Основные принципы трудового права

Основные принципы трудового права.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие правовых принципов и их значение

Правовые принципы представляют собой выраженные в праве исходные начала, основные положения, определяющие единство права, существенные черты его содержания и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных отраслей или институтов. Как известно, право выступает в виде конкретных установлений (дозволение, запрет, предписание), а норма права – модель поведения людей и организаций в различных жизненных ситуациях. Чтобы прояснить смысл норм права, люди прибегают к их толкованию. Однако для реализации и правильного применения конкретных норм права недостаточно знать их содержание. Необходимо выявить связь данной нормы права с другими, их взаимообусловленность, определить главные черты их содержания и основную направленность. Эту функцию выполняют правовые принципы. Конечно, принципы не возникают просто так, они являются продуктом человеческого сознания, отражением объективно существующих отношений между людьми (экономических, политических, морали и др.). Поэтому правовые принципы можно определить еще и как руководящие идеи или исходные начала, которые составляют основу (сущность) правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать от правосознания, базирующегося на оценочных суждениях о праве.

Принципы претворяются в нормы, то есть воплощаются в них. Закон можно считать правовым в той мере, в какой в нем воплощены принципы права. Правовые принципы как исходные начала, основные идеи, выражающиеся в отдельных общих положениях – нормах, закрепляются в Конституции, декларациях, законах (нормы-принципы), либо в скрытом виде отражены в содержании многих норм.

Правовые принципы, отраженные в законодательстве, сами приобретают регулирующее воздействие. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике правовые принципы служат своего рода указателями в правоприменительной деятельности.

Отличие правовых норм от принципов заключается в том, что принципы не определены столь конкретно (не содержат конкретный образец поведения), не имеют они, как правило, и присущей нормам структуры: гипотезы, диспозиции и санкции. Поэтому с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать то или иное общественное отношение, однако принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые это отношение регулируют. Таким образом, под принципами трудового права можно понимать выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм. Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия на:

1) общеправовые, т. е. свойственные всем отраслям права, в том числе и трудовому (принципы законности, демократизма, равноправия, гуманности и др.);

2) отраслевые, т. е. отражающие суть норм данной отрасли права;

3) внутриотраслевые, отражающие суть норм конкретного института данной отрасли права (принципы разрешения трудовых споров, принципы обеспечения занятости и др.)1

Указанные три вида правовых принципов присущи и трудовому праву

Основные принципы правового регулирования труда, основные принципы трудового права и правовые принципы организации труда идентичны.

Понятие принципов трудового права

Cогласно мнению Гусова К.Н. И Толкуновой В.Н., под основными принципами правового регулирования труда понимаются главные положения, отражающие кратко суть действующего трудового законодательства и политику государства в его развитии по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодателей и других субъектов трудового права.2

Они кратко формулируют положения по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников и их представителей. В то же время они направлены на дальнейшее развитие трудового права.

Значение основных принципов правового регулирования труда

1) Они в кратких формулах отражают содержание всей системы трудового права, помогая тем самым понять смысл всего трудового законодательства и его связь с экономикой, политикой государства в сфере труда и моралью общества;

2) Направляют дальнейшее развитие трудового законодательства и помогают в правильном применении норм действующего трудового права;

3) Служат одним из оснований объединения отдельных норм трудового законодательства в систему данной отрасли;

4) Определяют положения субъектов трудового права, их права и обязанности, например их свободу и равноправие в труде.

5) являются "островом", на котором располагается и развивается все "дерево" трудового права: его большие "ветви" – институты, маленькие – подинституты или однородные группы норм; его "листья" – нормы трудового законодательства.

Указанные пять направлений значения основных принципов трудового права могут отражаться во всех этих принципах или в части их.

Основные принципы трудового права по сравнению с нормами данной отрасли – более устойчивая категория и имеют на каждом этапе развития государства свои особенности, отражая суть изменившихся норм трудового законодательства, оставаясь в то же время основополагающим началом для дальнейшего развития трудового законодательства.

Изучение основных принципов правового регулирования труда – это усвоение основной сущности отрасли трудового права, ее функционирования и развития.

