Планирование в управленческом учете

Планирование в управленческом учете.

Статьи по теме
Искать по теме

Этапы планирования

Планирование является основой для принятия управленческого решения. Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1) определение целей и задач;

2) поиск альтернативных вариантов;

3) сбор информации об альтернативных вариантах;

4) выбор альтернативы, подлежащей реализации;

5) проведение в жизнь выбранной аальтернативы;

1. Определение целей и задач.

В общепринятом смысле основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы. К достижению поставленных целей ведет производство конкурентоспособных товаров и услуг. Оказавшееся убыточным предприятие не выполняет поставленной задачи. Владельцы фирмы, являющиеся держателями акций, как правило, в лучшем случае, принимают решение о смене управляющего компанией. На данном этапе важно определить задачи с учетом поставленных целей и имеющихся возможностей.

2. Поиск альтернативных вариантов.

Для достижения поставленных целей необходимо определить возможные альтернативы. Поиск альтернативных вариантов, основанный на изучении влияния различных факторов на макроэкономическом уровне, прогнозирование действий конкурентов на прочих факторах, является одним из важных этапов принятия решений. Администрации предприятия необходимо сосредоточить свое влияние на выпуске ассортимента продукции и услуг, в котором будет нуждаться потребитель в будущем. Следует учесть, что к моменту выпуска продукции рынки сбыта могут претерпеть некоторые изменения. Поэтому рекомендуется прибегнуть к следующим действиям:

1) выпуск новых товаров для реализации на уже существующих рынках;

2) выпуск новых товаров для реализации на новых рынках;

3) создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

3. Сбор информации об альтернативных вариантах.

Данный этап представляет собой оценку альтернатив в будущей ситуации в условиях определенности и в условиях неопределенности.

Достаточно четко можно оценить производство того или иного ассортимента продукции и услуг исходя:

1) из имеющихся мощностей;

2) денежных средств;

3) квалификации персонала, иначе говоря, произвести оценку альтернатив в условиях определенности.

Значительно сложнее планировать достижение целей посредством тех или иных альтернатив в условиях многозначных ожиданий будущей ситуации во внешней среде предприятия. Экономическая среда, как правило, изменчива и не всегда прогнозируема. В этой связи сложно предугадать факторы, которые могут в будущем оказать влияние на альтернативные варианты, так как они находятся вне контроля принимающего решение. Ярким примером влияния экономической среды на жизнь предприятия стал так называемый августовский кризис 1998 г. в России.

Кроме того, следует смоделировать последствия реализации альтернатив в условиях возможного изменения самих целей, мероприятий и ограничений.

Очевидно, что курс действий, выбранный организацией на основе всестороннего анализа имеющейся информации, определит ее долгосрочную перспективу и явится ее стратегией. Стратегические решения оказывают сильное влияние на будущее организации, поэтому очень важно, чтобы для их принятия была собрана точная информация о возможностях организации и экономической среде.

Объектами долгосрочного планирования являются:

1) организационная структура организации;

2) капитальные вложения;

3) производственные мощности;

4) долгосрочные кредиты и займы и прочее.

Для выполнения долгосрочных, стратегических решений администрация организации должна периодически принимать оперативные или краткосрочные решения. Примером краткосрочных решений могут быть следующие:

1) дополнительный выпуск продукции в связи с увеличившимся спросом;

2) премирование работников за более высокое, чем предполагалось, качество продукции, обусловившее возможность повышения цен;

3) снижение цен, вызванное падением спроса на продукцию, решения по текущей предпринимательской деятельности фирмы.

Для принятия краткосрочных, оперативных решений также необходима исчерпывающая информация о спросе на производимую продукцию, о предложении конкурентов, о ценах на материальные запасы и прочая информация, использование которой определит планирование затрат, товарооборота, доходов и расходов организации.

4. Выбор альтернативы, подлежащей реализации.

После того как произведена оценка имеющихся альтернатив, необходимо провести сравнительный анализ и обсуждение оцененных вариантов. На основании анализа и обсуждения выбирается наиболее подходящая для реализации альтернатива, обеспечивающая максимальную степень достижения целей организации.

5. Проведение в жизнь выбранной альтернативы.

Итак, альтернатива выбрана и следует воплотить ее в жизнь. Начинается детальная разработка плана. Обобщенным выражением различных видов планирования является бизнес-план. Он представляет собой расчетный прогноз функционирования предприятия, выраженный какв стоимостных, так и в натуральных показателях. Сроки бизнес-планирования, как правило, устанавливаются на три года. В ходе реализации бизнес-плана он корректируется.

