Поведение фирмы на рынке

Поведение фирмы на рынке.

Статьи по теме
Искать по теме

Поведение производителя в рыночной экономике направлено на достижение основной цели – получение прибыли. И любой производитель всегда хочет максимизировать свой доход.

Стремление к получению максимальной прибыли есть тот критерий, который определяет поведение фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Особое значение имеет форма конкуренции на рынке. При совершенной конкуренции не одна из фирм не может влиять на цену своей продукции, если она поднимет цену, то потеряет покупателей и уменьшит прибыль. Поэтому, что бы увеличить доходы, фирма вынуждена наращивать объемы производства. Для определения оптимального объема производства, необходимо сравнивать рыночные цены и предельные издержки на одну-две (и так далее) единицы своей продукции, каждая следующая единица будет добавлять определенную сумму, как к общим издержкам, так и к общим доходам. Эта определенная сумма и будет предельным доходом и предельными издержками. Если предельный доход больше предельных издержек, то прибыль увеличивается, прибыль сокращается, когда предельные издержки выше предельного дохода. Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками. Если цена выше предельных издержек, то производство необходимо расширять. В случае если цена меньше предельных издержек, то производство нужно сокращать.

На рынке несовершенной конкуренции фирма влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продаж единичной продукции не изменен и равен рыночной цене, то на рынке с несовершенной конкуренцией увеличение продаж снижает цену, а значит и предельный доход. Чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции объемы производства и реализации продукции следует увеличить до тех пор пока предельные издержки будут меньше чем предельный доход, если предельный доход больше предельных издержек производство следует расширять, если меньше, то сокращать, если же они равны, значит фирма получает максимальную прибыль.

Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью.

Предприятие как субъект рынка

Экономика любой страны представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обусловливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих разнообразные товары и услуги.

Предприятие является структурным звеном экономики в целом. Предприятие, как экономическая система, является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы, заключающейся в том, чтобы в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности общества. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.

На уровне предприятия решение основной экономической проблемы осуществляется в форме создания конкретных видов продукции (услуг, работ). Каждый субъект хозяйствования в соответствии со спросом и предложением определяет: что, в каких количествах и каким образом производить, чтобы обеспечить максимум прибыли, экономический рост и определенный стандарт жизни его работников.

Предприятие – это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы и т.д. которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов. Предприятие является хозяйственной единицей, юридическим лицом. Предприятие экономически самостоятельно и обособленно, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товарищества, акционеров и т.п.), организации (союзы, ассоциации, фонды), государство и муниципалитет.

Если не брать во внимание все разнообразие видов продукции (работ, услуг), производимых конкретными предприятиями, можно выделить общие черты, которые свойственны всем им:

1. Организационное единство, т.е. определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда.

2. Определенный комплекс средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции или услуг, имеет свои особенности, специфику технологии. Предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли.

3. Обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях.

4. Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам.

5. Предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых административных формах управления.

6. Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени.

7. Экономически самостоятельно и обособленно, осуществляет самостоятельно оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Совокупность и единство признаков придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, "предприятие – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли".

Предприятие – это сложная экономическая система, объединяющая производственные и людские ресурсы, имеющая общие цели в достижении результатов производства.

Предприятие, производящее нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. В современных условиях возрастают роль и значение непроизводственной сферы, а следовательно, и предприятий, занятых в ней и оказывающих разнообразные услуги населению.

Непосредственной целью и побудительным мотивом деятельности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно цель производства – получение максимальной величины прибыли, – предприятие реализует и цель общества – наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества.

Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются коммерческими. Цели, задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании. Создание и регулирование их определяется Гражданским кодексом РФ.

В современных условиях в экономический оборот прочно вошел термин "фирма", под которым понимается субъект хозяйствования, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли. Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользования ее фирменным наименованием. На этом построена система "франчайзинга".

Франчайз – лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети. Использование имени компании выгодно покупателю франчайза, за которым стоят реклама, репутация, что обеспечивает рост оборота и увеличение прибыли.

Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями, а следовательно, выступают в виде различных объединений горизонтального (сеть магазинов в сфере розничной торговли), вертикального (предприятия различных стадий производственного процесса – целлюлозно-бумажные комбинаты) и диверсификационного типа (конгломераты, консорциумы, т.д.).

Государство определяет и устанавливает правовые нормы функционирования хозяйствующих субъектов. По существу хозяйствующие субъекты находятся в определенной законодательной среде. Законодательные акты зачастую характеризуются не только сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. Деятельность хозяйствующего субъекта регулируется не только федеральными законами, но и требованиями, постановлениями, решениями, органов государственного регулирования и местного самоуправления. Государственные органы реализуют функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях – от федерального до местного.

В настоящее время согласно действующему законодательству государство не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта напрямую. Регулирование деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется как через множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, так и через методы косвенного воздействия, которые определенным образом влияют на деятельность хозяйствующего субъекта: фискальная, монетарная, кредитная и таможенная политика.

