Правонарушения

Правонарушения.

Статьи по теме
Искать по теме

Что такое правонарушение

Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.

Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями.

И еще одно, как представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная вредность или опасность является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя и от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию официальной огласки либо же его замалчивание. Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи с этим деяние не может быть признано противоправным.

Достаточно распространенное и ныне в юридической теории положение о том, что противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, требует уточнения. В специальной литературе между тем именно эта формально-юридическая сторона противоправности очень часто абсолютизируется. До недавнего времени почти общепризнанным считалось, что сам факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет противоправность деяния. Такой подход, воспринимавшийся в качестве правотворческой и правоприменительной доктрины, порождал правонарушающие акты и соответственно приводил к привлечению к юридической ответственности лиц, приносивших своей деятельностью общественную пользу.

Порожденные устаревшим механизмом хозяйствования и соответствующими ему юридическими постулатами правонарушающие акты привели к появлению в нашем обществе феномена так называемого бескорыстного преступника. Правоохранительная система, не снабженная механизмами блокирования ложных юридических норм и находившаяся всецело в подчинении исполнительных структур, вынуждена была вовлекать в орбиту уголовной репрессии людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивную направленность, но при этом входили в противоречие с устаревшими либо изначально неправовыми установлениями государства.

Значит, понятие противоправности не может быть сведено лишь к внешней его стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта.

Во-первых, противоправность есть объективированная форма выражения общественно вредного, его внешняя сторона. Это значит, что общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного.

Во-вторых, противоправность есть объективное свойство правонарушения. Объективное в том смысле, что всякое правонарушение посягает на сущностное в праве, т.е. на те социальные блага, которые представляет право: защищаемый им общий интерес (как объединение различных специфических согласованных частных и публичных интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при помощи правового инструментария, прогрессивную деятельность и конструктивные способы ее осуществления.

Правонарушение изначально посягает на то, что берется под защиту. Именно в этом смысле противоправное неотделимо от общественно опасного, вредного.

В формально-логическом плане это может быть выражено следующим образом: "Все, что общественно вредно (опасно), то противоречит праву". И соответственно: "Противоречащими праву являются только те деяния, которые общественно вредны (или опасны)". В действительности от этой конструкции могут наблюдаться два типа отклонений: 1) "Не все, что запрещено законом в качестве противоправного, в действительности общественно вредно и опасно"; 2) "Не все, что общественно опасно, запрещено законом как противоправное". И то и другое явления нежелательны и указывают на то, сколь важным является адекватное совмещение в действующем законодательстве общественно вредного и противоправного.

Таким образом, противоправность есть родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка деяний.

Юридический состав правонарушения. Уяснение общественной вредности и противоправности деяния позволяет отграничить его от правомерного поведения. Эти характеристики, хотя и являются определяющими для понимания правонарушения, требуют все же конкретизации, привлечения дополнительных, уточняющих их содержательных признаков, достаточных для отграничения правонарушения от иных отклонений от правопорядка.

Этой цели в юридической науке и практике служит конструкция юридического состава правонарушения, представляющего совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, выраженное вовне в форме фактических противоправных действий либо в противоправном несовершении предписанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законодательством объектом преследования. В этом находит проявление гуманистическая направленность права. С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных случаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой и пр.) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам.

Практика преследования за убеждения, инакомыслие и т.п. есть проявление репрессивной сути государства, дефицита в нем демократии и цивилизованности, свидетельство действия произвола, возведенного в закон и именуемого "правом". Не признается правонарушением и так называемая рефлекторная активность – нецензурная брань в болезненном бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяемым, и пр.

К элементам объективной стороны правонарушения относятся причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред. В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие. Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Вред может иметь материальный, физический и иной характер, посягать на специфические или общие интересы.

Характер деяния и причиняемый при этом вред являются объективными основаниями для определения степени общественной опасности, отграничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

С объективной стороной непосредственно связан другой элемент состава правонарушения– объект, т.е. отношения, на которые посягает правонарушитель.

Субъективная сторона правонарушения воплощена в понятии деликтоспособности правонарушителя. Это означает, что правонарушением признается лишь виновное деяние, т.е. такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли – возможности выбрать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр. – являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это прежде всего наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает с 16 лет, а за отдельные виды – с 14, административная – с 16, гражданско-правовая – с 15 и т.д.

Не все вопросы, касающиеся субъекта правонарушения, решены в юридической теории и практике однозначно. Имеются расхождения в понимании субъекта правонарушения в уголовном и гражданском праве. Если в уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают (т.е. ответственности подлежит физическое лицо, совершившее данное преступление), то в гражданском праве имущественную ответственность может нести не только совершивший гражданско-правовой деликт. Достаточно сложным является вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей. В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно – таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил лично, и не связан солидарной ответственностью. Что касается иных отраслей права, то здесь мнения специалистов разделились. Одна группа ученых склонна признавать коллектив людей субъектом правонарушения, другая – исходит из противоположного мнения. В любом случае действия коллективных субъектов при определенных условиях могут признаваться противоправными и соответственно влечь некоторые правоограничения.