В последнее время все большее признание получает бюджет доходов и расходов предприятия (обобщенная финансовая смета), состоящих из отдельных, различных по своему характеру смет.

Цели планирования

В общих чертах можно определить следующие цели планирования:

1) детализированное планирование;

2) координация деятельности каждого подразделения, обеспечивающая их взаимосвязь;

3) обеспечение необходимой информацией всех руководителей центров ответственности;

4) стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей организации;

5) контроль за производством;

6) оценка эффективности работы руководителей.

1.Детализированное планирование.

Разработка долгосрочных планов (смет) основывается на множестве детализированных смет, которые рассчитываются для различных временных периодов, производственных процессов и подразделений.

Предположим, годовая смета учебного центра будет представлена доходами и расходами различных учебных программ, семинаров, и пр. Данная смета будет разбита по семестрам, учебным циклам и так далее.

В расходную часть сметы будут включены расходы на содержание управленческого персонала, приобретение оргтехники, канцелярских принадлежностей, аренду помещений, автомобиля. На основе плана учебных программ, семинаров, будет разработан единый годовой учебный план учебного центра с указанием количества учебных часов по каждому предмету. Количество часов определит почасовую нагрузку каждого преподавателя, на основании которой будет рассчитана смета по заработной плате. Необходимость проведения капитального или текущего ремонта обусловит составление смет, в которых будут описаны предстоящие работы и сделаны соответствующие расчеты, и так далее. Чем сложнее производственный процесс на предприятии, чем больший ассортимент продукции и услуг оно производит, тем сложнее процесс планирования, тем больше оно нуждается в детализации.

2. Координация деятельности каждого подразделения, обеспечивающая их взаимосвязь.

До каждого производственного подразделения, каждого центра ответственности доводятся детализированные сметные задания, разработанные на основе годового плана выпуска продукций и услуг и обеспечивающие выполнение этого плана, в соответствии с производственными функциями подразделений. Все они скоординированы и взаимоувязаны.

Кроме того, в процессе производства возникают различные обстоятельства, которые вносят коррективы в принятые планы и нуждаются в оперативном реагировании. Наглядным примером может служить аварийный случай, нарушивший техническое состояние производственного помещения.

С точки зрения планирования проводятся следующие действия:

1) составляется смета предстоящих расходов по капитальному или текущему ремонту, определяется продолжительность ремонта;

2) до отдела материально-технического снабжения доводится заявка на приобретение строительных материалов и оборудования, необходимых для ремонта;

3) бухгалтерия вносит коррективы в смету использования денежных средств;

4) вносятся изменения в смету отдела сбыта в связи с уменьшением объема выпускаемой продукции;

5) претерпевает изменение объем выручки за реализованную продукцию, вносятся изменения в доходную часть сметы;

6) производятся изменения и уточнения сметы по заработной плате.

7) доведение смет до различных центров ответственности позволяет скоординировать работу всех взаимосвязанных подразделений производства.

3. Информация.

Информация о принятых руководством предприятия решениях: об ассортименте и объемах выпускаемой продукции; объемах, качестве, ассортименте и ценах сырья; о порядке расчетов за реализуемую продукцию; сокращении или увеличении численности персонала; плановых ремонтах и прочее своевременно передается центрам ответственности.

Каждый работник должен иметь четкую информацию о планах предприятия. Именно в этом случае будет обеспечено взаимодействие всех членов коллектива и каждый работник будет понимать свою роль в выполнении сметных заданий. Еще более усиливается роль информации в случае внесения коррективов в смету предприятия: изменение ассортимента и объемов выпускаемой продукции, внеплановый ремонт и другое.

Представим ситуацию: руководство предприятия приняло решение о прекращении выпуска какого-либо товара, а отдел рекламы разместил дорогостоящую рекламу этого товара. Отсутствие своевременной информации может нанести ущерб предприятию.

4. Стимулирование (мотивация).

Как правило, сметы подразделений составляются с участием руководителей этих подразделений, поэтому в них заложены реальные показатели, достижение которых возможно при достаточно напряженном труде. Руководители подразделений знают, что достижение целей предприятия зависит от выполнения сметных показателей каждого подразделения. Это обстоятельство стимулирует руководителей.

Если в производстве участвует несколько цехов, выпускающих продукцию одного наименования или объемы выпускаемой продукции сопоставимы, то сравнение произведенных сопоставимых объемов может также служить мотивацией труда.

