Памятники ЮНЕСКО в Австрии и Германии

Памятники ЮНЕСКО в Австрии и Германии.

Статьи по теме
Искать по теме

ЮНЕСКО играет первостепенную роль в международной деятельности по охране наследия. Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году, основана на том положении, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес и поэтому должны быть сохранены как часть всемирного наследия всего человечества. Полностью уважая суверенитет государств и не ущемляя прав собственности, предусмотренных национальным законодательством, государства-стороны настоящей Конвенции признают, что охрана Всемирного наследия – это долг всего международного сообщества. ЮНЕСКО оказывает техническое содействие по сохранению объектов, представляющих исключительную ценность.

Конвенция является юридическим основанием для создания Списка всемирного наследия. В 1976 году учрежден Комитет по всемирному наследию. В 1978 году в Список Всемирного наследия включены первые объекты. В настоящее время список "Мирового культурного наследия" насчитывает более 700 памятников природы и культуры из 124 стран мира. Каждый стоящий в списке памятник пользуется усиленной охраной.

1. Австрия. Исторический центр Зальцбурга.

Австрия ратифицировала конвенцию "Мирового культурного наследия" в 1993 году. В 1996 году Старый город Зальцбурга был провозглашен ЮНЕСКО Всемирным достоянием человечества.

Согласно Руководству по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, Старый город Зальцбурга удовлетворяет следующим культурным критериям:

- отражает воздействие, которое оказывает чередование общечеловеческих ценностей в пределах определенного периода времени на развитие архитектуры и градостроительства;

- представляет наглядный пример архитектурного ансамбля и ландшафта, иллюстрирующего важный этап развития человеческой истории

- непосредственно связан с событиями, жизненными традициями и произведениями искусства, представляющими выдающееся мировое достояние.

Зальцбург – второй по величине город Австрии. Сегодня город насчитывает 140 тысяч жителей. Это родина Вольфганга Амадея Моцарта, здесь есть его дом-музей, площадь, названная его именем, с памятником великому композитору. Город Зальцбург – столица одноименной австрийской земли. Зальцбург расположен в северо-восточной части одноименной провинции, на границе с Германией, в состав которой он входил на протяжении тысячелетия. Земля Зальцбургерланд граничит с другими австрийскими федеральными провинциями: Верхней Австрией, Тиролем, Штирией, Каринтией, а также с Германией и Италией. В наши дни главный источник дохода зальцбуржцев – туризм.

Сегодня это – четвертый по величине город Австрии, один из главных туристических центров страны. Своим названием город обязан крепости Зальцахбург, находившейся на горе Нонберг. О том, на чем прежде строилось благополучие края, напоминают сотни географических названий. Зальцберг – "соляная гора", Халльштадт – "соляное место". "Халль" вкралось сюда из кельтского языка. Ведь соль в этих местах начали добывать кельты, населявшие эти места еще до Рождества Христова.

Согласно археологическим находкам, история заселения Зальцбурга начинается в раннем каменном веке. Иллирийцы дали поселению имя Juvavum – "обитель Бога небесного". В результате смут Великого переселения народов Juvavum перестал существовать. Основателем Зальцбурга считается Святой Руперт, при котором примерно в 696 году началось строительство монастыря Святого Петра. Монастырь принадлежит Бенедиктинскому ордену и является одним из самых ранних из подобных ему в Центральной Европе. Для храма (заложен в 1130 – 1143 гг.) Моцартом была написана его знаменитая ре-минорная месса. При монастыре находится кладбище св. Петра, где захоронены Гайдн и создатель Домского собора Солари, а в скалах вырублены катакомбы, которые прежде использовались в качестве молелен.

Архитектура и история монастыря Святого Петра представляют значительный интерес. В течение веков монастырь превратился в центр просвещения, монахи-бенедиктинцы принимали активное участие в создании первого зальцбургского университета, основанного в начале XVII века и существовавшего до 1810 года. Сегодня Коллегиум Бенедектинум – один из ведущих образовательных центров немецкоговорящих стран. В катакомбах монастыря можно познакомиться с историей первых христиан в Зальцбурге. Монастырь обладает старейшим винным подвалом, впервые упомянутом в 803 году.

Святой Руперт стал первым архиепископом Зальцбурга, а его племянница – первой настоятельницей зальцбургского монастыря Ноннберг (около 700 г.) – старейшей женской обители к северу от Альп.

После него установилось многовековое владычество церкви. Самый знаменитый из его преемников – ирландец Виргиль, при котором был построен Зальцбургский собор. В 798 году город становится резиденцией зальцбургских архиепископов, которые по своему усмотрению возводили, разрушали и обновляли город.

