Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров.

Статьи по теме
Искать по теме

Предоставление государственных услуг в РФ на базе многофункциональных центров

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – государственное или муниципальное учреждение, отвечающее требованиям, установленным Федеральным законодательством и Правительством Российской Федерации, уполномоченное на организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу "одного окна". По вопросу функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796. До принятия проекта федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных и муниципальных услуг" организационно-правовая форма, а также функции МФЦ установлены статьей 30 федерального закона от 15 декабря 2008 г. № 281-ФЗ. Основной идеей МФЦ является реализация принципа "одного окна", когда гражданин освобождается от необходимости получать справки, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти. Мероприятия по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) предусмотрены Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и Планом реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Нормативно-правовые основы создания и функционирования МФЦ заложены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 281-ФЗ, определившим право органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на создание МФЦ в форме государственных и муниципальных учреждений. К функциям МФЦ законом относятся взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информирование граждан и организаций, прием и выдача документов, обработка персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 "О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" установлены требования к созданию и функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронном виде.

Многофункциональный центр, во-первых:

- организует взаимодействие с заявителями, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, в соответствии с соглашениями;

- организует работу по приему документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги, по первичной обработке документов и выдаче заявителю результата предоставления государственной (муниципальной) услуги;

- организует доставку полученных документов в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, участвующие в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также получение и обработку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;

- организует предоставление дополнительных услуг;

- обеспечивает создание и поддержание работы центра обработки телефонных обращений, "горячей линии" по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг;

- обеспечивает учет количества посетителей, обслуживаемых за определенный период (день, неделю, месяц), по видам предоставляемых государственных и муниципальных услуг с указанием среднего времени ожидания приема и обслуживания.

Взаимодействие органов государственной власти с получателями государственных и муниципальных услуг производится лично, по телефону, с помощью электронной почты, а также посредством сети Интернет (в том числе через интернет-портал государственных услуг) и через информационные киоски (инфоматы), расположенные в многофункциональном центре[17].

На сегодняшний день, предусматривается все, что бы обеспечить возможность регистрации поступивших обращений заявителей в системе электронного документооборота соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления непосредственно с автоматизированного рабочего места оператора многофункционального центра и автоматического формирования выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в многофункциональный центр, а также передачи в соответствии с правилами документооборота заявления и представленного заявителем пакета документов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В целях распространения практики создания многофункциональных центров предполагается разработать единые требования, определяющие комплексы взаимоувязанных государственных услуг, соответствующие им типовые инфраструктурные решения и организационно-административные модели взаимодействия представителей различных органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках функционирования центров.

Предпологалось что МФЦ упрастит процедуру получения всевозможных справок, жилищно-коммунальных субсидий, социальную помощь, возможность зарегистрировать приобретение и продажу квартиры можно будет в одном месте. Появление МФЦ в разных регионах РФ, действительно, существенно упростил процедуру и сократил сроки получения гражданами и юридическими лицами массовых государственных и муниципальных услуг. Организовано это по принципу "одного окна", чтобы свести к минимуму общение граждан с чиновниками.

Рассмотрим некоторую сферу взаимодействия предостовления услуг.

Процессы оказания услуг, как правило, носят межведомственный характер (обмен информации по линии орган власти – территориальное подразделение, либо в треугольнике министерство, агентство, служба, либо по горизонтали между органами власти различных "кустов".

По характеру взаимодействия с гражданами:

- взаимодействия исполнительных органов государственной власти с гражданами и организациями при подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти;

- взаимодействия исполнительных органов государственной власти с гражданами и организациями при предоставлении прав доступа к ресурсам или видам деятельности;

- взаимодействия исполнительных органов государственной власти с гражданами и организациями при осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности исполнительных органов государственной власти за деятельностью граждан и организаций;

- рассмотрения исполнительными органами государственной власти обращений граждан и организаций;

- рассмотрения исполнительными органами государственной власти (административных) жалоб граждан и организаций на решения и действия исполнительных органов государственной власти, их должностных лиц.

