Повышение конкурентоспособности туристического агентства

Повышение конкурентоспособности туристического агентства.

Статьи по теме
Искать по теме

С развитием рыночных отношений туризм является важной частью экономической деятельности многих развитых и развивающихся стран мира. Высокие темпы развития туризма активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию туристической индустрии. Туризм оказывает значительное влияние на развитие таких отраслей экономики, как строительство, транспорт, связь, сельское хозяйств, торговля и производство товаров народного потребления.

Туристический бизнес в России стал неотъемлемой частью социально-экономического развития страны. В современных условиях в России сложился и работает рынок туристических услуг, который разбит на сегменты и внутри каждого сегмента идет жесткая конкуренция. Глубокое изменение организационных и экономических условий деятельности российских туристических организаций, повышение требований общества к качеству услуг во многом способствовали обострению конкурентной борьбы на рынке туристических услуг[2,480]

Рассмотрим такие понятия, как "конкуренция" и "конкурентоспособность".

Конкуренция – основная регулирующая сила рыночного товарного производства, форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке.

С конкуренцией тесно связано понятие конкурентоспособность.

В экономической литературе понятие "конкурентоспособность" определяется как способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка. В свою очередь, товары и услуги, обладающие определенными потребительскими свойствами и качественными параметрами, представляют собой концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, предприятия или отдельного товаропроизводителя.

Применительно к хозяйственному субъекту можно сказать, что конкурентоспособность представляет собой возможность эффективной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. [6,18]

Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в конкурентоспособности отдельного товара и конкурентоспособности фирмы.

Конкурентоспособность товара – представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий (услуг), обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя (потребителя). [4,56]

Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют прибыльно обменять его на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. [2,482]

Конкурентоспособность предприятия (фирмы) определяется с позиций компаративной (сравнительной) выгоды. Например, индивидуальный субъект рынка приобретает товары и услуги там, где они дешевле, а продает тому покупателю, который предлагает наиболее высокую цену. Такое поведение присуще не только отношениям на внутреннем рынке, но и в международной торговле. Если фирма не может реализовать свою продукцию и услуги по рыночным ценам, значит, она неконкурентоспособна. Если же фирма в состоянии расширить свое присутствие на рынке (внутреннем или международном), она имеет потенциальную конкурентоспособность. То есть, если субъект рынка длительное время выдерживает конкуренцию и развивает свое производство, увеличивая рынок сбыта своего товара, то этот субъект является конкурентоспособным.

Конкурентоспособность турфирмы- это способность турфирм сформировывать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающие фирме устойчивое рыночное положение, реализацию его приоритетных целей, партнерское сотрудничество и экономические преимущества по сравнению с другими фирмами на избранном им рынке. [16,56]

Конкурентоспособность субъектов хозяйствования как объективная составляющая рыночной экономики.

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

В настоящее время в экономической литературе содержатся различные трактовки категорий "конкуренция" и "конкурентоспособность".

Конкуренция (от лат. Concurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками и покупателями. Другая трактовка термина "конкуренция" предлагает понимать под конкуренцией "процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции" [16,76]

Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкурент – это компания, производящая товар аналогичный продукции, выпускаемый предприятием, и/или реализующая его на рынке предприятия.

Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" провел анализ конкуренции. [1,112]

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического производства. Цель конкуренции борьба за получение возможно большей прибыли

Представитель неоклассической школы американский экономист Фрэнк Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [47,84].

Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. считают, что конкуренция это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его [4,63].Выдающийся австрийский экономист, создатель эволюционной теории экономического развития, синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями [5,72].

Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии "Конкуренция: теория и практика" констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет [7,122].

Дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости немецкий экономист, социолог, политический деятель, основоположник научного коммунизма К. Маркс в "Капитале" [47,86].

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной:

- Поведенческая трактовка конкуренции борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

- Структурная трактовка конкуренции анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

- Функциональная трактовка конкуренции соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Выделяют такие способы конкуренции как:

- ценовой (на базе цены);

- неценовой (на базе свойства потребительской стоимости).

Конкуренция ценового способа берет исток со времен свободного рыночного соперничества, когда один и тот же продукт предлагался на рынке по самым различным ценам. Снижением стоимости продавец выделял собственный продукт на рынке, за счет заниженной цены он привлекал интерес клиентов и завоевывал желанную долю рынка. [30,47]

Сегодня такое соперничество потеряло свой смысл, на этот момент актуально соперничество неценового способа. В современных критериях ценовое соперничество может привести к ухудшению денежного состояния компании и даже к разорению. Конкуренцию ценового способа употребляют в таких вариантах:

- борьбы фирмами-аутсайдерами с монополиями, (для соперничества с монополиями в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей);

- проникновения компании с новым продуктом на рынки;

- укрепления собственной ниши на рынке в случае внезапного обострения трудностей реализации.

Конкуренция неценового способа выдвигает на первое место наиболее высокую, по сравнению с соперниками, потребительную цену продукта (компании издают продукт высочайшего свойства, надежный, обеспечивают наименьшую стоимость потребления, современный дизайн). [30,49]

В неценовой конкуренции могут использоваться и такие способы как:

- промышленный шпионаж;

- переманивание профессионалов в компанию, которые владеют производственными секретами;

- выпуск продуктов, не имеющих наружных различий с подлинным продуктом, но отличающихся по качеству в худшую сторону, и дешевле приблизительно на 50 процентов;

- покупка продуктов соперников с целью копирования.

Основные направление конкурентной деятельности компании.

Можно отметить следующие направления конкурентной деятельности компании:

1) Конкуренция в области рынков сырья за покорение позиций на ресурсных рынках с целью снабжения производства важными материальными ресурсами, многообещающими материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью снабжения наиболее высокой, чем у соперников, производительностью труда. [30,52]

В качестве соперников компании на сырьевых рынках выступают обычно фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в собственном производстве подобные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;

2) Конкуренция в области реализации продуктов и/или услуг на рынке;

3) Конкуренция между клиентами на сбытовых рынках. [30,53]

Конкуренцию в маркетинге принято соотносить в отношении покупателя, то и разные виды конкуренции подходят определенным шагам потребительского выбора.

Маркетинговые модели описания конкурентных рынков. У любого рынка имеется свои неповторимые индивидуальности, но, не смотря на это, у них существуют и сходства с точки зрения конкуренции. Из этого надо сделать вывод, что сущность конкуренции может быть проявлена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. [31,143]

Самой популярной в России и за рубежом рекламной моделью описания конкуренции считается модель 5 сил конкуренции Портера.