Правовой статус хозяйствующего субъекта устанавливается хозяйственным законодательством. Наиболее общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами и, наконец, между физическими лицами, определяются Гражданским кодексом РФ, а порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях – Гражданско-процессуальным кодексом РФ.

Гражданский кодекс РФ, определяющий права и ответственность субъектов права в области имущественных взаимоотношений, раскрывается в системе законов о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской системе, в таможенном законодательстве, о биржах и биржевой деятельности.

Правовой статус хозяйствующего субъекта в области налогообложения и налоговой системы отражен в Налоговом Кодексе РФ. Государство в качестве регулирующего механизма широко использует налоговые системы. С помощью таких экономических, а не административных инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, наряду с маневрированием ставки рефинансирования, ссудным капиталом, государственными закупками, дотациями и другими государство регулирует экономику в определенном желательном направлении.

Особое место в системе хозяйственного права занимает трудовое право. Трудовой Кодекс РФ регулирует комплекс важнейших вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных рабочих и работодателей, включая такие важнейшие вопросы, как регламентация времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и различных компенсаций (при увольнении, санкции за несвоевременную выплату зарплаты, дополнительные отпуска, компенсации вредных и тяжелых условий труда и др.).

Особо следует отметить наличие элементов экономического законодательства в России в составе законодательных и нормативных актов. Однако экономическое законодательство далеко не совершенно и не решает многих весьма актуальных проблем безопасности населения и окружающей среды.

Вся совокупность законов, подзаконных актов по хозяйственным вопросам и создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие субъекты. Задачей этого сектора является правовое обеспечение их деятельности.

Кроме того, взаимоотношения хозяйствующего субъекта с органами государственного и местного управления регулируются Административным кодексом РФ, вопросы несостоятельности хозяйствующего субъекта – Законом РФ о банкротстве (несостоятельности).

Типы рыночных структур

В экономической теории рынком называется социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать друг с другом в контракт для осуществления взаимовыгодных торговых сделок, поскольку объекты сделок и условия их реализации в каждом конкретном случае часто различаются, то существует множество разновидностей рынков.

По объектам сделок можно выделить рынки потребительских товаров, рынки факторов производства, рынки денег и кредитов. В свою очередь обращающиеся на каждом из них блага могут восприниматься потребителями как совершенно или как частично взаимозаменяемые. В первом случае мы имеем рынок гомогенного блага, во втором – рынок гетерогенного блага.

Разнообразна классификация рынков по условиям их функционирования. На некоторых из них (аукционы, биржи) равновесие устанавливается при помощи специальных агентов (аукционистов, маклеров), и такие рынки называются организованными. На неорганизованных рынках спрос и предложение уравновешиваются стихийно.

В зависимости от того, насколько каждому желающему доступно участие в рыночных операциях, рынки делятся на открытые и закрытые.

Одни условия сделок возникают на "точечном" рынке, на котором все покупатели и продавцы встречаются в установленное время в определенном месте, а другие – на "пространственном" рынке, где данное благо реализуется в разных местах и в разное время.

Существенное влияние на результат торговых сделок оказывает число покупателей и продавцов на данном рынке. От того, присутствует ли на каждой из сторон рынка один, несколько или много субъектов, зависит механизм функционирования рынка. Говорят, что покупателей или продавцов "несколько"" если при выработке стратегии своего поведения на рынке они могут учитывать возможные варианты ответных реакций конкурентов на свои действия. Когда из-за большого числа конкурентов такой учет невозможен, тогда считается, что их "много".

Выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции в зависимости от соотношения числа продавцов, а также от их возможности влиять на цену.

Таблица 1

Формы конкуренции

Форма

Кол-во и характер

продавцов

Характер продукции

Контроль над ценами

Условия входа в отрасль

Доступность рыночной информации

Метод сбыта продукции

Совершенная конкуренция

Множество мелких

Идентичная с

примерно одинаковыми потребитель-скими свойствами

Нет

Нет затруд-нений

Равный доступ ко всем видам

Рыноч-ный обмен или биржа

Монополистическая конкуренция

Много мелких

Разнородная, заметно отличается от аналогов

Некоторый

Нет затруд-нений

Некоторые ограничения

Реклама качества и цены

Олигополия

Небольшое число крупных

Однородная или несущественно разнородная

Средне-

значимый

Отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Реклама качества и цены

Монополия

Один

Уникальная

Значи-тельный

Труднопре-одолимые барьеры

Значитель-ные ограничения

Непосред-ственные контакты

Вначале дадим краткую характеристику совершенной конкуренции и ответим на вопрос, почему совершенная конкуренция практически не встречается в экономике.

Совершенная конкуренция основана на принципе частной собственности и хозяйственной обособленности.

Отличительные черты:

1. V производства отдельной фирмы незначителен не оказывает влияния на цену, реализуемого товара.

2. Полная однородность товара.

3. Информированность покупателей и продавцов о ценах.

4. Нет сговора по поводу цен из-за большого числа фирм

5. Свободный вход и выход из отрасли.

