Организация и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования

Организация и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.

Статьи по теме
Искать по теме

Планирование и организация экспериментального психологического исследования.

Исследование в области психологии – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленной на выявление, проверку и использование в практике новых способов, средств и приемов развития личности. Это – большой и трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных, истинных результатов, обусловлена замыслом исследования.

Замысел исследования – основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования; критерии, показатели развития конкретного психологического явления соотносятся с конкретными методами исследования; определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит из трех основных этапов. Первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, которое предваряет оформление методики исследования. Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий, заключительный этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Обозначенные этапы, их содержание и специфика находят свое отражение при осуществлении планирования психологического исследования.

Психологическое исследование как целенаправленная и систематическая познавательная деятельность должно планироваться. Как известно, план исследования – это не только формальное административное требование или требование, вызванное необходимостью контроля, план является необходимой составной частью научной работы и начинающего, и опытного психолога-исследователя. Внутреннюю структуру плана исследования в принципе определяет логика научного познания.

План научно-исследовательских работ – основной документ управления всеми процессами психологического исследования. Он упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами, необходимыми для достижения конечной цели, а также включает временной (сетевой) график выполнения работ, определяет подбор, расстановку, формы подготовки исполнителей, наделяет ответственностью исполнителей, распределяет ресурсы, устанавливает формы контроля за проведением работ.

Сетевой график – документ планирования работ. С его помощью устанавливается последовательность и координация выполнения отдельных этапов, процедур, операций. Он строится в виде схемы-графика, где отдельные процедуры (операции) обозначаются цифрой в кружке, а их последовательность указывается линиями и стрелками. В ходе анализа сетевого графика выявляются "критические пути", "узкие места", формы возможной кооперации работ.

План стимулирует психолога-исследователя к четкому определению целей и задач исследования, его ведущей идеи, проблем и гипотез. Он требует обоснованного решения вопроса об отношении гипотез и методов исследования, предопределяет единую логику всей работы. Если неточно сформулированы задачи, не до конца уяснены проблемы, подлежащие изучению, неизбежно появляется несогласованность между отдельными частями работы, особенно между теоретической и эмпирической частями. В этом случае выводы работы не дадут ясного ответа на поставленные вопросы. Но и наилучшим образом составленный план должен быть достаточно гибким. С накоплением знаний в процессе исследовательской работы план обычно уточняется, углубляется, дополняется, исправляется, становится постоянным рабочим инструментом отдельного исследователя и научного коллектива.

Научное исследование представляет собой познавательный процесс, имеющий свою логику и структуру деятельности. Однако это лишь самая общая характеристика исследовательского процесса. В каждом конкретном случае научный подход к проблеме и система методов находятся в прямой зависимости от предмета и цели исследования/ задач и конкретных условий. Но все-таки можно обозначить некоторые необходимые фазы планирования психологического исследования, структурные особенности исследовательского процесса. Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку служит инструктивным указанием при планировании исследования и его реализации.

Существует 5 фаз планирования исследования:

1. Начальная фаза планирования исследования – определение и формулировка проблемы. Обычно научный работник исходит из сформулированного в общих чертах центрального вопроса, который развивает в ряде частных, конкретных проблем. Этот этап исследования включает и разработку ведущей его идеи, т.е. главного направления. Ведущая идея должна обеспечить возможность всестороннего исследования проблемы.

Следует еще раз подчеркнуть, что формулировке проблемы предшествует тщательная подготовка – изучается библиография по проблеме, исследовательские отчеты, специальная психологическая литература и т.д. При этом применяются методы теоретического анализа, генетический, сравнительно-исторический методы. Важным условием точности формулировки проблемы на подготовительной фазе планирования является непосредственная ориентация исследователя, например, на краткосрочное наблюдение, психологический анализ документов или продуктов деятельности.

Концепция психологического исследования, его ведущая идея опираются на критический анализ проблемы и ее современного состояния, на обобщение результатов предшествующих исследований.

2. Последующая фаза планирования исследования заключается в определении его цели, задач и гипотез. Исследователь формулирует цель и задачи исследования. Целью исследования является уточнение проблемы, вычленение на основе классификации и анализа отношений основных зависимостей, характеризующих явление, формулировка первичной гипотезы.

