Предмет и методы государственного и муниципального управления.
Предмет и методы государственного и муниципального управления
Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения результата.
Государственное управление – система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей. Государственное управление – (как общественное явление) – это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на определенные их компетенцией сферы деятельности государства с целью проведения государственной политики. Через процесс государственного управления государство осуществляет свои функции.
Муниципальное управление – система политических, правовых и экономических методов управления, применяемая органами местного самоуправления для оптимизации общественной деятельности людей, проживающих на территории муниципального образования.Муниципальное управление (как общественное явление) – это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на процессы местного самоуправления с целью решения проблем населения муниципального образования.
Власть – право и возможность распоряжаться, определяемые совокупностью полномочий, обеспечивающих с помощью правовых норм организацию согласованной деятельности людей и организаций.
Наука и учебная дисциплина "Государственное и муниципальное управление" отвечает на вопросы:
- как осуществляется управление государством;
- кто и на каком основании осуществляет управление государством.
- как происходит процесс реализации управленческих решений, принятых высшими органами власти;
- как осуществляется взаимодействие между государством и обществом, отдельной личностью;
- как осуществляется местное самоуправление и др.
Понятие предмета государственного и муниципального управления.
Важнейшая сфера деятельности государства – управление общественной жизнью людей, выступает как предмет относительно социального управления, которое положено в основу государственного и муниципального управления.
Предмет государственного и муниципального управления определяется различными авторами по-разному. Рассмотрим основные его трактовки.
Предметом государственного и муниципального управления выступают законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного и муниципального управления.
Предмет государственного и муниципального управления это объективно необходимая функция государства и муниципальных образований как рациональной деятельности, не исключающей свободу, а являющейся общественно-политической формой ее выражения и осознанной реализации общественной необходимости.
Предметом государственного и муниципального управления выступает деятельность государственных и муниципальных исполнительно-распорядительных органов по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального или отраслевого образования посредством:
- принятия решений,
- организации контроля исполнения этих решений
- подготовки проектов правовых актов,
- принятие актов органов законодательной (представительной) власти.
Предметом государственного и муниципального управления как комплекса учебных дисциплин и области научных знаний является:
- изучение возникновения, становления и развития различных типов и форм государства и местного самоуправления,
- исследование институтов и механизмов функционирования органов государственной и муниципальной власти России в целом, субъектов Российской Федерации и народов России в определенные исторические периоды,
- изучение экономических, правовых и политических институтов конкретных стран и народов.
Предмет очерчен в основном следующими категориями: государство, политика, государственное управление и власть, муниципальное образование, местное самоуправление.
Соответственно предмет государственного и муниципального управления, как науки об управлении государством, включает такие важнейшие области исследования, как
- государство как публично-правовой институт;
- система органов государственной власти;
- организация системы местного самоуправления;
- государственная служба;
- муниципальная служба;
- административная реформа;
Существуют различные мнения по наличию и содержанию потенциальных связей между перечисленными выше категориями:
1) политика должна быть дистанциирована от управления;
2) государственное управление суть правового и хозяйственного управления, т.е. это отрасль науки администрирования;
3) государственное управление – это политическая наука.
Однако не вызывает сомнения, что деятельность государства в области социального управления неразрывно связана с правовым регулированием общественных отношений и поведения людей. Поэтому в социальном управлении должен присутствовать юридический аспект государственного и муниципального управления, то есть это политико-юридическая отрасль знания.
Одновременно государственное и муниципальное управления включает в себя социальный аспект, поскольку воплощает в себе его воздействие на общество в целом, т.е. на социум.
Так как государственное и муниципальное управление по своему определению – это деятельность и отношения одновременно политико-правовые и социальные, то предметная область государственного и муниципального управления слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства и общества.
Субъект и объект управления в системе государственного и муниципального управления.
Субъектом управления выступают государственные и муниципальные институты, то есть организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.
Управляющее воздействие государственных и муниципальных институтов – это целенаправленное воздействие на состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп с целью обеспечения его функционирования в соответствии с установленными нормами, адаптации к изменяющимся условиям среды, совершенствования и развития.
Объект государственного и муниципального управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
Как и всякая сложная система, государственное и муниципальное управление должно использовать свою систему понятий. Она еще до конца не сформирована, но ее можно представить в определенной логической структуре, включающей несколько блоков.
Первый блок системы государственного и муниципального управления – общие понятия, характеризующие управление как основную функцию государства и муниципальных органов:
- государственное управление, государство и муниципальные органы как субъект управления (государственные и муниципальные органы, аппараты, учреждения);
- объект государственного управления (социальные группы, общественные процессы, социальные институты);
- государственная власть (политическая, административная, экономическая и др.);
- управленческая деятельность (политическое руководство, административное управление, нормативно-правовое регулирование);
- управленческие отношения (организационно-экономические, социально-политические, нормативно-правовые).
Второй блок – понятия, описывающие государственное и муниципальное управление как процесс функциональной деятельности;
- функции государственного и муниципального управления;
- законы и принципы управления;
- формы, методы, средства и стиль управляющей деятельности.
Третий блок – понятия, отражающие основные элементы управленческого процесса и его этапы:
- политический выбор,
- целеполагание,
- политическая стратегия;
- выработка государственного или муниципального решения, принятие и реализация этих решения.
Четвертый блок – понятия, характеризующие источники и движущие силы, мотивирующие и блокирующие факторы управленческой деятельности и отношений:
- национально-государственные интересы,
- политические интересы социальных групп и общностей,
- конфликт интересов,
- общенациональные и групповые ценности.
Пятый блок – понятия, описывающие государственное и муниципальное управление в целом:
- система управления;
- система власти;
- уровни субъектов управления и власти;
- централизация и децентрализация власти и управления и др.
