Правовой режим автомобильной дороги

Правовой режим автомобильной дороги.

Статьи по теме
Искать по теме

Автомобильный транспорт является главной составляющей транспортного комплекса Российской Федерации в силу своей мобильности, универсальности, гибкости, способности объединить все виды транспорта в единую сеть.

В настоящее время около 80 % от общей численности предприятий всех отраслей экономики и населённых пунктов Российской Федерации не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных дорог. В этой связи стимулирование развития автомобильно-дорожного комплекса страны является одним из главных приоритетов роста экономического потенциала.

В настоящее время произошло полное осознание, как гражданами РФ, так и самим государством важности нормативно-правового регулирования Автомобильные дороги на территории РФ укрепили за собой значение торговых путей сообщения. Опорную сеть дорог в России образуют автомобильные дороги общего пользования. По этим дорогам совершается значительная доля грузоперевозок как внутри страны, так и за её пределы.

В настоящее время существуют как частные автомобильные дороги, так и предназначенными для общего пользования. Большая часть автомобильных дорог в Российской Федерации составляют дороги общего пользования, которые могут быть бесплатными и платными. Становление и развитие современной сети автомобильных дорог невозможно без определения места данных объектов в системе социально-экономических ценностей, а вместе с этим и в системе объектов гражданских прав. Правовой режим автомобильных дорог в настоящее время требует серьезных правовых изменений. Несмотря на регулярно обновляющееся законодательство проблемы остаются и требуют незамедлительного решения.

1. Правовое регулирование понятия "автомобильная дорога". Классификация автомобильных дорог.

Автомобильные дороги – это одна из основных составляющих транспортной инфраструктуры России, поэтому необходимость в эффективном функционировании автомобильных дорог очевидна. В то же время развитие автомобильных дорог, как совокупности транспортных путей, является одним из принципиальных вопросов дальнейшего развития российского общества и страны в целом. Кроме того, автомобильные дороги являются основой для обеспечения важнейших государственных вопросов в области обороноспособности страна, обеспечения безопасности на национальном уровне, экономического развития, социального и культурного прогресса.

До вступления в силу ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единственным законодательно оформленным и официально закрепленным определением, которое определяло понятие автодороги в законодательстве было понятие дороги в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения", в котором дорога трактовалась узко – как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. В Законе появилось новое, специальное определение автомобильной дороги: "объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. " Теперь автомобильная дорога понимается комплексно, а именно как имущественный комплекс, сложный объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств.

Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние автомобильной дороги.

В соответствии с Законом автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В состав автодороги согласно действующему российскому законодательству входят следующие элементы:

А) земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) – т.е. вся территорию в пределах полосы отвода (а не только в пределах проезжих частей, обочин и тротуаров);

Б) дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автодороги, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Рассмотрим составляющие автомобильной дороги более подробно. Согласно действующему закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги определяется следующим образом – это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Статья 3 п.16 Закона закреплеляет понятие придорожные полосы автомобильной дороги как "территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. "

Закон закрепил существующую классификацию автомобильных дорог, в зависимости от их значения, на автодороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, и частные автодороги, а в зависимости от вида разрешенного использования – на автодороги общего и необщего пользования.

В настоящее время большие проблемы существуют в сфере правового регулирования дорого общего пользования. Несмотря на систему задач по решению проблем регулирования и качества автомобильных дорог, поставленных Президентом Российской Федерации, состояние автомобильных дорог не улучшается. К сожалению дороги, входящие в сеть автомобильных дорог федерального назначения не в полной мере соответствуют нормативам. В режиме перегрузки движением работают около 8 тыс. км федеральных автомобильных дорог.

Положение с состоянием дорог, находящихся в собственности субъектов РФ, еще сложнее. На территориальных автомобильных дорогах удельный вес протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составляет на 2010 лишь 32%.

Серьезной проблемой являются труднопроходимые грунтовые дороги. Подъезд к мелким и отдаленным сельским населенным в большинстве случаев является проблематичным из-за того, что в из-за неблагоприятных погодных условий дороги размокают и становятся непроходимыми для автотранспорта. Около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к сворачиванию производства, в том числе сельскохозяйственного, оттоку населения из этих регионов.

2. Правовое регулирование режима платной автомобильной дороги

В современном мире существуют три системы платных дорог: открытая (со сборочными пунктами, перекрывающими основное движение), закрытая (сбор при въезде / выезде) и полностью электронная система дорожных сборов (отсутствие сборочных пунктов, только электронный сбор на въезде / выезде и на стратегических участках основной дороги).

В открытой системе весь транспорт остановливается в различных местах дороги для уплаты пошлины. Хотя это может сэкономить деньги из-за отсутствия необходимости строительства пунктов сбора пошлины на каждом съезде с дороги, это может вызвать заторы, а водители могут уклониться от сборов, съезжая и вновь заезжая на дорогу.

