Пластиковые карты, перспективы и проблемы использования

Пластиковые карты, перспективы и проблемы использования.

Статьи по теме
Искать по теме

История развития пластиковых карт и платежных систем

Первое теоритическое упоминание об использовании карт как платежного средства появилось в Англии и относится к концу XIX в. Идею кредитных карт выдвинул Джеймс Беллами.

Первая кредитная карта была выпущена в 1914 г. Фирмой General Petroleum Corporation Of California (ныне Mobil Oil). Карты использовались для оплаты при торговли нефтепродуктами. Так они быстро завоевали популярность. Владелец карты получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара.

С увеличением числа пользователей встал вопрос об учете и регистрации продаж по каждой эмитированной карте, что вызвало к жизни процесс эмбоссирования карт (теснение номера карты, данных клиента, срока действия карты). Эмбоссирование, появившись в 1928 г., практически без изменений сохранилось до наших дней и широко используется. Первые карты с эмбоссированием изготавливались из металла, но затем они были вытеснены пластиковыми картами, так как последние оказались более практичными.

Эти карты еще не были платежным средством. Это были так называемые "клубные" карты, которые подтверждали принадлежность пользователя к той или иной системе учреждений сферы обслуживания. Эти карты имели строго ограниченное распространение. Использование "клубных" карт широко распространено и в настоящее время. Достаточно много систем с "клубными" картами работает в России.

Однако в этот период широкого развития карты не получили из-за кредитных ограничений, введенных федеральным правительством США в период Великой депрессии в 1929 г., а затем из-за последовавшей за депрессией Второй мировой войны. Но уже после войны наблюдается резкий скачок в их эмиссии, и в настоящее время в мире используется свыше несколько миллиардов платежных карт.

Первые карты, являющиеся полноценным платежным средством, были выпущены небанковскими гигантами: Diners Club (1950), American Exspress и Hilton Credit. С точки зрения производства они мало чем отличались от предыдущих, но по своим функциям это были совершенно новые карты. Фактически это можно считать моментом рождения нового инструмента безналичных расчетов.

Первая банковская карта была выпущена в 1951 г. Маленьким нью-йоркским банком Long Island, и с тех пор началось бурное развитие этого вида услуг. Первая универсальная карта большого банка Bank of America прошла испытания в г. Фреско, штат Калифорния, в 1956 г. Bank of America начал продажу лицензии на использование карточной технологии другим банкам.

В ответ на это несколько крупных банков – конкурентов Bank of America(14 нью-йоркских банков) учредили свою Межбанковскую карточную ассоциацию – Interbank Card Association (ICA), а в 1969 г.

Эта ассоциация купила права на карты Master Charge, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов (четыре калифорнийских банка), а большинство банков – членов ICA перешли на выпуск Master Charge.

В начале выпуск карт часто оказывался нерентабельным для банков, и это приводило к многочисленным финансовым потерям. Для того чтобы карточная технология стала рентабельной, банк-эмитент должен быть признан широким коммерческим сектором, однако, для того, чтобы это стало возможным, банк должен обладать большим количеством клиентов, принявших новые банковские услуги. Для достижения этой цели большое количество карт было разослано по почте, хотя на практике это привело к многочисленным злоупотреблениям. Такой массовый запуск нового продукта происходил в США в 1960-1965 гг. Причем часть банковских учреждений предлагала карты своим клиентам бесплатно, однако по истечении года или двух, иного без всякого предупреждения, накладывала на их карты годовую пошлину.

Положение, при котором Bank of America имел доминирующие позиции в карточном бизнесе, быстро перестало устраивать лицензированные им банки, и в 1970 г. банк передал контроль над этой сферой бизнеса новой организации банков – National Bank AmeriCard Inc (NBI), в которой он был лишь одним из членов.

Таким образом, к началу 1970-х годов в США сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карт: NBI и ICA. Обе организации с момента учреждения решили не принимать в свои ряды банки – члены организации – конкурента, и потребовалось 10 лет (с 1966 по 1976)и несколько судебных процессов, чтобы двойное членство было разрешено.

Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 г., когда компания Dinerd Club выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы выпуска карт Великобритании. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карты BHR, которая, не являясь банковской, была все же универсальной картой. В 1965 г. Эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию Eurocard International со штаб квартирой в Швеции.

В 1974 г. ICA подписала соглашение с британской системой Access, которая входила в Ассоциацию Eurocard. С этого момента началось сотрудничество Eurocard и американской ICA, выпускающей Master Charge.

В 1977 г. наименование NBI было изменено на Visa USA Inc. Изменение имени имело огромное значение, так как это событие открыло дорогу широкому распространению карт Visa в США и за рубежом. В то время было выпущено не более 40 млн карт с оборотом в 12 млрд долл. США. По имеющимся данным, к 2006 г. Оборот по картам VISA превысил отметку

4,6 трлн долл. США. Банки – члены VISA выпустили 1,55 млрд карт, которые принимаются по всему миру более чем в 180 странах,21,6 млн торгово-сервисных точек.

В 1980 г. ICA дала своей карте "более международное" название MasterCard. По состоянию на начало 2003 г. количество карт платежной системы MasterCard International в мире составило 632 млн шт. они принимались в 22 млн точек обслуживания.

Eurocard также не стояло на месте. Расширяя свое сотрудничество с MasterCard, эта ассоциация по мере появления новых технологий заключила соглашение с компаниями Cirrus и Maestro, что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карт для получения наличных денег в банкоматах. В конце 1992 г. произошло слияние Eurocard International с платежной системой Eurochecke. Новая организация стала называться Europay International.

Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка со стороны VISA и MasterCard, они проигрывали картам JCB.

Японская компания, выпускающая кредитные карты JCB,была основана в 1961 г. Как уже отмечалось, JCB является лидером на рынке кредитных карт Японии и активно развивает свою экспансию в качестве транснациональной компании. На начало 2003 г. количество карт в обращении составило 49,6 млн, количество ассоциированных предприятий торговли и услуг (т.е. принимающих карты JCB)- 11,4 млн в 145 странах мира.JCB ориентируется главным образом на "высший" и "высший средний" класс потребителей с высоким уровнем дохода и дифференцированным спросом.