Жители Зальцбурга всегда были сытыми, зажиточными, самоуверенными и дерзкими, но они были вынуждены склоняться перед набожными властителями. Архиепископ Леонхард фон Койчах имел особенно оригинальные методы воспитания своих подопечных. Он любезно приглашал свободолюбивых городских советников к себе в гости, после обильного ужина устраивал им "выволочку", а затем привязывал к саням и по зимней стуже отправлял восвояси. Едва избежав худшего исхода, гости забывали о своих благородных устремлениях. Архиепископ Вольф Дитрих фон Райхенау приказал снести 50 домов, чтобы освободить место для площадей, а когда ему сообщили ужасную новость, что загорелся романский собор, он равнодушно заметил: "... если он горит, дайте ему сгореть...".

Вольф Дитрих фон Райхенау, из рода Медичей, унаследовал экстравагантный вкус и двойственную мораль этой семьи, но именно ему город обязан одной из своих знаменитых достопримечательностей – дворцом Мирабель. Этот дворец, называвшийся прежде Альтенау, был построен для возлюбленной, а впоследствии жены Вольфа Дитриха Саломеи Альт, жившей в нём с 15-ю детьми. Преемник Вольфа Дитриха Марк Ситтикус очистил дворец от ненавистного женского присутствия и дал ему имя Мирабель.

Удивительное впечатление оставляет не только дворец Мирабель с его великолепным мраморным залом бракосочетаний, которому, пожалуй, нет равных в мире, но и окружающий дворец парк, в оформлении которого в 1690 году принял участие Фишер фон Эрлах. Парк украшают скульптуры, забавный "Сад гномов ", изображающих пороки, лабиринт, театр с кулисами и стенами из живой изгороди, а также причудливые цветочные композиции. Также здесь есть театр под открытым небом и дворец. Пёстрый рай сада Мирабель находится в полной гармонии с архитектурой дворца – созданием Лукаса фон Хильдебрандта.

Среди остальных 87 архиепископов можно упомянуть ещё несколько имён. Парис Лодрон спас Зальцбург от ужасов Тридцатилетней войны, Йоханн Эрнст, граф Тун, пригласил на службу знаменитого архитектора Йоханна Бернхарда Фишер фон Эрлаха, а Франц Антон, князь Харрах, – другую знаменитость архитектуры – Лукаса фон Хильдебрандта. Последним зальцбургским архиепископом был Иеронимус Коллоредо, в 1800 году бежавший от Наполеона и три года спустя сложивший в Вене свой титул. На некоторое время город отошёл к Австрии, которую сменила Бавария, и лишь в 1816 году, по решению Венского конгресса, город окончательно получил свою австрийскую принадлежность; но и в лоне австрийской империи Зальцбург остался космополитической столицей, небольшой и одновременно безграничной.

Город расположен на высоте 425 метров над уровнем моря, его естественное украшение – река Зальцах, по обеим сторонам которой он разместился и горы: Мёнхсберг, Фестунгсберг, Нонберг, Райнберг, Капуцинерберг.

Хоэнзальцбург, построенный в 1077 году архиепископом Гебхардом фон Хельфенштайном (также называемого Гебхард фон Зальцбург), является самой большой и полностью сохранившейся крепостью в Центральной Европе. Корни этого сооружения, которому более 900 лет, ведут во времена борьбы за инвеституру – политического спора между папой римским и королём о праве возведения в сан епископа. В то время (1077 год) верный папе римскому архиепископ Гебхард фон Зальцбург приказал построить на территории своего государства оборонительные сооружения – Хоэнзальцбург, Хоэнверфен и Фризах, которые были первоначально завершены в годы правления Конрада I (1160-1147). Тогда это были деревянные укрепления. Вскоре появились каменные стены, а затем в течение шести веков крепость непрерывно расширялась и перестраивалась. Завершённая в XVI веке, она стала во время Тридцатилетней войны нерушимым оплотом католицизма.

Особенно активно работы по укреплению и расширению крепости, а также по отделке внутренних интерьеров велись во время правления архиепископа Леонхарда фон Койчаха (1495-1519). Поэтому неслучайно именно его герб с изображением репы украшает мощные крепостные стены. В смутное время так называемой Венгерской войны и крестьянских восстаний, в которые была втянута также земля Зальцбург, архиепископы находили своё убежище за крепостными валами.

За массивными, суровыми крепостными стенами скрываются княжеские покои, прекрасные залы, интерьер которых относится к красивейшим светским интерьерам поздней готики. Здесь же находится орган под открытым небом – один из немногих дошедших до наших дней. Его называют Зальцбургским быком, а его игру – "ревом Зальцбургского быка". За долгую историю крепости Хоэнзальцбург никому из осаждающих не удалось её захватить.

Любопытен памятник "Зальцбургскому быку" во внутреннем дворе замка. История, высеченная на боках рогатого зверя, рассказывает о длительной осаде, когда последнего оставшегося быка осажденные ежедневно перекрашивали в различные цвета и показывали с крепостной стены противнику, дабы доказать, что у них осталось еще много продовольствия. План сработал – противник поверил в безграничные запасы оборонявшихся, и осада была снята.