Иногда целесообразно провести и предварительное (пилотажное) исследование. Оно может иметь различные формы и выполнять разные функции, например, на небольшом пробном материале проверить соответствие методов, формулировки анкет, технические аспекты используемой методики и т.п.

Точной формулировке конкретных задач исследования и его гипотез уделяется особое внимание. При этом прежде всего важно определить теоретический уровень намечаемой научной работы, от чего зависит дальнейший план исследования. Если работа происходит в области, в которой исследование интересующего нас объекта только начато и еще не осуществлен даже основной классификационный анализ, или если речь идет о новой области исследования, то обычно еще невозможно полностью обосновать гипотезы. В связи с этим сформулировать вполне обоснованно реальную гипотезу можно только на определенном уровне знания проблемы. Это предполагает предварительный системный анализ объекта исследования. Если, например, мы хотим сделать предметом целенаправленного исследования способности, необходимо разложить это психическое свойство личности на основные элементы и вычленить в нем существенные отношения. Какие это будут отношения и каков будет дальнейший способ анализа, определят общая направленность исследования, его ведущая идея, цель и задачи. Таким образом, создается гипотетическая система, элементы и связи которой становятся предметом' исследования.

Вариант исследования, позволяющий обоснованно формулировать гипотезу, сложнее. С познавательной точки зрения он может иметь разные формы. Если уже существуют определенные знания об изучаемом предмете, то можно дать описательные гипотезы. Описательные гипотезы – гипотезы, выражающие предположение о характере связей между элементами исследуемого предмета (структуральные связи) и об их взаимодействии (функциональные связи). Однако более важными являются объясняющие гипотезы – гипотезы, направленные на вскрытие причинных связей и требующие обязательной экспериментальной проверки посредством реального или мысленного эксперимента. Существенной составной частью хода исследования является движение от гипотез, сформулированных в общем виде, к гипотезам, которые можно проверить при помощи эмпирического исследования.

3. Следующая фаза планирования исследования – выбор методов. На этой фазе исследователь выбирает и обосновывает методы, которые будут использованы, он определяет область сбора материала и планирует срок проведения исследования. Срок зависит от предмета исследования и его цели. Наиболее точная формулировка задач работы и гипотез позволяет исследователю провести этот выбор обоснованно. Методы исследования организуют его, объединяют все его этапы.

В конкретной исследовательской работе научные работники пользуются не отдельно взятыми методами. Исследование представляет собою сложную деятельность, в которой применяется целая система методов. Выбор методов исследования, их система и способ использования зависят от общей направленности исследования. Нередко в систему психологических методов включаются и методы других наук (физиологии, социологии, педагогики). Использование в психологической науке методов других областей знания становится все более частым явлением. Современный процесс дифференциации и интеграции наук касается не только содержания научных дисциплин, но и их методов.

4. На основе избранной системы методов планируется накапливание психологических фактов. Источником фактографического материала может быть, например, изучение психологических явлений, создание новой реальности путем экспериментирования и т.д. Надлежащая обработка фактографического материала – самая трудная часть исследования. Эта обработка включает качественный и количественный анализ данных в их различии и единстве.

В числе исследовательских методов и способов могут применяться устные, письменные и практические испытания (тесты), психологический анализ документов, метод наблюдения, метод беседы, личностные опросники и т.д. Полученные таким образом первичные данные массового обследования могут упорядочиваться и обрабатываться методами математической статистики, при этом устанавливаются абсолютные и относительные частоты явлений, среднее арифметическое и другие средние величины, отклонения от средних значений и т.п. Так предполагается получение вторичных данных. Далее планируется теоретическое оценивание этих данных.

5. На следующей фазе научной работы исследователь определяет оценку ее результатов, сравнивает их с предшествующими теоретическими знаниями. Он ставит перед собой вопрос о реализации полученных теоретических знаний на практике..

Вместо плана исследования в настоящее время часто используется исследовательский проект. Проект (исследовательский проект) -документ, который в отличие от плана включает не только вопросы содержания исследования, но и организационные и финансовые вопросы. Обычно в проекте дается обоснование исследовательских задач и целей, определяются теоретико-методологическая база и методы научной работы, намечаются основные ее этапы, формы сотрудничества, возможности применения результатов на практике, данные о материальном обеспечении.

Организация психологического исследования – единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.