С одной стороны, JCB- единственная в Японии компания, чьи карты являются международными. С другой стороны, JCB отличается от международных платежных систем VISA, Europay – MasterCard, American Express (все они гораздо крупнее JCB) усиленным акцентом на развитие своих карт не только и не столько в качестве средства платежа, сколько в качестве средства доступа к услугам в области туризма и развлечений.

В бывшем СССР карты международных платежных систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 г. было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club.

В 1974 г. на нашем рынке появилась American Exspress, в 1975 г. – VISA(тогда еще BankAmeriCard) и Eurocard, в 1976 г.- японская JCB. С советской стороны все соглашения подписывались ВАО "Интурист", которое и организовывало расчеты по пластиковым картам в валютных магазинах "Березка" и гостиницах.

Первым советским эмитентом международных карт стал Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. "золотые" карты платежной системы Eurocard. Их было выпущено очень ограниченное количество, и предназначались они для узкого круга лиц. Держателями первых выпущенных карт стали несколько руководителей государства, а также председатель правления Внешэкономбанка. С коммерческой точки зрения, это можно считать не более чем относительно удачным эксперементом в области карточного бизнеса.

Первым российским коммерческим банком, выпустившим собственную карту с логотипом VISA, стал "Кредо Банк"(1991). На сегодняшний день свыше 700 российских банков выпускают карты или работают с ними. Сегодня уже созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на банковских картах: это STBCard, UnionCard, "Золотая корона", ACCORD. По данным Банка России, на 1 января 2008 г. российские банки эмитировали более 103 млн карт. В результате на одного россиянина приходится 0,6 банковской карты, что далеко от развитых стран, где, по статистике, у каждого жителя по 2- 3 карты.

В технологическом аспекте карты прошли в своем развитии несколько стадий. Как уже отмечалось, первые карты изготавливались из картона и металла, а затем их стали выпускать в виде пластиковых карт. Основным аргументом для внедрения пластиковых карт являлось удобство пользователя. С возникновением новых электронных средств регистрации и сбора информации появилась возможность заносить и считывать информацию на карту при помощи магнитного кодирования. Начало применения пластиковых карт с магнитной полосой датируется 1969 г. В комбинации с эмбоссированием такие карты широко используются до сих пор.

Следующий этап развитии пластиковых карт связан с именем французского журналиста Ролана Морено, который в 1974 г. предложил использовать карты с электронной микросхемой. Он запатентовал эту идею и основал компанию Innovatron для производства таких карт. Четырьмя годами ранее аналогичную идею запатентовал в Японии Кунитака Аримура, однако международного патента он не получил. Пластиковые карты со встроенными в них микросхемами называют еще "интеллектуальными", микропроцессорными, чип или смарт-картами. Появление пластиковых карт со встроенной в них микросхемой оценивается западными специалистами карточного бизнеса как революционное. На сегодняшний день смарт-карты- наиболее динамично развивающийся тип пластиковых карт. Существуют три пути, по которым может следовать банк, выбирая стратегию использования технологий безналичных электронных расчетов:

- создание и эксплуатация независимой собственной сети обслуживания;

- участие в международных системах;

- участие на долевых началах в совместной системе обращения банковских карт.

Недостаток создания собственной сети заключается в том, что маркетинг требует больших затрат, объем операций ограничен, так как она способна обслуживать только операции только операции клиентов определенного вида, проходящие чрез данное учреждение. В результате период окупаемости может оказаться длительным, а масштабы системы ограниченными. Этот проект под силу только самым крупным банкам.

Участие в международных системах (VISA, American Express, MasterCard и др.) имеет следующие особенности:

- значительный вступительный взнос;

- необходимость держать большой объем страховых депозитов в зарубежных банках;

- отсутствие и невозможность создания единого российского процессингового центра по международным картам, а следовательно, необходимость осуществления всех платежей через зарубежные системы, комиссия которых может достигать 2 %.

Таким образом была рассмотрена эволюция пластиковых карт от времен создания до наших дней.

Сущность понятия "пластиковые карты"

Пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки.

Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" – товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время. Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.

При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация – на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS – Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры – секретный ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством – банкоматом, который и проводит авторизацию.

При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом лимитов. Характер лимитов и условия их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям.

Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой карточки является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карточки необходимо вновь внести средства на свой счет.

Для обеспечения платежей держатель карточки может не вносить предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Подобная схема реализуется при оплате посредством кредитной карточки. В этом случае лимит связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель карточки может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карточки происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части.

Как кредитная, так и дебетовая карточки могут быть также корпоративными. Корпоративные карточки предоставляются компанией своим сотрудникам для оплаты командировочных или других служебных расходов. Корпоративные карточки компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карточки могут иметь разделенный и неразделенный лимиты. В первом случае каждому из держателей корпоративных карт устанавливается индивидуальный лимит. Второй вариант больше подходит небольшим компаниям и не предполагает разграничение лимита. Корпоративные карточки позволяют компании детально отслеживать служебные расходы сотрудников.

Семейные карточки в определенном смысле аналогичны корпоративным – право произведения платежей в рамках установленного лимита предоставляется членам семьи держателя карточки. При этом дополнительным пользователям предоставляются отдельные персонализированные карточки.

Классификация пластиковых карт

Пластиковые карты (ПК) выполняют функции одновременно депозитного, расчетного, кассового и кредитного инструмента. Безналичные расчеты ПК занимают значительное место в системе рас­четов многих промышленно развитых стран. В последние годы различные виды ПК стали применяться и в России.

Итак, пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм, 53.9 мм, 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Из сказанного выше видно, что основная функция пластиковой карточки – обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.

Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты.

По материалу, из которого они изготовлены:

- бумажные (картонные);

- пластиковые;

- металлические.

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламинирование является довольно дешевой и легкодоступной процедурой и поэтому, если карта используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделок применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металла пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

По общему назначению:

- идентификационные;

- информационные;

- для финансовых операций.

Это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая:

- является пропуском, разрешающим проход в определенные зоны предприятия – идентификационная функция;

- на той же карте может быть записана в кодированном виде какая-либо важная информация о держателе карты – информационная функция;

- кроме того, такая карта может использоваться еще для расчетов в столовых и магазинах данной компании – расчетная функция.

Система с использованием многофункциональных карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что объединение многих функций в одной пластиковой карточке является перспективным, так как такая многофункциональная карта удобна для эмитента и для держателя.

