Предпринимательство и бизнес в России

Предпринимательство и бизнес в России.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности развития предпринимательства в России

Предпринимательство в России возникло еще с давних времен, с Киевской Руси. Первыми предпринимателями были мелкие торговцы и купцы. Со времен Петра I стали создаваться мануфактуры, начали развиваться такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. После реформы 1861 года началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. В 90-е годы XIX в. складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство в России становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник. Развитие предпринимательства дало толчок развитию экономики России и повышению ее престижа на мировом уровне. Зарубежные эксперты предсказывали громадный подъем российской промышленности, который сравнивали с колоссальными сдвигами в экономики США в последней трети XIX века.

В дальнейшем развитие российской экономики было прервано войнами и революциями (февральской и октябрьской). Страна находилась в состоянии хозяйственной разрухи.

Предпринимательское движение после 1917 года было фактически прервано.

В истории последних десятилетий исследователями выделяются три главных этапа: период "военного коммунизма", нэп и несколько десятилетий административно-командной экономики.

Первый период характеризовался национализацией предприятий крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, всех банковско-кредитных учреждений, товарных и фондовых бирж. Другой стороной этого периода явилась конфискация всех помещичьих владений и значительной части земель, принадлежащих кулакам, что привело к сокращению поголовья крупного рогатого скота, овец, свиней. К этому следует добавить, что была установлена продовольственная диктатура, введена продразверстка, вся произведенная сельскохозяйственная продукция изымалась для потребления городским населением.

Через несколько тяжелых лет выживания пришли к выводу о необходимости найти ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих социалистов. Все это вылилось в новую экономическую политику.

Основное содержание нэпа заключалось в стимулировании экономической предприимчивости, товарно-денежных отношений, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.

В 1928–1929 гг. в стране происходит смена политического курса, которая привела к свертыванию нэпа и переходу к командно- административной системе хозяйства. Происходила насильственная ломка сложившихся производственных отношений, ликвидация всех видов собственности, включая и кооперативную, огосударствление сельского хозяйства и раскулачивание.

Возникло несоответствие между ростом производительности труда и зарплатой, началось расстройство денежной системы, стал ощущаться товарный голод. В 30-х годах была введена карточная система. В дальнейшем развитии страны, отрасли I подразделения значительно опережали отрасли II подразделения, структура экономики отставала от развитых государств мира примерно на 50 лет.

Ситуация, в которой оказалась страна после событий 90-х годов ХХ века, привела к необходимости возрождения рыночных отношений, рыночных субъектов, в первую очередь – предпринимательства. Таким образом, развитие российского предпринимательства должно основываться на следующих предпосылках:

– ни одна страна мира не имеет столь резких географических, экономических и социальных контрастов в региональном развитии, как Россия;

– интеграция в мировую систему хозяйствования в качестве полноправного партнера возможна только на основе развитого промышленного потенциала, конкурентоспособного с индустриально развитыми странами;

– экономический рост возможен только при опоре на собственные силы и возможности, так как, имея в виду конкурентные начала в мировом рыночном хозяйстве, ждать масштабной международной помощи на восстановление утраченного потенциала и его наращивание вряд ли возможно.

Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях

В Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) одной из приоритетных задач деятельности Правительства Российской Федерации определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений (рис. 1).

Предпринимательство и бизнес в России

Рисунок 1.

Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. На 1 января 2006 г. зарегистрировано 979 тыс. юридических лиц – субъектов малого предпринимательства.

Из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44 %, что более, чем в 2 раза меньше показателей развитых стран.

За период с 1999 по 2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 100 тыс. единиц или 11,2 %. Однако с 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика – количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3% (ликвидировалось ежегодно 25 тысяч компаний). Тенденция постепенного роста наметилась лишь к 2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий, действовавших в 1999 году.

Изменение динамики, по нашим оценкам, обусловлено общей благоприятной макроэкономической ситуацией и мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в 2002-2004 годах:

- упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна";

- введение специальных налоговых режимов;

- установление 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.

Отмечая положительный ежегодный прирост малых предприятий в 25 тысяч компаний, мы понимаем, что в абсолютном выражении он явно не достаточен. В Польше ежегодно возникает около 80 тысяч компаний, во Франции – 220 тысяч, а средний показатель развитых стран – ежегодное создание от 10% до 20% новых предприятий. Столько же компаний ликвидируется. Это обеспечивает быстрый переток ресурсов в более конкурентные сферы экономики.

