Предварительное следствие и сроки его проведения

Предварительное следствие и сроки его проведения.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Понятие предварительного следствия

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ – одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия – следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст.125 УПК).

Предварительное следствие – это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела. В отличие от предварительного следствия, которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие, которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст.211 УПК) и начальник следственного отдела (ст.127.1 УПК), которые пользуются должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.

Концепцией судебной реформы в Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44) предусмотрено создание единого следственного аппарата, организационно отделенного, как от прокуратуры, так и от МВД и ФСБ. Это может быть следственный комитет, имеющий статус самостоятельного ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве. Однако идея создания единого следственного аппарата до настоящего времени остается не реализованной. Более того, в 1995 г. в федеральных, органах налоговой полиции на базе подразделений дознания этого ведомства создан новый следственный аппарат (СЗ РФ, 1995, № 51). Представляется, что такое решение не вписывается в положения Концепции о создании единого следственного аппарата. Следственные аппараты строятся по территориальному или территориально-специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения соответствующих ведомств образуются применительно к административно-территориальному делению РФ, а также для расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ. 1995. № 17) установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст.ст.126,404 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно- процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст.64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:

- производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);

- применение мер процессуального принуждения;

- привлечение лица в качестве обвиняемого;

- допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;

- ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности по (ст. 310 УК РФ). В случае, когда обвиняемый скрылся, или по иным причинам не установлено его местопребывания, а также в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия.

2. Сроки предварительного следствия

Для быстрого и полного расследования и обеспечения прав личности важное значение имеет строгое соблюдение сроков, установленных как для выполнения отдельных процессуальных действий, так и для всего производства по делу.

В УПК установлены сроки задержания (ст.192), заключения подозреваемого под стражу до предъявления обвинения (ст. 109), предъявления обвинения (ст.171), допроса обвиняемого (ст.173), применения меры пресечения в виде содержания под стражей (ст.108), принятия прокурором решения по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (ст.124), и др.

Закон устанавливает начальный и конечный срок предварительного следствия и порядок его продления.

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера до прекращения или приостановления производства по делу. В случае нахождения обвиняемого под стражей в этот срок включается и время принятия прокурором решения по делу (5 суток), поступившему к нему с обвинительным заключением.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

Понятие, сущность и классификация сроков в уголовном судопроизводстве

Раскрывая понятие процессуальных сроков, хотелось бы в первую очередь отметить то, что не существует единого определения данному процессуальному термину. Я перечислю лишь некоторые:

1) Процессуальный срок – промежуток времени, в течении которого должны совершаться уголовно-процессуальные действия и решения или требуется воздержаться от их совершения.

2) Процессуальные сроки – это уголовно-процессуальный институт, то есть совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих правила и порядок исчисления сроков, а также норм, их устанавливающих или дающих право устанавливать определенным субъектам уголовного судопроизводства.

Назначение этого института отвечает требованиям, установленным в статье 6 УПК РФ, а также является основанием к упорядочению действий и решений, принимаемых различными участниками уголовного судопроизводства. Основной же целью данного института, по моему мнению, является обеспечение быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел.

Основные положения о процессуальных сроках расположены в главе 17 (статьи 128-130) УПК РФ. Но следует отметить, что рассматриваемый уголовно-процессуальный институт не ограничивается только нормами УПК РФ. В него, помимо норм УПК РФ, входят нормы международных договоров, ратифицированных РФ (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие), Конституции РФ (ч.2 ст.22 и другие), Закон РФ от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании" (с изм. от 10.01.2003 года) и других Федеральных Законов РФ и подзаконных актов.

На обеспечение быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, указывают следующие Международные акты:

- в п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении уголовного обвинения на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок,

- в п.3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено право на осуществление судопроизводства по уголовным и гражданским делам без неоправданной задержки.

Следует отметить, что именно обеспечение быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел позволяет решить следующие задачи:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина,

- соблюдение принципов уголовного судопроизводства,

- решение задачи согласования и слаженности деятельности органов, осуществляющих уголовное преследования, расследования и разрешения уголовных дел,

- решение задачи обоснованности наказания и реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию,

- предупреждение умышленного затягивания рассмотрения, расследования и разрешения уголовного дела, как по инициативе органов, осуществляющих перечисленные выше функции, так и по инициативе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого,

- восстановление справедливости по отношению к пострадавшему в кратчайший срок.

