Перестройка в СССР

Перестройка в СССР.

Статьи по теме
Искать по теме

Перестройка – теоретико-политическая программа реформирования командно-административной, бюрократизированной социальной системы СССР с целью перехода к демократическому социализму и рыночной экономике. Основы концепции перестройки заложил в 1985 апрельский Пленум ЦК КПСС. Её теория, политика, программа действий были развиты и конкретизированы в решениях XXVII и XXVIII съездов КПС

Вторая половина 80-х гг. для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием "перестройка". Необходимость проведения преобразований была вызвана кризисом советской системы, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности, и прежде всего в странах Восточной Европы, в так называемом социалистическом лагере. В этих странах, как, впрочем, и в Советском Союзе, складывается демократическое общественное мнение, формируется диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав.

Начало перестройки в СССР

Вторая половина 80-х гг. для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием "перестройка". Необходимость проведения преобразований была вызвана кризисом советской системы, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности, и прежде всего в странах Восточной Европы, в так называемом социалистическом лагере. В этих странах, как, впрочем, и в Советском Союзе, складывается демократическое общественное мнение, формируется диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав.

10 марта 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В момент избрания на высший партийный пост новому генсеку было всего 53 года. В течение 1985-1986 гг. Горбачев формирует свою "команду", отправляя на пенсию прежних руководителей. В сентябре 1985 г. вместо престарелого Н. А. Тихонова Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. К началу 1987 г. кадровые изменения коснулись 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов и крайкомов, 40% членов ЦК партии.

Горбачев был для своей должности относительно молодым, мог говорить без бумажки, чувствовал себя раскованно в окружении простых людей. Это вызывало к нему симпатии. Между тем ситуация в стране, которая никак не могла преодолеть брежневское "безвременье", требовала серьезных перемен, прежде всего в экономике. Поэтому слово "ускорение", ставшее ключевым для первых двух лет правления нового генсека, было найдено в той ситуации довольно точно. Основная идея концепции ускорения социально-экономического развития страны сводилась к быстрому подъему экономики за счет перераспределения финансовых потоков и новой структурной политики. Предлагалось прекратить затратное капитальное строительство, а высвободившиеся средства направить на техническое перевооружение и модернизацию предприятий. От импорта ширпотреба предлагалось перейти к закупкам машиностроительного оборудования. Машиностроение было определено в качестве нового "приоритета", а его развитие должно было опережать другие отрасли.

Наряду с этими административно-управленческими решениями второй, не менее важной составляющей "ускорения", был назван "человеческий фактор". Имелось в виду продолжение курса на повсеместное укрепление дисциплины, наведение порядка в расходовании сырья и ресурсов, более рациональное использование оборудования и заслон производству недоброкачественной продукции. Вместе с тем больше внимания уделялось и другой стороне "человеческого фактора" -заинтересованности людей в результатах труда, восстановлению стимулов к труду.

Однако "концепции ускорения" довольно быстро пришла в противоречие со сложившимися управленческими структурами стала дестабилизировать сложившуюся систему планово-директивного хозяйства. В связи с возросшими на какой-то момент темпами промышленного производства при прежних экстенсивных методах работы возникло напряжение в производстве энергетических ресурсов и сырья. Валютные инвестиции закупку оборудования не дали ожидаемых результатов: поточные линии простаивали из-за отсутствия комплектующих, запасных частей, сырья необходимого технологического уровня, нужной квалификации обслуживающего персонала.

В условиях прежней системы организации и оплаты труда практически никаких результатов не дали призывы к оживлению общественной инициативы на производстве. Все это вылилось в довольно убогие попытки технологического перевооружения действующего оборудования силами местных рационализаторов. Восстановление стимулов к труду

Политические реформы

Началом коренных перемен послужили изменении я в составе КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи "дальнейшей демократизации советского общества" и "совершенствования советской избирательной системы", предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе. Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года. Многие критиковали политику "гласности", называли выступления журналистов "очернительством". Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. "Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка – это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен" – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС7.

Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения прежде всего коснулись высших органов государственной власти. 1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" и "О выборах народных депутатов СССР". Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.

В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).

Перемены в общественной жизни

Реализация в жизнь принципов "нового политического мышления" привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии Советского государства.

