Предпринимательские риски

Предпринимательские риски.

Статьи по теме
Искать по теме

Предпринимательский риск как экономическая категория.

Что такое предпринимательский риск? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, так как риск – понятие сложное и многоаспектное. В экономической литературе нет единого мнения относительно определения сущности предпринимательского риска, поэтому большой интерес представляет анализ различных точек зрения по этому вопросу. Согласно трудам ученых-экономистов, мы можем подчеркнуть мысль о том, что предпринимательство – это деятельность, всегда связанная с риском.

Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов стал проявляться в условиях всеобщности товарно–денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории особое внимание уделяют исследованию проблем риска и предпринимательской деятельности.

К примеру, французский экономист Р. Котильон, который считается отцом самого термина "предприниматель", одним из первых выдвинул концепцию риска как отличительной черты предпринимательской деятельности. Он считал, что предпринимателем является человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. В своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" Адам Смит пишет, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском – "Прибыль так сильно колеблется, что человек, ведущий какое-нибудь торговое дело, не всегда может сам сказать вам, какова в среднем его годовая прибыль. На нее оказывают влияние не только каждое колебание цены товаров, которыми он торгует, но и удачи и неудачи его конкурентов и потребителей, а также тысячи других случайностей, которым подвержены его товары при перевозке морем или сушей или даже на складе. Прибыль поэтому колеблется не только из года в год, но и изо дня в день и почти с часу на час". К. Макконелл и С. Брю пишут: "Предпринимательство – это особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд признаков, среди которых характеристика предпринимателя как человека, идущего на риск. Предприниматель рискует не только временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами – собственными и своих компаньонов или акционеров". В 30-е годы XX века экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности и прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями:

I. размерами ожидаемой прибыли;

II. величиной ее возможных колебаний.

Поведение предпринимателя, согласно неоклассической теории риска, обусловлено концепцией предельной полезности. Это означает, что при наличии двух вариантов, например, капитальных вложений, дающих одинаковую ожидаемую прибыль, предприниматель выбирает вариант, в котором колебания ожидаемой прибыли меньше.

Согласно неоклассической теории, для предпринимателя верная прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями менее интересна.

Дальнейшее развитие неоклассической теории риска продолжили в своих работах венгерские экономисты Т. Бачкаи, Д.Мессен. Сущность риска они видят в возможности отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение.

Проблема риска в нашей стране достаточно "созрела". Однако сейчас, как отмечает А.П. Альгин, перечень литературы о риске досадно беден, фундаментальных исследований, по существу, нет. А.П. Альгин определяет риск как "деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели". Анализ экономической литературы, посвященной проблеме риска, таких авторов, как: В. Абчук, А. Альгин, С. Жизнин, Ю. Осипов, Б. Райзберг, С. Валдайцев, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения предпринимательского риска.

В. Абчук определяет риск как "образ действий в неясной, неопределенной обстановке (наудачу), и то, что рисковать следует лишь в тех случаях, когда возможен успех (в надежде), и, в-третьих, что ожидаемый положительный результат риска носит закономерный характер". Л. Растригин и Б. Райзберг определяют риск как "ущерб, возможные потери", придерживаясь тем самым классической теории предпринимательского риска.

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как:

- случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;

- наличие альтернативных решений;

- известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

- вероятность возникновения убытков;

- вероятность получения дополнительной прибыли.

Таким образом, категорию "риск" можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Хотя предпринимательский риск чаще всего отождествляют с возможностью финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, иногда он рассматривается и как вероятность превысить ожидаемую прибыль.

Предпринимательский риск можно рассматривать в качестве экономической категории, которая количественно и качественно выражается в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, отражает степень неуспеха (или и успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.

Существуют объективные (не зависящие от предпринимателя) и субъективные причины и факторы, влияющие на появление рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса.

