Особенности подготовки цикла специализированных радиопрограмм

Особенности подготовки цикла специализированных радиопрограмм.

Статьи по теме
Искать по теме

В последние годы радио как СМИ уверенно догоняет телевидение, т.е. становится более доступным и популярным среди остальных СМИ. По – прежнему, по основным критериям, а именно, по объему рекламы, по охвату аудитории на первом месте остается телевидение.

Однако, по одному из самых интересных критериев – по доверию аудитории СМИ, радио выходит на первый план. Новые технологии позволяют слушателю воспринимать радио не только "по старинке", при помощи домашнего радиоприемника. Теперь радио стало доступно в автомобиле, в интернете. Работая в такой широкой аудитории, каждая радиостанция должна находить своего слушателя. Таким образом, вырастает необходимость деления аудитории на сектора по интересам.

Именно поэтому так выросла актуальность специализированных радиостанций. И она будет только увеличиваться, потому что создатели новых радиостанций должны будут искать каждый свою целевую группу.

Возникновение радио в СССР и дальнейшее его развитие. Радиовещание в интернете.

Радиовещание (лат. radius – луч + вещание) – система распространения социально – культурной информации в звуковой форме с помощью электромагнитного излучения, электронное средство массовой коммуникации.

Однако необходимо уточнение, касающееся изобретателей радио – A.C. Попова в России и Г. Маркони в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели. Этот факт никоим образом не умаляет исторического значения их технического открытия.

Уже в марте 1896 года A.C. Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: "Генрих Герц".

Александр Степанович Попов родился в 1859 г. на Урале в семье священника в поселке Турьинские Рудники. Сначала он закончил начальное духовное училище, а затем духовную семинарию.

Затем Александр учился на физико-математическом факультете Петербургского университета.

В студенческие годы сформировались научные взгляды Попова: его особенно привлекала проблемы новейшей физики и электротехники.

Успешно окончив в 1882 г. университет, А. С. Попов поступил преподавателем в Минный офицерский класс в Кронштадте. Свободное время он посвящает физическим опытам и изучению электромагнитных колебаний, открытых Г. Герцем.

В результате многочисленных опытов и тщательных исследований Попов пришел к изобретению радиосвязи. Он построил первый в мире радиоприемник – "прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний".

25 апреля (7 мая) 1895 года русский ученый A.C. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван "грозоотметчиком". В заключение ученый выразил надежду, что этот прибор в будущем может быть применен для передачи сигнала на расстояние без проводов.

В 1901 г. Попов стал профессором Петербургского электротехнического института, а в 1905 г. его выбрали директором этого института. Ему пришлось бороться с царскими чиновниками за демократические права студентов. Это подорвало силы ученого, и он скоропостижно скончался 13 января 1906 г. Так преждевременно оборвалась жизнь ученого, гений которого подарил человечеству радио.

Первая регулярная радиовещательная станция за рубежом вступила в строй 2 ноября 1920 в Питсбурге, США, Организация "Вестингауз" (Westinghouse). В Западной Европе первые радиопрограммы начались в 1922 в Лондоне, Организация "Маркони" (Marconi) и в Париже – "Радио Пари" (Radio– Paris). В 1923 открылись радиостанции в Федеративной Республики Германии, Бельгии, Чехословакии, в 1924–26 ещё в 14 Странах, в том числе в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии, Японии, в 1929 – в Болгарии.

С первых дней Советской власти Коммунистическая партия уделяла большое внимание радиовещанию как средству связи, информации, пропаганды, и агитации. Регулярное радиовещание началось в 1924.

В 20-е гг. складывались жанры радиовещания (радиорепортажи, радиобеседа, комментарии), формы передач (радиогазета, радиожурнал, радиоперекличка и др.), шло развитие детского, молодёжного, музыкального, спортивного вида вещания. В 1925 состоялся 1-й радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. В 1932 начались регулярные выпуски "Последних известий".

Организация "Радио для всех" (акционерное общество для широкого вещания по радио) была создана 1 октября 1924 года; учредителями ее явились Трест заводов слабых токов, РОСТА и Наркомпочтель. Первоначально к числу функций нового общества относились в основном вопросы радиостроительства: развитие радиопередающей и радиоприемной сети, популяризация идей радиолюбительства, проведение лекций, выпуск периодических изданий. Однако устав общества, утвержденный 1 декабря 1924 года постановлением Совета труда и обороны, предусматривал расширение обязанностей общества, относя к его важнейшим задачам организацию вещания. Общество стало называться "Радиопередача".

Строительство станций, передающей и приемной радиосети велось быстрыми темпами. Об этом наглядно говорят следующие статистические данные: в 1924 году существовало 10 таких станций, в 1926 – 48, а в 1928 – 65. К началу 1928 года вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. км2. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов.

Наиболее крупными радиостанциями в этот период были Центральная радиовещательная станция имени Коминтерна и Сокольническая станция имени A.C. Попова в Москве. Все больший размах получало строительство радиосетей в республиках и национальных районах: на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Средней Азии, Татарии, Башкирии, Карелии.

В системе вещательных программ, которые готовила "Радиопередача", информационно-пропагандистские задачи в первую очередь выполняли радиогазеты.

Первая "Радиогазета РОСТА" вышла в эфир в воскресенье 23 ноября 1924 года. По своей структуре она была звуковой копией печатного издания, которое читатели получили спустя два дня.

К середине 1928 года в стране насчитывалось 80 радиогазет, к 1930 году – уже до 300, кроме того, 179 – фабрично-заводских и 100 – колхозных, выходящих на 29 языках народов СССР.

1928 год по праву можно считать переломным в истории радио, обозначившим начало нового периода в развитии массового вещания.

В июле 1928 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О реорганизации радиовещания", которым акционерное общество "Радиопередача" было ликвидировано, а организация и управление всем делом радиовещания на территории СССР возложены на Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель). В структуре Наркомата было образовано специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВКР) при Наркомпочтеле СССР, а с 1932 года в связи с реорганизацией Наркомпочтеля – ВКР при Наркомате связи СССР.

И, наконец, в 1933 году был образован самостоятельный общесоюзный орган управления – Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК) при Совете Народных Комиссаров СССР. Вот эту управленческую структуру обычно и называли "Радиокомитет". Все вопросы развития радио постепенно были взяты под эгиду государственной власти. Становилось реальностью составление единого плана радиофикации страны, менялась система руководства и организации подготовки программ. Смысл этих перемен журнал "Радиослушатель", начавший выходить в 1928 году, обозначил в статье "На новом пути" как переход "к наиболее интересной, живой и разнообразной форме пропаганды... чтобы она отвечала насущным запросам широкой массы рабочих и крестьян. Это значит – изыскать и применить новые формы общественно-политического, культурного и художественного радиовещания (рабоче-крестьянский университет по радио, радиотеатр и т.д.)".

Начиная с 1930 года в СССР проводились опыты звукозаписи оптическим способом. Отныне в эфир шли не только прямые, но и записанные на кинопленку передачи.

