Познавательный туризм в структуре туристского продукта России

Познавательный туризм в структуре туристского продукта России.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Структура туристского продукта как комплекс воспитательных мероприятий

Современной науке туризм известен как сложная социально-экономическая система. Туристские услуги являются отраслью экономики, которая относится к непроизводственной сфере. Предприятия и учреждения данной сферы удовлетворяют нужды туристов в материальных и нематериальных услугах. Основной функцией туризма была и остается задача обеспечить человека услугами по полноценному и рациональному отдыху. Туриндустрия является фундаментальным основанием экономики множества цивилизованных и развивающихся государств мира. На современном этапе туристская индустрия представляет собой индустрию международного масштаба, которая охватывает многие отрасли экономики страны, а также мира и по доходам занимает третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая только нефтедобывающей и автомобильной промышленности. Туристская индустрия может рассматриваться в качестве комплекса гостиниц или иных способов размещения, она охватывает собой средства транспорта, объекты общепита, предметы и средства развлечения, объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения. При этом в туриндустрии различают как организации, которые осуществляют туристскую деятельность, так и организации, которые предоставляют услуги гидов-переводчиков.

По тем или иным причинам индустрия туризма, которая рассматривается в качестве автономной отрасли, лишь иногда удостаивается такого внимания со стороны общества, которое соответствовало бы ее роли в экономической деятельности. Основной причиной такого подхода является отсутствие точно организованного статистического мониторинга туристского сектора, когда экономическим показателям туризма позволяют "раствориться" в данных остальных отраслей рынка. В соответствии с целями индустрии туризма наличествуют такие понятия "видимой и невидимой торговли", "видимого и невидимого экспорта и импорта". Видимая торговля имеет отношение к экспорту и импорту - вещественной продукции, например, к товарам и сырью. При этом к торговому балансу государства относится лишь разница между стоимостными характеристиками видимого экспорта и ценой видимого импорта. К невидимой торговле относится импорт и экспорт сферы услуг. Значительная доля доходов от невидимого экспорта туриндустрии зачисляется от прибытия и отдыха иностранных туристов, а также от реализации билетов для проезда на отечественном транспорте и прочие услуги в стране пребывания.

К невидимому импорту державы относятся денежные средства, которые были потрачены ее гражданами во время зарубежных поездок. Сюда же входит оплата ими транспортных расходов и прочих услуг в государствах, где они пребывают, а также плата за дивиденды иностранным вкладчикам туристской индустрии. Потребительный момент в туристском бизнесе определяется как стоимость туристских продуктов. Туристского продукты представляют собой товары и услуги, которые используются для прямого удовлетворения нужд туриста или экскурсанта. К комплексу туристских продуктов относятся затраты потребителя по приобретению пакета услуг или оплате отдельных расходов по размещению, питанию и приобретению напитков, транспорта, досуга, отдыха, культурных, спортивных, экскурсионных и других мероприятий, а также покупка чего-либо в стране пребывания и прочие расходы. Таким образом, туристским продуктом можно назвать комплекс туристских услуг, которые необходимы для удовлетворения потребностей туриста, которые он испытывает во время своего путешествия, то есть, совокупности вещественных и невещественных потребительных стоимостей в виде товаров и услуг. Также под туристским товаром понимают продукт труда, который создавался для продажи и предназначался для употребления преимущественно туристами или экскурсантами.

Туристскими услугами называют услуги субъектов в области туристской деятельности, которая связана с размещением, питанием, транспортным, информационно-рекламным обслуживанием, а также услуги, которые оказываются учреждениями культуры, спорта, быта и развлечений и которые сосредоточены в первую очередь на удовлетворении потребностей туриста. Это специфичный товар, не имеющий вещевого эквивалента, то есть, его невозможно увидеть и нельзя накопить. Он может продаваться лишь в том случае, если существует спрос со стороны туристов. Обнаруживается такой продукт непосредственно во время путешествия в виде мероприятий по улучшению здоровья, удовлетворению туристских потребностей, осуществлению мероприятий по предоставлению лучших условий для отдыха, хорошего настроения, ознакомления с природными и культурно-архитектурными достопримечательностями. Исходя из этого можно сказать, что единица туристской услуги равна комплексу услуг, оказываемых одному потребителю на протяжении обусловленного промежутка времени.

