Практика применения тарифных льгот в Таможенном союзе

Практика применения тарифных льгот в Таможенном союзе.

Статьи по теме
Искать по теме

Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Таможенно-тарифное регулирование служит основным методом экономического воздействия на экспортно-импортные товарные потоки, пересекающие таможенную границу государства. Через его инструменты реализуются принципы внешнеэкономической политики государства – протекционистской, фискальной, либеральной, преференциальной.

Поэтому, таможенно-тарифное регулирование относится к методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12 закона РФ от 08.12.2003 № 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"). Особенность его состоит в том, что этот метод регулирования воздействует на внешнеторговые связи посредством цены. Это связано с тем, что основой таможенно-тарифного регулирования является таможенная пошлина, которой облагаются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.

В статье 2 закона РФ от 08.12.2003 № 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" отмечено, что таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Механизм влияния таможенно-тарифного регулирования на внешнеторговую деятельность состоит в его непосредственном воздействии на обмен товарами между странами, а именно на уровень затрат, а следовательно, и цен товаров отечественных и зарубежных производителей, реализуемых на внутреннем рынке страны.

Основным элементом таможенно-тарифного регулирования является таможенная пошлина, она, в свою очередь, создает стоимостной барьер, посредством которого повышается цена ввозимого (вывозимого) товара, а следовательно, и осуществляет регулирование ввоза (вывоза) в страну товаров.

Таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Таможенного союза, в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Таможенного союза.

Таможенно-тарифное регулирование включает в себя элементы, которые связаны с таможенными пошлинами, которыми облагаются товары, ввозимые (вывозимые) на таможенную территорию:

– таможенный тариф;

– товарная номенклатура ВЭД;

– таможенная пошлина;

– тарифные льготы;

– страна происхождения товара;

– особые виды пошлин;

– таможенная стоимость.

Как отмечалось выше, внешнеторговая деятельность оказывает непосредственное влияние на экономику страны, поэтому, используя выше перечисленные инструменты, государство разрабатывает систему защиты и регулирует ввоз (вывоз) товаров, используя инструменты таможенно-тарифного регулирования.

Вся система государственного регулирования, в том числе и таможенно-тарифное, строится на основе правовой системы Таможенного союза, а также Российской Федерации, Решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Соглашений между правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстана, Решений Комиссии Таможенного союза, Конституции РФ, федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и распоряжений федеральных министерств и ведомств.

В пункте 1 статьи 2 закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" № 311 указывается, что "таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации".

Основные цели, направления и элементы таможенно-тарифного регулирования определены в Соглашении между, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстана и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании".

Таможенные пошлины и таможенный тариф – это основа таможенно-тарифного регулирования, так как особенности построения таможенного тарифа, обоснование и применение таможенных пошлин реализуют его основные цели. Таможенный тариф состоит из двух элементов: таможенных пошлин и товарной номенклатуры ВЭД (ТН ВЭД).

Тарифные льготы (преференции) – льготы по уплате таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны. Порядок предоставления тарифных льгот установлен Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008 и другими документами.

Страна происхождения товаров – элемент таможенно-тарифного регулирования, в соответствии с которым товарам из отдельных стран предоставляются тарифные преференции (льготы) по уплате таможенных пошлин, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза. Тарифные преференции снижают размер таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза из отдельных стран, что способствует снижению цен на товары на внутреннем рынке Таможенного союза и создает условия для повышения конкурентоспособности товаров из этих стран на внутреннем рынке Таможенного союза.

Составным элементом таможенно-тарифного регулирования являются также особые пошлины (специальные, антидемпинговые и компенсационные), которые применяются к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Таможенного союза. Они носят временный характер, так как используются как ответная мера в целях борьбы с недобросовестной конкуренцией зарубежных партнеров. Особые пошлины также влияют на цену ввозимого товара, выступая защитным барьером.

Таможенная стоимость неотделима от таможенно-тарифного регулирования, так как является основой расчета большинства таможенных пошлин, а также особых пошлин. Поэтому реализация основных целей таможенно-тарифного регулирования зависит от достоверного декларирования таможенной стоимости. Таможенная стоимость лишь создает условия для реализации основных целей таможенно-тарифного регулирования. Непосредственно на процесс регулирования внешнеторговой деятельности, как таможенные пошлины и таможенный тариф, она не влияет.

В России основы современного таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности стали формироваться с начала 90-х гг. На современном этапе правовые и экономические основы таможенно-тарифного регулирования России и, теперь, Таможенного союза в целом соответствуют нормам и правилам ВТО.