В современный период одни принципы правовой организации труда, отражая изменения в социально-экономичеком развитии страны, в трудовых отношениях и в их правовом регулировании, изменились, другие были заменены новыми, что отразилось и на системе основных принципов трудового права, и на их формулировках. Формулировка основных принципов правового регулирования труда тесно связана с закрепленными Конституцией РФ, международно-правовыми актами и Трудовым кодексом РФ основными трудовыми правами и обязанностями граждан как субъектов трудового права. Каждый из основных принципов своим главным содержанием имеет соответствующее трудовое право (обязанность) плюс главные гарантии этого права.

При формулировке в ст. 2 ТК РФ (далее – ТК) основных принципов трудового права законодатель учитывал и ратифицированные нашей страной международные правовые акты по труду, поскольку ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Для трудового права России важными являются права, закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН 16 декабря 1966 г., а также в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда.

Международный пакт 1966 года запретил дискриминацию, закрепил равноправие женщин и мужчин, право на труд, право на благоприятные условия труда (на заработную плату, на охрану труда, на отдых, на продвижение по работе), предусмотрел права профсоюзов и их гарантии (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 9), право на достаточный уровень и непрерывное улучшение условий труда (ст. 11), право на здоровье и улучшение всех аспектов гигиены и гигиены труда, обеспечение всем медицинской помощи (ст. 12); право на образование, в том числе высшее, одинаково доступное для всех.

В каждом основном принципе трудового права отражены не только основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии. И абсолютное большинство норм трудового законодательства направлено именно на обеспечение реализации субъективных трудовых прав и обязанностей работников и работодателей, т. е. являются их юридическими гарантиями. Поэтому формулировка каждого основного принципа, отражая указанные обстоятельства, начинается со слова "обеспечение" соответствующего трудового права и исполнения обязанности. При этом речь идет о правах и обязанностях не только работника, но и других субъектов трудового права. Например, в разделе 3 ТК "Трудовой договор" абсолютное большинство норм – нормы-гарантии, обеспечивающие право на труд при приеме на работу, переводе или увольнении работника. То же cамое имеет место и в других институтах Особенной части трудового права, конкретизирующих тот или иной основной принцип.

Все трудовое законодательство России нацелено на обеспечение надлежащей реализации основных трудовых прав и обязанностей работников.

Основные принципы трудового права выведены в первую очередь из содержания соответствующих статей Конституции РФ, международных правовых актов о труде, ратифицированных нашей страной, Декларации прав и свобод человека и свобод человека и гражданина РФ и Трудового кодекса. При этом учитывается, что РФ – суверенное государство. Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что современные принципы трудового права России характеризуются следующими чертами:

- экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства, основанной на познании и применении объективных экономических законов;

- общностью содержания (так как принципы всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права);

- цельной предметной определенностью, ибо они выражают сущность такой системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот или иной вид общественных отношений;

- государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;

- системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках определенной системы права);

- целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права не в статике, а в динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим народом самой жизнью;

- стабильностью, ибо принципы права действуют в течение определенного длительного периода времени, отражающего качественное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

В ТК (ст. 2) сформулированы 19 основных принципов правового регулирования труда. Все принципы по своей направленности можно сгруппировать в три группы.

К первой группе относятся принципы реализации права на труд – первые три принципа.

Во вторую группы входят принципы обеспечения надлежащих условий труда – с 4-го по 11-й включительно.

В третью группу включаются принципы защиты трудовых прав и исполнения трудовых обязанностей – с 12-го и по 19-й.

Принципы реализации права на труд

Свобода труда

Принцип, приведенный в ст. 2 Трудового кодекса, о свободе труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласивший свободу труда. В Российской Федерации каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору.

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. В противном случае не может быть и речи о "свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности".4 Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. На основе свободы труда гражданин заключает с работодателем трудовой договор. В полной мере свободен и работодатель в выборе работника.

Между тем, существует точка зрения, что свобода труда включает право на труд. Несмотря на схожесть этих категорий, они имеют принципиальные различия, которые кроются в возможности их реализации. Если, к примеру, Конституция закрепляет право на защиту от безработицы, то этому праву корреспондирует обязанность государства создать специальную службу, которая ведет учет безработных, занимается поиском им работы, а если это невозможно – назначает пособие по безработице (согласно Закону РФ "о занятости населения в РФ").

Когда провозглашается свобода труда, то это значит, что государство предоставляет индивиду возможность выбора: работать или нет, заниматься предпринимательством либо получать доходы от использования своей собственности. Это его исключительное право. Реализовав свободу труда путем трудового договора, гражданин по соглашению с работодателем определяет конкретную трудовую функцию (профессию, специальность, квалификацию). С момента заключения трудового договора у сторон возникают права и обязанности. Свобода трудового договора существует не только на стадии заключения, но и на стадии расторжения договора по инициативе работника.