По характеру сочленения операций процесса предоставления государственных услуг:

- последовательная волокита (рис. 1.1.)

- параллельная волокита

- одно окно

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Рисунок 1.1. Вариант 1. "Последовательная волокита"

В данном случае гражданину (организации) для получения сложной публичной (бюджетной) услуги нужно обращаться в несколько органов власти, проходить несколько этапов получения услуги. При этом, все инстанции необходимо проходить последовательно, по порядку, что делает получение услуги крайне долгосрочной. Примером является процедура отвода земли под строительство офиса, покупка земельного участка коммерческой фирмой.

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Рисунок 1.2. Вариант 1. Вариант 2. "Параллельная волокита"

Во втором случае (рис.1.2.) для получения услуги гражданину (организации) также необходимо обратиться в несколько ведомств, что увеличивает его временные и финансовые затраты, а следовательно – и общую стоимость муниципальной, государственной услуги. Однако, длительность предоставления услуги сравнительна небольшая, так как допускается возможность параллельного рассмотрения заявок рядом органов власти. Примером является процедура перевода помещений из жилого фонда в нежилой, которая регламентируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Думы Камчатского края "Положение о порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые и перевода нежилых домов и нежилых помещений в жилые в Камчатском крае" от 30 января 2001 года №50-2315, административная процедура перевода помещений состоит из двух стадий. Во-первых, заявитель должен собрать 18 справок, разрешений и т.д. различных организаций, органов власти. Во-вторых, он должен подать их в одно из областных министерств для принятия окончательного решения. При этом сбор документов на первом этапе может идти параллельно во всех 18 организациях.

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Рисунок 1.3. Вариант 3. "Одно окно"

В случае "одного окна" (рис.1.3.) заявитель вынужден обращаться только в один орган власти, который обеспечивает все необходимые согласования в случае композитной услуги, либо самостоятельно предоставляет весь спектр сервисов в случае элементарной услуги. Таким образом основными целями МФЦ являются:

- Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг

- Обеспечение единого стандарта комфортности предоставления услуг

- Сокращение издержек бюджета на обеспечение стандарта комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг

- Препятствие созданию рынка "посреднических услуг"

- Улучшение условий труда государственных и муниципальных служащих

Порядком организации работы по созданию МФЦ в областных и краевых центрах, обычно, являются:

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Таким образом, МФЦ – это офис, где компактно размещены специалисты различных ведомств (без изменения ведомственной принадлежности), которые предоставляют взаимосвязанные государственные и муниципальные услуги.

Создание центра позволяет существенно повысить качество предоставления услуг и снизить затраты на внедрение "Стандарта комфортности предоставления госуслуг".

Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг

Основными целями создания МФЦ являются[13]:

- организация доступа к получению государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (далее – Услуг);

- упрощение процедур получения физическими и юридическими лицами Услуг, сокращение сроков предоставления Услуг;

- повышение комфортности получения заявителями Услуг;

- сокращение количества обращений заявителей в органы власти за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия между органами власти";

- информирование заявителей (юридических и физических лиц) по вопросам предоставления Услуг;

- противодействие коррупции, ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

Для реализации основных целей создания МФЦ необходимо выполнение следующих задач:

- реализация принципа создания единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – "единого окна");

- повышение качества предоставления Услуг, в том числе оптимизация административных процедур, административных действий и порядка принятия решений;

- соблюдение требований по обеспечению максимальной комфортности получения Услуг при организации и оборудовании мест приема и консультирования;

- информирование физических и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения Услуг на базе Учреждения, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением Услуг;

- упрощение порядка получения Услуг, в предоставлении которых совместно участвуют органы власти разных уровней;

- организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении Услуг, посредством внедрения информационно – коммуникационных технологий, в том числе, с использованием инфраструктуры Реестра государственных услуг и Портала государственных услуг Российской Федерации;

- организация информационного обмена с единым порталом государственных услуг и региональным сегментом Портала государственных услуг.

