Налоговое планирование прибыли на предприятии

Планирование прибыли на предприятии.

Статьи по теме
Искать по теме

Налог на прибыль занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране.

С одной стороны, налог на прибыль – один из самых значительных элементов в общей структуре расходов организации, поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики любого государства.

С другой стороны, налог на прибыль является одной из наиболее доходных статьей бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивает нашему государству возможность полноценного финансирования его основных функций. Однако современные новации налогового законодательства снижают эффективность фискальной политики в области отечественной системы налогообложения прибыли: уменьшена ставка налога, введена "амортизационная премия", расширен список затрат, относимых на расходы. Сложившаяся тенденция изменения налоговой политики свидетельствует о преобладании мероприятий, направленных на снижение издержек налогоплательщика по уплате налога на прибыль независимо от его категории и сфер деятельности, что существенно снижает экономический эффект от мотивационной составляющей налогообложения прибыли организаций.

Кроме того, при реформировании системы налогообложения прибыли не учитываются последствия проводимых реформ для регионов и муниципальных образований. Поэтому любые изменения методики расчета и порядка уплаты указанного налога влияют не только не деятельность конкретного экономического субъекта, но и на финансовую систему страны в целом.

Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Так как целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли, скрупулезный учет доходов и расходов имеет принципиальное значение. Поэтому в настоящее время рассмотрению прибыли в литературе по бухгалтерскому учету уделяется особое внимание. Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящего исследования.

Понятие налогового учета прибыли, классификация доходов и расходов организации

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, которые приводят к возникновению доходов или расходов или каких-либо иных показателей, характеризующих налоговую базу по любому налогу и учитываемых при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов в порядке, определенном положениями НК РФ [1].

Основными задачами налогового учета являются сбор полной и достоверной информации о том, в каком порядке формируются данные о величине доходов и расходов предприятия, другие показатели, которые определяют размер налоговой базы отчетного налогового периода, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности расчетов по налогам с бюджетом.

Аналитические регистры налогового учета, как следует из ст. 314 НК РФ, – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета – это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

Аналитический учет данных налогового учета должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщики разрабатывают самостоятельно в приложениях к учетной политике предприятия для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, которые их составляют и подписывают.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета необходимо обосновать и подтвердить подписью ответственного лица, внесшего исправление, указав дату внесенного исправления.

В настоящее время в практической деятельности предприятий сложилось три подхода к ведению налогового учета:

- формирование данных налогового учета на счетах бухгалтерского учета;

- параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета;

- ведение учета по правилам налогового учета.

Рассмотрим каждый их этих подходов более подробно.

Первый подход – формирование данных налогового учета на счетах бухгалтерского учета – основан на том, что данные налогового учета получают на основе регистров бухгалтерского учета и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учета. Этот подход получил законное обоснование после того, как Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ были внесены изменения в главу 25 и ст. 313 НК РФ:

"В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы: налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета" (ст. 313 НК РФ).

Этот подход к ведению учета наименее трудоемок и наиболее гибок применительно к условиям постоянно меняющегося налогового законодательства.

Основная идея "встраивания" налогового учета в бухгалтерский базируется на выявлении сходства и различий подходов бухгалтерского и налогового учета к группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учете могут применяться как одинаковые, так и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учета. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному. Например, штрафы, пени, неустойки, списанные дебиторская и кредиторская задолженности в бухгалтерском и налоговом учете отражают в составе внереализационных доходов. Даты признания доходов и расходов в этом случае совпадают.

Различаются подходы бухгалтерского и налогового учета к амортизации основных средств, расходам на НИОКР, суммовым разницам у покупателей и поставщиков, другим доходам и расходам. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учета реквизитами и (или) дополнительно вести расчеты и ведомости налогового учета.

Очевидно, что применять первый подход наиболее целесообразно, так как он не требует значительных затрат времени и денежных средств. При этом каждое предприятие-налогоплательщик должно четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и (или) дополнительные формы регистров налогового учета. Средние и малые предприятия, а также организации, ведущие учет вручную в журналах-ордерах или в электронных таблицах Excel, применять этот подход могут постоянно.

Применение первого подхода можно считать первоначальной стадией организации ведения налогового учета на любом предприятии.

При параллельном ведении бухгалтерского и налогового учета на основе первичных документов отдельно формируются регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учета, а также регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учета.