В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 радиовещание выполняло активную мобилизующую роль в борьбе с фашизмом. В эфир было передано свыше 2 тыс. сводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков "Последних известий", около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии, свыше 8 тыс. "Писем с фронта" и "Писем на фронт". Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Приказы Верховного главнокомандующего, выступления руководителей Советского правительства по радио имели большое политическое значение, поддерживали боевой дух народа в тяжёлые годы войны.

В 1944 СНК принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы центрального радиовещания, в 1945 – о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им радиоприёмник). Огромная работа по развитию радиовещания и радиофикации была проведена в послевоенные десятилетия. Радиовещанием охвачена вся территория Советского Союза, передачи ведутся на 68 языках народов СССР и 70 языках народов других стран. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе.

Огромную агитационно-пропагандистскую и организаторскую работу журналисты радио проводили после XX съезда КПСС. В радиопередачах разъяснялись значение съезда, задачи, поставленные Коммунистической партией перед советским народом, рассказывалось о том, как трудящиеся борются за претворение планов партии в жизнь.

С 1 октября 1960 года Всесоюзное радио впервые стало круглосуточным. Объем вещания возрос до 77 часов 15 минут в сутки. 15 октября 1962 года было введено новое расписание передач Центрального радио, основная особенность которого состояла в том, что в нем содержательно определялся характер передач, шедших в предусмотренные расписанием отрезки времени.

В начале 1970 года, несмотря на разгар пропагандистской кампании, связанной со 100-летием со дня рождения В.И. Ленина, т.е. в условиях чрезвычайно высокой профессиональной загрузки всех вещательных редакций, происходит смена руководства Гостелерадио, а летом того же года и его реорганизация. Радиовещание Советского Союза охватывало всю территорию страны. Его среднесуточный объем для населения СССР составлял более 2000 часов, в том числе Центрального радиовещания 209 часов. Осуществлялись передачи из Москвы 162 аппаратно – студийными комплексами.

Центральное внутрисоюзное радиовещание (Всесоюзное радио) к 1984 году транслировало передачи по одиннадцати программам.

Прекращение деятельности Гостелерадио привело к образованию государственных радиопрограмм Российской телерадиокомпании "Останкино" и программы "Радио России" Всероссийской телерадиокомпании. В конце февраля 1991 г. было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации Российской Федерации. Его главной целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению индивидуального "почерка" в программах местных студий.

В 1993 г. только в эфире Москвы работало 23 частных радиостанции. Через год их стало в Москве 30, а в Санкт-Петербурге – 10. Среди самых молодых радиостанций – "Радио APT", программы которой носят явно культурологический характер; "Интеллект", видящий свою главную задачу в распространении экологической идеологии; независимая информационно-музыкальная радиостанция "Ракурс". С религиозными программами выходят в эфир радиостанции "Исламская волна", "Радио Аеф".

В 1994 г. "Голос России" вещал на 38 языках общим объемом 120 часов в сутки на все регионы мира, что позволяло напрямую информировать широкий круг зарубежной общественности о событиях в России и других странах СНГ. Программы "Голоса России" обеспечивали станции прочные позиции в пятерке крупнейших мировых служб иновещания, таких как "Би-би-си", "Международное радио Китая", "Голос Америки", "Немецкая волна".

Возможность использования радиовещания в Интернете появилась не так давно. Программное обеспечение радиовещания в Интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web–радио. Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно – в России это произошло в Москве в 1996 году. В большинстве источников в качестве первой отмечается радиостанция "Европа Плюс", которая организовала трансляцию программы А.Троицкого "Достоевский FM" через Интернет одновременно с обычным эфиром. Главный вывод, который из этих фактов вывести, заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать пространство Рунета не с азов, а с применением последних мировых мультимедийных достижений, в частности, медиа-проигрывателя и медиа–броадкастера. И на данном этапе (2004 год) радио в Рунете проявляет себя в большом многообразии форм, требующем основательного изучения и научного анализа.

Однако до сих пор в большинстве своем исследователи масс-медиа в Интернете акцентируют внимание на сетевых газетах и журналах (иногда называя их "сетевыми СМИ"), удостаивая web–радио лишь беглого упоминания с формальным описанием, либо объединяя его с телевизионными сайтами в некое дополнительное средство промоушна или рекламы. Противоречивость и неопределенность в понимании интернет-радио наблюдается и среди самих журналистов и деятелей сети.

При детальном изучении можно увидеть, что и непосредственно в самом интернете радио – сайты отличаются друг от друга. Одни сайты являются версиями оффлайновых радиостанций, их "сетевыми двойниками", а другие – существуют исключительно в сети, и приобретают новые и дополнительные свойства и признаки, которых просто не может быть у "двойников". Начнем с характеристики типологии версионных сайтов. При разработке типологии сетевых СМИ вполне подходящим является метод, предложенный в 60-х годах XX века профессором А. И. Акоповым для анализа печатных СМИ, который впоследствии оказался универсальным и для электронных СМИ (радио и ТВ). Так, типоформирующие признаки сайта остаются прежними: учредитель, цель и аудитория.

Учредителем сайта радиостанции чаще всего является руководство, а иногда творческий коллектив его "оффлайнового родителя". То есть чаще всего эта категория у них совпадает. Хотя бывают случаи, когда учредителем сайта становится лицо (или группа лиц), не являющееся официальным представителем станции (радиослушатель-любитель или поклонники радиостанции). В этом случае сайт называют "неофициальным". Соответственно, в первом случае сайт именуют "официальным".

С каждым годом количество "неофициальных" сайтов постепенно сходит на нет. Причин тому много: и занятость их создателей, и малая посещаемость, и "конечность" чистого энтузиазма. Поэтому все чаще на таких страничках можно найти необновляющийся фото – или видеоархив и перечень программ станции, а иногда форум.

В качестве примера неофициального сайта можно привести сервер "Европа Плюс Комсомольск". Здесь всего несколько разделов: Главная страница (с выходными данными станции), фотоархив, видеоархив.

Сайтов данного типа – большинство в интернете. Среди самых ярких – сайты таких крупных российских станций, как "Максимум", "Наше радио", "Русское радио" и т. д. Помимо обязательных разделов и рубрик на некоторых сайтах можно найти интересные решения и находки.

Кстати, такой тип сайтов встречается и среди неофициальных. Здесь цель несколько иная – организация своеобразного сетевого клуба по интересам, удовлетворение потребности в коммуникации с единомышленниками. В данном случае по дизайну и содержанию неофициальные электронные фэн – зины радиостанций очень схожи с сайтами различных фан-клубов.

Информационно – развлекательный сайт – тип достаточно сложный и неоднозначный. Основная цель сайтов данного типа – также пиар и промоушн, но иногда некоторые задачи (информирование и развлечение слушателей) начинают доминировать и определение цели усложняется. Рубрики и разделы информационно-развлекательных сайтов многочисленны.

В качестве яркого примера такого сервера можно назвать официальный сайт радиокомпании "Маяк", созданный в 1998 году. Учредителем его является сама радиокомпания, а редакцией этого сайта стал интернет-отдел, внедренный в структуру редакции самой радиокомпании. Основные разделы сайта: Политика, Экономика, Общество, Культура, Спорт, Музыка. Помимо прямого эфира "Маяка" на сервере размещены звуковые архивы наиболее популярных программ. Музыкальные передачи собираются на сайте в виде звуковых файлов, снабженных комментариями и иллюстрациями.