На основании механизма расчетов:

- двусторонние системы – возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);

- многосторонние системы – предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Ехрress).

По виду проводимых расчетов:

- кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты и разовый лимит на сумму одной покупки, в пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;

- дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.

Некоторые авторы выделяют в особую категорию платежные карты как разновидность кредитных карт. Отличие стоит в том, что общая сумма долга при использовании платежной карты должна погашаться полностью в течение определенного времени после получения выписки без права продления кредита.

По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:

- обычные карты;

- серебряные карты;

- золотые карты;

Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).

Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов.

В системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Elektron, Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

По характеру использования:

- индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть "стандартной" или "золотой";

- семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;

- корпоративная карта выдается юридическому лицу, на основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, "привязанные" к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.

По принадлежности к учреждению-эмитенту:

- банковские карты, эмитент которых – банк или консорциум банков;

- коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждения­ми;

- коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;

- карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.

По сфере использования:

- универсальные карты – служат для оплаты любых товаров и услуг;

- частные коммерческие карты – служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).

По территориальной принадлежности:

- международные, действующие в большинстве стран;

- национальные, действующие в пределах какого-либо государства;

- локальные, используемые на части территории государства;

- карты, действующие в одном конкретном учреждении.

По времени использования:

- ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);

- неограниченные (бессрочные).

По способу записи информации на карту:

- графическая запись;

- эмбоссирование;

- штрих-кодирование;

- кодирование на магнитной полосе;

- чип;

- лазерная запись (оптические карты).

Самой ранней и простой формой записи информации на карту было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. В начале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование – нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится на слип. Способ переноса эмбоссированной на карте информации – механическое давление. Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение.

Штрих-кодирование – запись информации на карту с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете.

Магнитные карты имеют тот же самый вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи. Магнитная полоса может хранить около 100 байт информации, которая считывается специальным считывающим устройством. Информация, нанесенная на магнитной полосе, имеет идентификационный характер, а стоимостные показатели отсутствуют. На лицевой стороне карточки указываются:

- имя держателя;

- номер его банковской карты;

- шифр его отделения банка;

- наименование банка;

- символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида;

- голограмма – фирменный знак платежной системы. Цель нанесения голограммы – сделать внешний вид карты более привлекательным и защитить от подделки; впервые голограмму применили в системе Mastercard в 1985 г.;

- срок пользования карточкой (от полугода до двух лет).

Существует много национальных и международных стандартов на магнитные карточки. Наибольшее распространение получил стандарт с трехдорожечной магнитной полосой.

В соответствии со стандартом 1807813 на первой дорожке записываются следующие данные: номер карточки, имя держателя, срок истечения действия карточки, сервис-код (максимальная длина записи – 89 символов); на второй дорожке – номер карточки, срок истечения действия, сервис-код (до 40 символов). Сервис-код – это код из двух цифр, определяющий допустимые для данной карточки типы операций, например: 03 – только операции, выполняемые банкоматом; 20 – операции требуют авторизации у эмитента.

На третьей дорожке чаще всего записывается PIN-код. Помимо определенных в стандарте величин на магнитной полосе могут записываться некоторые другие коды, например, PVV (PIN Verification Value) или CVC (Саrd Verification Соdе) – коды, позволяющие проверить PIN (секретный номер, присваиваемый карточке и выдаваемый держателю вместе с кар­точкой) автономно устройством, выполняющим операцию.

Магнитная запись является одним из самых распространенных способов нанесения информации на пластиковые карты. С магнитными картами на сегодняшний день работают такие транснациональные компании, как VISA, МаstегСагd, Еurоpay, American Ехрrеss, Diners Club.

Магнитные карточки нельзя считать идеальным платежным средством, так как они имеют множество недостатков:

- плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе легко можно разрушить);

- отсутствует возможность надежного обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента;

- необходимость обслуживания карточки в режиме on-line, что повышает издержки эксплуатации подобной системы. Это означает, что для каждой транзакции необходимо обращаться через модемную связь в центр авторизации для подтверждения подлинности по вы­деленной телефонной линии, что дорого и недостаточно надежно, особенно в условиях России;

- слабая защита от мошенничества (эти карточки легко украсть, подделать либо путем производства фальшивок, либо скопировав информацию с них).

Ряд причин сдерживает распространение карт с магнитной полосой на российском рынке:

- низкий уровень и нерегулярность доходов населения в сочетании с высокими темпами инфляции делает невозможным для массового клиента поддерживать приличные неснижаемые остатки либо страховые депозиты на счетах;

- традиционное низкое качество телекоммуникационных сетей, не позволяющее строить классические для Запада схемы он-лайнового обращения к счетам клиентов.

Понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. И специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip – кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами. Название "смарт-карта" (smart – интеллектуальная, или разумная) связано с возможностью последней выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Основными преимуществами этого вида карт является повышенная надежность и безопасность и многофункциональность. Существенным недостатком является ее высокая себестоимость. Стоимость таких карт определяется стоимостью микросхемы, которая прямо зависит от размера имеющейся памяти и колеблется для тиража в миллион карточек от 0,6 до 9,5 долл. США10.

Смарт-карты имеют различную емкость, объем памяти обычной карты составляет приблизительно 256 байт, но существуют карты с объемом памяти от 32 байт до 8 Кбайт. Микросхемы позволяют хранить в памяти такой карты, кроме идентификационной информации, и стоимостные показатели.

Рассмотрим типологию смарт-карт. В зависимости от внутреннего устройства и выполняемых функций специалисты подразделяют смарт-карты на два вида:

- карты с памятью;

- микропроцессорные карты.

Карты с памятью. Это название весьма условно, так как все смарт-карты имеют память. Обычно карты подобного типа используются для хранения информации. Существуют два подтипа подобных карт: с незащищенной и с защищенной памятью.

В картах с незащищенной памятью нет ограничений по чтению или записи данных. Иногда их называют картами с полнодоступной памятью. Можно произвольно структурировать карту на логическом уровне, рассматривая ее память как набор байтов, который можно скопировать в оперативную память или обновить специальными командами.

Карты с незащищенной памятью использовать в качестве платежных крайне опасно. Достаточно легально приобрести такую карту, скопировать ее память на диск, а дальше после каждой покупки восстанавливать ее память копированием начального состояния данных с диска, т.е. шифрование данных в памяти карты от мошенничества подобного рода не спасает. Практика показывает, что в России людей, способных на такое занятие, достаточно.