Понятно, что второй подход к ведению налогового учета возможен только в системе компьютерной обработки данных, поэтому на рынке программных продуктов предлагаются системы налогового учета, адаптируемые для конкретных предприятий. При внедрении программ компьютерного учета особое внимание следует обратить на постановку технического задания для ведения налогового учета. Предварительно должно быть проведено обследование системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. На основе понимания сходства и различий бухгалтерского и налогового учета и задачи оптимизации налогообложения разрабатываются концепция налогового учета и учетная политика для целей налогообложения. Концепция и учетная политика служат основанием для разработки стандарта налогового учета, который является техническим заданием для внедрения выбранного программного продукта. Практическое осуществление данного подхода требует значительных затрат времени и средств.

Третий подход основан на ведении учета по правилам налогового учета. В этом случае возникает необходимость провести корректировку учетных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Применение такого подхода может повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности, так как согласно п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Несмотря на различные подходы к ведению налогового учета, его организация для всякого предприятия определяется системой бухгалтерского учета, масштабами и видами деятельности предприятия, количеством объектов, налоговый учет которых отличается от бухгалтерского учета.

Основным требованием, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета, является соблюдение установленных нормативными актами правил учета, которые обеспечивают достоверность финансовой отчетности предприятия.

При использовании данных бухгалтерского учета для ведения налогового учета необходимые корректировки доходов и расходов осуществляются по правилам налогового учета.

Налоговый учет ведется для формирования полной и достоверной информации о налогооблагаемых объектах, имуществе и хозяйственных операциях налогоплательщика и контроля исчисления и уплаты налога на прибыль.

Система налогового учета призвана обеспечивать возможность контроля доходов, расходов и убытков, отражаемых в налоговых декларациях. Аналитический и синтетический учет должны раскрывать порядок формирования объектов налогообложения. При ведении налогового учета необходимо обеспечить прозрачность информации о формировании доходов, расходов и убытков для целей налогообложения, облагаемых и необлагаемых операциях начиная с первичных документов.

Прозрачность налогового учета можно определить следующими требованиями:

- соответствие учетной политики для целей налогообложения требованиям Налогового кодекса РФ и особенностям хозяйственной деятельности предприятия;

- достоверность бухгалтерского учета;

- обязательное определение порядка перехода от данных бухгалтерского учета к данным налогового учета;

- разработка системы регистров налогового учета, которая предусматривает набор определенных форм отчетных регистров, их взаимосвязь и последовательность заполнения;

- ясное изложение правил налогового учета имущества и операций в инструкции или стандарте налогового учета.

Соблюдение перечисленных условий сделает налоговый учет достоверным, а значит, понятным и прозрачным [20, c. 19].

Основные доходы предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Доходы предприятия

Доходы

От реализации (ст. 249 НК РФ)

Внереализационные

(ст. 250 НК РФ)

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы от участия в деятельности других организаций. Разница по операциям с валютой. Признанные должником штрафы, пени, иные санкции за нарушение договорных обязательств, суммы возмещения убытков или ущерба.

Выручка от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и от сдачи имущества в аренду (субаренду).

Проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. Суммы восстановленных резервов. Выявленный доход прошлых лет. Стоимость имущества, полученного при демонтаже, разборке, ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Сумма кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности. Стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации.

Не учитываемые для целей налогообложения (ст. 251 НК РФ)

Имущество, полученное в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, применяющими метод начисления. Взносы в капитал (фонд) организации. Имущество по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Кредиты, займы или погашение заимствований. Имущество, полученное в рамках целевого финансирования. Суммы списанной и (или) уменьшенной кредиторской задолженности.

Положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем. Имущество и (или) имущественные права, полученные по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ.

Доходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда некоммерческой организации, которые получены от размещения временно свободных денежных средств.

Другие.

Доходами от реализации признаются: выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Реализацией товаров, работ или услуг предприятием или индивидуальным предпринимателем признаются соответственно: передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары; результатов выполненных работ одним лицом для другого лица; возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, – передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих полученные доходы, и документов налогового учета.

Также необходимо рассмотреть расходы, признаваемые в налоговом учете, и условия их признания.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные) затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Добавим также, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Получается, чтобы расходы могли уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, они должны одновременно удовлетворять всем трем условиям, указанным выше. Причем из формального прочтения текста п. 1 ст. 252 НК РФ данные условия представляются независимыми друг от друга. Казалось бы, экономическая оправданность не должна вытекать из наличия двух других условий, для нее нужны какие-то иные доказательства.

Необходимо отметить, что дело налогоплательщика решать, каким способом он намерен добиться для себя максимально возможного финансового результата. Но задача налоговых органов – пополнение бюджета налогами, поэтому решение о целесообразности той или иной операции будут в конечном счете принимать налоговые органы.

Классификация расходов для целей налогообложения приведена в таблице 2.