В настоящее время крепость круглый год открыта для посетителей. Особенно достойны внимания средневековые архиепископские палаты и музей крепости. С 1892 года на крепость можно подняться при помощи фуникулёра, вход на который расположен на Фестунгсгассе.

Старый город со своим многообразием архитектурных стилей является настоящей сокровищницей. Если пройти по многочисленным улицам и переулкам, на ограниченном пространстве можно увидеть сооружения эпох Средневековья, Романтизма, Ренессанса, Барокко, а также благородные дома буржуа периода монархии в стиле Классицизма. Самыми известными улицами считаются Гетрайдегассе ("Зерновая"), Юденгассе ("Еврейская"), Гольдгассе ("Золотая"), Кэгассе ("Набережная"), а также Линцергассе и Штайнгассе ("Каменная"). Едва ли существует эпоха, которая ни оставила бы в Зальцбурге своих архитектурных следов.

Зальцбург – город удивительных церквей. Особо знаменит Зальцбургский собор с башнями, вздымающимися в небо. С собора взирают в своём каменном величии четыре огромные фигуры – Пётр и Павел воздают должное Риму, Виргиль и Руперт олицетворяют зальцбургское епископство. 14 лет работал зодчий Сантино Солари над этим монументальным творением церковной архитектуры, возведённом на фундаменте романского собора, из которого он взял лишь купель: в этой бронзовой чаше был крещён Вольфганг Амадей Моцарт.

Зальцбург, в котором музыкант родился и начал свои занятия музыкой, на целый год вернул себе атмосферу Австрии времен Моцарта. По решению ЮНЕСКО 2006 год объявлен годом Моцарта. Ведь 27 января 2006 года великому Вольфгангу Амадею Моцарту исполнилось 250 лет.

На сегодняшний день в Зальцбурге есть около 100 старинных церквей, чьи стены могут помнить, как впервые исполнялись произведения Моцарта. Например, Зальцбургский собор. В нем родители Моцарта венчались и крестили своего гениального сына, а сам музыкант работал органистом. Большая часть церковных произведений композитора была написана именно для этого собора: мессы, пропри, оффиции, литании, церковные песнопения и сонаты. В Церкви аббатства Святого Петра состоялось первое исполнение "Мессы Доминика", в церкви Коллгиенкирхе – Мессы d-Moll. В резиденции епископа и в актовом зале старинного зальцбургского университета Моцарт регулярно выступал в составе соборного оркестра.

Дом Хагенауэра, в котором родился великий музыкант, ныне превращен в музей. Музей был открыт в 1880 году и сейчас занимает три этажа. Здесь вы можете полюбоваться клавикордами, на которых играл гаммы юный Моцарт, его детской и концертной скрипкой, альтом. Также здесь представлены семейные портреты, письма, эти реликвии произведут большое впечатление на поклонников Моцарта.

Экспозиция третьего этажа посвящена теме "Моцарт и театр", в многочисленных диорамах, которые представляют собой миниатюрные сцены, в них отражена история восприятия опер Моцарта (от 18 до 20 века). Также представлены декорации для оперных спектаклей, костюмы и реквизит.

На втором этаже проходят многочисленные временные выставки, посвященные теме "Моцарт".

На первом этаже выставлена зальцбургская мебель и многие вещи, которые использовались в те времена, когда в городе жил Моцарт. Освещены темы "Моцарт и университет Зальцбурга", "Дружба Моцарта с семьями в Зальцбурге", "Духовная музыка". В Год Моцарта здесь проходят специальные выставки, посвященные зальцбургскому периоду жизни композитора. Кроме того, в новом здании зальцбургского музея Caroline Augusteum, в музее Зальцбурга, в Новой резиденции открылась круглогодичная выставка "Viva! MOZART! ", ее экспонаты, связанные с жизнью великого музыканта, привезли в Зальцбург со всего мира. Ряд праздничных событий прошел и в жилом доме Моцарта, известном как "Дом танцмейстера", куда семья музыканта перебралась в 1773 году. Впервые "Танцмейстерский дом" упоминается в официальных документах в 1617 году. До 1685 года он состоял из двух зданий. В 1711 году по специальному распоряжению там было разрешено проводить уроки танцев для лиц дворянского происхождения. В 1773 году семья Моцарта переехала на новое местожительство на площадь Ганнибала.

16-го октября 1944 года две трети этого дома было разрушено авиабомбой. Тогдашний владелец продал пострадавшую от бомбардировки часть здания итальянской страховой компании "Ассикурациони Генерали" под строительство её бюро, которое впоследствии, в 1989 году, было приобретено Международным фондом Моцартеум. Ещё в 1955 году Международный фонд Моцартеум получил в распоряжение для музейных целей сохранившуюся часть Танцмейстерского зала. 2-го мая 1994 года было снесено здание бюро страховой компании, и 4-го мая начались восстановление и реконструкция по старым планам. Из интерьеров только Танцевальный зал соответствует моцартовской эпохе.