Если в экономике перестройка началась с постановки задач "ускорения", то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом статэ "гласность". Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась новыми веяниями в культуре. Уже в 1986 г. появляются первые литературные произведения, в которых поднимались острейшие проблемы развития страны, упадка нравственности, утраты морально-этических ценностей, нарастания бездуховности в обществе "застоя". После долгого периода удушения свободного слова повеяло свежим ветром. С началом реабилитации, возвращением в нашу историю имен политических деятелей, вычеркнутых из нее в годы сталинизма, возрастает интерес в литературе к нашему историческому прошлому. Появляются произведения, в которых переосмысливается наша история, раскрываются ее "белые пятна", по выражению того периода. Начинается публикация произведений, ранее недоступных советскому читателю, произведений, написанных "в стол".

В кинематографии событием стало появление фильма Т. Абуладзе "Покаяние". Советские зрители получили возможность увидеть работы мастеров мирового и отечественного кинематографа, ранее недоступные. Были извлечены из запасников и выставлены произведения художников-авангардистов 20-х гг., ранее не экспонировавшиеся. Широкую известность получил новый русский авангард, ранее существовавший полуподпольно. Появилась возможность знакомства с творчеством эмигрантов: художника М. Шемякина, скульптора Э. Неизвестного. В стране стали возможны гастроли лучших исполнителей мира, эмигрировавших ранее из СССР: М. Ростроповича, В. Ашкенази, Г. Кремера и др.

"Гласность" замышлялась не более чем обновление скомпрометированной официальной идеологии; это движение шло поначалу под девизами: "Больше демократии, больше социализма!", "Назад, к Ленину!" и др. "Гласность" должна была по замыслу "архитекторов перестройки" способствовать укреплению "социализма с человеческим лицом", поэтому с самого начала она вовсе не означала свободу слова, это была полусвобода слова – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Как и во времена хрущевской "оттепели", даже умеренная критика сталинизма использовалась реформаторами в узкополитических целях – для обоснования правильности проводимого курса. Неудивительно, что главный идеолог партии Лигачев рассматривал попытки объективного прочтения истории на страницах печати как "кампанию очернительства", а лидер российских коммунистов Полозков требовал монополии КПСС на гласность. Лидеры партии были весьма обеспокоены тем, что критика сталинизма неизбежно вела к осуждению самой системы, сохранившейся со сталинских времен.

В газете "Советская Россия" было помещено обширное письмо преподавательницы из Ленинграда Н. Андреевой под заголовком "Не могу поступиться принципами", в котором открыто осуждалось "заимствование на Западе" антисоциалистической по сути политики "гласности" и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации "истории социалистического строительства", открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм.

Одобрение Лигачевым и перепечатка письма всеми местными газетами явилось для региональных парткомов сигналом на отход от критики сталинизма. Это означало и смену курса горбачевской перестройки. Однако обнародованные ранее тщательно скрываемые факты преступлений сталинизма не дали развернуться столь стремительной и радикальной переоценке ценностей. Таким образом, именно "гласность", превратившаяся за годы перестройки из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом способствовала и определила необратимый характер перемен.

Возникновение партийной оппозиции в СССР в конце 1980-х. Возникновение многопартийности

Оппозиция в политике означает противопоставление своей политики другой политике или выступление против господствующего мнения, политического курса или позиции большинства.

С начала перестройки в стане оппозиции шло оформление двух направлений: с одной стороны – модернизаторская оппозиция, делившаяся на радикалов, делавших ставку на либеральные ценности, господствующие в большинстве развитых индустриальных и постиндустриальных обществ, и умеренных, стремящихся для сохранения социалистической модели развития общества демократизировать, осовременить ее советскую версию; с другой стороны – консервативная оппозиция, представленная сторонниками социалистических ценностей, которые ратовали за усиление авторитарных, командно-административных черт существующей системы, за придание ей, по существу, неосталинских черт.

Партийно-государственная элита в ходе перестройки все больше дифференцировалась на отдельные, оппонирующие Горбачеву, группировки. Так, поддерживая курс перестройки в целом, умеренные реформаторы (Н.И. Рыжков, Л.И. Абалкин и др.) стремились выработать достаточно взвешенный и поэтапный переход к рынку, надеялись кардинально реформировать партию. Другая группа (Е.К. Лигачев, И. Полозков, В.И. Чебриков, М.С. Соломенцев) также представляли в высшем руководстве партии новую команду Горбачева. Однако подразумевали под курсом реформ лишь фасадный ремонт существующей системы. Вскоре они оказались во главе консервативного крыла в партии. Была в руководстве партии и государства и третья группа политиков (А. Яковлев, Э. Шеварнадзе, Б. Ельцин и другие), которая, проделав энергичную переоценку своих убеждений, оказалась готова немедленно, изменив прежним социалистическим идеалам, создавать принципиально новую, основанную на либеральных ценностях общественную систему. Причем такой радикальный подход к происходящим переменам в стране встретил достаточно широкое понимание во многих слоях общества.