Формулировки вышеуказанных целей и задач и охватываемее ими разноплановые сферы (системы государственного устройства и управления, гражданского общества и высоких технологий) говорят о том, насколько объемной должна быть нормативно-правовая база сопровождения создания МФЦ.

В настоящее время федеральная инициатива по созданию МФЦ реализуется и уже реализована в 18 субъектах Российской Федерации. В Камчатском крае создан и функционирует один МФЦ в г. Петропавловске, на базе которого предоставляется 54 услуги федерального, регионального и муниципального уровня, утверждено 25 административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг населению и реализованы 6 соглашений о межведомственном взаимодействии.

Необходимо отметить, что МФЦ г. Петропавловска-Камчатского не существует в качестве отдельно юридического лица, скорее можно говорить о реализации принципа "одного окна" на базе администрации краевого муниципального района.

Безусловно, создание МФЦ является важной государственной задачей, выполнение которой напрямую ведет к повышению качества предоставления услуг населению, росту оценки эффективности деятельности региональной и муниципальной власти, снижению административных барьеров и ускорению социально-экономического развития региона. О необходимости решения данной задачи заявил председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в ходе рабочей поездки в г. Петропавловск-Камчатский на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления: "Считаю, что в каждом муниципалитете должна быть реализована своя, конкретная программа повышения качества услуг. Способы решения проблемы были обозначены неоднократно: от внедрения единых стандартов и административных регламентов до создания многофункциональных центров, действующих по принципу "одного окна", а также использование современных электронных технологий, что очень перспективно, и прошу вас обратить на это внимание".

Формы предоставления государственных услуг многофункциональным центром

Сотрудники оператора МФЦ ведут запись на приём в МФЦ, разъясняют порядок обращения в МФЦ для содействия получению государственных или муниципальных услуг и т.д. по телефону.

Осуществляют очное консультирование по вопросам, касающимся порядка и способов предоставления услуг в МФЦ, а так же выдают заявителям бланки, формы документов, заявлений на получение государственных и муниципальных услуг. Консультации по вопросам оказания государственной или муниципальной услуги предоставляются специалистами МФЦ, оказывающими государственную или муниципальную услугу, в том числе специалистами, целенаправленно выделенными участниками МФЦ для предоставления консультаций. Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации. Консультации предоставляются по вопросам:

- перечня документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;

- источника получения документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (орган, организация и их местонахождение);

- времени приёма и выдачи документов;

- сроков предоставления государственной или муниципальной услуги;

- порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе предоставления государственной или муниципальной услуги.

Информирование о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием Интерната, почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.

Заявители, представившие в МФЦ документы для предоставления муниципальной услуги, в обязательном порядке информируются специалистами:

- об отказе в предоставлении муниципальной услуги;

- о сроках завершения оформления документов и выдачи результата предоставления государственной (муниципальной) услуги.

Информация об отказе в предоставлении муниципальной услуги направляется заявителю и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении (при наличии соответствующих данных в заявлении).

В любое время с момента приёма документов заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления муниципальной услуги при помощи телефона, средств Интернета, электронной почты, или посредством личного посещения МФЦ.

Сотрудники оператора МФЦ, представители участников МФЦ осуществляют приём документов от заявителей в следующей последовательности:

- принимают заявления и другие документы, необходимые для получения государственных или муниципальных услуг, предоставляемых участниками МФЦ, содержащие согласие заявителя на обработку персональных данных и его контактные данные;

- проверяют правильность оформления заявлений, соответствие представленных заявителем документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, требованиям административного регламента. В случае отсутствия необходимых документов, либо их несоответствия установленным формам и бланкам, оператор МФЦ, представитель участника МФЦ уведомляет заявителя о возможности получения отказа в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

- регистрируют поступившие обращения заявителей и прилагающиеся документы в журнале регистрации, вносят данные о принятых документах в электронную базу данных;

- готовят и распечатывают расписку-уведомление в двух экземплярах. Первый экземпляр расписки с регистрационным номером, датой и подписью сотрудника, принявшего комплект документов, выдаётся на руки заявителю. На расписке также указывается срок, когда заявитель может получить результат предоставления государственной и муниципальной услуги. Получение заявителем расписки подтверждает факт приёмки оператором МФЦ, представителем участника МФЦ комплекта документов от заявителя.