Таким образом, "Интернет радио" является частным музыкальным информационно-развлекательным многоканальным сетевым радио.

Современные специализированные радиостанции.

Объем радиовещания в принципе увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, о чем особенно ярко свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие радиостанции значительно превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного радио, предоставляя слушателям столь же выросшую, но принципиально изменившуюся тематическую палитру передач.

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

2. Из всех СМИ радио является самым удобным ("неприхотливым", "комфортным") для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и "радиокниг" – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).

3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио было и остается более актуальным в наше время, т.к. оно удовлетворяет досуговые потребности слушателей – информационных и развлекательных, где бы они не находились.

Одно из достоинств радио – это самый оперативный вид СМИ.

Радио развивается очень быстро. Увеличивается и количество радиостанций. В одной только столице вещает около 80 радиостанций, имеющих разную тематику, а также, имеющих аналоги в интернете, например,:

– Авторадио (68,00 МГц) – Музыкальная радиостанция (вещает с 1991 года, свой фестиваль "Дискотека 80-х")

– Ретро FM (88,3 МГц) – Коммерческая музыкальная радиостанция (российская и зарубежная музыка, вещает с 1995 года)

– Юмор FM (88,7 МГц) – Юмористическая радиостанция (вещает с 2005 года) и т.д.

Существуют и специализированные радиостанции, такие как, например, радио "Орфей", радио "Вера" и т.д.

Радиостанция "Орфей" – государственный канал классической музыки. Основу вещания радиостанции "Орфей" составляет классическая музыка: от академических жанров до авангарда. В программе представлены сочинения композиторов разных стран, эпох и стилей. Современная музыкальная жизнь представлена на волнах "Орфея" трансляциями из Российских и мировых концертных залов, встречами с выдающимися музыкантами и деятелями культуры, обсуждениями насущных проблем академического искусства, интерактивными программами со слушателями, розыгрышами призов, выпусками новостей, а также репортажами и интервью.

Радиостанция "Орфей" вещает на волне – 99,2– Москва.

Выходит с 1991 г. Учредитель радиостанции – Роспечать.

Радио "Орфей" вещает не только на столицу, но и на другие города России, такие как:

Волгоград,

Екатеринбург,

Казань и др.

.

Таблица Оценка реальной аудитории радио "Орфей" в различных географических зонах в 2014 г.

Диапазон вещания

Среднемесячный охват, тыс.чел.

(оценочно)

Годовой охват, тыс.чел. (оценочно)

Волгоград

УКВ

18,7

23,9

Курган

FM

11,6

14,8

Санкт-Петербург

УКВ

52,3

66,8

Липецк

УКВ

7,2

9,2

Москва

FM

415,1

530,1

Пермь

УКВ

11,0

14,1

Чусовой

УКВ

2,0

2,6

Казань

FM

42,4

54,2

Екатеринбург

УКВ

16,0

20,4

Смоленск

FM

10,9

13,9

Тула

УКВ

12,2

15,6

другие зоны (через интернет)

Интернет

65,3

83,4

ИТОГО:

664,7

848,8

(Более подробный анализ деятельности радиостанции "Орфей" см. в приложении)

Основной задачей деятельности радио "Орфей" является продвижение и популяризация классики.

"Наша миссия – обеспечить широкий доступ к российскому и мировому музыкальному наследию".

– миссия просветительская, так как знакомим не только с музыкой, но и с персоналиями, крупнейшими событиями музыкальными

– благодаря членству в Европейском вещательном союзе – имеем возможность продвигать российскую классическую академическую музыку и российские исполнительские школы на 600 млн. Слушателей ЕВС. (Генеральный директор – Герасимова Ирина Анатольевна).

Также одним из специализированных радиостанций является радио "Вера".

Радио "ВЕРА" – это новая радиостанция, которая рассказывает современному жителю мегаполиса о вечных истинах Православной веры.

"Мы вещаем 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В нашем эфире – только светлая музыка, а среди наших программ – рассказы о любви, славных страницах истории, о детях и самых обычных жизненных радостях. Среди ежедневных программ нашей радиостанции – Церковный календарь, толкование Евангельских чтений, программы об истории, о воспитании детей и семейных ценностях.

Кроме разговорных программ, в нашем эфире звучит лучшая отечественная и зарубежная музыка.

Радио "ВЕРА" – проект инициативной группы православных мирян, заручившихся благословением Русской Православной Церкви. Мы хотим, чтобы наше вещание становилось ближе к слушателю, поэтому команда радио "ВЕРА" открыта для сотрудничества".

"ВЕРА" – радио для тех, кто хочет верить.

Аудиторией радио являются жители современных больших городов, в том числе люди далекие от Церкви, но интересующихся верой и Православием.

Радио "Вера" начало свое вещание в Екатеринбурге 31 декабря 2014 года на частоте 93,7МГц, а на данный момент имеет покрытие еще на некоторые города:

Москва – 100,9 FM

Рязань – 102,5 FM

Вятка – 90,8 FM

Учредителем радио является АНО "Информационный центр радиовещания, искусства и культуры "Вера, надежда, любовь". До этого радиостанция "Вера" вела вещание исключительно в интернете.

Основные цели и задачи:

"Важно, чтобы слушатель внимал и понимал, то, о чем мы хотим ему рассказать и, если это будет давать добрые плоды, значит мы в нужном направлении".

"Град Петров" – Радио Санкт-Петербургской Митрополии было создано по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в 2000 году.

Радио вещает на волне 73,1 FM – Санкт-Петербург и 102,5 FM – Луга, а также по всему миру через интернет.

Учредителем радиостанции является некоммерческий фонд "РПМ Град Петров".

Постоянная аудитория радио – примерно 75% – это пенсионеры. Почти нет подростков и молодежи.

Активные слушатели (регулярно слушают, имеют любимые программы) – примерно с 25 лет и выше (когда начинают работать, когда вступают в брак и рожают детей).

Часто начинают постоянно слушать люди с высшим образованием в период "рабочей эмиграции" (заграницей тянутся к родной культуре).

Радио "Град Петров" имеет церковно – и культурно – просветительскую направленность, рассказывает о сегодняшней жизни Церкви. Ежедневно в эфир выходят литературные, исторические, музыкальные программы, передачи для детей и молодежи. С нами сотрудничают священнослужители Санкт-Петербургской епархии, профессора Духовной Академии, преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудники Пушкинского Дома, Эрмитажа, Русского музея и других культурных и научных центров нашего города.

Цели и задачи:

"Наша цель привлечь к радио аудиторию автомобилистов сталкивается с проблемой, что не каждая автомагнитола принимает нашу частоту. Радио активно распространяет передачи на дисках. Но это далеко не так востребовано, как живой ежедневный эфир. И все же есть слушатели – водители. Их большинство среди работающих слушателей. И домохозяйки.

Конечно, радио больше востребовано у тех семей, где есть маленькие дети, чем у тех, где детей нет или где дети уже вошли в подростковый возраст. Больше половины слушателей – относят себя к очень небогатым людям. Только примерно 0,3 % считают себя людьми состоятельными.