Исходя из опыта, есть множество объективных причин появления рисков при создании, осуществлении и ведении предпринимательской деятельности, ведь нельзя знать заранее и просчитать, как повлияют все факторы на итоговые результаты деятельности фирмы. При этом, в течение деятельности, факторы способны меняться, варьироваться и, следовательно, просчет их влияния на конечные данные, невозможен. Является фактом и то, что получение прибыли не гарантировано. Это положение зафиксировано в Гражданском Кодексе РФ (статья 933).

Появление предпринимательского риска – это обратная сторона экономической свободы предпринимателей. В то время как предприниматель способен извлечь выгоду из своего дела и максимизировать прибыль, он может разориться. И, так как, помимо одного предпринимателя существует множество других, то, по мере развития в стране рыночных отношений произойдет увеличение неопределенности и предпринимательского риска. Следовательно, исключить неопределенность настоящего и будущего в предпринимательской деятельности весьма сложно, так как неопределенность является элементом объективной действительности, поэтому риск присущ предпринимательству в любой сфере деятельности.

Риск – понятие достаточно неопределенное, ведь оно используется в ряде наук и имеет качественно разный смысл. Так, к примеру, в отрасли права риск рассматривается в связи с нарушением правовых норм и законодательства. В последнее время исследования по анализу рисков можно найти в литературе по психологии, медицине, философии, в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.

Согласно известному американскому ученому П. Друкеру, предпринимательство как вид деятельности является наиболее рискованным из всех различных направлений в экономической политике. В то же время он делает акцент на том, что даже успешные компании с постоянным доходом не застрахованы от различного рода несчастных случаев, неприятностей и неожиданных ситуаций. Предпринимательство, по утверждению Друкера, может оказаться рискованным потому, что очень многие так называемые предприниматели не обладают достаточной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не в ладах с элементарными, хорошо известными правилами.

Предпринимательский риск является объективной категорией, так как возникает под воздействием непредвиденных заранее причин, в то же время его появление отражается на практической деятельности самого предпринимателя.

Далее хотелось бы отметить основные характерные моменты, свойственные рисковой ситуации:

- случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;

- наличие альтернативных решений;

- известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

- вероятность возникновения убытков;

- вероятность получения дополнительной прибыли.

Предпринимательская деятельность тесно связана с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства, из много вариантности сфер приложения капитала и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний о предпринимательской деятельности и многих других обстоятельств. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Итак, в конкретной экономической, хозяйственной, производственной деятельности, а также при решении новаторских задач следует:

выявлять возможные благоприятные и отрицательные последствия своих действий;

учитывать степень вероятности получения нужного результата, вероятность положительных последствий и отклонений от выбранной цели.

Риск реализуется через потерю предпринимателем своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов, сверх предусмотренных прогнозом или планом его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Таким образом, снижение величины предполагаемого дохода, или так называемая упущенная выгода, также входит в категорию риска.

Функции и виды предпринимательских рисков.

Как и любая экономическая категория, предпринимательские риски выражают свою сущность в функциях. Наиболее общепринятыми в экономической литературе считаются следующие функции риска:

- Регулятивная;

- Защитная;

- Инновационная;

- Компенсирующая;

- Аналитическая.

Регулятивная функция имеет противоречивый характер и ей свойственны две формы проявления: конструктивная и деструктивная. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к волюнтаризму, крайним проявлением которого является авантюризм. То есть, он позволяет преодолеть консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, которые препятствуют перспективным нововведениям. В этом заключается конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска. Эта разновидность риска объективно содержит значительную вероятность невозможности достижения цели при реализации решения.

Конструктивность выражается, в частности, в том, что риск играет роль своеобразного катализатора при принятии экономических решений. Можно сказать, этот аспект проявляется в деятельности инновационных банков, инвестиционных фондов, особенно венчурных (рисковых) фирм классического западного типа. Венчурный капитал предназначается для финансирования новаторских начинаний (внедрение технических новшеств, выпуск новых видов продукции) и формируется из взносов отдельных вкладчиков, корпораций, правительственных ведомств.

