Организация управленческого учета на предприятии

Организация управленческого учета на предприятии.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность и объекты управленческого учета

Управленческий учет – составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах. Этот момент присутствует в определении понятия "управленческий учет", появившемся в последнее время в переводной и отечественной экономической литературе, а также и в работах по бухгалтерскому учету и использованию его информации в управленческой деятельности.

Другим важнейшим моментом, который отмечается всеми авторами при определении сущности управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от произведенных расходов.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Многие авторы высказывают различные положения о сущности управленческого учета. Наиболее часто встречающиеся определение следующие:

Сущность управленческого учета – интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Предложенное определение дано исходя из объектов, признаков, задач и целей управленческого учета.

Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.

Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.

В настоящее время нет четких определений предмета управленческого учета. Авторы пока ограничиваются изложением понимания сущности бухгалтерского учета вообще и управленческого в частности. Между тем, изменяются система и методы управления деятельностью предприятия, соответственно меняются процедуры и содержание управленческого учета. Особенно это касается моделирования учета затрат и доходов на предприятиях с разной организационной структурой, влиянием изменяющихся внешних факторов (инфляции, структурной перестройки промышленности и т.п.). Отсюда изменяется перечень объектов и субъектов управления.

Наука об управлении формирует концепцию и о предмете управленческого учета.

Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

- производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

- хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входят:

1. основные фонды – это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;

2. нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.), их состояние и использование;

3. материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда. Эти ресурсы в управленческом учете представлены производственными запасами на складах предприятия, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции. Они включают сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы, подвергшиеся предварительной обработке как на данном предприятии, так и на других (полуфабрикаты – заготовки, паковки, отливки, детали, узлы и т.п.); трудовые ресурсы, которыми располагает предприятие в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.

Ко второй группе объектов управленческого учета относят следующие виды деятельности:

1. снабженческо-заготовительную – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими процессами;

2. производственную – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

3. финансово-сбытовую – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускаемой продукции;

4. организационную – создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

Взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета на предприятиях

Управленческий учет, являясь продолжением финансового учета, имеет с ним подлинную взаимосвязь и определенные различия.

Взаимодействие управленческого и бухгалтерского учета достигается на основе преемственности и комплексного использования первичной информации, единства норм и нормативов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учета данными другого, однократной фиксации всей исходной переменой информации в первичном учете, взаимопроникновения методов или их элементов, приближения учетной информации к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета производства при проектировании или совершенствовании систем автоматизированного управления производством.

На рисунке 1 представлены методологические основы взаимосвязи финансового и управленческого учета, которые рассмотрены на примере учета производства.

Несмотря на то, что в каждом из видов учета присутствуют свои особенности, они имеют общие характеристики в принципах построения, применяемых методах и, что самое главное, в управленческом и финансовом учете в процессе текущего управления производством в качестве единых объектов выступают средства труда и сам труд, т. е. материальные и трудовые ресурсы.

Организация управленческого учета на предприятии

Рис. 1. Методологические основы взаимосвязи финансового и управленческого учета.

Оба вида учета играли и играют регулирующую роль и несут в себе элементы такой системы, которая предусматривает прямые и обратные связи при выполнении функций наблюдения, измерения различных характеристик производства или его отдельных частей, обработки информации по данным первичной документации. Подтверждением тому служит движение отчетной документации между подразделениями и службами предприятия и бухгалтерией.

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Международный институт бухгалтеров управления (CIMA) определяет управленческий учет как предоставление информации, необходимой руководству для таких целей, как:

1. выработка политики;

2. планирование и контроль деятельности предприятия;

3. принятие альтернативных решений;

4. раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);

5. раскрытие данных служащим;

6. обеспечение сохранности активов.

Тремя основными целями управленческого учета являются:

1. планирование и контроль;

2. информационное обеспечение принятия решения;

3. определение затрат.

Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).

Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной:

- финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга;

- часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако, в целом это разные системы;

- управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую, в том числе и финансовый учет.

Последний вариант редко встречается в российских компаниях.

Рассмотрим примерную схему взаимодействия финансового и управленческого учета (см. рисунок 2.).

Организация управленческого учета на предприятии

Рис.2. Взаимодействие финансового и управленческого учета.

Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.

Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

С учетной точки зрения финансовый и управленческий учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации (см. рисунок 3.)

Организация управленческого учета на предприятии

Рис.3.Взаимосвязь документации в финансовом и управленческом учете.

Существующая система документооборота сложна и громоздка вследствие наличия значительного числа различных форм документов, многоэтапности документооборота, различий в построении аналогичных по содержанию форм, повторений отдельных показателей в разных документах.

Одной из основных причин такого положения является автономность сбора информации для каждого вида учета в зависимости от их задач и оперативности информации и автономность обработки экономической информации в подразделениях предприятия. К тому же каждый отдельный документ, отражающий какую-либо одну сторону хозяйственного явления, имеет связь с другими формами документов. Это проявляется в том, что на основе первичного документа формируются данные в накопительных, группировочных и сводных документах. При этом документы бухгалтерской отчетности выполняют информационную и контролирующую роль по отношению к тому или иному экономическому показателю.

