Правовое регулирование платы за землю

Правовое регулирование платы за землю.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и признаки земельного участка как объекта земельных правоотношений

Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и пространственный базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Для нее характерны такие уникальные свойства, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость и др. Для земли как особо ценного природного объекта характерна и такая особенность, как способность при рациональном ее использовании не только к восстановлению своей производительной силы, но и ее увеличению. Такое главнейшее свойство земли, особенно сельскохозяйственного назначения, как плодородие, при умелом, научно обоснованном ее использовании не только не уменьшается, но и всемерно возрастает, обеспечивая население продовольствием, а промышленность – сельскохозяйственным сырьем. С землей как природным объектом органически связаны и другие компоненты окружающей природной среды – недра, воды, леса, животный и растительный мир, немыслимые вне земли и без земли. Все это свидетельствует об исключительной важности земли как особого экологического объекта, отношения по поводу использования которого нуждаются в особом правовом регулировании и изучении. Следует также иметь в виду, что в нормативных актах, литературе и хозяйственной практике различают такие органически связанные понятия, как "земля" и "почва". Если понятие "земля" охватывает ее как целостный природный объект, то термин "почва" означает лишь ее поверхностный слой. Оба этих понятия земли имеют определенное правовое значение в качестве самостоятельных объектов правового регулирования. Так, говоря о таком важнейшем свойстве земли, как плодородие, имеют в виду именно ее поверхностный слой – почву, а не землю в целом, и тем более не ее недра.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными Земельным кодексом К РФ, и содержанием земельных отношений.

Земельный участок – часть земной поверхности (в том числе почвенный слой), имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Согласно Земельному кодексу РФ, границы участка должны быть определены в соответствии с федеральными законами.

Земельные участки (земли) являются недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Каждый земельный участок относится к определённой Земельным кодексом Российской Федерации категории земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населённых пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:

- для сельскохозяйственного производства (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, целина и другие угодья);

- для личного подсобного хозяйства;

- для коллективного садоводства и огородничества;

- для подсобных сельскохозяйственных производств;

- для опытных и научных станций.

Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.

Земли городов и населенных пунктов занимают 4% территории страны. На этих землях размещаются жилые дома и социально-культурные учреждения, а также улицы, парки, площади, природоохранные сооружения; могут размещаться промышленные, транспортные, энергетические, оборонные объекты и сельскохозяйственные производства. Эта категория земель обеспечивает 86 % поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование и может использоваться только в соответствии с генпланами и проектами.

Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения имеют особый режим использования.

Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.

Земли лесного фонда полностью определяются правовым режимом лесов, произрастающих на них. К этой категории земель относятся земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности.

Земли водного фонда. Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.

Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с законодательством возможен перевод земельного участка из одной категории в другую. Целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Продажа земельных участков, а также выделение их для предпринимательской деятельности и перевода из одной категории в другую осуществляется в соответствии с законами РФ и субъектов Федерации.

Земельный участок, являясь объектом недвижимости, имеет свои индивидуальные параметры: местонахождение, площадь, конфигурацию границ, и другие параметры. Каждому земельному участку присваивается кадастровый номер.

Земельные участки могут быть выведены из оборота либо ограничены в обороте. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Участок называется делимым, когда его можно разделить на части и образовать самостоятельные земельные участки с разрешением целевого использования. В соответствии с законодательством не допускается раздел городских земель, земель фермерских хозяйств и пр.

Земельные участки относятся к объектам гражданских прав – вещам, которыми признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Отсюда очевидный вывод, что главным отличием земельного участка как материального объекта от иных вещей является его существование в виде части земной поверхности.

Земельный участок обладает также рядом признаков, таких как индивидуальная определенность, незаменимость, непотребляемость. Первое свойство означает, что в рамках публично-правовой процедуры проводится индивидуализация земельного участка посредством установления его границ. Без этой процедуры земельного участка как объекта прав не существует. Незаменимость вытекает из признака индивидуальной определенности и свойственна для всех объектов недвижимости. Свойство непотребляемости означает, что земельный участок может бесконечно использоваться как товар.

