Основы подготовки старших школьников к службе ВС РФ

Действующая в большинстве школ система физической подготовки учащихся допризывного возраста к службе в вооруженных силах Российской Федерации не отвечает современным требованиям к призывникам и нормам которым должен соответствовать потенциальный военнослужащий. Кроме того, обучение физической культуре в старших классах большинства школ попросту не отвечает минимальным требованиям образовательного стандарта.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и виды допризывной подготовки в старшей школе

Подготовка к службе в ВС РФ

В настоящее время система подготовки молодежи к военной службе, при наличии у руководства правильных подходов к ее формированию на практике, может быть организована на твердых научных основах. Провалы в этой области, характерные для постсоветского периода, активизировали исследования историков, политологов, юристов, экономистов и др. ученых, посвященные различным аспектам проблемы. Сегодня она с полным правом может считаться междисциплинарной. В последнем десятилетии следует отметить настоящий бум педагогических работ в области допризывной подготовки молодежи, военно-патриотического воспитания, работы органов военного и гражданского управления.

Формирующаяся в настоящее время система подготовки молодежи к военной службе, напротив, обладает государственным управлением, закрепленным в трех программных документах "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.", государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг." и "Концепции Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе".

Система подготовки молодежи к военной службе представляет собой сложную социальную, открытую и многомерную систему, как и все социальные системы обладающую вероятностным характером целенаправленностью. Она целиком детерминирована макросистемами более высокого уровня: обществом и его институтами, образованием, Вооруженными Силами и пр. В равной степени она может быть признана педагогической, как обладающая следующими признаками:

  • педагогическими целями (идеальными образами – представлениями о молодом человеке, обладающем необходимыми для военнопрофессиональной деятельности качествами личности) в качестве системообразующих факторов
  • педагогическим содержанием (совокупностью социально профессионального опыта, который необходимо передать молодому человеку для достижения цели);
  • педагогическими технологиями (системами обучения и воспитания молодых людей);
  • открытостью для внешних воздействий, динамичностью и управляемостью. Как и любая педагогическая система, она возникает в связи с определенным аспектом воспитания и социализации молодых людей, специально создается с целью решения основных его противоречий, обладает специфическим предметом, собственным алгоритмом изучения и конструирования.

Специалисты военного дела в последние годы связывают высокий уровень подготовки допризывников по военному делу с наличием у них хорошо развитых физических качеств, морально-волевой подготовки. По мере дальнейшего совершенствования боевой техники и вооружения с каждым годом возрастают и усложняются требования к выпускникам-призывникам общеобразовательных учреждений. Современный бой требует от воина огромного физического и психологического напряжения, способности действовать точно и четко независимо от обстановки. Этим и объясняется вся важность и необходимость работы с молодежью еще до начала службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

У выпускников школ и других образовательных учреждений нужно развивать устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию, что достигается выполнением упражнений на специальных снарядах, различными видами прыжков, бегом на короткие и средние дистанции, вольными и акробатическими упражнениями. Способность действовать точно и четко в условиях физического и психологического напряжения вырабатывается на комплексных занятиях, на полосе препятствий, участием в спортивных играх и различных военно-прикладных соревнованиях. Каждый выпускник допризывного возраста образовательного учреждения должен уметь плавать, совершать многокилометровые переходы пешком и на лыжах, выдерживать длительные статистические напряжения – словом, обладать достаточной силой и выносливостью для несения воинской службы.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в современных условиях военных действий особое значение имеет физическая подготовка военнослужащих (В.Г. Бабкин, В.Н. Лукашов, В.П. Сорокин и др.). Военнослужащие должны стойко переносить трудности походно-боевой службы, успешно решать различные учебные и боевые задачи – в жаркую погоду и холод, летом и зимой; в горной местности и болотистой; владеть различными видами оружия, уметь выжить в различных обстоятельствах и др.

В настоящее время в России идёт процесс создания новой системы национального воспитания и образования. Составляющая часть данной системы – допризывная подготовка учащихся. Допризывная подготовка – это комплексный, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс.

Подготовка учащихся к службе в армии является одним из приоритетных направлений в деятельности педагогического коллектива каждой школы. Традиционно эта подготовка в школах осуществляется в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности". В условиях военной реформы и в связи с сокращением продолжительности службы по призыву резко возросли требования к подготовке призывника. Это потребовало от руководства школы реформирования традиционной системы по трём основным направлениям: содержательному, организационному и процессуальному.