Таблица 2- Расходы предприятия

Расходы

Связанные с производством

и реализацией

Внереализационные (ст. 265 НК РФ)

Материальные.

На оплату труда.

Суммы начисленной амортизации.

Прочие.

На содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества.

Проценты по долговым обязательствам любого вида.

На организацию выпуска собственных ценных бумаг.

Связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг.

Отрицательная разница.

Суммовая разница.

На формирование резервов по сомнительным долгам.

На ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

Связанные с консервацией и расконсервацией.

Судебные расходы и арбитражные сборы.

В виде штрафов, пеней и (или) иных санкций.

На услуги банков.

На проведение собраний акционеров.

По операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Премии (скидки), предоставленные продавцом покупателю.

Целевые отчисления от лотерей.

Другие обоснованные расходы.

Полученные убытки (приравниваются к внереализационным.

Не учитываемые для целей налогообложения (ст. 270 НК РФ)

Суммы начисленных дивидендов.

Пени, штрафы и иные санкции.

Взнос в уставный (складочный) капитал, в простое товарищество.

Расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.

Имущество, переданное комиссионером, агентом, иным поверенным.

Суммы отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.

Средства, которые переданы по договорам кредита или займа.

Суммы добровольных членских взносов в общественные организации.

Средства, перечисляемые профсоюзным организациям.

Суммы материальной помощи работникам.

Надбавки к пенсиям, единовременные пособия.

Имущество или имущественные права, переданные в качестве задатка, залога.

Суммы целевых отчислений.

Представительские расходы в части, превышающей предусмотренные размеры.

Рекламные расходы сверх установленных предельных норм.

Иные, не соответствующие критериям признания расходов.

Если некоторые затраты могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой группе он отнесет такие затраты.

Помимо названных существуют еще несколько видов расходов для целей налогообложения:

- прямые и косвенные;

- нормируемые и учитываемые полностью.

Проблема учета расходов для целей налогообложения прибыли остается одним из краеугольных камней в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами. При этом наибольшее количество споров традиционно связано с определением правомерности отнесения в состав учитываемых затрат прочих расходов, перечень которых, как известно, неограничен. Рассмотрим учет отдельных расходов с точки зрения их соответствия ст. 264 НК РФ.

Нормативно-правовое регулирование налога на прибыль организаций

Основная законодательная и нормативно-правовая база регулирующая налоговый учет доходов и расходов предприятия изложена в Налоговом кодексе и Положениях по бухгалтерскому учету, которые являются важнейшими методологическими документами, устанавливающими основные правила ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

В ст. 246 НК РФ сказано, что по общему правилу налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).

Круг налогоплательщиков налога на прибыль определен статьей 246 НК РФ.

Российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ в отношении тех видов доходов, которые указаны в пункте 1 статьи 309 НК РФ.

Наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Если иностранная организация выполняет работы исключительно вне территории Российской Федерации, то доходы, полученные иностранной организацией от выполнения таких работ, не являются доходами от источников в Российской Федерации. Следовательно, такие доходы также не подлежат обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации.

В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации заключено действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то согласно статье 7 НК РФ положения соответствующего международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства в области налогов и сборов.

При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Кроме того, документами, которые подтверждают постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, позволяющий организации избежать двойное налогообложение, являются справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: "Подтверждается, что организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)". Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы. Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 25.1 НК РФ консолидированной группой налогоплательщиков является добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

В связи с внесенными изменениями, следует, что организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Необходимо отметить, что ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций (пункт 3 статьи 25.1 НК РФ).

Помимо этого, нововведениями установлено, что участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы.

Под участником консолидированной группы подразумевают организацию, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Резюмируя изложенное выше, следует, что участники консолидированной группы налогоплательщиков ведут налоговую отчетность в соответствии с требованиями законодательства, данная отчетность предоставляется ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, который, в свою очередь, принимает на себя статус налогового агента по отношению к остальным участникам консолидированной группы налогоплательщиков, ввиду чего, основываясь на предоставленной налоговой отчетности, является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По общему правилу объектом налогообложения в соответствии со ст. 247 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (пункт 1 статьи 38 НК РФ).

Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы без вычета расходов.

Доходы в целях налогообложения определяются на основании первичных документов, документов налогового учета и иных документов.

Цену товаров, работ или услуг необходимо определить исходя из условий договора, если иное не предусмотрено статьей 40 НК РФ.

В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются в целях налогообложения прибыли в соответствии со статьей 271 или статьей 273 НК РФ.

Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).