Согласно конструктивной форме, способность рисковать – это один из вариантов успешного развития фирмы, состоит в исследовании источников риска при проектировании операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения.

Деструктивная форма регулятивной функции риска проявляется в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к операциям, которые являются авантюрными. Но риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск – дестабилизирующий фактор.

Следовательно, хотя риск и "благородное дело", но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

Тогда должен возникнуть следующий вопрос, что же является "разумным риском"? Из различных определений наиболее точным является определение Татеиси. В своем труде "Вечный дух предпринимательства" он пишет: "Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался "правила 70/30". Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется "разумным риском"". Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях "правило 70/30" ограничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать "правило 30/70".

Следующая функция предпринимательского риска защитная. Она проявляется в том, что если предприниматель относится к риску как к естественному состоянию, то он должен спокойно относиться и к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск. Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.

Защитная функция риска также имеет два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Первый аспект объективно связан с тем, что для страхования рисков отдельные индивидуумы и хозяйственные организации вынуждены создавать средства защиты от негативных явлений, стихийных бедствий и т.д. в форме страховых (резервных) фондов, фондов риска, финансовых резервов предприятий. Основное содержание социально-правового аспекта защитной функции риска состоит в необходимости обеспечения права на хозяйственный риск и закрепления его в законодательном порядке как категории правомерности экономического риска. Такая категория права предусмотрена в хозяйственном законодательстве большинства зарубежных стран и регламентирует экономические гарантии, исключающие в случае неуспеха наказание работника, пошедшего на обоснованный риск. Эти гарантии вообще рассматриваются как необходимое условие для предпринимателя на обоснованный риск. В российском законодательстве понятие правомерности экономического риска и необходимые в этом случае гарантии пока отсутствуют, что сдерживает применение обоснованных рисковых решений в хозяйственной практике, а также размывает границы ответственности за последствия решений, принятых в результате бесхозяйственности и некомпетентности руководителей.

Следующая функция – инновационная. Благодаря ей, предпринимательский риск стимулирует поиск качественно новых, нетрадиционных путей решения проблем, которые стоят перед предпринимателем.

Исходя из опыта зарубежных стран, можно сказать, что в международной хозяйственной практике данная функция имеет положительное влияние. Большинства фирм, компаний добиваются успеха, когда вносят новизну в производственный процесс, отказываются от устаревших методов, ведут инновационную деятельность, тем самым устраняя конкурентов. Рисковые решения, рисковей тип хозяйствования приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и потребители, и общество в целом.

Нельзя не сказать об аналитической функции предпринимательского риска, которая связана с анализом всех факторов и условий осуществления успешной предпринимательской деятельности. Она выражается в форме выбора одной из альтернатив (положительной) разрешения рисковых ситуаций, возникающих в деятельности предпринимателей посредством применения экономико-математических расчетов предполагаемых последствий риска, использования теории вероятности и закона повторяемости экономических событий. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например при принятии решения об инвестициях, необходимо использовать специальные методы анализа. Некоторые ученые выделяют компенсирующую функцию риска. Эта функция может обеспечивать компенсирующий успех (положительную компенсацию) – дополнительную прибыль в случае благоприятного исхода (реализации шанса). Рассматривая и анализируя все функции предпринимательского риска, необходимо еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной дополнительной прибыли. Поэтому основная задача, которая стоит перед предпринимателем, – не отказ от риска вообще, а нахождение решений, связанных с риском на основе объективных критериев, то есть, какова конечная граница действий, совершаемых хозяйствующим субъектом, чтобы риск был оправдан. В определенной степени чувствительность к риску у предпринимательской фирмы, имеющей большой капитал или выпускающей многономенклатурную продукцию, будет ниже, чем у небольшой фирмы. Но, с другой стороны, небольшая коммерческая организация является более гибкой и мобильной при изменении рыночной ситуации.