цели допризывной подготовки

Цели допризывной подготовки

Одна из целей – морально-психологическая подготовка юношей к предстоящей военной службе или службе в резерве. Морально-психологическая готовность призывников к военной службе формируется не только в процессе ознакомления их с героическим прошлым русского народа по защите Отечества, изучения военного законодательства РФ, но и в ходе практических занятий по овладению основами военного дела и повышением уровня физической подготовки.

Другой целью допризывной подготовки является обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества. Знание основ военного дела, практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствуют достижению цели формирования морально-психологической готовности юношей к военной службе.

В сложившихся условиях необходимо в образовательных учреждениях разработать комплекс мер направленных на качественное повышение уровня допризывной подготовки молодежи к службе в вооруженных силах Российской Федерации.

Основными документами по допризывной подготовки в школе являются.

  • План воспитательной работы в школе
  • План по военно – патриотического воспитания
  • Комплексный план по допризывной подготовки.

Для юношей, в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения "О подготовке граждан РФ к военной службе" в школах организуются учебно-полевые сборы. Такие сборы проводятся, как правило, летом, сразу после окончания 10 класса в течении 5 дней.

Понятие и роль физической подготовки старшеклассников для подготовки к службе в вооруженных силах РФ

Возросшие требования к уровню физической и психологической подготовленности будущих военнослужащих обусловлены появлением новых видов вооружения, предполагают повышенную всестороннюю подготовку допризывной молодежи в общеобразовательных учебных заведениях. Вместе с тем, анализ теоретических источников и практика физической подготовки допризывной молодежи в общеобразовательных школах показывают наличие явных противоречий:

  • Между потребностью государства в повышении боеготовности вооруженных сил и существующим низким уровнем физической подготовленности допризывной молодежи общеобразовательных школ;
  • Наличием нормативно-правовых документов по физической подготовке молодежи допризывного возраста и отсутствием методического обеспечения для их реализации.

Готовность к службе в армии молодых людей – интегративная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья, физического развития и подготовленности; образовательный (интеллектуальный) уровень, гражданскую позицию о необходимости служить Отечеству.

Подготовка молодежи к военной службе представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое в процессе своего генезиса приобрело инвариантное идейное ядро, положительный и отрицательный опыт. В развитии педагогической системы подготовки молодых людей к военной службе возможно сбалансированное сочетание педагогических традиций и инноваций. В современном состоянии подготовка молодежи к военной службе выступает уже не в качестве обособленного явления, а в роли важнейшего элемента системы образования молодых людей. Сегодня в ней возможна эффективная передача социального опыта, необходимого будущему гражданину и патриоту, формирование социальной активности и социально-значимых качеств личности, одновременное выполнение кадрового заказа Вооруженных Сил и удовлетворение потребностей государства, общества и личности.

Однако, эффективность педагогической системы зависит от научного осмысления действующих педагогических закономерностей, выработке на их основе организационно-педагогических условий, достаточно конструктивных для практической педагогической деятельности.

Итак, содержание педагогических условий предусматривает формирование готовности молодых людей достойному служению Отечеству, где учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы современных требований к подготовке призывников.

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Понятием "физическая подготовка" пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельности. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. С ОФП связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все слои населения – от младенческого до пожилого возраста.

Задачи допризывной подготовки

Задачи общей физической подготовки

Общая физическая подготовка – основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, ориентированная на укрепление их здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда. Однако следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта. В этих случаях необходима дополнительная специальная подготовка: в области спорта – специальная физическая подготовка, в профессиональной деятельности – профессионально-прикладная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в процессе спортивной тренировки.

Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает техническую, тактическую, психическую и физическую подготовку спортсмена.

Спортивная тренировка – это та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет какие-либо физические упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этом случае подготовка проводится, а тренировка нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его тренированность – главный объект управления в процессе спортивной тренировки. В свою очередь, система подготовки спортсмена включает такие процессы, как соревнование, спортивную тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.

В настоящее время можно констатировать, что физическое воспитание в старшей школе возвращает свои позиции, потерянные за последние 25 лет. Нельзя не отметить, что роль физического воспитания очень велика, особенно если учитывать обязательную военную службу, к которой необходимо быть готовым заранее. Важно помнить, что по мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание и разрушение. В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает. Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии. Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста.

Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта.

Методы физической подготовки старших школьников к службе в вооруженных силах РФ

Основными канонами процесса физического воспитания призывной молодежи является принцип гармоническою развития, формирование основных физических качеств и прикладных навыков, обеспечивающих необходимый запас психологических и энергетических возможностей для успешного освоения воинской специальности.

