Основные формы корпоративных образований

Основные формы корпоративных образований.

Статьи по теме
Искать по теме

В основе объединения корпорации с финансовыми и коммерческими структурами лежит принцип, при котором каждая хозяйственная единица занимается только деятельностью, которая приносит ей максимальную прибыль, сотрудничая на взаимовыгодных условиях с другими членами объединения. Это дает объединению дополнительную прибыль от мобилизации крупных капиталов и специализации всех его участников. В целом, подобные объединения корпораций обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, надежный и непрерывный контроль над использованием этих ресурсов, возможность получать постоянную и объективную информацию об экономической конъюнктуре, возможность координации действий, соединения средств, оказывать реальную помощь фирмам, попавшим в трудные экономические условия.

Таким образом, можно сделать вывод, что корпорации являются одним из важнейших субъектов экономики. В связи с этим корпорация понимается как сложная система со множеством элементов, находящаяся во взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. Принципиально важным, на наш взгляд, является анализ экономических механизмов, функционирующих внутри корпорации, и в первую очередь внутренних рынков.

В любой корпорации можно выделить две основные функции внутреннего рынка: 1) внутренний рынок способствует максимизации доходов корпорации и достижению большей эффективности ее функционирования, при этом особенно важной становится система трансфертных цен; 2) внутренний рынок представляет собой один из механизмов интеграции отдельных предприятий в рамках корпорации.

Однако, практика функционирования российских корпораций свидетельствует о том, что на сегодняшний день их потенциальные преимущества проявляются не в полном объеме. Радикальные преобразования собственности не сопровождались созданием адекватных механизмов организации и управления корпорациями.

1. Понятие и основные формы корпоративных образований

Корпорация – объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей (как правило) на основе частно-групповых интересов), одна из основных форм предпринимательства. В США корпорации являются юридическими лицами. Они включают в себя право владения, получения ссуды, закладывания и ликвидации имущества, право управления своими собственными делами, обращения в суд. С другой стороны корпорации несут ответственность перед законом и потому на них можно подать в суд. Предприниматели, желающие образовать корпорацию, обращаются в соответствующие учреждения штата за регистрацией устава, в котором обговариваются права и обязанности корпорации, продолжительность ее жизнедеятельности (обычно около 35 лет). В США, к примеру, корпорации составляют сравнительно небольшой процент от всего количества кампаний, но они контролируют значительную часть американского бизнеса.

Различают следующие виды корпораций: а) некоммерческие – образования, не рассчитанные на получение прибыли. Это обычно правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, а также благотворительные, религиозные, просветительные и другие подобные институты; б) коммерческие, которые, в свою очередь, отличаются по типу ответственности: корпорации с ответственностью, ограниченной финансовыми ресурсами корпорации, определяемыми размерами акционерного капитала; с ответственностью, ограниченной теми суммами, которые каждый член корпорации согласился вложить в имущество и акционерный капитал компании; с неограниченной ответственностью, т.е. с ответственностью на все имущественные или финансовые активы членов корпорации.

Классификация корпораций осуществляется по-разному, иногда классификации перекрывают друг друга. Первая классификация различает "местные" и "заграничные" корпорации. Местная корпорация – это такая корпорация, которая создана по законам штата путем подачи Сертификата об инкорпорации в Департамент штата и выполнения других требований закона, которые будут рассматриваться позднее. Корпорация, созданная в другом штате, считается заграничной корпорацией.

Корпорации также делятся на бизнес-корпорации, неприбыльные корпорации, профессиональные корпорации и т.п.

Размах деятельности транснациональных корпораций характеризуется огромными масштабами. Крупнейшие ТНК (например, "General Motors", "Ford", IBM, "Royal Dutch Shell") распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных национальных государств, а международный характер операций ставит их практически вне контроля любых национальных органов власти.

Крупнейшие в мире транснациональные корпорации все больше проникают на российский рынок, а вся послевоенная история западноевропейских стран, Японии и "новых индустриальных стран" свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ними только в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, адекватные международным аналогам и способные проводить активную внешнеэкономическую политику.

В нашей стране уже начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации – финансово-промышленные группы (ФПГ), которые в перспективе должны занять достойное место среди крупнейших транснациональных корпораций мира. В связи с этим очень полезно обратиться к зарубежному опыту, рассмотреть критерии отнесения компаний к ТНК, этапы их развития и виды, тем более, что большинство западных корпораций относится к более зрелым типам ТНК по сравнению с нашими российскими.

ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. Объем произведенной продукции на предприятиях ТНК ежегодно превышает 6 трлн. долларов. На них работают 73 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Численность персонала транснациональных фирм очень велика.

500 самых мощных ТНК реализует 80% всей произведенной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. 85 из них контролирует 70% всех заграничных инвестиций.

Основные формы корпоративных образований

Диаграмма 1 – Распределение 500 крупнейших ТНК по странам (в соответствии с рейтингом "Financial times" за 2006 год)

Основные формы корпоративных образований

Диаграмма 2 – Распределение 1000 крупнейших ТНК производственной сферы по странам (в соответствии с рейтингом "Industry Week" за 2005 год)

Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства, 37% в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Наблюдается тенденция увеличения зарубежных инвестиций в сферу услуг и технологически интенсивное производство. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии – 78, во Франции – 84, в Италии – 90. Шведский автомобильный концерн "Вольво", например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво. Эта корпорация насчитывает более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом.

Так что же такое ТНК и как их можно отличить от других корпораций?

Как правило, термин корпорация употребляется к фирмам, концернам и т.д., которые функционируют с участием акционерного капитала. Корпорация – утвердившееся в англоязычных странах название акционерного общества.

Транснациональная корпорация – это комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.

Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств).

В практической деятельности используются следующие рычаги контроля материнской компании над дочерними филиалами:

- преобладающая доля в уставном капитале;

- обладание необходимыми ресурсами (технологическими, сырьевыми и др.);

- назначение персонала на ключевые посты;

- информация (маркетинговая, научно-техническая и т.д.);

- особые договоренности, например, об обеспечении рынков сбыта;

- неформальные механизмы.

ТНК использует комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. Обычно компании такого рода прибегают в своей хозяйственной деятельности практически ко всем доступным операциям международного бизнеса.

Транснациональные корпорации – это международные компании. Они международны по характеру своей деятельности: они владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны базирования, в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией, разрабатываемой материнской компанией. Таким образом, "международный подход" ТНК определяется той ролью, которую занимают зарубежные операции во всех аспектах экономической жизни этих компаний. Если на ранних стадиях данного процесса зарубежное производство имело лишь эпизодический характер, то впоследствии оно стало значительным и даже определяющим фактором.

"Многонациональность" компании может проявляться и в сфере собственности. Хотя критерием этой "международности", как правило, является не собственность на капитал. Кроме нескольких многонациональных по капиталу компаний, во всех остальных ядро собственности базируется на капитале одной, а не разных стран.

По поводу определения понятия "ТНК", критериев, позволяющих отделить их от других фирм, до сих пор идут споры. Поскольку трудно с уверенностью определить, использует ли компания "международный подход", применяются более узкие рабочие определения транснациональных корпораций.

Перечислим, какие используются и предлагаются к использованию критерии отнесения корпораций к транснациональным:

- количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными предлагаемыми подходами минимум составляет от 2 до 6 стран);

- определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;

- определенный размер, которого достигла компания;

- минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);

- владение не менее, чем 25% "голосующих" акций в трех или более странах – тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;

- многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства.

ООН, изучающая деятельность международных корпораций, долгое время относила к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов и филиалы не менее чем в 6-ти странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны базирования материнской компании. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма "Nestle" (98,2%).

Международную корпорацию по методологии ООН можно узнать и по структуре ее активов. 40% стоимости имущества 100 крупнейших международных компаний (включая финансовые) базируется на территориях других государств. Самые большие заграничные активы (свыше 80% всех активов компаний) среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют "Bayer" (89,8%), "Nestle" (86,9%), "Volkswagen" (84,8%) и "ABB" (84,7%).

Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций считается интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы. Важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций является и вывоз капитала.

К причинам появления ТНК можно отнести и их стремление противостоять жесткой конкуренции, необходимость выстоять в конкурентной борьбе в международном масштабе.

Формирование ТНК связано также и с тем, что оно дает большие преимущества в сфере международной торговли, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Взамен традиционного экспорта, который наталкивается на многочисленные таможенно-тарифные препятствия, ТНК используют дочерние зарубежные компании в качестве своего внешнего плацдарма внутри таможенной территории других стран, с которого они беспрепятственно проникают на их внутренние рынки. Однако здесь хотелось бы отметить, что в современных условиях эта движущая сила создания транснациональных корпораций имеет свои особенности. Зачастую ТНК, действующим внутри интеграционных группировок, созданных в виде зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов, характеризующихся полной отменой таможенных барьеров, более выгоден экспорт товаров, чем создание дочерней компании за рубежом.