Налогоплательщики, определяющие доходы по кассовому методу, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов суммовые разницы в случае, если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ внесены изменения в нормы статьи 247 НК РФ, в соответствии с которыми в тексте данной нормы учитываются особенности определения объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

Нормы статьи 247 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) содержат указания на тот факт, что объект налогообложения по налогу на прибыль организаций определяется с учетом особенностей, установленных пунктом 1 статьи 278.1 и пунктом 6 статьи 288 НК РФ, о которых речь пойдет ниже.

Прибылью для иностранных организаций в целях главы 25 НК РФ признаются: в случае осуществления деятельности в РФ через постоянные представительства – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, а для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в РФ.

В соответствии со ст. 248 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенная на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

Понятия доходов от реализации и внереализационных доходов определены соответственно статьями 249 и 250 НК РФ.

Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

По общему правилу, установленному в главе 25 НК РФ, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Статьей 311 НК РФ установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.

При применении пункта 2 статьи 248 НК РФ следует учитывать, что, по смыслу статей 415 и 423 ГК РФ, прощение долга является безвозмездной сделкой, поскольку отказ кредитора от права требования не обусловлен каким-либо встречным предоставлением со стороны должника.

Средства, полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, рассматриваются для целей налогообложения прибыли в качестве безвозмездно полученных.

Как сказано в ст. 252 НК РФ в отношении налогового учета любых расходов налогоплательщик должен придерживаться следующих правил.

Прежде всего, необходимо обратиться к положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ, который устанавливает, что для признания для целей налогообложения прибыли расходы должны соответствовать следующим критериям:

- экономическая обоснованность;

- факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов;

- связь с деятельностью, направленной на получение доходов.

Несоблюдение какого-либо из указанных критериев означает невозможность принятия той или иной категории затрат в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Далее необходимо обратиться к положениям статей 254 – 265 НК РФ, а также статьи 270 НК РФ и определяем, к какой группе расходов относятся те или иные затраты.

С учетом изложенных в данных статьях правил осуществляется учет или неучет соответствующих затрат в целях налогообложения прибыли.

Внимание!

Причиной спора с налоговыми органами по вопросу правомерности учета расходов при налогообложении прибыли может стать несоответствие затрат любому из указанных в статье 252 НК РФ условий.

Ставки налога на прибыль организаций применительно к конкретному виду дохода установлены статьей 284 НК РФ. В статье 284 НК РФ предусмотрены также специальные налоговые ставки (таблица 3).

Таблица 3 – Ставки по налогу на прибыль

 Вид дохода 

 Налоговая ставка

 Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, за исключением отдельных случаев

 20 процентов

 Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок

 10 процентов

 Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций 

 9 процентов

 Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций при соблюдении определенных условий 

 0 процентов

 Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями от российских организаций

 15 процентов

 Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 

 15 процентов

 Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.2007 

 9 процентов

 Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 включительно

 0 процентов

 Прибыль ЦБ РФ от осуществления предусмотренной законом деятельности

 0 процентов

 Прибыль участников проекта "Сколково", прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль

 0 процентов

 Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность при соблюдении определенных условий

 0 процентов

 Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным выбытием долей в уставном капитале российских организаций при соблюдении определенных условий 

 0 процентов

Общая налоговая ставка составляет 20%, и сумма налога на прибыль, исчисленная по данной ставке, распределяется следующим образом:

- в федеральный бюджет – 2%;

- в бюджет субъектов РФ – 18%.

Иные элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций, в том числе порядок его исчисления, законами субъектов Российской Федерации устанавливаться не могут.

Кроме того, в особой экономической зоне ставка налога на прибыль организаций не может быть выше 13,5 процентов.

В соответствии с нормами пункта 1.2 статьи 284 НК РФ налогоплательщики – резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также налогоплательщики – резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон с 1-го числа отчетного периода, следующего за периодом, в котором был приобретен статус резидента особой экономической зоны, имеют право применять налоговую ставку по налогам, подлежащим перечислению в федеральный бюджет, 0 процентов. Кроме того, налогоплательщик теряет право на применение обозначенной налоговой льготы с 1-го числа отчетного периода, в котором он лишился статуса резидента особой экономической зоны.

Также согласно статье 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:

в 2004 – 2012 годах – 0 процентов;

в 2013 – 2015 годах – 18 процентов;

начиная с 2016 года – 20 процентов.

Основные элементы налогообложения прибыли организаций

Налог на прибыль организаций – федеральный прямой налог, предусмотренный гл. 25 НК РФ, действующей с 1 января 2002 г. Предшественник данного налога – налог на прибыль предприятий и организаций, уплачивался на основании Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в настоящее время утратил силу, за исключением отдельных положений).

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций в общем случае признаются: российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (п. 1 ст. 246 НК РФ).

