усиление взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти;

- Повышение роли межрегиональных объединений и региональных федераций при выработке и реализации стратегии и программ развития футбола, их финансовая, кадровая, правовая и информационная поддержка;

- Гармонизация управления профессиональным футболом на основе координации деятельности всех профессиональных лиг и единого регламента проведения соревнований;

- Создание действенных механизмов (финансовых, правовых, мотивационных) для кардинального изменения отношения к массовому и детско-юношескому футболу;

- Существенное повышение качества футбольного менеджмента и футбольной инфраструктуры на всех уровнях на основе лицензирования, сертификации и аккредитации;

- Обеспечение непрерывного мониторинга общественного мнения по ключевым вопросам организации футбольного хозяйства на основе создания центра стратегических инициатив РФС.

- Упорядоченность, дисциплинированность, профессионализм в работе всех субъектов футбола.

2. "Подъем массовости и укрепление материально- технической базы футбола в субъектах РФ".

Основные цели:

- Увеличение количества занимающихся всеми разновидностями футбола с 2% в 2013 году до 7% к 2020 году;

- Создание 8 межрегиональных центров и региональных центров развития футбола во всех субъектах Российской Федерации;

- Специализированная и адресная подготовка тренеров и иных специалистов для работы в массовом футболе;

- Поэтапное введение занятий футболом в систему начального, среднего и высшего профессионального образования;

- Обеспечение полями разного размера и необходимым инвентарем участников массовых соревнований по футболу;

- Создание финансовых и правовых условий для стимулирования развития массового футбола;

- Дальнейшее укрепление материально-технической базы развития футбола в рамках программ ФИФА и УЕФА;

- Совершенствование системы учета и контроля регулярно занимающихся футболом в стране, построение единой базы данных массового футбола, широкое использование IT- технологий и социальных сетей для мотивации организаторов проведения массовых соревнований.

3. "Упорядочение системы соревнований по футболу".

Основные цели:

- Обеспечение безопасности, гарантия зрелищности и главенство спортивных принципов при проведении соревнований;

- Создание и неукоснительное исполнение единого календарного плана соревнований, проводимых под эгидой Российского футбольного союза и его субъектов;

- Контроль за исполнением единого дисциплинарного кодекса с целью упорядочения наказаний футболистов и других официальных лиц, участвующих в соревнованиях;

- Совершенствование регламентов, предусматривающих переходы футболистов и компенсационные выплаты, в том числе стимулирование СДЮШОР и тренеров, подготовивших кандидатов в сборные команды страны;

- Совершенствование системы управления судейством и инспектированием соревнований, в том числе, создание при Российском футбольном союзе Национального центра подготовки судей, а при межрегиональных объединениях центров подготовки молодых арбитров;

- Совершенствование регистрации профессиональных футболистов и введение системы тотального учета футболистов-любителей в рамках единой информационно-аналитической системы российского футбола;

- Пропаганда и разъяснение принципов "fair play" в футболе;

- Координация из единого центра системы внутрироссийских соревнований, обеспечивающей гармонизацию интересов клубов и сборных команд страны.

4. "Совершенствование процесса комплектования и подготовки сборных команд России по футболу".

Основные цели:

- Создание современных условий для подготовки всех национальных сборных на уровне лучших мировых стандартов;

- Создание учебно-тренировочных центров подготовки сборных команд, их оснащение новейшим оборудованием для тренировок, восстановления, диагностики;

- Обеспечение тренировочных процессов современными спортивными технологиями, научными и медицинскими разработками;

- Повышение престижа выступления за сборные команды страны;

- Совершенствование селекции и мониторинга потенциальных кандидатов в сборные команды;

- Организация постоянной аналитической работы в сборных командах;

- Разработка и принятие специальных регламентирующих документов для осуществления мероприятий по организационной и спортивной подготовке национальной сборной команды к Чемпионату Мира 2018 года.

- Установление стабильных отношений с Министерством спорта Российской Федерации, предусматривающих осуществление комплексных мероприятий по совместному обеспечению, сопровождению и подготовке молодежных и юношеских команд по футболу.

- Необходимое ресурсное обеспечение института сборных команд, включая кадровое, материально-техническое, информационно-аналитическое, методическое и медико-биологическое.

5. "Совершенствование подготовки специалистов футбольной индустрии (тренеров, судей, менеджеров)".