Решением Межгосударственного совета от 27 ноября 2009 г. № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", установлено, что с 1 января 2010 г. в Беларуси, Казахстане и России применяются: единая Товарная номенклатура ВЭД Таможенного союза, единый таможенный тариф и другие элементы таможенно-тарифного регулирования, которые регламентируются:

Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

Соглашением об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

Протоколом об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

Кроме того, вступили в силу с 1 января 2010 года следующие документы:

единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза;

Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;

Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции;

Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств – участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза;

Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия Таможенного союза принимает консенсусом.

В соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007) установлено, что с момента создания единой таможенной территории – Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Но, во взаимной торговле страны-участники Таможенного союза могут применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта. В торговле с третьими странами страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф, единые меры нетарифного регулирования, единые специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и т.д.

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование относится к экономическим методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, представляет собой совокупность инструментов, посредством которых государство регулирует ввоз (вывоз) товаров, основой которых является таможенная пошлина. В Таможенном союзе Республики Беларусь Республики Казахстана и Российской Федерации таможенно-тарифное регулирование строится как единая система для стран-участниц союза на основе документов принятых решениями Межгосударственного совета и Комиссии Таможенного союза.

Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Основой таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф как важный инструмент государственного регулирования применяется во всех странах мира. Основная цель таможенного тарифа состоит в регулировании перемещаемых через таможенную границу товаров.

Регулирование ввоза товаров на территорию государства сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных мер. Основным тарифным инструментом являются таможенные пошлины.

Таможенный тариф может быть выгоден местному товаропро-изводителю, если он производит товары, конкурирующие с импортом. Если на ввозимый товар устанавливается таможенная пошлина, внутренние цены на него растут. Уплатив таможенную пошлину, владелец иностранного товара вынужден повысить на него цену, чтобы избежать убытков и получить прибыль. В результате иностранный товар становиться дороже и теряет часть своего превосходства, которое обеспечивает ему конкурентоспособность. В

Практика применения тарифных льгот в Таможенном союзе

Рис. 1.1 Производство, потребление и импорт при свободной торговле

этом случае местный товаропроизводитель может расширить выпуск и продажу или повысить цену на свой товар. Таможенная пошлина делает импорт менее конкурентоспособным на местном рынке. Влияние тарифов на импорт иллюстрируют рисунки 1.1 и 1.2

Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа на основе равновесия в свободной торговле, которое существует при отсутствии тарифов (рисунок 1.1).

На рисунке 1.1 представлены D – кривая спроса отечественных резидентов на товар, S – кривая предложения данного товара отечественных производителей; РW – мировая цена. При свободной торговле отечественная цена данного товара должна равняться мировой цене. При этой цене отечественная цена данного товара со стороны отечественных производителей – мировая цена. При свободной торговле отечественная цена товара должна равняться мировой. При этой цене отечественный спрос равен Qd, отечественное предложение равно Qs, а разница – Qd Qs – покрытие импортом.

Введение тарифа поднимает цену отечественную рынка выше мировой и национальные товаропроизводители, в связи с повышением цены импортного товара, смогут расширить выпуск с Qd до Qs, при этом объемы импорта сокращаются (рисунок 1.2).

Практика применения тарифных льгот в Таможенном союзе

Рис. 1.2 Производство, потребление и импорт при введении тарифа.

Следовательно, таможенный тариф обеспечивает защиту рынка, позволяя отечественным предприятиям увеличить объемы производства, так как потребители будут больше покупать товары у отечественных производителей. При этом, национальные производители могут производить продукцию с затратами превышающими среднемировые. В результате таможенный тариф создает более предпочтительные условия для продукции отечественного производства, снижая конкурентоспособность импортных товаров. С точки зрения спроса более высокая цена побуждает потребителей сократить потребление: объем потребления падает с Qd до Qs. При этом потребители будут больше покупать больше товар у отечественных товаропроизводителей и меньше у иностранных.

Таможенный тариф обеспечивает защиту рынка, позволяя отечественным предприятиям увеличить объемы производства.

Основными функциями таможенного тарифа являются: защитная, фискальная и регулирующая.

Защитная функция направлена на защиту национальных интересов, товаропроизводителей и их продукции от воздействия иностранной конкуренции.

Фискальная функция реализуется с целью пополнения доходной части бюджета.

Регулирующая функция предполагает поддержание соответствующего соотношения уровня цен на импортную и отечественную продукцию на внутреннем рынке страны импортера.