Свойство, отличающее земельный участок от иных объектов недвижимости заключается в дуализме частного и публичного правового регулирования земельных отношений. В Земельном кодексе закреплен принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства. Свойства земли как природного объекта и как объекта гражданских прав в совокупности создают уникальный правовой режим.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, сведения о которой содержатся в государственном земельном кадастре. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, и организует ее Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. Сведения представляются в виде выписок из государственного земельного кадастра. Согласно п. 5 Правил в предусмотренных законом случаях сведения могут представляться в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Пунктом 14 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года. Изменение кадастровой стоимости земли. Налоговое законодательство не позволяет корректировать налоговую базу по земельному налогу в течение налогового периода. Это означает, что измененная кадастровая стоимость земли, например вследствие перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка, будет учитываться в целях налогообложения только в следующем налоговом периоде. Необходимо отметить, что при переводе земельного участка в другую категорию или изменении условий его использования налогоплательщики вправе применить соответствующую налоговую ставку уже в текущем периоде.

Принцип платности землепользования по земельному законодательству РФ

Согласно ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Платность использования земли – принцип земельного права, который восходит к основным принципам охраны окружающей среды (платность природопользования), и имеет системную связь с основными началами законодательства о налогах и сборах (земельный налог), гражданско-правовым принципом возмездности договора (арендная плата за землю, плата за ограниченное землепользование), а также с экономической оценкой земли. Взаимосвязь принципа платности землепользования с принципами налогового, гражданского, экологического права, с экономикой есть проявление системности права, как нормативного регулятора общественных отношений.

Реализация принципа платности землепользования должна основываться на комплексном подходе в представлениях о земле, и учитывать три аспекта в понимании ценности земли: экономический (земля как средство производства), экологический (земля как природный объект и природный ресурс) и социально-нравственный (земля как основа жизни народов).

Необходимо включить в Земельный кодекс РФ положения, раскрывающие цели взимания платы за землю, в качестве которых обозначить стимулирование рационального и эффективного использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специального фонда финансирования этих мероприятий, а также освоения и охраны земель.

Основными функциями принципа платности землепользования являются стимулирующая (регулятивная) и компенсационная (экологическая). Стимулирующая функция платы за землю должна быть направлена на повышение заинтересованности землепользователей в рациональном и эффективном использовании земель, а компенсационная функция – на повышение плодородия почв, освоение и охрану земель. Полноценная реализация этих функций возможна только в случае установления целевого назначения земельных платежей.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования угодий, их охраны, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования социальных фондов финансирования этих мероприятий.

Принцип платного использования земель является обязательным условием их эффективной эксплуатации. Применение на некоторых территориях страны норм бесплатного отвода земель для ведения крестьянского хозяйства вместо стимулирования их развития дало обратный эффект, поскольку люди относились к бесплатно полученному участку как к даровой вещи.

Согласно ст. 65 Земельного Кодекса формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом.

Нормативная цена земли устанавливается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях.

Земельный налог устанавливается на основе ренты, исходя из плодородия почв, других природных и экономических условий, местоположения земельного участка, и не зависит от результатов хозяйственной деятельности владельцев земельного участка. Для определения земельного налога проводятся периодические оценки земельной ренты, образующейся у владельца земельного участка. Порядок, периодичность и сроки проведения оценок земельных участков устанавливаются законами субъектов РФ. НК РФ относит Земельный налог к местным налогам.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Арендная плата за земельный участок устанавливается договором между владельцем и арендатором. При этом учитываются рентные оценки земельного участка, периодически проводимые с целью определения земельного налога. Земельным законодательством устанавливается прогрессивный земельный налог.

Так, граждане, имеющие в собственности, пожизненно наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадь которых превышает предельные размеры, установленные земельным законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за часть площади земельного участка, превышающую предельный размер ставки прогрессивного земельного налога, устанавливаемого законами субъектов РФ путем введения повышенных коэффициентов к утвержденным ставкам земельного налога для земель данного целевого использования в зависимости от кратности превышения норм предоставления земельных участков.

