Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.

Статьи по теме
Искать по теме

Правовые основы регулирования полномочий органов местного самоуправления в области использования земли

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативно-правовым актом, регулирующим земельные отношения. Земельный Кодекс, в свою очередь, разграничил полномочия РФ и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель. Так, например, в соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РФ, к землям, входящих в состав Российской Федерации, относятся:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2.земли населенных пунктов;

3.земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4.земли особо охраняемых территорий и объектов;

5.земли лесного фонда;

6.земли водного фонда;

7.земли запаса.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

1.изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

2.установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3.разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

4.управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

5.иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В земельном кодексе Российской Федерации представлены такие понятие, как: мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (ст. 67,68,70,70.1), земельный контроль (контроль за соблюдением земельного законодательства, охрана и использование земель) (ст.71,72,73).

Главы XIV – XVIII Земельного Кодекса Российской Федерации посвящены особенностям правового регулирования семи категорий земель. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях, т.к. для каждой категории земли полномочия местного самоуправления специфические.

Наибольший по количеству перечень полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений закреплен в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Данный кодекс регулирует земельные отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой, благоустройством городских и сельских поселений, развитием их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач, в Кодексе закреплены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

В соответствии п.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1.подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2.утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3. утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4.утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5.выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6.принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно п.2. ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1.подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2.утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;

3.утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4.утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5.выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6.ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности определены п.3 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1.подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2.утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3.утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4.утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5.выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6.ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7.принятие решений о развитии застроенных территорий.

Лесной кодекс Российской Федерации также является источником земельного права, т.к. в нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда, поэтому к полномочиям органов местного самоуправления можно отнести полномочия в области лесных отношений. Так, в соответствии со ст. 84 настоящего Кодекса, к таким полномочиям относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а так же проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований органы местного самоуправления могут участвовать в пределах своих полномочий в лесных отношениях, затрагивающих земельную сферу. Например, осуществлять использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов.

Органы местного самоуправления являются продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, согласно ст. 81-84 Лесного кодекса. Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 201 – ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" является дополнительным источником полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений. Данный закон связывает полномочия органов местного самоуправления в сфере лесного законодательства с земельным. В соответствии со ст.10 данного закона, распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Данное положение не совсем точно, т.к. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью гарантируется Конституцией РФ и закреплено в Федеральном законе № 131 – ФЗ. На лицо противоречие нормативно-правовых актов, когда к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в федеральной собственности, а применительно к полномочиям местного самоуправления такие нормы не включены (за исключением Водного кодекса).

В Водном кодексе Российской Федерации содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения. Например, органы местного самоуправления вправе устанавливать места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определять иные условия общего водопользования на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

Органы местного самоуправления могут устанавливать условия общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, разрешать использовать водные объекты для любительского и спортивного рыболовства, контролировать и регулировать использование объектов животного мира и среды обитания.

Ст.27 Водного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений:

1.владение, пользование и распоряжение такими водными объектами;

2.осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий

3.осуществление мер по охране таких водных объектов;

4.установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Недра как часть земной коры, расположенные ниже почвенного слоя, находятся также в компетенции органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, поэтому Закон Российской Федерации "О недрах" также регулирует земельные отношения и полномочия органов местного самоуправления в данной сфере.

К таким положениям относятся:

1.участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2.развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3.предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4.приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положения законодательства;

5.контроль за использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых.

Определенные полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений закреплены и в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". К полномочиям органов местного самоуправления в данном случае относится организация сбора и вывоз мусора и бытовых отходов, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вместе с тем, именно земля, земельные отношения являются первоосновой охраны и использования объектов животного мира. Здесь полномочия органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Но перечень полномочий сводится только к управлению и контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусматривает ответственность органов местного самоуправления, как перед население, так и перед государством. Так, например, в соответствии с п.20 ст.14, к вопросам местного значения относится резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использование земель поселения. В соответствии с п.37 ст.14, к вопросам местного значения относится выполнение работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.

Органы местного самоуправления принимают правовые акты по вопросам своего ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", для обсуждения муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания с участием жителей, представительного органа и главы муниципального образования. На публичные слушания могут выноситься проекты устава муниципального образования, проекты местного бюджета и отчеты о их исполнении, проекты планов и программ развития муниципального образования, правил землепользования и застройки, планировки и межевания территории, а также вопросы предоставления разрешений на разрешенный вид использования земель и изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования.

