Презентация как форма продвижения социально-культурной услуги

Презентация как форма продвижения социально-культурной услуги.

Статьи по теме
Искать по теме

Презентация как современная форма досугового мероприятия

Cлово "презентация" означает демонстрацию или показ изделий, информации и т.д.; лекцию, а также выставку или театральное представление.

Презентация является самостоятельной акцией, мероприятие по своей форме не что иное, как представление фирмы, новой продукции или услуги приглашенной аудитории.

Презентации завоевали большую популярность практически с самого зарождения public relations в России. Уже в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в России первые пиарщики и молодые PR-агентства начинают проводить в массовом порядке шумные презентации на рынке первых коммерческих структур частного сектора. Структурирование и разделение презентаций на различные виды произошло уже позднее, по мере углубления специализации и роста масштабности отечественного бизнеса.

Как правило, презентация фирмы проводится по случаю открытия или создания фирмы, демонстрации новых достижений, нового имиджа компании.

Смысл презентации – обеспечить благожелательный прием

презентируемому новшеству со стороны общественности.

Основные цели презентации заключаются в следующем:

1. Оповещение о событии, достойном внимания аудитории.

2. Вовлечение аудитории в деятельность, программу, которые служат целям и задачам организации или структуры, проводящей презентацию.

3. содействие целям и задачам фирмы, организации, политической программы и т.п. Инициирование конкретных действий целевой аудитории, соответствующих идеям презентации.

Таким образом, общая стратегия презентации строится сначала на внушении доверия к фирме, организации, а затем выступающие переходят к убеждению в целесообразности определенных акций, действий и поступков, предлагаемых в обращении. Другими словами, стратегия презентации – это единство оповещения, приобщения и содействия.

Основные функции презентации:

1. Информационная.

Одна из важнейших функций презентации – информировать людей, которые пришли на нее, о новой услуге, новом продукте, товаре и т.д. Информация, поданная необычно, ярко быстрее запоминается человеком. С услугой и фирмой связываются теплые, праздничные эмоции.

2. Убеждающая.

Презентация должна не только рассказать о новой услуге, но и убедить людей в том, что именно эта услуга им нужна, т.е. привлечь новых клиентов. В другом случае презентация может убедить инвестора вложить деньги в проект.

3. Позиционирование новой продукции на рынке.

Позиционирование – система информационно-коммуникативных процедур по дополнению (замещению) услуги брэндом. Определение Ф.Котлера: Брэнд – название, термин, символ или дизайн (либо комбинация всех этих понятий), обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя (либо группы производителей) и выделяющие его среди товаров и услуг других производителей.

Заметьте: брэнд не товар, а название товара или услуги, символ или дизайн товара или услуги. Но если в развитие брэнда вкладываются деньги, значит, он способен:

а) дополнять товар или услугу;

б) частично (а по мере развития все в большей степени) замещать товар.

Возникает интересная вещь: позиционирование начинает переставать быть тем, что производитель делает со своим товаром, – позиционирование превращается в то, что производитель делает с сознанием потенциальных потребителей. Производитель начинает представлять товар таким образом, чтобы он занял в сознании потребителя достойное место, что выгодно отличает этот товар от товара конкурентов.

Здесь позиционирование выступает в качестве комплекса информационных действий, с помощью которых данный товар "размещается" в сознании людей вместе с тезисами о том, что он создан специально для них и соответствует их идеалам.

Это и означает "исчезновение товара": оставаясь неизменным на уровне производственного цикла, он в зависимости от предпринятых по отношению к нему "непроизводственных" действий "улучшается" или "ухудшается", "дорожает" или "дешевеет".

Но если так, то важнейшей стратегической установкой специалиста по коммуникациям становится управление восприятием (perception management) – изменение отношения к товару (услуге. Проекту, акции, объекту, руководителю) без изменения их реальной сути.

В условиях рынка с возможностью выбора, а тем более выбора широкого и добровольного, восприятие не выступает эрзацем реальности, но фактически полностью сливается с ней, понятия "реальность" и "восприятие" становятся идентичными.

Признание важной роли управления восприятием также не означает "отмены" традиционных маркетинговых стратегий позиционирования.

В любом рыночном сегменте активно работает блок ценового маркетингового позиционирования.

Параллельно с ним существует блок маркетингового позиционирования по преимуществам:

- атрибутивное позиционирование (старейший производитель, престижный район),

- позиционирование использования или применения (кроссовки для бега),

- конкурентное позиционирование (наше – настоящее).

- позиционирование категории (компания говорит о себе как о лидере в определенной категории, сфере услуг) и т.д.

Сейчас нарастает смещение приоритетов к имиджевым неценовым и интегративным. Здесь большую роль начинают играть презентации и выставки.

Презентация отражает самые лучшие стороны продукта, помогает выяснить, чем продукт отличается от аналогичного предложения других фирм.

4. Развлекательная.

Для кого-то презентация – отличный способ хорошо провести свободное время.

В каждом случае важнейшую роль играет та или иная функция или пара функций. Но в любом случае, эти четыре основные функции являются определяющими, независимо от масштаба презентации и количества приглашенных.

Вывод: Для того, чтобы провести презентацию эффективно, необходимо тщательно проанализировать ситуацию и выделить наиболее важные функции, которые должны будут осуществляться.