На волне критики всего прошлого и настоящего в жизни советского общества все шире стали тиражироваться средствами массовой информации либеральные ценности жизни: свобода, демократизм, индивидуализм, выдаваемые за единственно общечеловеческие ценности. При этом игнорировались такие исконно отечественные ценностные ориентиры жизни, как справедливость, коллективизм, стабильность. Советский обыватель не чувствовал, как он становится объектом идеологического манипулирования. Так создавалась почва для возникновения критически настроенной части общества, предпосылки для перерастания идейной оппозиционности в обществе в организационную.

Наиболее распространенной и массовой формой первых оппозиционных организаций в стране стали народные фронты, большинство из которых было создано в течение лета и осени 1988 г. Общими идеями, консолидирующими людей вокруг данных самодеятельных общественно-политических объединений, были радикализация проводимых в обществе реформ, развитие гражданской активности населения, повышение его роли в политической жизни страны. Вместе с тем среди данных неформальных оппозиционных организаций активно действовали народные фронты союзных республик, делающие ставку на признание суверенитета своих республик и создание независимых государств, и интерфронты, которые в тех же республиках боролись против развала союзного государства, за равные права всех жителей республик.

Значительное распространение в это же время получил и такой тип самодеятельных оппозиционных организаций, как дискуссионные клубы и объединения. Для многих из них были характерны мобильность числа участников, смена названий и декларируемых программ, определенная фракционность и борьба за внутреннее лидерство. Именно из этой среды граждански активных людей формировался костяк политических объединений и групп, которые стремились конституироваться в альтернативные по отношению к КПСС политические партии. Возглавили этот процесс создания современной российской многопартийности, с одной стороны, образованные молодые люди, ищущие возможность реализовать свою энергию и честолюбие. С другой стороны, в процесс партийного строительства включилась часть бывших активных коммунистов, в том числе и высокопоставленных партийных функционеров, изменивших свои идеологические приоритеты.

Легализация оппозиционных структур произошла летом 1988 г. в период выборов в Верховный Совет СССР. Проведение альтернативных выборов в условиях жесткой политической борьбы позволило наиболее радикальной части либеральной оппозиции войти в состав депутатского корпуса. Их деятельность развернулась на базе Межрегиональной депутатской группы, в состав которой вошли такие известные политические деятели, как Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Афанасьев, Г. Попов, А. Сахаров и другие. Составляя меньшинство среди депутатов съезда, межрегионалы выдвинули идею "выраженной оппозиции" (Г. Попов), суть которой состояла не в углублении противостояния, а в организации конструктивной работы межрегиональной оппозиции, направленной на решение насущных социально-экономических проблем. Основой для такой конструктивной деятельности либеральная оппозиция считала радикальное изменение существующей системы общественных отношений в стране. Так была завершена идейная трансформация большинства прежних сторонников горбачевских реформ: от требований радикализировать реформирование страны в рамках существующей системы до отрицания самой системы.

В первой половине 1990 г. происходит углубление политического размежевания на сторонников и противников курса Горбачева внутри КПСС. Сторонники консервативной оппозиции выступали за "сплочение КПСС на ленинских основах", сохранение классового подхода вместо общечеловеческих ценностей, уничтожение частной собственности на основе общего владения средствами производства.

Одновременно в лагере либеральной оппозиции возникло демократическое движение коммунистов, которое предполагало достичь обновления общества посредством "преобразования КПСС из госструктуры в современную левую политическую партию". Именно на базе этих представлений в январе 1990 г. в партии была создана "Демократическая платформа в КПСС".

И консервативная, и либеральная оппозиция в КПСС была представлена на Учредительном съезде КП РСФСР, состоявшемся в июне 1990 г. И хотя в резолюции съезда была подтверждена "верность социалистическому выбору", наличие различных идейно-политических платформ свидетельствовало об отсутствии единства в создаваемой РКП.