Движение отчетной информации по уровням управления показывает наличие между ними прямых и обратных связей, комплексность информации, содержащейся в первичной документации о ресурсах предприятия и их преобразовании в процессе производства, движение по технологическим стадиям производства, комбинированный характер информации, так как сгруппированная отчетная информация в большинстве случаев содержит сведения планового (лимитного) характера.

Учитывая закономерности формирования и движения плановой, нормативно-справочной и отчетной информации и основываясь на отдельных схемах документооборота каждой группы информационной системы, покажем общую схему в упрощенном виде на рисунке 4.

Организация управленческого учета на предприятии

Рис.4. Общая схема документооборота.

В связи с этим возникают два аспекта проблемы построения учетной информационной системы производства. Первый аспект – интегрированная система должна обеспечить информацией управление производством внутри предприятия, соответствовать построению внутрихозяйственного механизма. Эти позиции определяют развитие методологии интегрированного учета в направлении расширения не столько информационной, сколько регулирующей функции учета

Разработка новой системы учетно-отчетной информации должна предусматривать в своем составе элементы нормирования и планирования Они создают возможность решить второй аспект проблемы – расширить регулирующую функцию учета, обеспечить необходимую связь между производственными, технологическими и экономическими службами предприятия, выполняющими планирование, контроль, диспетчеризацию и другие подобные работы. Включая в систему учета плановые и нормативные данные, в ходе обработки информации можно проводить анализ экономических показателей, оценку и характеристику результатов деятельности отдельных коллективов, прогнозирование тенденций этих показателей и направлений развития производства

Построение интегрированной системы и ее конкретной модели должно повторять технологические процессы производства, их последовательность, очередность, целенаправленность связи. Исходя из специфики предприятия при создании интегрированной системы за базу должны быть взяты объекты учета производства, что позволит не только интегрировать плановую, нормативную и учетную информацию о движении ресурсов по ходу изготовления продукции, но и провести алгоритмизацию операции учета и контроля с выявлением отклонении от запланированного как по натурально-вещественной форме продукции, так и по затратам на производство этой же продукции

Данные, не относящиеся непосредственно к учету, привлеченные в состав информационной модели, расширяют границы сбора, обработки и использования информации для принятия соответствующих управленческих решений. Тем самым увеличивается зона охвата всеми видами учета производственных операций и хозрасчетных взаимоотношений структурных подразделений. В настоящее время сферы воздействия управленческого и финансового учета разграничены и определяются объектами и методологией планирования объема и номенклатуры производства и затрат на производство товарной продукции

Расширение зоны обслуживания информацией разных служб предприятия и, в первую очередь технологических, требует изменения методологии учета, его содержания и согласованности с механизмом внутреннего взаимодействия подразделений

Методика организации управленческого учета на предприятии

Рассмотрим одну из методик организации управленческого учета на предприятии, предложенную компанией "Эксклюзив-консалтинг".

Успешная реализация любого управленческого решения достигается при наличии информационного и организационного обеспечения, создаваемого в системе управленческого учета. Каждому из уровней управления соответствуют определенные виды (типы) принимаемых управленческих решений, как следствие, определенный тип и уровень информации, необходимый для разработки решения.

Управление – информационный процесс.

Основой управления являются управленческие решения, принимаемые на разных уровнях управления: высшем, среднем и низшем (см. рисунок 5).

Основной функцией управленческого учета является обеспечение всех уровней организационной структуры предприятия релевантной информацией для разработки и принятия управленческих решений, а также обеспечение их информацией для эффективного выполнения ими функций процесса управления.

По методам подготовки информации управленческие решения можно сгруппировать:

по целеполаганию (тактические, стратегические и оперативные)

по временным интервалам, в течение которых достигаются поставленные цели и задачи:

- долгосрочные – интервал 3-5 и более лет, достигаются стратегические цели;

- текущие – интервал 1-12 месяцев, достигаются тактические цели и задачи;

- краткосрочные или оперативные – интервал час, смена, сутки, неделя, декада и др.);

по периодичности специализации (решения об объеме производства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование, расформирование сегмента и др.

Организация управленческого учета на предприятии

Рис.5.Уровни управления промышленным предприятием.

Приведем пример классификации видов управленческих решений (см. таблицу 1).

Стратегические управленческие решения являются основополагающими решениями, имеют особое значение для развития организации, направлены на ее перспективу и сопряжены со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они принимаются высшим уровнем управления (см. рисунок 6), требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации.

Организация управленческого учета на предприятии

Рис.6.Методика организации системы управленческого учета.

Виды управленческих решений.

Методика организации управленческого учета на предприятии, рассматриваемая в данном разделе, уже содержит в себе систему управления рисками в виде жесткой организационной и информационной регламентации всех функций каждого звена бизнес-процесса. Такой подход к управленческому учету может использоваться как инструмент эффективной хозяйственной деятельности предприятия и как средство оценки качества управления.