Шестой блок – понятия, описывающие внешнюю среду, в которой осуществляется государственное и муниципальное управление. Это различные виды пространства, в которых реализуются эти формы управления:
- социальное,
- политическое,
- правовое,
- экономическое,
- геополитическое и др.
Методы управления, используемые государственной и местной властью.
Методами государственного и муниципального управления как управленческого процесса являются
1. Императивный метод, предполагающий наличие отношений власти и подчинения, а также предписывающий действовать определенным образом. Данный метод имеет преимущественное распространение в процессе государственного и муниципального управлений.
2. Диспозитивный метод, позволяющий участникам общественных, отношений действовать по своему выбору. Этот метод встречается реже в процессах государственного и муниципального управления, но он также имеет место.
3. При научном исследовании государственного и муниципального управления используются следующие методы:
а) общенаучные (важнейший из которых – диалектика – используется в (большинстве наук);
б) частные методы, наиболее распространенными из которых являются:
- наблюдение непосредственное восприятие изучаемых процессов и явлений;
- сравнение – сопоставление изучаемых процессов и явлений, выявление общих черт и различий;
- анализ разложение общего на отдельные составляющие;
- синтез – получение общего вывода из объединения отдельных явлений^
- эксперимент моделирование желаемых ситуаций;
- опрос выяснение мнения различных репрезентативных групп (например, специалистов различного профиля) по одному или нескольким вопросам, что позволяет выявить общие тенденции изучаемых процессов;
- анкетирование;
- выяснение мнения целевой аудитории посредством постановки заранее определенных вопросов и иные метод.
Государственное и муниципальное управление как наука – это глубокое теоретическое знание о процессах явлениях, их взаимосвязи и развитии.
Государственное и муниципальное управление как учебная дисциплина – это первичные знание об основах науки, которые преподаются студентам для ознакомления с изучаемым предметом.
Методологические подходы к осуществлению государственного и муниципального управления базируются на трех основных требованиях:
- государство и муниципальные образования должны рассматриваться как социальные системы соответствующих уровней, а их управленческая деятельность – как один из видов социального управления;
- государственное и муниципальное управление следует понимать как объективированную рациональную (сознательную) деятельность, т.е. такую, которая находит свое выражение в разнообразных формах политико-социальной реальности, организационно-управленческих структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях между центрами государственной власти, партиями и общественными объединениями и др.;
- теоретический анализ государственного и муниципального управления должен строиться с учетом принципа конкретно-исторического подхода.
Комплексный характер государственного и муниципального управления и его методологической основы определяет и соответствующую совокупность объективных и субъективных, исторических и социологических, политологических и общенаучных, теоретических и эмпирических методов изучения политико-социальной и политико-правовой реальности.
Объективный метод означает взгляд на изучаемые объекты – государство и местное самоуправление и их деятельность – извне, как бы со стороны. Это способ объяснения совокупности элементов и взаимосвязей, составляющих государственное и муниципальное управление, через анализ объективных результатов управленческой деятельности безотносительно к их оценке познающим субъектом.
Субъективный метод предполагает рассмотрение объекта изнутри как собственной организации людьми своей политико-социальной, экономической и других видов жизни как реальности, связанной с общественными интересами и ценностями.
Если объективный метод исходит из того, что отправной пункт анализа – объект, существующий независимо от познающего субъекта, то в субъективном методе исходным пунктом анализа является не сам объект, а представление о нем тех или иных членов общества, точка зрения изучающего.
Содержание субъективного метода составляет описание и объяснение политико-социальной реальности через призму отношений субъекта (его мнений, позиций, интересов).
Теперь рассмотрим непосредственно содержательные особенности основных методов, применяемых в государственном и муниципальном управлении.
Конструирование объекта исследования (подбор фактов) как метод – субъективный процесс, но результаты должны быть объективными, общезначимыми, научно-образовательными.
Научно-практический эксперимент. Это способ получения информации об изменениях в поведении и деятельности субъектов и объектов государственного управления, обусловленных воздействием на них некоторых управляемых и контролируемых факторов.
Эксперимент – метод опытной проверки обоснованности и эффективности определенных научных положений и рекомендаций теории. В практике государственного управления это важный источник эмпирических данных для принятия эффективных решений.
Социологические методы – основное средство изучения обратных связей во взаимодействии систем управления и общества, выражающихся, например, в отношении отдельных социальных групп населения к тем или иным решениям государственных институтов.
При помощи социологических методов выясняется социальная эффективность государственной политики, включая экономическую, правовую систему, политическую и правовую культуру граждан.
Социологические методы в изучении государственного и муниципального управления важны также потому, что они позволяют переместить научный анализ с макроуровня на микроуровень, т.е. на уровень исследования конкретных отдельных индивидов, их групп я коллективов, их поведения и ориентации.
Эмпирическое исследование фиксирует определенное отношение респондентов к поступкам или к конкретным акциям государственной власти в отдельно взятой ситуации.
Исторический метод подходит к государственному и муниципальному управлению как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Он позволяет выявлять основные элементы изучаемого объекта и происходящие изменения в их содержании и взаимоотношениях.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственного и муниципального управления в различных странах или регионах одной и той же страны на разных этапах развития. При этом выявляются общие черты, различия и особенности развития, изменения основных понятий и их причины.
Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся, управляющих и управляемых систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.
Статистический метод используется при исследовании количественных сторон развивающегося процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.
Умозаключение по аналогии – это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определённых отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.
Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.
Итак, глубокое освоение проблем становления, развития и повышения эффективности государственного и муниципального управления требует от специалиста владения многообразными методами изучения, знания того, какие из них, как, для чего и каким способом можно применять.