План маркетинга и контроль его исполнения

План маркетинга и контроль его исполнения.

Статьи по теме
Искать по теме

План маркетинга удобнее представлять в табличной форме. Причем намечаемые к реализации мероприятия целесообразно разделить на два раздела – регулярные (в этом случае срок – это периодичность) и разовые (контрольная дата, отчетность).

Результат может быть выражен как в количественных, так и в качественных показателях деятельности предприятия.

Ключевая задача текущего момента – обеспечить потребителю максимально благоприятные условия обслуживания.

Пример типового плана маркетинга

Мероприятие

Срок

Критерии оценки степени достижения

Поставленных целей

Ответственный

исполнитель

Меры по активизации сбыта продукции

Увеличение объема сбыта на 20%

Поставить для работников коммерческих служб систему оплаты труда в зависимость от результатов их деятельности (поступление денег на расчетный счет за реализованную продукцию). Это особенно важно, чтобы был стимул зарабатывать деньги вместе с предприятием, а не за счет него

Генеральный директор, Директор по персоналу

Включение представителей инвестора в разработку и реализацию стратегии развития предприятия

Председатель Совета директоров

Пересмотр структурных подразделений, способных приносить прибыль, и выделение их в самостоятельные юридические лица, а также придание оставшимся статуса центров финансовой ответственности

Генеральный директор, Директор по стратегическому планированию

После исследования региональных рынков сформировать политику взаимодействия "представительство – дилер"

Начальник отдела маркетинга

Меры по ориентации предприятия на потребителя.

Число повторных заказов от Потребителей.

По возможности провести анализ неудовлетворенного спроса и причин, по которым он не был удовлетворен. Наложить структуру спроса на структуру производства

Начальник отдела маркетинга.

Подбирать персонал в коммерческие службы на конкурсной основе

Директор по персоналу

Создание эффективной технологии обслуживания Потребителей

Коммерческий директор

Улучшение организации отгрузки продукции клиентам. Даже если время отгрузки нельзя сократить (хотя здесь тоже есть резервы – в подразделениях, взаимодействующих с Потребителями, можно ввести скользящий график), то можно принимать Потребителя, взяв "черновую" работу на себя – оформление товарно-транспортной накладной.

Коммерческий директор

Мероприятия по сбору коммерческой информации

Проведен анализ емкости рынка, потребителей, поставщиков и конкурентов

Произвести оценку потенциальной емкости рынка. Проводить сегментацию не только по региональному признаку, но и по потребительскому уровню

Начальник отдела маркетинга

Сбор информации по потребителям продукции (командировки, телефонный опрос, анкетирование)

Начальник отдела маркетинга

Сбор информации по поставщикам (командировки, телефонный опрос, анкетирование)

Начальник отдела маркетинга

Сбор информации по конкурентам

Начальник отдела маркетинга

Мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка

Созданы базы данных по Потребителям,, поставщикам и конкурентам, позволяющие реально оценивать возможности на рынке

Проанализировать Потребителей предприятия (желательно не менее, чем за год), с выделением наиболее приоритетных Потребителей по таким параметрам как:

Форма оплаты,

Объем сделок,

Отпускная цена,

Статус (производитель, посредник и т.д.)...

Начальник отдела маркетинга

Пересмотр порядка обмена маркетинговой информации внутри предприятия, а главное, сложившегося отношения со стороны управленческих структур к роли отдела маркетинга в формировании и принятии управленческих решений

Генеральный директор, Начальник отдела маркетинга

Создание структуры и оперативное ведение компьютерной базы данных "Конкуренты", "Потребители", "Поставщики"

Раз в квартал

Начальник отдела маркетинга

Позиционирование предприятия на региональных рынках

Раз в квартал

Начальник отдела маркетинга

Предложения по ценообразованию

Разработана ценовая политика

Приведение цен предприятия в соответствие с требованиями рынка (в отличие от стандартной ситуации – возможно повышение цен). Для этого необходимо изучение цен конкурентов, изучение желания Потребителей заплатить ту или иную цену и анализ издержек

Коммерческий директор, Начальник отдела маркетинга, Начальник планово-экономического отдела

Более широкое использование возможностей бартерных, взаимозачетных и вексельных схем для роста финансовой эффективности работы предприятия в целом (в том числе поставки сырья), а также снижение транспортных тарифов)

Финансовый директор, Коммерческий директор

Фиксация ценовой политики с учетом данных, полученных службой маркетинга (а не сбыта), но не в ущерб финансовому состоянию предприятия в целом

Раз в квартал

Финансовый директор, Коммерческий директор

Предложения по ассортименту выпускаемой продукции

Разработана ассортиментная политика

Создание маржинального забора по каждому выпускаемому виду продукции для определения уровня её доходности.