В карточках с защищенной памятью используется специальный механизм для разрешения чтения/записи или стирания информации. Чтобы провести эти операции, надо предъявить карте специальный секретный код (а иногда и не один). Предъявление кода означает установление с ней связи и передачу кода "внутрь" карты. Сравнение кода с ключом защиты чтения/записи (стирания) данных проведет сама карта и "сообщит" об этом устройству чтения/записи смарт-карт. Чтение записанных в память карты ключей защиты или копирование памяти карты невозможно. В то же время, зная секретный код (коды), можно прочитать или записать данные, организованные наиболее приемлемым для платежной системы логическим образом. Таким образом, карты с защищенной памятью годятся для универсальных платежных применений, хорошо защищены, и при этом недороги. Так, цена карты СРМ896 составляет не более 4 долл. для тиражей выше 5 тыс. экземпляров.

Как правило, карты с защищенной памятью содержат область, в которую записываются идентификационные данные. Эти данные не могут быть изменены впоследствии, что очень важно для обеспечения невозможности подлога карты. С этой целью идентификационные данные на карте "прожигаются".

Необходимо также, чтобы на платежной карте были, по меньшей мере, две защищенные области. Уже отмечалось, что в технологии безналичных расчетов по картам участвуют обычно три юридически независимых лица: клиент, банк и магазин. Банк вносит деньги на карту (кредитует ее), магазин снимает деньги с карты (дебетует ее), и все эти операции должны совершаться с санкции клиента. Таким образом, доступ к данным на карте и операции над ними надо разграничивать. Это достигается разбиением памяти карты на две защищенные разными ключами области – дебетовую и кредитную. Каждый участник операции имеет свой секретный ключ.

Для защиты областей данных от несанкционированного доступа предусматриваются поля, контролирующие доступ к этим данным. Существуют три типа ключей:

- Кеу – ключ банка,

- Р-Кеу – ключ владельца карточки – PIN-код,

- А-Кеуs – ключи торговых организаций или иных приложе­ний.

Использование этих ключей дает возможность доступа к чтению информации из соответствующей области или записи информации. Как правило, активизация одного ключа позволяет только читать информацию, а активизация сразу всех ключей ее – и записывать.

Правильное предъявление ПИН-кода открывает доступ к карте (по чтению данных), однако не должно менять информацию, которой распоряжается кредитор карты (банк) или ее дебитор (магазин). Ключ записи информации в кредитную область карты имеется только у банка; ключ записи информации в дебетную область – у магазина. Только при предъявлении сразу двух ключей (ПИН-кода клиента и ключа банка при кредитовании, ПИН-кода клиента и ключа мага­зина при дебетовании) можно провести соответствующую финансовую операцию – внести деньги либо списать сумму покупки с карты.

Если в качестве платежной используются карты с одной защищенной областью памяти, – значит, банк и магазин будут работать с одной и той же областью, применяя одинаковые ключи защиты. Если банк, как эмитент карты, может ее дебетовать (например, в банкоматах), то магазин права кредитовать карту не имеет. Однако такая возможность ему дана – поскольку, в силу необходимости дебетования карты при покупках, он знает ключ стирания защищенной зоны. То обстоятельство, что и кредитор карты, и ее дебитор (обычно разные лица) пользуются одним ключом, нарушает сразу несколько основных принципов защиты информации (в частности, принципы разделения полномочий и минимальных полномочий). Это рано или поздно приведет к мошенничеству. Не спасают ситуацию и крипто­графические способы защиты информации.

Из известных карт с защищенной памятью лишь упоминавшаяся уже карта СРМ896 обладает двумя защищенными областями памяти и удовлетворяет требованиям по разграничению доступа к информации, как со стороны банка, так и со стороны магазина.

Принципиально иные возможности открывают настоящие микропроцессорные карты, поскольку они имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером.

В карту встраивается специализированная операционная система, обеспечивающая большой набор сервисных операций и средств безопасности.

Операционная система карты поддерживает файловую систему, предусматривающую разграничение доступа к информации. Для информации, хранимой в любой записи (файл, группа файлов, ката­лог), могут быть установлены следующие режимы доступа:

- всегда доступна по чтению/записи. Этот режим разрешает чтение/запись информации без знания специальных секретных кодов;

- доступна по чтению, но требует специальных полномочий для записи. Этот режим разрешает свободное чтение информации, но разрешает запись только после предъявления специального секретного кода;

- специальные полномочия по чтению/записи. Этот режим разрешает доступ по чтению или записи после предъявления специально­го секретного кода, причем коды для чтения и записи могут быть различными;

- недоступна. Этот режим не разрешает читать или записывать информацию. Информация доступна только внутренним программам карточки. Обычно этот режим устанавливается для записей, содержащих криптографические ключи.

Как правило, в такие карточки встроены криптографические средства, обеспечивающие шифрование информации и выработку "цифровой" подписи. Традиционно в карточках для этих целей применяется криптографический алгоритм. Кроме того, в карточке имеются средства ведения ключевой системы.

Карты обеспечивают различный спектр сервисных команд. Для банковских целей наиболее интересные из них – средства ведения электронных платежей.

К специальным средствам относятся возможность блокировки работы с карточкой. Различаются два вида блокировки: при предъявлении неправильного транспортного кода и при несанкционированном доступе.

Суть транспортной блокировки состоит в том, что доступ к карточке невозможен без предъявления специального транспортного кода. Этот механизм необходим для защиты от нелегального ис­пользования карточек при хищении во время пересылки карточки от производителя к потребителю. Карточка может быть активизирована только при предъявлении правильного "транспортного" кода.

Суть блокировки при несанкционированном доступе состоит в том, что если при доступе к информации несколько раз неправильно был предъявлен код доступа, то карта вообще перестает быть работоспособной. При этом, в зависимости от установленного режима карта может быть впоследствии либо активизирована при предъявлении специального кода, либо нет. В последнем случае карточка становится непригодной для дальнейшего использования.

Пластиковые карты с микросхемами имеют более высокую степень защиты от мошенничества и подделок.

Несмотря на очевидные преимущества, смарт-карточки до сих пор имели ограниченное применение, по той причине, что такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, банками было принято решение о постепенном переходе на смарт-карты.