О Моцарте напоминает также венский садовый павильончик, принадлежавший либреттисту композитора Шиканедеру; в этом павильончике Моцарт работал над "Волшебной флейтой". В 1873 году реликвия была подарена Зальцбургу, и сегодня ее можно увидеть за садом Мирабель, на Шварцштрассе.

Имя великого композитора стало, как это часто случается, и предметом коммерции, что подтверждают, в частности, знаменитые на весь мир "Моцарткугельн". В 1890 году зальбургский кондитер создал рецепт изготовления Моцарткугельн. Он скатал шарик из марципана, нанёс на него ореховый крем и насадил шарик на деревянную палочку, которую опустил в жидкий шоколад, вращая палочку до тех пор, пока она не покрылась равномерным слоем шоколада. Подлинные зальцбургские Моцарткугель от "Мирабель" в запоминающейся вишнёвой с золотом упаковке скоро завоевали огромную популярность, являясь всегда желанным подарком, типичным австрийским сувениром и символом Австрии во всём мире.

Площадь Моцарта в самом центре Зальцбурга приобрела особое значение после сооружения здесь внушительного памятника Моцарту. Его автором был скульптор Людвиг фон Шванталер. Памятник посреди площади был поставлен в 1842 году, через 51 год после кончины композитора. Жители Зальцбурга любят говорить, что композитор не случайно стоит спиной к зданию, находящемуся между воротами св. Михаила и Моцартплац: здесь скончалась вдова Моцарта Констанца.

Многочисленных туристов привлекает звон всемирно известных зальцбургских колоколов архиeпископского дворца, вызванивающих мелодии Гайдна и Моцарта.

Город Вольфганга Амадея Моцарта является также родиной Стефана Цвейга и Герберта фон Караяна. Это настоящая сокровищница архитектурных шедевров, главной жемчужиной которой является Дом – Кафедральный архиепископский собор, возведенный по проекту Сантино Солари в 1614 – 1655 гг. Этот собор, в котором в свое время трудились отец и сын Моцарты, вмещает более 10 тысяч человек. Во время восстановительных работ после бомбежек 1944 года была освобождена усыпальница романского периода – крипта. В 1958 году вход в собор был оформлен новыми вратами, символизирующими Веру, Любовь и Надежду. На Домской площади ежегодно во время Летнего Фестиваля разыгрывается известная пьеса Хуго фон Хофмансталя "Jеdermann". Первый раз она была показана в 1920 году в постановке Райнхарда.

Действительно, город Зальцбург – а особенно его исторический Старый город – является одним из райских уголков, которые можно найти в Европе. Объявление Старого города Зальцбурга "Мировым культурным наследием" подтверждает его международное признание. Зальцбург – яркий пример барочного города, где этот стиль предстаёт во всём блеске.

Самая знаменитая улица Зальцбурга – улица Гетрайдегассе – находится в центре буржуазного квартала и идет параллельно реке. Здесь стоит дом, в котором родился Моцарт. Сквозные пассажи ведут от Гетрайдегассе к Университетской площади и далее, к набережной реки Зальцах. В прежние времена эти переходы были совершенно необходимы, потому что улица играла роль транспортной артерии, а по пассажам кратчайшим путем перегоняли скот. На многих домах стоят знаки гильдий – воспоминание о средневековье.

Улица начинается от здания Ратуши и приводит в так называемый Фестивальный район города, где ранее находились конюшни князей-архиепископов (сохранилась купальня для лошадей), а теперь расположены Большой и Малый Фестивальные дома и Школа верховой езды.

Здесь же, на площади Музеев, интереснейший по своей коллекции Музей Игрушек, включающий в себя кукольные домики, игрушечные железные дороги, а также национальную игрушку, в том числе и экспонаты из России (дымковская игрушка, разнообразные куклы, заводная железная матрешка...).

На Университетской площади Старого Города архитектором Фишером фон Эрлахом, чьи творения украшают несколько площадей Зальцбурга, была возведена в 1696 – 1707 гг. Университетская (Коллегиальная) церковь. Поражает роскошь внутреннего убранства церкви, фигуры главного алтаря которой были вырезаны Йозефом Пфаффингером. Каждое утро площадь превращается в рынок с яркими палатками, предлагающими товары на любой вкус. Правда, есть в Зальцбурге и другая площадь, где можно приобрести различные сувениры, – она так и называется "площадь Старого Рынка". В центре ее находится фонтан со статуей св. Флориана.