Виды и формы презентаций

1. Презентация общественной организации (фирмы, акционерного общества, корпорации и т.п.). Целями такой презентации являются: создание имиджа фирмы среди деловых кругов, создание или воссоздание благоприятного образа фирмы, реклама имени фирмы. По сути своей такая презентация является частью рекламной кампании организации.

2. Презентация товара. Цели такой презентации ясны: создание знания о новой марке, товаре или услуге на целевом рынке, ознакомление потребителей с новыми возможностями товара, расписания магазина и т.д., достижение предпочтения марке и т.п.

3. Презентация проекта. Цель этого вида презентации – информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

4. Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель – ознакомить, предоставить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению определенных правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.

Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду презентаций, только объект здесь будущие работы организации или личности. Целями её могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ с целью подтверждения объекта презентации критическому анализу и изменению.

Презентации могут быть внутренними и внешними. Первые проводятся в рамках одного учреждения (один из сотрудников обращается к своим коллегам) и могут быть:

- восходящими, когда подчиненные представляют что-либо (н-р, проект новой услуги) коллегам, стоящим на более высокой ступеньке служебной лестницы,

- нисходящими, подразумевающими выступление руководства перед коллективом.

Вторые подаются целевой аудитории вне учреждения. Их представляет коммуникатор, и они требуют гораздо более тщательного планирования, чем внутренние презентации.

Кроме того, презентации могут быть

1. проактивными

Главное действующее лицо – ведущий или выступающий, который предвидит результат и принимает меры, чтобы его обеспечить (большая или средняя аудитория).

2. интерактивными

Ведущий (и/или докладчики) и аудитория взаимодействуют на равных: происходит обмен информацией (маленькая аудитория).

Презентации могут быть продвигающими (цель – продвижение) и информационными (цель – сообщение).

С точки зрения аудитории выделяют три типа презентаций: приватные, камерные и публичные.

Приватная презентация – неофициальная презентация для одного-двух человек (При продаже в магазине, на улице, в учреждениях).

Схема проведения приватной презентации:

1. выбор и оценка потенциального клиента

2. общая характеристика презентуемой фирмы, ее услуг, предоставляемых клиентам

3. анализ качества предлагаемого товара

4. нейтрализация сомнений и возражений клиента

5. приглашение к сотрудничеству

Особенность – диалогический характер, свободная структура разговора.

Камерная презентация – для небольшого количества слушателей (до 15 человек).

Особенность – аудитория "не представляет собой монолита. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность".

Публичные презентации – бывают массовыми (50-200 человек и более) и групповыми (15-50 человек).

Хорошо спланированное и подготовленное мероприятие.

Презентации могут проводиться в двух формах:

1.Теа-презентации (от итальянского слова il teatro – театр).

Театрально-зрелищные презентации, рассчитанные на большие целевые аудитории. Такие презентации сопровождаются развлекательными шоу-программами, концертами звезд эстрады, спортивными состязаниями, призванными максимально завлечь будущих покупателей или клиентов.

Поскольку одной из главных задач в этом случае является привлечение внимание прохожих, которые должны заинтересоваться происходящим, при построении такого рода праздника упор делается на развлекательную программу с конкурсами, викторинами, розыгрышами и выступлениями артистов.

2. Бомонд-презентации (от французского слова beau monde – высший свет).

Их еще называют "салонные презентации", устраивают, наоборот, для продвижения штучного или уникального товара или услуги среди избранных и ограниченных аудиторий. Обычно их используют при продвижении особо сложных и дорогостоящих товаров или услуг, требующих подготовленной аудитории: эксклюзивных коллекций одежды известных мировых модельеров, эксклюзивной недвижимости, уникальных инвестиционных проектов и т.д.

Такие презентации собирают светских людей. Поэтому такие презентации гораздо сложнее в организации. Искушенную публику трудно чем-то удивить.

Режиссура презентации должна быть безупречной. Если в открытых презентациях некоторые не очень серьезные "ляпы" можно сгладить, то бомонд-презентация такой возможности не оставляет. Как правило, организуют такие презентации серьезные PR-агентства.

О таких презентациях обычно пишут в модных журналах, показывают по телевидению.

Презентации подразделяются на два типа:

1. Открытые

Для широкого круга посетителей.

2. Закрытые

Для узкого круга посетителей, например, для профессионалов в какой-либо отрасли. Требуют подготовленности аудитории, специальных знаний.

Вывод: Существуют различные виды и типы презентаций, каждый из которых имеет свою специфику организации. Некоторые виды еще недостаточно распространены, но в скором времени и они станут применяться часто. Презентация может проводиться в двух формах: теа-презентация и бомонд-презентация, кроме того, презентация может быть открытой или закрытой.

Имидж как форма продвижения социально-культурной услуги

Для того, чтобы говорить об имидже социально-культурной услуги, необходимо для начала определить понятие "услуга".

Первое определение услуги дал Карл Маркс: "Услуга – особая потребительская стоимость труда, т.к. труд оказывает услугу не в качестве вещи, а в качестве деятельности".

Основное отличие услуги от товара состоит в том, что услуга – всегда действие, а товар – результат труда.

Ф. Котлер определял услугу как мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой. Он отмечал, что основные свойства услуги – неосязаемость и невозможность потребителя завладеть чем-либо.