Сотрудники оператора МФЦ, представители участников МФЦ осуществляют выдачу заявителям результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в следующей последовательности:

- уведомление заявителя по телефону или электронной почте о готовности пакета документов по услуге в течение одного рабочего дня после получения последнего документа, определённого административным регламентом. В случае если сотрудник оператора, представитель участника МФЦ не может дозвониться до заявителя, то в течение двух рабочих дней после получения последнего документа, определённого административным регламентом, отправляется заказное письмо с уведомлением, подтверждающее готовность документов. В письме указывается номер телефона МФЦ, на который заявитель может позвонить и договориться о времени приёма, адрес места нахождения МФЦ;

- выдача результата предоставления услуги МФЦ заявителю или его законному представителю при условии предъявления с их стороны документов, удостоверяющих личность, полномочия и первого экземпляра расписки, полученной гражданином от сотрудника МФЦ в соответствии с абз.6. пп. 4.10 п.4;

- подтверждение заявителем получения запрашиваемых им документов личной подписью с расшифровкой в соответствующей графе второго экземпляра расписки из электронного журнала регистрации и контроля обращений граждан в МФЦ[26].

После приема документов от заявителя специалистами отдела приема и обработки документов полученный пакет документов поступает в группу АиК.

Специалисты группы АиК:

- формируют личное дело заявителя (отметка в электронном журнале);

- проверяют комплектность принятых документов;

- осуществляют комплектование недостающих документов на базе информационного обмена с федеральными, региональными и местными органами и организациями (запросы письменные и электронные);

- передают в органы и организации пакет документов заявителя для принятия решения о предоставлении (отказе) в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

- ставят на контроль по срокам оказания государственной услуги (согласно административных регламентов и положений о предоставлении гос.услуг);

- осуществляют электронный обмен документов с организациями;

- принимают от органов федеральной, региональной и местной власти и от организаций документы;

- готовят ответы на поступившие запросы от других организаций;

- осуществляют контроль за сроками рассмотрения документов;

- формируют готовый пакет документов с оказанной государственной услугой для выдача заявителям;

- ведут учет принятых заявлений в разрезе видов государственных услуг.

"Единое окно" – как стандарт предоставления государственных и иных услуг

Режим "Единое окно" – это организация работы с заявителями, получателями государственных и муниципальных услуг, предусматривающая создание единого места приёма, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, предоставление возможности гражданам и юридическим лицам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.

Организация приема – одна из важнейших функций отдела приема граждан и обработки документов.

Процентное соотношение заявлений граждан -за февраль 2009 г.

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Рис. 2.1

Например, за февраль 2008 г. основной поток граждан составил заявки на следующие услуги:

1. Оформление пакета документов для государственной регистрации права собственности на квартиру в порядке приватизации – 23 обращения.

2. Изготовление физическому лицу межевого плана на земельный участок, с целевым использованием ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, для строительства и эксплуатации гаражей (на участки, предоставленные после введения в действие Земельного кодекса, вступившего в силу с 29.10.2001) – 30 обращений.

3. Подготовка договора простой письменной формы (купли-продажи, мены, дарения) – для физических лиц – 23 обращения.

4. Запрос недостающих документов в различные инстанции – 36 обращений.

5. Оформление дубликата договора на передачу квартиры в собственность – 13 обращений.

6. Заполнение заявлений различного характера – 45 обращений.

