Особенности Древнегреческого общества в поэмах Гомера

Особенности Древнегреческого общества в поэмах Гомера.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности Древнегреческого общества в IX–VIII вв. до н.э.

В историческом развитии Древней Греции на рубеже IX–VIII вв. до н. э. произошли глубокие изменения. Мелкие, изолированные друг от друга родовые и сельские общины превращаются в новые социально-политические организмы, в недрах которых начинается интенсивное экономическое развитие, между разными социальными группами возникают острые противоречия, перерастающие в кровопролитные столкновения, складывается система государственных органов, создается высокая культура.

Эти новые социально-политические организмы, получившие название полисов, стали основными ячейками древнегреческого общества, государства и культуры.

Полисы формировались не только из родовых общин предшествующего времени, но и зачастую создавались заново путем основания новых поселений – колоний, выводимых из городов Эгейского бассейна на побережье Средиземного и Черного морей. Полисы как первого, так и второго типа создавали свою внутреннюю структуру на протяжении нескольких столетий, этот процесс завершился в большинстве городов Греции лишь в конце VI в. до н. э.

Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII–VI вв. до н. э. Вся картина "героического века" подверглась в Илиаде и Одиссее сильнейшей модернизации. Традиционные для гомеровского эпоса персонажи и сюжетные коллизии переносятся в совершенно чуждую для них, но зато более привычную для самого поэта и его аудитории культурно-историческую среду... Эпоха Троянской войны предстает перед нами в Илиаде и Одиссее не в сложных до вычурности формах реальной микенской цивилизации, о которой поэт, судя по всему, почти ничего не знает, а как спроецированная в "Героический век" модель современного ему ионийского полиса".

Законы эпического жанра и социальные пристрастия поэта обусловливают свойственный ему избирательный подход к окружающей его жизни. В результате вся известная Гомеру система социальных и политических отношений воспроизводится в поэмах в приукрашенном виде как идеальное аристократическое общество, где нет места классовым антагонизмам и конфликтам. В "Илиаде" и "Одиссее" приглушен и приглажен противоречивый характер самой гомеровской эпохи, которая, как и всякий переходный период, отделяющий эпоху классообразования от периода классового общества, должна была сопровождаться коренной ломкой традиционных социальных структур и заменой их новыми, более прогрессивными формами общественной организации. Тем не менее, даже и в этой условно обобщенной и идеализированной схеме раннегреческого общества содержится весьма значительный запас ценнейшей исторической информации. Главная задача историков в том чтобы извлечь эту информацию, не нарушая художественной целостности эпического повествования, но, пытаясь втиснуть гомеровские образы в прокрустово ложе готовых социологических конструкций.

Основная проблема, находящаяся в центре внимания историков, изучающих Гомеровский период истории Древней Греции – это проблема эволюции греческого общества в послемикенскую эпоху. Исследование ее идет одновременно по нескольким направлениям:

1) основные типы и формы поселений в Греции переходного периода и становление полиса как города-государства;

2) эволюция важнейших политических институтов раннего полиса: царской власти и народного собрания;

3) развитие основных элементов социальной организации полиса: гентильных объединений и, по выражению автора, "мужских союзов".

Историками неоднократно подчеркивалось наличие глубокого исторического водораздела, отделяющего гомеровский период в собственном смысле слова от микенской эпохи.. Катастрофические потрясения, пережитые греческим обществом в связи с охватившим Балканский полуостров на рубеже XIII-XII вв. "переселением народов", имели своим прямым результатом крушение всей политической и социально-экономической системы, составлявшей основу микенской цивилизации в период ее расцвета. За гибелью последних микенских государств следует длительная полоса культурного упадка, политического безвременья и почти абсолютной изоляции Греции от внешнего мира, которую, на наш взгляд, автор все же несколько переоценивает.

В этих условиях преобладающей формой социальной и политической организации становится небольшая изолированная община (демос), имеющая своим основным центром укрепленный поселок (полис). Как показано в книге, следы этой исходной ситуации, с которой должно было начаться развитие греческой государственности, еще отчетливо прослеживаются в гомеровских поэмах. Изображая повседневную жизнь своих героев, Гомер ориентируется, как думает автор, на ставшую уже традиционной в его время первичную форму полиса или протополис с характерным для него нерасчлененным единством города и деревни. Этим объясняется тот любопытный факт, что в эпосе деревня вообще игнорируется как таковая.