Проанализировав все нормативно-правовые акты, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях, можно сделать вывод, что в настоящем законодательстве установлено несоответствие полномочий местного самоуправления по структуре, объему и содержанию. Недостаточно прописаны полномочия населения в вопросах самостоятельного решения вопросов местного значения, как это установлено, например, в Конституции РФ. Для решения данной проблемы необходимо усовершенствовать законодательство путем установления единообразной структуры полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений. Это позволит в будущем осуществлять свои полномочия как органами местного самоуправления так и населением.

Понятие и классификация полномочий органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления – это комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования, которые регулируются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Сущность и содержание полномочий местного самоуправления наиболее отчетливо проявляется в ходе их классификации. Существует множество вариантов классификации полномочий органов местного самоуправления. Во всех государствах полномочия местного самоуправления подразделяются на две большие группы:

1. как участника гражданского оборота – собственника земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений);

2. как не участника гражданского оборота – регулятора земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (их акты имеют властный, административный характер).

Гражданский оборот осуществляется вступлением субъектов в гражданские правоотношения. Гражданские правоотношения основываются на свободе и равенстве субъектов и являются определяющими в реализации прав граждан, в отличии от публично-правовых отношений, которые строятся на власти и подчинении. Гражданские правоотношения связаны с приобретением и использованием собственности муниципального образования, с реализацией имущественных и неимущественных прав, защитой этих прав, совершением сделок, заключением договоров.

В гражданских правоотношениях органы местного самоуправления обладают равными правами и обязанностями с физическими и юридическими лицами и не могут навязывать свою волю и осуществлять правовое регулирование поведения субъектов правоотношений, а наоборот, должны учитывать их интересы.

Наделение муниципальных образований гражданской правоспособностью необходимо потому, что решение вопросов местного значения невозможно без вступления в гражданско-правовые отношения.

Регулирование гражданских правоотношений осуществляется гражданским законодательством, которое основывается на равенстве субъектов правоотношений, неприкосновенности собственности, недопустимости вмешательства в частные дела, обеспечении восстановления нарушенных прав. Так, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, воле и самостоятельности участников.

Гражданский кодекс вводит нормы, позволяющие органам местного самоуправления участвовать в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования и его населения, а не от себя лично. Согласно ст. 125 Гражданского кодекса пределы и объем участия определяются актами, устанавливающими статус органов. Такими актами являются Устав муниципального образования и положения о соответствующих органах местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, участвующие в гражданско-правовых отношениях, не являются юридическими лицами, а действуют на основании главы 5 Гражданского кодекса и Уставом муниципального образования, в котором закреплены за соответствующим органом определенные полномочия по участию в гражданско-правовых отношениях, например, совершать от имени муниципального образования сделки.

В настоящее время наряду с предоставлением земельных участков по решению органов местного самоуправления все чаще основаниями возникновения прав на землю становятся сделки. Это связано с тем, что многие граждане и юридические лица уже получили земельные участки на праве собственности.

Согласно ст. 153 Гражданского кодекса РФ под сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Основополагающий признак сделки – правомерность, под которой понимается соответствие условий сделки требованиям закона.

Земельные участки представляют собой разновидность имущества, а поэтому они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и природных ресурсах.

Законодательством предусмотрены следующие виды сделок:

- купля – продажа земельных участков и земельных долей;

- передача органами местного самоуправления за плату земельных участков приватизированным и муниципальным предприятиям, в том числе при расширении и дополнительном строительстве, гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности;

-продажа земельных участков, права аренды земельных участков, права застройки земельных участков с аукциона или конкурса;

-продажа с аукциона земельных участков и прав на земельные доли органами местного самоуправления;

-залог земельных участков и земельных долей;

-наследование земельных участков и земельных долей;

-мена земельных участков и земельных долей;

-дарение (безвозмездная передача) земельных участков, земельных долей;

- передача земельных участков и земельных долей или прав на них в качестве вклада в уставный капитал коммерческих и некоммерческих организаций;

-передача земельных участков, земельных долей по договору ренты или пожизненного содержания;

-иные сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, законодательству области и законодательству муниципальных образований.

Как и все сделки в общем, сделки с земельными участками должны отвечать четырем требованиям:

-их содержание не должно противоречить закону;

-стороны должны обладать необходимым объемом право- и дееспособности;

-воля и волеизъявление сторон сделки должны совпадать;

-форма сделки должна соответствовать требованиям закона.