Однако свобода заключения трудового договора предполагает не только свободу работника, но и соответствующую свободу работодателя, имеющего право по своему усмотрению подбирать кадры, которые по профессиональным и деловым качествам соответствовали бы поручаемой работе. Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Надо отметить, что при реализации указанных прав интересы работника и работодателя нередко не совпадают. Причем это несовпадение не всегда основано на объективных и справедливых представлениях (имеют место субъективизм, непонимание или прямое игнорирование требований закона, в первую очередь со стороны работодателя). С учетом этого в Трудовой кодекс РФ включена специальная норма, запрещающая необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64).

Наличие такой нормы в Трудовом кодексе РФ – явление, безусловно, прогрессивное и объективно необходимое. Оно основано на положениях Конституции РФ (ст. 19) и нормах международного права, ориентирующих государства проводить политику, направленную на поощрение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации. Как свидетельствует практика, существование указанной нормы в законе уже само по себе служит фактором, сдерживающим работодателя от опрометчивых или необоснованных кадровых решений. Вместе с тем необходимо отметить, что предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии при заключении трудового договора не обеспечивают в настоящее время должной защиты граждан от необоснованного отказа в приеме на работу.

Другой гарантией от необоснованного отказа в заключении трудового договора служит право работника обжаловать такой отказ в суд (часть 6 ст. 64 ТК РФ). Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).

Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и международными конвенциями в ст. 4 Трудового кодекса устанавливается принцип запрещения принудительного труда. Он определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины или в качестве меры ответственности за участие в забастовке и др.

Одновременно устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом: несение воинской обязанности и воинской службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы; работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств; работа, выполняемая в порядке исполнения наказания в связи с вступлением в законную силу приговора суда.

Вместе с тем к принудительному труду, согласно части 3 ст. 4 Трудового кодекса РФ, относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере, а также возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечение его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Данный принцип нашел воплощение в ст. 142, 220, 236 Трудового кодекса об ответственности работодателя за нарушения сроков выплаты заработной платы, задержку выплаты заработной платы.

Запрещение принудительного труда основано, прежде всего, на международно-правовых нормах. В ТК указывается, что принудительный труд – это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Суть правовой системы Российской Федерации можно свести к формуле "все равны перед законом и судом". В свою очередь равенство подразумевает под собой принцип равной защиты со стороны государства.

Естественным и неотъемлемым правом человека (и мужчины, и женщины) является право на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека). Равенство в сфере труда имеет определяющее значение.

Согласно п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Но вопреки всему между юридическим и фактическим равноправием, между равенством прав и равенством возможностей существует ощутимая разница. В словаре по трудовому праву 1998 года дается следующее понятие дискриминации – это ограничение прав, установление преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Разумеется, для нас наибольшую важность имеет то, как определяет дискриминацию законодатель.

В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, где был провозглашен общий запрет дискриминации (ст. 2).

Во внутригосударственных актах Российской Федерации провозглашается общий принцип запрещения дискриминации в сфере труда и занятости. Положения Конституции (п.2 ст 19) конкретизируются в нормах различных отраслей права, в частности, особенности трудовых правоотношений с работниками регулируются ТК.

Ст. 3 ТК закрепляет и конкретизирует одно из основополагающих прав человека, которое относится к общепризнанным принципам и нормам международного права: каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве – следующий принцип трудового права. На сегодняшний день в нашем законодательстве имеются правовые нормы, которые направлены на обеспечение трудовой занятости населения. Право на защиту от безработицы, сформулированное в ст. 37 Конституции РФ, реализуется в нормах Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также в иных нормативных правовых актах. Государство в лице соответствующих государственных органов оказывает бесплатное содействие в выборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием. Если гражданин признан в установленном порядке безработным, ему выплачивается пособие по безработице.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости.

3. Принципы обеспечения надлежащих условий труда

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда

В число принципов трудового права ТК включает обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, а также ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого отпуска.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Указанные положения обеспечиваются гарантиями, закрепленными в ТК, и другими, установленными на федеральном уровне, как продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д.