Важным показателем развития предпринимательства является показатель "плотности" малых предприятий в субъектах Российской Федерации (в расчете на 100 тысяч населения).

По этому показателю, регионы могут быть разделены на три группы:

- низкий уровень – "плотность" малых предприятий – от 0 до 300 – 19% регионов;

- средний уровень – "плотность" малых предприятий – от 301 до 700 – 67% регионов;

- высокий уровень – "плотность" малых предприятий – от 701 и более – 14% регионов.

Максимально близки к среднеевропейским показателям (3000 малых предприятий на 100 тысяч жителей) Москва и Санкт-Петербург (2,0 тысячи и 2,3 тысячи предприятий на 100 тысяч жителей соответственно). А разрыв между регионом-лидером (Санкт-Петербургом) и регионами-аутсайдерами достигает десятки и сотни раз.

Конечно, такие диспропорции во многом следствие структуры экономики, сложившейся за десятилетия в регионах.

Вместе с тем это требует от региональных правительств более активных мер по устранение различий в уровне развития малого предпринимательства.

Структура малого бизнеса не меняется на протяжении 11 лет. Наибольшее количество рабочих мест создается в оптовой и розничной торговле и сфере услуг – 4,2 млн. человек (47%). Промышленность и строительство предоставляют 1,8 млн. и 1,6 млн. рабочих мест соответственно (19 % и 17 %).

Показатели занятости на малых предприятиях в иных сферах, мягко говоря, удручающие: здравоохранение – 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйств – 2,7%, наука – 1,3%, транспорт и связь – 5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах.

По темпам прироста занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5 % в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики.

Отраслевое распределение занятости является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности.

Торговля является наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится более 72 % оборота малых компаний. Промышленность и строительство – на втором месте (9,8 % и 7 %).

Вместе с тем, в производстве некоторых видов продукции доминируют малые предприятия.

По имеющимся оценкам Росстата малые предприятия производят 50-60 % металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70 % рыбы охлажденной. Свыше 97 % строительных организаций – это малые предприятия. В сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходятся около 60 % валовой продукции сельского хозяйства.

Создание условий для изменения структуры малого бизнеса – несомненная задача Правительства России. Но она не может решаться директивно. Правительство должно создавать условия для прихода малых предприятий в такие сектора как промышленность, транспорт, связь, здравоохранение, наука прежде всего через реформы государственного сектора этих отраслей. Яркий пример – жилищно-коммунальное хозяйство, где малые предприятия демонстрируют высокий уровень рентабельности в 4,2 %, при отрицательной рентабельности "-9%" крупных предприятий.

Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений

Какой же именно крупный бизнес и при каких условиях легитимен в глазах россиян? И как вообще они видят обязательства бизнеса по отношению к обществу? Полученные данные показывают: лишь треть россиян убеждена, что любой законный бизнес всегда имеет право на общественное одобрение и государственную защиту. А вот для большинства населения отношения "бизнес – общество – власть" носят конвенциональный характер и предполагают выполнение всеми сторонами определенных условий. По мнению наших сограждан, для бизнеса это означает необходимость развиваться не за счет присвоения госимущества, а за счет собственных ресурсов, а приобретение госсобственности допускается только в тех случаях, когда необходимо спасти умирающее предприятие.

В этом же ряду условий – помощь региону в решении острых социальных задач и забота о своих работниках (см. рис. ).

Предпринимательство и бизнес в России

Рисунок 2.

Характерно, что первоочередность таких условий, как развитие с нуля за счет собственных средств либо за счет постановки на ноги депрессивных госпредприятий, отмечается больше респондентами средних и старших возрастов, тогда как молодежь чаще других полагает, что не так важна предыстория бизнеса, а важно, чтобы предприниматель сегодня платил налоги и обеспечивал рабочие места.

Как видим, ожидания общества по отношению к крупному бизнесу достаточно четко артикулированы и вполне логичны. Более того, они вполне выполнимы. В этих условиях задачей служб по связям с общественностью как отдельных компаний, так и организаций, представляющих интересы крупного бизнеса, является информирование общества о сдвигах в данном направлении и формирование адекватного образа крупного бизнеса в России.