Основное назначение организации исследования: обеспечение согласованности научно-теоретических, методических и организационно-технических процедур в соответствии с его целями. Она направлена на то, чтобы последовательность процедур на всех этапах в оптимальные сроки обеспечивала получение надежной и достоверной психологической информации. Ее средствами достигается эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, кадровых и материальных ресурсов исследовательской группы, координируется деятельность всех участников психологического исследования, обеспечивается непрерывность запланированных работ, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением единого цикла исследования.

Основные требования к организации исследования:

- следование общим принципам психологии;

- планомерность хода исследования;

- оптимальная кооперация всех видов работ и обеспечение их необходимыми ресурсами;

- соответствие уровня квалификации исполнителей видам работ;

- обеспечение заинтересованности всех участников в надежных, достоверных, конструктивных результатах;

- более полное использование квалификации, создание условий для творческого роста научных сотрудников;

- гибкость в использовании научного потенциала, эффективность применения методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Процедура – последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. Объектом процедур в психологическом исследовании являются единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы и т.п.), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства.

Типичные ошибки и трудности организации психологического исследования:

1) программа составлена без предварительного знакомства с объектом;

2) на подготовительном этапе не составлены рабочий план и сетевой график выполнения работ;

3) план научно-исследовательских работ не согласован с заказчиком;

4) стремясь быстрее развернуть работы по сбору массовой первичной информации, группа исследователей, не располагая программой, приступила к разработке инструментария;

5) в программе исследования психологами была поставлена задача: выяснить причины изучаемых психологических явлений. Между тем при разработке методики психологи ограничились использованием опросников и самоотчета;

6) в ходе разработки программы были предусмотрены задачи описания и объяснения изучаемых явлений. Однако в содержании программы не была задана практическая направленность выполняемой работы. Психологи предполагали, что сами выводы исследования подскажут пути практического использования его результатов;

7) подготовленный инструментарий не согласован с программой последующей обработки и анализа данных;

8) психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он уже был использован в другом исследовании;

9) перед началом научно-исследовательской работы не была проведена подготовка исполнителей. Руководители сочли, что методика проста и для ее использования не нужна специальная подготовка;

10) до начала сбора психологических данных не была проведена разъяснительная работа среди обследуемых;

11) психологам были резко ограничены сроки проведения исследования. Перед ними встали проблемы: смогут ли они решить поставленные задачи в указанные сроки? На каких этапах и с помощью каких методик и процедур возможно более оперативное выполнение задач исследования?

12) в плане научно-исследовательских работ не был специально выделен этап подготовки итогового отчета.

1.1 Определение целей и задач психологического исследования

Целью практически любого исследования является решение определенной проблемы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования – желаемый конечный результат. Он может быть: теоретико-познавательным; практическим, прикладным. Существуют девять основных видов целей психологического исследования:

1. Определение характеристик явления. Основанием для такой постановки цели могут быть:

- обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания характеристик психического явления;

- противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений. При этом в число задач необходимо включить определение характеристик взаимосвязей:

их тесноты, направленности, устойчивости; постараться выявить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре внимания, среди совокупности близких или отдаленных, объяснить сущность связи.

3. Изучение возрастной динамики явления. Изучение процесса роста, созревания и развития психики предполагает использование двух основных подходов: возрастных "поперечных" срезов или "продольных" срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта. Он может быть ожидаемым или замеченным в ходе исследования (пример: эффект Зейгарник). Задачами при этом могут выступать: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия его проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

5. Открытие новой (другой) природы явления. Критерии различения нового объяснения:

- обычно недостает введения одного нового термина, нужны новые понятия или изменения понимания ряда терминов, определенных в этой области;

- соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны в явной форме;

- новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные закономерности;

- закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном эксперименте или в ограниченной серии экспериментов.

6. Обобщение. Смысл – в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе. Необходима широкая эрудиция исследователя.

7. Создание классификации, типологии. Данная цель предполагает:

- поиск и обоснование критериев классификации;

- очерчивание области явлений, охватываемых классификацией;

- соотнесение классификации с определенной теорией, концепцией.

8. Создание методики. При этом необходимо помнить, что новые методики имеют ценность, если они позволяют:

- повысить точность измерения, надежность;

- давать более дифференцированную или более общую и полную характеристику диагностируемых качеств;

- сократить время обследования;

- расширить контингент испытуемых;

- облегчить обработку результатов.