В.Д. Маркова относит социально-культурные услуги к классу неосязаемых, направленных на сознание человека.

Различные по типу организации социально-культурной сферы оказывают самые разнообразные услуги населению. Все услуги социально-культурной сферы можно условно разделить следующим образом:

1. по содержанию работ

- информационно-просветительные (н-р, экскурсия и т.п.),

- зрелищные (н-р, организация мероприятий),

- оздоровительные (н-р, туристические),

- развивающие (н-р, образовательные),

- прокатные (н-р, прокат костюмов),

- прикладные.

2. по характеру услуг

- коммерческие,

- бесплатные.

3. по месту потребления

- стационарные,

- выездные.

4. по составу потребителей

- индивидуальные,

- групповые,

- семейные,

- массовые,

- эксклюзивные.

5. по времени потребления

- эпизодические,

- цикловые,

- периодические,

- систематические.

6. по назначению

- основные (профильные),

- сопутствующие (дополнительные).

7. по качественному уровню

- профессиональные,

- любительские,

- смешанные.

8. по степени участия самих потребителей

- услуги персонала (детский садик),

- с привлечением волонтеров (н-р, праздник для детей-сирот),

- с участием потребителей (н-р, образовательные).

В.Е. Новаторов выделяет 5 свойств услуги:

1. неосязаемость, нематериальность

Клиент не имеет возможности оценить качество услуги до того, как она будет ему оказана.

2. неотделимость от производителя

Невозможность оказания услуги без того, кто ее оказывает.

3. непостоянство качества

Один и тот же специалист в одном случае действует успешно и демонстрирует высокое качество обслуживания, а спустя два дня он обнаруживает более слабый уровень работы.

4. несохраняемость

Услугой нельзя запастись. Например, вы не сможете попасть в кинотеатр по вчерашнему билету.

5. неравномерность

Спрос на значительное число социально-культурных услуг распределяется во времени очень неравномерно. Это обязывает производителей услуг делать гибким их производство и маневренной систему их реализации.

Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации и ее услуг является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж. Независимо от желаний самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж – объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса.

Понятие имиджа предложено американским экономистом К. Болдингом в 1961 г. Оно происходит от латинского imago, связанного с латинским imitari, означающего "имитировать".

Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта.

Цель создания имиджа состоит не только в обретении популярности, а в обеспечении положительного отношения к социально-культурной услуге и ее узнавания.

Имидж динамичен и может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации. Он создается целенаправленными усилиями и зависит от каждого работника.

По мнению К. Шенфельда, имидж корпорации должен вмещать четыре компонента, один из важнейших компонентов – имидж услуги (товара) – насколько качественные и необходимые услуги (товары) она производит.

Важную роль в формировании имиджа играет public relations – работа по связи с общественностью. В ее рамках происходит исследование общественного мнения, анализ статистических данных, изучение документов и публикаций, контакты с журналистами, подготовка аналитических записок, информационных материалов, информирование общественности на пресс-конференциях, совершенствование отношений с потребителями, реклама, информационное воздействие на органы власти и управления, проведение специальных мероприятий.

Презентации – одно из самых функциональных специальных мероприятий.

Презентация особенно эффективна в следующих случаях:

1. Формирование имиджа новой услуги.

2. Изменение имиджа услуги.

В этом направлении потребителей может заинтересовать:

- новая торговая марка,

- новый логотип, и т.д.

В любом случае, необходимо показать, что фирма не стоит на месте, динамично развивается.

На презентациях фирмы-производители имеют возможность взаимодействовать с покупателями их услуг. Презентация позволяет выгодно представить услугу, отразить все ее преимущества. Таким презентациям предшествует тщательное изучение рынка, что приводит к эффективному проведению презентации и, как правило, к заключению контрактов.

Регулярный вывод на рынок новинок с помощью ярких и запоминающихся событий обеспечивает хороший приток покупателей или клиентов и тем самым позволяет удерживаться компании в завоеванной нише на рынке.

Более современный имидж услуги и самой фирмы может привлечь к ней большое число новых, более молодых покупателей. Если молодежь слышит о какой-то услуге, и она отвечает их представлениям об образе – то такая услуга становится хорошим бизнесом.

Но изменение имиджа должно быть осторожным, поскольку если оно было непродуманным, фирма может получить негативную реакцию со стороны постоянных клиентов.

Презентация – прежде всего праздник. Праздник создает положительные эмоции, которые впоследствии будут связаны с именем фирмы.

Конкурсы, беспроигрышные лотереи оставляют не только приятное впечатление, но и мысль, что вы выигрываете с этой фирмой. На празднике люди более открыты и восприимчивы, на них легче оказывать влияние.

Кроме того, презентация позволяет отвлечь внимание людей от фирм-конкурентов.

Вывод: В зависимости от вида услуги различаются и способы создания имиджа. Для того, чтобы найти верный подход необходимо определить вид услуги, тщательно проанализировать и оценить преимущества услуги.

Технология организации презентации социально-культурной услуги

Для того чтобы деньги не были потрачены впустую, перед началом любой рекламной кампании, необходимо определить целевую аудиторию, на которую рассчитан данный товар или услуга. Этот подход применяется и при подготовке к проведению презентаций. Соответственно, определив целевую аудиторию, мы уже можем достаточно точно предположить наклонности, интересы, читаемую литературу, посещаемые магазины и т.д. Конечно, желательно провести серьезные маркетинговые исследования, потому что ошибки на этом этапе способны привести к бесполезно израсходованным деньгам и времени.