В качестве участников гражданского оборота следует признавать только муниципальные образования, а не их органы. Муниципальные образования выступают лицом, носителем правосубъектности. Органы, действующие от их имени, пользуются правовым статусом представительства юридического лица. Эффективным субъектом гражданских отношений может быть только "целое" (муниципальное образование), а его "части" (органы муниципального образования) не должны быть самостоятельными участниками гражданских правоотношений и стремиться становиться ими ни при каких условиях.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношениях как властного органа заключаются в организации управления своими земельными участками. В органах местного самоуправления выделяется ответственное за подготовку документов и принятие решения должностное лицо, создаются земельные органы.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений представляют собой совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов и определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и уставом муниципального образования.

Такие полномочия органов местного самоуправления можно разделить на несколько подгрупп:

1.Органы местного самоуправления вправе разрабатывать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей природных условий и хозяйственной деятельности.

2.Органы местного самоуправления осуществляют отнесение земель, находящихся в частной и муниципальной собственности, к различным категориям и перевод их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральными законами.

3.Органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения.

4.Органы местного самоуправления вправе принимать решения по консервации земель с изъятием их из оборота для предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

5.Органы местного самоуправления вправе осуществлять экономическое стимулирование охраны земель в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

6.Органы местного самоуправления вправе устанавливать правила землепользования и застройки территории городских и сельских поселений в порядке, предусмотренном федеральными законами.

7.Органы местного самоуправления вправе создавать особо охраняемые природные территории местного значения в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Таким образом, полномочия местного самоуправления в сфере земельных отношений представляет собой комплексный публично-правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, выработанных мировым сообществом в целях эффективного использования земельных ресурсов, а также право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими в интересах местного населения. При четко определенных и разграниченных полномочий и предметов ведения, появляется возможность установить пределы деятельности, рамки ответственности, отчетности, подконтрольности органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также проанализировать действия таких органов власти, с точки зрений их соответствия нормам закона и права.

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В целях охраны земель предусматриваются местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Земельный кодекс устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

а)которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;

б)право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности;

в)которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При этом в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Органы местного самоуправления планируют использование земель, находящихся в их ведении, разрабатывают, утверждают генеральные планы муниципальных образований, документацию по планировке территории, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения, городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, городского округа, межселенных территорий в муниципальном районе.

Такого рода деятельность осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (с последующ, измен, и доп.) с использованием данных государственного земельного кадастра. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных объектах недвижимого имущества, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В земельный кадастр включается и информация о субъектах прав на земельные участки.

Результаты кадастровой оценки земель могут быть использованы в различных целях:

1.Создание государственной системы кадастра земельных угодий в автоматизированном виде.

2.Использование результатов для формирования налогооблагаемой базы.

3.Конкретизация зонирования территориально-экономического плана.

4.Назначение ставок арендной платы на земли муниципального типа.

5.Установление стартовой стоимости на те земли, которые участвуют в аукционах и продажах, или же для долгосрочной аренды.

6.Определение количества компенсационных выплат по результатам кадастровой оценки земель за те земельные участки, которые изымаются для муниципальных нужд.

7.Рационализация городской застройки.

8.Информирование муниципальных органов в оказании услуг всем субъектам, работающим на земельном рынке.

9.Создание фондового рынка по ипотеке и различной земельной документации.

Расчет кадастровой стоимости земель осуществляется с учетом целевого назначения, статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Например, сельскохозяйственные угодья и земли лесного фонда оцениваются методом капитализации расчетного рентного дохода, земли городских и сельских поселений, садоводческих и дачных объединений оцениваются на основании статистического анализа рыночных цен и иных методов оценки недвижимости. Оценка земель иных категорий осуществляется путем расчета затрат, необходимых для воспроизводства и сохранения ценности природного потенциала земель.

Государственная кадастровая оценка проводится Федеральной службой земельного кадастра России (Росземкадастром), являющимся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

-осуществление взаимодействия федеральных органов государственной власти, местного самоуправления, научных организаций области, специально уполномоченных органов, предприятий, учреждений, располагающих необходимой информацией для кадастровой оценки земель;

-осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства и нормативных правовых актов по вопросам, связанным с реализацией Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель";

-обеспечение участия подведомственных структур в подготовке и предоставлении информации, выборе экспертов для анкетирования в соответствии с методикой по оценке земель;

- обеспечение сбора исходной информации для кадастровой оценки земель в подведомственных подразделениях.