Обязанность по обеспечению права каждого работника на справедливые условия труда и создание безопасных условий труда всегда возлагается на самого работодателя. Эту обязанность должны нести все организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Принцип обеспечения безопасными условиями труда основан на системе государственных и общественных органов, которые должны осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Статья 2 ТК впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющих: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи5. Право на отдых – одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В этой формулировке принципиальное значение имеет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах раздела IV "Рабочее время" и раздела V "Время отдыха".

Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы

Самостоятельным принципом трудового права является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Данный принцип устанавливает критерии определения условий оплаты труда работника, т.е. размер заработной платы. Заработная плата должна выплачиваться в полном размере и не реже двух раз в месяц (т.е. каждый полмесяца). Она не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается федеральным законом с учетом прожиточного минимума.

Слова "справедливая оплата труда" имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину минимального размера заработной платы, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретным работодателем.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Заработанная оплата труда должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики, сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы, возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений6. Помимо включения права на получение заработной платы в число основных принципов трудового права ТК предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Принцип равенства прав и возможностей работников

Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на конституционном принципе, определяемом ст. 19 Конституции. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любы формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. ТК, а также другие законы и иные нормативные правовые акты устанавливают работникам права и гарантии на определенном уровне, который не может снижаться по сравнению с трудовым законодательством. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК, не может превышать 40 часов в неделю как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК, предоставляется работникам на минимальном уровне продолжительностью 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, если они более благоприятны по сравнению с предусмотренными законом, иными нормативно-правовыми актами и будут установлены как продолжительность рабочего времени менее 40 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, например, в коллективном договоре согласно ч. 2 ст. 41 ТК.

Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

Следующий принцип – обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и опыта работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.7 Данный принцип основывается на Пакте об экономических, социальных и культурных правах и положениях Конституции РФ (ст. 19) о запрещении дискриминации в сфере труда и равенстве прав и возможностей работников.

Этот принцип находит свое развитие в нескольких институтах трудового права.

Обеспечение указанного принципа связано с запрещением всякой дискриминации. Однако, например, продвижение по работе, возможно лишь с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. Конкретные нормы, предусматривающие такое продвижение, могут содержаться в коллективных договорах и соглашениях.

Разумеется, равенство возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации также влечет за собой запрещение какой бы то ни было дискриминации в этой области. Реализация указанного принципа содержится в правовых нормах раздела IX Трудового кодекса "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников".

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, конкретизирует конституционное право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). Она гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

В соответствии со ст. 1 ТК, защита прав и интересов работников и работодателей является одной из целей трудового законодательства. Рассматриваемый принцип реализован, прежде всего, в правовых нормах, содержащихся в главе 58 ТК и Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Работники объединяются, как правило, в профессиональные союзы, которые представляют их интересы во взаимоотношениях с работодателем, органами государственной власти, местного самоуправления. Что касается работодателей, то их интересы представляют объединения, а именно соответствующие некоммерческие организации.

Таким образом, организации работников и работодателей создаются с целью представительства, а также защиты прав и интересов своих членов при соответствующем взаимодействии в системе социального партнерства.

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах конкретизирует принцип социального партнерства и в связи с этим получает закрепление, прежде всего, в ст. 27-31 ТК, посвященных указанному партнерству. Кроме того, данный принцип реализован в правовых нормах, предусматривающих участие профсоюзов в применении трудового законодательства.

Данный принцип выражается в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных правил.

Помимо закрепления в общей формулировке, принцип участия работников в управлении организацией реализуется в конкретных статьях, посвященных социальному партнерству (ст. 27–31 ТК), принятию решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК), порядку расторжения трудового договора по предусмотренным Кодексом основаниям, требующим учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК) и др.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений является не только одним из основных принципов такого регулирования, но и важнейшим элементом метода, т.е. способа этого регулирования.

В современных условиях происходит постепенное сужение сферы государственного, т.е. централизованного регулирования. В централизованном порядке (прежде всего в ТК) устанавливается уровень государственных гарантий и правила договорного регулирования рассматриваемых отношений. Одновременно расширяется возможность договорного регулирования, которое направлено на повышение уровня указанных гарантий с учетом экономического положения работодателя. Договорное регулирование является одним из важнейших направлений социального партнерства. Сочетание государственного и договорного регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, является одновременно и принципом трудового права, и элементом метода отрасли.