В качестве первичной продажной единицы туристского продукта на туристском рынке, обычно выступает тур. Вместе с тем, пользуются постоянным спросом и отдельные виды туристских услуг. На практике под тур-продуктом принято понимать три основных модели возможных предложений, которые имеются на рынке. Первый вид — это, несомненно, комплексный тур, который представляет собой комплексную туристскую услугу, предлагаемую фирмой, туроператором (организатором). Такая услуга продается потребителям для их личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (посредническим фирмам, туристским агентствам) с целью извлечения экономической выгоды. Второй вид представляет собой отдельные туристские услуги, к которым напрямую относятся транспортные услуги, услуги размещения, услуги по оформлению загранпаспортов, страховка, экскурсионные программы, прокаты автомобилей и многое другое. Третий вид — это товары туристского назначения, которые включают в себя различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и так далее), которые очень важны для туристов и путешественников в той стране, куда он направляется.

Разработка туристского продукта представляет собой один из наиболее сложных и многоступенчатых процессов, который включает в себя все обилие маркетинговых исследований, анализ сегментов рынка и степени конкуренции на них. Также проводится исследование предполагаемого потребительского спроса, направление выезда, конъюнктуры туристского рынка. Осуществляется оценка реальных затрат, которые направляются для разработки, рекламы и продвижения туристского продукта. Проводя анализ имеющихся данных о возможных предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах турорганизатора на разработку турпродукта, можно провести оценку целесообразности и экономической эффективности его разработки. Туристские услуги представляют собой практически самую значительную часть потребляемых населением услуг, которая имеет специфический социально-оздоровительный характер. Другими словами, отдых, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и другое, сочетает в себе экономические, социальные, гуманитарные, политические, воспитательные и эстетические факторы. Во большинстве стран туризм играет самую большую роль в формировании внутреннего валового продукта, организации дополнительных рабочих мест и создания занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.

Туризм оказывает массовое воздействие на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает как своеобразный катализатор социально-экономического развития. В соответствии с прогнозами экспертов Всемирной туристской организации, в мировой индустрии туризма се час наступает момент, в который постоянно увеличивается объем путешествий и экскурсий, увеличивается конкуренция среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Дальнейшее развитие мирового туристского рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.

2. Принципы и методы проектирования воспитательного процесса на основе развития семейного и познавательного туризма в России

В процессе проведения полной школьной реформы, которая была начата в 1990-е годы, многие учреждения, имеющие внешкольное профильное направление были переформированы, а также подвергнуты частичному слиянию. Но именно благодаря работе руководства Управления внешкольной работы Министерства образования РФ, которое впоследствии было переименовано в Управление дополнительного образования и активной позиции общественности данный процесс удалось остановить.

Именно этот период был ознаменован выходом серии книг и журналов, которые были посвящены детско-юношескому туризму и краеведению. Вместе с тем, была осуществлена разработка методик и программ по развитию детско-юношеского туризма. На особенном уровне значимости стали находиться программы "Юные судьи по туризму" (Ю.С. Константинов), "Юные инструкторы по туризму" (А.Г. Маслов), "Школа туристских вожаков" (В.М. Куликов и Л.М. Ротштейн), "Могучее средство развития личности" (А.А. Остапец), "Вся жизнь – поход" (В.Я. Дяхтерев) и другие.

Стало проводиться большое количество научно-практических конференций, посвященных проблемам детского туризма и школьного краеведения. Немало вузов ввели курс "Детско-юношеский туризм и краеведение". В конце 1990-х годов был выпущен ряд специалистов – социальных педагогов-организаторов детско-юношеского туризма.

Общественными силами была проведена организация Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения, а также была учреждена её высшая награда – "Золотой компас", которая присваивалась за достижения в научной сфере и в практике детско-юношеского туризма. Походы, экскурсии, экспедиции, краеведческие конференции, посвящённые знаменательным датам, стали массовыми. Особое внимание уделялось проведению массовых слётов и соревнований.