Чем больше организатор сможет узнать об аудитории заранее, тем более удачной будет презентация.

Насколько велика будет аудитория?

Что касается численности аудитории, то здесь можно привести следующую градацию.

Большая аудитория более 200 человек. Чем многочисленнее аудитория, тем больше она обращает внимание на личность и меньше – на предмет презентации. Поэтому ведущий должен быть безупречен. Презентация в такой аудитории требует официальности, максимум четкости, минимум вопросов и предполагает минимальное участие аудитории.

Средняя аудитория – 25-100 человек.

Маленькая аудитория – до 15 человек. Требует минимум официальности, предполагает множество вопросов и ответов. Требует максимум знаний о предмете презентации и высокие способности к импровизации.

Насколько образованы слушатели?

Какие профессиональные группы они представляют?

Какова представленная возрастная группа?

К какой социальной, политической или религиозной группе принадлежат слушатели?

Лучший способ проанализировать аудиторию – лично поговорить с группой. Приемлемая альтернатива – поговорить с несколькими людьми, которые, скорее всего, будут среди аудитории. В случае, когда поговорить с типичным членом аудитории или вообще с кем-либо из аудитории неофициально невозможно, приходится наводить некоторые справки об аудитории, пользуясь доступной информацией.

Чем более сходны между собой слушатели по таким параметрам, как образовательный уровень, род деятельности, возраст и социальный статус, тем легче предсказать их отношение к сообщению. Чем более гетерогенной и разнородной будет аудитория, тем меньше прогнозов можно сделать о поведении слушателей.

Для кого вы готовите выступление? Ответ на этот вопрос может показаться достаточно простым, особенно если вы знаете, кто составляет вашу целевую группу. Но и здесь стоит проверить себя. Знаете ли вы, насколько хорошо приглашенные знакомы с темой вашего выступления? Почему им необходимо знать больше?

Представьте, что вы – один из сидящих в зале людей. Как вы ответите на следующие вопросы:

Почему вы пришли на эту презентацию?

Вы чувствуете, что это было правильным решением?

Что вы рассчитываете получить от этой презентации?

Что изменится в мире, когда вы закончите свое выступление? Каких результатов вы хотите добиться? Это и есть смысл выступления.

Насколько вам удастся повлиять на мнения и поступки тех, кто вас слушал? В чем вы сможете увидеть подтверждение того, что вы добились результата, соответствующего вашим ожиданиям?

Если вы ясно определили цель своего выступления, вам будет нетрудно понять, имело ли оно смысл.

А.Д. Жарков отмечает, что состояние аудитории всегда связано с какой-то ситуацией. Нет состояния вообще – вне времени и места, вне связи с конкретным процессом.

Переменчивость состояний аудитории обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться полностью на прошлое знание аудитории, каким бы полным оно не было. При общении с аудиторией возникает свой психологический микроклимат, который и отражается в ее состояниях.

Где вы выступаете? Не ограничивайтесь только лишь выяснением, заказано ли помещение. Вы должны знать об этом месте все.

Достаточно ли велико помещение?

Как расположены стулья и другая мебель? Можно ли изменить что-то в расстановке мебели, если это потребуется?

Расположение мебели влияет на возможное участие аудитории в презентации. В зависимости от того, что важнее в каждом конкретном случае – общение между гостями или внимание к коммуникатору, нужно соответствующим образом спланировать расположение сидячих мест в зале. Возможны следующие варианты:

1. традиционный "театральный" стиль расположения кресел колоннами и рядами, без столиков, предпочтителен для проактивной презентации в большой аудитории.

2. широкая и неглубокая форма расположения кресел – если предполагается достаточно много вопросов и ответов.

3. узкая и глубокая – если необходимо минимизировать общение с аудиторией.

4. планировка в стиле "классной комнаты" уместна, если главной целью презентации (как проактивной, так и интерактивной) является обучение.

5. отдельные соединенные в виде буквы "Т" столики подойдут для презентации с небольшим количеством приглашенных.

Где будете находиться вы? Есть ли там подиум?

Какое там будет оборудование? Есть ли там экран? А микрофон? Какой это микрофон?

Где находятся электрические розетки?

Насколько хорошо освещение, и как его регулировать?

Как работает отопление и система кондиционирования?

Есть ли в комнате окна? Если есть, то сколько, какого размера и где они расположены? Может ли вид из окна отвлечь внимание присутствующих? Есть ли шторы?

Находится ли ваше помещение в достаточно тихой части здания? Есть ли вероятность, что вас могут потревожить?

Какое время это помещение будет в вашем распоряжении?

Когда вы ответите на все вопросы, связанные с целью презентации, аудиторией, местом ее проведения, результатами, на которые вы рассчитываете, запишите ответы на карточке – кратко и по порядку. Пусть она будет у вас перед глазами, когда вы будете готовиться.

Немаловажное значение имеет выбор способа подачи материала презентации. Очень хорошо воздействуют на людей театрализованные презентации. Они способны неощутимо воздействовать на психику человека.