К концу 70-х гг. профессор М. Портер из Гарвардской Школы Бизнеса (Harvard Business School) открыл новейшие главные точки в природе конкурентоспособности и сконструировал способ разбора 5 сил, которые сформировывают конкурентный ландшафт рынка, помогают проверить притягательность его структуры и сформировать персональную бизнес-стратегию фирмы. С тех пор этот аппарат стратегии так и называется: Пять конкурентных сил Портера. [24,103]

Анализ проводится методом определения 5 конкурентных сил:

1. Угроза появления новых соперников. Насколько просто или тяжело для новых участников приступить конкурировать, какие есть барьеры.

2. Угроза появления продуктов-заменителей. Насколько элементарно сменить продукт или услугу, например, удешевить.

3. Рыночная власть клиентов. Насколько сильно состояние клиентов. Могут ли они вместе заказывать огромные объемы.

4. Рыночная власть поставщиков. Насколько сильно положение продавцов. Много ли есть возможных поставщиков или лишь некоторое количество, – монополия?

5. Уровень интенсивности соперничества между существующими игроками. Присутствует ли мощная конкуренция между существующими игроками? Есть ли доминирующий игрок или все одинаковы по силе и размеру? [24,104]

1. Угроза появления новых соперников

Новые соперники приносят с собой дополнительные ресурсы и претендуют на часть рынка. Соперничество увеличивается, прибыли снижаются. Определенный конкурентоспособный протест, в том числе потребует дополнительных ресурсов, что понизит прибыль. По этому параметру нужно уделить внимание таким моментам:

- Экономия от масштаба.

- Требования к капиталу/инвестициям.

- Затраты от перехода покупателей.

- Доступ к каналам реализации на рынке.

- Доступ к технологиям.

- Преданность бренду. Лояльны ли покупатели?

- Вероятность ответных мер со стороны имеющихся игроков на рынке.

- Регулирование правительства. Могут ли новые участники заполучить субсидии?

2. Угроза появления продуктов-заменителей

Необходимо ограничить стоимость на продукты/сервисы компании, если есть их конкурентоспособные аналоги. Это в том числе понизит прибыль. Чтобы проверить ситуацию, нужно ответить на такие несколько вопросов:

- Качество. Лучше ли продукты-заменители?

- Готовы ли клиенты к подмене?

- Каково соотношение условной стоимости и эффективности продукта-заменителя?

- Затраты переключения на продукт-заменитель. Легко ли перейти к иному продукту?

3. Рыночная власть потребителей

Если заказчики имеют наиболее сильную рыночную силу, чем поставщики, они воспользуются этим, снизив маржу прибыли поставщика. Для разбора по данному параметру нужно ответить на такие вопросы:

- Сосредоточение клиентов. Сколько поставщиков и клиентов на рынке?

- Дифференциация. Продукты стандартизированы?

- Прибыльность клиентов. Покупатели обязаны ставить твердые условия?

- Какова роль качества и услуг на рынке?

- Насколько сильна опасность обратной и непосредственной вертикальной интеграции на рынке?

- Затраты переключения. Легко ли для клиентов изменить поставщика? [24,105]

4. Рыночная власть поставщиков

Обладая властью над соперниками, они будут увеличивать цены, что нехорошо отразится на прибыльности компаний. Для разбора по данному параметру помогут такие вопросы:

- Сосредоточение поставщиков. Много ли клиентов и мало ли доминирующих поставщиков?

- Брендинг. Силен ли бренд поставщика?

- Доходность поставщиков. Вынуждены ли поставщики подымать цены?

- Поставщики грозят вертикальной интеграцией в отрасли (к примеру: производители, грозящие создать личные компании розничной торговли)?

- Покупатели не угрожают обратной интеграцией?

- Какова роль качества и услуг на рынке?

- Является ли этот рынок главной группой покупателей для поставщиков?

- Затраты переключения. Легко ли поставщикам отыскать новых покупателей? [24,107]

5. Уровень конкуренции

Если на рынке находится мощный игрок, компании нужен определенный конкурентоспособный протест, который не станет спрашивать дополнительных ресурсов, что понизит прибыль. Здесь принципиально учесть последующие факторы:

- Структура конкуренции. Конкуренция тем наиболее интенсивна, чем более небольших или одинаковых по размеру соперников; соперничество наименее интенсивно, ежели имеется очевидный фаворит на рынке.

- Структура издержек рынка. Рынки с высокими неизменными издержками провоцируют соперников делать производство на полную мощность методом занижения цен, при необходимости.

- Степень дифференциации товаров. В отраслях, где товары являются недостаточно дифференцируемыми продуктами, происходит жесткое соперничество.

- Затраты переключения. Конкуренция снижается, когда клиенты сталкиваются с высокими затратами переключения.

- Стратегические задачи. Если соперники преследуют брутальные стратегии роста, то соперничество станет наиболее напряженным. Если соперники элементарно выкачивают финансы на зрелом рынке, то степень конкуренции, как правило, мала.

- Выходные барьеры. Когда барьеры для выхода из рынка высоки, соперники расположены к большей конкуренции.

Последователи Портера усовершенствовали анализ 5 сил и предложили еще и шестую – так именуемые дополнительные схемы. Это то, как компания зависит от конкурентов, которые производят продукты, аналогичные или взаимодополняющие друг друга. С данными компаниями вы сможете действовать по принципу синергии. Значение шестого фактора в современном бизнесе неуклонно растет. Хорошим образцом такой синергии может работать ассоциация между компаниями Microsoft и Intel. [24,108]

Современные методы обеспечения конкурентоспособности хозяйственных систем.

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. [22,98]

В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

Конкурентоспособность – способность организации приносить прибыль на вложенный капитал выше среднестатистической в данной отрасли бизнеса.

Для поддержания и управления конкурентоспособностью в компании должна быть выстроена система обеспечения конкурентоспособности, основными компонентами которой являются:

- конкурентоспособность товара;

- конкурентоспособность фирмы;

Т.е. фирма создает товар, наделяя его свойствами, которые позволяют потребителю выделить этот товар на фоне товаров конкурентов. Но и товар влияет на фирму, зарабатывая для нее гудвилл, в случае если качество товара удовлетворяет потребителя. Товар и фирма непрерывно взаимодействуют, влияют друг на друга и на общую конкурентоспособность компании. [22,100]

Конкурентоспособность фирмы в краткосрочном периоде обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием, в долгосрочном плане – инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса. [39,245]

- Система контроля качества продукции

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль качества как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий для выпуска продукции высокого качества.