В странах Таможенного союза с 01 января 2010 года действует единый таможенный тариф. В соответствии с Соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" – "таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран и систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)".

Таможенный тариф состоит из двух элементов:

– ставки таможенных пошлин;

– товарной номенклатуры.

Ставка таможенной пошлины представляет собой размер, величину таможенной пошлины (5 % или 5 евро за 1 кг).

Товарная номенклатура – классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Таможенный тариф представляет собой таблицу, в которую входят код ТН ВЭД, наименование позиции, ставки таможенных пошлин:

Практика применения тарифных льгот в Таможенном союзе

Рис. 1.3 Структура Таможенного тарифа

Сущность таможенного тарифа двояка. С одной стороны он представляет собой законодательный акт, в котором представлены ставки таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на территорию Таможенного союза. В данном случае таможенный тариф выполняет торговую роль. С другой же стороны – тариф применяется к товарам, ввозимым из различных стран как политический инструмент (создает товарам из отдельных стран благоприятствующий режим или наоборот, ограничивает ввоз отдельных товаров).

Поэтому таможенный тариф может определяться как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны (Таможенного союза) при ее взаимодействии с мировым рынком. Формирование и применение таможенного тарифа осуществляется исходя из конкретных целей, национальных и государственных интересов.

Основные цели единого таможенного тарифа Таможенного союза определены в пункте 3 статьи 1 Соглашения "О едином таможенно-тарифном регулировании":

1. рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенной территорию Таможенного союза;

2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза.

3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров на территории Таможенного союза.

4. защита экономики стран-участниц Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.

5. обеспечение условий для эффективной интеграции стран-участниц ТС в мировую экономику.

В практике регулирования внешнеторговой деятельности применяется два вида тарифа: импортный и экспортный.

В импортном таможенном тарифе систематизированы ставки таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. Во многих странах мира применяется только импортный таможенный тариф, поскольку он регулирует ввоз товаров на территорию государства. Он оказывает влияние на систему формирования цен и структуру товарного предложения и потребления на внутреннем рынке, на конкурентоспособность национальных компаний и др.

В отдельных странах, в том числе и в Российской Федерации, применяется экспортный таможенный тариф, основу которого составляют ставки, регулирующие вывоз сырьевых товаров. Применение экспортного тарифа снижает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

Экспортные тарифы служат фискальным целям государства, оказывая при этом отрицательное влияние на конкурентоспособность национальной экспортируемой продукции за счет возрастания экспортной цены.

Применения экспортного тарифа в РФ направлено на:

– защиту сырьевых ресурсов государства;

– защиту цен на сырье на внутреннем рынке страны экспортера;

– пополнение доходной части бюджета.

В Российской Федерации экспортный таможенный тариф направлен, в основном, на реализацию фискальной функции тарифа.

Тарифные льготы как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Одним из элементов таможенно-тарифного регулирования является тарифная льгота. Она предусматривает предоставление льгот по уплате таможенных пошлин и является составляющей таможенных льгот.

Тарифная льгота – это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.

В Решения Межгосударственного совета ЕрАзЭс "О едином таможенно-тарифном регулировании и Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации" от 27 ноября 2009 года № 18 установлено, что тарифные льготы применяются в соответствии:

– ст. 5 и ст. 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

– п. 6.1 Решения Межгосударственного совета ЕрАзЭс "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации";

– международными договорами государств-участников Таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключи тельными соглашениями.

Все документ, которые приняты в Таможенном союзе, охватывают весь объем льгот, которые предоставлялись Российской Федерации.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой предусмотрены следующие виды льгот:

1. освобождение от уплаты пошлины;

2. возврат ранее уплаченной пошлины;

3. снижение ставки пошлины;

4. тарифные квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

1. От уплаты таможенных пошлин при ввозе (вывозе) на таможенную территорию Таможенного союза освобождаются товары:

1.1 указанные, п. 6 Решения "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации";

1.2 преференциальные товары, ввозимые из наименее развитых стран;

1.3 товары из стран СНГ и ЕврАзЭс;

1.4 из республики Беларусь;

1.5 товары, перемещаемые под отдельными таможенными процедурами;

1.6 условное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

1.2 В соответствии с пунктом 6 Решения Межгосударственного совета

ЕрАзЭс "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республик Казахстан и Российской Федерации"

1.3 От уплаты таможенных пошлин освобождаются также товары, ввозимые под таможенными процедурами: таможенный транзит (ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), таможенный склад (ст. 229 ТК ТС), переработка на таможенной территории (ст. 239 ТК ТС), переработка вне таможенной территории (ст. 252 ТК ТС), переработка для внутреннего потребления (ст. 264 ТК ТС), временный ввоз (ст. 277 ТК ТС), временный вывоз (ст. 285 ТК ТС), реимпорт (ст. 292), реэкспорт (ст. 296 ТК ТС), беспошлинная торговля (ст. 302 ТК ТС), уничтожение (ст. 307 ТК ТС), отказ в пользу государства (ст. 310 ТК ТС).