Учет налогоплательщиков земельного налога и контроль над правильностью исчисления и своевременностью его уплаты ведут налоговые органы в установленном порядке. Так же государство оставляет за собой право контролировать целевое использование земли. В действующем законодательстве предусмотрено, что за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель – единая система контроля за соблюдением собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков (в дальнейшем – землепользователи) требований земельного законодательства и нормативных правовых актов муниципального района, а также за соблюдением порядка предоставления земельных участков должностными лицами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Легальная возможность осуществления подобного контроля имелась и ранее. Так, согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель на территории муниципального образования отнесен к вопросам местного значения и, следовательно, находится в ведении муниципальных образований

Муниципальный земельный контроль – осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель. Этим, в частности, муниципальный земельный контроль отличается от государственного, в сферу которого входит проверка исполнения юридических требований в области не только использования, но и охраны земель.

Муниципальный земельный контроль осуществляется за:

1.соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;

2.соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;

3.соблюдением порядка переуступки права пользования земель;

4.предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

5.своевременным выполнением обязанностей по привидению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

6.использованием земель по целевому назначению;

7.своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

8.выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

9.исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

10.наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

11.выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Осуществление муниципального земельного контроля подчиняется правилам, установленным федеральным законодательством; порядок его осуществления определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления:

1)уставом муниципального образования;

2)правовыми актами, принятыми на местном референдуме (сходе граждан), нормативными и иными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

3)правовыми актами главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В пределах своей компетенции отдел муниципального контроля выполняют следующие задачи:

1.Выявление и предупреждение земельных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством.

2.Осуществление контроля за исполнением правовых актов органов местного самоуправления и иных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

3.Осуществление контроля за исполнением условий договоров: купли-продажи земельных участков; о предоставлении земельных участков в собственность на безвозмездной основе; аренды земельных участков; безвозмездного срочного пользования земельными участками;

4.Осуществление контроля за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием;

5.Осуществление контроля за законностью оснований пользования земельными участками.

За 2013 год Отдел провел 59 плановых документарных выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, цель которых – проверка соблюдения требований земельного законодательства. В 2014 году должно быть проведено 75 таких проверок (35 из которых уже были проведены по состоянию на 02.06.2014)

Органы местного самоуправления организуют проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на их территории. Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются соответствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений.

Землеустройство – это система мероприятий по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.

В целях установления на местности границ муниципального образования, границ земельных участков проводится межевание объектов землеустройства. Так определяются границы объекта землеустройства на местности и их согласование, границы закрепляются межевыми знаками, определяются их координаты и изготавливается карта.

Правомочия органов местного самоуправления как участника гражданских правоотношений

Правомочиями по предоставлению земельных участков из муниципальной собственности обладают органы местного самоуправления в пределах их компетенции.

В этих случаях органы местного самоуправления выступают в качестве собственника земельных участков, имеют равные права с гражданами, физическими лицами и юридическими лицами и могу заключать с ними сделки. Так же земельно-правовая сделка может заключаться и между двумя органами управления по поводу спорного земельного участка.

Под сделкой понимается действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Для признания действия сделкой важно, чтобы действие опиралось на определенную правовую норму, то есть чтобы оно было законным. В практике известны случаи, когда под видом сделки совершаются противоправные действия, поэтому каждая сделка должна отвечать требованиям, установленным законодательством. Так, каждый участник сделки должен быть правоспособен и дееспособен для совершения сделки с землей. Такое требование распространяется как на граждан, так и на юридических лиц. В отношении юридических лиц нужно иметь в виду, что их правоспособность носит специальный характер и не любая сделка может быть правомерной. Например, подразделения юридического лица не могут совершать сделки с землей, не обладая земельной правоспособностью. Поэтому, субъектом права собственности может быть само юридическое лицо, а участие структурного подразделения допустимо при наличии доверенности, выданной юридическим лицом.

Все юридические требования, предъявляемые к содержанию сделки, должны быть законными. Важно, чтобы сделка была фактически осуществима, чтобы стороны имели реальные возможности осуществлять свои права и обязанности, вытекающие из сделки.

