Отдых на турбазе

Отдых на турбазе.

Статьи по теме
Искать по теме

На современной турбазе всегда присутствует весь комплекс традиционных развлечений, из которых складывается по-настоящему незабываемый и полноценный отдых. Вниманию отдыхающих предложат немало вариантов приятного времяпрепровождения в соответствии с их вкусом, а опытный персонал грамотно организует досуг.

Отличительные особенности современных турбаз – это гармоничное сочетание разных стилей отдыха. Сейчас в условиях динамичного развития индустрии отдыха и развлечений турбазы стремятся вернуть прошлую свою привлекательность для отдыхающих для того, чтобы у них было интересно всем: как заядлому охотнику или рыбаку, так и любителю отдохнуть на пикнике в компании друзей. Каждый гость современной турбазы отдыха найдет занятие по своему вкусу: и любитель спортивного туризма, и предпочитающий более размеренный семейный отдых.

1. Организация досуга и развлечений на турбазах

В последние годы в организации досуга отдыхающих происходят значительные изменения. Это обусловлено:

- заимствованием зарубежного опыта;

- ростом образовательного и культурного уровня населения;

- внедрением новых технологий индустрии развлечений;

- изменением структуры использования свободного времени;

- активизацией гастрольной и концертной деятельности профессионалов театра и эстрады.

Выбор конкретных форм досуговой деятельности (рис. 1) зависит от возможностей материальной базы турбазы, ее месторасположения (в пределах крупного курортного центра или отдельно расположенная) и наличия природных факторов (гор, водоемов, леса), контингента отдыхающих (взрослые, дети, семьи), уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы.

Отдых на турбазе

Рис. 1. Формы организации досуговой деятельности

Наиболее традиционными формами организации досуга на турбазах являются спортивно-массовая работа, экскурсионная работа, показы кинофильмов, проведение вечеров отдыха.

Спортивно-массовая работа проводится силами сотрудников, ведающих вопросами, определения физического состояния отдыхающих, т.е. имеющими медицинское образование. Поэтому руководители двух подразделений (спортивно-массовой работы и организации досуга и развлечений) должны совместно планировать свою деятельность и находиться в постоянном контакте.

Экскурсионная работа может осуществляться как собственными силами, так и с привлечением специализированных организаций. В первом случае следует иметь в виду, что эта деятельность лицензируется и требует наличия квалифицированных, подготовленных и сертифицированных специалистов. Кроме того, необходимы подготовленные по установленной форме карты маршрутов, утвержденные исполнители-гиды и транспорт. Для использования в этих целях собственного транспорта санаторий также должен иметь лицензию на пассажирские перевозки.

В случае привлечения к экскурсиям специализированных организаций (туристско-экскурсионных фирм) требуется заключить договор о сотрудничестве, где должны быть оговорены объем экскурсионной деятельности и маршруты, ответственность за риски и невыполнение обязательств, порядок организации экскурсий, требования к персоналу санатория и формы его участия (сухие пайки, оповещение, транспорт и др.), финансовые аспекты. Туристско-экскурсионная организация должна иметь лицензию на право занятия данным видом деятельности.

Практика показывает, что на крупных турбазах для проведения экскурсий лучше привлекать специализированные организации. Одиноко расположенным здравницам приходится рассчитывать на собственные силы.

Показ кинофильмов, столь популярный ранее, в эпоху спутникового телевидения себя исчерпал. В последнее время наблюдается оживление этой деятельности на основе использования современных технологий (показ последних киноновинок в небольших аудиториях с помощью оборудования для домашних кинотеатров с высоким качеством звука и изображения, использование внутреннего интерактивного телевидения с индивидуальным выбором программ непосредственно в номере).

Вечера отдыха по-прежнему являются самой популярной формой развлечения на урбазах. Варианты их проведения могут быть самыми разнообразными (танцевальные вечера, вечера знакомств, дискотеки, танцевальные конкурсы, праздничные вечера и др.). Проводятся эти мероприятия как собственными силами, так и с привлечением творческих работников со стороны. Для качественной их организации требуются достаточно дорогостоящее оборудование и специально отведенные площадки (закрытые или открытые).

В последние годы значительно расширился спектр водных развлечений. На морских турбазах весьма популярны не только прогулки на лодках, но и катание на яхтах, гидроциклах, виндсерфинг, водные лыжи, "бананы", парапланы и пр. Одной из серьезных проблем при этом остается безопасность отдыхающих при развлечениях на воде.

Библиотечная работа по-прежнему востребована отдыхающими. Наличие свободного времени дает возможность уделить внимание и этой сфере досуга. Необходимо отметить, что работа библиотекаря не должна ограничиваться только выдачей книг, но и предусматривать проведение тематических мероприятий (дней поэзии и т.п.) для определенного контингента отдыхающих и участие в пропаганде здорового образа жизни.