Условное освобождение от уплаты таможенных пошлин связано с условным выпуском товаров.

В соответствии с п. 3 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств – членов таможенного союза.

После прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов либо наступления иных обстоятельств, предусмотренных международными договорами и (или) законодательством государств – членов таможенного союза, условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

Условно выпущенные товары, в отношении которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается уплатой (взысканием) таможенных пошлин, налогов, не подлежат представлению для помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в этом случае определяется законодательством государств – членов таможенного союза.

Законодательством государств – членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

Возврат ранее уплаченной пошлины используется при перемещении товаров под таможенной процедурой реэкспорт (ст. 296 ТК ТС).

Реэкспорт – таможенная процедура, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза.

Снижение ставки пошлины осуществляется:

– при ввозе преференциальных товаров из развивающихся стран;

– отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины;

При ввозе преференциальных товаров из развивающихся стран, ставка таможенной пошлины составляет 75 % от базовой ставки таможенной пошлины.

В соответствии со п. 1 ст. 83 Таможенного кодекса ТС отсрочка или рассрочка по уплате таможенной пошлины производится в форме изменения сроков уплаты таможенных пошлин. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются законодательством государства-участника Таможенного союза.

В Российской Федерации этот порядок установлен в ст. 134 закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Отсрочка или рассрочка предоставляется плательщику таможенных пошлин при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

– причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

– товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

– осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Вместе с тем, за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.

Тарифная квота. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза в течение определенного периода.

В Соглашение стран Таможенного союза "Об условиях и механизме применения тарифных квот" от 12.12.2008 отмечается, что тарифные квоты применяются при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров (группы 1-24 по ТН ВЭД) по сниженной ставке, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории.

Тарифные квоты на преференциальный ввоз устанавливаются Комиссией Таможенного союза с целью обеспечения необходимого объема потребления товаров на территории Таможенного союза, а также в целях содействия развитию международной торговли.

Размер тарифной квоты определяется как разница между объемом потребления такого товара на территории Таможенного союза и объемом производства аналогичного товара в Таможенном союзе. Распределяются тарифные квоты пропорционально разнице между производством и потреблением в странах- участницах Таможенного союза.

К товарам, ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза в рамках тарифных квот осуществляется на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Таможенное оформление таких товаров должно производиться в той стране, органом которой была выдана лицензия.

С 1 января 2010 года странами Таможенного союза квотируется ввоз мясной продукции. Например, квота на ввоз свинины в Россию установлена в размере 472 тыс. т, в Казахстан – 7,4 тыс. т, в Беларусь – 30 тыс.т.

Выдача лицензий осуществляется на основании заявлений участников ВЭД.

Практика применения тарифных льгот в Таможенном союзе

Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве страны, так и международном праве.

В соответствии с законодательством, льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы отечественных товаропроизводителей.

В мировой практике на основе решений конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (WTO) льготы предоставляются исходя из условий и критериев внешнеторговой политики. Кроме того, они предоставляются в соответствии с решениями ООН и ряда конвенций в области преимуществ, привилегий и иммунитетов для представительств и отдельных категорий иностранных лиц.

Тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров.

Стороны информируют Комиссию Таможенного союза о применяемых ими тарифных льготах и внесении изменений законодательства государств Сторон по вопросам применения тарифных льгот.

Комиссия Таможенного союза проводит сравнительный анализ законодательств государств Сторон по вопросам применения тарифных льгот и организует проведение Сторонами переговоров с целью достижения договоренностей в отношении случаев применения тарифных льгот.

Ст. 5 Соглашения о Едином таможенно-тарифном регулировании говорит, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного Союза.

В ст. 6 указывается, что при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

2) продукция морского промысла судов государств Сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств Сторон;

3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;

4) валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;

5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

6) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);

7) товары, ввозимые в рамках таможенных процедур, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

8) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

9) товары, подлежащие обращению в собственность государств Сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.