Соборная площадь в её торжественной завершённости уже много лет служит сценой для действа о Жизни и Смерти, традиционно открывающего Зальцбургский фестиваль.

Напротив собора находится Францисканеркирхе, образец смешения различных стилей, с барочным интерьером, где, в частности, привлекает внимание алтарь, созданный Фишером фон Эрлахом. В архиепископский Зальцбург, архитектуре которого присущи солидность и порядок, входят, кроме Соборной, площади Капительплатц, Резиденцплатц и Моцартплатц.

На Резиденцплатц привлекает внимание великолепный мраморный Резиденцбруннен, один из самых больших в мире фонтанов эпохи барокко. Площади светского Зальцбурга – небольшие и уютные, как, например, Воагплатц или Альтер Маркт, своеобразнейший уголок города с самым маленьким домиком Зальцбурга и Придворной аптекой.

Резиденцгалерея Зальцбурга ранее – резиденция архиепископов Зальцбурга, ныне – собрание живописи. Резиденцгалерея в Зальцбурге открыта в 1923 году. Её основание пришлось на первые годы после падения монархии и должно было служить следующим целям: восстановление пропавшей во время наполеоновского вторжения епископской художественной коллекции, создание академии художеств (не было осуществлено), и, не в последнюю очередь, для привлечения в город туристов.

Особенностью создания музея было то, что галерея не владела собственными шедеврами, и ей предоставлялись экспонаты исключительно во временное пользование. Галерея вновь открыла свои двери 3 августа 1952 года, и в самое короткое время центром коллекции стала живопись 16-20 веков. После того как в 1980 году для искусства 20 века было выделено собственное здание, Рупертиниум, галерея передала ему часть своей коллекции, относящуюся к 20 веку. Широко представлена европейская живопись 16-19 веков. Акцент на нидерландскую живопись 17 века (Рембрант, Рубенс, Брейгель), итальянскую, французскую, австрийскую живопись 17-18 веков, а также австрийские шедевры 19 века.

Большая часть картин, которая представлена сейчас в галерее, принадлежит земле Зальцбург. Основной фонд картин составляет бывшая венская коллекция Йохана Рудольфа Графа Чернина, которая собиралась в 1800-1845 годах и приобреталась галереей в 1956-1991 годах. Экспозиция музея дополняется экспонатами,данными во временное пользование австрийскими музеями и частными коллекционерами.

После того как в огне пожара 1598 года исчезла церковь постройки 12 века, на ее месте решили строить Зальцбургский Кафедральный Собор. Предполагалось, что это будет огромный собор, который своими гигантскими размерами мог бы соперничать с собором св.Петра в Риме. Работы по его сооружению начались в 1614 году по проекту зодчего Сантино Солари, сумевшего найти компромисс между ранним барокко и романским стилем прежней постройки. Северная часть собора выходит на Резиденцплатц, южная – на Капительплатц. Освящение собора состоялось в 1528 году. В купели этого собора был крещен Вольфганг Амадей Моцарт.

В Музее барокко хранится второе по значимости художественное собрание страны. Каждый год в Зальцбурге проходят фестивали, которые привлекают любителей музыки со всей Европы. Благодаря фестивалю Зальцбург превратился в один из самых посещаемых туристических центров. Спектакли идут в течение августа в центральной части города. Представлены все жанры: драма, уличные действа, марионетки. Но главенствует опера, а рядом с ней – симфонические и камерные концерты.

Зальцбург сумел сохранить необычайно богатую городскую застройку, сформировавшуюся в период от средневековья до XIX в., когда он был городом-государством под управлением герцога-архиепископа. Архитектура города в стиле "пламенеющей готики" создавалась множеством ремесленников и художников еще до того, как город стал еще более знаменитым благодаря работам итальянских архитекторов Винченцо Скамоцци и Сантини Солари, которым центр города обязан своим барочным обликом. Зальцбург, расположенный на стыке северной и южной Европы, возможно, стал той искрой, которая породила гений своего самого известного сына – Вольфганга Амадея Моцарта, чье имя всегда ассоциируется с этим городом.

2. Германия. Дворцы и парки Потсдама и Берлина

В Германии в список Всемирного наследия ЮHECKO внесены 27 памятников. В Список всемирного наследия комплекс дворцов и парков Потсдама и Берлина был включен постепенно, начиная с 1990 и до 1999 года.