Фактором, повлиявшим на возникновение ТНК, безусловно считается их стремление к получению сверхприбыли.

В ходе развития ТНК возник принципиально новый феномен – международное производство, которое дает корпорациям преимущества, вытекающие из различий экономических условий страны базирования материнской компании и принимающих стран, т.е. стран, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. Дополнительная прибыль ТНК может быть получена за счет различий:

- в обеспеченности и стоимости природных ресурсов;

- в квалификации рабочей силы и в уровне заработной платы;

- в проводимой амортизационной политике и, в частности, в нормах амортизационных отчислений;

- антимонопольного и трудового законодательства;

- в уровне налогообложения;

- экологических стандартов;

- стабильности валют и др.

Учитываются и различия в экономической ситуации отдельных стран, которые дают возможность ТНК маневрировать загрузкой производственных мощностей и приспосабливать свои производственные программы к меняющимся условиям текущей конъюнктуры, к спросу на тот или иной товар на каждом конкретном рынке.

В западной экономической литературе можно встретить множество названий международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные корпорации, глобальные корпорации и др.

Считаем, что наиболее целесообразно придерживаться следующей классификации: все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Остановимся на рассмотрении видов транснациональных корпораций (см. табл. 1). Надеемся, что читателю будет интересно сравнение различных видов ТНК, тем более, что наши крупнейшие компании в лучшем случае находятся на начальном этапе развития международных корпораций и представляют из себя интернациональные корпорации. Сравнивая виды транснациональных корпораций, значительное внимание уделим, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК): этноцентрический, полицентрический, региоцентрический и геоцентрический.

Таблица 1

Характеристика видов ТНК

Характеристические признаки

Интернациональные корпорации

Многонациональные корпорации

Глобальные корпорации

1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов

Этноцентрический

Полицентрический или региоцентрический

Геоцентрический

2. Ориентация

Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта.

Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную.

Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.

3. Отношение к зарубежному рынку

Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании.

Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком.

Ареной деятельности является весь мир.

4. Уровень централизации принятия управленческих решений

Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании.

Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами.

Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами

5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов

Сильный контроль со стороны материнской компании.

Филиалы, как правило, автономны.

Филиалы, как правило, автономны

6. Кадровая политика

Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом.

В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты.

Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты.

7. Организационная структура

Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов.

Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов.

Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами.

8. Информационные потоки

Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов.

Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами.

Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.

Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них зарубежных филиалов в виде структурных подразделений без юридической самостоятельности и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок.

В целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя.

Для интернациональных компаний характерен этноцентрический тип (ethnocentric) взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы.

При этноцентрическом типе зарубежные рынки остаются для корпораций прежде всего продолжением внутреннего рынка страны базирования материнской компании. ТНК создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого типа ТНК характерно принятие управленческих решений преимущественно в материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах. Таким образом, отличительными чертами интернациональной корпорации являются высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт отношений родительских компаний с зарубежными филиалами относится преимущественно к рассматриваемому виду ТНК.

Многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК) – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе.

Многонациональная компания допускает большую степень независимости при проведении операций в каждой из стран.

В качестве примера такой компании можно привести уже упомянутый выше англо-голландский концерн "Royal Dutch Shell", существующий с 1907 года. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько филиалов в виде совместных предприятий и в странах СНГ.

Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок – это не менее, а часто и более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих транснациональных корпораций зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.

При региоцентрическом подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Этот вид ТНК особенно популярен в интеграционных группировках и поэтому может представлять особый интерес для тех российских ТНК, которые делают ставку на рынок СНГ.

К глобальной корпорации относят такую, которая интегрирует воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Подобная компания проектирует изделие или схему оказания услуг применительно к определенному сегменту мирового рынка либо в разных странах производит составные части одного изделия.

Глобальные корпорации возникли в 80-е годы и продолжают набирать силу. Они представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеет химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли.

Для наиболее зрелого типа ТНК – глобальных корпораций – характерен геоцентрический (geocentric) подход к взаимоотношениям между материнской компанией и ее филиалами. Эти ТНК являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов. Материнская компания рассматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одну из ее частей. Ареной деятельности геоцентрической ТНК является весь мир. Лишь компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрической позиции, может именоваться многонациональной или глобальной.