Финансовый директор

Формирование плана производства

Раз в месяц

Директор по производству

Разработка системы управленческого учета, позволяющей принимать решения по выбору ассортимента

Финансовый директор

Предложения по рекламе и отношениям с общественностью

Разработана рекламная стратегия предприятия

Разработка концепции фирменного стиля (фирменного цвета, композиции буклета, проспекта, конверта, элементов оформления фирменных секций и помещений)

Начальник отдела маркетинга

Разработка 2-3 вариантов слогана и использование лучшего из них в рекламных акциях.

Начальник отдела маркетинга

Разработка рекламных текстов для печатной продукции, публикаций в СМИ, PR, а также директ-маркетинг акций и мероприятий

Начальник отдела маркетинга

Разработка концепции участия в ярмарках и выставках (выработка критериев участия в них и концепция экспозиции).

Начальник отдела маркетинга

Выявление наиболее эффективных средств рекламы и составление медиаплана.

Начальник отдела маркетинга

Составление тематико-финансового плана рекламных мероприятий на … год с разбивкой по кварталам.

Начальник отдела маркетинга

Разработка предложений по осуществлению горизонтальной рекламы, т.е. проведению презентаций, дегустаций и других мероприятий по Паблик-рилейшенз (конкурс на лучший фирменный отдел, лучшего продавца, лучший рецепт). Организация их проведения.

Начальник отдела маркетинга

Определение списка рассылки для проведения мероприятий в рамках программы по Директ-маркетинг, в том числе по электронной почте.

Начальник отдела маркетинга

Мониторинг рекламы основных Конкурентов, выявление ее сильных и слабых сторон.

раз в квартал

Начальник отдела маркетинга

Оценка эффективности использования рекламных средств предприятия и оперативная корректировка медиаплана.

раз в квартал

Начальник отдела маркетинга

Разработка плана мероприятий по формированию положительного имиджа предприятия, как в сознании Потребителей. Непосредственное участие в его осуществлении.

раз в квартал

Начальник отдела маркетинга

2. Этапы разработки плана маркетинга.

Работы, которые необходимо предварительно проделать любой организации перед началом разработки плана маркетинга:

- выявить ключевые бизнес-процессы в организации по всем функциональным направлениям;

- сформировать стратегию развития предприятия на совместном совещании руководителей и специалистов по финансам, маркетингу и производству.

Кроме того, еще одна группа мероприятий особого рода – это мероприятия по сбору и анализу коммерческой информации. С одной стороны, эти мероприятия дают основные исходные предпосылки для формирования стратегии, а с другой стороны сами являются строками в разработанном плане маркетинга.

Рассмотрим более подробно процедуру разработки плана маркетинга предприятия, используя следующую поэтапную технологию (рис. 1).

Процедура разработки плана маркетинга предприятия

Рис.1. Процедура разработки плана маркетинга предприятия.

Этап 1. Первоначальную информацию для построения плана деятельности на рынке можно почерпнуть из анализа фактической деятельности предприятия (если такая информация накапливалась, лучше – в компьютерном виде). Данную работу проводит служба маркетинга.

Этап 2. Для формирования стратегических установок, в том числе для установления рыночных целей, несомненно, будет полезна информация о тенденциях продаж предприятия, на каких сегментах рынка предприятие уже присутствует, а какие еще не охвачены и т.д. Работы по целеполаганию проводятся на коллективном совещании руководства предприятия.

Этап 3. На совещании-семинаре генерируется список стратегических и тактических мероприятий для достижения поставленных целей.

Этап 4. Финансовым отделом разрабатывается Проект финансового плана предприятия и бюджеты для подразделений и служб.

Этап 5. Проводится оценка затрат. Суть его для рассматриваемого случая маркетинговых мероприятий состоит в следующем. Прежде всего, для каждого мероприятия оценивается его эффективность по отдаче (эффекту) на единицу затрат. Затем, все проекты упорядочиваются по мере убывания их эффективности. Далее, если выделенные финансовые средства, менее требуемых на реализацию мероприятий, Правление принимает одно из трех возможных решений:

- выбрать наиболее эффективные мероприятия в рамках бюджета (и соответственно скорректировать в сторону уменьшения целевые установки);

- пересмотреть бюджет в расходной и доходной части;

- формировать новый расширенный список коммерческих и маркетинговых мероприятий.

Этап 6. В последних двух случаях требуется дополнительное согласование бюджета мероприятий плана маркетинга.