Согласно Руководству по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, дворцы и парки Потсдама и Берлина:

- являются творением творческого гения человека;

- отражают воздействие, которое оказывает чередование общечеловеческих ценностей в пределах определенного периода времени на развитие архитектуры, градостроительства и планирования ландшафтов;

- представляют наглядный пример архитектурного ансамбля и ландшафта, иллюстрирующего важный этап развития человеческой истории

Потсдам – город-резиденция прусских королей, тесно связанный, в первую очередь, с памятью двух Фридрихов, отца, "солдатского короля", и сына, Фридриха Великого, друга и покровителя Вольтера и французских просветителей. Несмотря на то, что город практически сливается с Берлином, имея с последним единую сеть общественного транспорта, он является столицей другой федеральной земли – земли Бранденбург. Исторически разделение труда между обоими городами функционировало следующим образом: в Потсдаме находился двор, резиденции знати. Берлин являлся трудовым придатком Потсдама, городом ученых, ремесленников, торговцев. Это функциональное различие закреплено в архитектурном облике обоих городов: Потсдам на 95% двухэтажный город, он остался городом вилл, дворцов, парков.

Потсдам – город на реке Хафель – впервые упоминается в 993 году как славянское поселение. Немецким город становится в середине XII века, а в XIII веке Потсдам получает права города. В XVIII-XIX веках Потсдам, как уже говорилось, являлся летней резиденцией прусских королей, местом военных парадов и смотров.

500 гектаров парков и 150 сооружений, построенные между 1730 и 1916 годами и составляющие дворцово-парковый комплекс Потсдама, представляют собой единое художественное целое, эклектичный характер которого еще более усиливает его уникальность.

Комплекс продолжается в округе Берлин-Целендорф, где дворцы и парки располагаются вдоль берегов реки Хавель и озера Гленике. Во дворце Сан-Суси, построенном во времена правления Фридриха II в 1745-1747 гг., останавливался Вольтер.

Историко-культурные достопримечательности Потсдама включают ряд дворцов и дворцово-парковых ансамблей: Городской дворец (1745-1781 годы) и несколько бывших королевских дворцов XVIII-XIX веков.

Наибольшей известностью пользуется дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси. Замок и парк Сан-Суси всецело обязаны своим появлением прусскому королю Фридриху Великому. Более двухсот лет назад Фридрих II задумал построить летнюю резиденцию, где бы он мог проводить время в тишине и покое. За реализацией этого проекта он следил с особенным вниманием, ибо хотел здесь, вне города и без забот (по-французски "sans souci") предаваться своим любимым занятиям.

Парк, расположившийся на месте прежних топей и болот, стал блестящим образцом немецкого садового искусства. По всей его территории рассеяно множество отдельных сооружений и скульптур, здесь же были выставлены и древние китайские астрономические приборы. Сан-Суси стал лишь малой частью обширной программы, которую Фридрих II намечал провести в своих владениях в Берлине и Потсдаме.

Сам замок Сан-Суси представляет собой вытянутое в длину одноэтажное здание, возвышающееся над шестью заросшими розами и фруктовыми деревьями террасами, с высоты которых открывается восхитительный вид. Замок имеет полукруглую центральную часть с куполом, образующую круглый павильон. Большие окна дворца одновременно являются дверями, через которые, поднявшись всего на две ступеньки, можно из внутренних помещений выйти на террасу.

В XVIII веке в здание Сан-Суси посетители попадали через его северное крыло, внешнее оформление которого выдержано в очень строгом стиле. Боковые флигели дворца в свое время представляли собой одноэтажные кирпичные постройки. На южной стороне они были скрыты деревянными галереями, а в 1918 году деревянную крытую галерею западной части дворца заменили металлической.

В основе планировки внутренних помещений дворца лежит схема "двойных апартаментов", разработанная французскими архитекторами. Комнаты располагались двумя рядами, следующими один за другим, а главные помещения имели выход в сад. В своем черновом наброске, переданном архитекторам для исполнения, Фридрих II исходил именно из такого принципа планировки.

В центральной части дворца особое место занимают вестибюль и Мраморный зал, высота которого превышает высоту самого дворца. Десять пар коринфских колонн, отделанных под мрамор, придают вестибюлю подчеркнуто четкую выразительность. На расписанном И. Харпером потолке изображена богиня цветочного царства Флора с гениями, которые разбрасывают с неба цветы и фрукты.

Мраморный зал, имеющий эллиптическую форму, был творением Г.В. фон Кнобельсдорфа. Оформление и многих других помещений дворца Сан-Суси в основном осуществлялось тоже по его проектам. Мраморный зал перекрывается куполом, открывающимся в середине (как в римском Пантеоне). Мраморные коринфские колонны расположены попарно и поддерживают карниз, где располагается скульптурная группа, символизирующая Архитектуру, Музыку, Живопись, Ваяние и Астрономию.

Концертный кабинет в Сан-Суси считается одним из самых красивых помещений эпохи немецкого рококо. Живопись, скульптура, прикладные искусства, представленные здесь, гармонично образуют единое целое. Тематика большинства картин в этом кабинете заимствована из "Метаморфоз" Овидия ("Пигмалион и Галатея", "Купающаяся Диана с нимфами", "Пан и нимфа Сиринга"). Все они выполнены придворным живописцем Песне.