Предоставление тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества Таможенного союза по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри союза, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением создания Таможенного союза является укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств – членов Таможенного союза на мировой рынок.


Особенности применения тарифных преференций

Использование тарифных преференций в России получило развитие с подписания в 1980 г. Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференции (далее – "Соглашение"), которые действуют и по настоящее время наряду с Правилами определения страны происхождения товаров в отношении товаров, происходящих из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли и находящихся в торговом обороте между этими государствами и федеральными законами Российской Федерации о создании особых экономических зон на территории России. Применение различных унифицированных правил по определению страны происхождения товаров в зависимости от того, из какой группы стран ввозится товар, является особенностью действующей национальной системы преференций России.

Кроме того, в качестве особенности можно отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 22.10.1997 № 1347 с января 1998 г. действует положение, предусматривающее пересмотр действующей системы не чаще, чем один раз в год (ранее – раз в пять лет).

При принятии решения о предоставлении тарифных преференции первостепенное значение имеют два элемента:

- категория групп стран-пользователей НСП России;

- перечень преференциальных товаров.

Эти элементы составляют первый уровень национальной системы преференций России.

В разработанной модели национальной системы преференций определены основные группы стран, которые могут пользоваться преференциями:

1. Наименее развитые страны.

Среди пользователей национальной системой преференции особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). На сегодняшний момент в список наименее развитых стран входит 49 стран, (согласно Решениею Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г ),которые характеризуются преимущественно традиционной структурой экономики, строящиеся на докапиталистических производственных отношениях, с крайне низким уровнем жизни, огромными социальными проблемами

2. Развивающиеся страны.

Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. Утвержден перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ. На сегодняшний момент в него входит 103 страны, которые характеризуются становлением и развитием национальной экономики, развитием машиностроения, лёгкой промышленности, с более высоким уровнем дохода на душу населения, чем у наименее развитых стран.

3. Страны Содружества Независимых государств (СНГ).

В данную группу входят 12 стран. Таможенные пошлины не взимаются в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на территорию РФ с таможенной территории какого-либо из этих государств.

4. Республика Югославия.

28 августа 2000 г. заключено двустороннее Соглашение между Россией я Союзной Республикой Югославией, предусматривающее развитие внешнеторговых отношений на льготной основе.

5. Зоны свободной торговли: "Янтарь" (Калининградская область), Магаданская область, "Находка" (Приморский край). В настоящее время выделение данной категории становится особенно актуально, поскольку увеличивается количество совместных предприятий на территориях свободных экономических зон, происходящих продукцию из импортных комплектующих. Эти товары впоследствии ввозятся через другие страны или напрямую на территорию России и освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины.

В рамках первого уровня модели НСП можно выделить ещё один элемент – перечень преференциальных товаров. Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 был утвержден перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Для товаров происходящих и ввозимых из ряда стран СНГ (например, из Узбекистана, Украины, Азербайджана) ввозная таможенная пошлина не взимается, за исключением товаров, подпадающих под тарифные изъятия. Это означает, что в отношении ряда товаров (сахар белый, спирт этиловый, водка, сигареты и др.), ввозимых на территорию России, тарифные преференции не предоставляются, т.е. применяются базовые ставки таможенных пошлин.

Второй уровень HСП России составляют критерии происхождения товара. Данный элемент НСП России также имеет существенное значение при принятии решения о предоставлении тарифных преференций, постольку устанавливают методики определения страны происхождения товара.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Перечень товаров полностью, произведенных в данной стране и критерии достаточной переработки определены соответственно ст. 58-63 ТКТС.

Законодательство об особых экономических зонах в Калининградской и Магаданской области устанавливает, что товар считается произведенным в Особой экономической зоне при одновременном выполнении следующих условий:

- величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 %, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, – не менее 15%;

- изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, – на уровне любого из первых пяти знаков.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию РФ, особо не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим изданной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Для определения страны происхождения товаров также используются следующие критерии достаточной переработки:

1. Выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место,

2. Изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым РФ предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения непосредственной закупки и прямой отгрузки.

Непосредственно закупаемым считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой отгрузкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую преференции без провоза через территорию другого государства.

На третьем уровне НСП проверяется достоверность заявления страны происхождения товара и выполнение условий, установленных Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

Важными компонентами НСП России, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товаров или сертификаты о происхождении товаров.

Документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Сертификат происхождения товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями государства-экспортера, уполномоченными в соответствии с национальным законодательством. Тем самым сертификат служит одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин.

Существует три основные формы сертификата происхождения товара:

1. Форма "А". Предоставляется для удостоверения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется НСП России (смотри приложение 1).

2. Форма "СТ-1". Применение данного сертификата связано с заключением многосторонних соглашений о свободной торговле и зоне свободной торговли между государствами-участниками СНГ (смотри приложение 2).

3. Сертификат из особых экономических зон РФ. Например, сертификат из Калининградской свободной экономической зоны или сертификат из особой экономической зоны в Магаданской области.

Итоговым, результирующим элементом, образующим четвертый уровень, являются дифференцированные ставки импортного таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товаров:

1. Беспошлинно. Данный уровень ставки ввозной таможенной пошлины применяется в случае, когда, во-первых, товар является преференциальным; страна, указанная в ГТД в качестве страны происхождения, входит в перечень наименее развитых стран; выполняются условия, установленные "Соглашением", во-вторых, товар, происходящий из страны-участницы СНГ, не подпадает под тарифные изъятия;

2. 75% от базовой ставки. Данный уровень ставки ввозной таможенной пошлины применяется в случае, когда товар является преференциальным; страна, указанная в ГТД в качестве страны происхождения, входит в перечень развивающихся стран; выполняются условия, установленные "Соглашением".

3. ставка РНБ (базовая ставка). Данный уровень ставки ввозной таможенной пошлины применяется в случае, когда:

- товар является преференциальным;

- страна, указанная в ГТД в качестве страны происхождения, входит в перечень наименее развитых или развивающихся стран, входит в перечень стран или их союзов, пользующихся в РФ режимом наибольшего благоприятствования, но не выполняются одновременно все три условия "Соглашения";

- товар не является преференциальным, но страна входит в перечень стран или их союзов, пользующихся в РФ РНБ;

- товар является преференциальным и страна не входит в перечень наименее развитых и развивающихся стран и перечень стран или их союзов, но входит в перечень стран, пользующихся РНБ в России.

4. специальная ставка (то есть сниженная до определенного уровня). Этот уровень ставки может применяться в отношении отдельных перечней товаров, например списка лекарственных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации из Союзной Республики Югославия.

Льготные таможенные процедуры

Вступивший с 1 июля 2010 г. в силу Таможенный кодекс ТС предоставляет участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами.

Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию Таможенного союза, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.

Процедура "временный ввоз"

Временный ввоз (См. также гл. 37 ТК ТС и гл. 33 Федеральный закона ) – - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В ряде случаев при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории ТС временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории ТС и так далее целесообразно использовать таможенную процедуру временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.

Процедура "таможенный транзит"

Таможенный транзит ( гл. 32 ТК ТС и гл. 29 Федеральный закона) – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Таможенный транзит применяется при перевозке:

иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

иностранных товаров, а также товаров таможенного союза от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Процедура "переработка на таможенной территории"

Таможенная процедура переработки на таможенной территории ( гл. 34 ТК ТС и и гл. 31 Федеральный закона) установлена статьями 239-251 ТК ТС и представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на

таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Под рассматриваемую таможенную процедуру могут помещаться как товары, ввозимые на таможенную территорию ТС для проведения операций по переработке, так и товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры.

Процедура "Переработка вне таможенной территории"

Переработка вне таможенной территории ( гл. 35 ТК ТС и гл. 33 Федеральный закона ) – таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

При помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории предоставляется полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.

Процедура "переработка для внутреннего потребления"

Переработка для внутреннего потребления ( гл. 36 ТК ТС и гл. 33 Федеральный закона ), согласно статье 264 ТК ТС, представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

При последующем выпуске продуктов переработки для свободного обращения подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами Таможенного союза.

18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соответствующие соглашения по вопросам свободных экономических зон и свободных складов.

С одной стороны, применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран Таможенного союза товаров из третьих стран.

С другой стороны, использование вышеназванных процедур потребует от компаний соблюдения определенных условий, рассмотренных ниже.

Процедура "Свободный склад"

Данная опция предусматривает размещение и использование на складе (т.е. помещении, здании, территории, открытых площадках) иностранных товаров и товаров Таможенного союза. При этом таможенные платежи не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.

В отношении товаров, помещаемых на свободный склад, разрешено проведение различных операций: хранения, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, маркировки, ремонта. Наиболее привлекательной для бизнеса является возможность осуществления на свободном складе операций по переработке и изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж).