Этап 7. Исходя из разработанной стратегии, необходимо сформировать ориентированную на Потребителя структуру управления предприятием.

Этап 8. Результатом предыдущих этапов будет пакет мероприятий. Далее необходимо назначить ответственных (с учетом усовершенствованной структуры управления и личностных качеств сотрудников) за реализацию мероприятий принятого плана, а также за сроки их выполнения.

Этап 9. Реализация намеченного плана маркетинга. Его корректировка осуществляется с учетом возмущающих воздействий рынка.

Общая схема планирования маркетинга

Общая схема планирования маркетинга

3. Контроль исполнения плана маркетинга.

Для контроля за работой предприятия в целом должна быть разработана многоуровневая процедура управленческого учета (перечень показателей, позволяющих руководителю оперативно принимать решения), а также сформулирована стратегия его развития (миссия, цели, критерии их достижения и траектория движения к поставленным целям), подкрепленная набором тактических мероприятий. Именно последнюю задачу для коммерческих и маркетинговых служб и решает план маркетинга.

Руководитель контролирует результаты деятельности подчиненных подразделений:

- по показателям управленческого учета (например – один раз в день);

- по критериям в плане маркетинга

- по результатам работы подразделения (например – один раз в месяц).

Анализ выполнения плана маркетинга включает сравнение реального развития событий с запланированными или ожидаемыми показателями в течение определенного периода. Если реальное состояние признается неудовлетворительным, в него необходимо внести изменения. Иногда планы приходится пересматривать в результате воздействия неконтролируемых факторов.

Существуют три метода, используемых для анализа плана маркетинга:

- анализ маркетинговых затрат;

- анализ реализации;

- ревизия маркетинга.

Анализ маркетинговых затрат оценивает стоимостную эффективность различных маркетинговых факторов, позволяет оценить, какие затраты эффективны, а какие нет, и внести соответствующие изменения.

Анализ результатов сбытовой деятельности представляет собой детальное изучение результатов сбытовой деятельности с целью оценки правильности выбранной стратегии.

Ревизия маркетинга определяется как систематизированная критическая и объективная оценка и обзор основных целей и политики маркетинговых функций предприятия для реализации этой политики и достижения поставленных целей.

Процесс ревизии маркетинга состоит из шести этапов:

1. определение, кто будет осуществлять ревизию;

2. определение периодичности проведения ревизии;

3. определение области ревизии – горизонтальная или вертикальная;

4. разработка бланков для ревизии;

5. проведение ревизии;

6. представление результатов руководству и принятие решений.

План ревизии маркетинга

Часть 1. Ревизия маркетинговой среды

МАКРОСРЕДА

А. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1. Какие основные демографические события и тенденции представляются для фирмы открывающимися возможностями или опасностями?

2. Какие действия предприняла фирма в ответ на эти события и тенденции?

Б. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1. Какие основные события в сфере доходов, цен, экономии средств и кредитования скажутся на деятельности фирмы?

2. Какие действия предпринимает фирма в ответ на эти события и тенденции?

В. ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ

1. Каковы прогнозы относительно стоимости и доступности необходимых фирме природных ресурсов и энергии?

2. Какие тревоги высказываются по поводу роли фирмы в деле загрязнения или сохранения окружающей среды и какие меры в связи с этим она принимает?

Г. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1. Какие основные изменения претерпевают технология изготовления товара и технология производства в данной отрасли? Каково положение фирмы с точки зрения этих технологий?

2. Какие основные родовые изделия могут заменить собой этот товар?

Д. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

1. Какие из предлагаемых ныне законов могут сказаться на маркетинговой стратегии и тактических действиях фирмы?

2. За какой деятельностью общегосударственного масштаба, в масштабах штата или на местном уровне необходимо внимательно следить? Что из происходящего в сферах борьбы с загрязнением окружающей среды, обеспечения равенства при найме на работу, обеспечения безопасности товаров, в сферах рекламы, контроля над ценами и т.д. может сказаться на маркетинговой стратегии фирмы?

Е. ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНОГО ПОРЯДКА

1. Каково отношение общественности к предпринимательству и товарам, которые выпускает фирма? 2. Какие перемены в образе жизни и ценностных представлениях потребителей и сферы предпринимательства затрагивают деятельность фирмы?

МИКРОСРЕДА

А. РЫНКИ

1. Что происходит с размерами рынков, их ростом, географическим распределением и доходностью?

2. Что представляют собой основные сегменты рынка?

Б. КЛИЕНТУРА

1. Каковы взгляды существующих и потенциальных заказчиков на репутацию фирмы и ее конкурентов, на качество предлагаемых товаров и услуг, на торговый аппарат и цены?