В закрытой системе путешественники покупают билеты при въезде на дорогу. В некоторых случаях билет показывает, сколько требуется заплатить на выезде. При выезде водитель обязан заплатить указанную сумму. Если билет утерян, водителю обычно приходится платить максимальную сумму. На коротких платных дорогах без каких-либо промежуточных въездов и выездов может быть только один пункт оплаты в одном конце. Автомобилисты, движущиеся в любом направлении, платят фиксированную сумму на въезде или на выезде. В варианте закрытой системы платных, магистральные барьеры присутствуют на двух концах платных дорог, и каждый имеет обмен платных рампой, которая выплачивается при выезде или въезде. В этом случае автомобилист платит фиксированную сумму при заезде и другую сумму при выезде с платной дороги; билет не нужен.

Смешанная, т.е используются оба предыдущих варианта.

Современные платные дороги часто используют комбинацию всех трех перечисленных типов сбора. Множество въездных/выездных сборочных пунктов на протяжении пути время от времени дополняются системами сборов по ходу основного движения.

Некоторые платные дороги берут плату только в одном направлении, например, в Великобритании в месте, где M4 пересекает реку Северн по любому из двух мостов. По этим мостам движение бесплатное из Уэльса в Англию, но на обратном пути требуется заплатить. Это оправдано только в случаях, когда бесплатный объезд слишком длинный – в этом случае около 40 миль.

Платежи могут производиться наличными, кредитной картой, посредством предоплаченной карты, или электронной системы оплаты. В некоторых европейских странах оплата осуществляется с помощью наклеек, которые крепятся на лобовое стекло. Пункты сбора оплаты могут быть автоматизированы. Плата может зависеть от расстояния и от типа транспортного средства.

Появление платных автомобильных дорог вызвано необходимостью модернизации и повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, ускоренного развития сети автомагистралей и региональных дорог в связи с бурным ростом автомобилизации в условиях, когда финансовые средства, необходимые для реализации этих задач значительно превосходят бюджетные возможности государства. Мировой опыт эксплуатации платных автомобильных дорог показал их высокую эффективность для привлечения дополнительных источников финансирования дорожного строительства. Введение механизма платности автодорог способствует повышению мотивации труда дорожноэксплуатационных организаций, традиционно финансирующихся из бюджета и полностью зависящих от его состояния.

Платные автодороги могут создаваться за счёт средств государственного бюджета, на основе концессионных соглашений или в ином порядке. При этом автомобильная дорога для организации платного движения может быть передана в эксплуатацию физическим или юридическим лицам в порядке, определяемом законодательством.

Таким образом, пользование платной автомобильной дорогой есть режим потребления комплекса услуг, предоставляемых пользователю. Эти услуги предоставляет пользователю эксплуатирующая организация, получившая автомобильную дорогу общего пользования по договору о создании и эксплуатации на платной основе.

Согласно действующей редакции ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.

В законе четко прописано в статье 36. "Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе", что протяженность автомобильных дорог, их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги, за исключением случаев, если:

1) более пятидесяти процентов протяженности платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы;

2) строительство платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги осуществляется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Очень важным аспектом контроля за введением платы на участке автомобильной дороги является соблюдение отмеченного в Законе перечня уровней власти на котором принимается решение о взимании платы на определенном участке автомобильной дороги. Такое решение способны принять:

1) Правительство Российской Федерации;

2) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) орган местного самоуправления;

4) собственник частной автомобильной дороги общего пользования.

Однако каждый наделенный полномочиями субъект имеет определенные ограничения на введение платы на участке автомобильной дороги. Так правительство РФ может принимать решение в отношении в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения или участка такой автомобильной дороги. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может одобрить введение платы в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения либо участка такой автомобильной дороги. Полномочия органов местного самоуправления ограничены введением платы на автомобильной дороге общего пользования местного значения или участке такой автомобильной дороги. Что же касается собственника частной автомобильной дороги общего пользования то он наделен полномочиями в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

Важным пунктом действующего Федерального Закона является пункт 3 статьи 36, который гласит: "Решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения либо участка такой автомобильной дороги на платной основе должно быть принято после утверждения проектной документации платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Решение об использовании частной автомобильной дороги общего пользования или участка такой автомобильной дороги на платной основе может быть принято не ранее чем за шестьдесят дней до дня начала использования такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги на платной основе".

В решении об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе должно быть указаны все параметры представленные на рисунке 1:

Отдельной проблемой, несомненно, является порядок произведения оплаты за проезд на платном участке автомобильной дороги.

Водитель транспортного средства оплачивает в пункте взимания платы проезд кассиру-контролеру или через автоматическое устройство в соответствии с прейскурантом и после получения чека продолжает движение. Плата за проезд может производиться наличными, с помощью кредитных абонементных карточек.

Однако на многих платных участках автомобильных дорог должным образом не организован порядок принятия платы. Отсутствуют приспособления для принятия оплаты при помощи кредитных карт.