Юридическое лицо признается владельцем свободного склада после его включения таможенным органом в Реестр владельцев свободных складов в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.

К свободному складу, а также к его владельцу предъявляются специальные требования, установленные на уровне национальных законов.

Процедура "таможенный склад"

Под данную процедуру могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза. Иностранные товары подлежат обязательному декларированию, а товары Таможенного союза могут не декларироваться, если это установлено законодательством страны-участницы, на территории которой расположен склад.

Однако в отношении товаров Таможенного союза, необходимых для обеспечения деятельности склада, сделано исключение. Они в любом случае не подлежат декларированию и могут свободно размещаться и использоваться на складе.

Декларантом товаров, помещаемых под процедуру свободного склада, является его владелец. Однако национальным законодательством в качестве декларантов могут быть установлены и иные лица.

При использовании процедуры свободного склада обеспечение уплаты таможенных платежей (депозита) не требуется. Это, безусловно, является бонусом для компаний, которые будут применять данную процедуру.

Завершение процедуры таможенного склада

После завершения операций с товарами, размещенными на складе, декларант закрывает данную процедуру путем декларирования товаров. Выбор соответствующей таможенной процедуры для вывоза товаров со свободного склада зависит от их статуса (иностранный товар или товар Таможенного союза) и осуществленных на складе операций с товарами (переработка или хранение).

Поскольку наиболее интересным для бизнеса является применение свободного склада как площадки для переработки (изготовления) иностранных товаров, рассмотрим процесс закрытия процедуры "таможенный склад" для этого случая.

В отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, эта таможенная процедура завершается реимпортом, при условии, что они признаны товарами Таможенного союза и остаются на его таможенной территории.

Изготовленный на свободном складе товар признается товаром Таможенного союза, если в результате операций выполняется одно из следующих условий:

- произошло изменение классификационного кода на уровне любого из первых четырех знаков;

- выполнены технологические операции, достаточные для признания данного товара товаром Таможенного союза (за исключением простых сборочных операций). Их перечень определяется Комиссией ТС;

- достигнут фиксированный процент добавленной стоимости (порядок использования данного условия определяется Комиссией ТС).

При помещении товаров под процедуру реимпорта таможенные пошлины и налоги не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.

В настоящее время, по информации ФТС России, для того чтобы начать применение данной процедуры, требуется разработать соответствующий регламент включения компаний в Реестр владельцев свободных складов.

На сегодня ФТС России занимается данной проблемой – готовит проект постановления Правительства РФ по этому вопросу.

Свободные таможенная и экономическая зоны

Соглашение о свободных экономических зонах предусматривает возможность создания на территории Таможенного союза различных типов зон, где действуют льготные таможенный и налоговый режимы.

Экономические зоны могут быть свободными, логистическими и портовыми, в зависимости от их месторасположения относительно пунктов пропуска и применяемых видов транспорта.

Свободная экономическая зона – часть территории государства Таможенного союза, на которой действует особый режим осуществления деятельности и может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Портовая зона – свободная зона, созданная на части морского или речного порта, открытого для международного сообщения и захода водных судов, а также на территории международных аэропортов.

Логистическая зона – свободная зона, созданная на территории, прилегающей к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска через государственную (таможенную) границу страны Таможенного союза.

Многие вопросы (например, порядок создания и прекращения функционирования зон, разрешенные виды деятельности в них, требования к их обустройству, регистрация резидентов) регулируются на уровне национальных законов стран Таможенного союза, на чьих территориях создаются свободные зоны.

Таможенная процедура "Свободная таможенная зона"

Данная процедура предусматривает размещение и использование товаров без уплаты таможенных платежей и применения мер нетарифного регулирования.

Под процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза. На территории данной зоны иностранные товары могут подвергаться тем же операциям, что и при использовании процедуры свободного склада. В частности, в отношении товаров разрешены переработка, сборка, монтаж.

При помещении товаров под процедуру свободной таможенной зоны в обязательном порядке производится их декларирование. Исключением является ввоз товаров в портовую и логистическую зоны в целях строительства и реконструкции объектов инфраструктуры портов, аэропортов, пунктов пропуска.

По общему правилу декларантом товаров является резидент экономической зоны, а в некоторых случаях – лицо, имеющее право владения и распоряжения ввозимым товаром.