Использование для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений двух основных способов обусловлено необходимостью учитывать интересы сторон трудовых отношений и государства обеспечить сочетание гибкости управления трудом со стабильной системой трудовых прав и гарантий, предоставляемых работникам. На государственном (федеральном и региональном) уровне устанавливаются основные трудовые права работников и гарантии их реализации, определяется правовой статус субъектов трудового права, регламентируются процедуры осуществления действий, имеющих правовое значение (порядок приема на работу, перевода на другую работу, увольнения; ведения коллективных переговоров; привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности; рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров; осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства). Коллективные договоры и соглашения конкретизируют законодательство, повышают уровень гарантий трудовых прав, предусмотренный законом, восполняют пробелы в праве, определяют системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат, устанавливают льготы и преимущества для работников.

К договорному регулированию относится также установление условий труда в трудовом договоре. Индивидуально-договорное регулирование трудовых отношений носит вспомогательный характер и используется в тех случаях, когда с учетом характера выполняемой работы и социальных потребностей условия труда данного работника нуждаются в индивидуализации (определении индивидуального режима труда и отдыха, персональной надбавки к должностному окладу и т. п.). Лишь для отдельных категорий работников трудовой договор является значимым регулятором трудовых отношений. К их числу относятся руководители организаций, профессиональные спортсмены, творческие работники.

Соотношение государственного и договорного регулирования трудовых отношений определяется принципом неухудшения положения работника. Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обладают безусловным приоритетом перед договорными актами: они создают систему трудовых прав и гарантий, которые выступают в качестве основы правового положения работника в сфере труда. Эти права и гарантии не могут быть снижены в договорных актах и трудовом договоре.

Принцип социального партнерства

Социальное партнерство как принцип правового регулирования трудовых отношений стало возможным лишь в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям.

Суть социального партнерства состоит во взаимодействии работников и работодателей (в лице их представителей), направленном на обеспечение согласования их интересов. Рассматриваемый принцип получил правовую регламентацию в разделе II "Социальное партнерство в сфере труда" ТК.

Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей осуществляется при разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и принятии соответствующих актов, при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного и локального регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства, при принятии управленческих решений в организации, в ходе осуществления правоприменительной деятельности, при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения и принятия согласованного решения.

4. Принципы, обеспечивающие защиту прав и интересов субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений

Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей

Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, получила юридическое закрепление. Правовые нормы, в которых закреплен этот принцип, содержатся как в Трудовом кодексе, так и в специальном Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В ТК (глава 28) установлены следующие гарантии и компенсации: гарантии работнику при переводе на другую нижеоплачиваемую работу (ст. 182); гарантии работнику при временной нетрудоспособности (ст. 183); гарантии работникам при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании (ст. 184); гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр (обследование (ст. 185)); гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов (ст. 186); гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на повышение квалификации (ст. 187)8.

Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением

Правовые нормы, в которых закреплен этот принцип, содержатся как в Трудовом кодексе, так и в специальном Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с изменениями и дополнениями9.

В ТК раздел XIII посвящен защите прав работников, разрешению трудовых споров и др., в котором установлены государственные гарантии как основные способы и механизмы защиты трудовых прав работников (ст. 352 – 380), право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры и процедуры их рассмотрения (ст. 381 – 418), меры материальной ответственности работодателя перед работником (ст. 234 – 237) и др. К государственным гарантиям прав работодателей относятся правила регулирования внутреннего распорядка и привлечение работника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения (ст. 189, 190), правила о материальной ответственности работника перед работодателем (ст. 238 – 250 ТК).

Принцип обеспечения каждого на защиту государством его прав и свобод, включая судебную защиту

Реализация указанного принципа содержится, прежде всего, во впервые появившейся в ТК специальной главе, посвященной самозащите работниками трудовых прав. В главе 59 ТК даны формы самозащиты (ст. 379) и предусмотрена обязанность работодателя либо его представителя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты (ст. 380). Трудовой кодекс предусматривает право работника на обращение в суд во всех случаях, когда он не согласен с решением работодателя по вопросам применения законодательства о труде. Предусмотрена и коллективная защита прав работников путем разрешения коллективного трудового спора.

Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку

Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров тесно связано с государственной защитой трудовых прав и свобод и фактически является одним из ее элементов.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, провозглашенное ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, не имеет аналогов в международных актах.

