Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности несовершеннолетних.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности

Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.

Первая группа мер – это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).

Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.

Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.

Главное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.

Третья группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.

Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:

- привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;

- не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответственности;

- воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.

Четвертая группа мер– это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

Пятая группа мер – это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Работа с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.

Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на:

- Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными нормативными актами. Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.

-Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.

- Организационные – специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т.д., планирование работы с ними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа -субъектов предупредительной работы).

- Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в учебных или производственных коллективах.

Необходимость государственной политики по предупреждению преступности несовершеннолетних

Длительное кризисное состояние общества, ведущее к втягиванию больших контингентов несовершеннолетних, неизбежно порождает у подростков, превращающихся сначала в молодежь, а затем во взрослых, эффект привыкания к противоправному поведению, к совершению преступлений, снабжает их криминальными навыками и связями, навыками круговой поруки, пренебрежения к честному труду и т.п. Это делает реальной опасность того, что для больших когорт молодого населения страны совершение преступлений станет нормой жизни, образом жизни и будет сопровождать их жизненный путь, а значит, и жизнь общества на протяжении десятилетий.

В жизни подростка 5-10 лет – большой срок, за который происходит формирование личности, возникают и укореняются социальные связи, профессиональные навыки. Поэтому нахождение подростка в течение 5-10 лет в криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Обществу, столкнувшемуся со столь масштабным и грозным явлением, понадобятся чрезвычайные и долговременные усилия для нейтрализации и позитивной трансформации такой крупномасштабной криминальной активности. В создавшемся угрожающем положении требуется адекватный ответ со стороны государства и общества, придется прилагать усилия и средства, не считаясь с затратами, для того чтобы общество и государство просто устояли. Иначе новое поколение граждан России окажется значительно хуже нынешнего, хотя скептикам и сейчас кажется, что хуже некуда.

Еще в Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы было сказано: "Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью. Существовавшая в тоталитарном государстве система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой – снижением доверия населения". Однако за последние годы в лучшую сторону ситуация не изменилась, а продолжала усугубляться.

Неоспоримая сложность социального явления, именуемого преступностью, и особенно сложность и многофакторность причинного комплекса, обусловливающего это явление, требует серьезной методической подготовки при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности вообще и ее неотъемлемой составной части – преступности несовершеннолетних – в особенности. Первое, что необходимо для грамотной разработки комплекса мер, охватываемых термином "государственная политика" и воздействующих на преступность несовершеннолетних, это дифференцировка их с учетом таких факторов, как возраст, место жительства, демографические особенности, социально-экономическая и криминологическая ситуация в регионе.

Криминологами доказана социальная природа преступности. Еще в 1831 году А. Кетле писал, что "общество подготовляет преступление, а преступник есть только орудие". Из этого следует, что объектом профилактического воздействия должны стать основные, наиболее значимые в социальном отношении, сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Именно на них необходимо сосредоточить основные усилия разработчиков политики. Таких сфер жизнедеятельности можно взять всего семь; родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, поведение в криминальных ситуациях и, может быть, следует выделить как самостоятельную сферу – формирование у несовершеннолетних и молодежи жизненных, нравственных, трудовых и иных базовых ценностных ориентаций.

Государственные учреждения, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних

Процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной дезадоптации девиантный подросток становится объектом воздействия разных государственных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Эти учреждения в зависимости от выполняемых ими функций могут быть разделены на четыре уровня:

1. Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т.д.), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализацию их прав и законных интересов

2. Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого-медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации и т.д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3. Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.

4. Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.

В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики, то есть имеется полностью сформированная инфраструктура профилактического пространства.

Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.

В отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Института при Генеральной прокуратуре РФ основные положения концепции государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних были разработаны Г. И. Забрянским. Предложенная им концепция включает: определение понятия государственная политика предупреждения преступлений несовершеннолетних; обоснование целей этой политики; описание элементов, объектов и субъектов, средств реализации, уровней и принципов государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних; предложены подходы к программированию предупреждения преступности несовершеннолетних как интегрированной формы реализации государственной политики.

