Отдых на круизе

Отдых на круизе.

Статьи по теме
Искать по теме

Индустрия круизов заняла существенное место на туристском рынке в начале 1970-х гг. и продолжает развиваться. Так, количество действующих маршрутов за последнее десятилетие значительно увеличилось. Некоторые из них организуются компаниями США, но большинство маршрутов находится в руках европейских компаний – греческих, итальянских, норвежских, датских и британских. Российские компании расширили круизный флот страны, а также успешно проникли на западный рынок, предлагая более низкие тарифы, чем зарубежные коллеги.

Не всегда можно сказать, кому принадлежит корабль, если судить по флагу, под которым он плавает. Многие крупные суда идут под так называемым "флагом удобства", означающим, что корабль одной страны зарегистрирован под флагом другой. Зарубежная регистрация позволяет сократить затраты на оплату труда, а также избежать строгого контроля и высокого налогообложения в родной стране.

Маршруты круизов проходят по всем возможным прибрежным местам – от Аляски до льдов Антарктики и отвечают самым разнообразным запросам. Туристы могут выбрать увеселительную поездку на выходные на Багамы, шестидневное путешествие по рекам Европы, двухнедельный круиз по Средиземноморью, шестинедельный тур вокруг Южной Америки и даже трехмесячный круиз вокруг света.

1. Организация круизов

Кругосветные круизы – это максимальное путешествие, "каникулы всей жизни" для тех, кто может позволить себе соответствующие расходы и время. Три месяца пассажиры наслаждаются первоклассным обслуживанием, роскошной кухней, международными развлечениями и экскурсиями в экзотических портах. Цена на британском судне "Королева Елизавета II" варьирует от 25 000 до более чем 125 000 долларов за апартаменты "люкс". Неудивительно, что круг туристов, способных оплатить кругосветное путешествие, ограничен.

Круизные суда имеют самые большие накладные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть их, круизы должны достигать 80–90% заполнения корабля, авиалинии – 60–65%, отели 55–60%.

На все крупные маршруты предлагаются гибкие цены, чтобы привлечь туристов с разным уровнем дохода. Может существовать более дюжины ценовых категорий на один и тот же круиз.

Многие круизные компании предоставляют скидки в несезон в случае, если клиент бронировал поездку заранее или если он повторно участвует в круизе.

Круиз – уникальный туристский продукт, который сочетает транспортировку и программу (назначение).

Почти каждый круизный корабль заходит в несколько портов во время путешествия. Это представляет транспортный элемент продукта "круиз". В большинстве круизов в основном привлекает сам корабль.

"Плавающий остров" – высказывание преувеличенное, но круизное судно, несомненно, "плавающий отель". Корабль обеспечивает туристу сервис курортного отеля и удовольствие от отдыха на суше.

Большие лайнеры имеют до десяти и более палуб. Пассажиры размещаются обычно на нижних палубах, выше находятся помещения общего пользования, бассейны и т.п. На судах, совершающих круизы в теплые страны, верхняя палуба открыта. Многие корабли снабжены выдвигающейся крышей, которую можно открыть или закрыть в зависимости от погоды.

Каюты могут быть "внешние" и "внутренние". "Внешние" имеют иллюминаторы, во "внутренних", выходящих в центральный коридор, естественного освещения нет. В настоящее время организаторы круизов предпочитают суда с максимально возможным количеством "внешних" кают.

Служащие на борту. Так как пассажиры не могут покинуть корабль, пока он в море, надо удостовериться, есть ли там все, что может понадобиться пассажирам во время плавания. Основные нужды, конечно, еда и место для сна. Многим понадобятся услуги прачечной и парикмахерской. Другие пассажиры будут заинтересованы в наличии спортзала или центра здоровья. Третьим необходимы услуги религиозных служб. Бизнесмены захотят поддерживать связь с сушей по телефону, пользоваться компьютером. Короче говоря, корабль должен обеспечивать широкий спектр услуг, особенно во время длительных путешествий.

Для этого необходим большой штат служащих. Он состоит из двух основных категорий – судовой команды и персонала гостиницы.

Первая свойственна любому виду морского транспорта, вторая – только круизным судам. Обязанности персонала отеля на корабле практически те же, что и персонала курортного отеля.

По численности служащих персонал отеля обычно намного превосходит судовую команду. На многих судах один служащий приходится на двух пассажиров, т.е. соотношение 1:2. В целом, чем это соотношение выше, тем лучше обслуживание.

Круизный лайнер часто имеет менеджера отеля, отвечающего за гостиничное обслуживание на борту. Организует и контролирует общественные мероприятия и отдых пассажиров директор круиза. Ему помогает большой штат персонала.

