Особенности формирования рыночной экономики в России

Особенности развития рыночной экономики в России.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности формирования рыночной экономики в России

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

Общие принципы рынка и рыночной экономики

Рынок – это особый механизм связи производства и потребления через куплю-продажу товаров. Как уже отмечалось, каждый частный товаропроизводитель самостоятельно принимает ключевые решения о том, как производить, что и для кого. Однако результаты производства должны получить общественное признание в процессе купли-продажи товаров. Возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять нужную для удовлетворения общественных потребностей работу, причем с высоким качеством и эффективностью?

Рыночный механизм основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят от самого потребителя. Выбор потребителя признает или отрицает общественную значимость заключенного в товаре труда.

Поэтому законы рынка с силой общественной необходимости заставляют обособленных производителей учитывать интересы потребителей их товаров, а также действия друг друга. Свобода принятия хозяйственных решений – исходное условие рынка, а подчинение определенным его законам – необходимое требование.

Общественный характер производства в условиях рыночной экономики определяется рядом факторов.

Во-первых, частные производители занимают определенное место в системе общественного разделения труда и взаимосвязаны между собой как части целого. Во-вторых, они используют ресурсы общества и находятся в определенной социальной среде.

В-третьих, общество в лице массы потребителей-покупателей определяет, в конечном счете, необходимость и эффективность каждого вида производства.

Таким образом, общественный характер производства реализуется в рыночной экономике не столько за счет прямого вмешательства государства от имени всех членов общества, сколько их взаимосвязями в рыночном механизме.

Попытка регулировать в экономике СССР все экономические отношения из единого экономического центра при помощи планово-административных методов столкнулась с рядом нерешаемых проблем. Кризис социалистической системы показал, что без общественного рыночного механизма невозможно эффективное использование ресурсов общества для удовлетворения его разнообразных потребностей. На весах истории решился вопрос о выборе одного из двух возможных способов общественного регулирования производства и потребления. Это проявляется в том, что экономика тех стран, где более высокое качество продукции и уровень жизни, строится по одним и тем же рыночным принципам при всем многообразии их вариаций.

Можно выделить универсальные, идеальные принципы, свойственные различным национальным экономикам, достигшим зрелой рыночной формы. К ним относится, прежде всего, свобода предпринимательства. Она подразумевает возможность распоряжаться ресурсами производства, включая собственный талант и организаторские способности. Целью предпринимательства как особого вида деятельности служит прибыль, рост своего благополучия. Но ради этого требуется выполнить ряд условий рынка и удовлетворить общественные потребности. Таким образом, "эгоизм" отдельных предпринимателей ведет к росту благосостояния многих.

Указанный принцип предполагает, в свою очередь, мобильность всех видов ресурсов, включая и технологию, и свободные денежные ресурсы, и рабочую силу, и информацию. Соответственно движение ресурсов должно быть обеспечено такими институтами рынка, как банки, биржи, развитая торговая сеть, сеть коммуникаций и т.д. Все они служат для перераспределения ресурсов, их взаимосвязи в экономическом кругообороте и наиболее эффективного применения.

Критерием эффективного применения ограниченных ресурсов в рыночной экономике служит максимизация прибыли, которая одновременно является и стимулом для всех предпринимателей, и регулятором затрат.

Одним из ключевых моментов рыночной экономики являются свободные цены, которые формируются только рыночным механизмом спроса и предложения. Тем самым они связывают две стороны рынка (продавцов и покупателей) в одну систему, оказывая воздействие на каждую из них. Характер ценообразования отражает условия рынка и в случае государственного установления цен может возникнуть нарушение его механизма и внеэкономическая диктатура производства и потребления. Рыночные цены выполняют ряд важных функций, о которых будет сказано далее. Поскольку цена есть денежное выражение стоимости товаров, постольку в идеале предполагается устойчивость финансовой системы и денежного обращения.

Экономическую свободу сложно представить без определенной политической свободы и демократической модели государства. Сама эта модель предполагает, что выбор рыночных принципов для экономики есть выбор самих ее участников, то есть большинства населения. Они исходят из того, что рыночная экономика избавляет от товарного дефицита и стимулирует научно-технический прогресс, повышение качества товаров, особенно в гражданских отраслях. При других известных исторических типах социально-экономического устройства таких достижений достичь не удалось, а кроме того, более значительно ограничивалась свобода личности.