Абсолютная однородность одноимённых товаров и групп товаров означает, что у товаров нет отличительных особенностей. Ведь даже наличие торговой марки ставит продавца в привилегированное положение, а это уже, в свою очередь, не свободный рынок.

Всё развитие экономики происходит достаточно "скачкообразно": как только один из производителей придумал новый товар или технологию производства, тут же все остальные сделали то же самое, т.е. время на усовершенствование производства стремится к минимуму.

Рынки совершенной конкуренции, если строго говорить, в настоящее время отсутствуют. Хотя к ним близки по своей сути рынки продукции с/х, например, пшеницы. Но по некоторым показателям их нельзя отнести к рынкам свободной конкуренции, например, по качеству и цене производимой продукции.

В реальности такие рынки существовали в Европе в 20-30 гг. XIX века, на них производителями выступали различного рода ремесленники. Но довольно быстро осуществился переход к смешанной конкуренции.

Монополистическая или смешанная конкуренция наиболее близка по своей сути к совершенной. Это такая рыночная ситуация, при которой много мелких производителей продают похожую, но не однородную продукцию. И каждый из них может осуществлять определённый контроль над ценами на свой товар, иметь определённое влияние на других продавцов данного рыночного сегмента и вынужден считаться с их реакцией на своё поведение и каждое действие в отдельности. Участниками такой конкуренции могут быть рестораны, пекарни, станции техобслуживания и т.д. и т.п. Иначе говоря, это конкуренция нескольких торговцев, продающих похожие товары, которые сильно дифференцированы, хотя и очень близки по назначению. Следовательно, каждый торговец всегда будет стремиться сделать свой продукт несколько иным, чтобы он продавался на рынке по более высокой цене. Естественно, что дифференциация не может происходить по основному назначению продукта, а через различные попытки производителя создать в сознании мнимое представление, что его продукт заключает в себе больше полезности, чем конкурирующие продукты. Т.е. эта полезность носит своеобразный "психологический" характер.

На Западе именно субъекты рынков смешанной конкуренции уделяют наибольшее внимание рекламе. Именно таким путём они убеждают потребителей в наибольшей полезности, заложенной в их продукте. Реклама подчёркивает дифференцированность качества продуктов, отсюда у потребителей появляются неценовые предпочтения, в противовес совершенной конкуренции, когда единственным фактором, определяющим желание сделать покупку, является цена. Продукция может также отличаться также по уровню послепродажного обслуживания, сервиса, близости к покупателям, экологичности и т.д. Итак, на рынке монополистической конкуренции фирмы соревнуются не только через цену, но и через всевозможную дифференциацию продукта, что является главной отличительной чертой для этой модели рынка. Отсюда следует то, что потребители готовы платить большую цену за продукт, если он в их сознании хоть чем-то отличается от других.

Примером такой ситуации служит рынок аспирина. Все виды аспирина не отличаются по химическому составу, но цена на него весьма различна: аспирин фирмы "Байер" стоит в несколько раз дороже, чем у других менее известных производителей. Причём покупатели говорят: "Он лучше". А объяснить, на чём базируется столь безапелляционное заявление, не могут. Разница в количестве рекламе и стоимости упаковки. Фирма "Байер" сумела таким путём убедить потребителей в том, что её аспирин самый эффективный. Но доля истины здесь тоже есть: виды аспирина отличаются противопоказаниями для детей.

И монополистическая, и совершенная конкуренция имеют общие черты и различия: обе структуры характеризуются большим количеством фирм и свободой входа-выхода в отрасль. Но в случае смешанной конкуренции возникает монополистический элемент, т.к. субъекты рыночных отношений имеют дело с дифференцированными продуктами. Т.е. если ни одна другая фирма не продаёт точно такой же продукт, то она имеет определённую власть над ценой. В то же время существуют заменители, что не даёт возможности неумеренного повышения цен. Уровень цен более высокий, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции.

Лёгкость входа на рынок связана с обычно небольшими размерами фирм, уже работающими на данном рынке, т.е. невелик и начальный капитал. Но на рынках монополистической конкуренции могут быть как мелкие и средние фирмы, так и достаточно крупные. Если не будет проводиться соответствующих мер со стороны государства, то рынок с присутствием крупных фирм на нём может превратиться со временем в монопольный или олигопольный, путём поглощения крупными фирмами более мелких. Основные меры должны приниматься по защиты свободы предпринимательства.

Но у нее также существуют серьёзные недостатки, особенно выделяют пагубное воздействие рекламы и дифференциации товаров.

Олигополию трактуют как господство небольшого числа крупных фирм на рынке.

Олигополия возникла как реакция на антимонопольную политику государства. При олигополии вход в отрасль затруднён серьёзными барьерами; на рынке реализуются стандартизированные – сырьё и полуфабрикаты или дифференцированные товары – потребительские товары.

Характерные черты:

1. Высокий уровень производства и большой капитал.

2. Способность влиять на объем производства и цены в отрасли.

3. Взаимозависимость между фирмами, т.к. принятие решения о каком-то действии принимается только тогда, когда известна реакция других фирм на это.