Бильярд, шахматы и другие игры также популярны и не требуют больших организационных усилий. Надо отметить, что при предоставлении на прокатной основе они могут являться источником небольшого дополнительного дохода.

Организация досуга детей и детские развлечения являются обязательными в случае приема детского контингента. Для этого необходимы дополнительный штат воспитателей, наличие детских игровых комнат, а в некоторых случаях и учебных классов. В здравницах для семейного отдыха у родителей должна быть возможность оставить детей под наблюдением воспитателей на время приема процедур или занятий другой деятельностью.

2. Анимационная деятельность на турбазах

В последние годы сферу развлечений на российских турбазах стали также именовать анимационной, что свидетельствует о внедрении в индустрию развлечений западных подходов.

Под туристской анимацией (анимационным сервисом) понимают оживление отдыха и организацию непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Это социально-культурная и туристско-оздоровительная категория, интегрирующая представления об определенном типе туристской деятельности человека и характеризующаяся его общественной деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и социального поведения. Она в значительной степени обусловлена социально-экономическими условиями, но вместе с тем во многом зависит от мотивов физиологической деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

Аниматор – специалист по формированию и продвижению туристско-спортивного продукта на туристском рынке и организации спортивно-оздоровительной деятельности туристов. Профессиональная команда анимационного сектора, круглосуточно заботящаяся о досуге отдыхающих, организует и проводит игры, конкурсы и спортивные соревнования, приглашает на представления, театральные и танцевальные шоу, мюзиклы, комедии, концерты классической музыки, просмотр кинофильмов на большом экране, вечеринки на пляже. В общем, делает все, чтобы сделать отдых интересным и незабываемым.

Инфраструктура анимационного сервиса. Любой способ проведения досуга хорош только тогда, когда он психологически оправдан. Людям, чья работа требует постоянного напряжения, полезен отдых-разрядка, снимающий усталость и стрессы. Кто-то, наоборот, нуждается в зарядке, встряске, активизации. Кроме того, в анимационной деятельности важно учитывать возрастные особенности клиентов. Отсюда необходимость разработки целенаправленных программ, предполагающих задействование культурно-досуговых учреждений, находящихся в данной местности. Чем разнообразнее программа отдыха, тем она интересней. Это особенно актуально при составлении анимационных программ для детей и подростков, которые в силу своих возрастных особенностей не могут долго заниматься одним делом. Анимационный сервис базируется на нескольких ключевых компонентах. С учетом благоприятных внешних условий формула реализации анимационного проекта выглядит следующим образом (рис. 2).

Отдых на турбазе

Рис. 2. Формула реализации анимационного проекта

Ежедневная программа анимации. Программа развлечений при объекте размещения может включать в себя:

1. спортивные игры и соревнования для взрослых (аэробика на пляже, волейбол на пляже, водное поло дартс, армрестлинг, настольный теннис, стрельба из лука и пневматического пистолета);

2. детские программы (игры и конкурсы в детском городке и на пляже, вечерние развлекательные программы, тематические праздники);

3. вечерние шоу-программы (шоу-конкурсы, игровые шоу, комические шоу, дискотеки, выступления эстрадных коллективов, проведение тематических вечеринок (регги, латино-американская музыка, рок-н-ролл, русская эстрада, диско 70-х, хип-хоп, электромузыка) и др.).

Технология анимационной деятельности. Анимация предполагает бесплатную организацию досуга отдыхающих, а потому анимационная сфера является не прямым, а косвенным источником прибыли. Это очень четко просматривается на примере возрастания выручки пунктов питания при проведении вечерних шоу-программ. Также возможно повышение доходности базы размещения путем проведения кампаний по реализации сувенирных предметов (маек, брелоков, кепок, календарей и др.) с фирменной символикой (установка стенда с рекламной продукцией в холле, а также ее распространение в ходе игровых вечеров, и т.д.).

Материально-техническая база. Для организации и проведения анимационных программ необходима материально-техническая база, создание которой обычно требует значительных капиталовложений.

Материально-техническая база сектора анимации включает в себя:

1. спортивный инвентарь: оборудование для проведения различных спортивных мероприятий (мячи, дартс, стол, ракетки, шарики для настольного тенниса, пистолеты пневматические, пули, мишени, луки, стрелы, обручи, баскетбольный щит, стол для армрестлинга и т.д.);

2. театральный реквизит (костюмы и сопутствующий реквизит для проведения шоу-программ – декорации, аудиозаписи, все необходимое для грима и др.);

3. дискотехника (световая аппаратура, музыкальная аппаратура, коллекция лазерных дисков с музыкой, микрофоны и др.);

4. дополнительный инвентарь (канцелярия, стенды и др.).

Для качественного анимационного сервиса как минимум необходимы:

- эстрадная площадка;

- волейбольная площадка;

- детский городок;

- бассейн.