В целях решения этих задач, уголовно-процессуальный институт сроков предусматривает их два вида:

1) сроки, установленные законом и рассчитанные на все случаи возникновения однородных правоотношений,

2) сроки, устанавливаемые органами (их должностными лицами), осуществляющими уголовное судопроизводство в рамках конкретных правоотношений.

Кроме того, представляется возможным классифицировать сроки в уголовном судопроизводстве по стадиям уголовного процесса:

1) сроки на стадии возбуждения уголовного дела,

2) сроки на стадии предварительного расследования:

2.1) сроки при проведении предварительного следствия по уголовному делу,

2.2) сроки при проведении дознания по уголовному делу,

3) сроки на стадии подготовки к судебному заседанию,

4) сроки на стадии судебного разбирательства,

5) сроки на стадии производства по делу в кассационной инстанции,

6) сроки на стадии производства по делу в апелляционной инстанции,

7) сроки на стадии исполнения приговора,

8) сроки на стадии производства по делу в надзорной инстанции,

9) при возобновлении производства по уголовному делу, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Такая их классификация уместна, так как сроки на каждой из стадий уголовного судопроизводства отличаются друг от друга не только по количественному признаку, но и по качественному. Это вызвано тем, что каждая из стадий уголовного процесса имеет свои отличительные, характерные только ей свойства и черты. Но не следует забывать и о том, что такая классификации сроков все же условна, так как все они имеют общие назначение – обеспечение скорейшего разбирательства по уголовному делу.

Имеет место быть и классификация сроков уголовного судопроизводства, предложенная законодателем в ст.128 УПК РФ:

1) сроки, исчисляемые часами,

2) сроки, продолжительность которых исчисляется сутками,

3) сроки, продолжительность которых исчисляется месяцами.

При исчислении суточных и месячных процессуальных сроков не принимаются в расчет час и сутки, которыми и начинается течение сроков. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (ч.2 ст.128 УПК РФ), за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре (ч.2,3 ст. 128 УПК РФ).

Следует также отметить, что срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство или иной документ до истечения срока сданы на почту, переданы или заявлены лицу, уполномоченному их принять, а также для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в медицинском либо психиатрическом станционере, если жалоба или иной документ до истечения срока сданы администрации места предварительного заключения либо медицинского или психиатрического станционера (ч.1 ст.129 УПК РФ). В том случае, если подается жалоба, ходатайство или иной документ, то время их подачи определяется по штемпелю учреждения связи. Если эти документы направляются в адрес администрации места заключения, то время их приема определяется по отметке, сделанной должностным лицом, принявшим документ. На основании ст. 130 УПК РФ, восстановление пропущенного срока возможно через подачу ходатайства тому должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело. Вопрос о признании причины уважительной решает должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело. Правоприменитель к уважительным причинам относит: стихийное бедствие, болезнь, командировку, различного рода задержки, связанные с рассмотрением замечаний на протоколы и постановления следственных и судебных органов, и т.п. В качестве заинтересованного лица в рамках уголовного судопроизводства выступают его участники, имеющие:

- уголовно-правовой интерес в исходе дела (потерпевший, его представители, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и представители);

- гражданско-правовой интерес в исходе дела (гражданский истец, гражданский ответчик и их представители).

Дознаватель, следователь, прокурор и судья, к которым поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока, обязаны вынести соответствующие постановления, как в случае его удовлетворения, так и в случае отказа. Постановления дознавателя, следователя, прокурора могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования. Жалоба разрешается в судебном заседании судьей единолично не позднее чем через 5 суток со дня ее поступления, с участием заявителя или его представителя, защитника, если они участвуют в уголовном деле, а также с участием прокурора (ст. 125 УПК РФ). Обжалование постановления судьи по поводу восстановления пропущенного срока осуществляется в вышестоящий суд. Судья вправе, при наличии оснований, восстановить пропущенный срок. О приостановлении исполнения решения, обжалованного с пропуском установленного срока, указывается в постановлении о восстановлении этого срока.