Театрализация выступает как организация действа по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие, педагогическое значение которого подчеркивал А.В. Луначарский, утверждавший, что театрализация жизненного материала возможна и применима в работе среди взрослых именно в известном "педагогическом смысле", так как она помогает активизировать, вовлечь зрителя в действие, содействует целенаправленному восприятию. Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая действие образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывая потребность к действию.

Театрализация – особый способ соединения художественного и документального материала по законам театра в единое сюжетно-композиционное построение. В театрализованных мероприятиях информационно-логическая и эмоционально-образная линии сливаются. В таком мероприятии невозможно заменить художественный фрагмент на какой-либо другой.

Театрализация выступает как особый способ управления аудиторией, так как она связана с игрой и сопереживанием, действиями. Задача сценариста и режиссера состоит в том, чтобы вовлечь зрителя или посетителя в общение с исполнителями, в игру, в действие, в сотворчество.

Режиссер – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации участников действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.

В театрализованном мероприятии зритель является главным героем. Путь вовлечения зрителя в действие проходит от сочувствия, переживания к размышлению, анализу и психофизическому действию зрителя.

Приемы активизации зала:

1. Аплодисменты

2. Различные театрализованные группы

3. Переклички

4. Прием воззваний, призывов

5. Прием обращения, воззвания, резолюции

6. Игра

С помощью игры можно выстроить театрализованное действо. Игра может быть эффективным методом вовлечения людей в театрализованное массовое действо. Игра всегда действо, в которое вовлечены играющие. Игра дает человеку возможность персонификации, подражания положительным примерам героев. Театрализованная игра в известном смысле выступает как резонатор, усиливающий переживания личности и несколько преобразующий их, создающий столь необходимый эмоциональный, праздничный настрой.

Театрализованное игровое действо может быть чрезвычайно важной, активной частью мероприятия и во многом способствует его успеху.

Основные признаки театрализации:

1. Сюжетно-композиционное построение

2. Художественно-образное решение

3. Единый развивающийся конфликт, сценарный ход, проходящий через всю программу

1. Сюжетно-композиционное построение – это построение, основанное на смысловой взаимосвязи "фактов жизни" и "фактов искусства".

Сюжет – это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи. Автор должен истолковать факты и найти такое сюжетное решение, которое отражало бы смысл, заложенный в сценарии. Поэтому целью работы сценариста является утверждение авторской позиции через художественную организацию доказательств. Сюжет должен обеспечить динамичность действия.

Композиция – организация действия и соответствующее расположение материала.

В сценарии театрализованной презентации нужно предусмотреть экспозицию, то есть ввод в действие, короткий рассказ о событиях. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Основное действие подчиняется следующим законам: строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми "мостиками" с предыдущим и последующим.

В миниатюре эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию. Действие необходимо обязательно довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея замысла. Финал – весьма важная часть композиции, он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников. В театрализованной презентации не должно быть слишком много номеров, три – четыре номера достаточно. Иначе презентация будет перенасыщенной, это отразится на качестве ее восприятия посетителями.

2. Художественно-образное решение должно быть ярким и необычным.

3. В практике театрализованных представлений существует такое понятие, как "ход". Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским, сценарно-режиссерским.

Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход – прежде всего смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно пластическое решение. Режиссерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но его возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария. Наличие замысла проверяется сценарно-режиссерским ходом.

Основная задача сценарно-режиссерского хода – подача материала таким образом, чтобы он вызвал интерес у аудитории.

Вывод: Успешность презентации во многом зависит от организационно-педагогических условий. Все их необходимо учитывать при составлении сценария и продумывании общего хода мероприятия. Необходимо четко представлять целевую аудиторию, возможности помещения, способ подачи материала и возможные результаты презентации.

Структура и основные этапы подготовки и проведения презентации

Основа организации любой презентации – оригинальный и разработанный вплоть до мельчайших деталей сценарный план. В сценарии презентации отражаются все нюансы предстоящего мероприятия.

Презентация – это цепь накладывающихся друг на друга событий, а именно:

1. приглашение и встреча

2. пресс-конференционная часть

3. презентационная часть

4. неформальное общение

5. сопровождение (дополнение) общения

6. прощание

Неформальное общение – это коктейль (с напитками и минимум закусок), фуршет ("усиленный коктейль", он может включать горячие блюда, десерт, кофе и т.д.) или обед (с выбором блюд из меню либо без такового).

Чем сопровождается общение? Негромкой фоновой музыкой, лучше "живой" (фортепьяно, джаз, камерный оркестр), возможны ненавязчивые и недлинные вокальные вставки.

Почему в специальный этап выделяется "прощание"? Потому что неплохо, если человек уйдет с презентации с подарком (книгой, бутылкой вина, компакт-диском и проч.). Причем, если вы станете раздавать подарки в начале, они превратятся в некоторую обузу, которую некуда деть, а когда человек уходит – подарок окажется в самый раз. Подарки с фирменной символикой позволяют чувствовать себя частью какой-то общности, что позитивно влияет на отношение к фирме.

План презентации включает краткое изложение целей мероприятия, основные характеристики целевой аудитории, сжатую формулировку концепции (замысла) устного PR-обращения, тематику пресс-релизов, перечень видеосюжетов, плакатов, таблиц, диаграмм и других средств визуального обеспечения темы.