Теперь в данной работе мы рассмотрим основные виды предпринимательских рисков. В экономической литературе нельзя четко выделить классификацию предпринимательских рисков, однако существует несколько критериев, по которым их выделяют. (см.Приложение 1.)

Риск бывает согласно возможности страхования:

- Страхуемый – вероятное событие или совокупность событий, при наступлении которых страхование целесообразно и страховая компания берет на себя этот риск и выплачивает по нему возмещение. В зависимости от источника опасности страхуемые риски делятся на:

- Риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия);

- Риски, связанные с целенаправленными действиями человека.

- Не страхуемый – вероятность такого риска трудно рассчитать и его не берутся страховать страховые компании, но при этом взятие данного типа риска на себя является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Потери в результате не страхуемого риска возмещаются из собственных средств предприятия. Источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, резервные фонды.

По возможности диверсификации риск подразделяется на:

- Систематический – он характерен как для всей системы, так и для отдельных рынков и не поддается диверсификации. Возникает в случае различных изменений в стране: политической, экономической обстановки, также в случае инфляции или изменении банковских процентов. Данный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрасли и предприятия: возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания.

- Несистематический (специфический) – он обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого предприятия. Поэтому на случай поступления неблагоприятных событий должны быть предусмотрены возможности уменьшения негативных последствий. Он может быть предопределен посредством диверсификации. Для предпринимателя наиболее сложной проблемой является оценка недиверсификационного риска, так как трудно предсказать возможность возникновения данного типа риска и его последствий.

В зависимости от этапа решения в предпринимательской деятельности выделяют риск в сфере принятия решений и в сфере их реализации. На этапах разработки и принятия решений в них можно внести необходимые коррективы. В процессе реализации сделать это значительно сложнее. Для смягчения последствий риска на разных периодах деятельности предпринимателя (фирмы) в разное время важно различать риски по природе их возникновения. Поэтому, в частности, различают:

- Хозяйственный – опасность потерь, убытков в условиях, когда коммерческая, производственная деятельность происходит в ситуации неопределенности из-за недостатка информации; предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать надежный из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня риска.

- Связанный с личностью предпринимателя – определяется тем, что все предприниматели обладают различными знаниями в области предпринимательства, навыками и опытом.

- Связанный с недостатком информации – недостаточность информации о партнерах. Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнера – это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с предпринимательской фирмы со стороны государственных органов.

По масштабам выделяют:

- Локальный риск – он сопряжен с осуществлением частных задач на отраслевом уровне. До середины 80-х годов в России основная доля риска приходилась на глобальный уровень – уровень государства. С появлением самостоятельности хозяйствующих субъектов основную часть риска стали нести предпринимательские организации.

- Глобальный риск – это отражение экономической ситуации в стране. Он связан с разработкой и реализацией стратегических задач в рамках всего государства. Его субъектами являются государственные организации.

По источнику возникновения риски делят на:

- Внешние – риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и о других ситуациях. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.

- Внутренние – связаны с технико-организационной сферой деятельности фирмы. Эти риски не обусловлены чисто денежными факторами и имеют персональное, а также вещественно-техническое значение. Они могут вызываться и различными преступными действиями. Выделяются три вида внутренних рисков: персональные, материально-технические и структурно-процессуальные.

По длительности воздействия выделяют следующие виды предпринимательских рисков:

- Кратковременные – те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени.

- Долговременные – непрерывно угрожают предпринимательской деятельности. К примеру, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой.

По степени допустимости существуют:

- Допустимый риск – это угроза частичной потери прибыли от реализации того или иного проекта. Размер потерь меньше ожидаемой предпринимательской прибыли, т.е. вид деятельности, сохраняет экономическую целесообразность.

- Критический риск – связан с опасностью потерь в размере всей ожидаемой прибыли предприятия и части произведенных затрат на осуществление данного вида деятельности. Критический риск I степени связан с угрозой получения нулевого дохода, II степени – с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления деятельности.