Превосходные картины можно видеть и в Малой галерее, которая представляет собой длинное узкое помещение. Раньше здесь можно было познакомиться с произведениями Ватто, Патера, Ланкрета и других художников. Во время войны большая часть картин из Малой галереи была вывезена, и теперь они находятся в берлинском дворце Шарлоттенхоф.

В нишах Малой галереи разместились античные скульптуры, приобретенные в 1742 году в составе коллекции кардинала Полиньяка. Впоследствии собрание этих скульптур было значительно пополнено, в основном это римские бюсты. Среди них особое внимание следует обратить на бронзовый бюст принца Генриха (работа скульптора Худона), а также бюст Фридриха II, созданный в 1787 году с использованием посмертной маски короля.

Первоначально в рабочем кабинете и спальне находилась мебель эпохи рококо, но потом ее убрали, так как ко времени правления Фридриха Вильгельма II интерес к этому стилю почти пропал. Однако в середине XIX века ее опять сюда вернули.

В южном конце парка Сан-Суси расположилась вилла Шарлоттенхоф, возведенная в итальянском стиле и очень интересная по убранству своего оформления. Полукруглая терраса перед виллой славится своим эхом. Если на одном ее конце, повернувшись лицом к стене, говорить шепотом, то на противоположном конце террасы все отчетливо слышно. В одной из комнат Шарлоттенхоф хранится стул, сработанный Петром I из стали и серебра.

Но к концу правления Фридриха II все это великолепие находилось в таком запущенном состоянии, что посетители нередко говорили о "зачахшем" Сан-Суси. Однако Фридрих II был не менее тщеславен, чем король Франции Людовик XIV или Петр I. Для восстановления былого величия Сан-Суси в Потсдам приглашаются знаменитые зодчие (Айзербек-младший, Петер Йозеф Ленне), и в результате их стараний и усилий парк приобрел современный вид. В эти годы был построен Новый дворец – последнее и самое внушительное сооружение XVIII века в парке Сан-Суси.

Архитекторы И.Г. Бюринг и Х.Л. Мангер составили первые проекты расширенного дворцового комплекса. Сначала предполагалось возвести здание на продолжении малой оси, ведущей от виноградника замка Сан-Суси вдоль реки Хайфель. Однако Семилетняя война помешала осуществлению этого грандиозного плана, а после ее окончания место для строительства Нового дворца было выбрано в западном конце главной аллеи.

Роскошное трехэтажное здание длиной почти 240 метров, построенное всего за семь лет, должно было продемонстрировать, что казна Пруссии полна и после такой долгой войны. Сначала строительство Нового дворца возглавил архитектор И.Г. Бюринг, затем руководство перешло к Карлу фон Гонтарду, но его участие выразилось в основном в планировании внутренних помещений дворца и оформлении их интерьеров.

К главному корпусу дворца с его боковыми флигелями, образующими Дворик почета, и куполом в центральной части примыкают еще два флигеля – тоже с небольшими куполами. Перед пилястрами и на аттике стоят 292 большие скульптуры из песчаника, созданные на мифологические сюжеты. Кроме них, на здании Нового дворца установлены еще 196 детских фигур и других скульптурных украшений, которые поддерживают его свод.

Барельефы на фронтоне дворца со стороны сада посвящены мифу о Персее: его рождение, освобождение Андромеды и т.д. Барельефы со стороны Дворика почета изображают историю возникновения Гиппокрены от удара копыта Пегаса, а также Минерву с музами.

Новый дворец был задуман как жилой замок, поэтому его внутренние покои разделены на отдельные апартаменты, в которые ведут четыре лестницы. Каждый комплекс апартаментов состоит из передней, спальни, кабинета и общих помещений – столовой и музыкальной комнат.

Столовой в Новом дворце служила Мраморная галерея. Ее стены и пол облицованы яшмой и белым каррарским мрамором. Роспись потолка в Мраморной галерее представляет собой аллегорическое изображение времени суток: утро, полдень и вечер. На консольных столбах этой галереи, расположенных у окон, стоят три бронзовые скульптуры: Венера Медичи, Меркурий, Геркулес и Антей.

Одним из самых красивых помещений Нового дворца стала "Палата телесного цвета", названная так по цвету обивки своих стен. Образцы обивки мебели еще в 1746 году создал Иоганн Август Наль, но тогда она предназначались для Потсдамского городского дворца и только потом была использована при оформлении "Палаты телесного цвета". Эта палата являлась второй прихожей, располагавшейся перед жилыми покоями Фридриха II. Большой интерес у посетителей вызывают в настоящее время и вазы, сделанные в виде снежного кома и установленные на пристенных консолях.

Незабываемое впечатление производит "Зал с гротами". Вначале стены и колонны этого зала были покрыты стеклянным шлаком, ракушками и кораллами, а в XIX веке их заменили драгоценными камнями и окаменелостями.