Согласно ч.2 ст. 129 УПК РФ, срок может быть продлен лишь в случаях и порядке, которые установлены УПК РФ.

Продление срока возможно при наличии следующих обстоятельств:

1) В соответствии со ст.10 УПК РФ до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Если у органов дознания или следствия имеются достаточные основания для применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, то до истечения срока задержания они, с согласия прокурора, должны подать соответствующие материалы в суд. В этом случае судья обязан рассмотреть поступившие материалы до истечения установленного срока задержания. Вместе с тем судье предоставлено право продлить срок задержания до 72 часов (ст.108 УПК РФ) при возникновении необходимости востребования дополнительных доказательств обоснованности задержания.

2) В ст.109 УПК РФ определены сроки, согласно которым лицо может содержаться под стражей не более 18 месяцев. Этот срок продлевается судом субъекта Российской Федерации или военным судом соответствующего уровня при наличии ходатайства следователя и с согласия прокурора среднего звена. Необходимость продления предельного срока содержания под стражей обусловлена невозможностью для обвиняемого и его защитника ознакомиться с материалами уголовного дела и своевременного направления прокурором уголовного дела в суд.

3) По общему правилу (ст.121 УПК РФ) ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

4) В обязанности прокурора (ст.124 УПК РФ "Порядок рассмотрения жалобы прокурором") входит рассмотрение жалобы в срок не более 3 суток со дня ее получения. Этот срок может быть увеличен до 10 суток, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры.

Продление срока предварительного следствия

Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами – до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия – до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.

Порядок продления сроков предварительно следствия

При необходимости продления сроков предварительного следствия установлен следующий порядок.

В случае возбуждения ходатайства о продлении срока следствия перед прокурором входящей в состав Российской Федерации республики, края, области, автономной области, автономного округа уголовное дело вместе с постановлением о возбуждении ходатайства направляется за семь дней до окончания срока следствия. При этом постановление должно быть подписано как следователем, так и надзирающим прокурором. В тех случаях, когда ходатайство о продлении срока возбуждается перед Генеральным прокурором Российской Федерации, дело направляется ему с соответствующим ходатайством не позднее чем за десять дней до окончания истечения срока следствия.

Вопрос, связанный с установлением срока следствия при возвращении дела на дополнительное расследование или при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному делу решается прокурором, осуществляющим надзор за расследованием данного дела в пределах одного месяца. Дальнейшее продление срока следствия осуществляется на общих основаниях и в порядке, о котором было сказано выше.

Если по делу, по которому решается вопрос о продлении срока предварительного следствия, обвиняемый находится под стражей, вопрос о сохранении и продлении этой меры пресечения решается по правилам, установленным ст. 109 УПК.

3. Приостановление и возобновление предварительного следствия

Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия

предварительное следствие законодательство расследование

Приостановление предварительного следствия представляет собой временный его перерыв, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, предопределенных сложившимися обстоятельствами, препятствующими окончанию расследования в установленные сроки.

Законом (ст. 208 УПК) предусмотрены следующие основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия:

- лицо, подлежащее привлечению по делу в качестве обвиняемого, не установлено;

- подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

- место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

- удостоверенное медицинским заключением временное тяжкое заболевание подозреваемого или обвиняемого, препятствующее его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Перечень названных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным (п.3 и п.4 ч.1 ст.208 УПК), об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник. В уведомлении всем заинтересованным участникам производства по делу указываются причины и основания приостановления следствия.

После приостановления расследования производство следственных действий по делу не допускается. Вместе с тем законодатель (ст.209 УПК) обязывает следователя в случае приостановления следствия по причине неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, принимать меры по его установлению, а в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо местонахождение его не установлено по иным причинам (п.2 ч.1 ст.208 УПК), – принимать меры к его розыску. В числе таких мер могут быть различного вида проверки, поручения, запросы в различные органы и учреждения (при необходимости и в зарубежных государствах), касающиеся розыска указанных лиц.