По существу, это право работников на защиту своих прав и интересов в установленном федеральным законодательством порядке. Признавая право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, Конституция РФ указывает, что реализация этого права должна осуществляться с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Одним из способов разрешения коллективного трудового спора Конституция РФ и настоящий Кодекс признают забастовку – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Таким образом, законодатель, используя предоставленное Конституцией право, предусмотрел возможность применения забастовки лишь при рассмотрении коллективных трудовых споров. Это решение в полной мере соответствует положениям международных актов о правах человека. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 8) право на забастовку включено в общий перечень прав на создание и вступление в профессиональные союзы, а также прав профсоюзов образовывать национальные федерации и конфедерации и функционировать беспрепятственно. Проведение забастовки допускается при возникновении разногласий по поводу заключения коллективного договора.

Европейская социальная хартия (ст. 6) обязывает государства признавать "право работников и предпринимателей на коллективные действия в случае конфликтов интересов, включая право на забастовку"10.

При регламентации права на забастовку должно осуществляться необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, средством которой является забастовка, и соблюдением общественных интересов, которым она способна причинить ущерб и обеспечение которых – обязанность законодателя.

Конституционный Суд РФ указывает на возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения их работы. Однако ограничение реализации права на забастовку возможно лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора

ТК предусматривает принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работники, состоящие в трудовых отношениях, обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, которые были добровольно ими приняты путем заключения трудового договора.

Работник должен бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять установленные нормы труда.

Работодатель вправе требовать от работников надлежащего исполнения указанных выше обязанностей. В случае неисполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной или материальной ответственности.

Работодатель имеет право отстранять от должности работника в установленном порядке.

Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Следующий принцип – обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзный (общественный) контроль осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не имеют права препятствовать правовым и техническим инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий. Законодатель подробно рассматривает и закрепляет права профсоюзных инспекций труда.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Такой контроль осуществляют правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются соответствующими полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности

К основным принципам трудового права, закрепленным в ст. 2 ТК, относится также обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Данный принцип основан на конституционном положении о достоинстве личности, охраняемом государством (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ). При этом ничто не может быть основанием для умаления достоинства работника. Этот принцип воплощается в нормах ТК, гарантирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности.

Любые неправомерные действия или бездействие работодателя, причинившие работнику моральный вред, подлежат возмещению в денежной форме.

Защита достоинства работника в период его трудовой деятельности обеспечивается и путем возмещения материального ущерба. Такой ущерб возмещается, в частности, при неправильной формулировке в трудовой книжке причины увольнения, оскорбляющей достоинство работника.

Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников

Завершается ст. 2 ТК изложением принципа обеспечения права на обязательное социальное страхование работников. Этот принцип реализуется в различных нормативных правовых актах, обеспечивающих за счет средств государственного социального страхования: пособиями по временной нетрудоспособности; пособиями по беременности и родам; пособиями при рождении ребенка; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, некоторые категории работников – также пенсиями за выслугу лет.

Данный принцип нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" 1, других законах, иных нормативных правовых актах. Данным законом устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при испонении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных этим федеральным законом.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г.).

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СЗ РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.

4. Европейская социальная хартия 1989 года // Российская Газета. – 1999.- № 22-23.

5. Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17 (1831). – Ст. 292.

6. Конвенция Международной организации труда № 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" от 25 июня 1958г. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. Женева, Международное Бюро Труда. 1991.

7. Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (Женева, 19 июня 1998г.) // Российская газета. – № 238. – 16 дек. – 1998.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

9. Кодекс Законов о Труде Российской федерации от 9 декабря 1971, в ред. ФЗ от 10 июля 2001г. № 90-ФЗ (утратил силу; ФЗ от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ).- 4-е изд. – М.: Издательство "Ось-89", 2001.

10. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации"//СЗ РФ.- 1996.- № 17.-Ст. 1915.

11. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 8 декабря 1995 г. (12 января 1996 г.) N 10-ФЗ.

12. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 г. (24 июля 1998 г.) N 125-ФЗ//СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 9803

19. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 года №165-ФЗ // СЗ РФ. 1999. №39 Ст. 3686.

20. Постатейный комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М, 2006. Руководитель авторского коллектива – Куликов В.В.

21. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Дело, 2003 г.

22. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К. Н. Гусова. М.: ООО "ТК Велби", Изд-во Проспект, 2004.

23. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. – М.: Проспект, 2004.

24. Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Общая часть. СПб., 1996.

25. Маврин С.Н., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. – М.: Юристъ, 2003.

26. Смирнов О. В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.

27. Трудовое право / Под ред. О. В. Смирнова. М., 1998.