Осуществлялась активная разработка новых типовых и региональных программ по детско-юношескому туризму. Но, несмотря на эти меры, чётко отработанных принципов, методов и типовых программ, направленных на развитие детско-юношеского туризма не было.

На особое место туристские методы в воспитании вывели аспиранты, которые стали выпускаться из аспирантуры в Российской международной академии туризма (РМАТ), которая возглавлялась на тот момент времени профессором В.А. Квартальновым. Там за последние два года смогло защититься более 20 педагогов, которые работали в последующем с детьми в сфере туризма и краеведения.

С 1991 г. в Экспериментальном центре детско-юношеского туризма и экскурсий "Родина" началось проведение опытных проверок нагрузки во время прогулок детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В 1998 г. и в последующие годы осуществлялись проверки нагрузок детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Первыми результатами таких работ стало подтверждение гипотезы о том, что ознакомление детей с окружающим миром представляет собой важнейший элемент их благополучного развития, который нельзя недооценивать. Дошкольник становится приближается к окружающему его миру, окружающим предметам, привыкает к прогулкам на свежем воздухе. Он заметит и удивится любой мелкой детали природы, на что подросток и тем более юноша не обратят внимания.

Такой более близкий и ретроспективный анализ истории развития детского туризма дает возможность понять, что в основе советской и российской общеобразовательной школы туристско-краеведческая деятельность учащихся всегда рассматривалась и продолжает рассматривается как один из эффективнейших инструментов для воспитания подрастающего поколения. Такие воззрения нашли отражение как в практике, так и в тематических научных исследованиях. На данный момент времени огромная работа в этом направлении исследований сферы осуществляется НИИ РАО, педагогическими институтами, университетами, Минобразованием России и действующим при нем Центром детского и юношеского туризма и экскурсий, а также многочисленными туристскими станциями и центрами детского туризма.

Именно по причине слабой проработанности данного вопроса и небольшим временем развития науки, практически все учебно-воспитательные ситуации в сфере проектирования воспитательного процесса в туризме осуществляются довольно сложно. Под учебно-воспитательными принципами и методами принято понимать ситуацией понимается совокупность работ, направленных на установление учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающего и обучаемого (группы обучаемых). Такие работы требуют принятия решений и определенных действий или поступков с обеих сторон.

В числе главных элементов учебно-воспитательной системы в туризме модно перечислить:

- цели воспитания;

- объекты воспитательного воздействия;

- субъекты воспитательного воздействия, которые способствуют приведению в движение всей педагогической ситуации, переводя ее в педагогические задачи и решая их.

Учебно-воспитательные ситуации и методики проектирования воспитательного процесса в туризме являются довольно разнообразными. Общим моментом считается то обстоятельство, что появляются данные методы, принципы и ситуации в результате взаимодействия между вступившими в контакт обучающими и обучаемыми. Это дает возможность судить о том, что в появлении учебно-воспитательной ситуации участвуют обе стороны, а не только одна из сторон.

Принципы и методы учебно-воспитательного процесса в туризме могут выступать как единица анализа учебно-воспитательного процесса и объединять в себе оценку учебно-воспитательной деятельности и решение задачи от начала до конца в определенных условиях.

В деятельности одних и тех же субъектов задачи могут изменяться внешним образом, в том случае, когда кто-либо ставит новую задачу, или внутренним образом, если субъект деятельности меняет ее. С изменением задачи получает начало развитие новая ситуация. Несмотря на то, что учебно-воспитательные методы и процессы проектирования воспитательного процесса в туризме весьма разнообразны, их все же можно типизировать. Основаниями для типологии методов и процессов по видам в соответствии со степенью сложности служат:

1). Степень проявления: пассивная (вялотекущая) и активная (аффективная) ситуация. Продолжительность проявления: быстротекущая (минуты, часы. дни) или затянувшаяся (до нескольких месяцев). В данных случаях будут использоваться следующие методы расположения участников процессов: обучающий - обучаемый; обучающий - обучаемые; обучающие - обучаемые; обучающий(-щие) - обучаемый(-мые) - третьи лица

2). Форма взаимодействия, которая в проектировании воспитательного процесса в туризме может являться:

- сотрудничеством - это такое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, при котором один человек способен уловить состояние другого и, перестроив негативное к нему отношение, принять его действия, развить их дальше в целях успешного разрешения ситуации. В основе сотрудничества лежит содействие партнеру, забота о его благополучии независимо от своего настроения.