Первой политической партией, основанной оппозицией, стал в мае 1988 г Демократический Союз (В. Новодворская). В программном документе Союза было зафиксировано, что ДС – политическая партия, оппозиционная тоталитарному государственному строю СССР, ставит своей целью ненасильственное его изменение и построение правового государства на началах гуманизма, демократии и плюрализма. Однако действия первой политической партии, формировавшейся в качестве активной оппозиционной силы существующему порядку, не были восприняты обществом в качестве серьезной политической силы, исходящей из реальной политической ситуации и претендующей на поддержку широких масс населения.

Другой активной оппозиционной силой в обществе с момента образования стала Демократическая партия России (Н. Травкин). В программных документах подчеркивалось, что ДПР создана для активного противодействия попыткам "реставрации прежних порядков". Вместе с тем, прогнозируя социальные преобразования в обществе, партия ориентировала своих членов на обеспечение ненасильственного процесса модернизации России.

В стране было возрождено Конституционно-демократическое движение. В октябре 1989 г. был создан Союз конституционных демократов, провозгласивший себя политической организацией граждан, "объединенных стремлением продолжать и развивать лучшие демократические традиции отечественного либерализма". В принятой политической декларации СКД определял свою роль в современной политической жизни как оппозиции существующей власти, готовой к конструктивному сотрудничеству с правящей КПСС и со всеми политическими силами, признающими самоценность человеческой личности.

Образование политических партий посредством раскола организации бывших единомышленников и соратников явилось характерной тенденцией для периода конца 1980-х – начала 1990-х гг. Такая тенденция была вызвана как объективными причинами: размытостью социальной базы создаваемых партий, стремлением четче определить свои программные и организационные принципы деятельности, так и субъективными мотивами: имели место попытки удовлетворить невостребованные политические амбиции новоявленными лидерами.

В целом, в условиях России личностный фактор в процессе становления плюралистической политической системы сыграл огромную роль. Было создано множество партий и движений, общественно-политическое лицо которых определял тот или иной лидер. Так, широкую популярность в России получили партии Травкина, Шахрая, Гайдара, Жириновского и др.

Партия Жириновского была создана как оппозиционная официальным властям в конце 1989 г. За первые два года ее трижды проверяли правоохранительные органы, дважды запрещали. Однако партия продолжала существовать, более того, продолжала множить своих сторонников. Лидер ЛДПР сделал ставку на маргинализированный электорат, в чем он сам без колебания признался в беседе с известным американским профессором Яновым.

Среди оппозиционных по отношению к КПСС выделялись христианско-демократические партии. Первой такой организацией стал Христианско-демократический союз России, возникший в августе 1989 г. Согласно программным документам ХДСР, противостояние КПСС должно было осуществляться исключительно мирными конституционными средствами политической борьбы, включая обращение к гражданам через средства массовой информации, мирные демонстрации, митинги, кампании гражданского неповиновения.

В конце 1989 – начале 1990 гг., помимо уже перечисленных партийных объединений, были созданы Демократическая партия (ноябрь 1989 г.), Крестьянская партия России (сентябрь 1990 г.), Республиканская партия Российской Федерации (ноябрь 1990 г.), Партия свободного труда (декабрь 1990 г.) и ряд других оппозиционных по отношению к КПСС политических партий. Всех их объединяло стремление создать в России общество, основанное на отечественных и западных либеральных традициях, т.е. общество с развитой системой частного предпринимательства, многопартийной политической системой, признающее приоритеты прав личности по отношению к правам социальных групп или государства в целом и иметь своей опорой еще не созданный средний класс.

У либералов были существенные различия в определении методов создания рыночной экономики. Условно (в конце 80-х – начале 90-х гг.) либеральные партии и движения можно было разделить на классических либералов западного толка, либерал-аппаратчиков и либерал-популистов.

Либерал-популисты (ЛДПР, ДС, НПР и др.) призывали к "мирной революции снизу", включая в отдельных случаях в свой арсенал борьбы акты гражданского неповиновения, забастовки, создание параллельных структур власти. Они убеждали своих сторонников, что только решительный демонтаж старой общественной системы и энергичное создание нового демократического общества способно создать достойные для человека условия жизни и решить назревшие проблемы развития страны.

"Классические либералы западного толка" (РПРФ, ПЭС, ПСТ и др.) также делали ставку на либерально-демократические ценности, но, ориентируясь, в основном, на городскую научно-техническую и производственную интеллигенцию, высококвалифицированных рабочих, они рассчитывали создать рыночную экономику путем немедленного превращения всех граждан России в полноправных собственников посредством перераспределения госсобственности.