Срок нахождения товаров под процедурой свободной таможенной зоны ограничен сроком ее функционирования или сроком, в течение которого лицо владеет статусом резидента зоны. В рамках данной процедуры таможенные органы могут осуществлять идентификацию, а резидент обязан вести учет помещаемых в зону товаров.

Завершение процедуры свободной таможенной зоны

Соглашение предусматривает порядок завершения процедуры свободной таможенной зоны в случаях прекращения ее функционирования, утраты статуса резидента, а также в отношении товаров, вывозимых за ее пределы на территорию Таможенного союза.

Завершение процедуры свободной таможенной зоны в отношении продуктов переработки, изготовленных с использованием иностранных товаров, аналогично порядку, установленному в отношении процедуры свободного склада.

Таким образом, применение рассмотренных выше таможенных процедур, безусловно, привлекательно для бизнеса. Это связано с тем, что территория свободного склада или экономической зоны может стать площадкой для осуществления процессов сборки и переработки товаров с использованием иностранных комплектующих (сырья) с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением депозита и мер нетарифного регулирования.

В целом система тарифного регулирования и таможенных льгот претерпела значительные изменения в рамках созданного Таможенного союза.

Экономическим операторам предстоит еще не раз обратиться к нормативной базе Таможенного союза, чтобы понять, какие обременения при ввозе товаров возлагает на них Единый таможенный тариф и какими таможенными льготами целесообразно воспользоваться.

Выводы

Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС и (или) России льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу ТС. Тарифная льгота предоставляется в виде:

1. освобождения от уплаты пошлины;

2. снижения ставки пошлины;

3. возврата ранее уплаченной пошлины.

Необходимо отметить, что тарифные льготы при ввозе из третьих стран на таможенную территорию ТС устанавливаются Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18 от 27 ноября 2009 г. "О едином таможенно–тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ" в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств – членов ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.

Тарифные преференции, как уже говорилось выше, предоставляются в виде освобождения от уплаты пошлин, снижения ставок пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз).

Тарифные преференции распространяются на преференциальный товар.

Немаловажен тот факт, что величина пошлины дифференцируется в зависимости от страны происхождения товаров. Если товар преференциальный и его страной происхождения является развивающаяся страна, то применяется ставка ввозной пошлины в размере 75% от базовой ставки, если его страной происхождения является развитая страна, то ставка – 0%, а если его страной происхождения является страна, образующая вместе с Россией зону свободной торговли, то ставка ввозной пошлины – 0%.

Отметим, что под страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями. Под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Также необходимо отметить, что таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательствами государств – членов ТС.

Для получения тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, нужно выполнить следующие условия:

- в отношении товаров соблюдаются правила непосредственной закупки и прямой поставки, что подтверждено документами;

- таможенным органам страны ввоза представлен сертификат о происхождении товара, срок действия которого не истек, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его оформлению или декларация о происхождении товара;

- странами ввоза/вывоза соблюдены требования к административному сотрудничеству.




Литература

1. Соглашение от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (ред. От 25.09.2013)

2. Соглашение от 12.12.2008 "Об условиях и механизме применения тарифных квот" (ред. От 21.06.2013).

3. Соглашение от 25.01.2008 "О ЕДИНОМ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ" (ред. 25.09.2013)

4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с внесенными поправками от 21.07.2014 ).

5. Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.2009) (ред. 16.05.2012)

6. Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130)

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года).

8. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 №5003-1

9. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117 ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

10. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

11. Буданова О.Г. "Роль тарифных льгот и преференций в регулировании" Академический вестник, №7 (с.147-151) 2009 г.

12. Дюмулен И.И. Международная торговля товарами. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник – 2-изд. – М.: ВАВТ, 2009 г.

13. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенным деле: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во "Бизнес-пресса", 2004 г.

14. Мандражицкая М. "Особенности уплаты таможенной пошлины при ввозе технологического оборудовании на территорию РФ" Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №3 (с. 35-39) 2010 г.

15. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография. М.: РИО РТА, 2006 г.

16. Сизова К.А. "Единый тариф – опыт применения". Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №8 (с. 45-49), 2010 г.

17. Таможенная политика и экономическая безопасность РФ: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под общей ред. В.С. Чечеватова. М.: РИО РТА, 2008 г.

18. Халипов С.В. Таможенное право. М., 2007.

19. Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная статистика: учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008 г.

20. Сидорова, В.И. таможенно-тарифное регулирования внешнеторговой деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие / В.И. Сидорова; Российская таможенная академия; Владивостокский филиал. – Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2011.