Понятие и защита авторского права

Понятие и защита авторского права.

Статьи по теме
Искать по теме

Судебное разбирательство становится неудобным для правообладателя своей продолжительностью, а для нарушителя, иногда, существенным увеличением размера суммы компенсации за нарушенные им авторские либо иные права.

Однако, если стороны не сумели найти решение спора в досудебном порядке, правообладатель вправе обратиться в суд за защитой собственных прав.

Одним из основным вопросов, возникающих перед истцом (правообладателем), в данном случае станет вопрос об обеспечении доказательств:

  1. собственного авторства,
  2. наличия факта нарушения его прав, а также построения линии обоснования своих требований.

Представляется, что, в целом, защита авторского права на товарные знаки в судебном порядке более проста, нежели прав на объекты авторского права или смежных прав. Возможно, причина заключается в том, что законодательство об авторском праве более гибкое.

Предоставление правовой охраны объектам промышленной собственности обусловлено регистрационным порядком, что в принципе исчерпывает данный институт, конечно, имеются и исключения, например, большое количество сложных правовых споров, связанных с использованием товарных знаков в сети Интернет в качестве доменных имен, и иные связанные с этими вопросами споры.

Понятие авторского права весьма многогранно, поэтому возникают различные сложности в отдельных вопросах, например, институт коллективного управления имущественными авторскими правами или свободное использование произведений без выплаты авторского вознаграждения и уведомления автора.

Таким образом, выводом из сказанного является необходимость квалифицированной юридической помощи авторам (правообладателям) при защите авторского права последних на объекты авторского права и смежных прав, на объекты промышленной собственности.

Понятие и защита авторского права

Понятие авторского права пользуется в нашей стране особым отношением. Авторов и их труд принято не замечать, а вознаграждение выплачивать только после визита судебного исполнителя. Считается излишней роскошью платить за то, что и так доступно. В результате нарушаются авторские права повсеместно. Во многих случаях виной тому расхожие заблуждения относительно того, что считать, а что не считать объектом авторского права. В этой связи защита авторского права приобретает особое значение в современных условиях правоприменительной практики.

Как показывает практика, многие искренне убеждены, что авторские права возникают уже в силу создания некоего продукта. Мол, я его "породил", я ему и автор. Со всеми вытекающими юридическими последствиями в виде права разрешать воспроизведение в целом и по частям.

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики, на которых можно показать, как организована защита авторского права. Хотя не всякая реклама может быть объектом авторского права, в ходе создания и распространения рекламы могут использоваться целиком или в части объекты авторского права. Федеральный закон "О рекламе" запрещает лишь недобросовестную и недостоверную рекламу, в том числе рекламу, в которой приводятся недостоверные сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации товара (ст. 5).

Саму же возможность совпадения рекламы и объектов авторского права закон допускает. В этом нет ничего удивительного, поскольку присущая авторским произведениям образность быстрее и эффективнее позволяет достичь целей рекламирования. Наверное, нет рекламных акций, когда бы не использовались соответствующие произведения; в одних случаях – обычный рисунок, в других – призывы, слоганы в стихотворной форме и в третьих случаях – часть видеофильма и т.д.

Так, при ведении рекламной компании ООО "Рамэнка" использовала фрагмент карты Нижнего Новгорода с отметкой месторасположения супермаркета "Рамстор". Аэрогеодезическая организация, создавшая карту, фрагмент которой использовался, обратилась в суд для защиты авторского права с иском о взыскании 350 000 руб. компенсации в связи нарушением авторских прав; исковые требования удовлетворены несмотря на возражения ответчика, полагавшего, что им создан самостоятельный объект авторского права.

Из вышесказанного следует, что при создании рекламных продуктов и их распространении должны учитываться требования авторского права; в частности, со всеми лицами, которые обладают как авторскими, так и смежными правами должны быть заключены авторские или иные соответствующие договоры (например, договоры о передаче смежных прав).

В большинстве ситуаций необходимость заключения соглашений с авторами (обладателями смежных прав) очевидна; например, при использовании в радиоролике фрагмента известной современной песни, конечно же, требуется получить согласие соответствующего композитора, а если звучат и слова – то и автора текста. Если такой радиоролик озвучивает радиостанция в диапазоне УКВ или FM, то она обычно платит гонорар через Российское Авторское Общество (РАО); в других случаях требуется выяснить правообладателя.