"Продиктованная сверху" смета с недостижимыми на практике показателями может принести только вред.

5. Контроль за производством.

Для определения результатов деятельности предполагается сравнение фактических показателей с плановыми. Внимание руководителей подразделений привлекает возникновение отклонений фактических показателей от плановых. В этих случаях проводится детальный анализ отклонений и находятся причины их возникновения. Могут быть следующие причины:

1) завышенные плановые показатели;

2) низкокачественное сырье;

3) недобросовестное отношение работников к делу;

4) брак по причине неотлаженного оборудования и другое. Сравнение и анализ стимулируют принятие решений, которые инициируют проведение необходимых корректировок.

6. Оценка эффективности работы руководителей.

Смета служит инструментом объективной оценки эффективности работы руководителей. Выполнение или невыполнение сметы – очевидный факт как для самих руководителей подразделений, так и для высшего руководства.

Руководство предприятия может и должно стимулировать руководителей подразделений при выполнении и перевыполнении ими сметных заданий. Это выгодно предприятию.

Виды планирования

В зависимости от поставленных целей планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным, а по времени действия планирование классифицируется как долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

1.Стратегическое планирование (долгосрочное, на срок от пяти до десяти лет) представляет собой концепцию перспективного развития предприятия.

Объектами стратегического планирования являются: максимизация прибыли; расширение доли рынка; освоение производства принципиально новых продукции и услуг, расширение экспортных возможностей; переоснащение производства и так далее.

Стратегическое планирование осуществляется при помощи всей системы планов, разрабатываемых на предприятии. Изменение стратегических планов происходит только в случае необходимости, в связи:

1) с утерей конкурентоспособности производимой продукции;

2) развитием новых, более прибыльных видов деятельности;

3) внедрением новых технологий и другое.

2. Тактическое планирование (среднесрочное, на срок от трех до пяти лет) представляет собой детализацию стратегических целей и задач предприятия.

Тактическое планирование базируется на стратегических планах предприятия и имеющихся материальных ресурсах и обеспечивает их взаимоувязку.

На основе анализа рыночной потребности в продукции предприятия принимается решение – по каким видам продукции необходимо улучшить качество; устанавливается перечень новой продукции, производство которой нужно организовать; определяются виды продукции, выпуск которой можно продолжать без всяких изменений.

Затем на основе изученного спроса устанавливается объем производства по годам и укрупненный ассортимент продукции и услуг.

После определения объемных показателей устанавливают: снижение затрат рабочего времени, численность работающих, фонд заработной платы; рассчитывают: себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

Разработка этих показателей производится на основе норм и нормативов, данных экономического анализа, а также на основе планируемых изменений в технике и технологии производства.

Система нормативов и норм дает возможность определить величину планируемых затрат на производство и потребность предприятия в материальных, энергетических и трудовых ресурсах. Вместе с тем нормы служат средством контроля за расходованием материальных и трудовых ресурсов; являются стимулом для более рационального использования сырья, топлива, энергии; способствуют улучшению использования производственного оборудования.

3. Нормативы характеризуют относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, их расход на единицу площади, массы, объема, например коэффициент использования оборудования, коэффициент использования рабочего времени.

Под нормой понимают максимально допустимую величину абсолютного расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, энергии, рабочего времени и пр. на единицу продукции или выполнение производственной операции. Нормы и нормативы пересматриваются в случае изменения технологии или переоснащения производства.

Для внедрения в жизнь долгосрочных целей вырабатываются основные направления деятельности предприятия, разрабатываются конкретные программы. Предприятие может планировать свою деятельность при помощи программ. В этом случае программы являются вторым уровнем детализации стратегических планов. Из многообразия вариантов выбираются программы с учетом экономической эффективности.

На предприятии могут существовать параллельно два вида планирования: бюджетное планирование и программы. Соответственно, на каждую программу необходимо, составить индивидуальный план доходов и расходов на три – пять лет с выделением объема ресурсов. Для ввода в действие программ планируются объемы доходов, категории расходов и ожидаемая прибыль. Проводится экономический анализ прогнозируемых доходов и расходов с целью изыскания возможностей получения планируемых результатов с наименьшими затратами. По каждой программе устанавливаются отчисления на функционирование подразделений, обеспечивающих деятельность фирмы в целой. Индивидуальные планы по всем программам войдут в общий бюджет поликлиники.