Суперсмарт-карты. Примером может служить многоцелевая карта фирмы Toshiba, используемая в системе VISA. В дополнение ко всем возможностям обычной микропроцессорной карты, эта карта также имеет небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта карта объединяет в себе кредитную, дебетовую и предоплатную карты, а также выполняет функции часов, календаря, калькулятора, осуществляет конвертацию валюты, может служить записной книжкой и т.д. Из-за высокой стоимости, суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого распространения, но их использование будет, вероятно, расти.

В 1981 году Дж. Дрекслером была изобретена оптическая карточка. Карты оптической памяти имеют большую емкость, чем карты памяти, но данные на них могут быть записаны только один раз. В таких картах используется WORM-технология (однократная запись – многократное чтение). Запись и считывание информации с такой карты производится специальной аппаратурой с использованием лазера (откуда другое название – лазерная карта). Технология, применяемая в картах, подобна той, которая используется в лазерных дисках. Основное преимущество таких карточек – возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.

В настоящее время пластиковые карты имеют большое разнообразие. В данном подпункте были рассмотрены виды и

Порядок открытия счета и выпуска карты

Подача заявления на получение платежной карты ОАО "Россельхозбанк" и открытие счета осуществляется при личном обращении клиента в подразделение. Открытие счетов карт осуществляется в подразделениях.

Открытие счетов клиентам производится банком при условии определения их гражданской дееспособности.

Физическому лицу может быть отказано в открытии счета и выпуске карты в следующих случаях:

– клиентом не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для его идентификации;

– клиентом представлены недостоверные сведения;

– в отношении клиента имеются сведения об участии в террористической деятельности, полученные в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ;

– имеются основания к отказу в выдаче карты, установленные в ходе проверки данных клиента подразделением безопасности (при открытии счета и выпуске карты категорий VISA Classic/MasterCard Standard и выше);

- в случаях, предусмотренных условиями;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае отказа в открытии счета по первым трем основаниям, должностное лицо направляет в службу финансового мониторинга/ответственному работнику филиала сообщение по форме Приложения 6 к Правилам № 85-П.

Открытие счета и выпуск карты производится только в том случае, если Банком получены все предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим разделом документы, а также проведена идентификация клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов и сведений, необходимых для идентификации физических лиц, установлен законодательством Российской Федерации и Правилами № 85-П. При этом анкетирование указанных лиц осуществляется в соответствии с Приложением 1 (ф. ФЛ-1) к Правилам № 85-П. Клиент, идентифицированный Банком в установленном законодательством Российской Федерации порядке ранее, повторной идентификации не подлежит, за исключением случаев возникновения у Банка сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации.

При открытии счета клиентом карточка ф. 0401026 не представляется и не оформляется на основании п. 1.12 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И (перечисление денежных средств со счета в соответствии с разделом 6 настоящего порядка осуществляется исключительно на основании заявления держателя, а расчетные документы для такого перечисления составляются и подписываются банком).

Клиент вправе оформить в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Правилами № 173-П завещательное распоряжение на денежные средства, находящиеся на счете, на случай смерти, а также изменить или отменить его.

Основанием открытия счета и выпуска локальной карты ОАО "Россельхозбанк" Instant Issue и Международных карт категорий VISA Instant Issue, VISA Country, MasterCard Instant Issue и MasterCard Country является подача подписанного клиентом Заявления на получение платежной карты ОАО "Россельхозбанк" (выбранного тарифного плана, подтверждающего присоединение клиента к условиям и согласие с тарифным планом по выбранной категории карты, при представлении следующих документов:

– документа, удостоверяющего личность;

– свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);

Для открытия счета и выпуска карты категорий VISA Classic/MasterCard Standard и выше, помимо вышеперечисленного, необходимо наличие отметки подразделения безопасности на заявлении на получение платежной карты ОАО "Россельхозбанк" (выбранного тарифного плана) об отсутствии оснований к отказу в выдаче карты.

Из документов (их копий), представленных клиентом при открытии счета, должностное лицо формирует юридическое дело держателя в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России и пунктом 4.6 настоящего порядка.

Прием заявлений на выпуск карт и открытие счета, порядок открытия счета клиенту – физическому лицу

При обращении клиента для открытия счета и оформления карты должностное лицо подразделения:

– знакомит клиента с условиями, тарифными планами, помогает определиться с выбором категории карты, предлагает клиенту ознакомиться с правилами совершения операций по карте, изложенными в памятке, информирует о дополнительных услугах по картам;

– предлагает клиенту заполнить заявление на получение платежной карты ОАО "Россельхозбанк" (выбранного тарифного плана);

– информирует о сроках рассмотрения Банком заявления в случае выпуска Международной карты категорий VISA Classic, MasterCard Standard, VISA Gold, MasterCard Gold, VISA Platinum и MasterCard Platinum;

– информирует о сроках изготовления карты выбранной категории.

Если клиент является нерезидентом, либо клиент не имеет постоянной регистрации в регионе присутствия подразделения Банка, должностное лицо предлагает клиенту обратиться с ходатайством о выпуске карты к директору филиала/директору ДОД. Ходатайство составляется клиентом в свободной форме и передается должностному лицу.

Решение о выпуске карты нерезиденту принимается директором филиала/директором ДОД/управляющим ВСП ГО с учетом оценки риска неисполнения нерезидентом/физическим лицом, не имеющим постоянной регистрации в регионе присутствия подразделения Банка, своих обязательств перед Банком и возможности реализации последующих мероприятий, направленных на урегулирование отношений с нерезидентом/физическим лицом, не имеющим постоянной регистрации.

Должностное лицо обязано проинформировать директора филиала/директора ДОД/управляющего ВСП ГО о возможных рисках, возникающих при выпуске карты нерезиденту/физическому лицу, не имеющему постоянной регистрации в регионе присутствия подразделения Банка и возникающей персональной ответственности.

В случае принятия положительного решения директор филиала/директор ДОД/управляющий ВСП ГО накладывает на ходатайство резолюцию "О возможных рисках информирован, выпуск карты разрешаю".