Сценарий состоит из последовательного (с указанием продолжительности в минутах) перечисления основных событий презентации: открытие, вступительное слово ведущего, произнесение (оглашение) PR-обращения, другие выступления, ответы на вопросы, закрытие, неформальное общение (фуршет, дегустация, осмотр выставки, демонстрация видеороликов).

Развлекательная программа обычно строится из 3-4 эстрадных номеров и викторин.

Организация театрализованной презентации включает этапы:

1. Определение цели (или целей и их приоритетов): привлечение новых клиентов; формирование имиджа в деловой среде; привлечение новых партнеров, поставщиков, потребителей, инвесторов, рекрутирование новых занятых, улучшение отношений с новой общественностью и/или администрацией.

2. Генерирование идеи (основного замысла) презентации и ее концептуализация; определение места и сроков проведения, состава участников – хозяев и приглашенных; примерного бюджета.

Замысел, задумка – это образное видение, первоначальная модель будущего произведения, эмоциональное и зримое ощущение не только его цели и содержания, определяющее в конечном счете и его художественный образ, но и то, как содержание будет раскрываться, каким приемом будет строиться сквозное действие, порядок построения, характер оформления и т.д. Словом, все, из чего будет складываться будущее произведение.

Обычно рассылаются специальные приглашения с информацией, позволяющей гостю оценить целесообразность своего присутствия. В приглашении следует указать место, время (от и до) проведения презентации, программу, состав участников и гостей, а также ориентиры и способы достижения места проведения (станции метро, транспорт).

3. Сбор необходимой информации и материала для создания сценария.

4. Разработка сценария (программы). Открывает и ведет программу должностное лицо фирмы, представляющее ее собственной персоной. Это может быть руководитель службы PR, или службы маркетинга. Ведущий должен уметь хорошо говорить, иметь хорошую дикцию и уметь вести себя публично.

Сценарный план включает в себя:

- приветствие гостей и хозяев;

- демонстрация образцов, видеоматериалов, фотоматериалов;

- краткое сообщение по теме презентации;

- ответы на вопросы;

- выступления гостей (планируются заранее);

- вручение презентационных сувениров, рекламной продукции, информационных материалов;

- банкет, фуршет или прием;

- культурная программа.

Последовательность изложения материала презентации может быть разной. Если решение проблемы дано в начале, а потом оно раскрывается и поясняется, такой порядок подачи материала называется антикульминационным.

Если решение проблемы дается и раскрывается в середине, то такой метод называется пирамидальным.

Если выводы делаются в конце презентации, то метод является кульминационным.

5. Репетиции.

Репетиции нужны для того, чтобы актеры отработали материал, а также чтобы доработать мероприятие, внести какие-то поправки.

6. Проведение презентации.

Сценическое пространство в театрализованной презентации должно быть организовано так, чтобы каждый зритель в зависимости от цели сценария, мог стать участником действия и иметь свободный выбор места в организованном пространстве; чтобы в нем были подготовлены участки пространства, откуда зрители могли сразу, непосредственно войти в действие; где могло бы идти одновременно несколько сценических действий, где зрители могли бы быть в роли наблюдателей сценического действия (изолированность), и открытые участки пространства для общения всех участников.

Главное – чтобы пространство являлось активным участником действия.

7. Анализ проведенной презентации.

Хорошая презентация получается, когда на успех одновременно работают три элемента: содержание, оформление и стиль выступления. Каждый из них требует внимания.

Какую бы тему презентации вы ни избрали, в каком бы формате не проходило ваше выступление и какой бы ни была ваша аудитория, немного юмора никогда не повредит, кроме разве что сугубо официальных торжественных случаев. От вас не ждут комедийного представления, но небольшая доза юмора заставит людей расслабиться, а это очень важно.

Как считает Элери Сэмпсон, в фундаменте любой успешной презентации лежат четыре "краеугольных камня". Вы должны уметь:

1. Держать себя в руках

2. Заинтересовать любую аудиторию

3. Наладить психологический контакт со слушателями

4. Вести себя спокойно и уверенно, отвечая на вопросы

Один из важных элементов презентации – музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика.

Музыка как один из видов искусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека.

Музыкальное оформление – включение в досуговое мероприятие музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной – в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.

Музыку в культурно-досуговых мероприятиях можно классифицировать следующим образом:

1. музыкальный пролог

2. музыкальный эпизод

3. музыкальный номер

4. музыкальный антракт

5. музыкальный финал

6. музыка по ходу действия

Музыкальный пролог – начальный раздел, фрагмент песни или пьесы, произведения, музыкальная фантазия, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов программные продукты, написанный в характере всего мероприятия, или контрастный ему.

По своему функциональному значению музыкальный пролог выполняет роль вступления. Основная задача пролога-вступления – собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.

Особенность музыкального пролога-экспозиции – он представляет собой лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут раскрываться в основной части мероприятия с помощью произведений музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественного воздействия (слово, хореография, кино, пантомима и т.д.) Пролог имеет четкое строение и сюжетное построение: вступление, изложение основных тем или темы, заключительная часть, которая нередко служит переходом к первой части мероприятия.