Отдел стюардов включает больше работников, чем любой другой отдел на большинстве кораблей. Комнатные (каютные) стюарды выполняют те же функции, что и горничные в отелях: убирают каюты, меняют постельное белье и т.д. Ресторанные стюарды сервируют столы под наблюдением директора ресторана, отдельные стюарды приносят вино. Ночные стюарды обеспечивают доставку в номер в ночное время. Палубные стюарды выставляют стулья на палубу и разносят напитки, другими словами, обеспечивают пассажиров комфортом. Менеджер по еде и напиткам организует частные вечеринки.

В зависимости от размера корабля и продолжительности круиза предоставляются и другие услуги. На борту может быть прачечная, парикмахер, инструкторы по атлетике, фотографы, специалисты по развлечениям, лекторы, библиотекари.

Каждый корабль, если на борту больше 12 пассажиров, обязан иметь доктора. На крупных судах обычно имеется штат врачей и медсестер.

Особые услуги предусмотрены для пассажиров-инвалидов, более других нуждающихся в индивидуальном внимании и уходе. Некоторые круизные суда снабжены специальными скатами, лифтами и другими устройствами, помогающими инвалидам передвигаться. Иногда несколько кают модифицируют для пассажиров в креслах-каталках. Вместе с тем не все круизы имеют необходимые условия для размещения инвалидов. Многие компании оповещают в проспектах, что они оставляют за собой право отказать пассажирам, которые требуют специального лечения и ухода.

Круиз как отдых на море. Программа круиза содержит четыре главных элемента: еда; спорт и другие занятия, развлечения, время на берегу.

Предпочтение того или иного элемента зависит от типа круиза. Круиз в теплых водах больше ориентирован на спорт, развлечения. Приключенческий круиз акцентирует внимание на времяпрепровождении на берегу. Но даже тематические круизы, когда все объединены общим интересом, должны быть достаточно гибкими, чтобы соответствовать запросам и ожиданиям различных пассажиров.

Еда – не только жизненно необходимый процесс, но и одно из наиболее популярных развлечений. Обычно круизы представляют еду превосходного качества. Кухня может быть интернациональной или с национальными блюдами.

Спорт, занятия. Менеджеры круиза расписывают полную программу занятий на каждый день плавания. Очень популярна среди пассажиров гимнастика. На больших кораблях есть инструкторы по гольфу, теннису, танцам, икебане, преподаватели иностранных языков. Организуются игры в бассейне, на площадках, турниры по теннису, шахматам, бриджу и др.

Приглашенные лекторы рассказывают о культуре и истории мест, поблизости от которых проплывает корабль.

Развлечения. После ужина в главном фойе устраивается ночное музыкальное шоу. В барах выступают певцы кабаре и пианисты. Популярностью пользуются маскарады и концерты с участием пассажиров. На многих больших кораблях есть танцевальные залы с живой музыкой. Дискотеки, ночные клубы, казино стали обычным видом развлечений во время круиза. В кинотеатре корабля можно посмотреть новые и классические фильмы.

Экскурсии на побережье – существенная, но добровольная часть почти любого круиза. Иногда они являются главной привлекательностью (аттракционом), особенно в приключенческих круизах. Экскурсии могут быть оплачены как индивидуально за каждую, так и "пакетом".

При трех-четырехдневном круизе остановки в порту ограничены несколькими часами, что дает пассажирам возможность лишь осмотреть достопримечательности, купить сувениры и иногда поучаствовать в местных развлечениях.

Факторы, определяющие цену круиза. Четыре основных фактора, которые устанавливают цену круиза: продолжительность круиза; сезон; расположение и размер каюты; тип корабля.

Фактор продолжительности круиза очевиден: двухнедельный круиз будет стоить больше, чем недельный. Цена обычно вычисляется по дневному тарифу.

Цены на круиз зависят от сезона: самые дорогие – во время "высокого" сезона (зима на Карибах, лето на Аляске), самые дешевые – в "низкий" сезон.

При расположении каюты учитывается прежде всего ее высота над водой. Каюты, расположенные высоко над водой, достаточно дорогие, так как открывают туристам хороший вид на океан и находятся ближе к местам развлечения, ресторану и пр. Каюты в середине корабля дороже, чем каюты на корме и на носу, так как здесь меньше чувствуется качка. "Внешние" каюты дороже, чем "внутренние". Фактически "внешние" каюты даже на нижней палубе стоят больше, чем "внутренние" каюты верхней палубы. Влияет на цену и размер каюты, количество в ней пассажиров. Обычно третий и четвертый пассажиры в каюте путешествуют со скидкой.

Последний фактор, влияющий на цену, – тип корабля. Цена круиза на некоторых старых судах выше, чем на новых, поскольку они более просторны, что обеспечивает меньшую плотность пассажиров.