В отличие от классической микенской цитадели, которая сошла с исторической арены, по всей видимости, уже в XII в., городок-акрополь типа Мальти мог пережить катастрофу, постигшую микенскую цивилизацию, и продолжать существовать с незначительными модификациями, по крайней мере, в некоторых районах греческого мира: на Крите и некоторых островах центральной части Эгеиды и в отдельных районах малоазиатского побережья. Ю. В. Андреев подчеркивает, что предложенная им схема эволюции первичного полиса не претендует на универсальность. Но вместе с тем он решительно возражает против концепции Э. Кирстена, выводящего ранний полис непосредственно из микенской цитадели. Указывая, что цитадель в своей основной функции царской резиденции не могла не стать тем ядром, из которого развился ранний полис, автор отмечает, что археология свидетельствует не столько о неизменности отношений господства и подчинения в течение переходного периода, разделяющего микенскую и гомеровскую эпохи, сколько о стабильности элементарных структур на протяжении всего этого времени.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Основную массу археологического материала для этого периода дают раскопки некрополей. Самые крупные из них были открыты в Афинах (районы Керамика и позднейшей Агоры), на острове Саламин, на Эвбее (вблизи Лефканди), в окрестностях Аргоса. Число известных сейчас поселений XI–IX вв. до н. э. крайне невелико (сам по себе этот факт свидетельствует о резком сокращении общей численности населения). Почти все они находятся в труднодоступных, укрепленных самой природой местах. Примером могут служить горные селения, открытые в различных местах на территории восточного Крита, в том числе Карфи, Кавуси, Врокастро и др. Судя по всему, в них укрывались остатки местного минойско-ахейского населения, вытесненного из равнинной части острова завоевателями-дорийцами. Приморские поселения гомеровского времени обычно располагаются на небольших полуостровах, связанных с сушей лишь узким перешейком, и нередко обносятся стеной, что свидетельствует о широком распространении пиратства. Из поселений такого типа наиболее известна Смирна, основанная на побережье Малой Азии эолийскими колонистами из европейской Греции.

Археология показывает, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми характерными для нее формами социально-экономических отношений, государственных учреждений, религиозно- идеологических представлений и т. п.: несомненно, прекратила свое существование. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.

Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших oт дорийского нашествия, акрополь был покинут своими обитателями уже в XII в. до н. э. и после этого долгое время оставался незаселенным. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешевые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров-ремесленников из разоренной войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем. Изделия греческих ремесленников гомеровского периода заметно уступают как по своим художественным качествам, так и в чисто техническом отношении произведениям микенских, а тем более критских, минойских мастеров. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первые, еще очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце IX в.

Все это, разумеется, не означает, что гомеровский период не внес в культурное развитие Греции ничего нового. История человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода элементы регресса причудливо переплетаются с целым рядом важных новшеств. Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл и шло главным образом на изготовление разного рода украшений вроде колец, браслетов и т. д. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XII–XI вв. до н. э. Несколько позже, в Х–IX вв. до н. э., появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений афинской Агоры, долото и тесло из одной могилы в некрополе.

Политические привилегии (γέρας) которыми пользовались басилеи, по крайней мере, формально должны были санкционироваться народным собранием полиса, а не просто передавались по наследству. Сам факт множественности басилеев, давно уже смущающий историков, автор объясняет, исходя из своей концепции развития полиса в результате слияния нескольких (или многих) первичных общин (каждая со своим особым вождем) в одну городскую общину. Противоположная по смыслу теория постепенного упадка и распыления царской власти и замены ее рядом аристократических магистратур, которой до сих пор еще придерживаются многие зарубежные и советские историки, находится в очевидном противоречии с тем крайним измельчанием политических структур и ясно выраженной тенденцией к максимальной дезинтеграции, что является отличительной чертой послемикенской эпохи.