В основу работы муниципального учреждения "Единое окно" положена схема: заявитель приходит в учреждение только дважды – когда подает заявление и документы, имеющие отношение непосредственно к заявителю (паспорт, устав предприятия, свидетельство о собственности), второй раз – получить готовый, полностью оформленный пакет правоудостоверяющих документов в самые короткие сроки. Промежуточным сбором необходимых справок занимаются штатные сотрудники данного учреждения.

В учреждении "Единое окно" выделено оборудованное помещения для размещения оператора МФЦ, ежедневно ведущего прием граждан, которые обращаются в данное учреждение.

Для приема заявителей в учреждение по текущим вопросам имеются установленные часы и дни

День недели

Время работы

Время перерыва

понедельник, вторник, среда,

четверг, пятница

9.00.-19.00.

без перерыва

суббота

10.00.-14.00.

без перерыва

Гибкое рабочее время устанавливается для следующих структурных подразделений Учреждения:

Структурное подразделение,

категории работников

Тип рабочей недели, выходные дни, смены

Время начала работы

Время окончания работы

Время перерыва для питания и отдыха

отдел по работе с заявителями

отдел информационных технологий

Шестидневная,

первый выходной день – по скользящему графику;

второй выходной день – воскресенье

1-ая рабочая смена

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

9.00

18.00

13.00 – 14.00

суббота

10.00

14.00

без перерыва

2-ая рабочая смена

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

10.00

19.00

14.00 – 15.00

суббота

10.00

14.00

без перерыва

Учетный период – месяц

Информация о порядке приема вывешена на информационном стенде.

Заявители, пришедшие на прием, направляются в отдел приема граждан и обработки документов. Отдел хорошо оборудован, имеются стулья, стол, за которым обращение может быть оформлено письменно, бумага и ручки.

В соответствии с Кодексом чести сотрудник единого Центра обслуживания населения обязан знать и добровольно исполнять следующие морально-эстетические нормы поведения:

- уважать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;

- обеспечивать свободный доступ граждан в единый Центр обслуживания населения по вопросам, относящимся к его компетенции;

- соблюдать нормы служебной этики, уважительно и доброжелательно относиться к посетителям, внимательно, быстро и качественно рассматривать заявления граждан;

- преданность высшим моральным принципам, Закону ставить выше преданности лицам, партийным влияниям;

- поддерживать в опрятном состоянии рабочее место и обеспечивать комфортность пребывания посетителей в едином Центре обслуживания населения;

- строго соблюдать установленные регламентом порядок и сроки работы с заявлениями, документами, обеспечивая их сохранность;

- не допускать разглашения поступающих в порядке исполнения обязанностей по должности сведений, затрагивающих личную жизнь, честь и достоинство граждан, не требовать предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- в основу взаимоотношений с посетителями положить принцип – заявитель всегда прав, равноправного отношения ко всем посетителям, независимо от их социального, должностного или служебного положения;

- поддерживать высокий уровень квалификации, находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;

- не использовать служебное положение для извлечения личной выгоды, а также защиты противозаконных интересов граждан и юридических лиц;

- никогда не принимать для себя либо для своей семьи благ и подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;

- препятствовать проявлениям в работе единых Центров фактов коррупции, взяточничества, грубого и неуважительного отношения к посетителям[27].

Во время приема граждан ведется журнал приема, где записываются: дата приема, фамилия, имя и отчество пришедшего на прием, его адрес, суть вопроса, фамилия ведущего прием и результаты рассмотрения обращения.

Журнал приема граждан

Дата приема

Ф.И.О. пришедшего на прием

Адрес

Суть вопроса

Ф.И.О. ведущего прием

Результаты рассмотрения

1

2

3

4

5

6

Выяснив цель посещения, организующий прием сразу направляет посетителя к конкретному специалисту, занимающемуся данной проблемой.