Для неиспользуемых сельскохозяйственных угодий устанавливается повышающий коэффициент к земельному налогу либо они облагаются налогом как несельскохозяйственные земли.

Особенностью принципа платности использования земель является то, что платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране и повышению плодородия земель, освоению новых земель, на социальное и инженерное обустройство, ведение государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, территориального планирования и государственного контроля за использованием и охраной земель.

Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 установлено, что органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с п. 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

Нормативная цена земли, установленная в соответствии с настоящим Постановлением, не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Таким образом, установлена нижняя граница стоимости земли, а верхняя зависит от спроса на товар.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:

1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;

2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;

3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Судебная практика. Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Исаенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Селезневой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявления Общества с ограниченной ответственностью "Макарак" (г. Кемерово, ОГРН 1074205021054, ИНН 4205140670)

к Межрайонной Инспекции ФНС России N1 по Кемеровской области (г. Мариинск, ОГРН 1044213003075, ИНН 4213000845)

о признании недействительными решений N 962, 963, 964 от 04.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности от 08.04.2014 года – Колесникова В.В. (паспорт),

от налогового органа – представитель по доверенности N03-21/00157 от 09.01.2014 года, начальник отдела Белоброва Т.В. (удостоверение), представитель по доверенности от 11.08.2014 года Рундау С.В. (паспорт),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Макарак" (далее – общество, налогоплательщик, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями к Межрайонной Инспекции ФНС России N1 по Кемеровской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений N962, 963, 964 от 04.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Определением от 17.09.2014 по ходатайству заявителя дела NА27-16317/2014, NА27-16316/2014, NА27-16315/2014 объединены в одно производство с целью их совместного рассмотрения в рамках дела NА27-16317/2014. В обоснование требований заявитель в заявлении, дополнениях к нему и его представитель в судебном заседании указал, что налогоплательщиком правомерно исчислен земельный налог в размере 0 рублей исходя из нулевой кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224. Сведения о размере кадастровой стоимости 23543011, 77 руб. и об удельном показателе кадастровой стоимости 235, 43 руб./м? были исключены из государственного кадастра недвижимости (ГКН) вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2009 по делу NА27-19586/2009. В спорном периоде (2011, 2012, 2013 годы) в ГКН содержались сведения о нулевом размере кадастровой стоимости. Иная (рыночная) кадастровая стоимость в размере 3539000 руб. установлена решением Арбитражного суда Кемеровской области от 7.05.2014 по делу NА27-6369/2014.

В отсутствие кадастровой стоимости земельный налог мог бы исчисляться исходя из нормативной цены земли, но ее тоже нет, и обязанность по уплате земельного налога не возникает. Предусмотренный законодательством принцип платности землепользования не предполагает и не предоставляет налоговым органам возможность произвольного определения размера этой платы. Нет вины налогоплательщика в неуплате налога и соответственно – оснований для начисления штрафа и пени. Налоговый орган неправомерно воспользовался "формальным" поводом для проведения камеральных проверок уточненных деклараций по земельному налогу, уточнения не касались спорного земельного участка. Действительным поводом для проведения проверки и вынесения оспариваемых решений послужило изменение судебной практики, что не соответствует задачам налогового контроля. Ранее декларации по спорным периодам неоднократно проверялись, претензий налогоплательщику не предъявлено, недоимка по земельному налогу не выявлена. Представитель налогового органа требования заявителя считает необоснованными, ссылается на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N15932/10.

Считает, что не следует учитывать вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2009 по делу NА27-19586/2009, поскольку им не отменен нормативный акт об установлении удельного размера кадастровой стоимости земельного участка. Исходя из принципа платности землепользования для целей исчисления налога надо принимать определенную на основании указанного акта кадастровую стоимость в размере 23543011, 77 руб.

Налогоплательщик имел возможность исчислить и уплатить налог исходя из кадастровой стоимости определенной нормативным актом, поскольку данный акт опубликован в установленном порядке, заявитель использовал установленную им кадастровую стоимость при уплате налога в 2009 году, в ходе камеральных проверок по спорным решениям инспекция направила налогоплательщику соответствующие уведомления.