Музыкальный эпизод – относительно самостоятельный фрагмент или раздел программные продукты, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Специфика музыкального эпизода заключается в том, что он обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен. Тщательно разрабатывается одна из тем или отдельный аспект главной темы.

Музыкальный эпизод представляет собой синтез готовых музыкальных произведений, принадлежащих одному или разным композиторам.

Встроенный музыкальный номер – музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения: песня, романс, инструментальная пьеса, хореографическая композиция, фрагменты из музыкального фильма, оперетты и т.д. Как правило, встроенный музыкальный номер бывает не связан с сюжетом.

Музыкальный антракт представляет собой миниатюрную увертюру к действию, которое будет развиваться в последующем фрагменте программы. Он не только введение, но и заключение предыдущего эпизода, т.е. выступает в качестве связующего звена между двумя эпизодами. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программные продукты, организовывать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образах во время перестановок, пауз, перестроений.

Музыкальный финал – значительная часть досуговой программы. Отделен от предыдущих эпизодов, но органично с ними связан. Несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возникли у аудитории.

Функции музыки в презентации:

1. Эмоциональная и смысловая характеристика всей презентации, отдельных ее фрагментов.

2. Создание атмосферы презентации.

3. Конструктивно-композиционная функция.

Музыка способна придать презентации композиционную стройность и завершенность.

4. Организация темпо-ритма презентации.

Темп музыки позволяет динамизировать действие – ускорить его развитие или затормозить.

Оформление презентации обычно включает в себя стенды, плакаты и т.п., связанные с деятельностью фирмы.

Наглядные материалы помогают как выступающему, так и публике запомнить основные пункты выступления. Большинство формальных речей и презентаций включают в себя использование наглядных пособий.

Они нравятся как и профессиональным ораторам поскольку помогают убедить публику в своей точке зрения и помочь ей запомнить основные моменты, так и новичкам, поскольку отвлекают внимание слушателей от фигуры оратора.

Существуют два основных типа наглядных пособий:

1. Текстовые.

Помогают слушателю следить за ходом развертывания аргументов. Используют зрительную память аудитории, помогая при этом в запоминании.

2. Графические. Иллюстрируют главные пункты выступления, создают образы, влияют морально и создают более глубокое и основательно впечатление от презентации. Помогают в запоминании.

Как текстовые, так и графические наглядные пособия должны быть довольно просты, т. к. зрители не могут одновременно и слушать оратора и анализировать и воспринимать сложные наглядные пособия.

Текстовые должны состоять не более чем из шести строк, не более, чем с шестью словами в строке. Они должны быть наглядны: написаны большими буквами и с пользованием пустого пространства между ними.

Графические материалы должны быть упрощенной версией аналогичных документов. Чтобы помочь аудитории понять назначение материала краткий его смысл должен быть там написан. Например, надпись под графиком: "Прибыль возросла на 15%".

Когда представляете наглядные материалы публике нужно, чтобы слушатели одновременно и слушали оратора и извлекали смысл из материалов.

Проекторы, слайды, аудиозаписи, короткие тематические видеофильмы, компьютерные презентации и другие результаты технического прогресса могут использоваться в презентации, но следует отметить, что они требуют специального оборудования и профессиональной подготовки материалов.

Если презентация сопровождает открытие фирмы, то обычно размещают баннеры и большие воздушные шары с названием и надписью "Мы открылись!". Оформление воздушными шарами залов и фасада создаст праздничную атмосферу.

Если презентация проводится для журналистов, дилеров, партнеров, корпоративных клиентов, например, в конференц-зале, то целесообразно оформить зал баннерами и воздушными шарами в цветах фирмы, президиум – корзинами живых цветов. Организуется раздача моделями рекламно-сувенирных материалов, концерт.

Если вы хотите, чтобы ваши презентации стали более успешными, т.е. запоминающимися и результативными, соблюдайте три правила:

1. Используйте весь потенциал своего мозга.

2. Старайтесь донести свою мысль до людей с разными типами мышления.

3. Пробуждайте чувства.

В ходе презентации вы должны попытаться добиться от слушателей, чтобы они услышали, увидели, сказали и что-нибудь сделали.

Вывод: Сценарий и режиссура театрализованной презентации имеют специфические особенности: сценарий должен быть хорошо продуманным, отработанным, режиссура требует тщательной проработки, профессионализма, поскольку презентацию не всегда можно отрепетировать полностью.

Библиография

1. Алешина И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров.- М., ГНОМ-ПРЕСС, 1997.- 256 с.

2. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик Рилейшнз для коммерсантов.- М., 2000.- 132 с.

3. Арредондо Л. Искусство деловой презентации. – М., Альпина Бизнес Букс. -520 с.

4. Баркер А. Как улучшить мастерство общения/ Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака.- СПб., Издательский дом "Нева", 2003.- 224 с.

5. Бендер П.У. Секреты успешных презентаций.- М., Попурри, 2005.- 240с.

6. Вагин И., Рипинская П. Золотые "фишки" презентации, или Как выгодно продать идею, товар, себя. – М., Хранитель, 2007. – 224 с. – (Серия "Бизнес на 100%").

7. Вайссман Д. Мастерство презентаций. – М., Вершина, 2004. – 288 с.

8. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М.: ВНМЦНТ и КПР, 1988. – 87 с.