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. [22,151]

Основные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:

- планирования;

- инспекционного контроля;

- стимулирования и ответственности субъектов контроля качества. [39,246]

- SWOT и STEP-анализы как методы обеспечения конкурентоспособности

Цель SWOT-анализа – максимально развивать сильные стороны профессиональной деятельности, свести к минимуму слабые, использовать благоприятные возможности для совершенствования деятельности. Проводимый с определенной периодичностью SWOT-анализ позволяет предприятию выбирать оптимальный путь своего развития, избегая угроз (опасностей), эффективно используя имеющиеся в его распоряжении ресурсы, реализуя предоставленные рынком благоприятные возможности. Стратегический анализ – комплексное исследование положительных и отрицательных факторов, которые могут повлиять на экономическое положение предприятия в перспективе, а также путей достижения стратегических целей предприятия. [13,197]

К основным задачам стратегического анализа относится: определение уровня конкурентоспособности и преимущества других предприятия; проблемы, с которыми сталкивается предприятие, их возникновение и разрешение; анализ внешней среды, макроэкономические тенденции и их влияние на будущее компании; анализ внутренней среды, кадровый потенциал компании и его структура; прогнозирование предприятия. В SWOT-анализе не предполагается перечисление всех сильных и слабых сторон как особенностей компании, а лишь тех, что относятся к ключевым факторам успеха.

SWOT-анализ находит широкое применение на предприятиях различных сфер экономики для определения направлений развития бизнеса, в т.ч. и для туристских предприятий. Соответственно SWOT-анализ как универсальный метод может быть применен и для сферы туризма для выявления преимуществ и недостатков туристического региона. [13,199]

PEST – акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ – полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.

Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.

Отличие SWOT-анализа от PEST-анализа:

PEST-анализ изучает рынок; SWOT-анализ изучает положение бизнес-единицы на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею.

На практике PEST-анализ удобно применять при разработке плана маркетинга или бизнес плана в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.

На основе полученной информации о рынке формируются комплекс целей и стратегия компании. [13,202]

- Метод образования цены

Ценообразование-это установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от исходной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношение спроса и предложения, и других факторов.

Основные подходы к установлению цены:

– на основе закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов;

-на основе ощущаемой ценности, исходя из покупательского восприятия ценностной значимости продукта;

– на основе уровня текущих цен, исходя из текущих цен конкурентов;

Цель ценообразования. Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию,таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности. [28,94]

Ценообразование товара или услуги всегда зависит от целей, которые ставит организация. Цели организации могут быть такие, как:

- выживание организации;

- максимизация прибыли;

- расширение рынка сбыта;

- позиционирование товара для определенной ниши;

- стимулирование сбыта;

- расширение доли на ранке;

Три метода образования цен на туристические услуги:

1. На основе издержек или затратный метод (совокупность полной себестоимости турпродукта – используется турфирмами, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций).

2. С ориентацией на уровень конкурентов – метод, характерный для туристских организаций. Цены устанавливаются ниже, выше или на уровне рыночных, в зависимости от требовательности клиентов, предоставленного сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Отличительная особенность – отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами. В данном случае для определенной цены рассчитывается средний уровень цен на рынке на основе каталогов, рекламных проспектов турфирм и гостиниц.

3. С ориентацией на спрос – метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Применяется, если цена является решающим фактором в приобретении продукта клиентами [28,101].

При разработке ценовой стратегии турфирма должна использовать три метода во взаимосвязи, иначе это может привести к косвенным или прямым убыткам, что снизит её конкурентоспособность на рынке [31,173].

- Рекламные стратегии

Рассмотрим наиболее известные конкурентные рекламные стратегии.

Стратегии фаворита рынка

В большинстве отраслей имеется признанный фаворит, который владеет большей частью рынка и традиционно опережает остальные фирмы по ценовым изменениям, выведению на рынок новейших продуктов, охвату зоны распределения продуктов и затратам на стимулирование реализации. Компании – соперники нередко испытывают компанию – фаворит на прочность или желают найти ее слабые стороны и пользоваться ими. Лидирующие фирмы желают удержать свои позиции, сберечь за собой звание фирмы номер 1. Для этого они обязаны работать по всем 4 фронтам. Во-первых, фирма обязана отыскать возможности и средства для повышения совместного спроса. Во-вторых, фирма стремиться увеличить свою долю рынка, даже если размер рынка остается постоянным. В-третьих, постоянное понижение издержек обязано оставаться ее мощной стороной. В-четвертых, фирмы обязаны отстоять свою текущую долю рынка с помощью качественных оборонительных и наступательных действий:

- Привлечение новейших потребителей

- Поиск новейших способностей применения продукта.

- Повышение интенсивности применения продукта.

- Увеличение части рынка.

- Завоевание потребителей соперников.

- Завоевание соперников.

- Завоевание преданности потребителей.

- Стратегии компаний-претендентов на лидерство[31,175].

Определение стратегической цели конкурента.

Фирмы претендующие на место компании- фаворита должны иметь стратегическую цель. Организации-претенденты желают нарастить свою выручку, увеличивая принадлежащие им части рынка. Стратегическая мишень выбирается в зависимости от того, кого из соперников организация выберет себе в качестве конкурента.

Организация-претендент может кинуть вызов рыночному фавориту. Это опасная, но при этом многообещающая стратегия, она полностью сумеет привести к успеху, в случае, когда фаворит недостаточно хорошо обеспечивает рынок. Для того, чтобы штурм на фаворита прошел удачно, у компании непременно должно быть мощное конкурентное преимущество перед ним.

Таким образом, стратегическая цель компании-претендента на лидерство зависит от того, кого она выберет себе в соперники [31,176].

Стратегии компании-последователя

Рыночный фаворит, чтобы сохранить свои позиции, имеет большие затраты на формирование новых продуктов и рынков, на расширение каналов товародвижения, на образование и обучение рынка. Обычно заслугой за все эти тяжелые труды и риск служит лидерство на рынке. Но компании-последователи могут лишь перенимать опыт фаворита и воспроизводить или улучшать его продукты и рекламные программы, и при этом вкладывать в это существенно меньше средств. Так фактически нереально достигнуть лидерства, но вполне возможно добиться достаточного уровня прибылей.