Документы о праве на землю подлежат нотариальному удостоверению. Таким образом органы нотариата осуществляют проверку их законности, обоснованности и участников сделки. Необходимость в нотариальном удостоверении и государственной регистрации следует рассматривать как меру, предотвращающую фиктивные сделки.

С момента государственной регистрации сделка признается законной и участники могут реализовывать свои правомочия в отношении земельных участков. Следует отметить, что регистрации подлежат возникновение, переход и прекращение прав на земельные участки, но не все сделки. Так, в соответствии со ст.550 Гражданского кодекса РФ договор продажи земельного участка сам по себе государственной регистрации не подлежит, однако, государственная регистрация необходима для перехода (передачи) соответствующего права. В то же время в случаях дарения земельного участка государственной регистрации подлежит как сам договор дарения, так и передача права собственности на основании договора.

Предоставление земельных участков осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, разработка и принятие которого является существенным условием обеспечения процедуры предоставления земельных участков. Данные акты должны соответствовать общим требованиям и максимально обеспечивать равные возможности граждан и юридических лиц при приобретении участков.

Право собственности на основании данного акта возникает тогда, если земельный участок предоставляется в собственность бесплатно или на основании договора купли-продажи земельного участка. Согласно действующему законодательству одной из форм заключения договора на приобретение земельных участков из муниципальной собственности являются торги.

Порядок проведения торгов регулируется ст. 38 Земельного кодекса РФ, ст. 447-448 Гражданского кодекса РФ, а также Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил организации и проведения торгов при продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков".

Торги могут проводится в виде конкурса или аукциона. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о земле. Конкурс проводится тогда, когда орган местного самоуправления самостоятельно устанавливает условия или обязанности по использованию земельного участка.

Муниципальный орган определяет начальную цену на основании независимой оценки, проводимой в соответствии ФЗ "Об оценочной деятельности", в соответствии со ст. 3 которого под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

По результатам оценки земельного участка составляется отчет, в котором обосновывается его рыночная стоимость. Победителем аукциона признается лицо, которое предложит наибольшую цену за предмет торгов. При проведении конкурса победителем считается лицо, которое предложит наилучшие условия.

Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором, членами комиссии и победителем.

Не позднее 20 дней с момента оформления протокола между победителем и продавцом заключается договор купли-продажи земельного участка. Право собственности на земельный участок переходит к победителю со дня государственной регистрации.

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется за плату. Платность проистекает из общего принципа платности землепользования, определенного Земельным законодательством, согласно которому любое использование земли осуще6ствляется за плату. Плата зависит от размера земельного участка. Статьей 33 Земельного кодекса установлены общие положения о нормах предоставления земельных участков. Нормы предоставления земельных участков гражданам для ведения фермерского хозяйства, садоводства, животноводства и дачного строительства устанавливаются субъектами РФ, поскольку полномочия по поддержанию сельского хозяйства региона принадлежат субъектам РФ, а нормативными правовыми актами органов местного самоуправления регулируются предельные нормы размеров земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

В случаях, предусмотренных законом, возможно бесплатное предоставление на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления. Например, в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, бесплатно по месту военной службы предоставляется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Предоставление земельных участков на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления может осуществляться и с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта предполагает активную роль лица, испрашивающего земельный участок у муниципального органа. Заинтересованное лицо является инициатором правоотношений по поводу предоставления земельного участка, а муниципальный орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, обеспечивает соблюдение правил землепользования. Такой порядок предоставления применяется, если отсутствуют документы территориального планирования или отсутствуют права третьих лиц на этот земельный участок.

Основанием для совершения органов местного самоуправления соответствующих действий является заявление заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта

В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в орган власти, обладающий соответствующим правом, с заявлением, в котором указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, испрашиваемое право на земельный участок, а также прилагается технико-экономическое обоснование проекта строительства. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории.

Если размещение объекта на территории возможно, результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Решение о предварительном согласовании и утвержденный проект границ земельного участка является основанием для проведения межевых работ по установлению границ испрашиваемого земельного участка.

После межевания земельного участка проводится кадастровый учет земельного участка. Для его проведения заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, уполномоченные на ведение кадастрового земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы и документы о межевании земельного участка.

Следующая стадия предоставления земельного участка – принятие соответствующим органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. Исполнительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. На основании данного решения заключается договор аренды, который подлежит государственной регистрации.

Сроки принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе не предусмотрены в законодательстве, что позволяет затягивать процедуру принятия решения и таким образом уполномоченным органам злоупотреблять своими правами.