Таким образом, экономическая свобода и свобода личности -взаимосвязанные понятия, недостижимые друг без друга. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рыночный обмен – условие реализации экономического интереса участников обмена. Только процесс обмена позволяет выявить и сопоставить затраты труда на производство того или иного продукта, оценить его количество, качество, признать эти затраты полезными и взаимовыгодными. Специализация человечества в производстве материальных благ и услуг позволяет быстрее и с меньшими затратами удовлетворить необходимые потребности. Как считал А.Смит, смысл подобного обмена можно расценить так: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе".

Не случайно в неолиберальном теоретическом направлении конечным и самым общим определением рынка выступает трактовка его как сферы, в которой индивидуумы свободны действовать или обмениваться, будучи ограничены лишь правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем участникам рынка.

Рынок является достижением человеческой цивилизации, но следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не столько результат волевых решений, сколько следствие очень длительного исторического развития.

Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым? Первое условие – общественное разделение труда и специализация отдельных видов производства. Этот процесс не имеет пределов и объективно связан с ростом производительности труда. Но в то же время разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие формирования рыночных отношений – это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара определенный эквивалент.

Далее в рыночную среду стали попадать ресурсы производства, вплоть до появления рынка рабочей силы, рынка технологий и, наконец, уже в наше время, рынка информации. Образовалась система рынков, взаимосвязанных между собой, когда положение на одном рынке влияет на состояние других. Таким образом, современная рыночная экономика представляет собой систему рынков с развитой инфраструктурой и мобильными коммуникациями, вовлекающую в свою орбиту новые виды ресурсов и достижения научно-технического прогресса.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

Функции:

- интегрирующая – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности;

- регулирующая – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики;

- стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, а эффективности функционирования всей экономики;

- ценообразующая – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности;

- контролирующая – выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг;

- посредническая – обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя;

- информационная – дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объемы информации и выдает обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг;

- функция реализации интересов рыночных субъектов – обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

- функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой;

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) "санитарная" роль рынка (сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).

Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной жизни, определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную.

Такими принципами являются:

1) наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования;

2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения, т.е. свободная купля-продажа;

3) формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены;

4) свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения;

5) полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

6) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб и предприятий, обслуживающих рынок;

7) сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений;

8) последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;

9) обеспечение со стороны государство социальных гарантий, предоставление свеем равных возможностей в "зарабатывании средств" и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение и конкуренцию. Например, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается, и наоборот.

Основные тенденции развития рыночной экономики

Свойством рыночной экономики является ее многосекторность, то есть разнообразие форм собственности и хозяйствования. Удельный вес каждой формы неодинаков в разных странах, на разных этапах развития. Это зависит от политических традиций, от влияния государства в данной стране, от зрелости той или иной формы собственности. В частности, для модели со значительным удельным весом государственного сектора применяется термин "смешанная экономика". Он характеризует не только важную роль государственной собственности, но и проблему сочетания государственных и частных интересов, политику компенсации недостатков частного рыночного сектора, его социальных издержек. В отличие от моделей так называемого "чистого капитализма", где роль государственного сектора несущественна и частный сектор бизнеса обладает максимальной свободой, в странах со "смешанной экономикой" применяются несколько другие политические принципы. Это влияет соответственно на поведение рыночных агентов и отражается в концепциях экономической теории. Такая модель существует в Швеции, Норвегии, Австрии, Франции и ряде других стран.

Определенную модель рыночной экономики, представляемую иногда как третий путь (между чистым капитализмом и государственным социализмом), называют "социальным рыночным хозяйством". При этом исходят из того, что социальная справедливость означает наличие шансов у всех. В частности, в образовании это обеспечивается стипендиями для более бедных, но как кредит, а не подарок. Социальная безопасность включает страхование от безработицы и пенсионное страхование. Предусматривается значительное перераспределение доходов для безопасности каждого и жизни, достойной человека.