2. Каким образом принимают решения о покупке заказчики из разных сегментов?

В. КОНКУРЕНТЫ

1. Кто основные конкуренты? Каковы их задачи и стратегии, сильные и слабые стороны, их размеры и показатели занимаемых долей рынка?

2. Какие тенденции скажутся в будущем на конкуренции и распространении заменителей товара?

Г. СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИЛЕРЫ

1. Что представляют собой основные торговые каналы, посредством которых товары доходят до потребителей?

2. Каковы уровни эффективности и потенциалы роста различных торговых каналов?

Д. ПОСТАВЩИКИ

1. Каковы перспективы на бесперебойность снабжения основными ресурсами для нужд производства?

2. Какие тенденции имеют место среди поставщиков в отношении схем организации продаж?

Е. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Каковы прогнозы в отношении цен и доступности транспортных услуг?

2. Каковы прогнозы в отношении цен и доступности складских услуг?

3. Каковы прогнозы в отношении цен и доступности финансирования?

4. Сколь эффективно работает рекламное агентство?

Ж. КОНТАКТНЫЕ АУДИТОРИИ

1. Какие контактные аудитории сулят фирме те или иные возможности или проблемы?

2. Какие меры принимает фирма для обеспечения своей эффективной работы с каждой отдельной контактной группой?

Часть 2. Ревизия стратегии маркетинга

А. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

1. Четко ли сориентирована программа фирмы на рыночную деятельность? Реальна ли она?

Б. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ МАРКЕТИНГА

1. Изложены ли задачи самой фирмы и ее маркетинга в виде четких целей, которые служили бы руководством при планировании маркетинга и замерах достигнутого?

2. Соответствуют ли маркетинговые задачи реальному конкурентному положению фирмы, ее ресурсам и возможностям?

В. СТРАТЕГИЯ

1. Что представляет собой основополагающая стратегия маркетинга, призванная обеспечить решение поставленных задач? Обоснована ли она?

2. Достаточно ли (и не слишком ли много) выделено средств для решения поставленных маркетинговых задач?

3. Оптимально ли распределены маркетинговые ресурсы по сегментам рынка, сбытовым территориям и товарам?

4. Оптимально ли распределены маркетинговые ресурсы по основным составляющим комплекса маркетинга, таким, как качество товара, сервис, торговый аппарат, реклама, стимулирование, система распределения?

Часть 3. Ревизия организации службы маркетинга

А. ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

1. Обладает ли руководитель службы маркетинга достаточной властью и достаточным кругом обязанностей в рамках деятельности фирмы, чтобы оказывать влияние на степень удовлетворенности клиентов?

2. Оптимальна ли структурная организация маркетинговой деятельности с точки зрения функций, товара, конечного потребителя и разбивки по территориям?

Б. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

1. Хорошо ли налажена связь и повседневные рабочие отношения между службой маркетинга и службой сбыта?

2. Эффективно ли срабатывает система на основе управляющих по товарам? В состоянии ли управляющие по товарам планировать не только объем продаж, но и прибыли?

3. Есть ли в службе маркетинга группа специалистов, нуждающихся в дополнительном обучении, дополнительной мотивации, дополнительном контроле или дополнительной оценке их деятельности?

В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Существуют ли требующие особого внимания проблемы взаимодействия между маркетингом и производством, научно-исследовательской, закупочной или финансовой сферой?

Часть 4. Ревизия систем маркетинга

А. СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Обеспечивает ли система сбора маркетинговой информации получение точных, достаточно полных и актуальных сведений о происходящих на рынке событиях?

2. В достаточной ли степени используют распорядители фирмы данные маркетинговых исследований?

Б. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА

1. Хорошо ли продумана и достаточно ли эффективна система планирования маркетинга?

2. Добротно ли проводятся работы по прогнозированию сбыта и замерам потенциала рынка?

3. Обоснованно ли устанавливаются нормы продаж?

В. СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Достаточно ли продумана система контроля, чтобы с ее помощью можно было абсолютно достоверно устанавливать показатели выполнения задач, намеченных в годовом плане?

2. Проводит ли руководство периодический анализ рентабельности товаров, рынков, сбытовых территорий и каналов распределения?

3. Регулярно ли проводится анализ издержек маркетинга?

Г. СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТОВАРОВ

1. Достаточно ли хорошо организована фирма с точки зрения сбора, генерирования и отбора идей новых товаров?

2. Проводит ли фирма достаточно полные испытания товара и опробование его в рыночных условиях до выпуска новинок в продажу?