Важное отличие олигополии в том, что цены здесь имеют тенденцию к устойчивой фиксации и меняются не столь часто, но зато скачками. Частым случаем является так называемое "лидерство в ценах", когда их уровень определяет одна ведущая фирма, а все остальные следуют за ней.

При олигополии возможны три случая:

1. Сговор – фирмы заключают договор о разделе рынка, ценах, прибыли, контрактов. Например, в США в 1950 гг. производители электрооборудования заключили такой договор. Одним из условий было также разделение контрактов, т.е. на конкурсах каждая фирма по очереди предлагала наилучшие условия. Всех участников постигло тюремное заключение.

2. Тайный сговор – это фактически тактика "лидерства в ценах", когда сговор и не нужен, т.к. все хорошо знают положение дел, и нужды в нём нет.

3. Отсутствие сговора.

Олигополии занимают промежуточное положение между монополией и смешанной конкуренцией. Ограничения входа существуют, но не такие, чтобы быть непреодолимыми. Но вход в отрасль ограничивает другой более важный фактор: отсутствие прибыли в долгосрочном периоде.

Необычная особенность олигополии: поведение фирм определяют две силы противоположной направленности. Во-первых, заинтересованность всех фирм в максимальной совокупной прибыли отрасли в целом посредством сговора и совместных действий (фиксированные цены, квоты V производства). Во-вторых, стремление каждого концерна максимизировать свою собственную прибыль.

Самой простой формой олигополии является дуополия, т.е. господство двух фирм. Но в то же время каждая из них вполне в состоянии удовлетворить спрос на всём рынке.

Между экономистами нет определённого мнения о важности или ненужности олигополий. Но 2 тенденции во многочисленных оценках выделить можно: внедрение массового производства и инноваций и осуществления инвестиционной деятельности; снижение стимулов для развития производства на качественно новом уровне и уничтожение стимулов и свобод конкуренции в среде более мелких фирм.

Серьёзными недостатками можно считать также сильное превышение цен над издержками для получения сверхприбылей.

Примеры олигополий. Автопромышленность в США – "Дженерал Моторс", "Крайслер" и "Форд" производят более 90% всей продукции. В РФ: АЗЛК, ВАЗ, ГАЗ. Картели стали в Европе и ОРЕС в нефтедобывающих странах открыто встречаются, обсуждают свои проблемы и договариваются о цене, объемах продукции и т.д.

Монополия (от греч. (mono) – один и (poleo) – продаю) трактуется как "исключительное право на какую-либо деятельность по производству, торговле, обслуживанию; рынок, на котором действует только один продавец товара или услуги". В экономике монополия – одна из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

– существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;

– существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.

Фирма, работающая на рынке в условиях монополии, контролирует рынок (отрасль) полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран рассматривает занятие одной фирмой 30-70% рынка как монопольное положение на рынке и вводит различные санкции – регулирование цен, принудительный раздел фирмы и т.д.

Искусственные монополии возникают в результате сосредоточения у отдельной фирмы производства и сбыта отдельных видов продукции. Такие монополии возникают, если вдруг появляется возможность производить и продавать товар в лучших условиях производства, чем у других фирм, которые отказываются от производства аналогичных товаров. Другой вариант: захват крупной фирмой рынка сбыта на основе организационно-экономического объединения нескольких фирм под своим руководством. И, наконец, когда группа предпринимателей с помощью государства становится единственными продавцами или поставщиками на определённом рынке.

Характерные черты всех монополий:

1. Единственный продавец. Отрасль состоит только из одной фирмы, отрасль отождествлена с ней.

2. Нет близких заменителей. Товар уникален, т.е. покупатель должен покупать его по цене монополиста или обходиться без него. Монополисты не нуждаются в рекламе своих товаров.

3. Диктовка цены. Производитель сам устанавливает цену и может манипулировать количеством производимого продукта.

4. Блокировка вступления. Монополия существует до тех пор, пока будут барьеры для входа в отрасль, которые удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.

Конечно, барьер может быть снят, но есть монополии единственные в своём роде. Очень сложно допустить, что у московского метрополитена появятся конкуренты.

Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах. Недостатки монополий гораздо хуже всех их достоинств:

1. Обладая исключительным положением, они везде устраняют конкурентов, разрушая нормальный рынок.

2. Снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП.

3. Вздувают цены, обеспечивая себе сверхприбыли.

4. Снижается эффективность производства, что ведёт к стагнации.

5. У монополий практически отсутствует стимул хоть как-то улучшать качество своей продукции или условий производства, нет инноваций.

Различают закрытую, открытую и естественную монополии.

Закрытая монополия защищена от конкуренции юридически или экономически.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма на некоторое время становится монополистом по продаже товара или услуги, но не имеет специальной защиты от конкуренции, например, патента.

Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Естественная монополия возникает в той отрасли, в которой производство возможно только на крупном предприятии, т.е. когда издержки мелких и средних фирм велики настолько, что делают производство нерентабельным. С естественными монополиями близко связаны монополии, владеющие уникальными ресурсами.