"Либерал-аппаратчики" (РДДР, РДПП, "Обновление" и др.) считали, что система рыночной экономики могла быть воссоздана только по плану, благодаря государственной политике.

Таким образом, имея единую направленность в программах либеральных преобразований в России, перечисленные партии предусматривали различные пути их реализации.

История возникновения левых партий, так же как и либеральных, была тесно связана с оформлением оппозиционных сил, в первую очередь в самой КПСС. Так, образованию партий крайне левого толка непосредственно предшествовали процессы идейного, а затем и организационного размежевания членов КПСС, которая в конце 80-х гг. объединяла в рамках, казалось бы, общей доктрины людей неоднозначных политических взглядов и настроений.

На базе консервативно-сталинского крыла в КПСС организационно оформились две партийные структуры, объявившие себя самостоятельными, но в составе КПСС. Это были Марксистская рабочая партия – партия диктатуры пролетариата и Российская коммунистическая партия. Первая – видела в КПСС идеологического противника ввиду ее усиливавшейся социал-демократизации. Вторая – заняла еще более консервативные позиции, выступая против многопартийности, развития рыночных отношений, за сохранение партии коммунистов как государственного механизма управления.

На базе "Большевистской платформы в КПСС" была оформлена ВКПБ, которая ставила задачу воссоздания социализма, восстановлении Союза ССР посредством возрождения в новых условиях государства рабочего класса. Возвращение к диктатуре пролетариата ВКПБ, как и РКП, связывали с развитием неосталинизма и непримиримостью к оппортунизму, под которым подразумевались все прокоммунистические и социалистические партии России.

Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП – В. Тюлькин, В.И. Анпилов) была учреждена 23 ноября 1991 г. В ее программе были сформулированы лозунги борьбы с капитализацией общества и за восстановление СССР, возвращение к социалистическим ценностям и идеалам.

Еще более центристских, по существу, социал-демократических позиций придерживалась созданная в октябре 1991 г. Социалистическая партия трудящихся (председатель Л. Вартозарова) и тесно связанная с крупнейшими профсоюзными организациями России, в частности, с ФНПР "Партия труда".

Увлеченность многих фракций и групп в КПСС социал-демократическими ценностями привело к созданию Социал-демократической ассоциации (СДА). Своей целью ассоциация провозгласила борьбу за "утверждение политической, экономической и социальной демократии", при этом духовной основой СДА объявлялись "идеи демократического социализма, наследия российской социал-демократии". Вскоре теоретическая целевая установка на "демократический социализм" сменилась на "общество социальной демократии", что свидетельствовало о стремлении отечественных социал-демократов еще больше дистанцироваться от прежней коммунистической фразеологии. Эта тенденция в оформлении программных позиций проявилась практически у всех левоцентристских партий и движений, которые во множестве создавались в начале 90-х гг. Так, к лету 1991 г. активные сторонники Горбачева образовали "Движение демократических реформ" (ДДР).

Консерваторы выступали защитниками традиционных ценностей государственного социализма: плановой экономики, целостности единого союзного государства, руководящей роли КПСС. К этому лагерю оппозиции относились: консервативная часть аппарата КПСС (часть Политбюро и ЦК КПСС), руководство профсоюзов, генералитет, директорат ВПК и других отраслей промышленности, часть Верховного Совета СССР и некоторых союзных властных структур, а также леворадикальные политические партии и движения, возникшие в процессе становления российской многопартийности.

Оппозиционный лагерь модернизаторов оформлялся в нескольких направлениях.

Первое объединяло умеренных реформаторов, которые выступали за постепенное, поэтапное реформирование страны. Эта линия проводилась правительством СССР во главе с Н. Рыжковым, а также частью аппарата КПСС. К ним примыкали левое крыло КП РСФСР, а также вновь созданные социалистические и социал-демократические партии и организации (СП, СДА, СДПРФ и др.).

Второе направление оппозиционного лагеря модернизаторов имело национальную специфику и было представлено народными фронтами республик СССР, на базе которых сформировались национальные партии и движения. Их основными требованиями были признание суверенитета своих республик и создание независимых государств. То есть процесс модернизации связывался этими силами оппозиции с идеями национального возрождения и очень часто приобретал характер национал-сепаратистской борьбы между республиканскими партийно-государственными номенклатурами и союзными структурами власти.