Новый дворец служил королевской семье как летняя резиденция. В нем проводились пышные приемы, после которых гостей обычно вели отдыхать в просторные помещения оранжереи, расположившейся неподалеку от искусственного озера. Нередко в Сан-Суси приезжал русский царь Николай I с царицей – сестрой Фридриха I.

К настоящему времени большая часть королевских апартаментов сохранилась в неприкосновенном виде. Многочисленным посетителям дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси показывают любимое место Фридриха II, где он часто бывал и где зарыты его гончие собаки. "Я тоже хочу быть погребенным здесь, – говорил король, – здесь, возле статуи Флоры, тогда я тоже буду без забот".

Посетители могут пройтись по галерее, где часто прогуливался прусский монарх; им покажут его трагическое предсмертное изваяние, которое изображает Фридриха Великого с искаженными чертами лица и широко раскрытыми глазами, будто видящими приближение смерти. Выставлены в Сан-Суси кресло, в котором скончался король, и маленькие часы, которые он сам заводил. Сейчас они остановлены на времени смерти Фридриха Великого: 2 часа 20 минут пополудни 17 августа 1786 года.

В замке Сан-Суси бережно сохраняется комната, в которой останавливался великий французский философ Вольтер, с которым прусский король был дружен и переписывался.

После Второй мировой войны, если учитывать имевшиеся тогда в распоряжении средства, охрана и реставрация памятников старины в Германии была едва ли разрешимой задачей. Почти все имеющие историческое и культурное значение соборы и церкви в подвергшихся бомбардировкам городах необходимо было сначала спасти от окончательного разрушения и лишь затем провести серьезную реконструкцию. В городах бывшей ГДР с их многочисленными церквями до сих пор видны следы разрушений времен Второй мировой войны.

Некоторые церковные руины, как на востоке, так и на западе, были специально законсервированы как памятники и музеи: например, Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере, Францисканеркирхе в Восточном Берлине, порталы Кайзер-Вильгельм-Гедехтнискирхе в Западном Берлине.

Интенсивные восстановительные работы на востоке Германии начались лишь в период между 1955 и 1970 годами, однако делалось это на основе идеологически обоснованной программы градостроительства, которая не принимала во внимание традиционные архитектурно-строительные акценты. Ликвидированы были не только разрушенные архитектурные памятники, но и достаточно хорошо сохранившиеся, в том числе и значительная часть городских замков Берлина и Потсдама.

Восстановление и содержание замковых, садовых и пейзажных ансамблей следует отнести к наиболее дорогостоящим и трудоемким проектам в области реставрации памятников истории и культуры.

Выводы

Объекты Всемирного наследия, включенные в специальный список ЮНЕСКО, представляют колоссальный интерес для всего населения планеты. Уникальные природные и культурные объекты дают возможность сохранить те неповторимые уголки природы и рукотворные памятники, которые демонстрируют богатство природы и возможности человеческого разума.

Безусловно, статус объекта всемирного наследия представляется весьма привлекательным в плане получения целого ряда преимуществ как в природоохранном контексте, так и в плане всесторонней поддержки территорий, включенных в Список всемирного наследия. Конвенция представляет широкие возможности в правовом, информационном и экономическом поле, связи и контакты, развивающиеся и совершенствующиеся более трех десятилетий.

Основные преимущества можно свести к следующему краткому перечню:

- Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов

- Повышение престижа территорий и управляющих ими учреждений

- Популяризация включенных в Список объектов

- Развитие альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма)

- Приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов Всемирного наследия, в первую очередь из Фонда всемирного наследия

- Организация мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов

В настоящее время Конвенция является наиболее действенным инструментом мирового масштаба по охране природных и культурных объектов. Объекты Всемирного наследия являются предметом национальной гордости.

Перечень рассмотренных памятников ЮНЕСКО

Панорама Зальцбурга

Крепость Хоэнзальцбург. Зальцбург

Сад Мирабель. Зальцбург

"Танцмейстерский дом". Зальцбург

Музей Моцарта. Зальцбург

Кафедральный собор. Зальцбург

Синяя комната во дворце Сан-Суси. Потсдам

Картинная галерея дворца Сан-Суси. Потсдам

Оранжерея дворца Сан-Суси. Потсдам

Террасы дворца Сан-Суси. Потсдам

Китайский чайный домик. Потсдам

Литература

1. Конвенция об охране всемирного наследия (16 ноября 1972 г.)

2. Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. – WHC.99/WS/3

3. Барановский М.И. Австрия – приближение. – М.: РОССПЭН, 1997

4. Грицак Е. Н. – Парки и дворцы Берлина и Потсдама. – Москва. – "Вече", 2006

5. Мертен К. – Замки Германии. – М.: СЛОВО, 2004

6. Яковец В.В. Культура Западной Европы. М., 1990