- Катастрофический риск – риск, характеризующийся опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя.

По ожидаемым результатам риски бывают:

- Спекулятивный – вариант получения прибыли или убытка, например, от продажи ценных бумаг.

- Обычный – рассчитан только на проигрыш и может быть классифицирован в свою очередь на: личный риск, имущественный и связанный с обстоятельствами.

- Предпринимательские риски можно также классифицировать по сфере деятельности. Выделяют:

- Производственный – связан с процессом производства продукции, при котором могут возникнуть: неэффективное использование ресурсов, рост затрат;

- Технический – вызывается внедрением в производство новой техники и технологии, что приводит к опасности техногенных катастроф;

- Коммерческий – возникает в процессе реализации товаров и услуг;

- Внешнеэкономический – вызывается различиями, существующими между отдельными странами в политическом устройстве;

- Финансовый – возникают при осуществлении финансовых сделок. Причина – высокая величина соотношения собственных и заемных средств, зависимость от кредиторов.

К рискам, связанным с покупательской способностью денег относят следующие риски:

- Инфляционный – риск того, что при росте инфляции, намечаемые денежные доходы обесцениваются быстрее, чем растут;

- Дефляционный – риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен;

- Валютный – опасность валютных потерь;

- Риск ликвидности – опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты;

- Инвестиционный риск:

- Риск упущенной выгоды;

- Риск снижения доходности;

- Риск прямых финансовых потерь.

Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.

Рассмотрим различные факторы, которые способны повлиять на уровень предпринимательского риска.

Предпринимательская фирма – это сложная система, подверженная влиянию различных внутренних и внешних факторов риска. Проявление их порождает неопределенность, при этом у предпринимателя есть определенные шансы получения прибыли, но одновременно он находится под угрозой возможных потерь.

Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса–действия конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.

Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:

- необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов всех видов;

- нечеткость и непрерывная изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

- высокие темпы инфляции;

- политическая нестабильность;

- отсутствие реального хозяйственного права, что препятствует снижению общего уровня риска через контрактные отношения;

- отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает уровень риска любой сделки;

- криминализация общества, неспособность правоохранительных органов защитить его;

- неправильное безграничное вмешательство политиков в экономику;

- резкое увеличение численности работников аппарата управления;

- неустойчивое налоговое законодательство;

- недобросовестная конкуренция;

- низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства.

Согласно социологическому опросу предпринимателей, опасными для ведения цивилизованного бизнеса являются следующие факторы (см. табл. 1).

Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие – внутренними. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных факторов, контрагентов и лиц, поведение которых можно предсказать с достаточной точностью. Так как неопределенность – характерная черта в условиях рыночного хозяйства, риск является объективно неизбежным элементом любого хозяйственного решения. Все факторы, которые способны повлиять на предпринимательский риск, можно разделить на две большие группы – внешние и внутренние. (См. приложение 3) Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению. В приложении перечислены основные внешние факторы. Трудно выделить приоритетность этих факторов, так как внешние факторы взаимосвязаны: изменение одного фактора может вызвать изменение других. Так, политические изменения, произошедшие в середине 80-х годов в России, вызвали крупные перемены в экономической среде, что привело к усилению уровня риска экономической деятельности, как для отечественных предпринимателей, так и для их партнеров за рубежом.

Перейдем к рассмотрению внутренних факторов.

К внутренним факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска, относятся:

- стратегия фирмы;

- принципы деятельности фирмы;

- ресурсы и их использование;

Следует заметить, что эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов.

По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или служебной некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

Утечка конфиденциальной информации – еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.

На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие "коммерческая тайна", как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в результате чего предпринимательский риск возрастает.

Следующий внутренний фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, – это качество продукции, услуг. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности коммерческой организации. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость предпринимательских фирм в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства. Соответственно ухудшение качества продукции приводит к снижению конкурентоспособности фирмы и как следствие к увеличению уровня риска.