За всю историю самой монополизированной экономикой была экономика СССР, т.к. была ориентирована только на одну форму собственности. Наследие СССР отражается на современной России: существует много билатеральных монополий, т.е. противоборство 1 продавца и объединённого покупателя – РАО ЕС или "Газпром".

Для России вообще исторически ближе монопольная форма хозяйствования. Количество предприятий до Петра I было очень мало и их вполне можно считать монополистами, т.к. каждое из них работало на определённый сегмент рынка. На рубеже XIX и XX веков начался процесс концентрации производства и капитала, характерный в общем-то для всех стран того времени, но в России это приняло колоссальные масштабы. К 1912 году на 9 металлургических заводах было сосредоточено 4/5 мощностей отрасли и 4/5 рабочих всей отрасли. В 1902 г. металлургические заводы Юга создали крупнейший в России и один из крупнейших в Европе синдикат в форме АО под названием "Продамет" с основным капиталом в 900 тыс. руб. Такого капитала не было ни у одного предприятия в мире. Другими монополиями того времени были: "Продуголь", "Продпаровоз", "Гвоздь" и т.д. Монополии были практически во всех отраслях экономики, даже рынок труда был монополизирован. Всё это проходило под покровительством правительства. В мировой практике тоже известны случаи очень крупных монополий: компания "De Birs" владела 90% алмазных приисков и была монополистом в производстве бриллиантов; Алюминиевая Корпорация Америки была монополистом до 1940 г.

Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции

Поведение производителя в краткосрочном периоде

В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка. Первое из них гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им.

Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене.

Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 1).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы

Следует отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D= MR = AR (рис. 2).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 2. Совокупный доход (OP1TQ1)

Что же касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле: Р*Q. Графически величину совокупного дохода можно либо проиллюстрировать на примере прямоугольника OP1TQ1 на рис. 2, либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая, проходящая через начало координат.

Поведение предприятия на рынке

Рис. 3. Кривая совокупного дохода фирмы при совершенной конкуренции

В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.

Поведение предприятия на рынке

Рис. 4. Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции

Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы в краткосрочном периоде (рис. 5).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 5. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

При анализе поведения фирмы используется допущение, что производитель ведет себя рационально. Прибыль производителя, достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы.

Другими словами, производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае, когда MR = МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.

Следовательно, MR = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых MR и МС является точкой равновесия фирмы – это точка Е на рис. 5. Поскольку при совершенной конкуренции Р = MR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность, т.е. ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям. Равновесие фирмы характеризуется равновесной ценой РЕ и равновесным объемом производства QE, при которых прибыль фирмы достигает максимума.

Достижение равновесия в долгосрочном периоде

Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;

2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.

3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.

Эти три условия эквивалентны следующим:

– фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;

– для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;

– фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.

Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить ( или уменьшить ) объемы производства приведет к убыткам.

При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, т.е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене, но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия.

Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, тем самым указывается на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.

Если типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль новые капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия будут расширять производство.

Если в краткосрочном периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В этом случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.

Подобные решения принимает обычно не единичная фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных друг с другом, действий рынок преодолевает экстремальные ситуации убыточного или сверхприбыльного производства и возвращает все "на круги своя", т.е. к условиям получения всеми только нормальной прибыли. Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная прибыль побуждает предприятия расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фирмы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы, будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли. Этот механизм характеризует "невидимую руку рынка".

Свободная совершенная конкуренция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им в долгосрочном периоде только нормальную прибыль. Графически это соответствует случаю касания кривой спроса фирмы нижней точки долгосрочной кривой средних издержек. В этой точке Р = SRMC = SRAC = LRMC. Это будет точка равновесия фирмы в долгосрочном периоде (рис. 6).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 6. Равновесие производителя в долгосрочном периоде

Одновременно данная цена будет и равновесной ценой рынка (фирмы не проходят в отрасль и не уходят из нее).

В точке долгосрочного равновесия фирма имеет наиболее эффективные масштабы производства и минимизирует долгосрочные средние издержки. Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

Масштаб производства может иметь положительные и отрицательные последствия для фирмы. Эффект масштаба может, в свою очередь, быть внутренним и внешним. Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой фирмы. Внешний эффект масштаба для фирмы связан не с ее собственным уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается и цена, а значит, долгосрочные средние издержки фирмы падают. Для фирмы это означает внешний положительный эффект масштаба.

Поведение производителя на рынке в условиях несовершенной конкуренции

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

При несовершенной конкуренции фирма не имеет абсолютного контроля над ценой своего продукта. При несовершенной конкуренции фирма может манипулировать ценой лишь в определенных пределах.

Кроме того, степень свободы в назначении цены неодинакова в различных отраслях. В некоторых отраслях с несовершенной конкуренцией проявления монопольной власти незначительны. Например, в розничной торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в ценах обычно оказывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С другой стороны, в явно монополистической электроэнергетике изменение цены электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем продаж в коротком периоде.