В процессе работы предприятия систематически происходит пересмотр текущих программ, деятельность неприбыльных программ прекращается, рассматриваются предложения новых программ, совершенствуются действующие. Вносятся предложения по инвестиционным проектам в действующие программы. Проводится сравнительный анализ планируемых показателей программы в ситуациях "с проектом" и "без проекта".

Нередко дополнительные затраты по той или иной программе, на которые идет руководство предприятия, не приносят очевидных дополнительных доходов.

4. Оперативное планирование (краткосрочное, на срок один день, неделя, декада, месяц, квартал, год). Оперативные планы разрабатываются на основе текущих планов и утвержденных программ. Они имеют высокую степень детализации и узкую направленность. Оперативные планы доводятся до исполнителей и обеспечивают согласованную, ритмичную работу цехов, участков, рабочих мест. Задание по выпуску продукции цехам, участкам, бригадам определяется в развернутом ассортименте на смену, день, месяц. При этом обеспечивается пропорциональность заданий по участкам и цехам, их взаимосвязь. Для оперативного решения сложных вопросов проводятся совещания, на которых выясняются и удовлетворяются взаимные претензии цехов и служб.

В настоящее время получило развитие так называемое непрерывное планирование. Непрерывное планирование представляет собой процесс, при котором на основании фактических данных текущего года корректируются планы предстоящего года и уточняются и обосновываются планы на последующие два года.

Бизнес-план

Широкое применение в западных странах имеет бизнес-план. Этот вид планирования представляет собой краткое информативное описание предстоящего бизнеса. В бизнес-плане, как правило,

рассмотрены различные ситуации, позволяющие выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план предназначается для обоснования предполагаемого бизнеса, в нем содержатся,предварительные оценки результатов за определенный период. В основном бизнес-план используется как средство привлечения инвестиций, он может также служить хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса. То есть с помощью бизнес-плана можно получить ответ на два вопроса:

1. Стоит ли начинать данный бизнес, что он принесет?

2. Стоит ли финансировать данный бизнес (если речь идет о кредите)?

Как правило, бизнес-план разрабатывается на три – пять лет, но в условиях макроэкономической нестабильности этот срок может быть сокращен до одного года. В ходе реализации бизнес-план также, как любой план или смета, может и должен корректироваться.

В бизнес-планировании необходимо соблюдать следующие принципы:

Гибкость. Планирование должно обеспечивать организации возможность адаптации к изменениям макроэкономической обстановки.

Непрерывность. Процесс производства, предполагающий непрерывность, должен быть обеспечен непрерывным планированием.

Коммуникативность. Координация и взаимодействие всех подразделений, обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость всех плановых показателей.

Творческие подходы в планировании и тщательная проработка плана.

Многовариантность. Демонстрация разнообразных возможностей, предполагающая выбор наилучшей из представленных.

Участие. Вовлечение в процесс планирования всех руководителей, начиная с высшего руководства предприятия и включая всех руководителей подразделений, цехов и прочее.

Адекватность. В процессе планирования важно реально и правильно отразить проблемы предприятия.

Объем плана обычно.составляет 30-40 страниц. Как правило, бизнес-план включает в себя 11 глав, в то же время его структура может изменяться в зависимости от конкретных целей.

Ниже приведен типовой вариант бизнес-плана.

1. Резюме. Эта глава является кратким изложением содержания плана, введением в проблему: специфика отрасли, общая стратегия предприятия, концепция продукта и так далее.

2. Описание продукции или услуги. В этой главе необходимо показать, какой товар предлагается рынку. Следует дать характеристику товара: уровень качества, набор свойств, оформление, марочное название и упаковка. Важно подчеркнуть при этом, что товар отвечает требованиям рынка и удовлетворяет конкретные потребности определенных слоев населения.

3. Оценка рынков сбыта. Для разработки этой главы собирается информация, необходимая для проведения анализа сегментации рынка предлагаемого товара. Раскрываются рыночные возможности товара, дается оценка объема текущего и прогнозируемого спроса.

4. Конкуренция на рынке. Важнейшим разделом бизнес-плана является анализ деятельности конкурирующих предприятий. Прежде всего необходимо выявить конкурентов, определить их сильные и слабые стороны. Следует оценить уровень удовлетворения конкурентами спроса на рынке. Большое значение имеет знание стратегии конкурентов и их экономического потенциала. В результате проведенного анализа возникает информация, позволяющая фирме заложить в бизнес-план свою стратегию на рынке.