Радио "Град Петров" возникло при поддержке хорошо известной российским слушателям радиостанции "Голос Православия", вещающей из–за границы на русском языке с 1979 года.

"Голос Православия" был создан благодаря усилиям замечательных людей, подвижников своего дела, истинных патриотов России, Елены Петровны и Евгения Евгеньевича Поздеевых. Бессменным председателем этой радиостанции был и остается протопресвитер Борис Бобринский, до недавнего времени декан Свято-Сергиевского Богословского института в Париже.

Санкт-Петербургская епархиальная радиостанция "Град Петров" в своей работе старается ориентироваться на добрые традиции "Голоса Православия" – это отказ от всякой политической деятельности и полемики с традиционными христианскими конфессиями, создание передач исключительно на основе положительного опыта православного Предания, а также использование в программах трудов современных православных богословов и проповедников".

Типы, модели и форматы радиовещания

Формат – это концепция вещания радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории.

Понятие "Формат" появилось в Соединенных Штатах Америки в начале 50-х годов. Первоначально оно обозначало лишь набор музыкальных направлений, звучащих на волнах радиостанции. А в середине 70–х с появлением форматов "News" и "Talk" стало обозначать принципы программирования всей станции.

Adult Contemporary (AC)

С точки зрения широты аудитории этот формат был самым успешным в США в 80-е годы. Основную группу, к которой обращен этот формат, составляют радиослушатели в возрасте от 25 до 49 лет. На основании того, что эта группа располагает высокими доходами, она представляет особый интерес для рекламодателей. Кроме того, AC–формат особенно хорошо подходит для обращения к женской аудитории.

Достаточно много русскоязычных коммерческих радиостанций успешно вещают в этом формате.

Принципиально различают две формы AC:

Oldie based AC (AC на базе старых мелодий) – Радиостанции, которые играют вариацию мелодий из 60-х, 70-х и 80-х, дополняя их современными мелодиями.

Current based AC (AC – с основным упором на современные мелодии)

Субформатами относительно широко выполненного формата являются:

Soft AC. – Более мягкие и спокойные AC-мелодии. Большое количество лирических, "любовных", мелодичных композиций. Минимум "агрессивных" элементов программы.

Hot AC – Прогрессивные AC- и консервативные CHR-мелодии. Более ритмичная музыка чем в Soft AC; больше текущих хитов, удовлетворяющих общим требованиям формата. Но привязка к текущим Хит-парадам также не велика.

Contemporary Hit Radio (CHR)

Собственно, идея, скрывающаяся за этим форматом и его предшественником (Top 40) очень проста: "Играй только те мелодии, которые хорошо продаются в настоящий момент и/или очень популярны". Типичный CHR-формат базируется на следующих принципах:

Ограниченное количество играемых композиций ("игровой перечень") (порядка 40-50 композиций)

Минимум старых мелодий

Никаких хитов, теряющих популярность

Большая ротация композиций (быстрое повторение игрового перечня)

На сегодняшний день, много радиостанций (особенно Европейских), вещающих в этом формате, значительно увеличивают количество играемых композиций, тем самым отходя от классического Top 40. Это делается за счет добавления композиций начала/середины 90-х и даже 80-х годов.

Общая идея этого формата состоит в том, чтобы как можно более плотно держать радиослушателя в состоянии душевного подъема. Дыры в вещании (аварии, ошибки DJ) являются самым большим врагом этого формата.

На станциях этого формата очень активно используются разнообразные джинглы (Jingles), которые служат для поддержания программного потока, усиления имиджа и т.п.

CHR-формат обращен в первую очередь к подросткам и взрослой молодежи. Основную адресную группу составляют радиослушатели в возрасте от 14 до 24 лет. Разновидности CHR-форматов во всем мире относятся к самым преуспевающим форматам и почти на каждом рынке занимают одно из ведущих мест. Не исключение и ситуация на данный момент в русскоязычном эфирном пространстве. Этот формат (или вариации на его основе) с успехом используют как ведущие сетевые, так и небольшие локальные коммерческие радиостанции.

Рост конкуренции привел также и в случае с форматом CHR к специализации музыкальных направлений:

Mainstream CHR (CHR, ориентированный на "средний вкус", т.е. основу этого формата составляют композиции, которые пользуются популярностью у большинства слушателей.)

Dance oriented CHR (CHR, ориентированный на танцевальную музыку)

Rock oriented CHR (CHR, ориентированный на рок-музыку)

Easy Listening (EZ)

Предшественником формата Easy Listening был формат Beautiful Music, который появился в США в 1959 году на одной из радиостанций Сан-Франциско. Формат, который лучше всего характеризуется словами "мягкий", "легкий", "фоновый", "ненавязчивый". В скором времени другие радиостанции заинтересовались этой новой формой программы. Так, в начале 60-х годов десятки радиостанций делали свои деньги на формате Beautiful Music. Но вместе с появлением других "взрослых форматов" Beautiful Music неуклонно начал утрачивать свое значение: радиослушатели этого формата "медленно вымирали". Возникла необходимость "омоложения" аудитории. В плэй-лист добавлялись более современные исполнители и произведения. Так из формата 60-70-х годов Beautiful Music вырос формат 80-90-х годов Easy Listening.

Радиостанции, работающие в формате Easy Listening, включаются главным образом из-за их расслабляющей, успокаивающей музыки. Слово играет подчиненную роль. Этот факт объясняет также и то, почему сегодня многие радиостанции, работающие в формате Easy Listening, автоматизированы.

Многие российские радиостанции, не имея возможности работать только в формате Easy Listening, предлагают специально выпущенные передачи в этом формате.

Album-Oriented Rock (AOR)

AOR-формат явился результатом глубокого отхода от точно спланированного поп-саунда формата Top 40 и других популярных программных форм. В 1966 году WOR-FM в Нью-Йорке представила предшественника AOR-формата – "Progressive Radio". В сопровождении ненавязчивых ведущих, формат концентрировал свое внимание на альбомных произведениях (менее известные мелодии), не попавших в хит-парады. Цель таких радиостанций заключалась в том, чтобы познакомить общественность с теми произведениями, которые были оставлены без внимания музыкальной индустрией или не игрались другими радиостанциями.

AOR-формат был и остается очень популярным у мужчин в возрасте от 18 до 34 лет. И никогда радиостанциям, работающим в формате AOR, не удавалось добиться значительного интереса у женской аудитории.

AOR-формат является очень интенсивным в музыкальном отношении форматом. Радиостанции придают очень большое значение хорошей и постоянно обновляющейся музыкальной смеси и довольно продолжительным музыкальным блокам. В отличие от других форматов часто играются и очень длинные композиции.

News и/или Talk

Здесь различают три различных формата, которые в большей или меньшей степени передают исключительно вербальный (речевой) материал:

All News (Только новости)

News/Talk (Новсти + разнообразные Ток-шоу)

All Talk (Ток-шоу, обсуждение различных проблем, интерактивные опросы и т.д.)

Эта группа радиоформатов также пока мало популярна среди российских коммерческих радиостанций.

Формат All News был и остается форматом исключительно для самых крупных рынков. Затраты, почти в два раза превышающие затраты на музыкальный формат, окупаются только при работе на соответственно большую потенциальную дальность действия. Станции этих форматов для вещания своих программ активно используют диапазон средних волн.