9. Адаптация психодиагностической методики. Это может быть модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде.

Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования. Задачи исследования ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения на практике. Без анализа "сущего" нельзя переходить к проектированию "должного", т.е. к постановке конкретных исследовательских задач. К сожалению, психологические исследования все еще проводятся иногда с подобными недостатками. Именно это приводит к неконкретному формулированию их задач.

Определение задач – это выбор путей, средств достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выделение задач должно быть обусловлено разбиением цели на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть те, которые обеспечат нахождение новых фактов, и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. В число задач надо включать такие, которые позволят определить "смежные" явления, ближайшие взаимосвязи, детерминанты ближайших уровней психики, внутреннее строение явления.

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы):

1) решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например, выявление сущности исследуемого психологического понятия, явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.);

2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин (такое экспериментальное исследование позволяет уточнить, проверить имеющиеся в литературе данные, поднять их с уровня мнений отдельных авторов на уровень научных фактов, доказанных в ходе специального исследования);

3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи. Это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором в ходе решения первой задачи своего исследования, а с другой – на данные, полученные при решении второй задачи исследования;

4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов;

5) разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике (если это исследование посвящено развитию теории, то рекомендации могут быть обращены к другим исследователям, решающим более частные проблемы).

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости. Надо преодолеть еще нередко встречающееся расположение рядом очень крупных и весьма частных задач, которые порой вообще являются элементом предыдущей задачи.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования, которых выдвигается обычно от двух до четырех:

- первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

- вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (как правило, этот анализ требует экспериментальных исследований);

- третья – со способами его преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

- четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Цель и задачи исследования – понятия относительные. Задача одного исследования может стать целью другого, подразделяясь уже на ряд более конкретных задач. Непременным требованием к каждому исследованию является логическое соответствие наименования темы исследования, его объекта, предмета, проблемы, целей, задач его структуре. Совокупность выдвинутых задач призвана целостно отражать цель исследования. Цель работы должна строго соответствовать проблеме исследования. Нарушение такой логики делает исследование хаотичным, не позволяющим видеть полноту решения поставленных задач.

Конкретные задачи уясняются в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. С этой целью изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение, которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Иначе говоря, складывается, формулируется гипотеза, являющаяся не чем иным, как вероятностным предположением, предвидением хода и результата исследования. Гипотеза выступает как возможное объяснение исследовательской проблемы.

По мнению В.А. Ядова, гипотеза – это главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.

Гипотезы – это обоснованные предположения:

- о структуре социальных объектов, социально-психологических явлений;

- о характере связей между изучаемыми явлениями;

- об основных, существенных детерминантах явлений;

- о возможных подходах к решению социальных проблем.

По различным основаниям можно выделить следующие виды гипотез.

1) По содержанию предположения гипотезы делятся на:

- описательные, в которых рассматриваются причины и возможные следствия, предположения о существенных свойствах объектов (классификационные гипотезы), предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные гипотезы);

- объяснительные – в них анализируются возможные следствия, исходя из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий возникнет данное следствие. В них высказываются предположения о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные гипотезы), а также предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях.

2) По уровню анализа гипотезы бывают:

- теоретические – описывают характер связей идеализированных объектов;

- статистические – описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики;

- эмпирические – описывают характер взаимосвязей эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей.

3) По отношению к задачам исследования гипотезы разделяются на:

- основные – раскрывают существенные связи объекта, обеспечивающие решение проблем;

- неосновные – раскрывают побочные, но важные для решения проблем связи объекта.

4) По месту в логической структуре доказательства выделяют:

- гипотезы-основания – доказываются с помощью выводимых гипотез;

- гипотезы-следствия – выводятся из основных и доказываются в ходе анализа эмпирических признаков.

5) По степени научной обоснованности гипотезы бывают:

- первичные – выдвигаемые на начальных этапах анализа;

- вторичные – выдвигаемые на основе проверки, уточнения первичных;

- рабочие – служат в качестве исходных предположений.

В самом общем виде можно выделить два основных вида гипотез -описательные и объяснительные. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством. Закон описывает причины, следствия, а также условия, в силу которых причина вызывает это следствие. Поэтому объяснительные гипотезы выводят исследователей на предположения о существовании определенных закономерных связей между явлениями, факторами и условиями.