С 1 января 2012 г. организации для целей налога на прибыль могут добровольно объединяться в консолидированную группу налогоплательщиков, вследствие чего для них начинают действовать особые правила исчисления и уплаты налога, а также декларирования и проверок.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Прибылью в общем случае признается:

- для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;

- для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ (например, дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российской организации).

Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль организаций установлен объект налогообложения – прибыль, который возникает в случае превышения доходов над расходами. В то же время для целей НДФЛ с доходов самозанятых физических лиц законодатель устанавливает объект налогообложения просто как доход (ст. 209 НК РФ) и предусматривает возможность уменьшения облагаемого дохода на сумму вычетов, в том числе расходов (ст. ст. 219 – 221 НК РФ). Как видим, законодатель с совершенно разных позиций определяет объект налогообложения в данных налогах, имеющих весьма близкую правовую природу. Тем не менее для налогов обоих типов принципиальное значение имеют две составляющие – доходы и расходы.

Классификация доходов дана в п. 1 ст. 248 НК РФ:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее – доходы от реализации, регламентированы ст. 249 НК РФ);

- внереализационные доходы (урегулированы в ст. 250 НК РФ).

Примером дохода от реализации может служить выручка от реализации товаров (работ, услуг) – п. 1 ст. 249 НК РФ; примером внереализационных доходов – проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада – п. 6 ст. 250 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Что следует понимать под выручкой, можно определить, рассмотрев п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н). В данной норме установлено, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

При этом не любые денежные средства, поступающие в организацию, являются облагаемым доходом (учитываются при налогообложении прибыли). Кроме того, в соответствии с НК РФ доход может возникнуть у организации и в отсутствие поступлений денежных средств. Определенные разъяснения в настоящее время даны на уровне арбитражной практики.

Кроме доходов при исчислении налога на прибыль существенную роль играют расходы налогоплательщика. Как следует из п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

"Бухгалтерское" определение расходов дано в ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, п. 2): расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Таким образом, не любые затраты налогоплательщика могут быть учтены в качестве расходов при налогообложении прибыли (а также НДФЛ с доходов самозанятых физических лиц). Споры относительно того, могут ли определенные затраты учитываться налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ), достаточно часто встречаются в практике арбитражных судов. При этом очевидно, что указать в НК РФ исчерпывающий перечень расходов, которые могут быть учтены (или не могут быть учтены) при исчислении данных налогов, нереально. Все потенциально возможные расходы налогоплательщиков не могут быть корректно описаны законодателем в силу их многообразия. Данная проблема сходным образом решается и в законодательстве других стран. Так, М. Ларо приводит сведения о том, что в США налоговое законодательство разрешает вычет всех обычных и необходимых расходов, оплаченных или понесенных в течение налогового года при проведении каких-либо коммерческих или деловых операций [29]. Укажите страницу.

Один из вариантов классификации расходов дан в п. 2 ст. 252 НК РФ: расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (регламентированы в ст. 253 НК РФ), и внереализационные расходы (урегулированы в ст. 265 НК РФ).

Примером расходов, связанных с производством и реализацией, могут служить расходы на приобретение товаров, на оплату труда, суммы начисленной амортизации (подп. 1 п. 1, подп. 2 и 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Перечни расходов, связанных с производством и реализацией, не являются закрытыми. Подпункт 49 п. 1 ст. 264 НК РФ допускает и другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, прямо их не именуя [29, c. 154].

Так называемая амортизация представляет собой режим учета расходов, связанных с приобретением некоторых видов имущества (как правило, дорогостоящего и используемого длительный период), который предполагает не единовременный учет расходов в том периоде, когда имущество было приобретено, а списание стоимости имущества в расходы определенными долями в течение нескольких периодов. Иными словами, государство обязывает "растягивать" расходы на несколько лет, а не учитывать их сразу. Так, в силу п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 40000 руб.

Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В п. 3 ст. 258 НК РФ введены 10 амортизационных групп, по которым распределены все виды амортизируемого имущества в зависимости от срока службы. На основании п. 4 ст. 258 НК РФ классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации. Соответственно, как это следует из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), такое имущество, как автомобили легковые, относится к третьей группе.

Таким образом, организация, которая в начале 2013 года приобрела новый легковой автомобиль для производственных нужд за 450000 руб., определила срок его полезного использования как 3 года и применяет линейный метод начисления амортизации (подп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ), вправе учесть в 2010 году при исчислении налога на прибыль 1/3 от общей суммы затрат, то есть 150000 рублей. Оставшаяся сумма затрат будет учтена при налогообложении прибыли через амортизацию в последующие годы.