По мнению некоторых авторов, понятие физическая подготовленность означает уровень развития систем организма, регуляторных функций нервной системы и психики, физических и двигательных качеств, позволяющих осуществлять специфическую двигательную спортивную деятельность. Подготовленность достигается в процессе тренировки и длительного совершенствования.

Значение физической подготовки для поддержания высокой боевой готовности тесно связанной с характером и способом ведения боевых действий, которые, в свою очередь, определяются боевыми средствами, находящимися в распоряжении армии и флота.

На занятиях физической культурой необходимо уделять внимание физической подготовке будущих воинов. Сочетая занятия физической культурой с общефизической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков.

Исследования, связанные с совершенствованием методики общей и военно-прикладной физической подготовки в общеобразовательной школе, предполагают экстенсивный подход к решению существующей проблемы. Авторы данных исследований повышение уровня физической подготовленности молодежи видят в увеличении количества уроков физической культуры или дополнительных внеклассных занятий. И хотя сегодня найдено решение этого вопроса, однако увеличение числа школьных уроков оправдано лишь при резком улучшении их качества.

В то же время следует согласиться с мнением Ю.Н. Вавилова о том, что одним из важнейших принципов перестройки школьной системы физического воспитания сегодня является единство обязательных урочных и внеурочных форм построения занятий, которые в совокупности призваны обеспечить ежедневную физкультурно-направленную двигательную активность учащихся.

Большую роль при этом играет процесс отбора юношей с высоким уровнем развития физических качеств и двигательной подготовленности в целом.

Теперь необходимо обратиться к актуальным методикам физической подготовки старших школьников к службе в вооруженных силах РФ. Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.

Для повышения готовности молодого поколения к освоению наиболее ответственных армейских специальностей требуется специальная физическая подготовка уже в условиях обучения юношей в общеобразовательных учебных заведениях.

В настоящее время широко используются следующие подходы к физическому воспитанию в рамках подготовке к службе в вооруженных силах РФ:

1. Методы направленные на силовую подготовку старшеклассников.

Оптимизации процесса силовой подготовки в направлении возможно более полного ее соответствия требованиям будущей воинской службы способствует внедрение различных тренажерных устройств, а также разработка эффективных методических приемов, позволяющих значительно тоньше дифференцировать режимы работы мышц при выполнении силовых упражнений, органически увязать процесс силовой подготовки с особенностями военной подготовки

Основные задачи силовой подготовки старшеклассников:развитие необходимой силы в мышцах, несущих основную нагрузку, в тесной связи с другим ведущим двигательным качеством при условии сохранения специфической для технических приемов волейбола структуры движения.

Сохранение внешней и внутренней структуры движения в силовых упражнениях создает предпосылки для развития всех мышечных групп. При сохранении же только внутренней структуры, когда методически сохранить внешнюю структуру невозможно, преимущественно развиваются отдельные специфические группы мышц.

Следует также отметить, что в тренировочных занятиях по силовой подготовке должны изменяться:

  1. величина сопротивления,
  2. скорость движения,
  3. величина суставных углов,
  4. количество подходов в одной серии,
  5. количество серий в одной тренировке,
  6. количество применяемых упражнений и их направленность последовательность воздействия упражнений на различные группы мышц
  7. продолжительность и характер пауз отдыха между подходами, сериями.

Также необходимо знать, что вначале прорабатываются крупные мышцы (ноги), затем – туловище и последние – верхние конечности.

2. Методика физической подготовки юношей старших классов к службе в Вооруженных силах России на основе использования психомоторных ситуационных упражнений (заданий) с элементами спортивных игр и единоборств на занятиях по физической культуре в вариативной части программы по физической культуре. Психомоторные упражнения были направлены на быстроту восприятия и двигательного реагирования изменяющейся игровой ситуации, оценке ее характера, оперативности и самостоятельности в принятии решений, направленных на выполнение задания в условиях дефицита времени, а также на развитие координационных и скоростно-силовых способностей юношей. С помощью специально разработанных психомоторных ситуационных упражнений (заданий) можно значительно улучшить показатели психомоторики и физической подготовленности для достижения заданного (модельного) уровня психофизического состояния юношей для подготовки к службе в Вооруженных силах России.

3. Военно-игровая методика. Военные действия характеризуются динамикой, широким использованием разнообразных боевых механизмов и устройств. Современный боец должен уметь быстро действовать в любой возникшей ситуации, оценивать ее с позиции тактики и стратегии ведения боя, вносить необходимые своевременные изменения. Воспитание морально-боевых и психологических качеств, совершенствование умений и навыков владения оружием, обучение умению действовать в различных условиях боя, физическое развитие и здоровье – необходимые условия для достойной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Армии. Среди разнообразных форм и средств подготовки учащихся 10-11 классов к военной службе большое значение придается организации и проведению военно-спортивных игр.