Нарушения сроков и порядка проведения камеральных проверок не допущено.

Вновь установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости не подлежит применению на прошлое время. Ранее действовавшая кадастровая стоимость в размере 119000 руб. не подлежит применению в 2011-2013 годах в связи с отменой распоряжения Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

По результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций общества по земельному налогу за 2011, 2012, 2013 год инспекция вынесла решения N962, 963, 964 от 04.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

решением N962 доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 258973 руб., соответствующая сумма пени и штрафа. решением N963 доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 353 145 руб., соответствующая сумма пени и штрафа. решением N962 доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 353 145 руб., соответствующая сумма пени и штрафа.

Решениями от 4.08.2014 года N394, 395, 396 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решения инспекции N962, 963, 964 от 04.06.2014 утверждены.

Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании решений инспекции N962, 963, 964 от 04.06.2014 недействительными.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224, площадью 100 000 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, район Тисульский, п. Макаракский, ул. Ю. Писарова (свидетельство о государственной регистрации права серии 42АГ N140442 от 21.12.2009). Разрешенное использование – для строительства туристической базы.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224, площадью 100 000 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, район Тисульский, п. Макаракский, ул. Ю. Писарова (свидетельство о государственной регистрации права серии 42АГ N140442 от 21.12.2009). Разрешенное использование – для строительства туристической базы. Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее – Кадастровая палата) были сформированы средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам).

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224, площадью 100 000 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, район Тисульский, п. Макаракский, ул. Ю. Писарова (свидетельство о государственной регистрации права серии 42АГ N140442 от 21.12.2009). Разрешенное использование – для строительства туристической базы. Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее – Кадастровая палата) были сформированы средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам). постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" указанные средние уровни кадастровой стоимости земельных участков были утверждены. Установлено, что они применяются с 01.01.2009.

В отношении кадастрового квартала, в котором располагается спорный земельный участок и соответствующего (восьмого) вида разрешенного использования был установлен удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) в размере 235, 43 руб./м-.

На основании утвержденных в установленном порядке удельных показателей кадастровой стоимости Кадастровая палата внесла сведения о размере кадастровой стоимости 23543011, 77 руб. и об удельном показателе кадастровой стоимости 235, 43 руб./м? в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224. Заявителю был выдан соответствующий кадастровый паспорт.

Посчитав незаконными действия Кадастровой палаты, общество обратилось в арбитражный суд.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2009 по делу NА27-19586/2009 были признаны незаконными, не соответствующими требованиямЗемельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N222, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215, действия Кадастровой палаты, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224 в сумме 23543011 руб. 77 коп. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 235 руб. 43 коп. за кв.м.

Во исполнение решения суда Кадастровая палата исключила из государственного кадастра недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости 23543011, 77 руб. и об удельном показателе кадастровой стоимости 235, 43 руб./м-. Заявителю выдан соответствующий кадастровый паспорт с нулевыми показателями кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости. Нулевая кадастровая стоимость значилась в кадастре до момента внесения сведений о рыночной стоимости на основании решения суда.

Руководствуясь указанными сведениями налогоплательщик в спорном периоде (2011-2013 год) исчислял земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 42:13:0118001:224 в размере 0 рублей, отражал указанную сумму как в первичных, так и в последующих уточненных налоговых декларациях.

30.12.2013 общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год; 4.04.2012 – за 2012 и 2013 годы. Уточнения не касались спорного земельного участка.

Инспекция провела камеральную проверку уточненных налоговых деклараций. В ходе проверки налогоплательщику были направлены сообщения от 18.03.2014 N1203, 1202, 1203, в которых инспекция сообщала о неправомерном указании нулевой кадастровой стоимости, нарушении принципа платности землепользования и указывала конкретную сумму неуплаченного налога.

Получив указанные сообщения, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, возбуждено производство по делу NА27-6369/2014.