5. Стратегия маркетинга. Все, что может воздействовать на спрос предлагаемого товара: схема распространения товара на рынке, ценообразование, реклама, стимулирование продаж, формирование "pablik relation" – хорошей репутации предприятия и товара в глазах общественности – все эти аспекты маркетинга включены в данную главу бизнес-плана. Предприятие разрабатывает свою стратегию маркетинга.

6. План производства продукции (услуги). Предоставляется информация о возможных и существующих производственных мощностях предприятия; проводится анализ источников сырья и цен приобретения сырья и комплектующих материалов; предлагаются возможные варианты сотрудничества и кооперации с другими предприятиями; рассчитываются затраты. То есть обосновывается реальность предлагаемого бизнес-плана.

7. Организационный план. Предлагается организационная структура предприятия. Составляется штатное расписание: определяется, какие специалисты и на какой срок будут привлекаться для работы на предприятии.

8. Юридический план. Указывается форма собственности, правовой статус фирмы, дается краткое описание типа предприятия.

9. Оценка рисков и страхование. Задача данной главы – оценить разнообразные риски: валютные и процентные, природные

и стихийные бедствия, изменения в законодательстве, различные политические изменения. Следует разработать страховые меры против рисков. Прежде всего в бизнес-плане обеспечивается страхование предпринимательского риска, объектом которого является возможность получения убытка. Вторым видом страхования, как правило предусматриваемым в бизнес-плане, является имущественное страхование, обеспечивающее возмещение убытков, полученных в случае ущерба, нанесенного имуществу предприятия. Важно и страхование ответственности, объектом которого является обязанность партнеров по бизнесу выполнять все условия сделок. Существуют еще два вида страхования, которые могут планироваться: социальное, предусматривающее страхование уровня доходов, и личное, предусматривающее страхование жизни, здоровья, трудоспособности персонала предприятия.

10. Финансовый план. Одним из самых важных разделов бизнес-плана является финансовый план. В этом разделе содержатся обобщенные материалы всех предшествующих глав, представленные в стоимостном (денежном) выражении. Раздел представлен следующими документами: прогноз продаж по срокам бизнес-планирования; баланс денежных поступлений и расходов; баланс доходов и затрат; расчет прибыли и ее использования; баланс активов и пассивов и другое.

11. Стратегия финансирования. В заключительном разделе бизнес-плана дается обоснование источников финансирования будущего бизнеса. В этом разделе представлены расчеты объемов необходимого финансирования; предложены графики окупаемости и возврата вложенных средств; раскрыты возможности получения доходов для инвесторов и владельцев предприятия.

Бюджетирование

Бюджет – это "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели".

Фактически бюджет предприятия представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, а иногда – на недели.

Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.

Разработка бюджета состоит из следующих этапов:

1) постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки бюджета;

2) изучение и анализ имеющейся информации; обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; формирование бюджета;

3) экспертиза и оценка проекта бюджета;

4) принятие и утверждение бюджета.

Разработка бюджета предполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов в области налогового планирования, технологов.

Неправильно планировать производство только "сверху", начиная с утверждения годового бюджета. Планирование процесса только "снизу", с составления смет подразделений, цехов, также не даст положительных результатов: доходы могут оказаться сознательно заниженными, а расходы – завышенными из-за перестраховки отдела реализации и производственного отдела.

Формирование бюджета должно идти синхронно "сверху" и "снизу" при тесном взаимодействии руководства производственных подразделений и предприятия. Только в этом случае бюджет будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях удовлетворения желаемых результатов руководства предприятия.

Возможны три альтернативных варианта формирования бюджета: пессимистический, вероятностный и оптимистический.

При пессимистическом варианте преследуется минимальная цель при максимальном использовании имеющихся ресурсов. Вероятностный вариант ориентирован на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант предусматривает достижение максимальных целей при эффективном использовании ресурсов.

При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:

1) бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях;

2) бюджет должен быть сбалансированным по всем показателям;

3) производственные задания должны быть напряженными, но! выполнимыми;

4) в разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его выполнение;

5) бюджет должен быть составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости показателей;

6) изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного периода, должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и принятие.

Подготовленный проект бюджета должен быть согласован со всеми руководителями подразделений предприятия и представлен руководству предприятия на рассмотрение. После рассмотрения бюджет утверждается и становится обязательным для исполнения всеми службами предприятия.