Впрочем, в деятельности по дальнейшей легитимации в общественном сознании крупного бизнеса необходимо учитывать региональный аспект отношения к крупному бизнесу. Представления об условиях легитимации крупного бизнеса в глазах общества, о его приоритетных социальных ролях заметно различаются в разных регионах, как и само отношение к крупному бизнесу.

Важной составляющей образа бизнеса в общественном мнении является также характер и содержание его деятельности, а также "близость" его продукции к самим людям. Так, общественно важным россияне признают в первую очередь бизнес, связанный с производством товаров массового потребления, в том числе продуктов питания, с предоставлением услуг населению, со строительством, связью и транспортом, с развитием высоких технологий, металлургией, машиностроением, ВПК. Роль бизнеса в этих отраслях россияне чаще оценивают положительно, чем отрицательно (см. рис.3).

Более скромно в общественном мнении оценивается роль бизнеса в сфере добычи и переработки природных ресурсов, а также в финансово-кредитной сфере (доли положительных и отрицательных оценок примерно одинаковы). И это также представляется вполне понятным, так как в первом случае речь идет, по логике населения, об эксплуатации природных ресурсов, а также характерном для постсоветской России недоверии людей к финансово-банковской сфере, усугубленном негативным опытом последнего десятилетия с разного рода дефолтами и финансовыми пирамидами. Да и другие опросы последнего времени указывают на то, что россияне крайне мало доверяют банкам, предпочитая держать денежные средства дома или вкладывать их в товары длительного пользования или недвижимость.

Предпринимательство и бизнес в России

Рисунок 3

Данные настоящего опроса свидетельствуют о гораздо более высокой степени лояльности к крупному бизнесу во всех отраслях прежде всего со стороны молодых и преуспевающих россиян.

Особенно наглядно это видно из отношения респондентов к наиболее "спорным" отраслям – финансовой и добывающей. Если среди людей старшего поколения отрицательную оценку роли бизнеса в этих отраслях дают треть опрошенных, то среди молодежи – только каждый десятый.

Конвенциональность отношений "власть – общество – бизнес" предполагает, что не только бизнес должен нести определенное бремя общественно значимых обязанностей, но и власть и общество, со своей стороны, также должны создавать для его развития определенные условия. Что же это за условия, при которых общество, по мнению россиян, вправе ждать от бизнеса социально ответственного поведения? Как видно из рисунка 4, среди россиян в целом преобладает убеждение, что общество может рассчитывать на участие бизнеса в решении своих социальных проблем только в случаях: 1) если власть создает для бизнеса нормальные условия и 2) сами люди относятся к представителям бизнеса с уважением. Сторонники же точки зрения, что бизнес всегда, при любых условиях, должен участвовать в решении социальных – всего четверть населения.

Предпринимательство и бизнес в России

Рисунок 4

Респонденты, которые относятся к крупному бизнесу положительно, и те, у кого он вызывает лишь отрицательные эмоции, смотрят на этот вопрос по-разному. Среди первых последовательно конвенционально подходят к этому вопросу свыше трех четвертей их представителей, в то время как среди вторых таковых чуть меньше половины, и почти столько же убеждены, что бизнес обязан участвовать в решении социальных проблем всегда, при любых условиях. В то же время даже среди тех, кто относится к крупному бизнесу плохо, менее половины (43,1%) считают себя вправе ожидать от бизнеса участия в решении социальных проблем общества безотносительно к позиции власти и общества по отношению к нему самому.

С другой стороны, россияне убеждены, что если уж бизнес выполняет свою часть негласного договора и участвует в решении социальных проблем, то и государство должно отвечать добром на добро.

Следует подчеркнуть, что большинство россиян понимает, хотя бы отчасти, те трудности, с которыми сталкивается бизнес в современном российском обществе. Лишь каждый десятый опрошенный уверенно заявил о том, что в России сегодня можно вести бизнес абсолютно законно (см.рис. 5). В невозможности этого убеждена треть россиян, остальные же считают, что вести бизнес честно "можно, но трудно". Причем трудности эти, по крайней мере в сознании рядовых россиян, связаны в основном с позицией государственной власти в целом или отдельных ее представителей.