Планирование психологического исследования в общих чертах выражает определенный целостный цикл развития научного познания. Существует несколько фаз планирования исследования, которые служат инструктивным указанием при планировании исследования и его реализации.

Исследование представляет собою сложную деятельность, в которой применяется целая система методов. Выбор методов исследования, их система и способ использования зависят от общей направленности исследования. Нередко в систему психологических методов включаются и методы других наук (физиологии, социологии, педагогики).

В числе исследовательских методов и способов могут применяться устные, письменные и практические испытания (тесты), психологический анализ документов, метод наблюдения, метод беседы, личностные опросники и т.д.

Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.

Основное назначение организации исследования: обеспечение согласованности научно-теоретических, методических и организационно-технических процедур в соответствии с его целями. Она направлена на то, чтобы последовательность процедур на всех этапах в оптимальные сроки обеспечивала получение надежной и достоверной психологической информации. Ее средствами достигается эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, кадровых и материальных ресурсов исследовательской группы, координируется деятельность всех участников психологического исследования, обеспечивается непрерывность запланированных работ, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением единого цикла исследования.

Важным условием в психологическом исследовании является – определение его целей и задач.

Целью практически любого исследования является решение определенной проблемы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования – желаемый конечный результат.

Также Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования. Задачи исследования ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения на практике.

Определение задач – это выбор путей, средств достижения цели исследования.

Цель и задачи исследования – понятия относительные.

2. Диагностика психологического исследования.

Разработка методики исследования обязательна, так как она дает ответ, каким образом технически реализуются возможности различных методов для достижения поставленной цели. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.

Методика каждого конкретного психологического исследования уникальна. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования. Однако можно попытаться выделить нечто общее, что есть в каждой методике исследования, и тем самым использовать опыт предыдущих исследователей при создании новых методик. Эти общие элементы методик компонуются каждый раз вновь в конкретной методике в зависимости от замысла исследования, наполняются новым содержанием в зависимости от целей и задач исследования. Оригинально мыслящий исследователь создает творческие, своеобразные методики исследования, он оригинален в эксперименте, в интерпретации его результатов.

Опыт показывает, что методики исследования различны не только в разных исследованиях. Они меняются, развиваются и в процессе конкретного исследования: каждый исследователь вносит в методику нечто новое, идущее от его понимания проблемы, его исследовательских задач.

Методика – это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика – более широкое понятие, чем метод. Метод – это основной способ сбора, обработки или анализа данных, психологической информации. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Даже в том случае, когда содержание методики составляет какой-то один метод, допустим наблюдение, его методика, кроме самого метода, будет включать порядок, технику наблюдения в данном случае, выбор того или иного его вида, характер фиксации, обобщения результатов, определение места и выполняемую ролевую функцию наблюдателя.

При познании психологических явлений, при разработке методики исследования надо иметь в виду, что субъективные явления недоступны для непосредственного наблюдения. Суждение об их сути строится на основе внешних, объективированных проявлений субъективного. При этом субъективное (сущность) имеет весьма разнообразный спектр внешнего проявления: это мимика человека, движения глаз, жесты, цвет лица, тембр голоса, отдельные движения, действия, содержание речи, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), кожно-гальваническая реакция (КГР) и т.д.

Составить программу исследования, методику невозможно, во-первых, без уяснения того, как внешне проявляется изучаемое психологическое явление, каковы критерии его развития и показатели его оценки; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого психологического явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.

В ходе исследования психолог составляет программу. В программе исследования должно быть отражено, какое психологическое явление исследуется, какие критерии при этом выбираются, по каким показателям будет проводиться оценка, какие методы исследования используются. Другими словами, составляя программу, психолог-исследователь операционализирует изучаемое социально-психологическое явление, чаще всего оформляя это в виде таблицы. В программе исследования нередко указывается и порядок применения тех или иных методов.

На выбор методики влияет много факторов, и прежде всего предмет, цели и задачи исследования. Психолог должен ясно представлять, что ему предстоит изучить, выявить. Но, даже зная свою цель, он испытывает серьезные затруднения при разработке методики.