Но существование несовершенной конкуренции не уничтожает интенсивного соперничества на рынке. Субъекты несовершенной конкуренции решительно борются за увеличение своей доли рынка. Опять-таки, интенсивное соперничество такого рода следует отличать от совершенной конкуренции. Борьба принимает множество различных форм, от рекламы как попытки сдвинуть кривую спроса, до улучшения качества продуктов.

Для современного этапа развития экономики весьма актуально изучение поведения производителей, действующих в условиях рыночных структур, относящихся к рынку несовершенной конкуренции, так как именно они являются доминирующими формами развития конкуренции.

Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли в целом).

В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы во многом аналогично поведению монополии. Предельный доход фирмы не равен цене, поскольку фирма осуществляет некоторый контроль над ценой. Фирма может повысить цену на продукт, не потеряв при этом спрос на него. Чтобы продать больше своего продукта, фирма должна понизить на него цену, поэтому кривая ее предельного дохода лежит ниже кривой спроса. В условиях монополистической конкуренции фирма выбирает комбинацию объема производства и цены, которая максимизирует ее прибыль. Точка равновесия фирмы (Е) определяется пересечением кривых МС и MR, т.е. МС = MR есть условие максимизации прибыли (рис. 7.)

Поведение предприятия на рынке

Рис. 7. Равновесие производителя в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Поскольку цена выше предельных издержек (Р > МС), в обществе не достигается аллокативная эффективность.

Если спрос на продукцию фирмы очень низок, фирма может нести убытки. Если при этом цена равновесия фирмы покрывает средние переменные издержки, фирма может минимизировать потери, продолжая функционировать и производя продукцию в объеме, при котором МС = MR (рис. 8).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 8. Минимизация убытков производителя в условиях монополистической конкуренции

Если же спрос совсем мал и цена равновесия не покрывает даже средних переменных издержек, фирма прекращает производить.

Поведение производителя в долгосрочном периоде характеризуется следующими особенностями. Поскольку отсутствуют барьеры на вхождение в отрасль, при наличии экономической прибыли новые фирмы будут открывать здесь свое производство. По мере вхождения новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода. Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а, следовательно, прекратится приток в ' отрасль новых капиталов и новых фирм. Все фирмы отрасли будут теперь получать только нормальную прибыль, поскольку цена равновесия установилась на уровне средних издержек (рис. 9). Точка Е на рис. 9 – точка долгосрочного равновесия фирмы при монополистической конкуренции.

Поведение предприятия на рынке

Рис. 9. Равновесие производителя в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Следует отметить, что точка равновесия не соответствует наименьшей величине средних долгосрочных издержек, поскольку кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции. Поэтому цена не равна минимальному уровню долгосрочных средних издержек, а значит, при монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность.

Поведение производителя в условиях олигополии

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм, поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

Олигополистические фирмы должны одновременно принимать целый ряд решений, в частности: сколько продукта производить, какую установить цену, в каких масштабах осуществлять рекламу, вводить ли и когда именно новый продукт на рынок и т.д. Все это делает процесс принятия решений очень трудным. Не более легким представляется и теоретический анализ поведения фирмы в условиях олигополии. Рассмотрим поведение фирмы в условиях олигопольного рынка в рамках модели сговора.

Множество фирм в условиях совершенной или монополистической конкуренции не могут прийти к соглашению и ведут между собой острую борьбу преимущественно в области цен. В отличие от них 2–4 фирмы могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве. В этом случае рынок превращается в подобие чисто монополистического, при котором общий объем отраслевой прибыли увеличивается за счет сокращения объема производства и завышения цены.

Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих решения о ценах и объеме производства, называется картелем.

В экономической литературе существует двойственная оценка картеля. Западные учебники по экономике трактуют картель как олигополистическую модель, поскольку в отрасли доминируют насколько крупных фирм. В.И.Ленин относил картель к одной из форм монополии, акцентируя внимание на то, что в результате сговора несколько фирм действуют на рынке как одна.

В современных условиях сговор по поводу цен и определения квот производства законодательно запрещен в большинстве стран антимонопольными актами. Однако соблазн установления монопольных цен настолько велик, что фирмы не останавливаются перед нарушением закона. Периодически происходят скандальные разоблачения. Так, широко известен сговор производителей электрооборудования в США в 1950-е годы. 12 человек из 5 компаний тайно собрались и договорились о ценах и разделе рынка, контрактов, прибылях. Их схема предполагала, что при участии в конкурсах на получение контракта будет соблюдаться следующая процедура: фирмы по очереди будут предлагать наилучшие условия и становиться победителями конкурса. В результате разоблачения сговора его участники были приговорены к тюремному заключению.