Иногда трудно установить, содержит ли рекламный продукт объекты авторских (смежных) прав. Так, по мнению И. Силонова, даже используемый в рекламной листовке шрифт можно отнести к объектам авторского права, поскольку он соответствует понятию авторского права в субъективном плане.

При рассмотрении в кассационной инстанции жалобы хладокомбината ЗАО "Холод Славмо" к индивидуальному предпринимателю Васильеву установлено следующее. Истец является обладателем права на промышленный образец - этикетку для упаковки мороженого, подтвержденного патентом. Дизайн этикетки разработал работник истца в порядке выполнения служебного задания. Полагая, что этикетка является объектом авторского права, истец обратился с иском к ответчикам, использующим данную этикетку с незначительной переработкой при реализации своей продукции. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что авторские права возникают только тогда, когда налицо произведение изобразительного искусства, а рисунок для этикетки к таковым не относится. Кроме того, зарегистрированные права у истца имеются не на авторское произведение, а на промышленный образец. Апелляционный суд согласился с решением и указал, что этикетка не является объектом, на который распространяется Закон об авторском праве. Отмечено также, что этикетка истца не тождественна этикетке ответчика, который также зарегистрировал ее в качестве промышленного образца.

Кассационная инстанция указала на недостаточную обоснованность утверждений о невозможности признать этикетку объектом авторских правоотношений, заявив, что нельзя считать авторское право недействительным в отношении каких-либо объектов, если они зарегистрированы как промышленные образцы. Один и тот же объект может быть охраняем как нормами авторского, так и патентного права.

Дело было передано на новое рассмотрение и обращено внимание на необходимость проведения экспертизы, в том числе для выяснения оригинальности каждой этикетки и наличия признаков заимствования. В данном случае прямая защита авторского права не соответствовала действительным условиям.

В сфере авторских отношений используются различные договорные конструкции, поскольку в разных ситуациях значительно отличаются задачи и возможности их участников, не совпадают применяемые нормы и, наконец, различен возникающий эффект. Так, ранее указывалось, что договорными являются отношения авторов (иных правообладателей) с организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами. В случае создания произведения соавторами также встает вопрос о необходимости заключения соглашения. Аналогично (т.е. на диспозитивно-договорной основе) строятся и отношения создателя служебного произведения и работодателя по ряду вопросов.

Заключение договоров смешанного характера - не редкость. Более того, встречаются договоры, которые лишь косвенно связаны с договорами о передаче авторских прав. ООО "Ч" потребовало признать договоры, заключенные им с ООО "П", недействительными. Было установлено, что "Ч" и "П" решили совместно издать книгу М. "Костюм разных времен и народов": "Ч" финансирует закупку бумаги и полиграфических материалов, обеспечивает печать, изготовление тиража, а "П" осуществляет редакционно-издательскую подготовку, готовит и передает "Ч" готовые пленки и тексты части материалов, а также часть электронной версии текстов, изобразительный материал, принимает на себя все обязанности по защите авторских прав. Относительно расчетов по изданию стороны установили, то каждая из них получает по 50% тиража и реализует его по собственному усмотрению.

По мнению истца, данный договор недействителен, поскольку не учитывает права авторов произведений, вошедших в издание. Суд кассационной инстанции указал, что в силу ст. 421 ГК РФ стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные ГК РФ, в том числе договоры, в которых имеются элементы различных договоров. Предполагаемое же нарушение авторских прав может повлиять лишь на надлежащее исполнение данного договора, сам же договор нет оснований признавать недействительным.

Сложнее отграничить договор, по которому автор предоставляет какие-либо права другому и трудовой договор, если автор является работником соответствующего издательства, средств массовой информации и т.п. Здесь следует установить, входило ли создание произведения в трудовые функции автора, подчинялся ли он правилам внутреннего трудового распорядка организации, получал ли он за создание произведения заработную плату, выдавалось ли задание и т.п. Только по совокупности анализа ситуации и толкования условий делается вывод о возможности отнести договор - к трудовому или авторскому.

От договора аренды рассматриваемые договоры легко отличаются тем, что при аренде в пользование передается непотребляемая вещь.

Данные договоры весьма близки купле-продаже имущественных прав (допускаемой п. 4 ст. 454 ГК РФ), но, полагаем, к нашему случаю их отнести нельзя, в связи с тем что имеется специальное правовое регулирование. Что же касается прочих разновидностей купли-продажи, то разделяющим признаком является переход права собственности на вещь при продаже, а предоставление прав обычно носит временный (срочный) характер.