Предоставление земельных участков, не связанных со строительством, не выходит за рамки тех действий, которые установлены законодательством для случаев предоставления земель для строительства и которые были изложены выше: подача заявки в компетентный орган, формирование земельного участка, принятие решения о его предоставлении, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок.

Тем не менее процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, выделена в отдельную статью. Так, согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

-принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

-уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

-обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Изъятие земель – одна из форм прекращения прав на землю, относящаяся к полномочиям органов местного самоуправления в земельной сфере.

Статья 49 Земельного кодекса РФ устанавливает, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

-выполнением международных обязательств Российской Федерации;

-размещением объектов государственного или муниципального значения (коммуникации, космос, оборона, атомная отрасль и т.д.) при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

-иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Указанное конституционное положение конкретизировано в гражданском и земельном законодательстве применительно к изъятию земельных участков для публичных нужд.

Кроме того, земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления. В соответствии со статьей 243 Гражданского кодекса РФ имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение не только преступления, но и иного правонарушения.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 23. – Ст.2381.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ: по сост. на 11 января 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 56. – Ст. 5145.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25. 10.2001 № 136-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 50. – Ст.5278.

7. О недрах: закон РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 10. – Ст.832.

8. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 34. – Ст.3246.

9. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14 марта 1995 № 33-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3389.

10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 2003. – № 40. – Ст.3822.

11. О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 50. – Ст.5278.

12. О государственном кадастре недвижимости": федеральный закон от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2007. – № 31.- ст. 4017.

13. О землеустройстве: федеральный закон от 18 июня 2001 № 78-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 26. – Ст.2582.

15. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: федеральный закон от 11 апреля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998.- № 15.- Ст3856.

16. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998г. №76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- № 22ст.- Ст.2331.

18. Об утверждении правил организации и проведения торгов при продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков: Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002г. №808 // Собрание законодательства РФ. – 2002.- №46.– Ст. 4587.

21. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 29 июля1998 № 135-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. -1998.- № 25.- Ст. 3813

Научная литература

1. Анисимов А.П. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации /А.П.Анисимов.- М.:БЕК, 2007.- 220с.

2. Все о земельных отношениях: учеб.-практич. пособие/ Боголюбов С.А. [и др.].-М:Проспект,2010.- 656 с.

3. Выдрин, И.В. Муниципальное право России/ И.В Выдрин. – М.: Норма, 2008. – 554 с.

4. Галиева, Р. Субъекты и объекты земельных прав/Р. Галиева.-Российская юстиция.- 2006.- № 10.–.24с.

5. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России / Л.В. Гильченко. – Государство и право, 1996.- 152 с.

6. Грибовский С.В. Оценка стоимости недвижимости/С.В. Грибовский Е.Н. Иванова Д.С. Львов О.Е. – СПб.: Пресс, 2001. – 789 с.

7. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для вузов/ Б.В. Ерофеев. – М.: ООО "Профобразование", 2001. – 656 с.

8. Завьялов А.А. Земельные отношения в системе местного самоуправления / А.А. Завьялов.- М.:Статут, 2011. – 256 с.

9. Злобина В.В. Сборник модельных муниципальных правовых актов/В.В. Злобина. – Новосибирское книжное издательство,2006.-10 с.

10. Карлова Н. В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю / Н.В.Карлов. – М.:БЕК,2004. – 67 с.

11. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Г.В. Чубукова. – М.: Издательство Тихомирова М.Ю, 2007. – 111 с.

12. Масленникова Е.В. Государственное и муниципальное управление / Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев.- М.: Эксмо, 2011. – 279 с.

13. Михалычева Ю.С. Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02/Ю.С.Михалычева.- М, 2007.- 224 с.

14. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Карпович В.Д.[и др.].- М.: Юрайт-М; Новая культура, 2012.-159 с.

15. Овчинников И.И. Муниципальное право России / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев.- М.: Эксмо, 2011. -544с.

16. Роскошнова С.В. Классификация полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений/ С.В.Роскошина.- Правовые вопросы строительства,2007. – 22 с.

17. Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному Кодексу Российской Федерации /Е.А.Сухова. -Росбух,2008.- 34 с.

18. Тихомиров Ю.А. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г/Ю.А.Тихомиров.-М,1995.-417с.

19. Карпович В.Д., Лазарев В.В., Окуньков Л.А., Кутафин О.Е.