Предпринимательство и бизнес в России

Рисунок 5

Однако во многом трудности законного ведения бизнеса в массовом сознании носят мифологизированный характер. Как показывают данные, наиболее оптимистично правовую среду обитания современного бизнеса оценивают те, кто ближе всех к ней находится, – индивидуальные предприниматели. Они, в частности, чаще других считают, что бизнес сегодня, безусловно, можно вести честно либо что делать это можно, хотя и трудно. Поэтому то отношение, которое население сегодня демонстрирует к бизнесу, можно считать в значительной степени комплиментарным, поскольку люди делают для него даже больше скидок (в частности, на трудности законного ведения бизнеса), чем сами участники предпринимательской деятельности.

Что же касается главных причин, по которым бизнес в России идет на нарушение закона, то большинство россиян видят их в коррупции в органах государственной власти и недостатках действующего законодательства (63,5% и 58,9% соответственно). Почти половина опрошенных в нечистоплотности бизнеса винит сложившуюся в стране атмосферу всеобщего игнорирования законодательства, в которой любой законопослушный бизнесмен обречен на разорение (47,5%). В то же время многие в нарушениях предпринимателями законов видят стремление нажиться за счет сложившейся ситуации (что называется "ловить рыбку в мутной воде"). Так, 43,9% респондентов полагают, что бизнесмены таким образом пополняют фонд черного нала, а 31,7% вообще полагают, что закон в бизнесе нарушать выгодно. А вот доля тех россиян, которые связывают нечестность ведения бизнеса с сугубо личными качествами предпринимателей, невелика и составляет 15,6%.

Таким образом, взаимоотношения бизнеса, власти и общества воспринимаются населением как отношения конвенционального характера, предполагающие наличие и выполнение сторонами взаимных обязательств. Поэтому требования, которые общество и власть предъявляют бизнесу, должны сопровождаться адекватными условиями для развития бизнеса. С одной стороны, это связано с участием государства, а с другой – с уважительным отношением к бизнесу самого населения.

Социальная роль и ответственность бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении

В своем отношении к бизнесу, как показало исследование, население все больше начинает ориентироваться не на то, из какого теста вырос современный российский бизнес, а на то, какую роль в жизни всего общества и каждого человека в отдельности он может и должен играть сегодня. Как же люди понимают социальную роль бизнеса в жизни общества, чего они от него ждут?

Первое, что надо отметить в этой связи, – это убежденность россиян в том, что обладатели высоких доходов должны делиться их частью с обществом в целом и другими людьми, даже если высокие доходы являются результатом усилий отдельных людей. Такой точки зрения придерживаются 71,9% наших сограждан.

Требование делиться высокими доходами, можно сказать, становится сегодня культурной нормой, которую разделяют большинство представителей всех социальных групп и слоев российского населения. Хотя, конечно, среди успешных, молодых и активных россиян доля тех, кто полагает, что высокие доходы, полученные усилиями отдельных людей, должны принадлежать только им, тоже сравнительно высока. Например, среди молодежи до 30 лет их 40,0%, среди выигравших от реформ – 41,4%, среди среднеобеспеченных респондентов – 33,2%.

Господство в России на протяжении 90-х годов преимущественно варварского и безответственного предпринимательства обусловило нынешнюю позицию населения, согласно которой социальная ответственность представляется даже более важной составляющей бизнеса, нежели его экономическая эффективность. Большинство опрошенных (60,4%) полагают, что сегодня важно повышать социальную ответственность бизнеса, даже если это несколько снизит его экономическую эффективность. Возможно, в определенной степени эта точка зрения является компенсацией за всеобщую уверенность в том, что бизнесмены все равно всех предусмотренных законодательством налогов не платят, обязательств не выполняют, поэтому с них не грех потребовать что-то дополнительно.

Около трети россиян (37,3%) придерживаются либеральных взглядов в отношении бизнеса и полагают, что для него сегодня главное – экономическая эффективность и конкурентоспособность.

Однако необходимо сказать, что в российском обществе сегодня есть группы, которые поддерживают приоритет экономической эффективности над повышением социальной ответственности бизнеса. Это в основном молодежь, высокообеспеченные слои населения и те, кто имеет непосредственное отношение к бизнесу. Например, среди респондентов, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и не понаслышке знакомы с финансовыми и организационными трудностями предпринимательской деятельности, доля тех, кто в качестве первоочередной задачи развития российского бизнеса видит повышение его экономической эффективности и конкурентоспособности (60,8%), является преобладающей (см. рис. 6).