Если клиентом-нерезидентом/физическим лицом, не имеющим постоянной регистрации в регионе присутствия подразделения Банка, оформлено заявление на выпуск карт категорий VISA Classic/MasterCard Standard и выше, сканированная копия ходатайства о выпуске карты с резолюцией директора филиала/директора ДОД/управляющего ВСП ГО, направляется в УПК на электронный адрес CARDS@rshb с обязательным указанием темы сообщения "Выпуск карты нерезиденту" и проставлением опции "Подписать". Если клиентом-нерезидентом/физическим лицом, не имеющим постоянной регистрации в регионе присутствия подразделения Банка, оформлено заявление на выпуск карт категорий: локальная карта ОАО "Россельхозбанк" Instant Issue, VISA Instant Issue, VISA Country, MasterCard Instant Issue, MasterCard Country, сканированную копию ходатайства направлять в УПК не требуется.

Получив все необходимые документы, предусмотренные пунктом выше настоящего порядка, должностное лицо:

Идентифицирует клиента по предъявленному документу, удостоверяющему личность, делает копию данного документа (паспорт гражданина Российской Федерации – 2 и 3 страницы и страница с указанием адреса регистрации на момент оформления заявления на получение платежной карты ОАО "Россельхозбанк" (выбранного тарифного плана) (далее в рамках настоящего раздела порядка – заявление); паспорт иностранного гражданина и прочие документы, удостоверяющие личность – страницы с указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, даты и места рождения, органов, выдавших документ, удостоверяющий личность, фотографии, адреса регистрации), и заверяет ее в порядке, предусмотренном Правилами № 173-П.

Проверяет правильность оформления заявления, сверяет данные, указанные в заявлении, с данными документа, удостоверяющего личность.

На основании документа, удостоверяющего личность, иными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет, резидентом или нерезидентом является клиент и делает соответствующую отметку в поле "Резидентство" в заявлении.

Делает копию заявления, указывает в заявлении дату и подразделение, заверяет его своей подписью, передает на подпись уполномоченному работнику Банка, заверяет оттиском печати "Для вкладов".

При приеме заявления на выпуск Международных карт VISA Classic, MasterCard Standard, VISA Gold, MasterCard Gold, VISA Platinum и MasterCard Platinum на оригинале заявления в поле "Для служебных отметок" проставляет пометки о клиенте (в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Департаментом безопасности).

Должностное лицо передает копию заявления клиенту и информирует о сроках рассмотрения заявления Банком. Оригинал заявления передается должностным лицом в подразделение безопасности в день приема заявления от клиента. Копии заявлений, переданных в подразделение безопасности, хранятся у должностного лица. Срок рассмотрения заявления подразделением безопасности составляет 5 (пять) рабочих дней. По результатам рассмотрения заявления подразделение безопасности проставляет на заявлении соответствующую резолюцию о выпуске/об отказе в выпуске карты и передает заявление должностному лицу.

При наличии заключения подразделения безопасности об отказе в выпуске карты клиенту, должностное лицо информирует клиента о решении Банка по телефону, указанному в заявлении.

При наличии положительного заключения подразделения безопасности о выпуске карты должностное лицо информирует клиента по телефону, указанному в заявлении, о необходимости обращения в Банк для открытия счета.

Открытие договора на обслуживание платежной карты и счета осуществляется в ИБС "БИСквит" в модуле "Пластиковые карты" в соответствии с инструкцией оператора. Если клиент не зарегистрирован в ИБС "БИСквит", должностное лицо вносит необходимую информацию о клиенте, указанную в заявлении, и регистрирует клиента. В данные существующих клиентов вносятся изменения в соответствии с заявлением.

Особое внимание необходимо обращать на корректное заполнение в ИБС "БИСквит" полей: имени на карте (в латинской транслитерации), кодового слова (в случае указания его в заявлении). Кодовое слово устанавливается для идентификации клиента при обращении клиента в службу поддержки по телефону. При изменении кодового слова, предыдущее кодовое слово перестает действовать.

Регистрация заявки на выпуск карты осуществляется в соответствии с инструкцией оператора с учетом особенностей для различных категорий карт.

Счет является открытым с внесением записи об открытии соответствующего лицевого счета в книгу регистрации открытых счетов по вкладным операциям. Запись об открытии лицевого счета должна быть внесена в книгу регистрации открытых счетов по вкладным операциям не позднее рабочего дня, следующего за днем открытия счета.

Должностное лицо подразделения предлагает клиенту внести на счет сумму денежных средств в размере минимального первоначального взноса и комиссии за обслуживание банковской карты, если иное не установлено регламентом или тарифным планом.

Должностное лицо подразделения изготавливает копию заявления, вносит номер лицевого счета, присвоенный в автоматическом режиме ИБС "БИСквит", в поле "№ Счета" оригинала и копии заявления и передает копию заявления клиенту, при этом обращает внимание клиента на пункт заявления, в котором указан номер счета и платежные реквизиты банка, выдает клиенту экземпляр условий, тарифного плана и памятки и сообщает о сроках изготовления карты.


Перспективы использования пластиковых карт

Пластиковые карты – сегодня синоним удобства и больших возможностей. Держатель карты может чувствовать себя финансово свободно и независимо. Многие приобретают пластиковую карту, прекрасно понимая ее перспективы. Итак, основными перспективами использования пластиковых карт можно выделить следующие: круглосуточный доступ к собственном счету, возможность оплачивать любые товары и услуги, иметь наличные при себе. Следует отметить, что в большинстве случае использование пластика безопасно.

Перспективы использования пластиковых карт может заключаться в обналичивании пластиковых карт. Например, при необходимости наличных средств, получить деньги можно в отделении банка. А также и в банкомате. Солидные банки обычно имеют банкоматы по всей стране и даже за границей. Кроме того, многие банки обеспечивают свои карты дополнительной защитой для использования их за границей. Пластиковые карты могут использоваться и для оплаты товаров и услуг за границей и в пределах страны. В этом случае можно получать скидки и накапливать бонусы. Именно поэтому можно говорить о различных перспективах использования карт. Многие обзаводятся виртуальной пластиковой картой, которая позволяет осуществлять оплаты в сети. При этом банки обеспечивают такие карты дополнительными средствами защиты, чтобы мошенники не смогли взломать карту и скачать с нее деньги.