Вообще, границы между этими группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

Понятно, что усложнение зарубежной деятельности и рост ее размаха ведут к ослаблению централизации и, соответственно, переходу ТНК к использованию менее централизованных организационных структур.

И в заключение очень кратко остановимся на формировании ТНК в России.

До образования ФПГ в России уже существовали собственные транснациональные корпорации. В качестве примера российской ТНК можно назвать государственный концерн "Нафта Москва" (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии и других странах.

Некоторые российские ТНК появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести "Микрохирургию глаза" с большим количеством своих отделений по всему миру, "АвтоВАЗ", "ЛУКойл" (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения) и ряд других.

Что же понимается под финансово-промышленными группами в России?

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Концепция создания финансово-промышленных групп заключается в объединении предприятий одной технологической цепочки, смежных и связанных производств, снабженческих и торгово-сбытовых предприятий и, что особенно важно, организаций, способных обеспечить финансирование, привлечь сторонних инвесторов. Одной из приоритетных задач ФПГ является координация деятельности входящих в нее предприятий, проведение единой ценовой политики, перераспределение финансовых и управленческих ресурсов, разработка инвестиционных программ, рассчитанных на улучшение состояния группы в целом, а не только отдельных предприятий.

Важным является выделение в российском законодательстве понятий "транснациональная финансово-промышленная группа" и "межгосударственная финансово-промышленная группа".

ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ).

Роль ТФПГ велика в интеграции экономик государств – участников СНГ. Они должны способствовать восстановлению и развитию в рамках новых хозяйственных структур исторически сложившейся кооперации промышленного производства.

В случае создания ТФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Практика показывает, что формирование транснациональных и международных ФПГ должно проходить два этапа. На первом создается российская ФПГ, на втором прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансово-кредитных структур других государств.

2. Роль корпораций в деятельности российской экономики

Даже если очень критически относится к крупным корпорациям, нельзя отрицать их определяющую роль в экономике. Четыреста крупнейших корпораций создают более половины ВВП: лишь на первую десятку приходится 22% ВВП, 31% налоговых поступлений и 32% экспорта. Крупные компании быстро растут: за последние шесть лет у них – более чем трехкратный рост выручки. Они формируют спрос на оборудование и услуги. Они уже не столь завязаны на сырье, как принято думать. Объем выручки промышленных холдингов вне ТЭКа за десятилетие вырос в 18,5 раза. А доля выручки крупных компаний, созданных в постперестроечный период (это прежде всего финансовые услуги, высокие технологии, телекоммуникации, торговля), только за последний год удвоилась и составляет уже 12% от выручки всех компаний.

Впрочем, глобализация нашим компаниям нужна не только для получения новых рынков сбыта. Многим российским компаниям не хватает сырья или производственных мощностей. Наконец, транснациональное присутствие дает возможность диверсификации бизнеса, снижения рисков. И в глобальном контексте компании заботят уже более масштабные проблемы. очередь от своих рисков и в меньшей степени – от тех идей, процессов, которые нам подбрасывают соседи справа и слева".

Генераторами экономического роста в рамках частно-государственного партнерства могут стать несколько секторов. Первый – жилищно-коммунальное хозяйство.

Второй сектор – сопоставимый с ЖКХ рынок – жилищное строительство. Национальный проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России" – один из примеров, когда можно привлечь крупный бизнес для активного развития строительства. Общий бюджет этого нацпроекта только на первом этапе реализации в 2006-2007 годах составляет примерно 213 млрд рублей. Еще один сектор – транспорт. Именно в транспортных проектах переплетены интересы рынка и частного бизнеса.

Слабость или отсутствие имущественных связей между участниками корпораций может привести к распаду корпорации как организационной структуры. Участники группы остаются реально независимыми партнерами, а таким объединениям присущи явные центробежные тенденции, т.е. отдельные организации группы начинают работать, ориентируясь, в основном, на свои собственные интересы, зачастую пренебрегая общими интересами корпорации.

Основные формы корпоративных образований

Рис. 1. Организация имущественных (капитальных) связей внутри корпоративных структур:

холдинговые компании (1) и ФПГ (2).

Наряду с проблемой слабости имущественных (капитальных) связей существует более значимая проблема – неадекватность организационной структуры корпораций структуре собственности и как следствие, несоответствия между юридической структурой группы и структурой принятия решений. Формальные структуры корпораций совершенно не однозначно отражают структуру принятия решений. В большинстве случаев Центральная компания, даже если она стоит в центре группы, часто настолько слаба, что не играет никакой стратегической роли в деятельности группы, не являться центром принятия групповых решений. Все решения принимаются за пределами Центральной компании. Это может быть доминирующая промышленная или финансовая компания корпорации.