Нарушение качества продукции может быть следствием как внешних (поставка некачественного сырья), так и внутренних (нарушение технологического цикла) факторов. Поэтому на предприятии должна действовать четко организованная система управления качеством, ориентированная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Кроме перечисленных, к внутренним факторам, усиливающим предпринимательский риск, относятся также нерациональное использование материальных и людских ресурсов предприятия; низкая мотивация персонала; болезнь и/или смерть ведущих специалистов и руководителей и др.

Используя системный подход, можно рассматривать риск как совокупность факторов и событий, которые способны снизить эффективность, результативность работы фирмы.

Выявление и классификация факторов – важный этап в управлении рисками. Классификация, представленная в таблице (см. приложение5) является базовой для последующего анализа факторов.

Американская модель оценки предпринимательских рисков.

Опыт американского предпринимательства свидетельствует о том, что, если правильно строить свой бизнес и учитывать как можно больше самых неблагоприятных событий, можно действительно управлять риском, хотя и не со 100- процентной гарантией.

В США риск персонифицирован, каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Действительно, присутствие многочисленных и многообразных видов риска практически везде в системе предпринимательства США приносит большую выгоду обществу и национальной экономике. Зная о степени риска, бизнесмен старается быть осторожным при принятии ответственных управленческих решений. Чем больше предварительной проработки было осуществлено перед началом важных и крупных проектов, тем меньше шансов на ошибки и, следовательно, на риск.

Наличие фактора риска является сильным стимулом для предпринимателей

экономить средства и ресурсы, что вынуждает фирмы очень тщательно анализировать рентабельность проектов, сверхответственно разрабатывать инвестиционные сметы, закупать ресурсы, нанимать кадры и т. д. Одной из основных причин нашего расточительства, неэкономного отношения к ресурсам и средствам является отсутствие фактора риска при принятии и разработке решений, что связано с отчуждением от собственности. По-видимому, после законодательных изменений в области собственности фактор риска должен занять законное место и в нашей деловой жизни, и тогда американский опыт в этой области нам пригодится в значительной степени.

В качестве иллюстрации того, с какими сложными решениями и с каким огромным риском сталкивается бизнес, но какую при этом пользу обществу дает фирма, если ее решение оказалось правильным, приведем пример с разработкой нейлона известной американской химической компанией "Дюпон". В течение десяти лет упорной и зачастую разочаровывающей исследовательской работы, которая обошлась в несколько десятков миллионов долларов, было много сомнений и немало упреков со стороны акционеров, ученых, прессы и др. Но, в конце концов, компания добилась успеха, и вместе с этим успехом человечество получило материал, который во многом изменил нашу сегодняшнюю жизнь,- нейлон.

В одной из книг по бизнесу, выпущенных в США, риском называются "шансы нанесения ущерба или убытков вследствие занятия каким-либо делом". Но в отличие от российских менеджеров, американские менеджеры давно ввели экономический риск в практику и уделяют ему особое внимание. Помимо объективных причин "любви рисковать", связанных с рыночной системой свободного предпринимательства, сыграла роль и субъективно присущая американцам предпринимательская, порой авантюристическая жилка, унаследованная от предков-эмигрантов. В условиях острой борьбы за существование и жесткой конкуренции уклонение от риска неминуемо оборачивалось поражением.

Американские менеджеры практически различают два вида риска.

Первый – неизбежный риск, которые можно заранее учесть и переложить на плечи страховых компаний, заключив с ними договоры страхового имущества. Сюда относятся риски потерь от землетрясений, пожаров, наводнений и других стихийных бедствий, риски потерь от аварий, ведения в районе бизнеса боевых действий, краж, народных волнений, транспортировки грузов. Сюда же относятся риски потерь от нечестности и небрежности работников фирмы, а также от нарушения обязательств партнерами, субподрядчиками и другими участниками бизнеса. Отдельно страхуется риск приостановки деловой активности, риски потерь от смерти или болезни менеджеров и сотрудников предприятия. Все эти риски страхуются разветвленной сетью страховых компаний (в основном частных). Предусматривается страхование убытков от войн. Выдаются страховые полисы для возмещения убытков от небрежности персонала, приостановки деловой активности фирмы, а также компенсации потерь от смерти, несчастного случая. При страховании от нечестности служащих можно приобрести в страховой компании, так называемые боны "честности", а от невыполнения обязательств партнерами или субподрядчиками – боны "гарантии". В печати сообщалось о страховании боксерами своих рук, бегунами – ног.