Игра – вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.

Военно-спортивная игра – одна их разновидностей игры. Военно-спортивные игры проводятся на местности в лесу, на лужайке, вблизи озера, реки, в горах, в поле или в степи. Военно-спортивная игра – более высокая ступень развития военизированной игры.

Военно-спортивная игра старшеклассников отличается от других видов игр следующими параметрами:

  • наличие элементов героики боевой романтики (рисуя в своем воображении картину боя, старшеклассники представляют себя участником сражения, стремятся быть достойными героев);
  • военно-прикладная направленность знаний и действий в игре;
  • применение в процессе игры компасов, схем, топографических карт, средств сигнализации (семафорные флажки, электрические фонарики, макеты оружия (автоматов, пулеметов, пистолетов), противогазы, имитационные средства;
  • условия, отражающие характер боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, школьники должны мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, контролировать свое поведение;
  • разнообразные физические упражнения, применяемые в игре (ходьба, бег, оказание первой помощи, навыки походной жизни.

В военно-спортивные игры включаются марш броски, восхождения на возвышенности, спуски с них, однодневные и двухдневные походы с ночевкой, лазание по канату. Эти и другие способы передвижения и преодоления препятствий сочетаются с упражнениями, способствующими развитию наблюдательности, глазомера, слуха, и требуют от участников проявления инициативы и силы воли, физической подготовленности.

В настоящее время учитывая анатомические, физиологические, биомеханические и психические сроки формирования двигательно-координационных качеств военно-прикладной направленности, необходимо начинать формирование физической военно-прикладной подготовленности юношей с 14-15 лет, что позволит им в период службы избежать негативных последствий:

  • гибели или увечья,
  • кардинальных изменений психики,
  • нарушения функциональных систем организма.

Отсутствие комплексной характеристики физической военно-прикладной подготовленности, учитывающей особенности требований воинской службы и инновационного подхода к специализированному образованию, негативно сказывается на качестве подготовки допризывников.

В завершении, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время имеется множество методик направленных на физическое воспитание учеников старших классов с целью подготовки к службе в вооруженных силах РФ. Однако на наш взгляд наиболее эффективны комплексные занятия, составленные с учетом различных методик.

Литература

  1. Сысоев Ю.В., В.А. Тулупов Психическая, физическая и функциональная подготовленность современной молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил России [Текст] / Ю.В. Сысоев – М.: РАЕН, 2002
  2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. [Текст] / В.П. Лукяненко – М.: Советский спорт, 2013/li>
  3. Физическая культура / Под общ. Ред. Е.В.Конеевой. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016
  4. Физическая культура студентов [Текст] / Под ред. В.И. Ильинича – М.:Гардарики, 2011
  5. Железняк Ю.Д., В.М. МинбулатовВ.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" [Текст] / Ю.Д.Железняк, В.М. Минбулатов – М.: Издательский центр Академия, 2014.
  6. Теория и методики физического воспитания [Текст] /Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вятки/Под ред. Б. А. Ашмарина.– М.: Просвещение, 1990.–287
  7. Холодов Ж.К.Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов и преподавателей вузов и сред. Учеб. заведений физ.культуры [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Академия, 2007.
  8. Мезенцев, В.В. Ситуативное обучение с элементами спортивных игр и единоборств старших школьников гимназии / В.В. Мезенцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 7 (53). – С. 68-72.
  9. Виноград Д.В. Некоторые пути профилирования направленности физической подготовки у воспитанников суворовских военных училищ и кадетских корпусов МО РФ / Д.В. Виноград // Наука и образование. Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015.
  10. Рябчиков И.В. Качество жизни как критерий готовности юношей к несению воинской службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации / И.В. Рябчиков и др. // Материалы научно-практической конференции "Актуальные вопросы травматологии, ортопедии и нейрохирургии". – Казань: издательский центр Казанского государственного университета им. В. Ульянова-Ленина, 2006. – С. 85–88
  11. Мезенцев В.В. Физическая подготовка юношей к военной службе в армии на основе применения психомоторных упражнений [Электронный ресурс] / В.В. Мезенцев // Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – Режим доступа: http://bmsi.ru/source/b15688a8-cfc9-4aae-bdae-a2b1de16442d
  12. Панчак, Л.Я. Методика и организация военно-спортивной игры [Электронный ресурс] / Л.Я. Панчак // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.rU/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/02/13/metodika-i-organizatsiya-voenno-sportivnoy-igry