Розыск подозреваемого, обвиняемого, если его местонахождение неизвестно, следователь поручает органу дознания. Об этом он указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление (ч.1 ст.210 УПК). Причем объявить розыск подозреваемого, обвиняемого следователь может как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В постановлении об объявлении розыска отражаются сущность дела и обстоятельства совершенного преступления, его квалификация по статье Уголовного кодекса, по которой привлечен обвиняемый, сведения о личности подозреваемого, обвиняемого.

Если в материалах уголовного дела имеются данные, которые могут способствовать розыску обвиняемого (его фотографии, дактокарта, сведения о наличии у него особых примет, адреса его связей и т.п.), такие сведения следователь также обязан отразить в отдельной справке, прилагаемой к постановлению о розыске. Также прилагаются (когда это необходимо) копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании в отношении него меры пресечения, если она избиралась.

В соответствии с законом (ч.4 ст.210 УПК) при наличии оснований, предусмотренных (ст.97 УПК), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана любая мера пресечения, в том числе и заключение под стражу, в случаях, предусмотренных (ст.108 УПК).

Однако следует иметь в виду, что принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае его объявления в международный розыск (ч.5 ст.108 УПК).

Виды уровней розыска (местный, федеральный, международный и т.п.), порядок заведения органами дознания розыскных дел определяются в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и ведомственными нормативными актами, порядок сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола регулируется международными договорами, федеральными законами и ведомственными нормативными актами Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел РФ и других ведомств.

Действия следователя после приостановления предварительного следствия (ст.209 УПК)

1. Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным (п.п.3,4 ч.1 ст.208 УПК), об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник.

2. После приостановления предварительного следствия следователь:

1) в случае, предусмотренном (п.1.ч.1 ст.208 УПК), принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;

2) в случае, предусмотренном (п.2.ч.1. ст.208 КПК), устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

3. После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается.

Возобновление приостановленного предварительного следствия

Приостановленное предварительное следствие возобновляется на основании мотивированного постановления следователя после того, как отпали для этого основания (например, обвиняемый задержан, выздоровел, получены данные о местонахождении разыскиваемого и т.п.).

Предварительное следствие может быть возобновлено также при необходимости производства отдельных следственных действий, которые могут быть произведены без участия подозреваемого, обвиняемого (ст.211 УПК). В этих случаях после выполнения необходимых следственных действий расследование вновь может быть приостановлено.

Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также на основании постановления прокурора либо начальника следственного отдела, при осуществлении ими надзора и контроля за расследованием, если они найдут постановление следователя о приостановлении следствия незаконным и необоснованным. По жалобам участников процесса постановление следователя о приостановлении следствия может быть признано также незаконным по решению суда, который при наличии оснований может обязать надзирающего прокурора устранить выявленные нарушения.

О возобновлении приостановленного предварительного следствия сообщается заинтересованным лицам: подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также надзирающему прокурору.

В случае истечения срока предварительного следствия по приостановленному уголовному делу при его возобновлении надзирающий прокурор устанавливает срок дополнительного следствия, который не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю (ч.6 ст.162 УПК).

Дальнейшее продление срока по возобновленному производством уголовному делу и предварительное расследование проводятся в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Используемая литература

1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 18 декабря 2001 г., с изменениями от 4 марта 2008 г.

2. "О регламентации следственных действий" (Быков В., Макаров Н., Российская юстиция", 1998, N 2)

3. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005.

4. Уголовный Процесс России, / Под. ред. до доктора юридических наук, профессора Ковриги З.Ф., доктора юридических наук, профессора Кузнецова Н.П., 2002 г.

5. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Процессуальные сроки рассмотрения уголовных дел и причины их нарушения" // Бюллетень Верховного Суда РФ, №7, 1999 г.,

6. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. В.И. Радченко. – М.: Юстицинформ, 2003 г.,

7. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. – М.:ЮРИСТЪ, 2002 г.,

8. Уголовно-процессуальное право / Под ред. П.А. Лупинской. – М.: ЮРИСТЪ, 2004 г.,

9. Уголовный процесс: Общая часть. Вып. 1. – М.:ИМЦ ГУК МВД России, 2002.