Цели и обстоятельства при формировании задач государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних

Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. С одной стороны – это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.

Конкретные задачи этой политики должны формулироваться на основе указанных выше целей с учетом следующих обстоятельств:

а) социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций;

6) социально-психологического состояния общества, включая преобладающее в общественном мнении отношение к преступности несовершеннолетних;

в) криминогенной ситуации и ее прогноза на ближайшее и отдаленное будущее;

г) развитости социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденций его развития;

д) состояния инфраструктуры криминологической профилактики и реабилитационного пространства и возможностей (финансовых, организационных, правовых) ее реформирования и развития.

Государство располагает многими средствами реализации своей политики предупреждения преступности несовершеннолетних: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологичекая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейшим вопросом в политике является выбор приоритетных из перечисленных выше средств. Поскольку преступность – явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика. Однако на практике предпочтение отдается мерам правового сдерживания. В последние годы число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, росло более высокими темпами, чем число выявленных лиц, совершивших преступления; а число осужденных к лишению свободы подростков росло более высокими темпами, чем число осужденных. Особо подчеркнем, что тенденция к росту числа осужденных к лишению свободы подростков имеет.место при сокращении числа выявленных подростков, совершивших наиболее тяжелые преступления (убийства, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, разбои и грабежи).

В условиях дезорганизации общества особое место среди средств реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должно принадлежать праву, поскольку право – главное средство преодоления дезорганизации общества. Однако несогласованность и противоречивость Федерального законодательства, относящегося к разным областям права, (например, Законы Российской Федерации "Об образовании", "О занятости населения в Российской Федерации"), а также законов разных уровней (Федеральных и субъектов Федерации) превращает право из фактора интеграции в фактор дезинтеграции. В последние годы в Российской Федерации отмечается постоянное нарастание региональных различий. Эти различия проявляются как в социально-экономической сфере, так и в уровне преступности и распространенности других форм девиантного поведения. Например, число учтенных в органах здравоохранения несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов в расчете на 100 тыс. подросткового населения между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами России отличается на два порядка. Из этого следует необходимость регионального подхода к формированию государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних.

Общая характеристика изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями

Важную роль в деле предупреждения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями должно сыграть всестороннее изучение и предупреждение самих психических аномалии, выявление процессов и явлений, обусловливающих возникновение аномалий, и нейтрализация негативных влияний. Предупреждение преступности психически неполноценных несовершеннолетних должно включать в себя и медицинскую профилактику. В настоящее время необходимо вести наступательную работу по выявлению лиц, имеющих психические аномалии и оказанию им психиатрической помощи. Особое внимание следует обращать на несовершеннолетних, совершающих антиобщественные поступки. По моему мнению, каждого несовершеннолетнего, совершившего антиобщественный поступок, следует подвергать тщательному психиатрическому обследованию. Это в значительной мере снизит удельный вес латентной неполноценности среди несовершеннолетних преступников, Между тем, на судебно-психиатрическую экспертизу, как отмечалось выше, пока ежегодно направляется не более 10 % несовершеннолетних, совершивших преступления. Следует также проводить систематические психиатрические обследования лиц, находящихся в местах лишения свободы, и применять к ним меры с учётом особенностей их психики. Естественно, возникает вопрос: целесообразно ли применение по отношению к лицам, страдающим психическими аномалиями, такой же карательной политики, как и в отношении психически нормальных преступников? "Весьма важно выяснить, – указывает Н. А. Щелоков, – когда и в каких условиях кара перестает выполнять свою воспитательную функцию и уже не исправляет, а усиливает деформацию личности".