Катастрофа, вызвавшая распад микенских дворцовых государств, на какое-то время повернула вспять политическое развитие Греции к тому состоянию, которое автор характеризует как "преддверие монархии" Однако в силу коренного изменения исторической обстановки, вызванного, по его мнению, внедрением железа в греческую экономику и некоторыми другими обстоятельствами, дальнейшее развитие греческого государства пошло по линии "постепенного укрепления общины и ее институтов и ослабления заложенных в ее структуре потенций личного и родового могущества"

Своеобразие политического развития раннегреческого полиса состояло в том, что в отличие от государств Передней Азии становление авторитарных режимов типа восточной деспотии не пошло в нем далее "экспериментальной стадии". Свое объяснение этот исторический парадокс находит в том, что в Греции отсутствовала необходимая для развития такой формы государства материальная база в виде централизованного дворцового или храмового хозяйства. Такое объяснение представляется нам возможным, но не полным. Не менее важной кажется еще одна черта, в известной мере присущая древним государствам Передней Азии и многим другим раннеклассовым обществам, – та, которую К. Маркс назвал "собственностью-суверенитетом", находящимся в распоряжении господствующего класса

Чрезвычайно важную роль в экономике гомеровского времени играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства. Количеством голов скота во многом определялось положение, занимаемое человеком в обществе; от него зависели оказываемые ему почет и уважение. Так, Одиссей считается "первым среди героев Итаки и близлежащего материка", потому что ему принадлежит 12 стад крупного рогатого скота и соответствующее количество коз, овец и свиней. Скот использовался и как меновая единица, поскольку настоящих денег гомеровское общество еще не знало. В одной из сцен "Илиады" бронзовый треножник оценивается в двенадцать быков; о женщине-рабыне, искусной во многих

Родовые институты и гомеровский полис.

Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До сих пор археологам не удалось найти на территории Греции ни одной надписи, которую можно было бы отнести к промежутку с XI по IX в. до н. э. После длительного перерыва первые известные науке греческие надписи появляются лишь во второй половине VIII в. Но в этих надписях используются уже не знаки линейного письма Б, которыми были испещрены микенские таблички, а буквы совершенно нового алфавитного письма, которое, очевидно, только зарождалось в это время. В соответствии с этим мы не находим в поэмах Гомера никаких упоминаний о письменности. Герои поэм все неграмотны, не умеют ни читать, ни писать. Не знают письма и певцы-аэды: "божественный" Демодок и Фемий, с которыми мы встречаемся на страницах "Одиссеи". Сам факт исчезновения письма в послемикенскую эпоху, конечно, не случаен. Распространение линейного слогового письма на Крите и в Микенах диктовалось в первую очередь потребностью централизованного монархического государства в строгом учете и контроле над всеми находившимися в его распоряжении материальными и людскими ресурсами. Писцы, работавшие в микенских дворцовых архивах, исправно фиксировали поступление в дворцовую казну податей от подвластного населения, выполнение трудовых повинностей рабами и свободными, а также разного рода выдачи и отчисления из казны. Гибель дворцов и цитаделей в конце XIII – начале XII в. сопровождалась распадом группировавшихся вокруг них больших ахейских государств. Отдельные общины освобождались от своей прежней фискальной зависимости от дворца и переходили на путь совершенно самостоятельного экономического и политического развития. Вместе с крахом всей системы бюрократического управления отпала и надобность в письме, обслуживавшем нужды этой системы. И оно было надолго забыто.

Какой же тип общества возник на развалинах микенской бюрократической монархии? Полагаясь на свидетельство все того же Гомера, мы можем сказать, что это была достаточно примитивная сельская община – демос, занимавшая, как правило, очень небольшую территорию и почти полностью изолированная от других, соседних с нею общин. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. В греческом языке классической эпохи это слово выражает одновременно два тесно связанных между собой в сознании каждого грека понятия: "город" и "государство". Интересно, однако, что в гомеровском лексиконе, в котором слово "полис" (город) встречается достаточно часто, отсутствует слово, которое можно было бы перевести как "деревня". Это означает, что реальной противоположности между городом и деревней в то время в Греции еще не существовало. Сам гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Такие гомеровские полисы, как Троя в "Илиаде" или город феаков в "Одиссее", уже имеют стены, хотя по описанию трудно определить, были это настоящие городские стены из камня или кирпича или же всего лишь земляной вал с частоколом. И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы, отнюдь не торговцы и ремесленники, которых в те времена было еще очень мало. Полис окружают безлюдные поля и горы, среди которых глаз поэта различает лишь одиночные пастушьи хижины да загоны для скота. Как правило, владения отдельной общины не простирались слишком далеко. Чаще всего они были ограничены или небольшой горной долиной, или маленьким островком в водах Эгейского или Ионического моря. "Государственной" границей, отделяющей одну общину от другой, служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Вся Греция, таким образом, предстает перед нами в поэмах Гомера как страна,раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов. В дальнейшем на протяжении многих столетий эта раздробленность оставалась важнейшей отличительной чертой всей политической истории греческих государств. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. На жителей ближайшего соседнего полиса смотрели в те времена как на врагов. Их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство. Обычным явлением были ожесточенные распри и пограничные конфликты между соседними общинами, нередко перераставшие в кровопролитные затяжные войны. Поводом к такой войне могло послужить, например, похищение соседского скота, В "Илиаде" Нестор, царь Пилоса и самый старый из ахейских героев, вспоминает о подвигах, совершенных им в молодые годы. Когда ему не было еще и 20 лет, он напал с небольшим отрядом на соседнюю с Пилосом область Элиду и угнал оттуда огромное стадо мелкого и крупного рогатого скота, а когда через несколько дней жители Элиды двинулись к Пилосу, Нестор убил их предводителя и разогнал все войско.