Организации-последователи – это первоочередная цель для атак компаний-претендентов на лидирующую позицию. Следовательно, компании-последователи обязаны непрерывно заботиться о том чтобы, качество продуктов и услуг было высоким, а производственные издержки были низкими. Такие фирмы непременно обязаны смотреть за появлением новых рынков, и сходу же входить на эти рынки [31,176].

Все компании – последователи за фаворитом можно поделить на 2 группы:

- Полный плагиат. Компании, которые полностью копирует продукты фаворита, его систему распределения, рекламу и остальные рекламные действия. Плагиатор живет за счет инвестиций, осуществляемых фаворитом рынка. Такая фирма ничего не изобретает и не порождает сама.

- Частичное копирование. Компании, которые копируют у фаворита, но привносят некоторые различия в комплекс предоставляемых услуг, рекламу, ценообразование и остальные элементы рекламного комплекса. Фаворит бездействует по отношению к компании – последователю до тех пор, покуда тот не переходит в открытое наступление. Иногда подражатель способствует фавориту избежать нареканий в монополизме [31,179].

особенности рынка туристических услуг в контексте их конкурентоспособности.

Формирование у компании конкурентных превосходств невозможно без изучения особенностей рынка, на котором она работает. Туристический рынок – это рынок услуг, так как сервисы выступают главным предметом обмена и составляют 80% всего размера продаж на развитых туристских рынках.

Туристическая услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере сервиса, нацеленных на снабжение и удовлетворение потребностей путешественника или экскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристической услуги, тура, туристического продукта и не противоречащих общечеловеческим принципам морали и хорошего распорядка. Существуют 4 свойства, различающие туристическую услугу от продукта: 1) неосязаемость; 2) неразрывность изготовления и употребления; 3) изменчивость; 4) неспособность к хранению[33,321].

- Однако туристским услугам наравне со специфическими чертами сервисов присущи в том числе и характерные индивидуальности:выделение довольно четко выраженных туристских зон (к примеру, "солнце – море" – Кипр, Болгария, Турция; "отдых – лечение" – Карловы Вары, Ессентуки; "спорт" – Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);

- создание туристского пакета усилиями почти всех компаний, каждая из которых владеет личными способами работы, специфические потребности и разные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке может быть только в том случае, если все участники туристического сервиса выработают, и будут придерживаться одинаковых целей;

- преодоление клиентом расстояния, отделяющего его от туристического сервиса и места ее потребления;

- зависимость туристического сервиса от таких переменных, как время и место. Большой смысл влияет фактор сезонности. Рекламные мероприятия туристской компании будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье нужны дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, разные дополнительные услуги;

- существенное воздействие на качество туристических сервисов оказывают внешние причины, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и клиента: погода, природные условия, политика, международные события. [33, 327].

Выбор туристской компании наилучших действенных средств по привлечению покупателя к туристскому продукту неосуществим без точной проработки самого процесса принятия решения о приобретении туристского продукта возможным путешественником. Решение покупателя о приобретении туристского продукта подразумевает оценку и отбор единственного туристского продукта из альтернативного ряда, и выбор подходящего комплекта разных услуг, предлагаемых компаниями индустрии туризма[13, с. 4].

Принятие решения покупателем подвержено воздействию ряда причин, оно решает трудности разного масштаба и сложности, поэтому имеет устойчивую структуру, включающую такие стадии. [28,30]

1. Осознание потребности в путешествии, осознание цели поездки.

2. Поиск информации.

3. Предпокупочная оценка альтернатив. Покупатель расценивает варианты, осматривая туристское предложение как конкретный комплект параметров. Каждый покупатель выделяет свои, отличные от остальных, приоритетные свойства, на основании собственных нужд и мотивов.

4. Покупка и потребление.

На принятие конечного решения о приобретении могут оказать воздействие 2 фактора, это отношение остальных людей к выбранному направлению путешествия, отношение к репутации туристской компании, реализующей турпродукт (табл. 1.2)

Таблица 1.2 Приоритеты выбора потребителями туристических компаний при осуществлении приобретения

Приоритет выбора

Число путешественников, отдавших свой голос туристической компании на основе представленного приоритета, %

Советы товарищей и знакомых

31,6

Стоимость

26,7

Наличие лицензии у компании

18,1

Набор предоставляемых услуг

15,6

Сроки и опыт работы агентства на туристском рынке

14,8

Личный опыт общения с компанией

13,0

Советы профессионалов, работающих в индустрии туризма

11,3

Доброжелательность служащих компании

8,8

Рейтинг туристского агентства

4,7

Реклама

3,7

Информация о туристской компании в специальных справочниках и в Интернете

3,4

Хороший офис

2,5

Удобное месторасположение

2,5

Другое

5,9

Всего

162,6

Потребление в индустрии туризма традиционно откладывается на некоторый срок. Обычное потребление недостаточно интересовало продавца, нацеленного в первую очередность на покупку, но в критериях возрастающей конкуренции проистекает переориентация туристических компаний на удовлетворение и сохранение потребителей.

5. Послепокупочная оценка альтернатив, т.е. оценка степени удовлетворения от опыта употребления.

В основе выбора путешественником той или иной туристической услуги лежит его мотивация, которая является одной из важных причин принятия решения о поездке. Мотивация покупателя – это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и побуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для данной реакции [24,c.48].

Понимание мотивов потенциального путешественника имеет огромный смысл при планировании, формировании и организации процесса реализации туристской услуги. Это дает вероятность создавать и предлагать на рынок такую туристическую услугу, которая в большей степени подходит потребительским ожиданиям[8, с.91].

Выявление, познание и внедрение туристических мотивов обязаны стать важной стратегией компании индустрии туризма, направленной на определение рыночных потребностей и создание таких видов туристического продукта, которые отображают запросы определенных частей рынка[37,c.74].

При разработке и реализации сервисов туристические компании обязаны учесть соответствие главного и вторичного мотивов путешествия, которые определяют выбор путешественника. Это позволит туристической компании отлично выстроить систему планирования, разработки и реализации туристской услуги. Эксперты таким образом классифицируют мотивационные финалы:

- один превалирующий мотивационный финал, и несколько вторичных или ожидаемых исходов, заключение о выборе которых может быть принято при соответствующе стечении событий во время поездки;

- основной мотивационный финал и некоторое количество верно выделенных сопутствующих исходов [48,c.47].