При наличии достаточного объема инвестиций ассортимент объектов индустрии развлечений может быть значительно расширен и включает в себя:

- дискотеку, оборудованную по последнему слову техники;

- пневматический тир;

- центр подводного плавания (дайвинг);

- роллердром – специально оборудованную территорию для катания на роликовых коньках, скейтбордах, фингербордах, кикбордах и гонных велосипедах типа ВМХ;

- скалодром;

- пейнтбол-клуб – специально оборудованную территорию для командной игры со стрельбой красящими шариками;

- мини-аквапарк.

Дискотеки. Особое внимание необходимо уделить благоустройству территории дискотеки, поскольку вечером активность отдыхающих обычно сильно возрастает. Одна из важных составляющих успеха любого заведения – планирование и организация развлекательных программ. Это могут быть живые выступления музыкальных коллективов, шоу, презентации, показы мод и др. Развлекательные мероприятия способны оживить любой интерьер.

Оборудуя помещение под проведение дискотек (закрытых танц-полов), необходимо учесть множество существенных моментов.

Стены должны быть покрыты шумопоглощающим материалом, чтобы звук не отражался от стен, что ведет к созданию звона и искажению музыки, а также для блокировки выхода звука за пределы помещения, ведь не все отдыхающие предпочитают ночью танцевать и развлекаться.

Территория танцпола должна быть покрыта износостойким нескользящим материалом, например, ламинатом или камнем.

Сцена – один из основных элементов дискотеки – предназначена для шоу-показов. Представляет собой возвышенную (как правило, от 10 до 50 см) часть танцпола. Покрытие предпочтительнее деревянное. Особенности конструкции сцены, как правило, зависят от местоположения (в закрытом помещении или на открытой площадке) и назначения. Для выступлений небольших коллективов и сольных концертов можно ограничиться небольшой сценической площадкой, для постановки и организации крупных мероприятий и шоу требуется сооружение массивной конструкции сцены, а также блока металлических ферм. Во время наиболее активного периода (июнь-сентябрь) наибольшей популярностью пользуются открытые дискотеки на морском побережье. С точки зрения сопротивления ветру и повышения устойчивости конструкции, а также дизайна наиболее эффективными являются сценические площадки арочного типа.

Интерьер – особо важный компонент – должен быть выдержан в одном стиле, сочетание цветовой гаммы, материалов и форм должно быть гармоничным.

Кабину диск-жокея следует расположить таким образом, чтобы оператор танцевальных программ мог визуально контролировать всю территорию дискотеки. Доступ к кабине должен быть ограничен. В закрытом танцполе, если позволяет высота потолка, ее лучше установить наверху.

Гримерная комната необходима практически в любой дискотеке. Шоу-программы повышают интерес публики, поэтому необходимо создать комфортабельные условия для выступающих артистов и ведущего. В гримерной должны быть набор грима, зеркала, столы, стулья.

Бары, работающие практически при каждой дискоструктуре, являются основным источником дополнительной прибыли заведения. Оформление барной стойки должно соответствовать тематике заведения. Например, для тропического бара на пляже подойдут неоновая надпись "Тропик-бар", искусственные листья пальм на крыше, зеркала на задней сцене, оформление стоек канатами, графическая роспись фасадной части в тропическом стиле, а также создание фирменного коктейля.

Оформление дюралайтом (световым шнуром) и неоновой подсветкой различных частей интерьера повышает привлекательность заведения. Единственным ограничивающим фактором в этом плане является нехватка финансов.

Выводы

В сфере досуга и развлечений, как в никакой другой, очень многое зависит от личности культработника, его профессионализма, творческой активности и желания работать в контакте с отдыхающими. Самой высокой оценки заслуживает работа культорганизаторов, которым удается сформировать из отдыхающих коллектив, выявить в нем неформальных лидеров и привлечь их к проведению развлекательных мероприятий. Вовлечение потребителя в процесс оказания услуг является сегодня главным приоритетом в сфере сервиса, особенно в деле организации досуга. Привлечение отдыхающих к подготовке и проведению концертов, вечеров отдыха, и других мероприятий позволяет не только удовлетворить их потребности, но и создать теплую дружескую атмосферу. Решение этой задачи значительно облегчается в условиях массовых (сменных) заездов отдыхающих.

Следует отметить, что развитие анимационного сервиса, способствует привлечению большего количества клиентов, повышению доходов объекта размещения, удовлетворенности клиентов отдыхом, что и является целью индустрии гостеприимства. Такие подходы полезно реализовывать и на турбазах.

Литература

1. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2006.

2. Квартальнов А.С. Туризм. Учебник. – М.:Финансы и статистика, 2005.

3. Агамирова Е. В. Управление персоналом в туризме и гост. хоз-ве. – М.: Дашков и К, 2005.