Поэтика художественного произведения

Поэтика – раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства.

Статьи по теме
Искать по теме

Слово "поэтика" (от греч. ποιητική – поэтическое искусство) имеет три основных значения, логически и исторически связанных. Во-первых, поэтикой называли свод правил, по которым строится литературное произведение. Такие поэтики – их именуют нормативными, поскольку ими предписываются нормы, которые подлежат обязательному выполнению, – отражают и закрепляют творческие принципы определенных литературных течений и направлений. Так, например, "Поэтическое искусство" французского поэта Н. Буало связано с художественными установками классицизма. Это своеобразная инструкция, разъясняющая, как написать классицистическое произведение.

Во-вторых, поэтикой называют художественную систему писателя, литературной эпохи, отдельного жанра в определенные периоды его развития, конкретного произведения. В этом смысле мы говорим о "поэтике Гоголя", "поэтике русского реализма", "поэтике ренессансной новеллы", "поэтике "Войны и мира" и т. п. Художественная система не всегда рассудочно осознается писателем или направлением, но объективно существует всегда, а следовательно, поддается научному изучению.

В-третьих, поэтика – раздел науки. Такой раздел существует в теории литературы (теоретическая поэтика) и в истории литературы (историческая поэтика). В научных работах по поэтике теоретический и исторический аспекты накрепко соединены. Связь трех значений слова "поэтика" можно продемонстрировать на примере напианного в IV в. до н. э. сочинения Аристотеля "Об искусстве поэзии", которое нередко называют просто "Поэтика". Оно являет собою и свод творческих норм, и исследование художественной системы древней греческой литературы, и одну из первых известных нам теоретических трактовок своеобразия литератур как таковой.

Научная поэтика занимается изучением специфики литературы, то есть осознанием и описанием того, что свойственно только литературе, что отличает ее от всех остальных областей духовной жизни. И в каждой отдельной художественной системе эта наука также стремится выделить особенные, неповторимые черты. А специфика и литературы в целом и ее явлений раскрывается только через сложные внутренние связи. Как связан жанр произведения со стихотворным размером, которым оно написано? Как соотносится сюжетно-композиционное своеобразие с особенностями стиля, интонация с образным строем? На множество подобных вопросов отвечает поэтика, и ее выводы помогают постигать художественное произведение, творчество писателя, литературу в целом. Скажем, для того чтобы слушать и живо воспринимать музыку, не обязательно знать нотную грамоту. Но человек, владеющий этой грамотой, чувствует музыку еще полнее, его непосредственное восприятие усиливается благодаря пониманию важных оттенков и внутренних тонкостей музыкального искусства.

Точно так же читатель, осведомленный в законах жанра, стиля, композиции, в системах метрики и строфики, тропов и фигур, полнее ощущает внутреннее богатство произведения, извлекает из него больше духовноэмоциональной энергии. Научная поэтика, по определению советского литературоведа В. Жирмунского, "опираясь на непосредственное художественное впечатление, вскрывает те приемы, которые такое впечатление создают". Стало быть, поэтика дает нам возможность объективно проверить свои непосредственные читательские ощущения, настроить свои мысли и чувства на "волну" именно этого произведения, этого автора, этой художественной эпохи.

Поэтика дает ключ к правильному пониманию произведения, к верной его критической интерпретации и оценке. Поэтика – есть система таких законов. Когда мы читаем статьи русских критиков XIX века, знакомимся с отзывами читателей-современников о классических шедеврах прошлого, мы убеждаемся, что более правы были в своих суждениях те читатели и критики, которые глубже понимали или ощущали своеобразие поэтики произведений. Из двух критических трактовок, двух объяснений смысла произведения ближе к истине такое истолкование, которое в большей степени опирается на поэтику художественного текста.

Иногда внутри поэтики выделяют стилистику как науку о художественной речи, отрасль, граничащую с языкознанием. "Поэтика" как общеэстетический принцип и термин был введен Аристотелем. Приложенный затем к художественной литературе он сохранял до середины XIX в. значение общеэстетической категории. Веселовский изменил это значение, введя понятие "историческая поэтика", которое стало термином теории литературы, одним из основных в концепции истории всемирной литературы, выдвинутой ученым. Принципы "исторической поэтики" Веселовского не могли стать принципами общетеоретическими, хотя они и содержали в себе определенную основу для построения поэтики теоретической: "историческая поэтика" в полной мере не объясняла вопросов специфики литературы как словесного искусства. Они и оказались в центре теоретико-литературных построений Потебни, который сформулировал основные идеи лингвистической "теории словесности" и тем самым – теоретической поэтики.

Вывод

Поэтика является одним из важнейших элементов художественного мира произведения на ряду с жанром. Поэтика трактуется как раздел теории литературы, изучающий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники поэтического искусства.

Литература

1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – М.: Вече, 2004

2. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999