Поэтому, перед компаниями индустрии туризма стоит задача предложения потребителям такой туристической услуги, которая бы сильно учитывала мотивы путешественников и была неповторима в собственном роде. Этого можно добиться методом разработки туристской услуги с учетом личных особенностей потребителей, в том числе удовлетворения их главных потребностей.

Проблема действенного воздействия туристических компаний на повышение привлекательности собственной работы в глазах покупателя состоит в преодолении у покупателей разных страхов и опасений от предстоящего путешествия и повышении степени удовлетворенности покупателя.

2015 год стал во многих отношениях беспрецедентным для российского туризма. Туристическая отрасль под влиянием экономической ситуации в стране и мировых геополитических процессов начала меняться необычайно активно, и в 2016 году можно ожидается продолжения и развития этих новых трендов [25,19].

Определяющей тенденцией 2016 года, которая будет распространяться, как на выездной, так и на внутренний туризм, должна стать крайняя чувствительность потребительского рынка к ценовым изменениям.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) уверена, что любые экономические и политические колебания будут отражаться на туристическом спросе самым непосредственным образом. "Не вызывает сомнений, что следующим летом россияне точно поедут отдыхать, но будут устраивать себе менее продолжительные каникулы и искать более экономичные варианты проведения отпусков", – считает она.

В качестве другой тенденции по качеству и разнообразию отдыха эксперты называют сокращение количества выездных каникулярных периодов. Если до недавнего времени люди помимо основных летних месяцев, когда россияне семьями отправлялись к теплым морям, использовали официальные праздники или выходные, чтобы куда-то поехать, то теперь они будут реже устраивать себе короткие каникулы или откажутся от них вообще [35,33].

Ожидаемые перестановки на выездных направлениях

Мало кто возьмется дать гарантии того, что отношения России и Турции наладятся настолько, что скоро отечественные туристы смогут вернуться на знакомый "берег турецкий"[23,194].

Отдавая себе отчет в том, что летом найти замену Турции легче, чем зимой Египту, очень быстро активизировались такие средиземноморские страны, как Греция, Кипр, Испания, Италия. У них есть еще время, чтобы подумать, как эффективнее переключить в свою сторону хотя бы часть освободившегося турецкого потока из России.

Очевидно, что привлечь наших соотечественников можно, прежде всего низкими ценами и упрощением процедуры выдачи виз.

Страны, куда визовые документы оформляются быстро, имеют определенные преимущества, но и те государства, где требуется виза с биометрическими данными, стараются не упустить свой шанс на российском рынке[23,195].

Так, Италия в декабре объявила, что планирует удвоить количество собственных визовых центров в России, да и Болгария, где личного присутствия при оформлении документов пока не требуется, обещает максимально упростить эту процедуру. Параллельно в средиземноморских странах проходят консультации между властями и представителями туристического бизнеса на предмет того, каким образом можно снизить цены на отели и прочие услуги, чтобы заинтересовать россиян, оставшихся без Турции.

Заметную активность вновь стали проявлять представители таких безвизовых стран, как Тунис и Алжир, однако остаются сомнения относительно гарантий безопасности, которые могут там быть предоставлены российским туристам.

Шансы внутреннего туризма

Очень хорошие шансы заместить часть турецкого потока есть у российских курортов, но только при условии, что повышение цен не будет опережать темпы инфляции, которая по прогнозу Минэкономразвития в 2016 году должна будет составить 6,4%[19,24].

Если цены на туристические услуги в Краснодарском крае и в Крыму вырастут в среднем на 15%, то это приведет внутренний рынок к стагнации либо к снижению интереса к нему. Подобная картина наблюдалась в текущем году в Анапе: когда после аншлага предыдущего года и в ожидании повторения успеха владельцы средств размещения заранее повысили цены в 2015 году, курорт получил неожиданно слабый спрос. Второй вариант, при сохранении или малом повышении цен по сравнению с уходящим годом, может дать дополнительный толчок к привлечению внутренних турпотоков и закреплению успеха черноморских курортов.

Одной из задач наступающего года должно стать изучение, систематизация, широкое распространение и популяризация сведений, связанных с путешествиями по РФ, причем делать это следует не только на русском, но и на английском и китайском языках[19,25].

Уходящий год стал беспрецедентным для въездного туризма России. Если раньше наша страна в качестве туристического направления особой популярностью у иностранцев не пользовалась, то в 2015 году она получила колоссальное конкурентное преимущество по отношению к другим направлениям из-за дешевизны национальной валюты[15,23].

Активнее других стал развиваться приграничный туризм из таких стран, как Польша, Финляндия и Китай. Азиатский рынок вырос сразу на 35-40%, а европейский хоть и стоит на месте, но на фоне обвала 2014 года это можно считать успехом. Даже американский рынок откатился лишь на 2-5%[2,487].

У России появился уникальный шанс заинтересовать иностранных путешественников своими разнообразными туристическими возможностями и перевести эту случайную тенденцию в разряд устойчивых, чтобы "сорвать банк" на въездном туризме. Причем активно заниматься этим необходимо в 2016 году. Прежде всего, полагают эксперты, следует упростить визовый режим с государствами, которые с интересом относятся к нашей стране и могут поставлять большие потоки туристов, как это было сделано с Китаем.

Каждый пятый иностранный турист приезжает в Россию из Китая. С увеличением спроса и турпотоков можно ждать и расширения сезона путешествий, это означает, что к нам будут приезжать не только летом, но и зимой. По тому, как многие иностранцы выражают желание увидеть настоящую русскую зиму, можно рассчитывать, что спрос на зимние туры будет, что может стать еще одной тенденцией следующего года. Эксперты сходятся во мнении, что поскольку китайские туристы продолжат лидировать во въездном турпотоке, очень важно обеспечить им комфортное пребывание в нашей стране[19,25].

Недостаточно выпустить литературу на английском и китайском языках, нужно подготовить необходимое количество гидов-переводчиков, выстроить маршруты, которые будут интересны именно жителям Поднебесной, и обеспечить особое питание с учетом их привычек. Такой подход важен не только для китайских туристов, но и для представителей других стран, например, Индии или Ирана.

Среди негативных тенденций, перетекающих из уходящего года в наступающий, нельзя не упомянуть сокращение участников туристического рынка.