10.04.2014 инспекция составила акты камеральных проверок, применила для целей исчисления земельного налога кадастровую стоимость участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224 в размере 23543011, 77 руб., указала о доначислении земельного налога пени и штрафов по ч.1 ст.122 НК РФ за 2011, 2012, 2013 годы.

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 7.05.2014 по делу NА27-6369/2014 требования заявителя были удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224 в размере его рыночной стоимости, равной 3 539000 руб. решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

22.05.2014 налогоплательщик представил возражения на акты камеральных проверок, где помимо прочих доводов сообщил об указанном решении суда и своем намерении произвести перерасчет земельного налога исходя из рыночной стоимости земельного участка после его вступления в законную силу.

4.06.2014 инспекцией приняты оспариваемые решения о привлечении к налоговой ответственности.

Заявитель полагает, что поскольку уточнения в представленных налоговых декларациях не касались спорного земельного участка, инспекция не вправе была производить соответствующие доначисления. Действительным поводом для проведения проверки и вынесения оспариваемых решений послужило изменение судебной практики, что не соответствует задачам налогового контроля.

Вместе с тем налоговое законодательство не ставит возможность и полноту камеральной проверки в зависимость от объема и существа уточнений в налоговой декларации. Отсутствие претензий инспекции по ранее поданным декларациям не лишает ее права проведения проверки по вновь поданным декларациям, не является безусловным доказательством правильности исчисления налога.

Суд отклоняет довод заявителя как нормативно не обоснованный и переходит к оценке оспариваемых решений по существу.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), налогоплательщиками налога признавались организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Часть 2 статьи 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этимКодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, действующей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи, – при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Коллегия Администрации Кемеровской области приняла постановления N519, N520 от 27.1.2008, которыми утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, подлежащие применению с 01.01.2009 года.

В соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Согласно пункту 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N15932/10 содержится вывод о том, что само по себе отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не препятствует определению налоговой базы по земельному налогу расчетным путем на основании действующих нормативных актов, применимых к соответствующему земельному участку.

При наличии в государственном кадастре недвижимости нулевой кадастровой стоимости исходя из принципа платности землепользования необходимо установить фактическое наличие либо отсутствие кадастровой стоимости спорного земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений, а в случае ее отсутствия исследовать возможность исчисления и применения нормативной цены земли (указанный вывод сделан в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2013 по делу N А45-18650/2012).

При наличии в государственном кадастре недвижимости нулевой кадастровой стоимости исходя из принципа платности землепользования необходимо установить фактическое наличие либо отсутствие кадастровой стоимости спорного земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений, а в случае ее отсутствия исследовать возможность исчисления и применения нормативной цены земли (указанный вывод сделан в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2013 по делу N А45-18650/2012). В спорном периоде имелся действующий нормативно-правовой акт, позволяющий определить кадастровую стоимость расчетным путем – постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)". Данным актом утвержден удельный показатель кадастровой стоимости для соответствующего кадастрового квартала и вида разрешенного использования в размере 235, 43 руб./м-.

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2009 по делу NА27-19686/2009 указанный нормативный акт не признан недействующим.

Нормативная цена земли на территории Кемеровской области в спорный период установлена не была.

Ранее действовавшая кадастровая стоимость в размере 119000 руб. не подлежит применению в 2011-2013 годах в связи с отменой распоряжения Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р "О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области" (пунктом 6 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" данное распоряжение было признано утратившим силу с 01.01.2009).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 7.05.2014 по делу NА27-6369/2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:13:0118001:224 в размере его рыночной стоимости, равной 3 539000 руб. По смыслу Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу NА11-5098/2010 указанная кадастровая стоимость не подлежит применению на прошлое время.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности доначисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка 23543011, 77 руб., определенной в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)". Неверное указание в оспариваемых решениях реквизитов нормативного акта (постановление N520) не привело к завышению размера кадастровой стоимости, не повлекло нарушения прав налогоплательщика.

Оценивая доводы заявителя о незаконности доначисления пени и штрафа, суд исходит из следующего.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

То есть, пеня – это не мера ответственности, а средство обеспечения обязанности по уплате налога. Она применяется независимо от вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и имеет целью компенсировать потери соответствующих бюджетов. Начисление пени правомерно.