Чистому капитализму требуются государственные условия для превращения его в гуманное и социальное. Оно нестабильно и ведет к экономическим и социальным деформациям. Рамочные условия, идущие от государства, предназначены для того, чтобы отдельные экономические действия по возможности не вступали в противоречие с социальными целями и свободой других. Важнейшими сферами здесь являются также отношения конкуренции, правовые дополнения в области социальных дел, труда и вопросах участия в управлении, общественная инфраструктура, регулировочный механизм охраны окружающей среды.

Модель "социального рыночного хозяйства "получила максимальное признание в экономике Германии в послевоенный период. И в этой модели существует напряженное отношение между "социальным " и "эффективным". Противовесы между обоими элементами могут смещаться внутри определенных допусков, если не затрагиваются основные элементы рыночной экономики.

Социально-экономические преобразования, особенно интенсивно идущие с 1992 года в России, по своей глубине и силе воздействия не имеют аналогов в ее истории. Это объясняется во многом тем, что один тип экономики меняется на принципиально противоположный. Административно-командная плановая экономика на базе абсолютной монополии государственной собственности по своим идеалам и механизму отрицала рыночные принципы. Преимуществом социалистического хозяйства считалась возможность обеспечивать приоритетный рост производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления и на этой основе добиваться высоких темпов роста. Система фиксированных цен и административного распределения потребительских товаров сопровождалась подавленной инфляцией, разрушением функций денег, фактическим превращением советского рубля в фиктивные деньги и, как следствие, неизбежным обесцениванием сберегательных вкладов, которое перешло из неявных форм в явные сразу после либерализации цен. Последствия всего этого также стали тяжелейшим бременем в ходе нынешних реформ.

На начальном этапе реформ отсутствовали многие институциональные предпосылки для создания нормально функционирующих рынков. Как следствие возникают существенные различия между представлениями об идеалах рыночного хозяйства и реалиями рыночной реформы. Экономическая база реформы оказалась уязвима со стороны устаревшего экономического потенциала, включая качество продукции, квалификацию рабочей силы и технику. Модернизация же и переподготовка рабочей силы является трудной задачей и при более благоприятных обстоятельствах. Требуется также такая предпринимательская среда, в которой производители имеют ресурсы, власть и мотивацию для осуществления экономической перестройки своих фирм. А это как раз те факторы, которых остро не хватает на стадии переходного периода.

Выбор модели рыночной экономики для России является существенным моментом политических решений на фоне решения текущих проблем. При этом невозможно прямое копирование любой из существующих моделей развитой рыночной экономики, следовательно, необходима выработка теорией и практикой промежуточной модели переходной экономики от государственно-плановой к рыночной. Следует учитывать важную роль государства в создании рыночной конкурентной среды, отвечающей национальным интересам.

Для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:

1) создание стабильного хозяйственного законодательства;

2) образование государственно-общественных инвестиционных, страховых информационных фондов для содействия предпринимателям;

3) построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);

4) введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.

Литература

4 Аванесов, Ю.А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг[Текст]: учебник для вузов /. Ю.А. Аванесов, А.Н. Клочко, Е.В.Васькин – М.: ТОО "Люкс-арт",2008. – 385 с. – ISBN 978-5-13-226498-7.

5 Александров, Ю.Л. Экономика товарного обращения [Текст]: Ю.Л. Александров, Н.Н. Трещенко – Красноярск: КГУ, 2008. – 198с. – ISBN 978-4-22-284604-8.

6 Бункина, М.К. Макроэкономика [Текст] / М.К. Бункина, А.М. Семенов: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2003.-543 с. – ISBN 5 – 8018 – 0199 – 5.

7 Волков, О.И. Экономика предприятия[Текст]: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 280 с. – ISBN 978-5-16-002978-8.

8 Грузинов, В.П. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.П.Грузинов, В.Д. Грибов.- 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с. – ISBN 5-279-02338-8.

9 Зайцев, Н.Л. Экономика организации [Текст]: учебник / Н. Л. Зайцев.- М.: Издательство "Экзамен", 2003.-624 с. – ISBN 5-83276-187-5.

10 Зайцев, Н.А. Экономика организации [Текст]: учебник для вузов / Н.А.Зайцев.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. – 624 с. – ISBN 5-94692-199-1.

11 Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика [Текст]: учебник / А. Т. Зуб. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 415 с. – ISSN 7574-9043.