- конфронтацией - открытым (скрытым) неприятием позиций противоположных сторон по причинам объективно-субъективного характера, усугубляющим положительное разрешение ситуации.

По характеру все методы проектирования воспитательного процесса в туризме разделяются:

а) первый класс ситуаций требует принятия оперативных, безотлагательных решений и связан непосредственно с повседневной учебно-воспитательной деятельностью педагогов. Сюда следует включить:

- определение цели и задач того или иного действия обучаемого, предвидение его немедленного и отсроченного последствия;

- учет особенностей личности обучаемого (обучаемых), который участвовал в ситуации и с которым воспитатели, педагоги вступают в контакт для ее разрешения;

- выбор наиболее эффективного метода, средства, приема достижения цели и т.п.

В ситуациях подобного типа принятое решение не должно быть волевым или импульсивным, интеллектуальным или эмоциональным. Здесь необходимо соединить воедино мотивацию, жизненный опыт, память лица, принимающего решения, и соотнести с объективной действительностью, раскрывающей ситуацию. В наибольшей степени эти требования представлены в принципах решения задачи, сформулированных еще Рене Декартом:

- не торопиться в суждениях;

- избавляться от предвзятых мнений;

- делать по возможности более полные обзоры того, что сделано предшественниками;

- каждый вопрос необходимо разложить на более простые;

- начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному;

б) второй класс ситуаций предполагает решение учебно-воспитательных задач, связанных с разработкой относительно долгосрочной стратегии педагогической деятельности. К таким задачам можно отнести:

- определение целей учебно-педагогического процесса в определенный период обучения и учебный год в целом;

- определение форм и методов конкретных воспитательных мероприятий в образовательном учреждении для различных возрастных групп обучаемых и т.д.

Характер действий обучаемых в различных ситуациях:

- ситуации необходимого и обязательного выбора. Социально-психологические условия учебной деятельности требуют, чтобы ученик, студент вел себя не в соответствии со своими желаниями, а в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими процесс обучения. Понимая необходимость выполнения этих норм, обучаемые сознательно регулируют свое поведение, формируют у себя культуру поведения и отношений с окружающими в рамках учебной деятельности;

- ситуации свободного выбора. Например, будучи членом класса, учебной группы обучаемый имеет возможность выбирать себе друзей, по своему усмотрению проводить свое личное время, определять свое отношение к поведению вне стен образовательного учреждения;

- ситуации случайного характера. Сюда относятся случаи, когда обучаемому предоставляется возможность проявить свои лучшие качества: прийти на выручку товарищу, решительно выступить против хулиганов, проявить выдержку, смелость, находчивость в экстремальной ситуации и т.п.

В совместной туристской деятельности закаляется характер, формируется психологическая готовность ребят к туризму, накапливается опыт взаимоотношений друг с другом, с взрослыми в экстремальных ситуациях. Для подростка, связавшего свой досуг с туризмом, общественно полезный труд становится потребностью, так как в труде он испытывает удовлетворение, труд превращается для него в источник радости. Осознание значимости собственной деятельности усиливает мотивы, которые ее побуждают и направляют.

В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Этому способствуют такие особенности туристской деятельности, как четкая организация работы, ее коллективный характер, наглядность результатов. Организаторская активность зависит от общественной ценности коллективного труда. Важно, чтобы общественная значимость трудовой задачи приобрела для школьника личностный смысл. Тогда поиск путей наиболее эффективного решения будет стимулироваться чувством личной ответственности.