Третье направление оппозиционного лагеря модернизаторов носило радикально-либеральный характер. Оно было сформировано, в свою очередь, двумя потоками. С одной стороны, это была демократическая оппозиция, рожденная в недрах самой КПСС (МДГ, Демплатформа), а с другой – многочисленные политические партии и движения либерального толка (РПРФ, ПЭС, РХДС, ДПР, ЛДПР и др.). Именно к этой части политической оппозиции было обращено в основном внимание "партии власти". Это привело, в конечном итоге, к общей недооценке КПСС формирующейся оппозиционной массы на левом и левоцентристском фланге, т.е. оппозиционно настроенных сторонников "социалистического выбора", из числа которых в августе 1991 года было создано ГКЧП. Но решительную победу не только над КПСС, но и всем левым флангом оппозиции одержало ее праволиберальное крыло. Эта победа привела радикал-либералов к власти, что вызвало изменения в расстановке политических сил в стане оппозиции и усиление противоборства в обществе.

Конец СССР

В 1989 г. начал стремительно разрушаться советский блок. В начале года некоммунистические силы пришли к власти в Польше, а в ноябре в течение трех недель была разрушена Берлинская стена в ГДР, рухнули коммунистические режимы в Болгарии, Венгрии и Чначинается закат эры Горбаче ва. Его попытки заключить новый союзньп „*договор не увенчались успехом. К лету в ком мунистическом движении СССР обозначился се рьезный раскол. Была создана Коммунистически партия РСФСР, стоящая на консервативных поз" циях. В июле на XXVIII съезде КПСС курс Горбаче ва был подвергнут жесткой критике. Однако Горб" чев все же был снова избран Генеральным секрета рем. Но это уже не имело большого значения: н род больше не связывал свое будущее с коммуниз мом. По всей стране проходили забастовки пол ло зунгами "Долой КПСС!" Рабочие требовали за крытия парткомов на предприятиях и национали зации партийного имущества.

Возможно, Горбачев снова обрел бы популяр ность, если бы немедленно приступил к радикаль ным экономическим реформам, предполагавши! признание частной собственности на землю и при ватизацию. В сентябре 1990 г. он даже получи, чрезвычайные полномочия для того, чтобы обеспе чить переход к рыночной экономике. Но презилен не решился. Вместо этого он почему-то попыталс соединить радикальный проект с предложениям] консерваторов. Реальных реформ не последовало Между тем экономический кризис развивался та стремительно, что страна, казалось, летит в про пасть. Денег было много, но купить на них был нечего. Быстро росла безработица. В СССР пошл гуманитарная помощь с Запада.

Республики, теперь уже и автономные, продол жали провозглашать суверенитет.ехословакии.

1990 г. начался с армянского погрома в Баку. Погибли десятки людей. В город были введены войска. В Москве проходили мощные демонстрации в поддержку перестройки. Горбачев уже не пытался сдерживать события, и в начале февраля Пленум ЦК КПСС принял платформу к XXVIII съезду партии: предполагался отказ от руководящей роли партии, переход к многопартийной системе и установление президентской власти.

В марте сторонники реформ ("демократы") добились значительных успехов на выборах в республиканские органы власти. К этому времени стало очевидно, что власть уходит из союзного центра в республики. Ельцин вовремя осознал эту перемену, и, опираясь на неформальное движение "Демократическая Россия", был избран делегатом Съезда Народных депутатов РСФСР. В Москве и в Леш граде городские администрации перешли в кругах сторонников реформ Г. X. Попова и А. А. Собчака входивших в Межрегиональную группу. 29 мая Г Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР.

Весной провозгласили независимость реет блики Прибалтики. Горбачев заявил, что независимость Литвы угрожает жизненным интересам советского государства, и 23 марта в Вильнюс ввел войска. Противостояние продолжалось вплоть до начала лета, принимались и экономические санкции. Понимая, что старые партийные кадры сделают все, чтобы не допустить демократов к власти 12 июня 1990 г. парламент РСФСР практически единогласно (907 голосов против 13) провозгласят суверенитет России.

С этого периода начинается закат эры Горбачева. Его попытки заключить новый союзный договор не увенчались успехом. К лету в коммунистическом движении СССР обозначился серьезный раскол. Была создана Коммунистически партия РСФСР, стоящая на консервативных позициях. В июле на XXVIII съезде КПСС курс Горбачева был подвергнут жесткой критике. Однако Горбачев все же был снова избран Генеральным секретарем. Но это уже не имело большого значения: народ больше не связывал свое будущее с коммунизмом. По всей стране проходили забастовки с лозунгами "Долой КПСС!" Рабочие требовали закрытия парткомов на предприятиях и национализации партийного имущества.