Изменение туристической парадигмы в РФ в 2015 г стало очевидно всем. В 2015 г снижение спроса на зарубежные турпоездки повлекло за собой сокращение числа туроператоров, работающих в этом сегменте, на 70%. По информации АТОР, сейчас на выездном рынке осталось 685 туроператоров. При стабильной ситуации в стране и в мире количество туроператоров на выездном направлении сократится еще на 20-25%, но если ситуация ухудшится, то их число может уменьшиться в два раза. "Главным образом с рынка уходят средние и мелкие туроператоры[35,33].

Можно ожидать и значительного сокращения компаний и на агентском рынке. Причиной тому станет и снижение потребительского спроса, и то обстоятельство, что далеко не все агенты смогут продавать отечественный турпродукт так же успешно, как зарубежный.

Основной обмен туристами совершается между странами – поставщиками туристов, в то же время из тех же стран формируется основной поток туристов в развивающиеся государства. Выездной туризм в развивающихся странах представлен слабо. Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный прогресс. Более детальный анализ позволяет среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, выделить главные: политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные, научно-технические[35,36].


Конкурентоспособность туристического агентства

Конкурентоспособность – способность продукта или сервиса выдержать сопоставление с подобными продуктами и услугами остальных производителей при сохранении среднерыночной цены.

Всю систему причин конкурентоспособности компании можно поделить на две главные группы[10,115].

Первая группа состоит из причин конкурентного достоинства компании. В эту группу внутренних причин входят разные нюансы рыночной деятельности туристической компании, в том числе характеристики, отражающие степень применения факторов предоставления услуг.

Вторая группа причин (внешних) включает характеристики социально-экономической и политической среды, находящиеся вне сферы конкретного воздействия туристической компании.

Кроме внутренних и наружных причин следует отметить причины, оказывающие конкретное воздействие на степень конкурентоспособности компании (составляющие). С учетом сказанного система главных причин конкурентоспособности туристической компании может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют составляющие конкурентоспособности компании, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние причины[10,115].

Среди внутренних причин конкурентоспособности компании принципиальную роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень предоставляемых услуг и фактически технологию их предоставления. С каждым годом спрос на туристические сервисы только растет, не отстают и предложения[16,96].

Компании, формирующие туристический продукт, к примеру, предприятия транспорта и размещения, нуждаются в торговых представителях, которые отстаивали бы их интересы в каждом населенном пункте, где имеются клиенты их услуг. Это комфортно и покупателю, т.к. турагентство реализует, обычно, комплекс услуг, представляя все компании сферы услуг одновременно[30,36].

Туристическое агентство дает два главных собственных продукта:

1. Предварительное бронирование мест, с продажей транспортных документов.

2. Консультации и советы клиентам сравнительно предполагаемых маршрутов и видов сервиса, связанных с данными маршрутами.

Консультации чрезвычайно важны, если заказчик планирует дальнюю поездку и не знаком с маршрутом или хочет посетить определенные места и не знает, каким видом транспорта разрешено пользоваться.

Агентство не подразделяет покупателей на консультирующихся и оформляющих поездку, так как заказчик имеет право на объективную информацию по всем интересующим его вопросам и оказание консультационной поддержки, оформление проездных билетов, гостиничного бронирования и остальных услуг выполняется там же и в короткие сроки. Расходы агентства компенсируются транспортными компаниями и гостиничными предприятиями в форме комиссионного вознаграждения определенного в процентном соотношении к цене реализованного сервиса.

В настоящее время в России сформировались 4 группы туристических компаний по виду и формам предоставляемых услуг.

1. Компании с наименьшим комплектом услуг, где предлагается покупателям некоторое количество постоянных маршрутов без достаточного выбора.

2. Компании достаточного выбора, где предлагается покупателю 10-15 маршрутов, конкретно к данной группе относится ООО "Кафедра Странников".

3. Компании полного выбора, аспектом которых является девиз: "Куда угодно и когда угодно!".

4. Компании экзотических маршрутов, предлагающих покупателям необычные странствия и экскурсии[21,146].

Конкуренция среди туристических компаний в нашей стране огромна. Каждый год на рынок туризма выходят новые компании, со своими чертами, преимуществами, новинками, видами сервисов, своими наработками. У любой туристической компании свой уровень на рынке. Часто неосведомленный путешественник не знает, каков престиж у компании [38,c.68].

В ближайшие годы увеличится желание концентрации туроператорского бизнеса. Особенно это коснётся производителей турпродукта на направлениях широкого спроса: острое соперничество и, как таковое, полный демпинг и низкая норма прибыли быстро сократят количество тех, кто желает и может возобновлять борьбу за выживание.

Повышение конкурентоспособности туристического агентства

Для того чтобы обеспечить лидирующую позицию фирмы на туристическом рынке, необходимо обеспечить продукт или услуги конкурентными преимуществами.

Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории.

Следует понимать, что ни одна фирма не в состоянии действовать сразу на всех рынках, удовлетворяя при этом запросы всех потребителей. Компания будет преуспевать лишь в том случае, если она нацелена на такой рынок, клиенты которого с наибольшей вероятностью будут заинтересованы в ее маркетинговой программе. Специалисты каждой компании понимают, что для наиболее эффективной передачи маркетингового обращения могут использоваться самые разные средства[38,264].

Рекламная компания.

Реклама – любая оплаченная конкретным лицом форма коммуникаций, предназначенная для продвижения товаров, услуг или идей. Реклама как ничто другое привлекает клиентский поток, так как больше людей узнают о фирме и о том, что она может предложить. Грамотно проведенная рекламная компания может привлечь большое количество клиентов, что поможет фирме укрепиться на рынке. Проведение предложенной рекламной компании направлено на привлечение клиентов и увеличение прибыли турфирмы. [45 c. 57-67]

Кроме создания положительного образа туристической фирмы у потенциальных потребителей туристического продукта (реклама, телепередачи типа "туристический журнал", специализированные журналы, газеты, паблисити), должно быть стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу "все для клиента", "клиент всегда прав", когда все его желания должны быть по возможности удовлетворены).

Внимательное отношение всех сотрудников туристского продукта к просьбам клиента (исполнение пожеланий личного характера по принципу "что мы еще можем для вас сделать?").

При организации технологии обслуживания важны сам психологический климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом и учет психологических аспектов восприятия туристами услуг, технологии их предоставления. Это значит, что на первый план ставятся личностные интересы туриста, душевное к нему отношение[44,65].