В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов – так называемые филы и фратрии – составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет очага, т. е. дома и семьи. Его не защищает закон. Поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола. Между отдельными родовыми союзами не было прочной связи. Единственное, что заставляло их держаться друг за друга и селиться вместе за стенами полиса, – это необходимость в совместной защите от внешнего врага. В остальном филы и фратрии вели самостоятельное существование. Община почти не вмешивалась в их внутренние дела. Отдельные роды постоянно враждовали между собой. Широко практиковался варварский обычай кровной мести. Человек, запятнавший себя убийством, должен был бежать в чужую землю, спасаясь от преследования сородичей убитого. Среди героев поэм нередко встречаются такие изгнанники, покинувшие отечество из-за кровной мести и нашедшие приют в доме какого-нибудь чужеземного царя. Если убийца был достаточно богат, он мог откупиться от родичей убитого, уплатив им пеню скотом или слитками металла. В XVIII песне "Илиады" представлена сцена суда из-за пени за убийство:

Далее много народа толпится на торжище; шумный

Спор там поднялся; спорили два человека о пене,

Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу,

Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме.

Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить.

Граждане вдруг их крик укрощают; а старцы градские

Молча на тесаных камнях сидят средь священного круга;

Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых;

С ними встают, и один за другим свой суд произносят.

В круге пред ними лежат два таланта чистого злата;

Мзда для того, кто из них справедливо право докажет.

Общинная власть, представленная "старцами градскими", т. е. родовыми старейшинами, выступает здесь в роли третейского судьи, примирителя тяжущихся сторон, с решением которого они могли и не считаться. В таких условиях при отсутствии централизованной власти, спо собной подчинить своему авторитету враждующие роды, межродовые распри нередко вырастали в кровавые гражданские усобицы, ставившие общину на грань распада. Такую критическую ситуацию мы видим в заключительной сцене "Одиссеи". Родственники женихов, озлобленные гибелью своих детей и братьев, павших от руки Одиссея, устремляются к загородной усадьбе его отца Лаэрта с твердым намерением отомстить за погибших и искоренить всю царскую семью. Обе "партии" с оружием в руках выступают навстречу друг другу. Завязывается сражение. Лишь вмешательство Афины, покровительствующей Одиссею, останавливает кровопролитие и заставляет врагов пойти на примирение.

Выводы

Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья в эпоху римского господства.

Благодаря трудам многих античных мыслителей была разработана теория государства в социальной жизни, сформирован критерий подлинной ценности человека. Именно в Древней Греции сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность.

В Древней Греции зародилась и философия в полном смысле этого слова. Имена Пифагора, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля не только являются символами начала философии как науки. Их рассуждения продолжают влиять на дальнейший ход развития философских мыслей.

Литература

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Гомеровский период. Л.,1976.

2. Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учеб. по спец. "История". М.: Высш. шк., 1994. 495 с.

3. Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса VII-I вв. до н.э. Историко-эпиграфическое исследование. М., 1989.

4. Виноградов Ю.Г., Хазанов А.М. Рецензия на книгу Андреева Ю.В. "Раннегреческий полис". "Вестник древней истории", No 3. 1977. С. 193-198.

5. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М., Высшая школа, 1990.

6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: АСТ, 2002

7. Маркс К. и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. II, стр. 354

8. Гомер. Илиада / Пер. Н.И. Гнедича. М., 1985

9. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. М., 1985

10. Хрестоматия по истории Древней Греции/Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.

11. Человек античности. Идеалы и реальность/Сост. В.И. Исаева, И.Л.Маяк. М., 1992