Радиостанции, работающие в форматах All-News, All-Talk и News/Talk, имеют (по крайней мере в США) самый высокий выход рекламной продукции. 15 минут в час и более – вовсе не редкость.

Классика (Classical)

Передача классической музыки восходит ко времени основания радио как средства массовой информации. В конце 30-х гг. WQXR-AM, Нью-Йорк, в качестве первой радиостанции в США начала выпускать свою программу исключительно с классической музыкой.

Несмотря на то, что на сегодняшний день удельный вес на рынке радиостанций вещающих классическую музыку составляет приблизительно 2%, большинству из них удается получать прибыли. Этот формат обращен к высоко образованным слоям населения с высоким уровнем доходов. Поэтому радиостанции, вещающие в этом формате, гораздо больше заинтересованы в качестве своей аудитории, нежели в количестве своих слушателей.

Частные радиостанции, специализирующиеся на классической музыке, ограничиваются передачей известных произведений и часто играют только отдельные фрагменты или увертюры. Предпочитаются произведения известных композиторов. По вечерам и ночам передаются полные и более продолжительные произведения.

Middle-of-the road (MOR)

MOR является форматом "для каждого и никого". Музыка не слишком молода, но и не слишком стара, не агрессивна, но и не спокойна. Принцип гласит: " каждому предлагать все". MOR часто называют "родиной радио-личностей". Ни какой другой формат не дает своим ведущим столько игрового простора и свободы. Удельный вес вербального компонента этого формата, передаваемого главным образом на СВ, на многих радиостанциях очень высок.

Очень часто радиостанции формата MOR передают полностью матчи по бейсболу, футболу или другим популярным видам спорта.

Выбор музыки ориентируется не на позиции в хит-парадах, а на звучание шлягеров.

Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:

Франчайзинговые (от англ, franchise – привилегия) коммерческие сетевые FM-станции – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Например, в Екатеринбурге существует пять станций, транслирующих московские музыкальные коммерческие станции и информационную, общественно-политическую и развлекательную радиостанцию "Эхо Москвы". Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. "Европа плюс", например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается "Русское радио".

По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом:

– общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:

– государственные радиостанции: "Радио России", "Маяк";

– коммерческие каналы: "Русское радио", "Наше радио" и др.;

-региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.

локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие.

Радио – временная коммуникация, поэтому программы – естественная форма фиксации, отражения и трансляции звукового материала. Существует много типов программ, и все они собирают конкретный материал в определенное целое.

Жанр – понятие общее. Никто никогда не встречался с жанром вообще, каждый из нас читал в газете или журнале, слышал в эфире, видел на экране конкретные журналистские произведения, подготовленные в определенном жанре. "Колебания" одного и того же жанра в различных единичных проявлениях бывают довольно значительными. И они особенно заметны, как уже говорилось, на историке-политическом фоне своего существования. Поэтому, обращаясь к теории жанра, его специфике, нельзя игнорировать не только историческую среду его обитания, но и то, как проявляется время в творчестве журналиста, как оно влияет на его профессиональное поведение.

Система жанров в целом и функционирование отдельных жанров во многом зависят от политической жизни страны, от тех идеологических задач, которые открыто провозглашены властными структурами или решаются без их декларирования. Начала деформироваться структура социальных функций вещания. Усилилась роль информативной и развлекательной функций. Образовательные, воспитательные задачи начали отходить на второй план. Стали заметно доминировать разговорные жанры: интервью, беседы, опросы, ответы на звонки, дискуссии и всевозможные публичные обсуждения актуальных вопросов, которые ставит перед обществом сама жизнь. Возросло значение аналитики, а значит, комментарии, обозрения занимают все более заметное место в структуре программ. Одновременно значительно реже стали звучать в эфире документально-художественные жанры, играющие большую роль в распространении литературных, исторических, научных знаний, в повышении образовательного, культурного уровня аудитории. Это объясняется общими "сдвигами" радиовещания в сторону разговорности, утратой культуры работы с документально-художественными текстами, требующими высокой профессиональной подготовки и определенного художественного опыта. А также и тем, что журналисты, работающие на коммерческих станциях, не имеют ни финансовых возможностей, ни времени, ни желания, ни умения создавать радиорассказы, радиоочерки, радиокомпозиции. Радио пошло как бы по легкому пути, приобретая на нем новые контакты с аудиторией и теряя классические, если так можно сказать, формы опосредованного воздействия с помощью литературных текстов и полноценного использования акустических выразительных средств.

Эти изменения в функционировании жанров и их составе продолжаются. Но это вовсе не значит, что они исчезают, как иногда утверждают некоторые горячие головы. Речевые жанры вообще не могут исчезнуть, так как это – организованная форма высказывания. Пока существует речь, будут существовать и жанры.

Особенности подготовки цикла православных радиопередач

Работа радиожурналиста, как и всякая работа, начинается с предварительной подготовки. Но при этом – потому, что радиожурналистика еще и искусство, причем во многом импровизационное, – этот изначальный этап никогда не завершается, журналист всегда должнен быть готов что-то изменить, усилить, добавить к уже задуманному.

Важнейшее слагаемое изначального этапа – выбор темы. В самом общем смысле этот выбор уже предопределен. Прежде всего специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, в которой журналист работает. Ее основными тематическими направлениями, "форматом" станции.

Этот спектр на сегодня весьма широк. Наряду с традиционными (промышленными, публицистическими, молодежными) редакциями государственных и общественных каналов в эфир выходят десятки станций: радио "Максимум", "Русское радио", "Авторадио" и т. д.

У каждой из них – своя основная проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и основательно.

Таким образом, выбор редакции – первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самое важное в русле этой главной проблемы – процесс накопления знаний, умение оценить новое явление или факт.

Определив тему, корреспондент "привязывает" все накопленное, – знание, личный опыт, – к данному реально разрабатываемому жизненному событию. На этом этапе радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:

– точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);

– пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;

– описание ситуации и обстановки, в которой придется работать;

– примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;

– определение жанра передачи, пусть даже предварительное;

– выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи.

Радиовещание оперирует временным материалом и поэтому, естественно, использует прием монтажа. Монтаж в радиожурналистике является не только творческим процессом. Он обусловливает характер всего процесса, определяет создание структурных форм.

Программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня монтируется из отдельных элементов. Ярким примером является композиция программы новостей. Обычно в таком случае учитываются внешние связи компонентов целого.

– Реклама часто служит средством отбивки или объединения блока.

– Музыкальные (песенные) композиции также служат средством отбивки либо объединения информационного блока.

– Музыкальная "подкладка" является музыкальной заставкой, заменяющей вербальную "подводку".

– Звуковой контраст (тихо/громко). Диктор-ретро вводит такой контраст для разделения сюжетов, диктор стиля "модерн", напротив, применяет контраст для их объединения, стремясь, чтобы каждая рубрика и автор воспроизводили свою звуковую стилистику.

Возможности монтажа в организации внутреннего единства разных жанров разноплановы и многообразны. Их спектр: от простейшей организации текста – освобождение от длиннот, неудачных фрагментов, технически бракованных записей – до создания звукового образа.