Согласно ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения. Частью 1 ст.111 НК РФ круг обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, определен неисчерпывающим образом. Пунктом 4 ч.1 ст.111 НК РФ суду и налоговому органу, рассматривающему дело, предоставлено право признать в качестве исключающих вину иные обстоятельства, не перечисленные в указанной статье.

Часть 1 ст. 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия). В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Абзацем 2 пункта 3 статьи 391 НК РФ определено, что налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" и предусматривает 2 способа:

1. территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика;

2. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. До налогоплательщика в указанном порядке были доведены сведения о нулевой кадастровой стоимости спорного земельного участка, что и послужило основанием для исчисления налога в размере 0 рублей и отражения его в налоговых декларациях по земельному налогу за 2011, 2012, 2013 годы. Кроме того налогоплательщик руководствовался вступившим в законную силу решением суда об исключении соответствующего размера кадастровой стоимости из государственного кадастра недвижимости.

Как следует из пояснений инспекции, она сама первоначально руководствовалась поступившими из органа Росреестра сведениями о нулевом размере кадастровой стоимости земельного участка, такие сведения были представлены во всех спорных периодах, а также по состоянию на 1.01.2014г.

Сторонами не оспаривается, что ранее налоговые декларации, содержащие нулевые показатели начисления налога по спорному земельному участку принимались инспекцией без замечаний. Камеральная проверка проводилась неоднократно, однако налогоплательщику было сообщено о необходимости исчисления земельного налога с установленной нормативным актом кадастровой стоимости лишь 18.03.2014, т.е. существенно позже спорных налоговых периодов.

При исключении сведений о кадастровой стоимости земельного участка из государственного кадастра недвижимости на владельца земельного участка не возложена обязанность по установлению его кадастровой стоимости, в т.ч. путем обращения в суд. Суд оценивает указанные обстоятельства, как исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.

В соответствии с п.6 ст.108 НК РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. С учетом изложенного оспариваемые решения подлежат признанию недействительными в части в части привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ.

Частично удовлетворяя требования заявителя, суд относит судебные расходы в виде государственной пошлины за рассмотрение заявления на налоговый орган. В п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" содержится следующее разъяснение: действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ). Поскольку заявителем при подаче заявления о приостановлении действия оспариваемых решений была излишне уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, она подлежит возврату порядке п.1 ч.1 ст.333.40 НК РФ. Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Макарак" (г. Кемерово, ОГРН 1074205021054, ИНН 4205140670) удовлетворить частично.

Признать недействительными решения Межрайонной Инспекции ФНС России N1 по Кемеровской области N 962, 963, 964 от 04.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности в виде штрафа по п.1 ст.122 НК РФ.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N1 по Кемеровской области (г. Мариинск, ОГРН 1044213003075, ИНН 4213000845) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Макарак" (г. Кемерово, ОГРН 1074205021054, ИНН 4205140670) 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Макарак" (г. Кемерово, ОГРН 1074205021054, ИНН 4205140670) справку на возврат из бюджета государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной по чеку-ордеру от 17.10.2014.

Отменить обеспечительные меры в виде приостановления действия решений Межрайонной Инспекции ФНС России N1 по Кемеровской области N 962, 963, 964 от 04.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с момента вступления решения суда в законную силу.

решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты изготовления решения полном объеме.

Правовое определение земельного налога

Основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на переход к рыночным отношениям, где управление народным хозяйством требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Налоги – один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Экономическая сущность налогов состоит в том, что между государством и юридическими или физическими лицами складываются отношения, способствующие мобилизации денежных средств в распоряжение государства. Несмотря на принудительный характер платежей, налогообложение производится в соответствии с Законом.

Земельный налог – это вид прямого налога, который выплачивают компании и физические лица, обладающие участками земли на правах собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Он выражает отношения между обществом и земельным собственником.