Предпринимательство и бизнес в России

Рисунок 6

Социальные программы, как правило, предполагают изъятие из оборота компаний части средств, а это сегодня по силам далеко не всем предпринимателям. И многие россияне учитывают это обстоятельство в своих ожиданиях, адресованных к бизнесу. В результате общественное мнение по данному вопросу расколото. Половина опрошенных (51,0%) придерживаются принципа всеобщности социальной ответственности и полагают, что социальные обязательства должны нести все частные компании и предприниматели вне зависимости от уровня их прибыльности, и почти аналогичная часть опрошенных (46,9%) полагает, что бремя социальной ответственности должны нести только крупные компании. Естественно, что наибольшее число сторонников того, чтобы бремя социальной ответственности перераспределялось внутри бизнес-сообщества в сторону крупных его представителей, опрос выявил среди индивидуальных предпринимателей (71,5%).

Таким образом, среди россиян сегодня нет единства во взгляде на то, насколько универсальным и всеобщим должен быть подход к социальным обязательствам бизнеса. На первый взгляд, в этом видится существенное противоречие – с одной стороны, большинство россиян согласно с тем, что надо повсеместно развивать социальную ответственность, а с другой – многие из опрошенных "освобождают" от нее предприятия небольшие и малодоходные. Это противоречие объясняется достаточно широкой трактовкой россиянами понятия социальной ответственности.

Как показало исследование, либеральная (узкая) трактовка социальной ответственности бизнеса, предполагающая исключительно выполнение им обязательств перед государством (уплата налогов) и работниками своих предприятий (заработная плата), разделяется лишь 35,3% населения. В то время как большинство (58,1%) понимает под социальной ответственностью также участие в решении социальных проблем страны и регионов. Другими словами, социальная ответственность в понимании россиян подразумевает выход за пределы основных функций и задач бизнеса.

С расширительным пониманием социальной ответственности бизнеса соглашаются представители почти всех групп и слоев российского населения, включая молодежь и срединное большинство общества. Лишь среди тех, кто считает себя высокообеспеченными и безусловно выигравшими от реформ, баланс оценок складывается в пользу узколиберального понимания ответственности бизнеса (51,2% против 45,3%). Примечательно, что этот вопрос не связан безусловно с идейно-политическим сегментированием общества, и даже в стане чистых либералов, твердых сторонников СПС, поддержка расширительной трактовки пусть незначительно, но все же выше (47,9% против 46,5% высказывающихся за узколиберальную трактовку).

Какие же конкретно направления социальной деятельности бизнеса представляются россиянам наиболее важными? Есть три четко различающиеся по популярности среди россиян группы проблем, к решению которых они видят необходимость подключить и крупный бизнес.

Первая группа включает проблемы, набравшие поддержку более чем у половины опрошенных россиян: развитие материальной базы отраслей социальной сферы, создание новых рабочих мест, прямая помощь наиболее социально уязвимым группам. Как видим, в число главных приоритетов наряду с непосредственной функцией бизнеса (созданием рабочих мест) включаются проблемы, которые фактически являются задачами государственной социальной политики. Разумеется, люди не ждут их решения бизнесом вместо государства, но надеются на понимание предпринимателями значимости этих проблем и посильную помощь стране в их решении, прежде всего за счет честной уплаты налогов.

Вторая группа, о приоритетности которой говорит примерно треть населения, включает задачи, связанные с социальной ответственностью бизнесменов перед своими работниками, перед регионами, где расположены их предприятия, а также с помощью в решении отдельных острых проблем (защита окружающей среды, борьба с наркоманией, поддержка талантливых представителей из различных сфер деятельности и т. д.). В этих вопросах россияне ожидают активного и непосредственного участия крупного бизнеса. Обратим внимание, что здесь также прямые задачи и функции бизнеса соседствуют с более широкими направлениями деятельности, выходящими за рамки непосредственной ответственности бизнеса.

Третья группа проблем, о значимости которых заявили 6–17% опрошенных, включает вопросы, решением которых, по всей видимости, по мнению россиян, должно заниматься скорее государство, нежели бизнес, – поддержка социальных инициатив и общественных организаций, сокращение дискриминации в сфере труда, улучшение ситуации в сфере прав человека и т. д. Между тем заметим, что в международных документах, раскрывающих содержание и принципы социальной ответственности бизнеса, преодоление дискриминации в сфере труда, соблюдение прав человека, а также улучшение экологии отнесены к первоочередным задачам. В России же, как показывает практика, эти проблемы не особо волнуют не только население, но и власть и бизнес.