Перспективы использования карт может заключаться и в такой возможности, как открытие дополнительных карт. Как правило, в этом случае можно привязать дополнительные карты к основной и пользоваться ими всей семьей. В будущем планируется выпуск карт, которые можно использовать всей семьей и при этом для открытия карты не потребуется открывать отдельный счет. Однако следует отметить, что правила пользования пластиковой картой не будут серьезно изменяться, поскольку они получили тщательную разработку в настоящее время. Таким образом, благодаря разным возможностям пластиковой карты, многие клиенты банка заинтересованы в приобретении карты. Кроме того, существуют вои перспективы карт – это получение благоприятной кредитной истории и получение карты с большим кредитным лимитом.

Проблемы использования пластиковых карт

Порядок расчетов с использованием пластиковых карт, как средств платежной системы и анализ состояния рынка выявляет проблемы использования пластиковых карт. Также следует учесть недостатки пластиковых карт и их оценку на примере банка и предложения об их усовершенствованию, чтобы выявить основные проблемы их функционирования. Все эти предложения были исследованы и выдвинуты важные совместные решения банками. По социологическим исследованиям число наиболее выгодных направлений считается развитие банковских услуг для населения.

Несмотря на проблемы использования пластиковых карт в России, банки разворачивают и набирают темпы развития пластиковых карт. Наметилось направление развития и слияние небольших локальных платежных систем с системами общего масштаба, это было связано с территориальным расширением обслуживания населения, а также функциональностью пластиковых карт.

На рынке пластиковых карт образовалась борьба за потенциального клиента, в результате этого началось снижение стоимости пластиковых карт, и также снижение стоимости за годовое обслуживание карт.

Проблемы использования карт, также зависит от развития систем обращения в торговых точках и сетях, принимающих к оплате пластиковых карты. Их отсталость от уровня выпуска карт и есть главная проблема в продвижении пластиковых карт населению. По этой причине многие банки заключили комбинированные договоры с торговыми сетями на обслуживание пластиковых карт.

А также многие банки решили проблемы использования карт при совместном выпуске международных карт и приняли участие в выпуске собственных индивидуальных карт. По зарубежному опыту выпуск банками пластиковых карт разных типов давно является распространенным опытом.

Возникшая конкуренция среди банков и возможности пластиковых карт при развитии современных технологий заставляют коммерческие банки усовершенствовать методы сбыта банковской продукции и обслуживание клиентов.

Проблемы использования карт связаны с необходимостью изучения способов расчетов с банковскими пластиковыми картами. Изучение их проблем и перспектив как банковского продукта. Научными сотрудниками рассматриваются проблемы операций с пластиковыми картами, они выделили ряд направления исследования. Это экономические условия использования карт в системе безналичного расчета. А также внедрение новой продукции, в виде пластиковых карт в практической работы с населением.

2 Особенности расчетов с пластиковыми картами

Под экономической эффективностью внедрения банковских карт понимается реальная выгода приносимая системой банковских карт для конкретного банка. Поэтому главной задачей методики оценки эффективности системы банковских карт является получение ответа на основные вопросы, волнующие прежде всего руководителей, принимающих решения по использованию выделенных на комплексные программы ресурсов. К вопросам такого характера можно отнести; каковы сроки окупаемости дорогостоящего оборудования, какие накладные расходы предстоят банку в связи с содержанием аппарата СБК и обеспечивающих служб (инкассации, кассы, бухгалтерии); каковы затраты связанные с обеспечение процессинга, поддержки линий связи и корреспондентских отношений; во чтообойдется содержание той или иной оборудованной торговой точки или места установки банкомата; в каком варианте, и на каких условиях предполагается работа с конкретным клиентом или другим банком.

По мере развития в России электронных платежных систем актуальными становятся и вопросы налогообложения операций по пластиковым картам, вопросы экономического обеспечения тарифной политики банков и д.р.

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо экономически грамотно определить и учесть все основные прямые и косвенные финансовые результаты функционирования системы банковских карт. Расчеты по экономической эффективности должны быть приведены к единым цифровым параметрам, то есть к конкретным денежным выражениям, позволяющим в единой системе мер оценивать действующую и развивающуюся систему банковских карт во всем многообразии денежных потоков внутри самого банка и вне его.

Первоначальные попытки, предпринятые руководителями многих российских банков, рассматривать программу по внедрению банковских карт как хозрасчетную программу оказались неверными. Система банковских карт неразрывно связана с проводимой банком политикой управления ресурсами (активно-пассивных операций) и политикой маркетинга, которые в свою очередь, полностью зависят от состояния и перспектив развития всех денежных рынков и места самого банка на этих рынках.

Расчет экономической эффективности системы банковских карт относится к категории сложных и комплексных экономических задач и должен рассматриваться в общей структуре прибыльности, доходности и рентабельности банковской деятельности.

Экономическую задачу в нашем случае можно сформулировать следующим образом: детальное выявление, обобщение, систематизация, постоянное отслеживание и оценка ключевых (базовых) параметров, характеризующих функционирование системы банковских карт с точки зрения экономической выгоды для банка (получения прямых и косвенных доходов), и второе – оказание методической помощи сотрудникам отделов пластиковых карт в организации ежедневной эффективной работы с клиентами.

В этих целях заполняется отчетная таблица. Перед тем, как получить данные, необходимые для заполнения отчетной таблицы, проводится мониторинг каждой отдельной точки установки оборудования (торгового терминала или банкомата). Все данные могут приводиться к твердой валюте (доллару США) по осредненному курсу за соответствующий период. Если имеется автоматизированный инструмент приведения стоимости к единому моменту времени, то решение данной задачи упрощается.

Одним из главных и существенных вопросов является вопрос о правильном расчете рентабельности системы банковских карт. По сути, если не брать во внимание прочие аспекты работы, уровень рентабельности и есть экономическая эффективность.

Под рентабельностью в нашем случае следует понимать: отношение всех доходов, ко всем расходам некапитального характера, полученных и произведенных при использовании системы банковских карт за единицу времени.

Для любого руководителя должно быть понятно, что, зная уровень рентабельности операции или программы, можно легко отвечать на многие управленческие вопросы, производить расчеты сроков окупаемости программ, видеть перспективы дальнейшего развития. Руководитель отдела пластиковых карт должен иметь ответ на самый главный вопрос: сколько это стоит и когда окупится? Итак, чтобы рассчитать рентабельность системы банковских карт необходимо:

- рассчитывать все, прямые и косвенные доходы, возникающие при работе системы;

- выделять и рассчитывать все расходы, имеющие некапитальный характер.