Выводы

Развитие корпоративной формы хозяйствования в России было довольно бурным. За небольшой промежуток времени российские предприятия прошли путь, который у зарубежных фирм занимал десятилетия. Из-за сжатых сроков приватизации основное внимание приобретателей имущества было уделено самому процессу формирования собственности. При этом на остальные аспекты организации бизнеса не оставалось времени. Главная задача – в короткие сроки завладеть как можно большим имуществом. Естественно, что в этих условиях многие моменты, такие как юридическая чистота сделок, организация владельческого контроля, выстраивание корпоративных отношений, защита собственности, структурирование бизнеса отходили на второй план.

К настоящему времени корпоративная собственность в основном уже сформировалась. При этом, как оказалось, сам факт владения собственностью еще не гарантирует получение дохода и рост благосостояния, необходим регулярный менеджмент, в том числе упорядочение корпоративных отношений. Корпоративные финансы включают в себя различные аспекты, в том числе отношения собственников и менеджеров корпорации, отношения между акционерами предприятия, отношения между бизнес-единицами корпоративного объединения, отношения между топ-менеджментом компаний и менеджерами среднего и нижнего звена и т.д. Важную роль в функционировании корпораций играют, прежде всего, отношения на верхнем уровне корпоративного управления - между самими акционерами, а также акционерами и управляющими. Именно от их состояния зависит само существование предприятия, выбор направления его развития. Вот почему, корпоративные финансы являются одним из ключевых факторов успешной деятельности предприятия.

По тому, что представляют собой корпоративные отношения, многие субъекты рынка – владельцы свободных денежных средств формируют свои предпочтения в отношении объектов инвестиций. Это становится особенно актуальным в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов. Выход на фондовые биржи, публичное размещение акций, активизация процессов слияний, поглощений, купли-продажи бизнеса, развитие рынка коллективных инвестиций, возрастание роли частных инвесторов – все это вынуждает корпорации повышать инвестиционную привлекательность, одним из главных компонентов которой является, как раз, соблюдение интересов участников корпоративных отношений. Понимание того, что конфликт интересов разрушает фирму, приводит к плавному переходу предприятий от состояния корпоративного конфликта к формированию баланса интересов.

Есть еще одна важная тенденция – наблюдаемый сегодня отход от оперативного управления корпорацией ее собственников. Происходит разделение функций владения и управления, что многими специалистами отмечается как положительный момент.

В этих условиях растет потребность рыночных субъектов в оценке состояния корпоративных отношений и достигнутого баланса интересов. Основной проблемой установления баланса корпоративных отношений является широкий спектр финансовых и иных, причем весьма разнородных, интересов владельцев предприятия и нанятых ими менеджеров. Как следствие, возникает неопределенность с тем, что представляет собой, в конечном итоге, баланс большинства участников корпоративных отношений.

Литература

1. Абрютина Н. С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие – М: Дело и Сервис, 2006. – 324 с.

2. Артеменко В.Г., Беллиндир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.:ДИС, НГАЭиУ, 2006. – 128 с.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: ФиС, 2005. – 327 с.

4. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие – М.: Издательско – книготорговый центр маркетинг, 2005. – 310 с.

5. Ворот И. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2006. – 229 с.

6. Гребнев А. И. Экономика торгового предприятия. Учебник – М: Экономика, 2005. – 290 с.

7. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2 – е издание. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 190 с.

8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бух. учет, 2006. – 208с.

9. Киреев А.В.. Международная экономика, М. ИНФРА-М, 2005. – 435 с.

10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432с.

11. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: Учеб. пособие /под ред. проф. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 320 с.

12. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2005. – 310 с.

13. Просветов Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005. – 410 с.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2006. – 310 с.

15. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М. "ЮНИТИ", 2006. – 225 с.

16. Спиридонов И.А. Мировая экономика, М. Лотос, 2003. – 610 с.

17. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 2005. – 516с.

18. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент. – М. "ЮНИТИ", 2005. – 376 с.

19. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под. ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Перспектива, 2005. – 574с.

20. Хелферт Э. Техника финансового анализа/ Пер. с англ. под. ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006. – 663с.

21. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005. – 290 с.

22. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа М: ИНФРА, 2006. – 489 с.

23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: Финансы и статистика, 2006. – 510 с.

24. Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. М.: Филинъ, 2005. – 294 с.