В определении конкретных направлений социальной деятельности бизнеса просматривается ряд адресных запросов, когда то или иное направление оказывается более актуальным для представителей определенной социальной группы населения. Так, молодежь чаще других выделяет такие позиции, как выплата премий и стипендий талантливым студентам, ученым, улучшение ситуации в области прав человека. Люди средних возрастов ожидают большего внимания проблемам повышения квалификации и переобучения, создания новых рабочих мест. Пожилые респонденты прежде всего ожидают от бизнеса денежной и материальной помощи малоимущим и другим социально уязвимым группам населения.

Активные и успешные респонденты чаще других ждут от бизнеса помощи в развитии частного предпринимательства и малого бизнеса, создания условий для роста экономической активности населения в области кредитования, страхования, развития банковских услуг.

В целом же можно сказать, что социальная ответственность бизнеса воспринимается россиянами как важная составляющая социальной справедливости в обществе и как необходимый компонент цивилизованных взаимоотношений бизнеса, государства и населения. При этом социальная ответственность понимается населением широко, под ней подразумевается не только деятельность, связанная с задачами и функциями самого бизнеса, но и деятельность вне сферы его непосредственной ответственности, в том числе решение ключевых социальных проблем регионов и страны в целом.

Выводы

Сегодня, когда мир становится все более сложным, трансформируется структура отношений между бизнесом и социумом: общество ждет от предпринимателей не только качественных товаров и услуг по приемлемой цене, а нечто большего – стабильности.

Таким образом, необходимость проводить социально ответственную политику определяется не столько властями, сколько давлением со стороны потребительского рынка. В результате компании, использующие социальные проекты как последнее и новейшее преимущество в конкурентной борьбе, имеют значительную "фору" по сравнению с "несознательными" конкурентами.

Литература

1. Алимова Т.А. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве / Вопросы статистики, 2003. № 8. – 34 с.

2. Анализ внешней среды развития предпринимательства / Аналитический справочник. – М.: Ресурсный центр МП, 2002.–168 с..

3. Анализ имеющейся и недостающей информации по малым предприятиям России /Аналитический справочник – М.: Ресурсный центр МП, 2006. – 41 с.

4. Андреев В.К. Основы предпринимательского права России. – М, 2002.

5. Беленький В.Х. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России / Социально-политический журнал. 2003. – № 9/10.

6. Беляева Л.А. Средний класс проблемы формирования и развития в России / Мир России. – М.Д996, 2005.

7. Блинов А.О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития / Этнополитический вестник. 2005, № 4.

8. Браславский Д. Большая поддержка малого бизнеса: Опыт Дании / Бизнес. 2004, № 1, – с. 26-27.

9. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Москва. Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт". Издательский Дом "Инфра-М". 2003. 368 с.

10. Дынкин А.А., Стерлин А.Р., Тулин Н. Предпринимательство в конце XX века. – М., 2002.

11. Зевелев В.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – М., 2004.

12. Лисиненко И.Т. Предпринимательство и рынок – важнейший экономический и социально-культурный феномен современности. – М., 2004.

13. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы /Аналитический сборник. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2000. – 160 с

14. Манжикова В.Э. Особенности развития предпринимательства в России // Предпринимательство в России. – Барнаул, 2003. – 15 с.

15. Мау В. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России. 1985-1994 гг. – М., 2005.

16. Перепелица Г.В. Особенности взаимодействия предпринимательства и властных структур / Г.В. Перепелица // Материалы научно – практической конференции преподавателей и аспирантов "Инновационное предпринимательство в России: проблемы, поиски, решения". – Бугульма: Изд-во ИЭУП. – 2005. – 73 с.

17. Перепелица Г.В. Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике / Г.В. Перепелица // Российское предпринимательство. – 2006. – № 8. – с. 28-32

18. Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). К 10-летию РСПП. Авторский коллектив: Агафонов А.А., Дмитриев В.Л., Ивершина М.В., Казанин А.М., Федосеева В.Н., Цветкова О.Е. Москва. ИТРК РСПП. 2005. 174 с.

19. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. Москва. "ЭБТ-Контур". 2004. – 290 с.

20. Федцов В. Г. Предпринимательский прорыв экономики россии в XXI веке. Москва. Академия Русский Предпринимателей. 2005. – 48 с.

21. Шамхалов Ф.И., Котилко В.В. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России / Научн. ред. Филиппов Н.Н. – М., 2002.