Юридическим составом правонарушения охватывается еще один компонент – установление в законодательстве санкций (неблагоприятных последствий) за совершение правонарушений, являющееся непременным условием применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Справедливо замечено, что там, где не предусмотрена юридическая ответственность, нет правонарушения.

Итак, правонарушение – это общественно вредное (или общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

Правонарушение и иные отклонения от порядка. Разновидность социальных отклонений, которая связана с отступлением от целей, принципов и предписаний права, может быть объединена понятием противоправного поведения. К противоправным деяниям, не образующим правонарушений, относятся деяния с "усеченным" составом правонарушения (невиновные действия, объективно противоправное поведение малолетних, душевнобольных и пр.). Это также незначительные отклонения от требований юридического режима, складывающегося в той или иной сфере общественной жизни (незлостное уклонение от уплаты алиментов, просрочка платежей или несвоевременное возвращение долга, кредита в силу извинительных обстоятельств, незначительные проступки в административно-правовой сфере, сфере действия трудового законодательства и т.д.), и иное поведение, противоречащее праву и могущее влечь применение мер юридической защиты или мер воспитательного характера.

К противоправным деяниям относится также и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым следует считать основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее достижения.

Злоупотребление правом – это не особый тип правонарушения, как иногда отмечается в специальной литературе, а разновидность неправовых действий, связанных с злоупотреблением правовой свободой, совершением поступков "во зло" и в противоречие с назначением предоставленного права, его духом.

Непризнание категории злоупотребления правом ведет к тому, что всякое отклонение от общего дозволения квалифицируют как деликт, правонарушение, преступление. Очевидно, что в этом случае не учитываются специфика действия правового дозволения, особенности его конструирования в законе. В законодательстве невозможно (да и не должно) расписывать дозволенное поведение "от и до", что входило бы в противоречие с природой права личности. Для предотвращения некорректного поведения правопользователя законодатель использует специальные средства, приемы законодательной техники (устанавливает запрет на ограничения на определенный вид деятельности в рамках общего дозволения, определяет принципы поведения управомоченного, конкретизируя цель, назначение предоставляемого права и др.).

Создается, таким образом, своеобразный режим поведения управомоченного, адекватный правовому дозволению. Отступление адресатов от этого режима охватывается понятием "злоупотребление правом" и не должно квалифицироваться как "деликт, правонарушение, преступление".

2 Состав и виды правонарушений.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: преступления и проступки. Главными критериями их деления являются, во-первых, характер и степень общественной вредности, которая, в свою очередь, определяется ценностью объекта противоправного посягательства, содержанием противоправного деяния, обстановкой, временем, способами (насильственными или ненасильственными), размером и характером причиняемого вреда, формой и степенью вины правонарушителя, интенсивностью противоправных действий, их мотивацией, личностными характеристиками правонарушителя и др.; во-вторых, субъективный фактор, который в решающей мере оказывает влияние на признание того или иного деяния в качестве противоправного (закононарушающего). Правовая система должна располагать такими механизмами, при которых признание того или иного деяния преступным не находилось бы исключительно в зависимости от усмотрения законодателя или правоприменителя.

Преступление. Его понятие дано в ст. 7 УК России. Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом. Все непреступные правонарушения или проступки принято классифицировать применительно к отраслям права, соответственно выделяя административные, гражданские деликты, правонарушения в сфере трудового законодательства и т.д.

Административное правонарушение. Его понятие закреплено в ст. 7 Кодекса об административных правонарушениях. Там же в дефинитивной норме сделаны уточнения относительно разграничения административных проступков и преступлений; исчерпывающе определены разновидности административных деликтов, санкции за их нарушения, установлен процедурный порядок привлечения нарушителей к ответственности. Здесь нет необходимости воспроизводить зафиксированное в законе. Отметим следующее. Административные деликты, обладая признаками общественной вредности (опасности), в то же время существенно отличаются от преступлений степенью вредности (опасности). Бытующее мнение о том, что административные правонарушения – предтеча преступлений, многократными исследованиями и практикой не подтверждается. Уточнение критериев разграничения этих видов правонарушений, в том числе административных деликтов от уголовных проступков, является ныне чрезвычайно важной задачей. Стремление администрати-вистов "учредить" специализированную отрасль знаний – административную деликтологию, или учение об административной деликтности, в этой связи, очевидно, оправдано.

