Прибыль и рентабельность в строительстве

Прибыль и рентабельность в строительстве.

Статьи по теме
Искать по теме

2. Прибыль, виды, формирование и распределение.

Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом:

Я = В Р – С,

где П – прибыль от продаж; С – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР – выручка от продажи продукции (работ, услуг).

Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. С другой стороны, прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Таким образом, прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли содержится в Отчете о прибылях и убытках

Прибыль и рентабельность в строительстве

Рис. 1. Механизм формирования показателей прибыли

Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает:

1) прибыль от продаж;

2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности;

3) результат от внереализационных операций.

При этом прибыль от продаж определяется в два этапа.

Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих).

Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимости продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.

Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции:

Прибыль и рентабельность в строительстве

где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.

Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного, как

Прибыль и рентабельность в строительстве

где Пед– прибыль на единицу продукции; Сед– себестоимость единицы продукции.

Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как

П = Д – Р,

где Д – операционные доходы; Р – операционные расходы.

Результат отданной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т. д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п

Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций:

Прибыль и рентабельность в строительстве

Где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.

Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

- на формирование резервных фондов;

- на выплату доходов учредителям (участникам);

- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового

имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат – сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

3. Рентабельность производства, понятие и показатели.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:

Показатели рентабельности

Формулы расчета

Назначение

Рентабельность отдельных видов продукции

Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции  * 100%  

Прибыль в расчете на  единицу продукции / Себестоимость единицы продукции за вычетом материальных затрат *  100 %

Прибыль в расчете на  единицу продукции / Заработная плата производственных рабочих  на единицу продукции * 100 %

Характеризует прибыльность различных видов продукции.

Используется в качестве базы для расчета прибыли при определении цен и в аналитических целях

Рентабельность реализации (оборота)

Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации * 100%

Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации

Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) * 100%

Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации

Рентабельность активов (капитала)

Прибыль / Совокупные активы * 100%

Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов

Рентабельность текущих активов

Прибыль / Текущие активы * 100%

Рентабельность чистых активов

Прибыль / Чистые активы * 100%

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%

Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 2 и 3.

Прибыль и рентабельность в строительстве

Рис. 2. Взаимосвязь показателей рентабельности активов

Прибыль и рентабельность в строительстве

Рис. 3. Взаимосвязь показателей рентабельности собственного капитала

Литература

1. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб.: Спец-Лит, 2010.

2. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов 2-ое изд.доп./ Л.Т. Гиляровская, Г.В. Корнякова, Г.Н. Соколова. – М.: "Юнити-Дана", 2014. – 615 с.

3. Илышева H.H., Крылов С И. Анализ финансовой отчетности: учебник. – М.: Финансы и статистика; Инфра-М, 2011

4. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2013.

5. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий). – М.: Инфра-М, 2011. – 575 с.

6. Экономический анализ: учебник / [Ю. Г. Ионова и др.]. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – 426 с