Правовой режим автомобильной дороги

Рис.1 Параметры, необходимые для принятия решения о платной автомобильной дороге

Однако внедрение платных участков автомобильных дорог содержит в себе ряд серьезных проблем и недоработок. Согласно ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", федеральные, региональные, а также местные органы власти наделяются правом объявлять платными не только целые дороги общего пользования, но и их отдельные участки. Помимо этого, определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств так же отнесены к полномочиям указанных органов власти.

В числе существенных проблем регулирования платных автомобильных дорог является отсутствие четкого регулирования использования средств вырученных с автомобилистов. В настоящее время большая часть вырученных денег оседает в карманах чиновников. Обещанные дорожные работы на платных участках ведутся с большими нарушениями. Отсутствие прочной нормативно-правовой базы привело к тому, что на большинстве платных участков с высоким трафиком образуются многочасовые пробки, которые ведут не только к потере времени, но и к убыткам со стороны фирм, занимающихся вавтомобильными перевозками.

3. Проблемы правового регулирования автомобильных дорог в РФ и методы их решения

В настоящее время, в свете большого количества действующих проблем правового регулирования режима автомобильных дорог, государство стремиться внедрить и реализовать изменения в российское законодательство, регулирующее режим автомобильной дороги.

Так Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данный закон совершенствует правовое регулирование градостроительных, земельных и иных отношений, возникающих в связи с осуществляемой в границах полос отвода автомобильных дорог прокладкой, переустройством, переносом и эксплуатацией инженерных коммуникаций, размещением объектов дорожного сервиса, устройством и эксплуатацией рекламных конструкций

Согласно закону прокладка, перенос, переустройство и эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог осуществляется по договорам, заключаемым владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. Устанавливаются содержание и особенности заключения данных договоров.

В законе предусматривается снос возведённых сооружений, в случае если прокладка, перенос, переустройство и эксплуатация инженерных коммуникаций осуществлялись без согласия владельца автомобильной дороги, разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению. Снос данных сооружений производится владельцами инженерных сооружений или за их счёт владельцами автомобильных дорог.

Внесены изменения в КоАП РФ в части, касающейся ответственности владельцев инженерных коммуникаций за невыполнение указанных обязанностей.

Законом допускается предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги для устройства и эксплуатации рекламных конструкций, в том числе на праве аренды.

Подробно урегулированы вопросы установления и прекращения в границах полос отвода автомобильных дорог публичных сервитутов в целях прокладки, переустройства, переноса и эксплуатации инженерных коммуникаций, а также частных сервитутов для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций.

В законе определён переходный период до 1 января 2013 года, в течение которого должны быть заключены и установлены предусмотренные им договоры и сервитуты.

Внедрение этих изменений в российское законодательство позволит усовершенствовать нормативно-правовое регулирование распоряжение автомобильными дорогами и прилежащими к ним землями.

Выводы

С введением нового Федерального закона понятие автомобильной дороги стало шире.

Изменяющемуся российскому законодательству пришлось учитывать слабый уровень развития автомобильных дорог к уровню автомобилизации приводит, который приводит к существенному росту издержек, снижению скорости движения, длительным простоям, повышению уровня аварийности.

Тот факт, что за последние 10 лет, при росте уровня автомобилизации на 85 %, протяжённость автомобильных дорог общего пользования и городских улиц увеличилась соответственно на 16 и 4,5 %, говорит о том, что темпы роста автомобилизации страны значительно опережают темпы роста автомобильных дорог и протяжённости городских улиц. Отсюда и острая необходимость в корректном правовом регулировании автомобильных дорог.

В связи с изменениями в развитии страны возникла потребность в ведении режима платных автомобильных дорог. Их появление основано на курсе модернизации в РФ, повышении транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог ускоренного развития сети автомагистралей и региональных дорог в связи с бурным ростом автомобилизации в условиях, когда финансовые средства, необходимые для реализации этих задач значительно превосходят бюджетные возможности государства. Мировой опыт эксплуатации платных автомобильных дорог показал их высокую эффективность для привлечения дополнительных источников финансирования дорожного строительства. Однако в условиях российской действительности возникли ряд проблем основанных на несовершенстве законодательства об автомобильных дорогах.

Несмотря на введение ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изменений к этому закону в виде ФЗ РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть проблем по прежнему остается нерешенными.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. ФЗ РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

3. ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ в ред. от 19.07.2011

4. ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

5. Гречуха В.Н. Транспортное право РФ – М.: Юрайт, 2012

6. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник – М.: Норма, Юстицинформ, 2010

7. Николаенко А.П. Новое в российском транспортном праве. – Саратов: СГАП, 2011.

8. Остроумов Н.Н. Транспортное право. Учебно-методический комплекс. – М.: МГИМО-Университет, 2011.

9. Юсуфов А.Ш. Проблемы автомобильных дорог в РФ // Вестник ТюмГУ, № 4, 2011. С.67-78