9. Гофман К.Д. Искусство презентации: Ускоренный курс/ Пер с нем. Т.В. Соломовича, М. Шметткампа.- М., Дело и сервис, 2005.- 225 с.

10. Деловое общение: Учебное пособие/ Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. – 528 с.

11. Джей Р., Джей Э. Эффективная презентация/ Пер с англ. А.С.Шагояна.- М., Баланс-Клуб, 2002.-256 с.

12. Дикинсон С. Презентация. Технология успеха/ Пер с англ. А. Логвинская.- М., Олимп-Бизнес, 2003.- 256 с.

13. Жарков А.Д. Технология Культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., Изд-во МГУК, ИПО "Профиздат", 2002.- 288 с.

14. Желязны Д. Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению/ Пер с англ. С. Трошанов.- М., Институт комплексных стратегических исследований, 2004.- 144с.

15. Завадский М. Мастерство продажи: Преодоление страхов потенциального клиента; Выявление и развитие потребностей; Использование "языка выгоды"; Проведение эффективной презентации; Распознавание "сигналов покупки".- СПб., Питер, 2004.- 236 с.

16. Кеворков В. Подготовка и участие компании в выставках и презентациях// Рекламодатель: теория и практика.- 2003.- № 9.- с. 11-18.

17. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова.- М., ИНФРА-М, 2004.- 368 с.- (Высшее образование).

18. Ким Я. Байкал – туристический бренд Бурятии// Бурятия. – 29.05.2007. – № 94(3981). – с.1.

19. Киселев В. Скорость. Творчество. Бизнес: Некоторые советы практикующим режиссерам// Клуб.- 2004.- № 3.- с. 10-12.

20. Коддлер И. Успешная презентация. – М., Олма-Пресс Инвест, 2003.- 64 с.

21. Компьютерная презентация – средство информационной коммуникации/ Г.Ю. Максимович, В.И. Берестова// Секретарское дело.- 2003.- № 6.- с.22-27.

22. Козлова Т.В. PR-деятельность учреждения культуры. Реализация и оценка эффективности PR-кампании// Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 2. – с. 42-49.

23. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., Высш. школа, 1990. – 208 с.

24. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М., Рефл-бук: К., Ваклер.– 2003.- 528 с.

25. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью.- СПб., Питер, 2006.- 240 с.- (Серия "Учебник для вузов").

26. Круглянская Л.Я., Герда И.Д. Настольная книга секретаря: Справочник: Профессиональные качества секретаря; Имидж; Служебный этикет; Подготовка и проведение переговоров, совещаний, презентаций и приемов; Работа секретаря в преемной; Делопроизводство по ГОСТу Р6.30-2003; Организация архивной службы/ Изд. 2-е, перераб., доп.- М., 2005.- 400 с.

27. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под научной ред. Академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова.- М., МГУК, 1998.- 462 с.

28. Ломас Б. Искусство презентации. Как преподносить товар, чтобы его покупали. М., Бератор-Паблишинг, 2006. – 144 с. – (Серия "Практические секреты повышения продаж").

29. Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки.- СПб., Питер, 2001.- 688 с.

30. Макколл Кимберли Л. Весь этот джаз. Как стать звездой// Карьера.- 2006.- № 4 (89).- с. 100.

31. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. – Краснодар, Издательство КГУКИ, 2004. – 320 с.

32. Мэндэл С. Навыки эффективной презентации.- СПб., Нева, 2003.- 96 с.

33. Нельке К. Проведение презентаций. – М., Омега-Л, 2007. – 144 с. – (Серия "Taschen Guide. Просто! Практично!")

34. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, Омич, 2000. – 288 с.

35. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е, Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова.- М., Высш. Школа, 2002.- 367 с.

36. Ротондо Д., Ротондо М. Презентация бизнес-проектов. Краткое руководство для менеджера/ Пер. с англ. С. Харций, Г. Понеделко, О. Трофимова.- М., Альпина Бизнес Букс: Деловая Культура, 2005.- 232 с.

37. Рубб А.А. Тайна режиссерского замысла/ А.Д. Силин. От замысла к воплощению: Учеб. пособие, метод. Рекомендации, обмен опытом/ Международная ассоциация постановщиков и организаторов массовых театрализованных преставлений и программ.- М., 1999.- 102 с.

38. Сэмпсон Э. Бизнес-презентация. Творческие идеи для блестящего выступления/ Пер с англ. С. Харций, О. Трофимова.- М., Альпина Бизнес Букс, 2004.- 256 с.

39. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: Технология и эффективность. – СПб., Алеттейя; СПбГУКИ, 2001. – 294 с.

40. Хофф Р. Я вижу Вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести/ Пер. с англ. А.Д. Иорданского.- М., Независимая фирма "Класс", 2005.- 224 с.- (Библиотека психологии и психотерапии).

41. Чечетин А.И. Основы драматургии: Учебное пособие для вузов культуры и искусств. – М., МГУКИ, 2004. – 148 с.

42. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие.- 2-е изд., испр. и доп.- М., Дело, 2001.- 296 с.- (Серия "Наука управления").

43. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М., Дело, 2004. – 496 с.

44. Шметткамп М. Искусство презентации.- М., Дело и сервис, 2005.- 160 с.

45. Give great presentations. How to speak confidently and make your point L., A&C Black, 2006. – 96 с.