В связи с этим можно определить общие рекомендации по технологии обслуживания на всех турах:

- приветственный сувенир каждому туристу. На турах требует проработки предметность сувениров: для деловых туров – деловые проспекты, сувенирные образцы интересующей продукции, вымпелы и др.; фольклорных туров – мелкие сувениры национального характера; для всех туров – буклеты, карты-схемы, а также выдача туристам после завершения туров специально разработанных грамот, значков о пройденном маршруте[46,116].;

-доступность разнообразных буклетов, значков, открыток по тематике тура;

-освобождение клиентов от любых организационных проблем (обременительные организационные заботы какого бы то ни было характера, долгая рецепция, заказ транспортных билетов, ожидание всякого рода обслуживания и т.д.);

-оптимальность обслуживания с точки зрения соответствия всех видов услуг уровню, а также тематике тура;

-полное соответствие обслуживания потребностям клиента:

-целевая адресная направленность туров;

-заблаговременное согласование программ обслуживания;

-полная информация о программе обслуживания и дополнительных услугах;

-отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг);

-рациональность содержания обслуживания: услуг должно быть ровно столько, сколько нужно; мало – скучно, много – перенасыщенность утомляет туристов[46,118]..

Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого турпродукта нужно использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Так, был определен перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей. В процессе покупки потребитель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие превосходство данного турпродукта над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара[36,178].

Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствует созданию превосходства данной услуги перед конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, что позволяет количественно оценить конкурентоспособность турпакета.

Поскольку конкурентоспособность товара характеризует степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента, то оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление показателей качества продукции предприятия с показателями качества товара конкурента[43,61]..

Цели туристского предприятия воплощают в жизнь его сотрудники. В сфере туризма качество услуг прежде всего определяется квалификацией исполнителей и их умением работать с клиентами. Отечественная практика показывает, что при подборе кадров не всегда обращается внимание на наличие у претендента базового туристского образования. Наиболее распространенными методами привлечения специалистов являются переманивание их из других организаций, устройство по рекомендации родственников и знакомых[32,124].

Конечной целью оценки конкурентоспособности персонала является определение комплексного обобщенного показателя конкурентоспособности, являющегося условной величиной[3,144];

Определив понятия конкурентоспособности персонала и проанализировав ее уровень, можно предложить следующие направления повышение уровня конкурентоспособности персонала туристической фирмы:

1. Повышение требований к персоналу во время приема на работу.

2. Повышение квалификации кадров:

-первичное обучение в соответствии с задачами предприятия и специфики работы;

-обучение для ликвидации разрыва между требованиями к должности и личными качествами;

-обучение для повышения общей квалификации;

-обучение для работы за новыми направлениями развития организации,

-обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций.

3. Внедрение новых технологий в обслуживании туристов.

4. Сокращение случаев нарушения трудовой дисциплины благодаря проведению работы с персоналом.

5. Снижение количества затрат, связанных с проведением работ относительно обслуживания персонала.

6. Внедрение мероприятий научной организации работы: расстановка кадров в соответствии с квалификацией, образованием, возрастом, темпераментом и т.п.

Для обеспечения конкурентоспособности персонала следует применять элементы творческой активности в решении текущих задач. Любая задача имеет специфическое содержание, структуру и способ реализации, и в зависимости от проявления творческой активности будет достигнут разный конечный результат[3,146].

Сегодня конкуренция в большей степени сосредоточена на "нематериальных" аспектах, таких как брэнды, ноу-хау, маркетинг, а не на действительной стоимости продукта как такового. По мере изменения природы конкуренции, меняются и предпосылки конкурентоспособности[12,23];

Термин "конкуренция" в экономической литературе имеет различные трактовки. В общем понимании – это тип поведения фирм – соперников на определенном рынке.

Выделяют следующие виды конкуренции:

- чистая,

- совершенная,

- эффективная.

Несмотря на определенные различия, есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на различных рынках. Суть конкуренции М.Е Портер на любом рынке характеризует пятью конкурентными силами[32,56]:

- потенциальные конкуренты,

- клиенты,

- угроза со стороны товарозаменителей,

- поставщики,

- существующие конкуренты в отрасли.

Пять сил конкуренции позволяют охарактеризовать степень конкурентной борьбы, ее остроту на любом рынке.

Характер конкурентной борьбы во многом зависит от того, является ли фирма лидером, претендентом, последователем или организаций, действующей в рыночной нише[40,42].

В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, круг последних сужают до круга приоритетных конкурентов.

Конкурентоспособность товара (услуги) – его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром при решении потенциальным покупателем своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество, которое не является имманентным качеством товара, а заменяется во времени под воздействием множества различных факторов[10,36].

Для повышения конкурентоспособности предприятия были рекомендованы следующие мероприятия:

- улучшать технологию обслуживания клиентов (гостеприимство);

- увеличивать простоту и ясность обслуживания;

- увеличивать целостность, обоснованность и комплексность туристических пакетов;

- выход туристической фирмы на новый уровень – становление туроператором по внутреннему туризму, и разрабатывать свои собственные новые, уникальные предложения.

- развитие маркетинговых коммуникаций

Литература

1. Алексеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция" и по направлению 060000 "Экономика и упр." [Текст]/ СВ. Алексеев; Фонд содействия правоохранит. органам "Закон и право". – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2004. – 502 с.

2. Алисултанова, А.А. Основные направления повышения конкурентоспособности туристических фирм [Текст] / А.А. Алисултанова //Региональные проблемы преобразования экономики(Махачкала) – 2010. – № 4. – С. 480–489.

3. Аристов О. В. Управление качеством. Учебник: для вузов по специальности 061100 "Менеджмент орг." [Текст]// О. В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 238 с.

4. Балабанов И.Т. Балабанов А.И. Экономика туризма[Текст]/ И.Т. Балабанова, А.И. Балабанов// Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 390с.

5. Баринов В. А. Стратегический менеджмент. Ученое пособие [Текст]/ В.А. Баринов, В.Л. Харченко//Ин-т экономики и финансов "Синергия". – М.: ИНФРА-М, 2010. – 236 с.

6. Баринов В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. Учебное пособие для вузов[ Текст]// В.А. Баринов. – М.: КноРус, 2012. – 230 с.

7. Богатов А.П. Туристские формальности. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 230500 – Соц.-культур. сервис и туризм [Текст]//А.П. Бгатов, Т.В. Бойко, М.В. Зубрева. – М.: Академия, 2010. – 297с.

8. Большой сборник законов Российской Федерации "Директор": основные 10 кодексов и 90 законов РФ с последними изм. и доп./ [ред.-сост. Г. К. Федосенко]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 903с.