Методика психологического исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные элементы:

- теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

- субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

- совокупность применяемых методов;

- порядок применения методов и методических приемов;

- последовательность и техника обобщения результатов исследования;

- состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.

Подготовка эксперимента в психологическом исследовании является одним из главных моментов в исследовании. И оно включает: подготовку исполнителей работ;

подготовку инструментария;

разработку инструкции для обследуемых;

мотивирование испытуемых;

инструктирование испытуемых.

В свою очередь подготовка исполнителей различных работ подразделяется на три этапа:

1) Инструктивно-ознакомительный этап:

- ознакомление с целями, задачами исследования, назначением предстоящих работ;

характеристика объекта;

- изложение общих и специальных условий и требований участия в предстоящих работах;

- общая характеристика методики исследования, инструментария используемых технических средств.

2) Этап пробных работ:

- разбор единиц и категорий анализа их теоретического и эмпирического содержания, форм операционального выражения в инструментарии исследования;

- разбор основных процедур; демонстрация возможных действий по заполнению методических документов; комментарии о требованиях, о приемах повышения надежности и достоверности данных; разбор типичных ошибок в выполнении процедур; рекомендации по самоконтролю;

- репетиция процедур с методическими документами в лабораторных или естественных условиях с участием инструктора;

- отработка навыков, коррекция действий;

- разбор итогов репетиции.

3) Этап "наряда-задания":

- выдача заданий, инструкций, методических учетных документов, технических средств; комплектование групп, бригад; распределение обязанностей;

- информация о формах связи с организаторами работ, о формах контроля, о порядке сдачи методических документов.

Важным моментом является выбор числа исполнителей, участвующих в исследовании.

Важное требование к исполнителям: техническая грамотность в использовании приборов, устройств.

Не менее важным моментом в организации исследования является подготовка инструментария. Инструментарий – набор специально разработанных исследователем методических документов, которые служат средством выполнения отдельных задач. Инструменты создаются в соответствии с требованиями применяемого метода. Наряду с методическим инструментарием используются различные организационные и технические средства. Можно выделить следующие виды инструментария:

- предназначенный для обследуемого: тесты, опросники, анкеты -задания испытуемому; бланки, карточки – набор позиций для регистрации признаков;

- предназначенный для работы подготовленных сотрудников: протокол (дневник) – регистрирует последовательность событий; вопросник -предназначен для беседы с опрашиваемым; карточки, бланки;

- средства инструктирования: инструкция – предписание определенных действий, их разъяснение; памятка – руководство по участию в работах; классификатор – ориентир в смысловом содержании документа;

- технические средства исследования: различные приборы и аппаратура для измерения психологических и психофизиологических параметров испытуемых;

- средства первичной обработки данных: кодировочный лист – для записи кода (шифра) признака; суммирующие таблицы – для сведения данных в форму; дискеты;

- средства машинной обработки данных: калькулятор; компьютеры;

- средства иллюстрации результатов количественного анализа: график (полигон, гистограмма, диаграмма) – геометрическое представление распределения признаков; таблица – форма для группировки данных по ряду признаков;

- средства регистрации событий, фактов: магнитофон, фотокамера, телекамера.

При разработке инструкции испытуемым необходимо помнить, что в инструкции не должно быть лишних предложений (в одном предложении не более 11 слов). Если инструкция получается длинной, то необходимо выделять в ней смысловые блоки. Перед тем как применять инструкцию в исследовании, необходимо провести ее предварительную апробацию на группе в 5 – 15 человек, тем самым убедиться в ее понятности.

Хорошо, когда в психологическом исследовании испытуемые имеют личный интерес к достижению объективности 'информации исследования. В этом случае не так остро встает вопрос о мотивировании испытуемых. Мотивирующим фактором выступает обещание экспериментатора рассказать о результатах исследования и дать им краткий комментарий. Не следует давать результаты исследования испытуемым в письменном виде (непонятное таит в себе опасность).

При инструктировании обследуемых следует помнить, что:

- для всех испытуемых должна быть одна и та же инструкция;

- нельзя "объяснять" смысл задания после того, как зачитана инструкция (лучше повторить инструкцию);

- человек может пропустить часть информации (новизна обстановки);

- люди различаются по скорости вхождения в роль испытуемого, по склонности задавать вопросы (стремление показать свою неординарность).