Очень важным является тот факт, что муниципальное учреждение взяло на себя самые громоздкие и трудоемкие виды услуг, которые требуют разноуровневого и межведомственного взаимодействия, это: оформление в собственность земельных участков, гаражей, узаконивание различных перепланировок и строений, приватизация жилого фонда и многое другое. Виды услуг, предоставляемые МФЦ, представлены в прейскуранте цен на платные услуги. Эти услуги отнесены к социально значимым и оформляются практически без участия заявителей, хотя в самом процессе оформления задействовано порой свыше 10 – 12 различных служб[44]. Так, истребование документов для госрегистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, проходит 9 инстанций..

Об объемах заявлений можно судить по следующим статистическим данным: в 2007 г. в учреждение "Единое окно" обратилось 82,1 тыс. граждан, в 2008 г. – 110,9 тыс. граждан, а в 2009 г. этот показатель составил 119,8 тыс. человек. Увеличение в 2009 г. по сравнению с 2007 г. составило 45%. Практически по всем видам социально значимых и сложных услуг обеспечена значительная положительная динамика по результатам последних лет.

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Рис. 2.3

Через службу данной организации оформляется свыше 70% межевых дел края, и около 40% геодезических съемок от общего количества осуществляют геодезисты. Заявитель получает данную услугу с полным сопровождением, начиная от изготовления межевого дела и до получения свидетельства о государственной регистрации на земельный участок.

Наиболее характерные вопросы, встречающиеся в заявлениях граждан, поступающих КГУ "ЦПГМУ" МФЦ "Единое окно":

- об оказании содействия при оформлении документов на домовладение и земельный участок;

- об оказании содействия при оформлении документов на земельный участок;

- о высокой стоимости (тарифах и ценах) на услуги при оформлении документов на объекты недвижимости (дома, гаражи, земельные участки);

- о волоките при оформлении документов на домовладения и земельные участки;

- об оформлении права собственности на домовладения и земельные участки;

- о длительном оформлении землеустроительных (межевых) дел;

- о разъяснении некоторых вопросов, связанных с оформлением документов на объекты недвижимости, в том числе при наследовании имущества;

- о переоборудовании жилых и нежилых помещений;

- о выдаче разрешения на торговлю;

- о приемке в эксплуатацию построенных или реконструированных объектов.

Отчет о принятых заявлениях на услуги в разрезе за февраль 2009 г. позволяет судить о наиболее востребованных видах услуг и их объемах (см. рис. 2.4).

Диаграмма востребованных видов услуг, за февраль 2009 г.

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Рис. 2.4

Как видим, больший процент востребованных видов услуг – это подготовка договора аренды для юридических лиц.

Процедура сбора заключений возлагается на сотрудников учреждения. В надзорные органы одновременно направляются заверенные и переплетенные копии проектной документации для получения заключений. Заявителю необходимо одновременно оплатить услуги всех надзорных органов, оказываемые на возмездной основе, даже в случае отказа одного из них.

Рассмотрим документальное оформление приобретения права аренды или собственности на земельный участок, используя блок-схему (см. рис. 2.5).

Блок-схема документального оформления права собственности на земельный участок

Повышение качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров

Рис. 2.5

Инициативным документом для приобретения права аренды или собственности на земельный участок является заявление. В случае если участок приобретается для целей, связанных со строительством, к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Исходя из этого, заключается, что для инициирования подобных отношений в ряде случаев требуется целый пакет документов, при этом прикладывается заявление и специальный документ, которым оформляется процедура выбора земельного участка под строительство – акт о выборе земельного участка. К нему прилагается утвержденный органом местного самоуправления проект границ, а в случае предполагаемого изъятия – расчеты убытков.

Поскольку акт – один из документов, требующих утверждения, законодатель предусматривает принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое и утверждает акт о выборе земельного участка и действительно в течение трех лет. При этом учитывается не итоговый документ, а только основание для его принятия. Решение о предоставлении земельного участка принимается в двухнедельный срок на основе пакета документов, состоящего из вышеназванных документов, а также кадастровой карты (плана) земельного участка. В свою очередь, данное решение является основанием для заключения договора купли-продажи или аренды.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993// Российская газета. 1993. № 237.