Ставки земельного налога должны отражать единый процесс рентообразования, т. е. устанавливаться с учетом дифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты и их рентообразуюших факторов. Земельный налог должен поступать в распоряжение субъектов Федерации и муниципальных образований и использоваться для обустройства их территорий, проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, повышения плодородия почв, развития производственной и социальной инфраструктуры.

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 "Земельный налог"), вводится в действие на территории муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Законодательные (представительные) органы муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Целью введения земельного налога является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, формировании специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Изучение земельного налога вызывает большой интерес, поскольку за время существования его налоговая база постоянно изменялась вместе с экономической обстановкой в стране и появилась острая необходимость в изменении механизма исчисления налога.

Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель. К тому же, так как земельный налог имеет существенный вес в пополнении местных бюджетов, то, несомненно, необходимо повысить эффективность его взимания и найти пути его усовершенствования.

В России земельный налог, будучи местным налогом, выражает отношения между государством и земельным собственником или землепользователем, основывающиеся на властном подчинении собственника воле государства. Регулируя величину земельного налога, земельная рента может изыматься городом в свою пользу, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в котором он установлен и в котором находится земельный участок. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика. Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:

– финансирование мероприятий и компенсацию затрат (по нормативу) землепользователя (в том числе по погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;

– инженерное и социальное благоустройство территории.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которую осуществляют органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ ). В соответствии с положениями статьи 24.12 Закона об оценке "государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, – по решению органа местного самоуправления не реже, чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее – дата проведения последней государственной кадастровой оценки)".

Налоговую базу по земельному налогу организации формируют самостоятельно на основании сведений, которые представляют органы Роснедвижимости, Федеральной регистрационной службы и органы местного самоуправления.

Налоговая база = КСТ - Дуч, где

КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;

Дуч – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Следует иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется по конкретному земельному участку, также как и кадастровый номер земельного участка присваивается каждому конкретному земельному участку.

Налоговые ставки земельного налога установлены нормативным правовым актом и не могут превышать определенного количества процентов.

Например, земли, которые имеют сельскохозяйственное назначение, занятые жилищным фондом, представлены для жилищного строительства и предоставлены для личного хозяйства, садоводства и животноводства не могут превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости. Все остальные участки не должны превышать 1,5 процента от кадастровой стоимости.

Суммы налога и авансовых платежей по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Срок уплаты налога для бюджетных учреждений не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ, то есть не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по авансовым платежам по налогу – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Форма налоговой декларации по налогу утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. №124н "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения".

Форма Налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 г. №66н "Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядка ее заполнения". Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Объекты налогообложения, плательщики и факторы, определяющие размер земельного налога

Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование.

К ним, в частности, относятся:

- земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;

- земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства,огородничества и животноводства;

- земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;

- земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства;

- земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

- земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также

за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

- земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

- земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Не признают объектами налогообложения участки, ограниченные в обороте, которые заняты ценными объектами культуры, включенными в Список всемирного наследия и которые являются историко – культурными объектами или археологическим наследием. Также такие участки, которые изъяты из оборота, предоставленные для обороны и безопасности. Земельные участки, которые ограничены в обороте в пределах лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами в составе водного фонда также не являются объектами налогообложения.

Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика, в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства, полученные от реализации земли или ее части, и т.д. Земельный налог может уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных от реализации земли.

Организации и предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке. Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Юридические лица и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают суммы авансовых платежей по налогу до 15 апреля, до 15 июля, до 15 октября текущего налогового периода. Сумма авансового платежа определяется как произведение соответствующей налоговой базы и одной четвертой налоговой ставки.

Физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу: до 15 сентября и до 15 ноября. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третьей налоговой ставки. По итогам налогового периода земельный налог уплачивается юридическими лицами и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 15 февраля, а физическими лицами не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сумма земельного налога определяется как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, и суммами авансовых платежей по земельному налогу, подлежащими уплате в течение налогового периода.