Изоляция несовершеннолетних с психическими аномалиями

Таким образом, содержание лиц с психическими аномалиями в ИТК и ВТК для психически здоровых представляется нецелесообразным. Проводимые в этих учреждениях воспитательные мероприятия не смогут привести к желаемым результатам по той причине, что они не соответствуют особенностям их аномальной психики. Поэтому исправление и перевоспитание лиц, страдающих психическими аномалиями, должно производиться в специальных учреждениях. Более чем 20-летний опыт существования подобных учреждений в ПНР свидетельствует о том, что создание их оправдывает себя, способствует профилактике преступности. В таких местах олигофренов и психопатов следует содержать раздельно. Желательно также дифференцированное содержание по видам олигофрений и психопатий.

Работу в этих учреждениях следует проводить совместными усилиями юристов, педагогов, психологов, психиатров. Основная цель должна заключаться не в том, чтобы наказать совершившего преступление психически неполноценного, а в том, чтобы успешно провести мероприятия по его социально-трудовой адаптации и оказать необходимую психиатрическую помощь. В соответствии с новейшими достижениями педагогики, патопсихологии, психиатрии здесь должны осуществляться необходимые меры по устранению недостатков в социализации этих личностей. "Поскольку преступление связано с недостатками процесса социализации, – замечает А. М. Яковлев, – то наказание эффективно в той мере, в которой оно способно восполнить указанные недостатки".

Создание специальных учреждений для совершивших преступления психически неполноценных несовершеннолетних, а также и для взрослых, явится важным стимулом для проведения комплексных исследований взаимосвязей, обусловливающих преступное поведение этих лиц, и существенным образом повысит эффективность профилактических мероприятий, уровень исправительного воздействия.

Создание специальных учреждениях для психически неполноценных

Очевидно, в целях предупреждения преступлений и лучшей адаптации олигофренов необходимо было бы также организовать для них в больших городах специальные вспомогательные предприятия, где ритм работы и требования соответствовали бы их возможностям. Туда направлялись бы окончившие вспомогательные школы. Отсутствие таких предприятий представляется существенной недоработкой в деле социально-трудовой адаптации олигофренов, поскольку, как свидетельствуют результаты проведённых специалистами исследований, свойственные олигофренам "невысокий уровень интеллекта, недостаточность познавательной деятельности, замедленное усвоение приемов труда и его конечной цели… отсутствие инициативы и целенаправленности делают необходимой постоянную социальную стимуляцию этих больных, то есть активное вовлечение их в работу на всех этапах приспособления к труду, а также неизбежность длительного обучения, как правило, в специально созданных условиях с обязательным использованием многократного наглядного показа"

Безусловно, на обычных предприятиях невозможно организовать каждодневную, кропотливую, научно обоснованную работу с психически неполноценными, вследствие чего в их психической деятельности часто происходят срывы, выливающиеся в нарушения трудовой дисциплины, конфликты с окружающими, преступное поведение.

Создание специальных исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждений и специальных предприятий для страдающих психическими аномалиями существенным образом может улучшить их психологический микроклимат и стать одним из факторов предупреждения преступности психически неполноценных, как взрослых, так и несовершеннолетних.

Литература

1. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2000 г. № 7.

2. Гаубрих Н. Ю. Некоторые особенности социально-трудовой адаптации больных олигофренией // Вопросы клиники, терапии и социальной реабилитации психически больных: Тезисы докладов научно-практической конференции 24–25 ноября 1973 года. – М., 1973 г.

3. Королев Ю. А. Семья как субъект права // Журнал Российского права. – 2000 г. № 10.

4. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002 г.

5. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002 г.

6. Лепин В. М. Материалы для контроля и оценки физического состояния подростков. – Л., 1966 г.

7. Меркушов Д. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2000 г. № 6.

8. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 1998. – № 16

9. Прозументов Л. М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск: Изд-во ТГПУ, 1999 г.

10. Щелоков Н. А. Социалистический образ жизни и вопросы укрепления правопорядка в условиях развитого социализма // Социологические исследования. – 1977. – № 3.

11. Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1982 г.