Каналы распространения билетов. Раньше билеты на круиз продавали круизные компании. Сейчас около 95% пассажиров бронируют круиз через туристические агентства.

2. Типы туристов

Предлагаемые гостям виды и формы досуга должны быть психологически оправданны. Людям, занимающимся активными формами работы с большой физической нагрузкой, полезен отдых, снимающий напряжение, усталость, стрессовое состояние. Для тех, кто ведет сидячий образ жизни, страдает от гиподинамии, нужны на отдыхе зарядка и активизация. Кроме того, человек должен получать от досуга и моральное удовлетворение. Поэтому, чтобы правильно составить программу отдыха, необходимо знать, как человек предпочитает проводить свой досуг.

Туристы по отношению к проведению досуга делятся на несколько типов личности.

Первый тип – инициативные туристы, заранее планирующие как рабочее время, так и дни отпуска, поэтому все почины и идеи по организации досуга будут принадлежать им. Главная задача тураниматоров в работе с этим типом туристов – умение выслушать и выполнить почти готовую программу, подыграть им. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы.

Второй тип – деловые люди (чаще всего бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции), которые в обыденной жизни практически лишены досуга и даже свободное время стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Этот тип туристов предпочитает или такой досуг, который дает возможность совершенствоваться (деловые игры, научные диспуты и пр.), или спокойный отдых, позволяющий расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на природу и пр.).

Третий тип – "узкоспециализированные" туристы, имеющие какое-то одно сильное увлечение в жизни (коллекционирование, конструирование, моделирование, вязание и т.п.). Любимому делу они посвящают все свое свободное время, поэтому им больше всего подходит клубный отдых. Именно в клубе по интересам такой турист получит самое большое моральное удовлетворение.

Четвертый тип – активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться (участвовать в спортивных играх, в соревнованиях и различных мероприятиях). Работать с ними – одно удовольствие, потому что они поддерживают любую инициативу. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность.

Пятый тип – пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению художественной литературы, просмотру телепрограмм, многочасовому отдыху на пляже). Эти люди подолгу могут сидеть у телевизора или читать книги. Для них подойдут программы, включающие игры на пляже, вечерние шоу и видеотеку.

Шестой тип – неисправимые скептики и ворчуны. К сожалению, встречается и такой тип туристов. Это наиболее сложная категория. Их очень трудно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение.

Тураниматорам при составлении досуговых программ необходимо знать и учитывать особенности каждого типа личности.

Наша планета богата разнообразием народов и культур, каждая из которых уникальна и неповторима. Изучением национальных, культурных, языковых и прочих особенностей народов занимается наука этнография.

Этнические особенности формируются и изменяются в течение длительного времени, под влиянием многих факторов: географической среды, традиций, унаследованных от предков, религии, этнического окружения и его культурного воздействия и др.

Представителям народов, безвыездно живущим в течение многих лет на своей родине, кажется, что их способ жизни, манеры поведения, вкусы и социальные взаимоотношения являются самыми целесообразными и правильными, поэтому любые отклонения от устоявшегося стереотипа поведения воспринимаются как странности или особенности национального характера.

Специалистам, занятым в индустрии гостеприимства, необходимо знать национальные особенности туристов, их привычки, вкусы, наиболее приемлемые формы досуга.

Этническая картина мира пестра и разнообразна. Рассматривать ее в деталях в данном пособии нет необходимости, поэтому остановимся на краткой характеристике некоторых национальных особенностей туристов, с которыми приходится сталкиваться российским аниматорам.

Россияне – отличаются широтой души и оптимизмом, открыты, могут быть как излишне доверчивы, так и чрезмерно насторожены, надеются на "авось" даже в самых неподходящих ситуациях. Отдыхать предпочитают с размахом. К анимационным мероприятиям относятся с прохладцей. Старшее поколение склоняется к интеллектуальным формам досуга, среднее – к пляжному отдыху, а молодежь – к активно-деятельному.

Немцы – педантичны, пунктуальны, хладнокровны, деловиты. Они относятся к жизни со всей серьезностью, отличаются экономностью, поэтому, заплатив за отдых, стараются получить вес удовольствия, предоставляемые отелем, участвовать во всех мероприятиях. Любят театр, изучение обычаев, посещение базаров. Немцы – любители прогулок на природе, относятся к ней бережно и заботливо, так же как к своей и чужой собственности. В пределах Германии немцы учтивы, аккуратны, разумны и вежливы, за границей предпочитают отдыхать приятно, весело, простодушно, коллективно. Многие любят выпить спиртное, поесть, петь народные песни. От отпуска стараются взять по максимуму: все солнечные ванны, все экскурсии, все развлекательные вечера и программы.