Часть 5. Ревизия результативности маркетинга

А. АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ

1. Какова прибыльность различных товаров фирмы, ее рынков, сбытовых территорий и каналов распределения?

2. Следует ли фирме заняться каким-либо новым сегментом деятельности, расширить или сузить какой-то сегмент или уйти из какого-то сегмента и как скажется такое решение в долговременном и кратковременном плане на ее прибылях?

Б. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ

1. Не связаны ли отдельные виды маркетинговой деятельности с чрезмерными издержками?

2. Можно ли принять меры по сокращению издержек?

Часть 6. Ревизия функциональных составляющих маркетинга

А. ТОВАРЫ

1. Какие задачи стоят перед конкретной ассортиментной группой товаров? Обоснованны ли эти задачи? Отвечает ли нынешний ассортимент поставленным перед ним задачам?

2. Есть ли товары, которые необходимо постепенно снимать с производства?

3. Есть ли новинки, которыми стоит пополнить ассортимент?

4. Даст ли положительные результаты изменение качества, свойств или внешнего оформления каких-либо товаров?

Б. ЦЕНА

1. Каковы задачи, политика, стратегия и методика ценообразования? В какой мере цены исходят из параметров себестоимости, спроса и особенностей конкурентной ситуации?

2. Соответствуют ли, по мнению клиентов, цены фирмы ценностной значимости ее предложения?

3. Эффективно ли пользуется фирма приемами ценового стимулирования?

В. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Что представляют собой задачи и стратегии распределения?

2. Достаточны ли охват рынка и предлагаемый сервис?

3. Следует ли фирме задуматься о перераспределении акцентов в опоре на дистрибьюторов, торговых агентов и методы личной продажи?

Г. РЕКЛАМА, СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА, ПРОПАГАНДА

1. Каковы задачи рекламы фирмы? Обоснованны ли они?

2. Оптимален ли объем расходов на рекламу? Как разрабатывается рекламный бюджет?

3. Эффективны ли тематика и тексты рекламных объявлений? Что думают о рекламе фирмы ее клиенты и общественность?

4. Достаточно ли продуманно выбираются средства рекламы?

5. Эффективно ли пользуется фирма мерами стимулирования сбыта?

6. Есть ли у фирмы хорошо продуманная программа пропаганды?

Д. ТОРГОВЫЙ АППАРАТ

1 Какие задачи стоят перед торговым аппаратом фирмы?

2. Достаточна ли численность этого аппарата для решения стоящих перед фирмой задач?

3. Правильна ли принятая в фирме специализация торгового аппарата (по сбытовым территориям, рынкам, товарам)?

4. Обладает ли торговый аппарат высоким моральным духом, способностями и усердием?

5. Достаточно ли продуманы методика установления норм и оценки достигнутых результатов?

6. Как можно оценить торговый аппарат фирмы при сравнении его с торговыми аппаратами конкурентов?

Обязательное условие успеха деятельности на данном поприще – зависимость зарплаты сотрудников от выполнения ими своих обязанностей. Причем доля реальных выплат в зависимости от результатов деятельности должна быть существенной (не менее трети общего заработка работника).

Заключение.

В практической деятельности, с учетом меняющейся ситуации на рынке, возможно использование и других видов маркетинга, включая: поддерживающий, развивающий, противодействующий, демаркетинг и ремаркетинг. Кратко рассмотрим основные отличия их от методов традиционного маркетинга.

Поддерживающий – метод стабилизации спроса в условиях точного соответствия спроса возможностям предприятия.

Развивающий – метод, обеспечивающий превращение потенциального спроса в реальный путем создания новых видов продукции с новыми потребительскими свойствами, новых способов его использования.

Демаркетинг – метод воздействия на чрезмерный спрос при невозможности его удовлетворить. Основная задача- снижение спроса за счёт повышения цен, сокращения объёмов производства или снижения рекламной активности.

Ремаркетинг-метод воздействия на снижение спроса из-за насыщения рынка данной продукцией. Главная задача – восстановление уровня спроса за счёт придания продукции дополнительной новизны или поисков новых рынков сбыта.

Противодействующий – метод устранения иррационального спроса на продукцию, использование которой противоречит интересам общества (спиртные напитки и другое). Сведение иррационального спроса к нулю достигается с помощью проведения кампании против потребления такой продукции или освоения продукции-заменителя.

Какой бы вид маркетинга вы не использовали, всегда помните, что маркетинг требует творческого подхода к решению стоящих перед предприятием задач и понимания его роли и места в формировании стратегии предприятия на рынке.