Второй риск в бизнесе, пожалуй, более важный. Он связан с неизбежной неопределенностью самого процесса бизнеса. Сюда можно отнести риск потерь из-за непредсказуемого изменения рыночного спроса и предложения на товары и услуги, изменения мировой конъюнктуры акций и других ценных бумаг.

Американские менеджеры принимают следующий ряд серьезных мер, связанных с риском. Во –первых, организуется квалифицированная и хорошо технически оснащенная служба информации. Тщательно изучается положение на рынке, состояние конкурентов, потребительский спрос. Во – вторых, создается служба прогнозирования, которая позволяет бизнесмену заглянуть в завтрашний день, проследить тенденции развития рынка. В- третьих, организуется разумно – достаточное резервирование товаров, производственных мощностей, позволяющее избежать потерь от резких, внезапных изменений рыночной конъюнктуры. Для сведения к минимуму финансовых просчетов, исключения гибельного замораживания средств проводится передача части инвестиций в руки другим фирмам. Для уменьшения коммерческого риска проводится тщательная балансировка технико-экономических показателей, принятие мер по повышению рентабельности капитальных вложений. Для уменьшения риска из-за ошибок менеджеров и персонала, устанавливается постоянно действующая система контроля и материального стимулирования. Все американские менеджеры владеют методами рационального риска, умеют выполнять его расчеты.

Одним из широко распространенных в США методов риска является хеджирование. В США сырьевые материалы обычно покупаются и продаются на сырьевых товарных биржах, крупнейшими из которых являются Чикагская и Нью-Йоркская. Предположим, что на сырьевой бирже в Чикаго в конце октября 1985 года цена на зерно, которое должно быть доставлено в октябре 1986 года, была установлена 10 долл. за бушель. Условная хлебопекарная компания заключает фьючерсный контракт на поставку зерна в октябре 1986 года. На основании указанного контракта компания получает право на фиксированное количество зерна по оговоренной цене и может защитить себя от вероятных коммерческих неурядиц вследствие возможного неурожая или возможных колебаний цен в будущем году. Поставщик, в свою очередь, гарантирует себе получение фиксированной цены на зерно даже в случае ее падения при перепроизводстве. Цены, фиксируемые во фьючерсах, могут колебаться на рынке в соответствии с изменениями соотношения спроса и предложения. Предположим, к декабрю 1985 года спрос на октябрьское 1986 года зерно может вырасти, и покупатели фьючерса могут заплатить уже большую цену (12 долл.) за доставку зерна к указанному сроку, если не успели заключить сделку в октябре. Изменения биржевых цен указываются в большинстве американских газет и пристально изучаются бизнесменами и индивидуальными инвесторами. Необходимо отметить, что такие колебания цен привлекают к сырьевым рынкам и биржам спекулянтов. Дело в том, что цены во фьючерсных контрактах гарантированы. Поэтому спекулянты скупают фьючерсы и в случае рыночного роста цен продают их потребителям, получая всю или часть разницы. Встречаются и другие разновидности хеджирования. Бизнесмены могут застраховаться от колебаний цен путем заключения контрактов "с условным требованием" (долгосрочных соглашений между покупателями и поставщиками), в которых указываются количество и цены на продаваемые товары или услуги. Продавец и покупатель получают от таких контрактов взаимную выгоду. Например, 20-летний контракт "с условным требованием" между электрической компанией и поставщиком угля обеспечивает необходимые поставки угля для этой компании и одновременно гарантированный рынок для поставщика угля.