2. Распоряжение правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 28.03.2008) "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах".

3. Указ Президента РФ от 23.06.2003 № 824 "О мерах проведения административной реформы 2003-2004 г.".

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

6. Стратегия развития информационного общества, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

7. Распоряжение Правительства Российской федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р "О Концепции региональной информатизации до 2010 года".

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р "О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.".

9. Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет".

10. В перечень показателей в Постановлении Правительства РФ № 322 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" в прямую не включены показатели характеризующие степень использования ИТ-технологий в регионах и характеризующих успешность мероприятий по формированию "электронного правительства".

11. Проект Федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций" "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций".

12. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 года, http://www.kremlin.ru/transcripts/6443

13. Приказ от 28 марта 2008 г. N 98 "Об утверждении плана мероприятий по организации государственных услуг на базе МФЦ".

14. Приказ от 27 октября 2008 г. №357 О проведении открытого аукциона на право заключить государственные контракты на поставку товаров и выполнения работ в 2008 г.в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002 – 2010 г.)."

15. Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219).

16. Постановление правительства РФ от 15.06.2009 № 478 "О Единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет".

17. Письмо от 30 апреля 2009 г. № 01/5883-9-32О перечне государственных услуг, оказываемых на базе МФЦ. Распоряжение от 26 декабря 2008 года № 579-РП В целях оптимизации работы по реализации административной реформы в Камчатском крае и в соответствии с решением комиссии по проведению административной реформы в Камчатском крае от 25 декабря 2008 года.

18. Постановление от 15 июня 2009 г. № 478 "О Единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет".

19.О выступлении В.В. Путина "Известия", 13 февраля 2004 г

20. Бахрах Д. Н. Государственная служба России. М. [Текст]: учебник Изд- во "Проспект", 2008. – 152 с.

21. Государственная служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты / Сост. В.Д. Граждан. М.: КНОРУС, 2008. – 616с.

22. Граждан В.Д. Государственная служба [Текст]: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 667 с.

23. Демин А. А. Государственная служба [Текст]:: Учебное пособие, 6-е изд., испр. и доп., ВУЗ. – М.: Изд-во "Книгодел", 2007. -792 с.

24. Магомедов К.О. Социология государственной службы. [Текст]: Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: ВВИА им. Проф. Н.Е.Жуковского, 2007. – 244 с.

25. Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2001-2006 годах. Ульяновск, ОГУП "Областная типография "Печатный двор", 2007. – 272с.

26. Мельников В.П., Нечипоренко В.П. Государственная служба в России [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2003. -506с.

27. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 330 с.

28. Нарышкина, Административная реформа в России.[текст]: Научно-практическое пособие/ под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2008.

29. Попова, Административное право: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное), под ред. Л.Л. Попова / Юристъ, 2008.

30. Зайцева Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти РФ в контексте задач административной реформы // Государтвенная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

31. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки //Журнал российского права. 2006. № 11.

32. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004, № 9. – С.15-19.

33. Иванов Д.Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг. 2002. №4.

34. Калькинен Г. В сети начался политический сезон. Правые осваивают новую медийную площадку // Независимая газета. 2002. № 193 (2747).

35. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис. 2002. № 1.

36. Песков Д.Н. Интернет в России: политическая утопия? // Полис. 2002. №1.

37. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. №2.

38. О.Шевчук "Электронное правительство" 2005 г. Ст- 55.

39. IP-технологии "Механизм развития региональной экономики моделей, методик, алгоритмов и процедур повышения результативности управления экономикой".

40. Фонд ИНДЕМ "Антикоррупционная политика" учебное пособие

41. Интернет в России [Электронный ресурс]. "Интернет в России" в базе данных ФОМ за 21 октября 2010 г.

42. Портал исполнительных органов государственной власти Камчатского края

43. О многофункциональных центрах

45. Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции в Камчатском крае по состоянию на 05.07.2010