Основные цели:

- Качественный прорыв в подготовке тренеров для детско-юношеского футбола;

- Построение пирамиды центров подготовки резервов для большого футбола: центр национальных сборных – межрегиональные центры – региональные центры;

- Улучшение селекции юных футболистов и организация регулярного скаутинга в системе центров развития футбола;

- Введение Системы грантов Российского футбольного союза для поощрения наиболее успешно работающих структур и физических лиц в области подготовки футбольных кадров;

- Организация стажировок и иных международных мероприятий для повышения квалификации тренеров, судей и других специалистов в области футбола;

- Повышение качества научно-методического и медико-биологического обеспечения развития футбола в стране;

- Обеспечение тренеров сборных команд страны, профессиональных футбольных клубов и детских тренеров современными методическими и аналитическими материалами и медико-биологическими разработками;

- Формирование комплексных научных и аналитических групп для мониторинга кандидатов в сборные команды, объективной оценки качества работы судей и других специалистов в области футбола;

- Создание общероссийского научно-методического совета и аналитического центра при Российском футбольном союзе, улучшение работы кафедр футбола и спортивного менеджмента в специализированных высших и средних учебных заведениях;

- Разработка и реализация совместных программ с ФИФА и УЕФА по единому методическому обеспечению тренеров, судей, менеджеров и других работников, занятых в футбольной индустрии.

6. "Повышение социального статуса футбола в стране".

Основные цели:

- Оказание Межрегиональным объединениям и региональным федерациям футбола научно-методической, финансовой, материально-технической, информационно-аналитической и иной помощи для осуществления их уставной деятельности по развитию футбола в субъектах РФ;

- Повышение имиджа Российского футбольного союза и его субъектов за счет учреждения собственных СМИ, с помощью интернет технологий и социальных сетей;

- Создание системы социальной защиты для футболистов, тренеров и судей;

- Проведение систематической просветительской работы с болельщиками;

- Создание единой информационно-аналитической базы российского футбола.

Литература

1. Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10- ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", с последующими изменениями // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 148; 2002. №7, ст. 745; № 12, ст. 1093; № 30,ст 3029; 2003. № 27, ч.1, ст. 2700; 2004. № 27, ст.2711;

2. Федеральный закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" с последующими изменениями // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 145; 1998. № 48, ст. 5849; 1999. № 28, ст.3473; 2002. № 12, ст. 1093; №52.ч.2, ст. 5141; 2003. №52,ч.1;

3. Закон РФ от 28 июня 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организациях" // СЗ РФ. 1995. №27. Ст. 2503 и др.

4. Алексеев С.В. Международное спортивное право: учебник для студентов вузов / под ред. П.В. Крашенниникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. С. 288.

5. Гуськов С.И. Спонсор и спорт. – М.: ВНИИФК, 2010.- 160 с.

6. Гуськов С.И. Спорт и маркетинг.- М.: Вагриус, 2010.- 303 с.

7. Ищенко С.А. О законодательной регламентации деятельности спортивных объединений в российском и международном спортивном движении / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2009. № 2. С. 3-10.

8. Информационно-правовой портал "ГАРАНТ". Организация деятельности в области физической культуры и спорта

9. Миргалимова Э.М., Петров Р.Е. Футбол в жизни России / Экономика и социум. 2014. № 4-3 (13). С. 1311-1314.

10. Орлов А.В. Профессиональный спорт. Государство, менеджмент, право: монография/ Орлов А.В., Демеш М.Н., Макарова Е.А.– М.: Палеотип, 2008.– 264 c.

11. Орлов А.В., Воложанин К.В. Спорт в глобальном измерении / Вестник спортивной науки. 2011. № 1. С. 48-51.

12. Орлов В.А. Особенности менеджмента в спорте. Футбол: учебное пособие/ Орлов В.А.– М.: Палеотип, 2004.– 98 c.

13. Чирва Б.Г. Футбол. Слагаемые победы в мировом соревновании национальных сборных команд: методическое пособие/ Чирва Б.Г.– М.: ТВТ Дивизион, 2013.– 36 c.

14. Штольце П. Основные направления интеграции профессионального футбола Германии в современный рынок / Физическое воспитание студентов. 2011. № 6. С. 124-127.

15. Борзыкин М. Российские клубы выкидывают деньги на ветер? // Советский спорт. 13 февраля 2013. № 21(18927).