Следующим распространенным способом снижения потерь при риске в США является метод самострахования. Это случай, когда фирма на случай потерь создает специальный резервный фонд, предназначенный для их возмещения. При этом страхование распространяется лишь на часть имущества предприятия. Подобное страхование выгоднее фирме, чем привлечение для этой цели страховой компании. Кроме того, самострахование оказывается выгоднее и при малых вероятностях появления убытков, например, когда у фирмы множество однотипных единиц имущества. Так, транснациональные нефтяные компании обладают несколькими сотнями танкеров. Вероятность потери одного танкера в год весьма мала. Поэтому компания предпочитает не страховать их у страховых фирм, а возмещать потери из своих средств.

Кроме того, в США распространен перевод части финансового риска при дорогостоящих наукоемких разработках на другие компании, которые в случае неудачи всего проекта возьмут на себя часть финансовых потерь (венчурные или рисковые компании).

Хотелось бы также отметить, что в США к группе страхуемых предпринимательских рисков, относятся: пожар и другие стихийные бедствия; риск уничтожения или порчи груза при транспортировке; риск небрежности работников фирмы; риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников (субподрядчиков), от чего зависит выполнение всего проекта; риск приостановки деловой активности фирмы; риск возможной смерти или болезни руководителя, ведущего работника, от интеллектуальной деятельности которого зависит успех фирмы.

Таким образом, опыт американского предпринимательства свидетельствует о том, что, если правильно строить свой бизнес и учитывать как можно больше самых неблагоприятных событий, можно действительно управлять риском, хотя и не со 100-процентной гарантией.

Особенности предпринимательских рисков и их оценка в экономике Франции.

Риски внешнеторговых операций, включающие и политические, и военные, и террористические, и другие риски, российские страховщики практически не принимают, кроме "Ингосстраха", проводящего подобное страхование эпизодически. Да и во всем мире подобным страхованием обычно занимаются специализированные государственные организации и агентства, поскольку для коммерческих страховщиков объем ответственности слишком велик. Во Франции существует специальная компания, страхующая от предпринимательских рисков – Компания страхования внешней торговли (КОФАСЕ)

В страховании политических рисков принимают участие и институты, входящие в группу Мирового Банка (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций). Страхованием от политических рисков занимаются и некоторые частные и корпоративные страховщики, например "Ллойд" и AIG, обычно с участием государства через перестрахование в госагентствах.

Объектами страхования являются:

- вложения в акции и паи иностранных компаний на территории других, прежде всего развивающихся стран;

- прямые инвестиции, связанные со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.;

- имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.;

- ссуды, кредиты и займы.

Конечно, в результате развития страховой деятельности появились и специфичные виды страхования, например, страхование от перерывов в производственной деятельности, характерные только для предпринимательства. Однако ясно, что это лишь сочетание, некий симбиоз имущественного страхования и страхования ответственности.

Библиографический список.

- Р.М. Качалов Управление хозяйственным риском. Введение – М.: Наука, 2002.

- Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации – 2001.

- Гончаренко, Л.П. Риск-менеджмент [Текст]: учебное пособие / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин. – М.: КноРус, 2007. – 216 с.

- Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.- 880с.

- Предпринимательство. Учебник под ред. М.Г.Лапусты.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 448с.

- Инвестиционные риски // Право и экономика. – 2000. – №10.

- Р. Наумова. Растет активность Российского бизнеса. – Экономика и жизнь. – 2002. – №172.

- Тижанин В.Г. Предпринимательский риск, его мотивы и функции//Современный бухучет, №7, 2006г., с.19-23.

- Ершов М. Новые риски посткризисного мира//Вопросы экономики, №12, 2010, с.4-16.

- Токаренко Г.С. Методы оценки рисков// Финансовый менеджмент, №6, 2006г., с.129-143.