Функциональное назначение монтажа заключается в совокупности технических приемов, при помощи которых не только соединяются два разрозненных фрагмента некого действия в единое целое, но и создается иллюзия достоверности происходящего. Именно она позволяет слушателю воспринимать образ действительности и характеры персонажей как реальность, верить в художественный вымысел, сопереживать героям и даже принимать участие в их судьбе.

Таким образом, монтаж выполняет функции в двух основных ипостасях:

Технической, подчиненной технологическому процессу, завершающему производство радиопродукции;

Эстетической (т.е. монтаж – наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств радио, способ художественно мышления и образного воплощения темы, идеи произведения).

Примером могут послужить программы, подготовленные в радиостудии "Отрада" при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре.

Краткое техническое описание радиостудии "Отрада"

Радиостудия "Отрада" была создана в 2013 году. Средства на приобретение самого современного оборудования для радиостудии были получены по гранту, который выделил нам Фонд "Православная инициатива". Организационную работу по закупке и установке оборудования взяла на себя Общероссийская общественная организация "МедиаСоюз". Радиостудия находится на территории Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, в одном из главных корпусов, и располагается в двух смежных помещениях – аппаратной и записывающей студии.

Техническим руководителем студии является Молосов В.В., один из крупнейших специалистов радиоиндустрии, который долгие годы сотрудничал с различными радиостанциями Москвы и Калужской области.

Профессиональное руководство студией и подготовку будущих радиожурналистов взяла на себя Смазнова В.А.

Радиостудия полностью оснащена как для подготовки и обучения , так и для профессиональной записи программ.

Записывающая студия предназначена для работы с "живыми" источниками звука – журналистами, гостями, комментаторами, артистами и т.п. В связи с этим она заглушена специальной акустической плиткой, имеет дверь и окно, смежные с помещением аппаратной.

Аппаратная предназначена для размещения обрабатывающей записывающей и монтажной звуковой и компьютерной аппаратуры, а также для прослушивания фонограмм. Для записи репортажей, выступлений, концертов, выездных интервью и т.п. имеется портативный рекордер.

Технический состав:

- 3 студийных микрофона AKG C 4000;

AKG C 4000 студийный конденсаторный микрофон предназначенный для вокальных и инструментальных записей.

Особенности:

Высокая чувствительность;

Очень низкий уровень собственного шума;

Высокий уровень звукового давления для широкого динамического диапазона, и т. д.

- 3 предварительных микрофонных усилителя/процессора dbx 286a;

- цифровой студийный мастеринг процессор Electronic Finaliser Express;

- четырехканальный усилитель для головных телефонов;

- микшерный пульт Mackie Onix-1220i;

- компьютерная станция для записи, обработки и монтажа звуковых файлов;

- портативный рекордер ZOOM H5.

Благодаря такой качественной технике, в радиостудии самостоятельно записать и смонтировать свои программы.

Для начала каждый определил для себя тему для передачи и составил краткий сценарий для записи.

Следующим этапом была студийная запись в самой студии. Работа была организована следующим образом: один работал с микрофоном, т.е. осуществлял запись своего сценария. В это время другой работал за пультом, производя запись, которую наговаривал первый. Аудиофайлы сразу записываются в программу MAGIX Samplitude. Это комплексная программа для создания музыки на компьютере, дающая полный набор всех необходимых профессиональных инструментов будь то сольные или студийные проекты. В MAGIX Samplitude входят стандартные возможности много-дорожечной программы такие как: запись, монтаж, сведение или обработка эффектами. Надо добавить, что все владеют навыками работы с этой программой.

Изобразительно-выразительные средства на радио

Разнообразие информационно-музыкальных радиостанций и увеличение объемов вещания в эфире второй половины 1990-х – начала 2000-х годов, предоставляет аудитории большой выбор программ и передач, отвечающих ее разнообразным запросам – как по тематике, так и по стилю вещания. В конце 1990-х годов в московском радиоэфире работали около сорока разнообразных радиостанций, каждая из которых имела свою определенную аудиторию и свои особенности.

Коммерческие информационно-музыкальные радиостанции стали неотъемлемой частью повседневной жизни: музыкальные заставки, джинглы, отбивки, афоризмы популярных ведущих стали звучать гораздо чаще, и знакомы молодым и зрелым радиослушателям конца 1990-х годов лучше, чем традиционные позывные "Маяка" или "Радио России". Отсюда очевидно серьезное влияние коммерческих радиостанций на сознание массового слушателя.

Однако "визитная карточка" станции – это не только музыка, фирменные джинглы, рекламные ролики и оригинальная форма подача новостей, но и, конечно же, стиль работы журналистов в эфире. Слушателя, в первую очередь, привлекает, как правило, понравившийся голос и манера общения с аудиторией одного или нескольких радиоведущих. Ведущий – автор информационной, музыкальной, развлекательной и т. д. передачи, общающийся с аудиторией чаще всего в "прямом" эфире и высказывающийся от собственного лица или от лица того "образа", в котором он выступает. Именно постоянные ведущие передач – создают и поддерживают стиль вещания станции, концентрируя эмоции и выражая тем самым отношение к тем или иным событиям, к музыке, которая звучит в эфире. Поэтому ответственность радиоведущего перед слушателями за слова и фразы, которые они произносят в эфир, и за эмоциональную наполненность этих слов весьма велика.

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя.

В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, ибо, как мы уже говорили, звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.

В связи с этим вполне естественно возникает вопрос о самом понятии "звуковой образ". Опираясь на многолетнюю и разностороннюю практику вещания, можно сформулировать такое его определение: звуковой образ – это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.

К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой "материал", которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента – слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

Формообразующие средства радиожурналистики

Слово. В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи.

Первая – слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу.

Вторая задача журналиста – найти наиболее точную интонацию, которая часто несет ничуть не меньше информации, чем само содержание материала.

Третья задача, которая стоит перед журналистом в работе над словом, – поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

Музыка и шумы. Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки и шумов, их способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования – явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову.

В структуре передачи музыка и шумы, если они заменяют человеческую речь, наиболее распространены при выполнении следующих функций.

1. Обозначение места и времени действия. Например, в спортивном обозрении звуки гонга, топот копыт, нарастающий и стихающий шум толпы обозначают, что репортаж ведется с ипподрома, и корреспонденту не обязательно тратить время и слова на описание места действия.

2. Обозначение перемещения действия во времени и пространстве. Современный репортаж, как правило, проходит завершающую стадию подготовки к эфиру в монтажной, и репортер часто совмещает в его композиции фрагменты, записанные в различных местах и в разное время; музыка помогает наиболее четко и понятно для слушателя осуществить это объединение.

3. Выражение эмоционального характера описываемого события. Точное сочетание звуковых элементов позволяет воссоздать атмосферу действия с большой полнотой. В качестве примера сошлемся на широко известный репортаж, в котором журналист без единого комментирующего слова, только посредством документально зафиксированных шумов и отдельных уличных реплик нарисовал трагическую картину жизни югославского города Скопле в первые часы после землетрясения.

4. Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста. Приемы, используемые в этом случае, распространены как в общественно-политическом и информационном, так и в художественном вещании. Указанный прием широко используется в художественных программах вещания.

Стилеобразующие средства радиожурналистики

Эта вторая группа выразительных средств в радиожурналистике мобильна, т.е. число выразительных средств может меняться по выбору самого журналиста. Именно с их помощью формируются стиль программы, индивидуальные особенности манеры журналистского изложения материала, ритм Рассказа и т.д.

Реверберация – с помощью пульта управления процессом звукозаписи журналист может придать звучанию голоса или записи события дополнительную объемность, эффект "эха". Этот прием часто используется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа, на какой-либо фразе журналиста или звуковой детали события.

Например, в журналистском репортаже в годовщину гибели великого режиссера Вс.Э. Мейерхольда (50-летие со дня его расстрела отмечалось как трагическое событие в истории России, и программа радио включала репортаж из Бутырской тюрьмы) корреспондент записал звук капель, падающих из крана в камере, где содержался Мейерхольд, и при монтаже передачи этот звук пропустил через ревербератор и через усилитель. Получился поразительный эффект: капли, падающие в железную раковину, прозвучали сначала как отсчет времени, а потом как выстрелы, как удары судьбы, прервавшие жизнь гениального театрального мастера.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма (скажем, от мотора трактора или автомобиля и т.д.), создавая эффект присутствия на событии в самом общем представлении. А можно выбрать для микрофона такую точку, чтобы какой-то один звук или чей-то один голос выходил на первый звуковой план, как на крупный план в кино. И тогда именно этот звук или голос становится сюжетным, смысловым и эмоциональным стержнем передачи.

Голосовой грим – одно из выразительных средств радиожурналистики, заимствованное ею из арсенала радиотеатра. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Так, например, репортаж об автомобильных гонках может быть разным. Можно вести репортаж, удобно устроившись в кресле комментаторской кабины и ровным спокойным голосом объясняя слушателям, что происходит на дорожке, почему тот или иной гонщик допустил ошибку и т.д.

Язык обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюмороны и т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя.

Речевая интонация – это форма эмоционально-волевого

отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние говорящего, своеобразие его личности и темперамента.

Передачи, которые делали в радиостудии "Отрада" содержат православную тематику. Это жития Святых и великие Двунадесятые праздники.

Например, в программе жития святой Анны Кашинской используется эффект "эха", шум ветра, колокольный звон, фоновая музыка. В сценарии программы использовались различные литературные жанры, например, была включена поэзия. В частности были процитированы стихи сестер Свято-Успенского девичьего монастыря "Анна Кашинская".

В программе использованы также различные жанры журналистики: интервью с сестрой Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря – монахиней Марией, которая рассказала интервьюеру свои соображения, свои впечатления, а также свои переживания, которые у нее возникли после прочтения жития святой преподобной Анны Кашинской.

В передаче задействованы и различные художественные приемы: диалог, а именно разговор солдата с преподобной Анной Кашинской, которая явилась ему во время Великой отечественной войны.

В сценарии программы широко представлены и разнообразные стилистические приемы: метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.

Все эти эффекты были получены автором в результате поиска по радиоархивам и базам, существующим в интернете.

Важно отметить, что в создании программы принял участие не только ее автор, но также в ней звучали голоса привлеченных участников.

В программе про великий Двунадесятый праздник Сретения Господне студенты использовали духовные песнопения,

Особенности практической реализации радиопроекта

Аудитория – это часть общества (группы населения) или все общество в их отношениях со СМИ. Как бы ни оценивалось творчество отдельного журналиста, редакции, органа или канала информации, без выяснения их влияния на аудиторию эта оценка не может считаться окончательной и полной. "Через аудиторию" раскрывается и такое кардинальное понятие, как эффективность деятельности того или иного вида СМИ, и многие другие. Сведения о реакции аудитории позволяют вносить коррективы в деятельность редакций, т.е. осуществлять обратную связь, или интерактивное общение.

Аудитория может выделяться по самым различным признакам, а именно:

– по средствам информации: аудитория печати, радио, телевидения; в конце XX века стала формироваться аудитория Интернета;

– по уровням канала: аудитория общероссийского (федерального), республиканского, краевого, областного, районного радио;

– аудитории программы, радиостанции, радиожурнала, рубрики, цикла, даже ведущего;

– по социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образование, религиозная принадлежность, профессия и т.д.): молодежная, женская, рабочая, воинская, русскоязычная аудитории.

– по уровню доходов радиослушателей (особенно в коммерческом вещании). Существует радио для богатых, для людей среднего достатка. В концепцию многих радиостанций заложена ориентация на определенный материальный уровень жизни слушателей;

– по образу жизни, профессии: программы для тех, кто дома; для тех, кто работает за компьютером; для автомобилистов; для дачников;

– по интересам: аудитория спортивных программ; классической и "эстрадной" музыки; религиозных передач.

Социологи СМИ выделяют "реальную" и "потенциальную" аудитории. Знание того, кто реально слушает, и кто может стать слушателем той или иной станции или программы, весьма существенно для работников радио.

Выделение различных видов аудитории в определенной степени условно. Человек может быть представителем одновременно разных видов аудитории (пересечение аудиторий) или не входить ни в одну из них.

Реализация готовой радиопрограммы зависит от ее тематики, и какой аудитории ее можно предложить.

Например, специализированные радиопрограммы о житии святых, подготовленные студентами 4 курса ЛУД РГСУ имели большой успех среди школьников.

Каждый из студентов самостоятельно подготовил программу о житие своего святого, или же об одном из Двунадесятых праздников. Эти программы наши преподаватели дали послушать школьникам средних и старших классов лицея "Держава" г. Обнинска.

Интересно было, что эти передачи были предложены не специализированным православным гимназиям, а обычным средним школам. Школьники были очень заинтересованы, что можно увидеть, ознакомившись с их отзывами.

4 "д" Кулешова Полина

Очень понравился рассказ о празднике Сретенья. Я запомнила кто такая Анна Кашинская. Меня это поразило. А не могли бы Вы рассказать нам о наших святых. Когда читаешь, то плохо понимаешь, а когда слушала Вас, музыку, я все запомнила. Спасибо большое.

5 "г" класс Кирсанов Даниил

Мне понравилась передача "Отрады". Надо, чтобы было больше подобных текстов в школе, тогда бы и мы были лучше.

7 класс Михалева Настя.

Очень тронул рассказ о празднике Введения Богородицы во храм Господень. Сейчас я узнала не только название праздника, но и его содержание, его историю.

9 "в" класс Кузнецова

Мы совершенно не знаем библейскую историю. Мне за это стыдно. Я не особо верующая, но я очень хочу самообразовываться и самосовершенствоваться.

Я поняла, что, не зная Библии, я не могу считать себя образованной личностью. Побольше таких передач создавали. Может быть, тогда проснется душа?

Эти отзывы еще раз подтверждают: современные дети малознакомы со священной историей. Мы лишний раз убедились в том, как необходимо введение в школах Основ Православной Культуры, которой явно не хватает современным детям.

Что касается наших программ, то мы планируем дальнейшее продолжение производство подобных программ, которые могут пробудить в детях интерес к изучению священной истории.

