Причины и виды монополий

Причины и виды монополий.

Статьи по теме
Искать по теме

Искусственные монополии возникают в результате сосредоточения у отдельной фирмы производства и сбыта отдельных видов продукции. Такие монополии возникают, если вдруг появляется возможность производить и продавать товар в лучших условиях производства, чем у других фирм, которые отказываются от производства аналогичных товаров. Другой вариант: захват крупной фирмой рынка сбыта на основе организационно-экономического объединения нескольких фирм под своим руководством. И, наконец, когда группа предпринимателей с помощью государства становится единственными продавцами или поставщиками на определённом рынке.

Характерные черты всех монополий:

1. Единственный продавец. Отрасль состоит только из одной фирмы, отрасль отождествлена с ней.

2. Нет близких заменителей. Товар уникален, т.е. покупатель должен покупать его по цене монополиста или обходиться без него. Монополисты не нуждаются в рекламе своих товаров.

3. Диктовка цены. Производитель сам устанавливает цену и может манипулировать количеством производимого продукта.

4. Блокировка вступления. Монополия существует до тех пор, пока будут барьеры для входа в отрасль, которые удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.

Конечно, барьер может быть снят, но есть монополии единственные в своём роде. Очень сложно допустить, что у московского метрополитена появятся конкуренты.

Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах. Недостатки монополий гораздо хуже всех их достоинств:

1. Обладая исключительным положением, они везде устраняют конкурентов, разрушая нормальный рынок.

2. Снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП.

3. Вздувают цены, обеспечивая себе сверхприбыли.

4. Снижается эффективность производства, что ведёт к стагнации.

5. У монополий практически отсутствует стимул хоть как-то улучшать качество своей продукции или условий производства, нет инноваций.

Монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Различают закрытую, открытую и естественную монополии.

Закрытая монополия защищена от конкуренции юридически или экономически. Например, патенты, авторское право, определённый денежный взнос за право заниматься этим видом деятельности или предприятие является собственником единственного месторождения природного ресурса.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма на некоторое время становится монополистом по продаже товара или услуги, но не имеет специальной защиты от конкуренции, например, патента. В такой ситуации часто оказываются фирмы, выходящие на рынок в первый раз и с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на этом рынке немного позже.

Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Естественная монополия возникает в той отрасли, в которой производство возможно только на крупном предприятии, т.е. когда издержки мелких и средних фирм велики настолько, что делают производство нерентабельным. С естественными монополиями близко связаны монополии, владеющие уникальными ресурсами. Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону.

В условиях естественной монополии производство продукции одной фирмой при любом объеме выпуска выгодней, чем производство двумя или более фирмами.

Иными словами, оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, на котором она действует, что для других фирм на этом рынке не остается места и она может удовлетворить спрос на данный продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм. Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара. Но, конечно, научно-технический прогресс в некоторых условиях может и разрушить естественную монополию.

С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Поэтому отдельно следует выделить государственные монополии, которые возникают также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Такие монополии возникают в ситуации, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары или услуги имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами.

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

Некоторые фирмы могут сочетать в себе черты сразу 2-х монополий – телефонная связь, электрические и газовые компании: экономия на масштабах – естественная, барьеры для конкуренции – закрытая. В принципе, все монополии можно считать теоретически открытыми: юридические барьеры может отменить суд, преимущества за счёт экономии могут свести на нет новые технологии, действие конкуренции товаров-заменителей.

Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

Например, в течение многих лет фирма "Ксерокс" контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами. Однако, осуществление исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

Если самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы, то рынок наиболее эффективно обслуживается одной фирмой, которая имеет наименьшие затраты на производство. Такая фирма является естественной монополией.

3. Патенты.

В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.

4. Государственные лицензии или привилегии.

На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии. В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором. Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что – нет. В других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой. Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Также правительство может пойти создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам.

В конечном счёте, наиболее важным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае. Хотя правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, когда имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации, уменьшить социальные потери связанные с ограничением выпуска.

За всю историю самой монополизированной экономикой была экономика СССР, т.к. была ориентирована только на одну форму собственности. Наследие СССР отражается на современной России: существует много билатеральных монополий, т.е. противоборство 1 продавца и объединённого покупателя – РАО ЕС или "Газпром".

Для России вообще исторически ближе монопольная форма хозяйствования. Количество предприятий до Петра I было очень мало и их вполне можно считать монополистами, т.к. каждое из них работало на определённый сегмент рынка. На рубеже XIX и XX веков начался процесс концентрации производства и капитала, характерный в общем-то для всех стран того времени, но в России это приняло колоссальные масштабы. К 1912 году на 9 металлургических заводах было сосредоточено 4/5 мощностей отрасли и 4/5 рабочих всей отрасли. В 1902 г. металлургические заводы Юга создали крупнейший в России и один из крупнейших в Европе синдикат в форме АО под названием "Продамет" с основным капиталом в 900 тыс. руб. Такого капитала не было ни у одного предприятия в мире. Другими монополиями того времени были: "Продуголь", "Продпаровоз", "Гвоздь" и т.д. Монополии были практически во всех отраслях экономики, даже рынок труда был монополизирован. Всё это проходило под покровительством правительства. В мировой практике тоже известны случаи очень крупных монополий: компания "De Birs" владела 90% алмазных приисков и была монополистом в производстве бриллиантов; Алюминиевая Корпорация Америки была монополистом до 1940 г.

Литература

Абрамишвили Г. Г. Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. - М.: Экономика, 2006.

Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.

Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: Прогресс, 2006.

Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 2005.