Результат стратегического управленческого решения чаще всего зависит больше от качества решения, нежели от быстроты его принятия. Они действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко. Являются основой для принятия тактических и оперативных решений.

Для подготовки информации для стратегических решений должен использоваться стратегический управленческий учет.

Тактические и оперативные решения отличаются от стратегических тем, что принимаются в более определенной среде, направлены на задачи настоящего, а не на перспективу (хотя могут оказать влияние и на будущее предприятия). Они принимаются менеджерами среднего и низшего уровня управления организацией, носят ситуационный характер, действуют в краткосрочной перспективе, зависят от принятой в результате стратегического планирования ассортиментной политики, структуры управления организацией, структуры производственных мощностей и т.п.

Для разработки и принятия оперативных и тактических управленческих решений необходима организация первичного учета и оперативного анализа исполнения производственных программ, планов по снабжению и продажам, данные по отклонениям в разрезе центров ответственности и т.п.

Информационное содержание управленческого учета для целей тактического и оперативного управления делится на функциональные составляющие:

1. управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности;

2. управленческий учет производственной деятельности;

3. управленческий учет финансово-сбытовой деятельности;

4. управленческий учет организационной деятельности.

В большей части для принятия оперативных и тактических решений необходима информация настоящего и прошлого периода деятельности организации.

Методики управленческого учета.

При постановке (организации) управленческого учета на предприятии необходимо учитывать влияние существенных характеристик управления: функции, процессы, уровни управления и т.д. Уровень управления – стратегический, тактический или оперативный определяет цели и соответственно выбор инструментария управленческого учета.

Рассматриваемая нами методика организации системы управленческого учета 2-уровневая:

1-й уровень: методика организации стратегического управленческого учета;

2-й уровень: методика организации системы регулярного управленческого учета.

Данные методики различны в организационном, методологическом и техническом аспектах.

При организации стратегического управленческого учета:

- информационное обеспечение формируется для разработки стратегических управленческих решений;

- целью организации является снижение опасности принятия ошибочных

- стратегических управленческих решений и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе их реализации;

- используется больше прогнозной информации, чем информации о

- прошлом и настоящем в хозяйственной деятельности экономического субъекта;

- используется больше внешней, чем внутренней информации, относительно предприятия;

- используются методы экономико-математического моделирования,

- математической статистики, функционального анализа, методы экспертных оценок.

При организации системы регулярного управленческого учета:

- формируемое информационное обеспечение ориентировано на разработку и принятие оперативных и тактических решений, а также для эффективного выполнения функций управлений: контроль, организация, мотивация и др.;

- используется больше информации о прошлом и настоящем деятельности экономического субъекта;

- используется больше внутренней, чем внешней информации относительно предприятия;

- используются элементы метода бухгалтерского учета, методы планирования (бюджетирования), методы экономического и финансового анализа.

При использовании данной методики в компании следует руководствоваться принципами ответственности, управляемости, достоверности, взаимозависимости, релевантности.

Таблица 1

Уровень управления

Низший

Средний

Высший

УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Оперативный

Тактический

Стратегический

Виды управленческих решений

Оперативные решения по выполнению текущих производственных задач: контроль за точным выполнением планов и программ, конкретных производственных задач.

Примеры решений:

остановка станка на ремонт,

в случае возникновения неполадок;

переместить рабочих с одного места на другое.

Управленческие решения, вытекающие из функциональной специфики:

1. выбор оптимального метода закупок (величина партий и периодичность поставок, в т.ч.с учетом временной ценности денег, альтернативных вариантов вложения оборотных средств);

2. выбор поставщиков;

3. выбор альтернативы: покупать комплектующие изделия или производить собственными силами;

4. выбор между приобретением нового оборудования или модернизацией старого;

5. выбор между заменой находящегося в эксплуатации оборудования новым;

6. расширение оптовых закупок;

7. уровень запасов;

8. решения об объеме и структуре выпуска (ассортимент продукции, товаров, работ, услуг);

9. установление цен на продукцию, товары, работы, услуги;

10. решения, связанные с упаковкой;

11. рекламный бюджет, медиа-план;

12. решения, связанные с необходимостью изменения производственного плана в ответ на изменение окружающей среды (н-р, спроса);

13. решения производства заказа по ценам, не превышающим себестоимость при наличии свободной мощности;

14. решения, связанные с мотивацией сотрудников;

15. оценка эффективности организационной структуры.

Управленческие решения в области инвестиционной, инновационной, учетной политик:

1. стратегия предприятия;

2. реконструкция, техническое перевооружение предприятия;

3. внедрение новой продукции;

4. внедрение или изменение технологии;

5. изменение структуры предприятия;

6. выход на новые рынки сбыта;

7. слияние или разделение предприятия;

8. инвестиции в новое строительство;

9. инвестиции в расширение;

10. развитие нового вида деятельности.

УРОВЕНЬ РИСКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

низкий

Средний

высокий