9. Борисова Е. Преуспеть в рекламе и не разориться[Текст]/Е. Борисова // Турбизнес. – 2011. – № 9. – С.34-36.

10. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента[Текст]./Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 209с.

11. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 245с.

12. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям[Текст] / Ю.Ф. Волков. – 2-е изд. – Ростов н//Д: Феникс, 2004. – 348с.: ил. – (Сер. "Высш. проф. образование"). – (Высш. образование).

13. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме. Учебник по специальностям "Менеджмент орг." и "Туризм"[Текст]/Н.И. Волошин// Рос. междунар. акад. туризма. – 2-е изд., испр. и доп. -М.: Сов. спорт, 2009. – 404с.

14. Вольвач Я.В. Гражданско-правовые способы защиты прав и интересов туриста по туристскому договору[Текст]/Я.В. Вольвач // Адвокат. – 2004. – №8. – с. 32.

15. Гайдаров В. Каталог турфирмы: реклама или оферта? [Текст]/В. Гайдаров//Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 2005. – № 1. –С. 22-25.

16. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учеб. пособие [Текст]/ Е.А. Горбашко.//– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 256 с.

17. Гостиничный и туристический бизнес / Под. ред. проф. Чудновского А.Д. – М.: ЭКСМО, 2004. – 320с.

18. Гуляев В. Организация туристической деятельности: Учеб. пособие. [Текст]/В. Гуляев// – М.: Нолидж, 2013. – 312 с.

19. Двоскин С. Насколько выгодно заниматься турбизнесом? [Текст]/С. Двоскин // Туризм. – 2010. – № 1. – С.24-25.

20. Дурович А. Маркетинг в туризме. Учеб. пособие[Текст]/А. Дурович //– Минск: Экономпресс, 2009. – 400 с.

21. Дынкин А.А., Куренков Ю.Л. Конкурентоспособность России в глобальной экономикеА.А.. [Текст]/Дынкин, Ю.В. Куренков, Ю.Л. Адно и др.; Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений.// – М.: Междунар. отношения, 2010. – 374 с.

22. Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг.Учеб. пособие по специальности "Товароведение и экспертиза товаров"[Текст]/ Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев.// – М.: КолосС, 2011. -191 с.

23. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации[Текст] / М.А. Жукова.// – М.: Финансы и статистика, 2010. – 199с.: ил.; 21 см. – Библиогр.: с.191-198 (146 назв.).

24. Зиновьев В. Н. Менеджмент: учеб. пособие[Текст]/ В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева//. – М.: Дашков и К°, 2012. – 477 с.

25. Ильина А. С точки зрения руководителей турфирм[Текст]/А. Ильина // Турбизнес. – 2011. – № 1. – С.18-21.

26. Ильина Е. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник[Текст]/Е. Ильина//– М.: Финансы и статистика, 2012. – 256 с.

27. Исмаев Д.К. Работа турфирмы по организации зарубежных поездок. Уч. пособие для работников туристских фирм, предприятий и учащихся высших учебных заведений[Текст]/Д.К. Исмаев//– М.: НОУ "Луч", 2011. – 203с.

28. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие[Текст]/Н.И. Кабушкин// – Мн.: БЭГУ, 2009. – 207с.

29. Калюжнова Н.Я., Мингалева Ж.А.Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты [Текст]/Н.Я. Калюжнова, Ж.А. Мингалева, Т.В. Калашникова и др.; Под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой;//. – М.: ТЕИС, 20010. – 472 с.

30. Калягин Г. В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям[Текст]/ Г. В. Калягин//-Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 159 с.

31. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого бизнеса [Текст]/Г. Картер/ /Пер. с англ. – М.: Бизнес-Информ, 2013. – 244 с.

32. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления [Текст]/В.А. Квартальнов//– М.: Финансы и статистика, 2010. – 320с.

33. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма.Учеб. для вузов турист. профиля[Текст]/ В.А. Квартальнов; Рос. междунар. акад. туризма.// – М.: Финансы и статистика, 2009. – 671с.: ил.

34. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля [Текст]/ В.А. Квартальнов; Рос.междунар. акад. Туризма// – М.: Финансы и статистика, 2012. – 315с.: табл. – Библиогр.:с. 308-309.

35. Комелькова Л.С. Рынок туристических услуг. [Текст]/Л.С. Комелькова// Практический маркетинг. – 2010. – №11. –С. 32-36.

36. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов [Текст]/Ф. Котлер//Пер. с англ. Под ред. Р.Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 787 с.

37. Ланкар Р.,Оллье Р.Туристский маркетинг [Текст]/Р.Ланкер, Р. Оллье//–М.:Экономика,2010.–382с.

38. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Д.,Вонг В.Основы маркетинга [Текст]/Ф. Котлер, Г. Амстронг, Д. Сондерс, В. Вонг // Пер. с англ.– К.; СПб.: ИД "Вильямс", 2003.- 643с.

39. Майкл Е. Портер. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ./Портер Е. Майкл // – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 714 с.

40. Преображенский А. Рекламная кампания турфирмы: Доверьтесь профессионалам! [Текст]/А. Преображенский // Туризм. – 2010. – № 3. – С.42-44.

41. Проблемы повышения конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики: междунар. науч.-практ. конф., 5-7 июня 2006 г. [Текст]/ сб. докл., тез. докл. и науч. ст./ под ред. А. А. Стриженко, Э. И. Казитовой// – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010.

42. Рекламные расходы в турфирмах // Турбизнес.–2005.-№ 7. – С.16-19.

43. Сапрунов В. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг [Текст]/В Сапрунов//. – М.: Ось-89, 2010. – 160 с.

44. Тихомирова Е. И. Экономический рост и конкурентоспособность российских регионов: стат.-экон. исслед. [Текст]/ Е. И. Тихомирова;. //- Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2011. -418 с.

45. Ткачева Т. Реклама в рамках закона //Туризм.–2011.– № 3. –С. 28-31.

46. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: эксклюзив. технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности орг.: теория, методика, практика: учеб. пособие [Текст]/ Р. А. Фатхутдинов.// – М.: Эксмо, 2010. – 541 с. – (Подарочное издание для бизнесменов). – Предм. указ.: 538 с.

47. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 192 с

48. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма [Текст]/А.Д. Чудновский// – М.: Аспект Пресс, 2012. – 448с.