К расходам некапитального характера относятся именно те расходы, которые ложатся на себестоимость системы банковских карт, т.е. те прямые и косвенные расходы, возникающие при ежедневной эксплуатации системы банковских карт. Именно они определяют уровень затрат организации на ее содержание и определяют конкретную сумму затрат за определенный временной интервал. На практике наиболее подходящий временной интервал для расчетов себестоимости и рентабельности берется в I, 3, 6 и 12 месяцев.

Часто, в ходе проведения экономических расчетов в различных организациях и подразделениях имеют место попытки включения расходов капитального характера в себестоимость. Данная ошибка происходит, как правило, от непонимания сути экономических процессов. Ибо, отношение величины капитальных затрат к уровню рентабельности показывает срок окупаемости всего проекта, оборудования и других капитальных вложений.

Существуют различные методы расчета себестоимости, которые могут применяться для расчета себестоимости системы банковских карт, например, через произведенные затраты на:

- выплату заработной платы сотрудникам;

– амортизационные отчисления;

- обеспечение процессинга и технической поддержки;

- проведение инкассации;

- аренды канала связи;

- пересчет купюр работниками кассы;

- арендные платежи за место установки банкомата и другие.

Другим путем является применение методики расчета величины накладных расходов организации на одного среднестатистического сотрудника и приведение показателя к числу сотрудников банка, обслуживающих систему банковских карт.

Но будет правильнее рассчитывать базовые экономические показатели всеми возможными и доступными методами для получения более всесторонней оценки. И, если и в том и в другом случаях получены одинаковые результаты, то их можно более обоснованно применять в дальнейших расчетах. Надо понимать, что снижение показателя себестоимости будет наблюдаться с вводом в эксплуатацию большего числа "рабочих точек" без существенного увеличения штатной численности обслуживающего персонала, т.к. основные накладные расходы, как доказано на практике, ложатся на фонд заработной платы. В различных организациях затраты на одни и те же статьи могут иметь существенные различия (величина заработной платы, например, или количество задействованных сотрудников на условную единицу действующей СБК и др.), что в конечном счете сведет на нет вес экономические оценки из-за не учета многих из этих важных особенностей. Существует также понятие "критическая масса" системы банковских карт, когда из убыточной она перерастает в доходную систему.

Доходы, получаемые организацией или банком в системе банковских карт подразделяются на прямые и косвенные.

Косвенными доходами считаются те, которые получены в результате опосредованных операций банка, в которых принимает участие (делает свой вклад система банковских карт). Как было сказано выше, денежная наличность держателя банковской карты используется банками в ресурсной базе для получения прибыли при проведении активных операций. Поэтому задача по расчету косвенных доходов – задача более широкая и не только отдела пластиковых карт, а всего банка, его конкретного подразделения, производящего совокупный анализ.

Например, для расчета косвенных доходов, полученных банком от использования остатков средств на карточных счетах клиентов, используются методы расчета доходности рубля и иностранной валюты в ходе экономического анализа эффективности работы всего банка за определенный период. Данные расчеты, как правило, проводятся специалистами аналитических служб по своим внутренним методикам. Эти расчеты определяют, какой доход имел банк на 1 рубль (на один доллар США) за период расчета экономической эффективности системы. Одновременно, за средства, которые находятся в банке на карточных счетах, банк несет процентные расходы в виде начисленных процентов на остатки этих средств, которые также должны учитываться в расчетах. К косвенным доходаммогут относиться различные виды скрытого кредитования, например, при использовании времени прохождения платежей и получения слипов, когда клиентом покупка уже сделана, а его средства в банке еще не списаны. В косвенных расходах, например, должны учитываться объемы отвлечения денежной наличности для заправки банкоматов, которые не участвуют в его ресурсной базе и др. Достаточно часто важное значение для банков имеют расчеты "экономики политических аспектов", когда услуги крупным клиентам по банковским картам предоставляются бесплатно, но при этом скрупулезно и досконально просчитываются другие опосредованные виды доходов банка при работе с этим клиентом.

Прямые доходы и расходы это те, которые банк получает или платит в виде процента от денежного оборота, комиссии от покупки в магазине, от снятия наличности клиентом через банкомат, за конвертацию валют, платежи за процессинг и т.д. Другими словами, это все те расходы и доходы, которые имеют прямое отношение к системе банковских карт и отражаются на специальныхсубсчетах доходов и расходов.

Расчет оценочной величины возможной дополнительной выгоды для банка отиспользования остатков средств клиентов в его ресурсной базе на самом деле относится к категории одних из самых сложных экономических задач, связанных с управлением ресурсами всего банка, когда приходится учитывать множество ключевых факторов, позволяющих получить обоснованную оценку. Как правило, расчеты имеют следующую последовательность:

- проводится анализ средне-хронологических или среднестатистических остатков на лицевых, расчетах и текущих счетах организации за определенный период.

Далее, из полученной величины остатков необходимо вычесть долю остатков на отвлечение средств в неработающие активы:

- в фонд обязательных резервов в Центральный Банк РФ;

- в кассу банка;

- на корреспондентский счет банка в ЦБ РФ;

- на страхование (хеджирование) банковских рисков;

- на корсчета банков-участников клиринга по межбанковским расчетам, в том числе, в системе банковских карт, и другие неработающие активы.

После этого, необходимо учесть накладные расходы банка, которые ложатся на каждый рубль его ресурсной базы:

- на обеспечение резерва под ссудную задолженность и обесценение ценных бумаг;

- на содержание обеспечивающих служб;

- на членские взносы в Ассоциации и Системы пластиковых карт, а также в другие организациях для работы на финансовых рынках;

- на не возврат средств при проведении активных операций;

- на расходы по фондам Банка при проведении различных программ, внедрении новых технологий, капитальное строительство и т.д., что также сокращает его ресурсную базу.

На следующем этапе проводится расчет и анализ чистой процентной маржи (СПРЭДА), которая учитывает накладные расходы банка, а также проценты, начисляемые по остаткам на карточных счетах клиентов.

На заключительном этапе рассчитывается прибыль, полученная банком на рубль привлеченных ресурсов от конкретной организации. И, только после этого, можно приступить к оценке тактики работы с клиентом, но уже учитывая прогноз развития тех рынков, которые могут повлиять на баланс ставок по всему комплексу услуг, предоставляемых данной организации.