Бюджетирование или сметное планирование предполагает разработку главного бюджета, бюджетов (смет) функций (направлений) деятельности, смет структурных подразделений.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия, состоящий:

1) из плана прибылей и убытков;

2) прогноза денежных потоков;

3) бюджетного бухгалтерского баланса.

Главный бюджет состоит из двух частей: финансового бюджета и операционного бюджета.

В операционном бюджете деятельность предприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель операционного бюджета – бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе:

1) бюджета продаж;

2) сметы производственной себестоимости продукции;

3) сметы коммерческих расходов;

4) сметы общехозяйственных расходов.

Бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль.

На основе исследований, проведенных отделом маркетинга: о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж– руководство предприятия принимает решение о выпуске продукции. Готовится бюджет продаж, который может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом.

После того как объем продаж установлен, разрабатывается производственный бюджет. Производственный бюджет является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих расходов и общехозяйственных расходов.

Смета производственной себестоимости продукции рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов.

Смета затрат на сырье и материалы представляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которые планируется израсходовать на производство продукции в заданном плановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.

Смета по труду. Цель данного документа – предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.

Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами, то есть не зависящими от объемов продаж (расходы на рекламу). Расчет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж.

Смета общехозяйственных расходов. В смете рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. Как правило, в данном документе могут быть представлены следующие плановые расходы: административно-управленческие; по содержанию общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг; другие управленческие услуги. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства.

На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета.

Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели: выручка от реализации продукции; себестоимость реализуемой продукции; валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость); коммерческие расходы; общехозяйственные расходы;

прибыль (убыток) от продаж ("валовая прибыль" (убыток) минус коммерческие расходы, минус общехозяйственные расходы). Российские нормативные акты допускают другой вариант формирования прибыли предприятия, при котором общехозяйственные расходы, подобно общепроизводственным, распределяются на себестоимость реализуемой продукции. Руководство предприятия само принимает решение о том, как формировать себестоимость продукции и, соответственно, реализационные цены и прибыль. Принятое решение фиксируется в учетной политике предприятия.

Во втором случае план прибылей и убытков будет иметь следующий вид:

1) выручка от реализации продукции;

2) себестоимость реализуемой продукции;

3) валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);

4) коммерческие расходы;

5) прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) минус

коммерческие расходы).

Второй составной частью главного бюджета является финансовый бюджет. В конечном итоге он представляет собой бюджетный баланс активов и пассивов предприятия. Все количественные оценки доходов и расходов, представленные в операционном бюджете, в финансовом бюджете трансформируются в денежные. Основная цель финансового бюджета – отражение плановых источников поступления финансовых средств и пути их использования. Финансовый бюджет состоит:

1) из сметы капитальных затрат;

2) бюджета денежных средств;

3) бюджетного бухгалтерского баланса.

Смета капитальных расходов представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий.

Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета.

Инвестиции влияют на все экономические показатели результатов производства: себестоимость продукции, прибыль, налогооблагаемую базу; соответственно должны с особым вниманием рассчитываться планируемые цены реализации продукции, денежные потоки, расчеты с инвесторами за предоставленные кредиты, налог на имущество и так далее. В основу сметы капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий и прочее. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периода окупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние на финансовый бюджет и, соответственно, на экономику предприятия в целом.

Бюджет денежных средств. Этот документ представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточную кассовую наличность на любой момент.

Бюджетный бухгалтерский баланс представляет собой прогнозируемые остатки на бухгалтерских счетах на начало и конец планируемого периода, записанные в форме бухгалтерского баланса активов и пассивов.

Для составления этого документа используются данные всех ранее разработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса:

рассчитываются все базы по налогам: на имущество, добавленную стоимость, на прибыль; планируется дебиторская и кредиторская задолженности, в том числе просроченные; корректируются многие производственные и экономические показатели: себестоимость, цены реализации, управленческие расходы, расходы на продажу, выпуск продукции, реализация и другое в зависимости от поставленных задач и возможных результатов.

Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесения необходимых изменений и корректировок.

Рассмотрение планового главного бюджета – это серьезное мероприятие как для собственников предприятия, так и для потенциальных инвесторов. Не менее важен бюджет для руководства предприятия, так как он является программой, обязательной для выполнения.

До всех служб организации на основании утвержденного бюджета доводятся ежеквартальные и ежемесячные планы доходов и расходов.

Эффективность и обоснованность бюджетирования оценивается путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньше отклонений по всем показателям.