Поляки – народ собранный, расчетливый. Основными чертами польского национального характера являются коллективизм, приспособляемость, дар импровизации и способность взять максимум из имеющегося на данный момент под рукой. Поляки отдыхают и работают одинаково продуктивно.

Американцы – не любят ездить за границу, ссылаясь на то, что у них, в США, есть и тропики, и арктические районы, и два океана, и единая валюта, и комфортные условия для отдыха. А за границей возможны всякие неудобства. Высокий уровень жизни в США обеспечивает возможность путешествовать многим американцам. Особенно привержены этому виду отдыха пенсионеры, путешествующие группами и энергично стремящиеся многое увидеть и познать, а также бизнесмены.

Испанцы – энергичны, но неорганизованны и часто непредсказуемы. Они очень любят всевозможные новшества, развлечения и удовольствия, в том числе азартные игры, зрелищные мероприятия (корриды, фейерверки и пр.). В особой чести у этого народа песни и танцы. Детей, домашний очаг испанцы ставят превыше всего, поэтому отдыхают обычно всей семьей где-нибудь на берегу моря, наслаждаясь громкой музыкой и вкусными яствами.

Французы – общительны, аккуратны, щеголеваты, обладают чувством юмора, влюблены во Францию и все французское. Они будто специально созданы для всевозможных торжеств (банкетов, фестивалей, праздников), которые превращают в грандиозные спектакли, наслаждаясь действом и собственным участием в них. Являясь экспериментаторами по природе, французы с большим уважением относятся ко всякого рода новшествам и выдумкам, поэтому участвуют в них всегда с удовольствием. Любят интимную обстановку, тихую и далекую от большого города. Умеют организовать свой досуг (будь то отпуск или выходной день). Многие занимаются спортом (во Франции даже автостоянки имеют свои спортивные площадки), поэтому спортивные программы и развлечения для них подходят как нельзя лучше.

Англичане – в обыденной жизни педантичны, недоверчивы, осторожны, крайне редко проявляют свои истинные эмоции. Однако на отдыхе они преображаются, руководствуясь девизом "веселиться, невзирая на возраст и обстоятельства". Предпочитают активный отдых со всевозможными соревнованиями и состязаниями (спортивными, интеллектуальными, шуточными и т.д.), в которых они непременно стремятся выиграть. Даже пожилые люди поздним вечером, когда уже, казалось бы, давно пора спать, с удовольствием отплясывают на дискотеке наравне с молодежью. Участвуют во всех предлагаемых им мероприятиях, порой даже еще не зная правил, любят острые ощущения. Главное для них – не дать себе скучать.

Шведы – приверженцы протестантской трудовой этики. Они постоянно работают или учатся, поэтому свой пятинедельный ежегодный отпуск стремятся провести с максимальной пользой. Шведы особенно хотят насытиться за этот период солнечным теплом, поскольку солнце для Швеции с ее суровым климатом – роскошь. Рабочую обстановку любят чередовать с отдыхом, устраивая всевозможные конференции, семинары, совещания где-нибудь на пароме. Эти деловые встречи сопровождаются непременным экскурсионным обслуживанием и обильными застольями. Шведы охотно занимаются спортом, особенно спортивным ориентированием. Увлекаются театром, с удовольствием знакомятся с культурой, историей, нравами и обычаями местного населения.

Греки – умные и тщеславные, энергичные, но неорганизованные и нетерпеливые, страстные, темпераментные и в то же время неуверенные в себе люди. Их национальный характер представляет собой клубок противоречий, который испокон веков интриговал и зачаровывал путешественников и историков. Греки очень общительны, любят развлечения, праздники, богатые застолья, путешествия, уикенды.

Японцы – очень дисциплинированны и ответственно относятся к своим туристским обязанностям. Организованные в группы, увешанные фотоаппаратами, они отправляются на экскурсии, фотографируют и записывают на видеокамеру экскурсионные объекты. Они музыкальны, любят песни других народов, охотно изучают зарубежную культуру. Их мало интересуют природные объекты и пляжный отдых за границей.

Выводы

Хорошо организовать работу анимационной службы можно только при наличии достаточной материальной базы. Для проведения шоу-программ, спортивных игр и других развлекательных мероприятий необходимы соответствующее оборудование и реквизит. Поскольку отдых каждый понимает по-своему, то и предложение должно быть разнообразным. Чем богаче материальная база, тем большее количество развлечений можно предложить.

Литература

1. Енджейчик Ирена Современный туристский бизнес Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Здоров А.Б. Экономика туризма: учебник – М.: Финансы и статистика, 2007

3. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2006.

4. Ушаков А.И. Технологии выездного туризма. – Ростов-на-Дону: Март, 2005