12 Кабаков, B.C. Стратегия предпринимательства [Текст]: учебное пособие / В.С. Кабаков, Е.В. Шатрова. – СПб.: Изд-во "ГИЭА", 2001. – 382 с. – ISSN 7573-9037.

13 Ковальков, Ю.А. Эффективные технологии маркетинга [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Ковальков, О.Н. Дмитриев. – М.: Машиностроение, 1999. – 115 с. – ISBN 5-43880-164-5.

14 Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]: учебник / Ф. Котлер. – М.: Бизнес-книга, 1995. – 702 с. – ISSN 0414-8364.

15 Кретов, И.И. Маркетинг на предприятии [Текст]: практическое пособие / И.И. Кретов. – М.: Финстатинформ, 2004. – 181 с. – ISBN 5-48035-763-6.

16 Курс экономической теории [Текст]: учеб. пособ. / под. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой– Киров.: АСА, 1995. – 624 с. – ISBN 5 – 7075 – 0008 – 2.

17 Кучевский, В.Б. Психология общения продавца и покупателя [Текст]: практическое руководство / В.Б. Кучевский. -М.: Дело, 2000. -56 с. – ISSN 4209-6477.

18 Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива [Текст]: учебник: [Пер. с франц] / Ж.-Ж. Ламбен. – Спб.: Наука, 1996. – 609 с. – ISBN 5-47132-669-1.

19 Менеджмент организации: современные технологии [Текст]: методическое пособие / под ред. проф. Н.Г. Кузнецова, проф. И.Ю. Солдатовой. – Ростов на Дону.: Феникс, 2002. – 480 с. – ISBN 5-47132-669-1.

20 Морган, Р.Л. Искусство продавать: как стать профессионалом [Текст]: практическое пособие / Р.Л. Морган. -М.: ИНФРА-М, 2002. – 222 с. -ISSN 0451-7498.

21 Мотышина, М.С. Методы и модели маркетинговых исследований [Текст]: методическое пособие / М.С. Мотышкина. – СПб.: СПбУЭФ, 2001. – 315 с. – ISSN 4209-6477.

22 Назаренко, Л.М. Стратегическое управление предприятием [Текст] / Л. М. Назаренко, Э. Ш. Алимханова // Пищевая промышленность. – 2002. – № 9. – С. 18-19. – ISBN 0451-7498.

23 Панктратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник для вузов. – 5-е изд., перераб и доп./ Ф. Г. Панкратов, Т.К.Серегина.– М. Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2002. – 540 с. – ISSN 7573-9037.

24 Предпринимательство [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-735 с. – ISSN 0341-3267.

25 Раицкий, К.А. Экономика предприятия [Текст]: учеб. для вузов / К.А. Раицкий.- 2-е изд. перераб. и доп – М.: Маркетинг, 2000. – 696 с. – ISBN 5-48933-270-4.

26 Робинсон, К. Конкурентоспособность и маркетинг [Текст] / К. Робинсон // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2006. – № 1. –28с. – ISBN 2271-2517.

27 Экономика [Текст]: учеб. / под. ред. А.С. Булатова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2005.- 415 с. ISBN 5 – 98118 – 124 – 9.

28 Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В.А.Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 254с. – ISBN 5-238-00232-7.

29 Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: учебник / под ред. О.И.Волкова, О.В.Девяткина.- 3-е изд., переработ. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 601 с.– ISBN 5-16-000842-Х.

30 Экономика организации (предприятия) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Н.А. Сафронова.- 2-е изд. переаб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 618 с. –ISBN 5-98118-048-Х.

31 Экономика организаций (предприятий) [Текст]: учеб пособие / О.В. Баскакова.- 3-е изд., исправ. – М.: Дашков и К, 2007. – 272 с.– ISBN 978-5-91131-396-8.

32 Экономика предприятий (организаций) [Текст]: учеб. для вузов / О.К. Филатов, Т.Ф. Тябова, Е.В. Минаева.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 512 с.– ISBN 978-5-279-03301-0.

33 Экономика отрасли [Текст]: учеб.для вузов / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков – М.: ИНФРА – М, 2008. – 309с. – ISBN 978-51-600-31-798.

34 Чмышенко, Е.Г. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для студентов эконом. спец. / Е.Г. Чмышенко. – Оренбург.: Пресса, 2002. – 130 с. – ISBN 5-52258-793-7.