Гражданское правонарушение. Его понятие не сформулировано в законодательстве, оно выработано теорией гражданского права. Поэтому подходы к пониманию гражданского правонарушения у теоретиков и у практиков различны. В зависимости от характера гражданско-правового нарушения можно различать договорные и внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушением обязательств стороной гражданско-правового договора, вторые – с несоблюдением или неисполнением требований гражданско-правовых норм. От гражданского правонарушения следует отличать невиновное причинение вреда (ст. 454 ГК России) или субъективно-случайное поведение, объективно-случайное действие непреодолимой силы (ст. 472 ГК России), нарушение имущественных прав вследствие правомерных действий – спасания имущества (ст. 472 ГК России).

Трудовое правонарушение (нарушение трудового законодательства) – это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде. Как и в гражданском праве, от трудовых правонарушений необходимо отличать случаи правомерного причинения ущерба, в частности связанные с хозяйственным риском.

Процессуальное правонарушение. Оно связано с нарушениями гражданами или государственными органами (чаще юрис-дикционными) интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Не являются процессуальным правонарушением незначительные издержки процедурного характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права. Это объективно неправовые действия, которые влекут применение мер защиты (санкции ничтожности): отказ суда в удовлетворении ходатайства, принятии искового заявления, не соответствующего установленной форме, и др.

Международное правонарушение – это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления и международные деликты. К преступлениям относят работорговлю, пиратство, международный терроризм и др. К иным международным деликтам относят непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении посольских представителей, нарушение торговых обязательств и др.

3 Роль ОВД в борьбе с правонарушениями

В настоящее время весьма остро поставлен вопрос об искоренении правонарушений во всех сферах общественной жизни, о необходимости усиления ответственности за соблюдение общегосударственных, общенародных интересов, решительной борьбы против нарушений государственной и трудовой дисциплины.

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают Органы Внутренних Дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года, на МВД возлагаются основные задачи:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и расследованию преступлений;

- обеспечение исполнения уголовных наказаний;

- руководство ОВД и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

- совершенствование нормативной правовой основы деятельности ОВД и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

Систему ОВД возглавляет Министерство внутренних дел РФ. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДЖ, ОВДТ), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОН). Кроме того, в структуру МВД входят также следственный комитет, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУПС), Главное управление исполнения наказаний (ГУИН), образовательные учреждения и др.

Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция РФ, федеральные законы, акты ГосДумы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и норму международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), крайне необходимые для эффективной деятельности ОВД. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

Необходимо заметить, что в настоящее время резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью. Им в большинстве своем совершаются квартирные кражи, грабежи, разбои, уличные правонарушения. Именно поэтому внимание к несовершеннолетним, молодежи должно быть резко усиленно, особенно в плане предупреждения правонарушений. На сегодняшний день обостряются общественные противоречия, что сразу же сказывается на преступности несовершеннолетних. Молодежь является составной частью народа, испытывает его постоянное идеологическое и общественно-политическое влияние. Молодые люди в силу особенностей своего возраста имеют специфический социально-психологический склад, выражающийся в повышенной эмоциональности, острой восприимчивости, впечатлительности. Очень точно была подмечена суть процесса профилактики правонарушений Ветровым В. И.: "Профилактика правонарушений и иных отклонений от норм поведения представляет собой организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель – не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулировании поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека". 1

Профилактика правонарушений, и прежде всего индивидуальная, требует глубочайшего проникновения во внутренний мир личности молодого возраста, в механизм развития чувств, привычек, мышления, воли. Эффективность организации и осуществления индивидуальной профилактической работы с указанной категорией лиц зависит во многом от знания условий индивидуальной жизни, психологических особенностей каждого из них, конкретного характера антиобщественных взглядов и устремлений.

Благоприятные условия для правонарушений и антиобщественных поступков несовершеннолетних создает низкий моральный облик родителей. Так, например, в семьях родителей-алкоголиков, подростки становятся свидетелями аморальных поступков и они, как правило, внутренне подготовлены к антиобщественному поведению и проявляют аморальные тенденции. В структуре преступности несовершеннолетних групповые преступления занимают значительный удельный вес и обладают большой общественной опасностью. Групповая агрессивность, озлобленность, ожесточенность подростков становится все более примитивной чертой микросреды по месту жительства. Членами таких группировок чаще всего становятся лица "вытолкнутые" из формальных сообщностей: семьи, школ, трудовых коллективов. Самое главное вовремя оценить сложившуюся обстановку и предпринять эффективные меры по ее стабилизации. Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на сегодняшний день является одной из острых проблем. Основным документом, регламентирующим работу в данном направлении является Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" принятый Государственной Думой 2 июня 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних; органы управления, социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости и, наконец, Органы Внутренних Дел.

Активное участие в предупреждении и профилактике правонарушений несовершеннолетних принимают Органы Внутренних Дел, которые оказывают в этих целях необходимое содействие:

- подразделениям по делам несовершеннолетних Органов Внутренних Дел;

- центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей ОВД;

- подразделениям криминальной милиции ОВД и др.