Надо добавить, что нашими передачами заинтересовались, как и в обычных шкалах, так и в православных гимназиях.

Мы уверены, что это полезная и необходимая работа, которая принесет много пользы обществу.

.

Выводы

В последнее время радио сильно стало развиваться, и потребовались специальные радиостанции. Радио обладает большими возможностями, чем любое другое СМИ, не считая ТВ, особенно в части доверия, которое испытывает аудитория к голосовой подачи информации. Как говорилось раньше, телевидение все равно по многим критериям (по объему рекламы, по охвату аудитории) остается на первом месте. Однако радио уверенно догоняет своего главного конкурента. Интерес слушателя настолько велик, что требуется искать направления, которые бы отвечали потребностям отдельных групп населения.

Причем этот поиск в современной радиоиндустрии ведется по всем направлениям. Отдельной сферой являются радиостанции, разделенные по возрастным группам, например, существует детское радио, широко известны молодежные радиостанции, ("Юность", "Юмор FM").

Существует движение в направлении создания радиостанций по гендерному признаку: например, радиостанции, ориентированные пока только исключительно на женскую аудиторию.

Широкую возможность для создания специализированного радио представляет и мир увлечений. Популярностью у радиослушателей пользуются спортивные станции, например, радиостанция "Зенит", (г. Санкт-Петербург).

В последнее время получили широкое распространение радиостанции для автолюбителей, например, "Дорожное радио", (г. Санкт-Петербург).

Музыкальные радио, радио для деловых людей, экологическое радио, а также радио, которые выражают особое мировоззрение (Радио "Вера", радио "Радонеж") – это все радиостанции, которые отражают современный подход к работе с аудиторией.

И конечно, создание специализированного радио – это сложная работа, отличающаяся от той, которая необходима для создания обычного радио.

Понятно, что каждое специализированное радио имеет свои особенности, но тем менее, все они имеют общие характерные черты.

За специализированным радио большое будущее, и оно будет продолжать развитие. Это нужно учитывать и в подготовке кадров для радиоотраслей. Возможно, полезны были бы и спецкурсы, где журналистов могли заранее готовить для работы по выбранной специализации.

Например, студентам ЛУД РГСУ на факультете журналистики читали специализированные предметы – "История Поместных Церквей", "Российское законодательство о религии" и т.д. Знание этих предметов поможет будущим журналистам в дальнейшем работать на православных радио со знанием дела.

Журналист, работающий с микрофоном должен отдавать себе отчет в том, что он является лицом своей радиостанции, и он должен использовать все свое мастерство, чтобы привлекать аудиторию.

Литература

1. Шариков А.В. Телевизионное и радиовещание. / в кн.: Новая российская энциклопедия. Т.1. Россия. – М.: Изд-во "Энциклопедия", 2003. – С.651-654.

2. Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки.- М.: Прогресс-Традиция, 2004.

3. Айрапетян А Б. Научная электронная библиотека "КИБЕРЛЕНИНКА" // Функции монтажа на радио

4. Барабаш Наталья "Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим" // Театральная Библиотека

5. Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия"

6. Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. (Технология творчества) Учебное пособие, Москва, 2000

7. Гулидов Р. Форматы радиостанций. // "Радио ЖУРНАЛ"

8. Колодкин В.А.//Научно-культурологический журнал Релга

9. Мутовкин Л.А. Из истории отечественного радиовещания

10. Музей ПГУТИ. Из истории отечественного радиовещания и телевидения (БЭС)

11. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики

12. Смирнов В.В., Жанры радиожурналистики, Учебное пособие для вузов М. Аспект Пресс, 2002

13. Смирнов В.В. Жанры Радиожурналистики. Особенности радиовещания и его формообразующие средства

14. Шерель А.А. Радиожурналистика, История Отечественного радиовещания. [

15. Шерель А.А. Радиожурналистика. Работа радиожурналиста. Основы методики.

16. Шерель А.А. Радиожурналистика. Выразительные средства журналистики

17. Шерель А.А. Радиожурналистика. Радиоаудитория и ее изучение.

18. Энциклопедический словарь юного техника

19. По материалам, предоставленным радиостанцией "Орфей", апрель 2015 года.

20. По материалам, предоставленным Лицеем "Держава", апрель 2015 года

Приложение

Общая годовая аудитория сайта:

Просмотры (количество загрузок страниц сайта): 3 700 000

Посетители (количество уникальных посетителей сайта): 800 000

Особенности подготовки цикла специализированных радиопрограмм

Особенности подготовки цикла специализированных радиопрограмм

Первые 30 из 100 стран

#

запросов

файлов

Кбайт

Страна

1

2076138

64.29%

1837869

65.06%

41504954

49.35%

Российская Федерация

2

505386

15.65%

477675

16.91%

9429595

11.21%

Нераспознанные/неизвестные

3

162395

5.03%

147322

5.21%

3086040

3.67%

Соединённые Штаты

4

126538

3.92%

120670

4.27%

6623894

7.88%

Украина

5

64140

1.99%

40623

1.44%

704139

0.84%

Германия

6

25570

0.79%

24791

0.88%

2260629

2.69%

Беларусь

7

24007

0.74%

23039

0.82%

574127

0.68%

Израиль

8

20073

0.62%

15986

0.57%

130563

0.16%

Исландия

9

19122

0.59%

14265

0.50%

1778838

2.12%

Нидерланды

10

13543

0.42%

12629

0.45%

126894

0.15%

Канада

11

13357

0.41%

13128

0.46%

44382

0.05%

Австралия

12

12864

0.40%

12017

0.43%

184005

0.22%

Великобритания (UK)

13

12853

0.40%

12682

0.45%

277630

0.33%

Норвегия

14

11609

0.36%

10908

0.39%

132522

0.16%

Япония

15

10924

0.34%

10775

0.38%

204371

0.24%

Эстония

16

10136

0.31%

9255

0.33%

99564

0.12%

Испания

17

10108

0.31%

9356

0.33%

721738

0.86%

Франция

18

9807

0.30%

8950

0.32%

805676

0.96%

Латвия

19

9250

0.29%

8615

0.30%

88070

0.10%

Швеция

20

9012

0.28%

8343

0.30%

174333

0.21%

Казахстан

21

6285

0.19%

6026

0.21%

501863

0.60%

Польша

22

5561

0.17%

5181

0.18%

83815

0.10%

Болгария

23

5025

0.16%

4858

0.17%

77938

0.09%

Республика Чехия

24

4854

0.15%

4564

0.16%

127352

0.15%

Молдавия

25

3690

0.11%

3426

0.12%

60948

0.07%

Колумбия

26

3587

0.11%

3420

0.12%

54017

0.06%

Финляндия

27

3421

0.11%

3307

0.12%

43802

0.05%

Греция

28

3369

0.10%

3303

0.12%

112869

0.13%

Швейцария

29

3129

0.10%

2627

0.09%

86139

0.10%

Литва

30

3008

0.09%

2865

0.10%

63433

0.08%

Италия

Динамика средненедельного охвата аудитории радио "Орфей" в Москве в 2006-2013 гг. в возрасте от 20 до 40 лет (годовое усреднение)

Особенности подготовки цикла специализированных радиопрограмм