Понятие и правоспособность юридических лиц

Российская правовая наука столкнулась с трудностями, связанными с поиском определения понятия юридического лица и конструирования правового режима для различных его видов, которые вызваны не только сложностью самой проблемы, несовершенством законодательства, но и отсутствием целостной, научно обоснованной, отвечающей современным потребностям и реалиям экономической жизни концепции, объясняющей природу юридического лица, которая могла бы быть принята законодателем.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и признаки юридического лица

Понятие и правоспособность юридических лиц

Юридическое лицо – это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.

Цели создания юридического лица:

  • централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте;
  • уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам;
  • обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.

В современной правовой науке зафиксированы 4 отличительных признака юридического лица. Прежде всего, юридическое лицо имеет ему принадлежащее имущество, которое отделено, обособлено как от имущества других юридических лиц, так и от имущества его членов и учредителей. Именно в этом и состоял смысл "изобретения" юридического лица: те, кто его учреждал, хотели отделить свое личное имущество от того, которое они, передавая юридическому лицу, подвергали хозяйственному риску.

Имущественная обособленность юридического лица может закрепляться в различных правовых формах: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления.

Юридическое лицо является завершенной, целостной с точки зрения внутренней структуры организацией. Оно обладает всеми подразделениями, необходимыми для самостоятельной деятельности. Эта организационная целостность закрепляется в уставе юридического лица или положении о нем. В уставе (или положении) определяются цели и задачи юридического лица, круг его деятельности, права и обязанности, имущественные фонды, органы управления. Устав регистрируется в государственном органе при регистрации юридического лица.

Юридическое лицо от своего имени вступает в гражданские правоотношения, заключает договоры, приобретает права. Поэтому наименование юридического лица должно быть зафиксировано в уставе, как и место его нахождения. В наименовании юридического лица должна быть определена его организационно-правовая форма, а также указан характер деятельности юридического лица. Впрочем, на характер деятельности должны указывать лишь те юридические лица, которым это предписывается

Законодательство может предъявлять дополнительные требования к наименованию юридического лица. Так, слово "банк" может использоваться только кредитными учреждениями, деятельность которых регулируется законодательством о банках. Особые требования предъявляются к наименованию ряда юридических лиц.

ГК РФ предусматривает два возможных вида наименования юридических лиц: фирменное наименование и коммерческое обозначение. Фирменное наименование вносится в устав юридического лица и регистрируется в государственном реестре юридических лиц. Коммерческое обозначение не регистрируется. Несмотря на эти различия, незаконное использование чужого наименования является грубым правонарушением и влечет юридическую ответственность.

Личность юридического лица в правоотношениях представлена также товарным знаком. Товарный знак индивидуализирует товар данного юридического лица. Помимо изобразительного символа он содержит наименование юридического лица, место производства товара. Товарный знак является "интеллектуальной собственностью", поэтому заявка на его регистрацию подается в Патентное ведомство, которое регистрирует знак и выдает на него свидетельство. Незаконное использование чужого товарного знака влечет юридическую ответственность.

Юридические лица отвечают по своим обязательствам самостоятельно всем своим имуществом. Исключение из этого правила составляют учреждения, целиком финансируемые их собственником. К подобным учреждениям относятся государственные организации, финансируемые из бюджета. Кроме того, особый порядок ответственности установлен для так называемых казенных предприятий, о чем будет идти речь ниже.

Остальные предприятия несут самостоятельную ответственность. Учредители и собственники юридических лиц не отвечают по их долгам, равно как и они не отвечают по долгам учредителя. Из этого правила, правда, есть одно исключение: если юридическое лицо не исполнило своих обязательств из-за действий учредителя или собственника, имеющих право давать юридическому лицу обязательные указания, то они могут быть привлечены к ответственности вместе с юридическим лицом, если у последнего не хватает имущества для исполнения своего обязательства.

Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, то есть с момента регистрации в органе юстиции. У части юридических лиц правоспособность ограничена кругом задач юридического лица. Это так называемая специальная правоспособность. Ею обладают, например, общественные организации или потребительские кооперативы. Предпринимательские организации могут иметь права на любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Юридические лица возникают по инициативе учредителей. Если их несколько, то они заключают учредительный договор, в котором оговаривают цель создания юридического лица, размеры своих имущественных взносов в фонды и размер уставного фонда юридического лица. Некоторые учредительные договоры настолько подробны, что не требуют специального принятия устава. ГК РФ допускает, что юридическое лицо может в своей деятельности руководствоваться положениями учредительного договора.

Решающим этапом в возникновении юридического лица является его официальное признание. Наиболее распространенной формой такого признания является регистрация юридического лица в норматив-ио-явочном порядке в органах юстиции. Этот порядок предполагает, "что государственный орган проверяет только соответствие устава закону и не рассматривает вопрос о целесообразности образования данного юридического лица и его деятельности.

Другой – разрешительный – порядок установлен для тех случаев, когда деятельность юридического лица должна быть разрешена компетентным государственным органом и требуется лицензия на данный вид деятельности, например на производство лекарственных препаратов.

В добровольном порядке юридическое лицо прекращает деятельность по решению учредителей либо органов этого юридического лица.

Имущественные и организационные последствия прекращения деятельности юридического лица могут быть двоякими. В первом случае оно ликвидируется с ликвидацией дел и имущества: создается ликвидационная комиссия, которая в определенный срок. Производит расчеты со всеми кредиторами и должниками ликвидируемого юридического лица. При этом определена очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная в ГК РФ. Остаток имущества передается учредителям или собственнику.

Второй случай называется ликвидацией юридического лица без ликвидации дел и имущества, или реорганизацией. Реорганизация имеет несколько организационно-правовых форм: преобразование, слияние, разделение, присоединение, выделение. При этом на месте прежнего юридического лица образуется новое или несколько новых. Во всех этих случаях имеет место также правопреемство.

Юридические лица подразделяются на две основные группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими признаются организации, которые рассматривают извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Напротив, некоммерческими являются организации, которые ставят иные цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации образуются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, учреждений, фондов и др.

Различают следующие виды коммерческих организаций – юридических лиц.

1. Полное хозяйственное товарищество. Оно характеризуется тем, что все его участники могут заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, не только тем, что каждый из них передал в складочный капитал товарищества, но и личным имуществом. Поэтому лицо может быть участником только одного полного товарищества: у него ведь не остается имущества для обеспечения обязательств другого полного товарищества. Полное товарищество возникает на основе учредительного договора, подписываемого всеми его участниками. В фирменном названии полного товарищества должны быть упомянуты либо все полные товарищи, либо часть из них со словами "и компания", а также слова "полное товарищество".

2. Товарищество на вере, или коммандитное. В этом товариществе действуют два вида участников. Одни имеют статус полных товарищей со всеми вытекающими отсюда последствиями, другие не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут риск убытков только в пределах сумм, внесенных в имущество товарищества, то есть в пределах своих вкладов.

Товарищество на вере также создается на основе учредительного договора, который должен быть подписан всеми полными товарищами. В наименовании должны быть указаны те же реквизиты, что и в имени полного товарищества, только вместо слов "полное товарищество" должны быть слова "товарищество на вере". Управляют товариществом только полные товарищи, а вкладчик имеет право лишь получать прибыль на внесенный вклад в складочный капитал, знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества и по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад.

3. Общество с ограниченной ответственностью Оно образуется одним или несколькими лицами, а его уставный капитал разделен на определенные доли. Участники общества не отвечают личным имуществом по его обязательствам, и риск убытков, связанных с деятельностью общества, несут лишь в пределах внесенных ими долей. Именно в этом состоит смысл ограниченной ответственности общества. В фирменном наименовании общества должны быть слова "с ограниченной ответственностью". Кроме учредительного договора, такое общество должно иметь устав, в котором помимо других вопросов фиксируется уставный капитал, образуемый вкладами его участников.

Управление обществом с ограниченной ответственностью осуществляется всеми его участниками. Они составляют общее собрание, которое является высшим органом управления и обладает исключительной компетенцией в решении вопросов изменения устава и уставного капитала, выборов исполнительных органов, утверждения годовых отчетов и распределения прибылей, а также некоторых других. Для повседневного руководства деятельностью товарищества общее собрание образует исполнительный орган, подотчетный собранию.

4. Общество с дополнительной ответственностью. У этого общества имеется одна особенность: если уставного капитала недостаточно для покрытия долгов общества, то все его участники должны внести недостающую сумму в кратном размере к стоимости их вкладов.

Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления.

При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо получить согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание.

Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь "явиться" для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо соответствующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесобразности не допускается..

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы. В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельность. Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица своего имущества и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями, порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей. Изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом – с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения становятся обязательными с момента их внесения в учредительные документы.

Особенности правоспособности юридических лиц

Под правоспособностью юридического лица понимается возможность юридического лица иметь гражданские права и нести обязанности. Данная категория характеризует субъекта правовых отношений, наличие у него определенного правового статуса, позволяющего участвовать в обороте.

По мнению В. Ф. Яковлева, "правосубъектность может быть шире или уже в зависимости от того, каков круг отношений, субъектом которых в соответствии с действующим правом может выступать лицо".

Некоторые авторы считают, что правоспособность определяет, "какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности". Однако предлагаемое определение, по мнению О.А. Серова, дает несколько иное объяснение сущности правоспособности, так как предопределяет необходимость появления качества как предпосылки для дальнейшего обладания субъективными правами. Вместе с тем, именно правоспособность и становится тем качеством, которое определяет сферу участия субъекта в обороте, но не раскрывает его сущностных характеристик как правовой конструкции.

В ГК РФ использован термин "правоспособность как в отношении граждан, так и применительно к юридическим лицам. В соответствии со ст. 17 ГК РФ гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Однако такое определение характеризует правоспособность с точки зрения физической сущности человека.

По общему правилу, правоспособность юридического лица совпадает с дееспособностью и включает в себя как способность иметь права и нести обязанности, так и способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. Причиной является невозможность применения понятия "степень зрелости" к юридическим лицам. В силу указанного обстоятельства, правоспособность и дееспособность у юридического лица, как правило, возникают одновременно, то есть с момента государственной регистрации юридического лица. Однако Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" закрепил положение, в соответствии с которым государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, до момента завершения формирования уставного фонда вправе осуществлять только те права, которые связанны с учреждением унитарного предприятия. Таким образом, Федеральный закон установил случай, когда моменты возникновения правоспособности и дееспособности юридического лица в полном объеме могут не совпадать.

Понятие правоспособности признается ключевым для определения правового режима деятельности субъектов гражданского права. Не все образования, подпадающие под отдельные признаки юридического лица (наличие выделенного под определенные цели имущества, объединения с выраженной иерархичностью организационной системы и пр.), могут участвовать в гражданских правоотношениях. Именно факт их легитимации государством является основанием для возникновения правоспособности.

Правоспособность юридического лица в общем понимании представляет собой способность юридического лица иметь гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления своей деятельности.

Правоспособность юридического лица в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ возникает в момент его создания (т.е. в момент его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Итак, можно выделить следующие варианты реализации юридическими лицами своей правоспособности:

1) через органы (хозяйственные товарищества – через участников);

2) через представителей, действующих на основании доверенности, договора поручения или агентского договора (по конструкции поручения) либо из обстановки;

3) через ликвидационные комиссии (ликвидаторов) при добровольной ликвидации;

4) через специальные органы, назначаемые судом или уполномоченными органами (ликвидационные комиссии (ликвидаторов) при принудительной ликвидации, временных и конкурсных управляющих, у кредитных организаций – через временные администрации в случае приостановления деятельности исполнительных органов).

При этом первые три случая считаются самостоятельными действиями юридического лица, а случаи, объединенные в четвертый пункт, – не могут быть признаны таковыми и соответственно являются случаями ограничения дееспособности юридического лица.

От этих случаев необходимо отличать следующие ситуации:

1) когда интересы юридического лица выражают лица, действующие от своего имени. Примером этой группы случаев является удовлетворение интересов юридического лица через комиссионера либо доверительного управляющего (п. 1 ст. 990, п. 3 ст. 1012Гражданского кодекса РФ). Сюда же относятся арбитражные управляющие при несостоятельности (банкротстве), когда они действуют в интересах не должника, а иных лиц;

2) когда само юридическое лицо действует как представитель публично-правового образования и соответственно реализует его, а не свою правоспособность.

Виды правоспособности юридических лиц

Правоспособность всех организаций можно разделить на общую и специальную.

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, она приобретается при создании и ее имеют все зарегистрированные коммерческие предприятия исключая те, правоспособность которых ограничена собственником или правовыми нормами, и заключается в том, что субъекты получают возможность вести хозяйственную деятельность не запрещенную законодательством или для достижения целей установленных собственником.

В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" сказано, что при разрешении споров в обязательном порядке учитывается, что коммерческие организации за исключением организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. В связи с этим при разрешении споров следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее уставом. Как видно из приведенного Постановления лицензионные виды деятельности возможно отнести к общей правоспособности, но ряд авторов полагает, что это специальная правоспособность.

Специальная правоспособность предполагает наделение предприятия лишь такими правами и обязанностями, которые соответствуют целям его функционирования и прямо зафиксированы в его уставе. Юридические лица, в отношении которых законом или собственником определена специальная правоспособность, не имеют права совершать сделки, выходящие за пределы целей и предмета их деятельности, которые определены законом или иными нормативными актами.

Опираясь на установленную зависимость содержания специальной правоспособности от закрепленных в учредительных документах целей деятельности организации, отдельные авторы предлагают подразделять целевую правоспособность на коммерческую, некоммерческую и публичную, реализуемую в частноправовой сфере. Критерием такого деления они считают цель деятельности юридического лица. Однако приняв данную позицию, будет чрезвычайно сложно определиться с конечным результатом использования данного деления, так как в рамках деятельности даже одной организации возможно стремление к реализации сразу нескольких из перечисленных направлений.