Непосредственно после инструктирования испытуемых начинается процедура эксперимента, при проведении которой психологу также необходимо соблюсти ряд требований:

- эксперимент должен проводиться в одном месте для всех испытуемых;

- если шагов эксперимента много, то необходимо иметь их запись;

- перед началом эксперимента необходимо получить информацию о самочувствии всех без исключения испытуемых. Больные в эксперименте участия не принимают (за исключением случаев, когда эксперимент проводится именно с больными).

Необходимо вести протокол эксперимента. В протокол эксперимента в графу "Примечания" заносятся реплики, вопросы, высказывания испытуемого, описание его поведения, внешнего вида и т.п. Кроме того, по окончании экспериментальных проб необходимо спросить обследуемого о его наблюдениях, чувствах, намерениях, сказанное также занести в протокол эксперимента в графу "Примечания".

После завершения эксперимента психологу-исследователю необходимо сообщить, что нерешенные задания – это обычное явление, и поблагодарить испытуемого за участие в эксперименте.

Если эксперимент проводится с группой, то необходимы некоторые согласования с руководителем структурного подразделения, от которого набрана группа, желательно своевременно издать приказ или распоряжение о проведении обследования. Группа для обследования должна быть не более 20 человек. Желательно предварительно встретиться с участниками, объяснить цели, попросить взять с собой авторучки (черного, синего цвета), ответить на их вопросы, довести до них цели работы, методику, форму использования полученных результатов. До начала эксперимента исследователю желательно иметь точный список испытуемых, а на обследовании – таблицу, в которой перечислены испытуемые и все методики (когда кто-то из группы возвращает лист, ставить отметку о том, кто какое задание сдал или сделал, т.е. вести учет).

Помещение, в котором проводится обследование, должно быть отдельным, изолированным, проветриваемым, достаточно освещенным, находиться вдали от шумных коридоров, для каждого должен быть отдельный стол, стул. В помещение во время работы никто не должен заходить. Эксперимент желательно проводить в утренние часы, при этом время работы не должно превышать 6 часов.

После проведения собственно эксперимента исследователь осуществляет следующий этап исследования – выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретацию результатов.

Существуют "привязки" определенных методов обработки результатов к экспериментальным планам. Для оценки различий данных, полученных при применении планов экспериментов для двух групп, используют критерии: t – критерий Стьюдента; х2 – метод хи-квадрат; F – критерий Фишера. Факторные планы эксперимента требуют применения дисперсионного анализа для оценки влияния независимых переменных на зависимую, а также определения меры их взаимодействия друг с другом.

При статистической обработке результатов исследования чаще всего используются стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: "Stadia", "Statgraphics", "SyStat", SPSS, SAS, BMDP. Пакеты программ бывают следующих видов:

1) специализированные пакеты;

2) пакеты общего назначения;

3) неполные пакеты общего назначения.

Для исследователей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные статистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя. Сопутствующая информация (справочник, интерпретатор выводов и др.) включается в программную систему. Примерами являются отечественные статистические пакеты "Stadia", "Мезозавр", "Эвриста".

Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: "Если А, то В".

Конечным продуктом исследования являются:

1) научный отчет,

2) рукопись статьи,

3) монография,

4) письмо в редакцию научного журнала.

Таким образом, экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности.

Качество психологической информации как основной принцип исследования

От качества психологической информации, получаемой в эксперименте, зависит чистота научных фактов и обоснованность теоретических выводов. Проблема качества получаемой информации решается путем обеспечения в исследовании принципа репрезентативности, а также путем проверки на надежность способов получения данных.

Для психологии, как и для других наук о человеке, могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности дисциплины, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности и тех параметров, которые квалифицируются как "субъективные". Конечно, ответы на вопросы анкеты или заданий тестов составляют "субъективную" информацию, но и ее можно получить в максимально полной и надежной форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из этой "субъективности". Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности информации.

Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность.

Обоснованность (валидность) инструмента – это способность инструмента измерять именно те характеристики объекта, которые нужно измерить. Психолог-исследователь, строя какую-либо шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, которые он намеревается исследовать.