Внереализационными расходами, к примеру, являются расходы на услуги банков (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Перечень внереализационных расходов также является открытым (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ предусматривает другие обоснованные расходы). Соответственно, важнейшим критерием для возможности учета затрат в составе расходов является общая норма, предусмотренная п. 1 ст. 252 НК РФ.

В то же время ряд расходов законодатель прямо предписывает не учитывать в целях налогообложения (ст. 270 НК РФ), в том числе это расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), – п. 2; в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), т.е. косвенных, – п. 19. В Определении КС РФ от 1 марта 2012 г. № 384-О-О отмечается, что ст. 270 НК РФ устанавливает перечень расходов, которые не могут учитываться в целях налогообложения. По смыслу п. 49 данной статьи такой перечень не является исчерпывающим, поскольку к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы, также относятся расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. критериям экономической обоснованности, документального подтверждения и связи с деятельностью, направленной на получение прибыли. Если же конкретные виды расходов указаны непосредственно в п. п. 1 – 48.14 ст. 270 НК РФ, в силу прямого запрета закона они ни при каких обстоятельствах не могут учитываться в целях налогообложения.

Но некоторые виды расходов практически никогда не подвергаются сомнению налоговыми органами как подлежащие учету при исчислении налога на прибыль. В их числе расходы на оплату труда работников (ст. 255 НК РФ). По всей видимости, это происходит по той причине, что данный вид расходов, как правило, сам по себе является объектом налогообложения налогами (страховыми взносами) на фонд оплаты труда. Как разъяснено в Определении КС РФ от 3 февраля 2010 г. № 149-О-О, возлагая на работодателя обязанности по обеспечению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданию благоприятных условий труда и соблюдению требований законодательства о труде, законодатель предусмотрел возможность отнесения расходов по предоставлению гарантий трудовых прав работников к расходам на оплату труда, исключаемым из налогооблагаемой прибыли при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций. Тем самым на законодательном уровне создан правовой механизм, обеспечивающий соблюдение баланса интересов работодателя и работников.

Другой вид расходов, практически никогда не подвергаемый сомнению налоговыми органами, установлен в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. Термин "начисленный налог" в НК РФ не определяется, но исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 2 октября 2007 г. № 7379/07 таковым является налог, отраженный налогоплательщиком в представляемых им налоговых декларациях в качестве подлежащего уплате в соответствующий бюджет. Иными словами, законодатель допускает в качестве расходов те прямые налоги, которые только продекларированы налогоплательщиком, факт их уплаты не имеет значения для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. Такой подход может быть объяснен тем, что продекларированный налог может быть взыскан государством в случае его неуплаты, для чего у налоговых органов имеется достаточно полномочий (ст. ст. 45 – 48 НК РФ).

С этой же точки зрения начисленными являются налоги, которые исчисляет налоговый орган и предлагает к уплате путем направления налогового уведомления (ст. 52 НК РФ), а также налоги, доначисляемые налоговыми органами в решениях по результатам выездных (камеральных) проверок (ст. 101 НК РФ). Соответственно, налоговый орган, установивший неуплату прямых налогов в результате выездной налоговой проверки, обязан самостоятельно уменьшить на сумму этих налогов базу по налогу на прибыль, если данный налог также входит в предмет проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 17152/09).

В связи с этим следует отметить одну проблему, имеющую практическое значение. Предположим, налоговый орган в рамках выездной проверки доначислил налог на имущество организаций на сумму 1000 руб. и, соответственно, уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль на указанную сумму. Если при этой же проверке налоговый орган по самостоятельным основаниям доначислит налог на прибыль на сумму 500 руб. (что соответствует налоговой базе 2500 руб. и ставке налога 20%), то итоговое доначисление данного налога должно быть 300 руб. (итоговая база 1500 руб. = 2500 руб. – 1000 руб.). При условии что налогоплательщик оспаривает в суде только доначисление налога на имущество, суд вообще не будет рассматривать правильность расчета налога на прибыль. Соответственно, налоговый орган, доначисляя прямой налог и уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль, потенциально рискует как в части доначисления прямого налога, так и в части уменьшения налога на прибыль. По этой причине налоговые органы, доначисляя прямые налоги при выездной проверке, иногда сознательно не корректируют налоговую базу по налогу на прибыль организаций (НДФЛ с доходов предпринимателей).

Еще один практический аспект, связанный с расходами в виде начисленных (уплаченных) прямых налогов. Если организация ошибочно начислила (уплатила) в некотором календарном году определенный прямой налог в излишней сумме, то на первый взгляд в данном году имеет место необоснованное завышение расходов и соответствующее занижение налога на прибыль. Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11 расходы организации в виде излишне начисленного (уплаченного) прямого налога были признаны обоснованными, полностью соответствующими ст. 252 НК РФ. Суд указал, что учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налоговой базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим. Вывод судов о том, что выявленные предприятием ошибки (искажения) при исчислении земельного налога подлежат исправлению путем внесения соответствующих изменений за период, в котором эти ошибки (искажения) допущены, является неправомерным.

В силу п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговый кодекс в ст. 284 предусматривает налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида облагаемой прибыли (дохода), а также от вида налогоплательщика. Основными налоговыми ставками являются:

- 20% – стандартная;

- 20% и 10% – в отношении различных видов доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство;

- 0%, 9%, 15% – в отношении определенных видов доходов, полученных в виде дивидендов, в виде процентов по некоторым государственным и муниципальным ценным бумагам;

- 0% – в отношении прибыли, полученной Центробанком от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.

Следует отметить, что в России стандартная ставка налога на прибыль, первоначально в 1992 г. составлявшая 32%, впоследствии была увеличена до 35%, а затем снижена до современного уровня 20%.

Налог на прибыль организаций исчисляется:

- налогоплательщиками – в общем случае самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 286 НК РФ);

- налоговыми агентами (п. п. 4, 5 ст. 286 НК РФ). Данные обязанности возлагаются на российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающие определенные виды доходов налогоплательщику – иностранной организации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, а также на российские организации, выплачивающие налогоплательщикам некоторые виды доходов в виде дивидендов и в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций является календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ).

Общий срок уплаты налога на прибыль организаций по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Обязанность по уплате авансовых платежей установлена достаточно сложным образом. В общем случае по итогам отчетных периодов – кварталов авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ).

Для некоторых организаций (п. п. 2, 3 ст. 286 НК РФ), в том числе для организаций с доходами от реализации более 10 млн. руб. в среднем за квартал, законодатель предусматривает обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей. Данные платежи могут уплачиваться в двух вариантах: в общем случае как оценочные либо при соответствующем уведомлении налогового органа исчисленные из фактически полученной прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ). В первом случае срок уплаты установлен не позднее 28-го числа текущего месяца; во втором – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Для налоговых агентов предусмотрены собственные сроки перечисления удержанного налога (п. п. 2, 4 ст. 287 НК РФ).

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ) [29, с. 196].

Системы планирования и прогнозирования прибыли

Процесс внутрипроизводственного планирования включает:

- формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;

- определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;

- установление путей и средств их достижения;

- обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;

- общих плановых задач выполняют для определения перспектив развити

- контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.

Если разработку прогнозов и формирование я предприятия в целом, то все остальные элементы планирования в основном прорабатывают и реализуют на уровне подразделений. При этом необходима взаимоувязка между ними по всей совокупности натуральных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах предприятий устанавливают основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные способы их решения: определяют необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы, а также пути их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся рыночных условий.

Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и экспертных оценок. Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов. Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции. В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию (метод Дельфи).

В процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают результаты труда каждого сотрудника и организации в целом.

Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики, и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно – качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно – экономическое обеспечение.

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно; ценовое регулирование в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение денежных ресурсов на финансовых ресурсах, – доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип "время – деньги": чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.

Планирование прибыли на предприятии

Рис. 1. Факторы, влияющие на величину прибыли

К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

Производственные факторы воздействуют на прибыль через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих в создании продукции, а, с другой, – величину и эффективность использования их потребленной части, участвующих в формировании себестоимости.

Элементом авансированных средств, участвующих в процессе создания продукции, также является живой труд, характеризующийся системой показателей, основные из которых – наличие трудовых ресурсов и эффективность их использования.

Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как первичные факторы управления объема промышленной продукции, а с другой факторы, определяющие издержки производства. Величина и темпы роста прибыли зависят от тех же факторов производства, которые воздействуют на нее через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных средств, например при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей.

Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения для определения резервов ее повышения. Их рациональное и эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижение материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

К внепроизводственным факторам относятся: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

Все факторы можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относится:

- рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышения конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);

- хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Под внутренними факторами понимают:

- материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);

- организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

- экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

- социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Объем реализации продукции зависит от товарного выпуска и остатков готовой продукции. Остатки готовой продукции могут быть двух видов: остатки на складе и товары отгруженные, но еще не оплаченные. Ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции, поступление оплаты за отгруженные товары являются резервом увеличения прибыли за счет объема реализации.

Увеличение прибыли в результате производственной деятельности дает возможность предприятию заработать средства на производственное и социальное развитие, материальное поощрение, причем это становится функцией самого предприятия. В то же время рост прибыли на предприятии означает и увеличение отчислений в государственный бюджет.

Многие предприятия проводят разработку и реализацию научно-технических нововведений и получают на них лицензии. В условиях развития рыночных отношений, а вместе с ними и конкуренции, предприятия предпочитают не заниматься их продажей. Однако отказ от предоставления лицензий на производство продукции другим предприятиям далеко не всегда является правильным шагом. Он лишает осуществивших нововведения предприятий крупных доходов от продажи лицензий. В условиях жесточайшей конкуренции производители могут проводить собственные исследования и разработки в таком объеме, какой им необходим для существенного улучшения свойств продукции, и сделать ее более конкурентоспособной. В результате объем реализации продукции предприятия-владельца лицензии может понизиться или повыситься в зависимости от спроса на продукцию и соответственно уменьшится или увеличится прибыль.

Итак, важнейшим принципом выживания промышленных предприятий в условиях рынка является следующее: производить надо то, что можно продать, а не наоборот, продавать то, что производит предприятие. Коммерческий успех предприятия и, в конечном итоге, его жизнь зависят от возврата вложенных средств через реализацию продукции, следовательно, эффективность маркетинга играет важную роль в деятельности предприятия.

По моему мнению, комплексный подход к рациональному производству и потреблению материалов должен включать следующие направления.

- совершенствование структуры использования ресурсов путем непрерывного наращивания доли новых видов в общем, объеме материалов с высокими техническими параметрами;

- улучшение эксплуатационных свойств и структуры традиционных материалов;

- совершенствование традиционных форм и методов экономии мате риалов, включая снижение материалоемкости в процессе конструирования изделий, а также совершенствование нормативов технологий обработки материалов;

- организация повторного использования материальных ресурсов (использование принципа кругооборота материалов).

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 Г. № 369-ФЗ) // СПС "Гарант".

2. \Авдеева С.М.Классификация финансовых рисков в бизнесе. Практическое руководство. – М.: Мысль. – 2012.- 483с.

3. 42. Чернов В.А., Баканова М.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. – М. ЮНИТИ, 2009. – 292с.

4. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансового-экономической деятельности предприятия., М.: Финансы и статистика, 2011. – С.256

5. Анализ финансового состояния организации [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир; М.: Дело и сервис, 2010.- 346с.

6. Артеменко, В.Г., Финансовый анализ [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир; М.: Дело и сервис, 2012.-С.169

7. Ковалев В.В. Эволюция финансового анализа в России. Статья в журнале // Бухгалтерский учет. – М.: 2011, №5.

8. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]: учебник для вузов / под ред. В. В. Ковалева; М.: Финансы и статистика, 2011.- С. 768

9. Колчина, Н. В. Финансы предприятий [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. Н. В. Колчиной; М-во образования РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С.368

10. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебник для вузов / под ред. Г.В.Савицкой; Мн.: Новое знание, 2012. – С.318

11. Трофимова С.В. В чем заключается цель формирования капитала на современном предприятии // Девятнадцатые Международные Плехановские чтения: (4-7 апреля 2006 г.): Тезисы докладов аспирантов, магистров, докторантов и научных сотрудников. – М.: Рос. экон. акад., 2006. – 0,1 п.л.

12. Финансы предприятий / Под ред. проф. Н. В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2011.- 289с.

13. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие – 2-е изд.,испр. и доп. – ("Высшее образование") (ГРИФ) /Шеремет А.Д., Ионова А.Ф.; Шеремет А.Д., Ионова А.Ф.: Инфра-М; 2012. – 342с.

14. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие – 2-е изд.,испр. и доп. – ("Высшее образование") (ГРИФ) /Шеремет А.Д., Ионова А.Ф.; Шеремет А.Д., Ионова А.Ф.: Инфра-М; 2012. – С.129

15. Фомичева А.Д. Сущность предпринимательства в современных условиях. – М.: Проспект. – 2011., 330с.

16. Фрей Е. Классификация рисков при управлении капиталом. – М.: Проспект. – 2010. – 392с.

17. Хомская И.Д. Оценка эффективности управления капиталом. – Воронеж. – 2012., 392с.

18. Чаплина А.А. Перспективный анализ предпринимательской деятельности. – М.: Проспект. – 2008., 332с.

19. Шаклина А.П. Государственное регулирование предпринимательства. – М.: Перспектива. – 2010. – 329с.

20. Шуршалова В.А.Финансовая среда предпринимательства: риски и перспективы. – 2011., 231с.

21. Щурова А.Я. Финансовая политика. – М.: Норма. – 2007. – 392с.