Территориальный межрайонный отдел по г. Таганрогу и Неклиновскому району управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РО и Комитет по управлению имуществом города Таганрога представляют до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, в ИФНС РФ по г. Таганрогу сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

От уплаты земельного налога освобождаются:

1. Организации, обладающие на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под парками культуры и отдыха; под полигонами захоронения промышленных и бытовых отходов; под кладбищами, крематориями, при условии целевого использования земель по профилю осуществляемой деятельности.

2. Органы местного самоуправления, органы администрации города, бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется за счет средств областного и местного бюджетов, – в отношении земельных участков, используемых ими в соответствии с уставной деятельностью.

3. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".

4. Инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

5. Инвалиды детства.

6. Участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

7. Вдовы (не вступившие в повторный брак) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий за земельные участки, не используемые ими для ведения предпринимательской деятельности.

8. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Лица, относящиеся к малообеспеченной категории граждан, являющиеся получателями субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг или не получающие субсидии, получатели детских пособий освобождаются от уплаты 50% земельного налога за земельные участки, не используемые ими для ведения предпринимательской деятельности.

Литература

1. Источники

Опубликованные

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с внесенными поправками) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015)] // Рос. газета. – 1998. – 12 авг.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [от 30 нояб. 1994 г. № 52–ФЗ (ред. от 05.05.2014)]. Часть вторая [от 26 янв. 1996 г. № 14–ФЗ (ред. от 21.07.2014)]. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2014. – № № 19. – Ст. 2334; 1996. – № 5. – Ст. 410; 2014. – № 30 (ч.1). – Ст. 4225.

4. Земельный кодекс Российской Федерации [от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 21.07.2014)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147; 2014. – № 30 (ч.1). – Ст. 4225.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015)] // Рос. газета. – 2001. – 31 дек.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [от 5 авг.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014)]// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340; 2014. – № 40 (ч.2). – Ст. 5315.

7. Указ Президента Российской Федерации "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11 декабря 1993 года №2130 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993.

8. О государственном земельном кадастре: федеральный закон [от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006)] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

9. О землеустройстве: федеральный закон [от 18 июня 2001г. № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

10. Об индексации ставок земельного налога: федеральный Закон [от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

11. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон [от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

12. О ставках земельного налога в 1998 году: федеральный закон [от 28 октября 1998 г. № 162-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

13. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон [от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

14. О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон [от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3(с изменениями от 7 июля, 8 декабря 2003 г.)]//СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

Судебная практика

Неопубликованные

26. Решение Арбитражного суда Кемеровской области [от 09 декабря 2014 года по делу № А27-16317/2014] // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2007-2014.

27. Решение Свердловского районного суда г. Красноярска [от 26 января 2015 года по делу № 2-796/2015 (2-5846/2014;) ~ М-4816/2014] // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2007-2014.

2. Литература

15. Андреев Ю.Н., Амаглобели Н.Д., Данилкин В.Н.Судебная защита земельных прав граждан России. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 432 с.

16. Боголюбов С.А. Земельное право. 5-е издание, испр. и перер. – М.: Юрайт, 2015 – 385 с.

17. Бондаренко Д.С., Галиновская Е.А., Жариков Ю.С., Минина Е.Л., Носков Е.А. Земельный участок – вопросы и ответы. – М.: Юстицинформ, 2007 – 412 с.

18. Гришина Я.С. Карташова Ю.А. Все о земельных участках. Основания и порядок приобретения. – М.:Омега-Л, 2008 – 321 с.

19. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО "Профобразование", 2001 – 210 с.

20. Ершов В.А. Всё о земельных отношениях. Кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009 – 351 с.

21. Завьялов А.А. Маркварт Э. Земельные отношения в системе местного самоуправления. – Москва:Статут., 2011 – 445 с.

22. Карташова Ю.А. Земельные участки под строительство. – М.:Феникс, 2010 – 253 с.

23. Мельников Н.Н.Земельные споры. Комментарий судебной практики. – М.: Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010 – 326 с.

24. Тихомиров М.Ю.Земельные участки – новые правила образования и изменения границ. 2-е издание, переработанное и дополненное Москва, 2014

25.Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. и др. Земельное право. М.: Частное право, 2010 – 287 с.