Если на национальном уровне монопольное регулирование цен является нелегальным, то подобные ограничения не действуют в международной практике. Наиболее хрестоматийным является пример Международного нефтяного картеля, известного как "Семь сестер". В картель входят 6 американских нефтяных компаний, одна британская и одна англо-голландская. Другим примером может послужить Организация стран–экспортеров нефти (ОПЕК), чья деятельность оказала доминирующее влияние на рынок нефти и нефтепродуктов в 70–90-е годы, когда ОПЕК неоднократно резко ограничивала поставки нефти на мировой рынок и взвинчивала цены на нефть и нефтепродукты.

Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, чтобы, во-первых, спрос на продукт картеля был неэластичным по цене, а у самого продукта не было близких заменителей. Нефть как нельзя лучше отвечает этим требованиям. Во-вторых, картель действует, если все его участники соблюдают установленные правила игры. Это условие часто бывает нарушено, поскольку очень велик потенциальный выигрыш от, скажем, превышения установленной квоты производства и увеличения объема продаж по завышенной цене, определенной картелем. Фирма-отступник получает несомненные конкурентные преимущества, но рискует серьезно испортить отношения с бывшими партнерами.

В современных условиях значение ценовой конкуренции заметно упало. Это обстоятельство, а также ужесточение антимонопольного законодательства привели к снижению значения картеля, во всяком случае в его классической форме. Современные картели, если таковые заключаются, касаются не цен и квот производства, а условий по совместному использованию дорогостоящего оборудования, совместному осуществлению дорогостоящих инвестиционных проектов и пр., т.е. практически картель приблизился к форме консорциума.

Другое важное изменение, коснувшееся картеля, состоит в том, что из открытого договора он все более стал принимать форму тайного соглашения.

Тайный сговор. Выдающиеся современные экономисты Дж.Гэлб-рейт и П.Самуэльсон в своих работах неоднократно подчеркивали, что сегодня "ведущим фирмам нет необходимости заключать открытые договоры". Они настолько хорошо знают состояние дел, потенциальные возможности, цели и интересы друг друга, что могут, не встречаясь, не переговариваясь по телефону и даже не перемигиваясь, выработать молчаливо некую стратегию, в равной степени выгодную всем. Форм подобного скрытого сговора может быть достаточно много. Рассмотрим наиболее значимые.

Модель лидерства в ценах описывает ситуацию, при которой в отрасли существует достаточно большое количество фирм, но при этом только одна крупная фирма играет роль явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которой следуют все остальные. Лидер, как правило, устанавливает цены, которые отвечают интересам даже "замыкающей" фирмы, наиболее слабой на рынке и с наиболее высокими издержками. При этом фирма-лидер, естественно "снимает сливки" в виде монопольно высокой прибыли.

В ряде случаев лидер может вытеснить предприятия с рынка. Лидер понижает цены до такого уровня, при котором предложение мелких фирм опускается до нуля, фирмы не выдерживают конкуренции и уходят из отрасли. После этого фирма-лидер поднимает цены до выгодного ей уровня и занимает освободившуюся рыночную нишу. Если ряд фирм в отрасли претендуют на роль лидера, они могут выполнять ее поочередно.

Разновидностью лидерства в ценах является модель фирмы-барометра. В данном случае фирма не доминирует в отрасли с точки зрения объема ее производства, но по престижу или по иным соображением является своеобразным барометром. На ее поведение, в том числе и ценовое, ориентируются все остальные фирмы отрасли.

Когда отсутствует явный лидер, фирмы могут следовать при ценообразовании каким-либо простым общепринятым правилам. Такие правила игры в силу их простоты, общеизвестности и доступности называются правилами большого пальца.

Одним из таких правил является ценообразование на основе средних издержек производства. Данная практика предполагает увеличение средних издержек на некоторый процент (например, 10%), который и будет регулировать рамки прибыли. Таким образом, цена продукта будет определяться по формуле: средние издержки плюс надбавка на прибыль. Предполагается также автоматическое изменение цены с изменением величины средних издержек.

Другим распространенным правилом является установление некоторых привычных уровней цены, например ступенчатое изменение цены, когда в роли "ступенек" фигурируют некоторые привычные уровни цены. Так, в каталоге Quelle нет цены 17,28 или 32,53. Все товары оценены как 19,95; 29,95; 39,95; 49,95 и т.п. Широко применяется ступенчатое изменение цен, когда в роли "ступенек" фигурируют опять-таки традиционные ценовые величины. Ступенчатое изменение цены особенно характерно для распродаж, когда все продавцы снижают цену одинаково, с одного традиционного уровня до другого, например, с 49,95 до 39,95.

Отсутствие сговора. Во многих случаях на олигополистическом рынке сговор отсутствует. Рассмотрим основные модели такого типа.

Модель ломаной кривой спроса предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна из фирм понизит цену, то конкуренты вынуждены будут сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение цены и в ответ;"на понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять из двух разных кривых, в итоге образуется "излом" (рис. 10).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 10. Ломаная кривая спроса

Соответственно, кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.

Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты – нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократится, и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают также, поэтому фирме не удается завоевать больший сегмент рынка, спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла.

Тезис о стабильности цены можно продемонстрировать и графически (рис. 11).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 11. Стабильность цены при изменении предельных издержек

Пока кривая предельных издержек лежит в интервале АВ, т.е. кривая МС пересекает кривую предельного дохода на ее вертикальном отрезке, результатирующая рыночная цена будет неизменной. Следовательно, в определенной степени цена не зависит от изменений уровня предельных издержек.

Поведение предприятия в условиях монополии

Исследуя поведение фирмы-монополиста, используем следующие допущения, сделанные Г.П. Журавлёвой:

– фирма стремится максимизировать прибыль;

– монополист-производитель покупает ресурсы на конкурентных рынках;

– фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т.е. всем потребителям продукция фирмы продается по одной и той же цене;

– фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Эта предпосылка не так далека от действительности, поскольку сегодня крупные фирмы обычно проводят широкомасштабные, маркетинговые исследования и достаточно точно определяют спрос в целом и отдельные его сегменты.

Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль. Обратим внимание, что монополист не может назначить ка-„ кую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает объем выпуска, кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, которое ему диктует потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.

Таким образом, у монополиста нет своей кривой предложения, независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.

Как и любая другая фирма, монополист будет производить, пока предельный доход не станет меньше предельных издержек. Точка пересечения кривых MR и МС есть точка равновесия фирмы (рис. 12).

Поведение предприятия на рынке

Рис. 12. Равновесие фирмы-монополиста

Положительная разница между этими показателями составляет ее предельную прибыль. Совокупная прибыль будет увеличиваться, пока MR больше МС. Когда МС превысит MR, совокупная прибыль начнет сокращаться. Следовательно, условие максимизации прибыли MR = МС.

Поскольку для монополиста предельный доход меньше цены, то в точке равновесия предельные издержки меньше цены: МС < Р. Таким образом, при монополии не выполняется условие аллокативной эффективности, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом.

Точка равновесия фирмы определяет равновесный объем производства и равновесную цену. На рис. 12 равновесный, т.е. максимизирующий прибыль, объем выпуска обозначен QE. Что же касается равновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностей спроса. Кривая спроса показывает, какую цену потребители готовы заплатить за данное количество продукта, предложенное на рынке. Фирме нет смысла назначать цену ниже РЕ, поскольку потребители готовы заплатить больше. Фирма не может назначить цену выше РЕ, так как рынок не примет столько товаров по более высокой цене. Следовательно, цена РЕ будет равновесной ценой, максимизирующей прибыль монополиста.

Выводы

Производитель является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятий – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства. В условиях рынка государственные органы управления задают правила экономического поведения предприятий через систему законов и нормативных документов, регулирующих и регламентирующих их деятельность.

Сущность и особенности поведения производителей в условиях конкуренции зависят от типа рыночной структуры, в которой действует предприятие. В любом случае самостоятельная деятельность предприятия в условиях рынка направлена на получение прибыли. При этом производитель должен адекватно оценивать свои возможности и не производить больше чем того требует рынок и больше, чем он может произвести. Даже если спрос на рынке не удовлетворен, но при увеличении производства растущие издержки не покрываются увеличением прибыли, то увеличение производства будет нецелесообразным.

Поведение производителя на рынке зависит от рыночных условий, в которых он вынужден функционировать. В различных конкурентных условиях поведения производителей отличается, что вызвано разными принципами хозяйствования.

В условиях совершенной конкуренции производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. Достигнув таким способом равновесия, он остановится в своем развитии.

В условиях несовершенной конкуренции в одних отраслях наблюдается состояние, близкое к совершенной конкуренции, тогда как в других доминируют несколько крупных фирм. Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшающиеся издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие фирмы, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" на рынок.

При этом несовершенная конкуренция ведет к определенным последствиям, которые можно назвать потерями от несовершенной конкуренции:

– неоправданный рост цен

– увеличение издержек производства и обращения

– замедление научно-технического прогресса

– снижение конкурентоспособности на мировых рынках

– падение эффективности экономики

Литература

1. Абрамишвили Г. Г. Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. – М.: Экономика, 2007.

2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.

4. Волков О. И. Девяткина О. В. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2008.

6. Гуськова М.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Инфра-М, 2007.

7. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2008.

8. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Инфра-М, 2008.

9. Мамедов О.Ю. "Современная экономика": – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

10. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: ДИС, 2008.

11. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. – М., Финансы и статистика, 2008.

12. Шамхалов Ф. Экономическая теория. – М.: Экономика, 2006.

13. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2007.

14. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Инфра-М, 2008.

15. Экономическая теория / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: Изд-во Российской экономической академии, 2008.

16. Экономическая теория: учеб. для вузов / M. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – M.: Норма, 2007.

17. Экономическая теория / под ред. Николаевой И.П. – М.:Инфра-М, 2008.

18. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие – М.: Инфра-М, 2008.

19. Абрамов В. Аналитический обзор мебельного рынка России // Маркетинг. – 2009. – №4. – С.19-26

20. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. – 2003. – №6.

21. Архипов В., Ветошнова Ю. Стратегия выживания предприятий. // Вопросы экономики. – 2006. – №12. – С.88-93