Основной целью проводимой профилактической работы с несовершеннолетними является – переориентация, разобщение или прекращение антиобщественной деятельности асоциальных групп несовершеннолетних, поставленных на учет.

Можно выделить ряд этапов в проводимой работе:

1 Этап – инспекция по делам несовершеннолетних обязана выявлять группы несовершеннолетних антиобщественной направленности и устанавливать важнейшие качественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников, места сбора, объекты, где совершаются правонарушения и т. п. )

В качестве источников информации можно использовать данные статистики правоохранительных органов, данные оперативно-розыскной службы, информации, поступающую от населения, государственных и общественных организаций и т. д.

2 Этап – постановка групп на учет путем заведения учетно-профилактических дел (УПД). Основание постановки этих групп на учет наличие в них подростков, на которых имеются материалы об антиобщественном характере их связей и которые могут быть поставлены на индивидуальный учет в ОППН (отделе по профилактике преступлений несовершеннолетних) УПД заводится инспектором, в зоне обслуживания которого проживает большинство участников или лидер групп. В случае заведения УПД на группу к нему приобщатся и УПК (учетно-профилактические карточки) ранее заведенные на участников групп.

3 Этап – оказание на группу профилактического воздействия. Этот этап предполагает:

- разъяснение несовершеннолетним, входящим в группы и их родителям требований, норм нормативных актов, регламентирующих ответственность за групповое нарушение общественного порядка;

- использование предупреждения конфликтов между различными группами подростков личных встреч и бесед;

- принятие мер по пресечению случаев отрицательного влияния на подростков лидеров группы;

- внесение при необходимости предложений следователю об изменении на более строгие меры пресечения в отношении активных участников антиобщественных формирований, совершивших преступления; подготовка материалов для изоляции этих лиц путем направления в спец. учреждения, отмены уголовного осуждения, отсрочки исполнения приговора.

4 Этап – снятие групп с учета. Существует три основания прекращения УПД на группу несовершеннолетних:

а) если все лица, входящие в группу сняты с индивидуального профилактического учета (исправление, достижение 18 лет, истечение срока отсрочки исполнения приговора осуждения и т. д. )

б) если все участники группы прекратили антиобщественное поведение в ее составе;

в) если группа разобщена.

В тех случаях, когда отдельные участники разобщенной группы продолжают совершать правонарушения на каждого их них возобновляется УПД или УПК.

В деле профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, особенно массовых хулиганских проявлений со стороны территориальных подростковых группировок важное значение имеет постоянное взаимодействие подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних, участковых инспекторов милиции, дежурных частей, следственных подразделений. Нужно постоянно анализировать оперативную обстановку на участке, изучать тенденции и особенности структуры, динамики правонарушений несовершеннолетних, место, способы, время их совершения, социально-психологические особенности виновных и т. д. На практике те подразделения по профилактике преступлений несовершеннолетних ориентированы преимущественно на одну форму профилактики-контроля за поведением подростков, стоящих на учете. При проведении профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями работники учитывают особенности характера, темперамента несовершеннолетних, их настроение во время беседы. Ведь в зависимости от темперамента на один и тот же факт подростки реагируют по-разному, большое значение имеет общий интеллектуальный и культурный уровень подростков, система мотивов.

Помимо профилактических бесед с правонарушителями работники ОВД предпринимают и другие меры по пресечению правонарушений. Так, например, работники (инспектора) ОППН отдела по профилактике преступлений несовершеннолетних регулярно организуют рейды в местах скопления молодежи (дискотеки, рынки и др. ) с целью выявления лиц, нарушающих нормы права и предупреждения совершения ими преступления.

Таким образом, общая криминогенная обстановка в стране на прямую зависит от того как фактически выполняют свои обязанности работники Органов Внутренних Дел, которые призваны активно бороться с правонарушениями и проводить профилактическую работу.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М, 2002.

4. Гражданский кодекс РФ. М.: 2001

5. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. IIV

6. Российская газета, 13 января 1993 г.

7. Гаджиев К. Современная экономическая преступность: экспертио-ревизионные аспекты //Российская юстиция 1995. № 1 Право и политика. 2001. № 7, с. 15-25.

8. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность, М., 1995.

9. Лукьянов В.В. Административное правонарушение и уголовное преступление. в чем различие. // Государство и право. 1999. № 3, с. 83-91.

10. Макуев Р.Х. Правонарушения и юридическая ответственность. Орел, 2001.

11. Мальков В.П. Состав правонарушения в теории и законе. Государство право. 1996. №7, с. 105-1 13.

12. Мальков В.П. Субъективные основания уголовной ответственности. Государство и право. 1995. № 1, с. 91-96.

13. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.

14. Степашин С. Против криминализации России // Российская юстиция. 2000.

15. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью Теоретические и правовые проблемы. Омск, 2002.