Основным отличием исключительной правоспособности является наличие разрешения на осуществление определенного вида деятельности с одновременным установлением запрета на осуществление любых иных видов деятельности.

В настоящее время отсутствует единое определение, позволяющее разграничить специальную и исключительную правоспособность юридических лиц. Всеми признается, что отдельные коммерческие и некоммерческие организации в силу закона осуществляют исключительные виды деятельности (которыми не вправе заниматься иные юридические лица), им запрещено заниматься иными видами деятельности. Речь идет о кредитных, страховых организациях, биржах и пр.

Исключительной правоспособностью является способность субъекта иметь гражданские права, необходимые для осуществления видов деятельности, определяемых в законодательстве в качестве исключительных, и нести соответствующие данной деятельности гражданские обязанности. Считаем, что основанием для установления исключительной правоспособности как самостоятельного вида является наличие общего запрета и критерий соответствия интересам.

Введение категории "исключительная правоспособность" как самостоятельного вида позволит отказаться от использования таких дополнительных характеристик юридического лица, как наличие особого правового статуса. Под данной категорией предлагается понимать организации, которые ограничены в правах законом, осуществляют специфические виды деятельности при одновременном запрете осуществлять другие. Считается, что категория "особый правовой статус юридического лица" включает в себя не только особую правосубъектность, но и особый порядок создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, права и обязанности их участников, права и обязанности их кредиторов, специфическую юридическую ответственность. На наш взгляд, введение подобной категории неоправданно, так как не имеет под собой четких оснований.

В науке рассматривалась идея о признании целевой правоспособности в отношении публично-правовых образований наряду с категорией "специальная правоспособность". Действительно, в отношении юридических лиц, природа которых определяется выделенным имуществом, целевая правоспособность должна рассматриваться как допустимая категория, применяемая в рамках общепризнанной специальной правоспособности. Тем самым подчеркивается специфика правового статуса этих организаций, сама сущность которых связана с достижением определенной учредителем цели. Для данных организаций могут быть установлены особые основания прекращения деятельности, так как изменение целей деятельности либо их недостижимость неизбежно должны иметь в качестве последствия ликвидацию юридического лица. Тем не менее, данная характеристика лишь отражает специфику содержания субъективных прав юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, но не может считаться самостоятельным видом правоспособности либо специальным типом специальной правоспособности.

Классическое понимание категории "правосубъектность" далеко не всегда согласуется с современными экономическими реалиями. Абсолютно верным представляется мнение ученых об опасности игнорирования роли объединений холдингового типа, в том числе – утратой актуальности и адекватности правового регулирования гражданского оборота. С одной стороны, правоспособность осуществляется каждым субъектом самостоятельно, а с другой – исключает возможность предписания своей воли другим лицам.

Сущность ограничения правоспособности юридических лиц

Правоспособность юридических лиц может быть ограничена, ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и /или учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК).

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями.

ГК РФ следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т.е. общую правоспособность. Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия – несобственники, а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти.

Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства, возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом. Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.

Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое "самоограничение" правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц – других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем (ст. 173 ГК). Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.

Для юридических лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона, возможно совершение лишь таких действий, которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности.

В завершении параграфа необходимо отметить, что правоспособность у юридических лиц ограничивается в тех случаях, когда для них исключается возникновение прав и обязанностей либо их возникновение связывается с выполнением дополнительных обязанностей. Ограничение правоспособности юридического лица-должника состоит в запрете совершения определенных действий и необходимости согласования сделок с другими субъектами арбитражным управляющим и собранием кредиторов.

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций обладают отличительной особенностью, которая состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому, как нами ранее отмечалось, они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а ограниченное вещное право.

Участие указанных юридических лиц в гражданском обороте порождает немало проблем как практического, так и теоретического характера вследствие того, что упомянутые субъекты не являются собственниками принадлежащего им имущества. Они могут быть созданы только на базе публичной собственности, а это означает, что предоставление таким предприятиям ограниченных вещных прав является одним из способов осуществления права публичной собственности.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10. 1994) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ в ред. от 05.05.2014"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // "Российская газета", N 229, 03.12.2002.
  4. Пиляева В.В. Гражданское право – М.: КНОРУС, 2014
  5. Слепченко, Е. В. Гражданское судопроизводство: проблемы единства и дифференциации: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.15 – гражданский процесс, арбитражный процесс – СПб., 2011
  6. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина, М, Городец, 2013.
  7. Чаусская О.А. Гражданское право РФ М.: Проспект 2013
  8. Яковлев В.Ф Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений – М.: Статут, 2009
  9. Напреенко А. А. К вопросу о правосубъектности объединений юридических лиц холдингового типа // Гражданское право. 2011. № 1.С.66-71