Возможно, Горбачев снова обрел бы популярность, если бы немедленно приступил к радикальным экономическим реформам, предполагавшим признание частной собственности на землю и при ватизацию. В сентябре 1990 г. он даже получи, чрезвычайные полномочия для того, чтобы обеспечить переход к рыночной экономике. Но президент не решился. Вместо этого он почему-то попытался соединить радикальный проект с предложениям консерваторов. Реальных реформ не последовало Между тем экономический кризис развивался та стремительно, что страна, казалось, летит в про пасть. Денег было много, но купить на них был нечего. Быстро росла безработица. В СССР пошла гуманитарная помощь с Запада.

Республики, теперь уже и автономные, продол жали провозглашать суверенитет.

Итоги перестройки

Горбачевское руководство начало перестройку с либерализации политической жизни и мобилизации широких масс для участия в политике. Однако официальная риторика обличала не политическую систему как таковую, а лишь отдельные ее искривления и прославляла демократию как неотъемлемый (ленинский) ее элемент, возрожденный после прихода к власти Горбачева. Другими словами, "теоретическая основа" перестройки имела целью не столько уменьшение, сколько на деле усиление легитимности прежней системы.

Политическая система не могла быть одновременно и реформирована в демократию, и сохранена в обновленном, лишь частично демократическом, чем прежде, виде. Как известно, эта система изначально основывалась на прямо противоположных принципах.

Распад прежней системы был неизбежен, так как при сохранении основ старой системы так называемая демократизация старых властных институтов сводилась всего лишь к замене внешне новыми, но авторитарными институтами. Горбачевский режим не смог преодолеть внутренний конфликт с сохраняющимися основами прежней политической системы и разрешить тройственное противоречие перестройки: между действительной целью, активной демократической риторикой и авторитарными тенденциями системы.

За годы своего развития в XX в. советский социализм создал определенного типа экономику, науку, культуру, производственную и социальную сферу, систему обеспечения транспортом, жильем, продовольствием и т.п. Но на всем протяжении советской истории они не смогли удовлетворить растущие потребности людей, а при интернационализации хозяйственной жизни, размывании границ после смерти Сталина, сравнение оказалось явно не в советскую пользу. Отсюда – возникшее в обществе подозрение к официальным лозунгам о повышении материального благосостояния народа, которое к тому же с конца 70-х гг. перестало расти.

Советский Союз рухнул под тяжестью собственных противоречий и нерешенных проблем, но вовсе не потому, что, выбрав социализм, оказался на обочине цивилизации. Тенденции, которые под влиянием времени развивались в недрах советского общества, противоречили официальному о нем представлению. Основу советского строя составляли созданная еще в 1930-е гг. централизованная планово-распределительная экономика, сложившиеся в ее рамках гигантские ведомственные структуры. Вопреки теоретическим предсказаниям о движении общества к социальной однородности, к концу брежневского периода сложилась и отвердела определенная социальная структура, оформились классы, слои и группы со своими интересами, образом жизни и менталитетом. Сложилась особая организация власти и управления, которая пронизывала общество сверху донизу, начиная с вершины властной пирамиды и кончая первичными производственными коллективами. Личные и частные интересы явно превалировали над интересами бюрократического государства. В его рамках формировались рыночные отношения, "теневая экономика", складывалось независимое и неофициальное общественное мнение, далекое от официальных установок.

Литература

1. В.Н. Шевелев История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведении,Ростов н/Д: Феникс, 2002

2. Политические отношения и политический процесс в современной России: План и содержание курса / Авт.-сост. Н.А.Баранов. СПб: Изд-во БГТУ. 2003.

3. Перестройка: человеческий фактор и "защитные механизмы" в системе социалистической демократии Коммунист. – 1988. – N6. – апрель.

4. В. Я. Хуторской. "История России от Рюрика до Ельцина". М., "Новый век", 2000.

5. Материалы апрельского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат,1985

6. П.Г. Дейниченко "Полный энциклопедический справочник. История России", Издательство "Олма-Пресс" 2003.

7. Основное содержание выступления М.С.Горбачева на встрече с представителями политических и общественных кругов США в Вашингтоне 21 октября 2005 года. Речи и статьи / 2005