Существует несколько способов проверки инструмента на обоснованность:

а) можно прибегнуть к помощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе общепризнанна. Распределения характеристик исследуемого свойства, полученные при помощи шкалы, можно сравнить с теми распределениями, которые дадут эксперты (действуя без шкалы). Совпадение полученных результатов в известной мере убеждает в обоснованности используемой шкалы;

б) другой способ, опять-таки основанный на сравнении, – это проведение дополнительного обследования другой методикой, которая достоверно дает косвенную характеристику распределения изучаемого свойства. Совпадение исследовательской методики и в этом случае рассматривается как некоторое свидетельство обоснованности шкалы.

Как видно, ни один из этих способов не дает абсолютной гарантии обоснованности применяемого инструмента, и в этом одна из существенных трудностей психологического исследования. Она объясняется тем, что здесь нет готовых, уже доказавших свою валидность способов, напротив, исследователю приходится по существу каждый раз заново строить инструмент.

Устойчивость информации – это качество информации быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной (иногда это качество информации называют "достоверностью"). Способы проверки информации на устойчивость следующие:

а) повторное измерение;

б) измерение одного и того же свойства разными исследователями (наблюдателями);

в) так называемое "расщепление шкалы", т.е. проверка шкалы по частям.

Как видно, все эти методы перепроверки основаны на многократном повторении замеров. Все они должны создать у исследователя уверенность, что он может доверять полученным данным.

Наконец, точность информации – характеристика информации, показывающая, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики ее получения или, другими словами, насколько чувствителен инструмент, при помощи которого была добыта эта информация. Таким образом, точность информации – это ее характеристика, показывающая степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужной степенью точности, – в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда нужно решить, какая мера точности является необходимой. При определении этой меры исследователь включает и весь арсенал своих теоретических представлений об объекте. Требования, которые считаются элементарными в исследованиях других наук, в психологии обрастают рядом трудностей- в силу, прежде всего, специфического источника информации – человека.

Какие же характерные черты такого источника, как человек, осложняют ситуацию?

Прежде чем стать источником информации, человек должен понять вопрос, инструкцию или любое другое требование исследователя. Но люди обладают различной способностью понимания. Следовательно, уже в этом пункте исследователя поджидают различные неожиданности.

Далее, чтобы стать источником информации, человек должен обладать ею, но ведь выборка испытуемых не строится с точки зрения подбора тех, кто информацией (психологическим свойством) обладает, и исключения тех, кто ею не обладает (так как чтобы выявить это различие между испытуемыми, опять-таки надо проводить специальное исследование).

Следующее обстоятельство касается свойств человеческой памяти: если человек понял вопрос, обладает информацией, он еще должен вспомнить все то, что необходимо для полноты информации. Но качество памяти – вещь строго индивидуальная, и нет никаких гарантий, что в выборке испытуемые подобраны с более или менее одинаковой памятью.

Есть еще одно важное обстоятельство: человек должен дать согласие выдать информацию. Его мотивация в этом случае, конечно, в определенной степени может быть стимулирована инструкцией, условиями проведения исследования, но все эти обстоятельства не гарантируют согласия испытуемых на сотрудничество с исследователем.

Поэтому наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит в психологии вопрос репрезентативности. А это уже новая проблема -проблема построения выборки.

Список использованной литературы:


1. "Экспериментальная психология" Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже.М.,

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – Москва, "Просвещение", 1988г.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Изд-во Моск ун-та, 1988

4. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.1. М.: Мир, 1992.

5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.

6. Грановская "Элементы практической психологии"

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2000.

8. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития. История становления и развития экспериментальной психологии в России. М., 1990.

9. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического ис-следования. М.: Мысль,1969

10. Корнилова "Экспериментальная психология"

11. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ ЧеРо, 1997.

12. Крутецкий В.А.. Психология. – Москва, "Просвещение", 1986г.

13. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб: Наука, 1994.

14. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.

15. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента. История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990.

16. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.

17. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. -М.:Просвещение. 1985. – 272 с.

18. Немов Р.С. Психология: Учебник. – Москва: "Просвещение", 1995. Общая психология: Учебник. – Москва, 1986

19. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). М.: КСП+, 1999.*

20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие для вузов под ред. А.А. Крылова, С.А. Маневича. 2-е издание, переработано и дополнено СПб: Питер, 2000 г.

21. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

22. Роговин М.С. Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М.: Наука, 1988.

23. С. Стивенс. Математика и психофизика,1996

24. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. – М.. 1981. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.

25. Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса.